Решение Архангельского областного Собрания депутатов
от 24 сентября 1996 г. N 37
"Об основных направлениях выхода экономики области из кризиса"
Постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 20 октября 2006 г. N 916 настоящее решение признано утратившим силу
Областное Собрание депутатов решает:
1. Принять с учетом высказанных на сессии замечаний и предложений основные направления выхода из кризиса экономики области.
2. Администрации области безотлагательно приступить к реализации первоочередных мер по выводу экономики области из кризиса, продолжить работу по совершенствованию программы ее стабилизации.
3. Комиссиям областного Собрания депутатов установить постоянный контроль за реализацией данного решения.
Председатель областного Собрания депутатов |
В.И. Калямин |
Архангельская область
Основные направления антикризисной программы
Анализ ситуации
Идущая в Российской экономике структурная реформа приводит к периодически возникающим кризисным явлениям как на федеральном, так и на региональном уровнях. Еще вчера успешные предприятия и целые отрасли промышленности под воздействием изменений конъюнктуры и цены, факторов производства оказываются неконкурентоспособными. На региональном уровне это вызывает состояние социально-экономической депрессии. В этих условиях одним из основных инструментов реализации социально-экономической политики области становится областной бюджет.
Сегодня возможности администрации активно использовать этот инструмент ограничены. Налоговые поступления в первом квартале этого года составили менее 42% от запланированных. Во втором квартале ситуация еще более осложнилась: план по доходам был выполнен лишь на 37,5%. В результате расходы областного бюджета были профинансированы менее чем на 65% от запланированного уровня. При этом дефицит бюджета по итогам первого полугодия составил более 37% от фактически полученных доходов против запланированных 17%.
В сложившихся обстоятельствах органы государственной власти области вынуждены были пойти на чрезвычайные антикризисные меры. Бюджет третьего квартала предусматривал резкое сокращение всех расходов, чтобы добиться реального обеспечения запланированных расходов поступающими доходами. Однако предпринятые меры оказались недостаточными для сдерживания кризисных процессов. Наполняемость бюджета составила около 50%.
Не следует ожидать, что до конца года ситуация сколько-нибудь заметно улучшится. Сегодня практически все регионы и Архангельская область испытывают серьезное давление со стороны федеральных органов власти, направленное на увеличение поступлений в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, что значительно сокращает возможности финансового маневра.
Усилия администрации обеспечили не только получение предусмотренного для области трансферта, но и дополнительных средств, которые были направлены на выплату отпускных для работников системы образования. Однако часть полученных средств пошла на погашение задолженности по заработной плате бюджетной сфере за 1995 год. Были также оформлены в виде налогового кредита еще 100 млрд. рублей под строительство газопровода Нюксеница - Архангельск. Частично получены средства по федеральным программам. Это существенно превысило уровень финансирования по другим территориям Российской Федерации. Все эти усилия отчасти затормозили, но не смогли предотвратить инерцию кризисных процессов. Фактически возможности пополнения областного и местных бюджетов за счет федерального исчерпаны.
Образовались зоны хронического кризиса: сельское хозяйство, легкая, комбикормовая промышленности, капитальное строительство. За семь месяцев текущего года снизилось по сравнению с соответствующим периодом прошлого года:
на 10% производство внутреннего валового продукта;
на 22% производство основных видов продукции в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности;
на 56% производство легкой промышленности;
на 46% объем инвестиций;
на 7% объем перевозок грузов;
на 15% объем перевозок пассажиров.
Во всех отраслях экономики продолжает падать эффективность производства, в т.ч. из-за физического и морального износа технологического оборудования и негативных структурных сдвигов. Практически во всех отраслях экономики увеличилась доля убыточных предприятий.
На начало т. г. суммарная задолженность кредиторам (кредиторская задолженность, задолженность по кредитам банков и займам) предприятий промышленности, транспорта, строительства и сельского хозяйства достигла 9364,6 млрд. рублей, из нее просрочено 4394,0 млрд. рублей или 47% от общей суммы задолженности. Сумма просроченных неплатежей в бюджет достигла 977,6 млрд. рублей, в т.ч. федеральному бюджету 430,3 млрд. рублей. Наибольшая просроченная кредиторская задолженность в июне т. г. была на предприятиях электроэнергетики, машиностроения, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
Общая дебиторская задолженность на начало июля составила 5 трлн. рублей, из нее просрочено 2700 млрд. рублей.
Тяжелое финансовое положение предприятий, организаций, плохая наполняемость доходной части бюджетов всех уровней привели к массовым и длительным задержкам выплаты заработной платы, пенсий, пособий по безработице, до предела усложнили положение в социальной сфере: образовании, здравоохранении, культуре.
Сложность социально-экономической обстановки, обнищание населения, проживающего в экстремальных природных условиях, предопределяет необходимость поиска принципиально новых подходов к разработке программы вывода экономики области из кризиса.
Общие принципы формирования и реализации программы
Целью антикризисной программы является замедление и остановка лавинообразного спада производства и уровня жизни населения за счет изменения бюджетной политики, мобилизации внутренних ресурсов области и изменения системы управления (выработки, принятия и реализации решений по ключевым вопросам).
Главным приоритетом антикризисной программы является создание необходимых условий преодоления кризисных явлений в социально-экономической сфере области в целом, а не конкретных предприятий в отдельности.
Критерием выхода из кризисного социально-экономического состояния области является сбалансированность областного бюджета, как важнейшего инструмента реализации структурной реформы, привлечения инвестиций, повышение уровня деловой активности, расширение занятости и повышение доходов населения.
