Решение Архангельского областного Собрания депутатов
от 23 апреля 1997 г. N 166
"О программе "Первоочередные меры по обеспечению лечебно-профилактической
помощью населения Архангельской области на 1997-1998 годы"
Постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 20 октября 2006 г. N 916 настоящее решение признано утратившим силу
В целях обеспечения населения области гарантированной государством доступной медицинской помощью в условиях острейшего дефицита финансовых средств областное Собрание депутатов решает:
1. Утвердить прилагаемую программу "Первоочередные меры по обеспечению лечебно-профилактической помощью населения Архангельской области на 1997-1998 годы".
2. Возложить на администрацию области функцию координатора деятельности по реализации настоящей программы.
3. Предложить органам местного самоуправления муниципальных образований области разработать мероприятия по реализации настоящей программы на своих территориях.
Председатель областного Собрания депутатов |
В.И. Калямин |
Программа
"Первоочередные меры
по обеспечению лечебно-профилактической помощью
населения Архангельской области на 1997 год"
(утв. решением Архангельского от 23 апреля 1997 г. N 166)
г. Архангельск
1997 год
I. Обоснование разработки программы
На фоне высокой смертности и низкой рождаемости в 1996 году отмечается дальнейшее снижение средней продолжительности жизни и уровня здоровья населения области, рост заболеваемости социально значимыми болезнями, особенно туберкулезом, венерическими и заразными кожными.
Областные целевые программы по вопросам здравоохранения не выполняются из-за острого дефицита бюджетных средств. Долг бюджетов всех уровней медицинским учреждениям и фонду обязательного медицинского страхования составил по итогам 1996 года 217,553 млрд. рублей. В целом здравоохранение профинансировано в прошедшем году лишь на 68% к уровню утвержденного годового бюджета, или 38,3% к потребности. Это показывает, что решение вопросов охраны здоровья населения не стало приоритетным в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Отрасль находится на грани выживания. Настало время реально оценить финансовые возможности здравоохранения, а, следовательно, способность его к оказанию бесплатной медицинской и лекарственной помощи населению в объемах, продекларированных государством.
В тоже время снижение уровня бесплатности и доступности в оказании медицинской помощи населению обусловлено не только комплексом сложившихся социально-экономических факторов, но и рядом проблем, обусловленных существующей законодательной базой.
Основными из них являются:
утрата управленческой вертикали. Передача в муниципальную собственность лечебно-профилактических учреждений и изменение порядка формирования местных бюджетов привели к утрате прежних административных рычагов управления сетью медицинских учреждений, а внедряемые экономические методы управления не смогли их компенсировать в условиях нарастающего социально-экономического кризиса. Усилия разных ведомств, связанных с охраной здоровья, оказались разобщенными;
несовершенство структуры системы здравоохранения. Разгосударствление учреждений и предприятий здравоохранения, а также деление отрасли на государственную, муниципальную и частную системы привели к несбалансированности уровней и звеньев оказания медицинской помощи на стыках этих систем;
функционирование отрасли по затратному принципу при финансировании по остаточному. Сложившаяся система управления и финансирования отрасли обусловили низкую эффективность использования и без того скудных ресурсов, а также привели к дисбалансу в структуре оказания медицинской помощи в сторону относительно дорогостоящих ее видов;
увеличение дисбаланса в структуре кадров. Снизилась доля врачей первичного звена здравоохранения, изменилось соотношение между врачебным и сестринским персоналом в сторону уменьшения и составило 1:2,8 при нормативе Минздрава РФ 1:5. Создалась критическая ситуация в комплектовании медицинскими кадрами сельских учреждений здравоохранения.
ухудшение лекарственного обеспечения населения и учреждений здравоохранения. Реорганизация аптечной службы в современных социально-экономических условиях произошла при отсутствии государственной концепции организации лекарственного обеспечения населения и учреждений здравоохранения. Вопросы лекарственного обеспечения в настоящее время не решены ни организационно, ни экономически, ни юридически при том, что лекарственное обеспечение было и остается социально-значимой проблемой.
отсутствие четкой, продуманной стратегии реформирования отрасли на уровне Правительства Российской Федерации. В результате система здравоохранения как комплекс целенаправленных действий по обеспечению доступной, качественной медицинской помощи населению и охране здоровья в целом, продолжает постепенно распадаться.