Администрация области берет на себя ответственность за разработку и реализацию программы преодоления кризиса и социально-экономического развития области и активно поддержит любую инициативу, направленную на улучшение положения в области в том случае, если она будет удовлетворять нижеследующим критериям:
а) четкое количественное определение ожидаемых результатов реализации программы с точки зрения увеличения бюджетных доходов или уменьшения нагрузки на бюджет (в частности, за счет увеличения занятости населения или уменьшения уровня бедности);
б) наличие ясного, увязанного по срокам и ресурсам плана действий, направленных на реализацию программы.
Предлагаемая антикризисная программа рассчитана на поэтапную реализацию с уточнением ее элементов по мере изменения общей социально-экономической ситуации в области.
Оптимизация бюджетных расходов.
Реформа социальной сферы
В сложившейся ситуации существует настоятельная необходимость изменения ранее принятой системы планирования бюджетных расходов "от достигнутого".
При разработке чрезвычайного бюджета третьего квартала принцип планирования от достигнутого был дополнен принципом планирования с учетом реальной финансовой обеспеченности расходов.
При разработке последующих квартальных планов необходимо устранить необоснованную дифференциацию однотипных отраслевых расходов, перейти к нормативному методу бюджетного планирования крупномасштабной реформой всей социальной сферы.
В настоящее время разрабатываются минимальные нормы удовлетворения социальных потребностей населения и социального обслуживания.
Бюджетное финансирование, начиная с 1997 года, в обязательном порядке должно будет обеспечивать реализацию этих минимальных норм и стандартных процедур.
Более высокий уровень социального обслуживания должен оплачиваться населением или предприятиями, на которых люди работают за счет их собственных средств.
По мере преодоления последствий кризиса и устойчивого улучшения показателей развития области и увеличения бюджетных расходов минимальные нормы удовлетворения социальных потребностей населения могут быть пересмотрены в сторону их увеличения.
Конечным результатом реформы социальной сферы должно стать формирование трехуровневой системы социальной поддержки населения.
Первый уровень - это финансируемые за счет бюджета минимальные нормы и стандарты социального обслуживания.
Второй уровень - это социальная поддержка в рамках программ обязательного страхования.
Третий уровень - это предоставление социальных услуг в рамках программ добровольного страхования или непосредственно на платной основе.
Благодаря реализации такого рода реформы администрация области получит возможность проводить более активную социально-экономическую политику, не становясь заложницей очередного неблагоприятного изменения экономической ситуации.
С учетом новых подходов в планировании бюджетных расходов можно будет более обоснованно и целенаправленно осуществлять финансирование программ по преодолению социально-экономического кризиса.
Первоочередные действия, направленные на решение
наиболее острых проблем в экономике области
Реформа бюджетного процесса не является единственным механизмом выхода из кризиса. Администрация области предлагает ряд первоочередных действий, а именно - создание системы взаимозачетов, реструктуризация долговых обязательств предприятий области.
В создавшейся ситуации предлагается:
система мер по взаимозачетам долгов предприятий и банков;
упорядочение и большее использование региональных ценных бумаг, имея в виду то, что они исполняют функцию областных денег;
создание регионального депозитария в бездокументальной форме;
изменение схемы сбора доходов в бюджет и внебюджетные фонды с введением реестра налогоплательщиков в электронной форме;
изменение схемы финансирования бюджетных единиц;
привлечение средств населения и юридических лиц под целевые инвестиционные программы и пенсионные выплаты;
разработать комплекс мер, обеспечивающих значительное снижение оттока значительных денежных средств в центр.
Указанные мероприятия носят чрезвычайный характер, и могут быть подвергнуты критике. Поэтому остановимся подробнее на сути некоторых из них.
Взаимозачеты. В ситуации, когда все друг другу должны, а федеральный центр прекратил проводить взаимозачеты, предлагается приступить к их реализации на местном уровне, используя технические возможности "Северной клиринговой палаты".
В настоящее время мэрия Архангельска готовит пакет нормативных документов, согласно которому налогоплательщики представляют в клиринговую палату информацию о своей кредиторской задолженности. Работа по взаимозачетам должна стать постоянной.
Второе. Необходимо разработать и ввести комплекс мер по контролю за выпуском и обращением региональных ценных бумаг с целью упорядочения их хождения. Для регламентации данной работы необходимо принять областной закон "Об электронных расчетах". Это позволит получить эффект в виде сокращения "теневого оборота" и увеличения налоговых поступлений.
Имея такой механизм, как работающая клиринговая палата, мы можем выступить на северо-западе инициаторами расчетной северо-западной системы. Кроме того это позволит запустить механизм обращения векселей предприятий.
Во всем мире для финансирования бюджета используют заимствования у населения и юридических лиц. Областное финуправление осуществило эмиссию 27 выпусков ценных бумаг для населения. В отличие от банков и некоторых других структур заемные средства возвращаются населению. Деньги используются для первоочередных нужд бюджета, которому конечно же выгоднее брать их у населения под 60%, чем у Сбербанка под 123%. Такой заем позволяет инвестировать денежные ресурсы населения в экономику области, вместо того чтобы отправлять их в Москву или Санкт-Петербург.
В настоящее время можно собирать достаточно большие средства, так как с падением ставок на ГКО многие юридические лица предлагают свои деньги и недорого. Основная проблема заключается в поиске высоко надежных направлений для вложения средств, так как нельзя рисковать деньгами населения.
Уже сегодня получены предложения по выпуску зернового векселя под муку и комбикорм Архангельского комбината хлебопродуктов, реконструкцию Архангельского ликеро-водочного завода. Налоги и акцизы с этих производств существенно укрепят бюджет.
Есть предложения от Пенсионного фонда по использованию этих средств для выплат пенсий, т.к. Пенсионный фонд тоже занимает средства в Сбербанке и недешево.
Ведется разработка новых предложений, в том числе разработка механизма взаимодействия с северо-западными регионами как по линии администрации, так и по линии парламентской Ассоциации субъектов Федерации северо-запада. Мы находимся вне правового поля, федеральные законы не поспевают за жизнью; предлагаем на территории субъектов северо-запада до принятия федеральных законов узаконить электронные расчеты, расставить свою бездокументарную технологию, распространить ее на северо-западе, это нужно юридическим лицам и населению, а также бюджету.
Управление пакетами акций
Необходимость управления пакетами акций принадлежащих государству (которое в настоящее время практически отсутствует) очевидна. В условиях низкой доходности по акциям (в большинстве случаев - отсутствия доходности) и низкой ликвидности необходимо использовать управленческую функцию акций.
Следует учитывать, что управленческое использование пакетов акций не направлено на вмешательство в текущую хозяйственную деятельность предприятий, а ориентировано на стратегическое планирование.
Направления использования пакетов акций и механизмы управления:
1. На реструктуризацию экономики области:
механизмы:
а) передача, по предложениям предприятий, закрепленных за государством пакетов акций в траст финансовым группам или корпорациям с жесткими условиями трастового договора;
б) обмен малых пакетов акций, оставшихся у фонда имущества, на более крупные пакеты акций дочерних компаний для увеличения ликвидности пакетов);
в) инициация обмена акциями предприятий единого технологического цикла.
2. На привлечение инвестиций в предприятия области:
механизм: залоговый аукцион.
3. На привлечение кредитных ресурсов:
механизм: объединение пакетов акций предприятий отдельной или сопутствующих отраслей путем создания финансово-промышленных групп.
Все вышеперечисленные механизмы успешно используются в различных регионах России.
Регулирование тарифной политики.
Транспорт относится к числу тех отраслей, в себестоимости услуг которых значительную долю занимают условно-постоянные затраты, т.е. затраты, не зависящие (или слабо зависящие) от объема предоставленных услу г. Для таких отраслей характерным является снижение себестоимости при увеличении объема предоставляемых услу г. Таким образом, возможно задействование механизма положительной обратной связи: снижение тарифов - увеличение объемов перевозок - снижение себестоимости - снижение тарифов.
Действие этого механизма, естественно, не безгранично, однако его использование позволит в кризисный период повысить занятость в транспортном комплексе (особенно в портовом хозяйстве) и обеспечить поступление ресурсов для финансирования необходимых постоянных затрат.
При реализации такого рода стратегии возникают две проблемы.
Первая - это необходимость обеспечить согласованность действий порта и железной дороги в ходе реализации проекта. Ни тот, ни другой партнер не могут добиться успеха, действуя в одиночку. А соблазн для каждого попробовать решить в краткосрочном плане свои проблемы за счет партнера велик.
Вторая проблема - это та, что механизм обратной связи действует с запаздыванием. Тарифы необходимо снизить сегодня, а выгоды от снижения тарифов проявятся только спустя некоторое время. Таким образом, в течение определенного промежутка времени рентабельность транспортной системы снижается, она может понести определенные убытки.
Действия, направленные на увеличение
доходной части бюджета в следующих секторах экономики
Торговля
Оценка средств, необходимых для финансирования обязательных социальных программ области, выводит на минимум расходной части бюджета области на IV квартал 1996 г. в размере 250 млрд. руб. Поступления в бюджет из всех источников за тот же период прогнозируются на уровне 180 млрд. руб. Таким образом, образуется дефицит областного бюджета в размере не менее 70 млрд. руб.
Анализ возможных мер по увеличению поступлений в доходную часть бюджета приводит к выводу о необходимости установления областной государственной монополии на торговлю алкогольными напитками, проведения мероприятий по квотированию торговли алкогольными напитками и ввоза алкогольных напитков на территорию области, увеличения числа лицензируемых видов деятельности и ставок лицензионных сборов, реорганизации торговли скоропортящимися продуктами.
Максимальный эффект от установления алкогольной государственной монополии может быть достигнут при проведении всего комплекса мероприятий, включая поддержку АО "АЛВИЗ" - предприятия, производящего алкогольную продукцию.
Одним из основных источников увеличения бюджетных доходов при этом станет акциз на производство алкогольных напитков и спирта; его дополнят налог на прибыль и НДС. Суммарный эффект может составить до 15 млрд. рублей поступлений в бюджет области (включая лицензионные сборы и подоходный налог). Видно, что расширение сбыта АО "АЛВИЗ" до возможного производственного максимума наиболее выгодно администрации области, так как позволяет практически полностью удовлетворить потребность области в алкоголе местного производства. Таким образом, необходимо:
для реализации намеченных мероприятий сконцентрировать торговлю водки в сети магазинов с круглосуточным режимом работы;
ограничить число оптовых торговцев спиртным путем введения торговых и ввозных квот, предоставляемых на конкурсной основе по результатам исполнения налоговых платежей;
усилить контроль за производством алкогольных изделий со стороны налоговой инспекции;
организовать систему поощрений работников органов внутренних дел за выявление незаконных партий алкоголя и незаконных производств.