Настоящее положение системы здравоохранения области обусловило невозможность обеспечения населения гарантированной государством бесплатной, доступной, качественной и своевременной медицинской помощью. Согласно прогнозу бюджета области на 1997 год увеличение финансирования отрасли не ожидается. Прошедший год показал, что даже при утвержденном бюджете поступление средств в его доходную часть непредсказуемо. Поэтому наиболее важное значение в сложившейся ситуации приобретают вопросы выявления резервов внутри системы и рационализация использования имеющихся ресурсов здравоохранения
II. Цели и задачи программы
Целью настоящей программы является создание условий для более полного обеспечения населения Архангельской области гарантированной, бесплатной, доступной, качественной и своевременной медицинской помощью, адекватной объемам финансирования государственной и муниципальной систем здравоохранения.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:
- повышение значимости и приоритетное развитие амбулаторно-поликлинических видов помощи;
- обеспечение доступности оказываемой медицинской помощи всему населению области;
- внедрение менее затратных технологий на всех уровнях оказания медицинской помощи;
- восстановление управляемости системой здравоохранения;
- рационализация расходования имеющихся ресурсов здравоохранения.
III. Основные направления программы
Программа первоочередных мер по обеспечению населения лечебно-профилактической помощью рассчитана на 1997 год. Основными ее направлениями являются:
1. Совершенствование управления и законодательной базы здравоохранения.
2. Обеспечение медицинской помощью населения за счет повышения эффективности использования ресурсов здравоохранения.
3. Оптимизация лекарственного и материально-технического обеспечения.
4. Совершенствование кадрового обеспечения здравоохранения.
IV. Ожидаемый результат реализации программы
Реализация настоящей программы позволит в течение 1997 года решить первоочередные вопросы медицинского и лекарственного обеспечения населения области и создаст основу для разработки областного закона "Об охране здоровья населения Архангельской области".
V. Управление реализацией программы
Руководство реализацией программы осуществляет администрация Архангельской области.
На нее возлагается:
- координация выполнения и анализ эффективности предусмотренных программой мероприятий;
- систематическая оценка состояния обеспечения населения медицинской помощью и коррекция проводимых мероприятий.
Исполнители мероприятий:
департамент здравоохранения администрации области (далее - департамент здравоохранения), финансовое управление администрации области (далее - облфинуправление), департамент экономической политики и развития Архангельской области (далее - департамент экономики), управление капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики администрации области (далее - управление строительства), комитет по управлению государственным имуществом Архангельской области (далее - комитет по управлению имуществом), постоянная комиссия по охране общественного здоровья, науке и высшему образованию областного Собрания депутатов (далее - постоянная комиссия по охране здоровья), Архангельский областной фонд обязательного медицинского страхования (далее - областной фонд ОМС), органы местного самоуправления муниципальных образований (далее - органы местного самоуправления), управления (отделы) здравоохранения органов местного самоуправления муниципальных образований (органы управления здравоохранением территорий), государственное унитарное предприятие "Фармация" (далее - ГУП "Фармация"), Архангельская государственная медицинская академия (далее - медицинская академия), центр Госсанэпиднадзора в Архангельской области.
Приложение
к программе "Первоочередные меры
по обеспечению лечебно-профилактической
помощью населения Архангельской области
на 1997-1998 годы"
Мероприятия
по реализации программы
на 1997-1998 годы
---------------------------------------------------------------------------
NN | Наименование мероприятия | Срок | Исполнители
п/п | |исполнения|
------+----------------------------------------+----------+----------------
1 | 2 | 3 | 4
---------------------------------------------------------------------------
I. Совершенствование управления и
законодательной базы здравоохранения.
1. Создание единой интегрированной системы III-IV Департамент
здравоохранения Архангельской области. квартал здравоохранения.
Разработка, согласование и заключение
договоров и соглашений с субъектами
единой интегрированной системы
здравоохранения Архангельской области.
2. Заключение соглашений между II-III Департамент
департаментом здравоохранения и квартал здравоохранения,
органами местного самоуправления органы местного
муниципальных образований о самоуправления.
взаимоотношениях в сфере
здравоохранения.