В части реорганизации торговли скоропортящимися продуктами необходимо провести решение о запрещении торговли в неприспособленных условиях, что позволит пополнить доходную часть бюджета за счет собираемости платежей и налоговых сборов. Кроме того, появится возможность усиления контроля за доходами индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юридического лица.
Одновременно необходимо расширить область деятельности центра по лицензированию отдельных видов деятельности при администрации области, что позволит упорядочить процесс лицензирования и получить дополнительные поступления в бюджет.
Лесная, деревообрабатывающая
и целлюлозно-бумажная промышленность
Лесной комплекс составляет основу экономики области. Он дает 44% общего объема промышленной продукции области. В отрасли работает 15% всех занятых в народном хозяйстве области (45% занятых в промышленности).
В 1996 году отрасль столкнулась с серьезнейшими проблемами. Объем промышленной продукции за первое полугодие сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 24%. Резко ухудшились финансовые показатели отрасли.
Предприятия комплекса испытывают серьезные затруднения со сбытом готовой продукции (в лесозаготовке запасы готовой продукции за полугодие выросли на 80%).
На ситуацию в отрасли оказали весьма существенное влияние ряд внешних обстоятельств, таких как сокращение спроса на продукцию отрасли (в первую очередь в Европе, а также на внутреннем рынке), введение летом 1995 года Правительством России валютного коридора, что способствовало снижению эффективности экспорта. Однако есть и внутренние факторы, действие которых привело к тому, что отрасль не смогла адекватно отреагировать на ухудшение экономической конъюнктуры.
Основной задачей, стоящей перед отраслью, является снижение издержек производства продукции. А это означает, что в отрасли должна быть произведена крупномасштабная санация и реорганизация.
Программа санации и реорганизации лесной отрасли должна включать в себя:
сворачивание и постепенную ликвидацию безнадежно убыточных производств;
укрупнение экономически эффективных производств, концентрацию на них трудовых ресурсов и эффективной техники, в том числе и высвобождаемой с ликвидируемых предприятий;
широкое развитие вахтового метода в лесозаготовках, изменение системы расселения;
активизацию работы по привлечению иностранных и отечественных инвестиций, имея в виду осуществление технической модернизации производства, освоение новых технологий и новых видов продукции, пользующихся спросом на рынке.
Кроме того, необходимо активизировать работу по поиску новых, нетрадиционных рынков сбыта продукции отрасли как внутри страны, так и за рубежом. В этих целях целесообразно частично централизовать сбыт лесной продукции.
Для того чтобы реализовать программу санации и реорганизации лесной отрасли, необходимо сконцентрировать в одних руках значительный пакет акций предприятий лесной отрасли, позволяющий осуществлять активное воздействие на предприятия.
Здесь необходимо и возможно содействие со стороны областной администрации. Многие из предприятий комплекса имеют значительные долги перед бюджетом области (общая задолженность предприятий отрасли по платежам в бюджеты всех уровней составляет около 400 млрд. рублей, из них просроченная - более 300; согласно экспертной оценке, эти суммы сравнимы со стоимостью основных промышленно-производственных фондов в лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности). Предприятиями могут быть выпущены дополнительные выпуски акций и переданы областной администрации в порядке зачета долгов (конкретные механизмы могут быть определены дополнительно). Таким образом, администрация может стать обладателем значительной части акций предприятий лесного комплекса.
Действия администрации области по реализации программы санации и реорганизации лесной отрасли:
юридическая проработка плана концентрации акций предприятий лесного комплекса в руках администрации области;
разработка условий для внешнего потенциального инвестора - оператора программы (социальных, перспектив развития отрасли и т.д.);
проведение одновременно с этим переговоров с институциональными инвесторами - потенциальными операторами программы;
в случае успеха переговоров - заключение соответствующего соглашения; в случае неуспеха - работа по консолидации группы предприятий лесного комплекса в качестве потенциальных операторов программы либо создание холдинга предприятий отрасли в новом качестве.
К первоочередным антикризисным мерам по стабилизации лесопромышленного комплекса необходимо отнести:
1. Принятие областного закона "Об имуществе, используемом для образования страхового и сезонного запасов";
2. Освобождение от налога на приобретение автотранспортных средств, участвующих в производственном технологическом процессе;
3. Снижение ставки налога на имущество;
4. Реструктуризация расходования средств территориального дорожного фонда;
5. Ускоренное завершение передачи на баланс администраций районов объектов социальной сферы предприятий ЛПК;
6. Разрешение в порядке исключения в течение 3-х лет отвода лесосечного фонда без соблюдения сроков примыкания;
7. Согласование перечня платных услуг, оказываемых предприятиями лесного хозяйства и ставок по ним;
8. Разработка и внедрение схемы взаимозачетов между предприятиями ЛПК и предприятиями ТЭК и транспорта;
9. Передача областной и районным администрациям в управление пакетов государственных акций АО и холдинговых компаний предприятий ЛПК.
Транспорт
Объем перевозок всеми видами транспорта Архангельской области снижен в целом в сравнении с 1991 годом в 3,5 раза, а речное пароходство снизило грузоперевозки леса и строительных грузов в 10-12 раз.
Грузооборот Архангельского Морского торгового порта снизился с 4,0 млн. тонн до 700 тыс. тонн, т.е. в 5,7 раза.
Помимо общих факторов кризиса народного хозяйства снижение грузооборота произошло ввиду высоких тарифов и сборов.
Осложняется ситуация и другими факторами.
На сегодняшний день износ основных фондов всех видов транспорта составляет 87%, в том числе: речной - 88,4%; морской - 67,7%; авиационный - 90%; железнодорожный - 66%; автомобильный - 98%.
Прекращено финансирование за счет федерального бюджета государственных водных путей и судоходства, не проводятся дноуглубительные и лоцмейстерские работы.
Учитывая, что экономическое оздоровление зависит от увеличения объемов грузоперевозки, которая в свою очередь зависит от тарифной политики, необходимо ввести жесткий контроль за увеличением тарифов и сборов, с заключением картельного соглашения между грузоотправителями, предприятиями транспорта и администрацией области.
Экспертный анализ транспортных схем показывает, что Архангельский морской торговый порт при снижении железнодорожного тарифа на 50% и снижении ставок портовых сборов может привлечь грузопотоки: метала (Магнитогорского, Нижнетагильского, Череповецкого металлургических комбинатов), угля (Кемеровского, Воркутинского), бумажной продукции (Котласского ЦБК, Сыктывкарского ЛПК), что приводит к увеличению объемов грузопереработки на 2-2,5 млн. тонн в год. Учитывая, что с одной тонны перерабатываемого груза бюджеты всех уровней получают в среднем 1-1,5 доллара США, есть возможность увеличить доходную часть бюджета на 2-3,2 млн. долларов США.
Рыбодобывающая и рыбоперерабатывающая промышленность.
Переработка морепродуктов
Несмотря на неблагоприятную структуру цены на мировом рынке и рост затрат, отрасль сумела сохранить в 1995 г. рентабельность производства, хотя и на существенно более низком уровне, чем в 1996 г. (с 23,8% до 2,7%).
В 1996 г. наметились некоторые положительные тенденции развития отрасли:
появилась 5-летняя перспектива планирования рыбодобычи в связи с закреплением за Архангельской областью квот добычи рыбы;
появились реальные признаки выхода из кризиса Архангельского рыбоперерабатывающего комбината и перспективы его взаимодействия с рыбодобывающими предприятиями;
предприятие по переработке морских водорослей и получению биопродуктов осталось единственным в России (аналогичное предприятие на Дальнем Востоке прекратило работу), что позволяет захватить монополию на этом рынке (в частности, по агар-агару).
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что наряду с лесопромышленным комплексом рыбодобыча и рыбопереработка могут быть точкой роста в экономике Архангельской области. При этом инвестиции в эту отрасль могут дать определенную отдачу. Ввиду этого предлагается сделать следующее:
отнести деятельность водорослевого комбината к сезонной с распространением льгот на выплату отчислений в бюджет;
стимулировать выполнение программы возрождения рыбопромыслового флота Архангельской области (программа "Грумант-Флот") на базе завода "Звездочка" (планируется построить 20 кораблей).
Военно-промышленный комплекс.
В условиях устойчивой тенденции снижения государственного оборонного заказа реализация предприятиями ВПК конверсионных программ является крайне актуальной для обеспечения занятости населения, наполнения местного бюджета, сохранения технологического потенциала.
На базе предприятий ВПК г. Северодвинска проводятся значительные работы по созданию конверсионной продукции, имеющей большое значение для области и нужд топливно-энергетического комплекса России.
В настоящее время в стадии реализации находятся следующие проекты:
ГМП "Звездочка" совместно с Северным Машиностроительным предприятием ведет строительство самоподъемной буровой платформы по заказу РАО "Газпром";
на стапеле ГМП "Звездочка" заложен головной рыболовный траулер проекта 50010 в рамках Программы возрождения рыболовного промысла Архангельской области;
на мощностях ГРЦАС ведется выполнение работ по заказам дочерних предприятий РАО "Газпром" и иностранных компаний судовладельцев.
Ориентировочный объем производства по указанным направлениям в годовом исчислении составляет более 100 млрд. рублей.
Учитывая направленность конверсионных программ, необходимо создание режима наибольшего благоприятствования в тех "точках роста", которые способны решить задачу поступления в регион крупномасштабных инвестиций и, как следствие, способствовать росту занятости и бюджетных поступлений.
Системы жизнеобеспечения, энергетика
В виду чрезвычайной важности для жизнеобеспечения области устойчивой работы систем тепло и электроснабжения населения и производства в качестве срочных мер предусмотреть:
администрации области совместно с АО "Архэнерго" провести взаимозачеты на федеральном уровне в части федеральных взаимных долгов и за счет этого добиться поставок в область зимнего запаса топлива;
ввести дифференцированные тарифы за пользование электроэнергией для населения в зависимости от объемов потребления;
спризнать целесообразным упорядочить взаимоотношения производителей электроэнергии с предприятиями, продающими электроэнергию, путем заключения трехсторонних договоров с участием органов местного самоуправления. Сконцентрировать их в едином технологическом цикле производства и реализации электрической и тепловой энергии под юрисдикцией АО "Архэнерго".
В качестве среднесрочных мер предполагается: стимулирование со стороны Администрации строительства газопровода "Нюксеница-Архангельск" с целью получения стабильного источника выработки электроэнергии.
По отношению к другим инфраструктурам, дотируемых из бюджета (водоснабжение, канализация, удаление ТБО, очистка сточных вод и др.), необходимо оптимизировать затраты. В рамках программы жизнеобеспечения поддержку получат только наиболее эффективные проекты.