3. Разработка мероприятий по созданию
моделей межмуниципальных ассоциаций в
сфере здравоохранения:
3.1. Няндомской (Няндомский, Каргопольский, II Органы
Коношский, Плесецкий районы). квартал местного
В проведении мероприятий по созданию самоуправления
модели ассоциации имеет право принять Няндомского,
участие Няндомская железнодорожная Коношского,
больница; Плесецкого,
Каргопольского
муниципальных
образований.
3.2. Вельской (Вельский, Устьянский, III Органы
Шенкурский районы); квартал местного
самоуправления
Вельского,
Устьянского,
Шенкурского
муниципальных
образований.
3.3. Котласской (гг. Котлас, Коряжма, IV Органы местного
Котласский, Ленский, Вилегодский, квартал самоуправления
Красноборский, Устьянский, В.Тоемский г.г. Котласа,
районы); Коряжмы,
Котласского,
В.Тоемского,
Красноборского,
Ленского,
Устьянского,
Вилегодского
муниципальных
образований.
4. Разработка и согласование проектов
областных законов:
4.1. "О борьбе с туберкулезом и о II Департамент
противотуберкулезной помощи квартал здравоохранения,
населению"; постоянная
комиссия по охране
здоровья.
4.2. "О защите населения от распространения II Департамент
заболеваний, передаваемых половым путем, квартал здравоохранения,
и заразных кожных заболеваний"; постоянная
комиссия по охране
здоровья.
4.3. "Об охране здоровья населения IV Департамент
Архангельской области"; квартал здравоохранения,
постоянная
комиссия по охране
здоровья.
4.4. "О санитарно-эпидемиологическом IV Департамент
благополучии населения"; квартал здравоохранения,
постоянная
комиссия по охране
здоровья, центр
Госсанэпиднадзора
в Архангельской
области.
5. Разработка проекта "Областной программы IV Департамент
государственных гарантий по обеспечению квартал здравоохранения,
населения Архангельской области областной фонд
бесплатной медицинской помощью и ОМС,
входящей в ее состав Областной программы облфинуправление,
обязательного медицинского страхования" департамент
для утверждения сессией областного экономики.
Собрания депутатов.
6. Разработка проектов документов для III-IV Департамент
рассмотрения и утверждения квартал здравоохранения,
администрацией области в целях областной фонд
реализации "Областной программы ОМС,
государственных гарантий по обеспечению облфинуправление,
населения Архангельской области департамент
бесплатной медицинской помощью и экономики.
входящей в ее состав Областной программы
обязательного медицинского
страхования".
7. Функциональное переподчинение II Департамент
государственного унитарного квартал здравоохранения,
предприятия "Фармация" департаменту комитет по
здравоохранения, внесение изменений в управлению
устав предприятия. имуществом.
8. Организация методической помощи по II-III Органы местного
созданию структуры управления квартал самоуправления
здравоохранением в составе органов муниципальных
местного самоуправления муниципальных образований,
образований сельских районов или департамент
передача полномочий по управлению здравоохранения.
здравоохранением центральным районным
больницам.
II. Повышение эффективности использования
ресурсов здравоохранения для обеспечения
медицинской помощью населения области.
2.1. Приоритетное развитие амбулаторной
(внебольничной) медицинской помощи:
2.1.1. Сохранение действующей сети имеющихся в течение Органы местного
фельдшерско-акушерских пунктов и года самоуправления,
врачебных амбулаторий. департамент
здравоохранения.
2.1.2. Проведение мероприятий по внедрению в течение Органы местного
стационарозамещающих видов помощи: года самоуправления,
дневных стационаров; стационаров на департамент
дому; отделений восстановительного здравоохранения.
лечения и реабилитации; отделений по
уходу.
2.1.3. Децентрализация психиатрической службы. II Департамент
Преобразование диспансерных отделений квартал здравоохранения,
Архангельской областной клинической органы местного
психиатрической больницы N 1, самоуправления
Котласского психоневрологического муниципального
диспансера в диспансеры - "Центры образования
психического здоровья". г. Котласа.
Организация диспансера - "Центра IV Органы местного
психического здоровья" в г.г. Вельске, квартал самоуправления
Няндоме. муниципальных
образований
гг. Няндомы,
Вельска.