Перспективы
На территории области в средней и долгосрочной перспективе возможно осуществление целого ряда крупных инвестиционных проектов, связанных не только с сырьевым комплексом, но и с производством современной наукоемкой, технологической и экологической продукции. К числу таковых наряду с нефтью, алмазами, бокситами следует отнести производство лекарственных препаратов и медицинской техники, уникальных технико-технологических комплексов, создаваемых на базе конверсионного производства и т.п. Сегодня основным препятствием для разворачивания этих проектов является отсутствие необходимого инвестиционного климата и устойчивых партнерских связей в сфере межведомственной, межрегиональной и международной кооперации.
Эффективным механизмом создания благоприятного инвестиционного климата является свободная экономическая зона. Указанная зона может быть создана в районе побережья Северной Двины. Факт существования такой зоны явится также значимым фактором развития традиционных для области отраслей - лесозаготовительной и лесоперерабатывающей промышленности, может привлечь поставки необходимых ресурсов из других регионов севера.
Другой тип свободной экономической зоны - а именно, свободная таможенная зона, также может быть создан в районе Архангельского морского порта для стимулирования экспорта и импорта товаров. Создание СЭЗ возможно за счет системы последовательных законодательных и административных мер, принимаемых на уровне Федерации, области и органов местного самоуправления. Необходимыми условиями эффективности работы СЭЗ являются проработанные инвестиционные проекты, бизнес-планы, пакет договоров о сотрудничестве и т.д.
Заключение
Настоящая программа носит предметно-ориентированный характер, нацеленный на предотвращение кризисных процессов в экономике области.
И в этой взаимосвязи строилась экспертная оценка по выявлению потенциальных возможностей разных субъектов деятельности территории и в целом отдельных отраслей, а также возможностей существующих коммуникаций в сфере финансового обращения, налогового и экономического пространства по осуществлению экстренных мер в целях экономического оздоровления области.
По этой причине антикризисные меры сконцентрированы на ограниченном круге отраслей и предприятий, что не означает отстранение администрации области от задач и проблем во всех сферах жизнедеятельности области.
Антикризисные мероприятия
I. Бюджетная сфера
N | Антикризисные мероприятия | На кого распространяются; ответственные |
Величина, объем, % |
Процедура | Условия | Результат |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Реструктуризация расходов бюджета области |
- Финуправление; - Департамент экономики и региональных программ |
Разработка нормативов и социальных стандартов |
Утверждение бюджета, разработанного с учетом социальных стандартов областным Собранием депутатов |
Предметно - ориентированные расходы на социальные нужды |
|
2. | Завершение передачи объектов социальной сферы предприятий в муниципальную собственность |
- Департамент строительства, ЖКХ и энергетики; - Администрации городов и районов |
Решение местных органов самоуправления |
Одновременное подписание договоров на передачу и договоров на обслуживание |
Дополнительное поступление средств из федерального бюджета и улучшение финансовых результатов предприятий |
|
3. | Дифференциация ставки налога на имущество с целью снижения издержек товаропроизводителя |
- Финуправление; - Отраслевые департаменты |
Законодательная инициатива администрации |
Решение областного Собрания депутатов |
Снижение себестоимости выпускаемой местными товаропроизводителями продукции (товары, услуги) |
|
4. | Разработка протекционистских мер по поддержке местного производства алкогольной продукции |
- Департамент сельского хозяйства; - Комитет по торговле; - АО "АЛВИЗ" |
Разработка законодательных инициатив по: 1. Максимальному снижению областных налогов 2. Снижению тарифов на потребляемые энергоресурсы, коммунальные услуги |
1. Решение областного Собрания депутатов 2. Решение администрации области |
Снижение себестоимости продукции и увеличение доходной части бюджета от акцизных сборов |
|
5. | Упорядочение торговли продовольственными товарами |
- Комитет по торговле; - Госсанэпиднадзор |
Ввести прогрессивные санкции за нарушение правил торговли скоропортящимися продовольственными товарами |
Распоряжение администрации области и глав администраций городов и районов |
Защита здоровья населения. Увеличение сбора налогов и платежей |
|
6. | Привлечение денежных средств населения для инвестирования областных программ |
- Финуправление; - Северная клиринговая палата |
Выпуск ценных бумаг | Решение администрации области |
Кредитование первоочередных социальных нужд. Сохранение денежной массы в областном обороте |
II. Промышленность
N | Антикризисные мероприятия | На кого распространяются; ответственные |
Величина, объем, % |
Процедура | Условия | Результат |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Формирование целевых заказов на товары (работы и услуги) с приоритетным размещением на предприятиях и в организациях области |
- Департаменты администрации; - Финуправление; - Учреждения и организации, потребители продукции |
Заключение соглашений между администрацией и товаропроизводителями |
Адресная поддержка производителей |
||
2. | Введение моратория в IV квартале на пени по налогам в областные и местные бюджеты |
- Областная налоговая инспекция; - Финуправления |
Принятие областного закона |
Обязательная выплата текущих платежей |
Стабилизация финансового положения товаропроизводителей |
|
3. | Разработка вариативных моделей и форм объединения субъектов хозяйства различных форм собственности, обеспечение консультирования и организационной поддержки |
- Департамент экономики и региональных программ |
Распоряжение Главы администрации |
Повышение эффективности управления |
||
4. | Заключение соглашения между Архангельской областью, Ненецким автономным округом, Республикой Коми, Ямало-Ненецким автономным округом, как субъектами Федерации, в части проведения протекционистской политики по использованию мощностей ВПК Архангельской области при освоении нефтегазовых месторождений указанных регионов |
- Администрация области | Заключение соглашения | Согласие сторон | Загрузка мощностей, сохранение рабочих мест на предприятиях ВПК |
III. Система платежей и взаимозачетов
N | Антикризисные мероприятия | На кого распространяются; ответственные |
Величина, объем, % |
Процедура | Условия | Результат |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Взаимозачет долгов предприятий и кредитных организаций |
- Предприятия, кредитные организации области Ответственные: - "Северная клиринговая палата"; - Финуправления; - Налоговая инспекция |
Все предприятия и организации, независимо от форм собствен - ности, распростра - нение взаимозачета на Северо-запад |
1. Распоряжение Главы администрации области |
Для увеличения объемов взаимозачета принятие соглашения с другими субъектами Федерации о взаимозачете между субъектами и предприятиями |
Сокращение взаимной задолженности |
2. | Упорядочение так называемых "областных денег", придание им характера механизма по выходу из кризиса |
- Предприятия бюджетной сферы, предприятия других форм собственности Ответственные: - Финуправление; - Администрация области; - Департамент финансов мэрии; - "Северная клиринговая палата" |
1. Распоряжение Главы администрации области 2. Возложение координационных функций на правительство области 3. Внесение всех видов ЦБ в электронный депозитарий, в т.ч. и выданных в виде кредитов, проданных населению в виде жилищных сертификатов |
Сокращение задолженности, ускорение расчетов, усиление контроля налоговых органов |
||
3. | Выпуск ЦБ для населения и юридических лиц |
- Население, юридические лица Ответственные: - Финуправление; - Департамент финансов мэрии; - "Северная клиринговая палата" |
Для нужд бюджета. Для Пенсионного фонда и социальной защиты |
Распоряжение Главы администрации области |
Внесение всех ЦБ в электронный депозитарий "Северной клиринговой палаты" |
Привлечение более дешевых средств для нужд бюджета, Пенсионного фонда, социальной защиты |
5. | Упорядочение платежей за электроэнергию |
- Департамент строительства, ЖКХ и энергетики; - Администрации городов и районов; - "Архэнерго" |
Заключение трехсторонних договоров между "Архэнерго", администрациями городов и районов и перепродавцом электроэнергии |
Своевременное поступление платежей в "Архэнерго" |
IV. Лесной комплекс
N | Антикризисные мероприятия | На кого распространяются; ответственные |
Величина, объем, % |
Процедура | Условия | Результат |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Принятие областного Закона "Об имуществе, используемом для образования страхового и сезонного запасов" |
- Предприятия с сезонным циклом работ; - Администрация области; - Областное Собрание депутатов |
Принятие закона областным Собранием депутатов |
Подготовка проекта документа |
Уменьшение стоимости налога на имущество, исчисляемого для целей налогообложения, на балансовую стоимость имущества, используемого для создания межсезонных запасов древесины |
|
2. | Освобождение от налога на приобретение автотранспортных средств, участвующих в производственном технологическом процессе |
- Лесозаготовительные предприятия независимо от формы собственности; - Администрация области; - Областное Собрание депутатов |
Принятие решения областным Собранием депутатов |
Подготовка проекта документа |
Финансирование дополнительного приобретения техники |
|
3. | Снижение ставки налога на имущество |
- Предприятия лесопромышленного комплекса; - Администрация области; - Областное Собрание депутатов |
Принятие решения областным Собранием депутатов |
Контроль за целевым использованием высвобождаемых средств |
Использование средств на компенсацию затрат по содержанию социальной сферы и поддержке производственных мощностей |
|
4. | Реструктуризация расходования средств территориального дорожного фонда |
- Лесозаготовительные и лесоперерабатывающие предприятия; - "Архангельскавтодор" |
В объеме средств, поступивших в территори - альный дорожный фонд от предприятий лесопромыш - ленного комплекса, по налогу на пользователей автодорог |
Принятие решения областным Собранием депутатов |
Заключение договоров между "Архангельскавтодором" и лесозаготовительными предприятиями при согласовании с Союзом работодателей - лесопромышленников и администрации области |
Возмещение затрат предприятий на строительство лесовозных дорог |
5. | Передача на баланс администраций городов и районов объектов социальной сферы предприятий ЛПК до 1 марта 1997 г. |
- Предприятия ЛПК; - Администрации городов и районов |
Распоряжения глав администраций городов и районов |
Одновременное заключение договора о передаче объектов социальной сферы на баланс администрации района и договора на эксплуатационное обслуживание объектов социальной сферы |
Уменьшение стоимости имущества, исчисляемого для целей налогообложения. Частичное возмещение затрат на содержание объектов социальной сферы. Уменьшение себестоимости продукции |
|
6. | Разрешение в порядке исключения в течение 3-х лет отвода лесосечного фонда без соблюдения сроков примыкания |
- Лесозаготовительные предприятия; - Администрация области; - Управление лесного хозяйства |
Согласование с органами лесного хозяйства |
Увеличение объема заготовки леса, снижение себестоимости продукции |
||
7. | Согласование перечня платных услуг, оказываемых предприятиями лесного хозяйства, и ставок по ним |
- Комитет по химико-лесному комплексу администрации области; - Союз работодателей - лесопромышленников; - Управление лесного хозяйства |
Утверждение согласованного перечня платных услуг и ставок по ним |
Создание экспертной группы |
Урегулирование финансовых взаимоотношений между лесхозами и леспромхозами. Снижение себестоимости продукции |
|
8. | Разработка схемы взаиморасчетов между предприятиями ЛПК и предприятиями ТЭК и транспорта |
- Предприятия ЛПК, ТЭК, транспорта |
Координация администрацией действий договаривающихся сторон |