2.2. Оптимизация функционирования
стационарных видов помощи:
2.2.1. Оптимизация работы коечного фонда. II Органы местного
квартал самоуправления,
органы управления
здравоохранением
территорий,
департамент
здравоохранения.
2.2.2. Выделение коек сестринского ухода, II Органы местного
медико-социальной помощи. квартал самоуправления,
органы управления
здравоохранением
территорий,
департамент
здравоохранения.
2.2.3. Интеграция психиатрической и II Департамент
наркологической служб области. квартал здравоохранения,
органы управления
здравоохранением
территорий.
2.2.4. Проведение мероприятий по созданию на в течение Департамент
базе межмуниципальных ассоциаций года здравоохранения,
здравоохранения специализированных служб органы управления
для закрепленных территорий. здравоохранением
территорий.
2.3. Организация оказания медицинской помощи.
2.3.1. Проведение организационных мероприятий II-IV Департамент
по изучению возможности введения квартал здравоохранения,
медико-технологических стандартов в органы управления
практику работы медицинских учреждений. здравоохранением
территорий.
2.3.2. Установление и введение минимального II-III Департамент
обязательного перечня лекарственных квартал здравоохранения,
препаратов для медицинской помощи и департамент
минимального гарантированного экономики, органы
лекарственного стандарта в разрезе управления
нозологических форм в деятельность здравоохранением
лечебно-профилактических учреждений. территорий.
2.3.3. Обеспечение приоритетности профилактики в течение Органы местного
социально значимых заболеваний в года самоуправления,
соответствии с принятыми областными департамент
программами: "Вакцинопрофилактика", "О здравоохранения,
неотложных мерах борьбы с туберкулезом в департамент
Архангельской области на 1996 - 1998 экономики, органы
годы". управления
здравоохранением
территорий.
III. Оптимизация лекарственного и
материально-технического обеспечения.
3.1. Оптимизация лекарственного обеспечения.
3.1.1. I этап
Неотложные мероприятия
1. Создание органа по координации II Администрация
фармацевтической деятельности на квартал области,
территории области. департамент
здравоохранения.
2. Определение обязательного II - III Департамент
ассортиментного перечня жизненно важных квартал здравоохранения,
лекарственных средств и изделий департамент
медицинского назначения, отпускаемых экономики, ГУП
населению. "Фармация".
3. Изменение схемы, объема и механизма II Департамент
финансирования закупок и оплаты квартал здравоохранения,
минимального обязательного перечня департамент
жизненно важных лекарственных средств и экономики, ГУП
изделий медицинского назначения для "Фармация".
лечебно-профилактических учреждений.
4. Определение минимального обязательного II Департамент
перечня жизненно важных лекарственных квартал здравоохранения,
средств и изделий медицинского ГУП "Фармация".
назначения для оказания гарантированной
медицинской помощи в
лечебно-профилактических учреждениях
области.
5. Изменение торговых надбавок на II Департамент
лекарственные средства и изделия квартал экономики,
медицинского назначения, включенные в департамент
обязательный ассортиментный перечень. здравоохранения.
II этап
3.1.2. Плановые мероприятия по стабилизации
лекарственного обеспечения
1. Разработка и утверждение временных II - III Департамент
стандартов оказания лекарственной помощи квартал здравоохранения,
для: департамент
- оказания стационарной помощи; экономики, ГУП
- амбулаторного лечения; "Фармация".
- неотложной медицинской помощи.
2. Создание экстренного резерва II - III Департамент
медикаментов для нужд учреждений квартал здравоохранения,
здравоохранения области с учетом заявок облфинуправление,
лечебно-профилактических учреждений. областной
фонд ОМС,
ГУП "Фармация".
3. Разработка условий и организации III - IV Департамент
проведения оптовых закупок квартал здравоохранения,
лекарственных средств для нужд департамент
здравоохранения. экономики,
облфинуправление.
4. Передача в ведение государственных III - IV Комитет по
медицинских учреждений хозрасчетных квартал управлению
больничных аптек. имуществом,
департамент
здравоохранения,
ГУП "Фармация".
5. Разработка системы учета и контроля III-IV Департамент
расходования медикаментов и изделий квартал здравоохранения.