Подписание трехсторонних договоров между участниками схемы взаиморасчетов |
Уменьшение привлечения банковских кредитов |
|
9. | Передача областной и районным администрациям в управление пакетов государственных акций акционерных обществ и холдинговых компаний ЛПК |
- Администрация области; - Районные администрации |
Оформление доверенности |
Вхождение в состав совета директоров общества представителей администрации |
Обеспечение контроля за целевым использованием предоставляемых льгот |
V. Транспорт
N | Антикризисные мероприятия | На кого распространяются; ответственные |
Величина, объем, % |
Процедура | Условия | Результат |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Уменьшение транспортных тарифов на перевозку грузов |
- Департамент транспорта и связи; - Морской торговый порт; - Северная железная дорога; - АО "СРП"; - АО "СМП" |
Принятие картельного соглашения о тарифах на перевозку грузов |
1. Проведение дноуглубительных работ 2. Подготовка портфеля заказов с грузоотправителями 3. Решение вопроса о содержании ледокола |
1. Увеличение грузопотока 2. Увеличение доходной части бюджета области 3. Решение проблемы занятости |
VI. Агропромышленный комплекс
N | Антикризисные мероприятия | На кого распространяются; ответственные |
Величина, объем, % |
Процедура | Условия | Результат |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Заключение договора с сельхозпроизводителями на поставку продукции учреждениям закрытой сети на основе областного заказа |
- Департаменты, управления, комитеты администрации области. Ответственные: - Департамент сельского хозяйства |
Соглашения, договора между администрациями районов, городов, товаропроизводителями, учреждениями закрытой сети |
Расширение рынка сбыта сельхозпродукции Защита местных товаропроизводителей |
||
2. | Использование средств продовольственной корпорации для авансирования деятельности местных товаропроизводителей |
- Департамент сельского хозяйства; - Продовольственная корпорация |
Заключение договора | Экономия финансовых средств |
||
3. | Предоставление сельхозпроизводителям, предприятиям переработки, птицефабрикам торговых площадей, торговых мест |
- Администрации городов, районов - Комитет торговли и потребительского рынка; - Департамент сельского хозяйства |
Распоряжения глав администраций городов, районов |
Соглашения между администрациями городов и районов и товаропроизводителями |
Расширение рынка сбыта, увеличение доходности товаропроизводителей |
|
4. | Организация пунктов контроля и экспресс - лаборатории по проверке соответствия качества продукции, ввозимой на территорию области, в г. Вельске, Каргополе, пос. Ядриха, а также у грузополучателей продуктов железнодорожным, морским, воздушным транспортом |
- СЭС; - Госветнадзор; - Комитет по стандартизации и метрологии; - УВД; - Департамент сельского хозяйства |
Предоставление помещений и оснащение их оборудованием контроля |
Защита населения от недоброкачественной продукции и поддержка местных товаропроизводителей |
||
5. | Разработка и принятие областного Закона "О продовольственной безопасности области" |
- Департамент сельского хозяйства; - Главное правовое управление администрации области |
Решение областного Собрания депутатов |
Защита внутреннего потребительского рынка и местных товаропроизводителей |
||
6. | Разработка и принятие областного Закона "Об областном заказе" |
- Департамент экономики и региональных программ; - Финуправление; - Главное правовое управление администрации области |
Решение областного Собрания депутатов |
Упорядочение процесса исполнения бюджета области |
VII. Строительство
N | Антикризисные мероприятия | На кого распространяются; ответственные |
Величина, объем, % |
Процедура | Условия | Результат |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Концентрация финансовых ресурсов и мощностей строительных организаций на достройке и вводе в эксплуатацию первоочередных начатых строительных объектов. Консервация части начатых объектов |
- Департамент строительства, ЖКХ и энергетики |
Постановление правительства администрации "О сокращении незавершенного строительства и концентрации средств" |
Максимальное сохранение производственного потенциала подрядны организаций |
Снижение объемов незавершенного строительства, ликвидация "долгостроев" |
|
2. | Максимальное задействование лимита государственных инвестиций, предусмотренных на предоставление субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей, на строительстве жилья в южных районах области, а также в других регионах страны силами подрядных организаций области |
- Департамент строительства, ЖКХ и энергетики; - Архангельский региональный отдел Госкомсевера; - Администрации городов, районов области |
Постановление правительства администрации области |
Соглашение межд заказчиком и администрациями регионов |
Обеспечение загрузки подрядных строительных организаций |
|
3. | Организация выпуска жилищных сертификатов под гарантии администрации области, администраций городов и районов |
- Финуправление; - Департамент строительства, ЖКХ и энергетики; - Администрации городов и районов области |
Постановление Главы администрации области |
Доступная цена квадратного метра жилья, использование аккумулированных средств для продолжения строительства начатых домов |
Расширение объемов и сокращение незавершенного жилищного строительства |
|
4. | Введение с 1 октября т.г. моратория на индексы удорожания строительно-монтажных работ |
- Департамент строительства, ЖКХ и энергетики |
Распоряжение Главы администрации области |
Снижение стоимости строительно-монтажных работ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного Собрания депутатов от 24 сентября 1996 г. N 37 "Об основных направлениях выхода экономики области из кризиса"
Текст решения опубликован в газете "Волна" от 8 октября 1996 г. N 35, в издании "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов второго созыва" от 24-26 сентября 1996 г. N 3
Постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 20 октября 2006 г. N 916 настоящее решение признано утратившим силу