медицинского назначения в учреждениях
здравоохранения.
3.2. Оптимизация материально-технического
обеспечения:
1. Приоритетные направления капитального
строительства и ремонта.
1.1. Концентрация выделенных финансовых в течение Управление
средств на завершении строительства года строительства,
наиболее значимых объектов и с высокой департамент
степенью готовности: здравоохранения.
лечебный корпус областной клинической
больницы;
кардиологический корпус 1-й городской
клинической больницы г. Архангельска;
дом - интернат для детей с поражением
опорно-двигательного аппарата
(Федеральная программа);
лечебный корпус Коношской ЦРБ;
хирургический корпус Мезенской ЦРБ;
центральная районная больница в
с. И-Подомском;
патологоанатомический корпус;
Плесецкий ЦРБ;
поликлиника Плесецкой ЦРБ;
поликлиника Карпогорской ЦРБ;
поликлиника Каргопольской ЦРБ;
гинекологическое отделение Устьянской
ЦРБ.
2. Совершенствование схемы снабжения
муниципальных и государственных
медицинских учреждений:
2.1. Использование взаимозачетов, налоговых в течение Департамент
освобождений и бартерных сделок для года здравоохранения,
приобретения медикаментов, продуктов облфинуправление,
питания, технологического оборудования, департамент
стройматериалов, хозяйственных экономики,
товаров, автотранспорта и областной фонд
медоборудования для ОМС, органы
лечебно-профилактических учреждений. местного
самоуправления,
органы управления
здравоохранением
территорий.
2.2. Целевое направление выделяемых средств в течение Департамент
на поддержание высоких технологий, года здравоохранения,
сервисное (техническое) обслуживание и облфинуправление.
приобретение расходных материалов,
государственных областных медицинских
учреждений.
2.3. Изготовление на базе производственного в течение Департамент
объединения "Севмашпредприятие" года здравоохранения,
(г. Северодвинск) медицинского департамент
инструментария в счет взаимозачетов с экономики,
областным бюджетом и областным фондом облфинуправление,
ОМС по заявкам департамента органы местного
здравоохранения. самоуправления.
3. Решение вопроса о передаче жилья,
инженерных коммуникаций, ведомственных
котельных здравоохранения в
собственность муниципального образования
"Приморский район":
3.1. 90-квартирного жилого дома по Талажскому в течение Комитет по
шоссе 27-ой областной клинической года управлению
психиатрической больницы N 1; имуществом.
3.2. 15 жилых домов, котельной, теплосетей в течение Комитет по
д. Талаги областной клинической года управлению
психиатрической больницы N 2; имуществом.
3.3. 7 жилых домов в п. Лахта туберкулезной в течение Комитет по
больницы "Лахта"; года управлению
имуществом.
IV. Кадровое обеспечение здравоохранения
1. Обеспечение выполнения решения в течение Органы местного
правительства администрации года самоуправления,
Архангельской области от 20.02.96 г. облфинуправление,
N 8/4 "О состоянии и мерах по управление
комплектованию врачебными кадрами строительства,
учреждений здравоохранения сельских департамент
районов". здравоохранения,
медицинская
академия.
2. Обеспечение выполнения соглашения между в течение Департамент
администрацией Архангельской области, года здравоохранения,
департаментом здравоохранения и медицинская
Архангельской государственной академия.
медицинской академией от 25.06.96 г.
N 1/10-252 о ежегодном обучении в АГМА
студентов из районов области за счет
средств областного бюджета.
3. Подготовка и переподготовка медицинских
кадров:
3.1. Обеспечение повышения квалификации в течение Департамент
врачей и педагогов медицинских училищ на года здравоохранения,
факультете последипломного образования медицинская
медицинской академии. академия.
3.2. Обеспечение повышения квалификации в течение Департамент
средних медицинских работников в года здравоохранения.
областном базовом училище повышения
квалификации работников со средним
медицинским и фармацевтическим
образованием.
3.3. Организация подготовки медицинских III Департамент
сестер с высшим образованием в квартал здравоохранения,
медицинской академии. медицинская
академия.
3.4. Сохранение численности обучающихся в течение Департамент
Архангельском медицинском колледже с года здравоохранения,
учетом потребности здравоохранения облфинуправление.
области.
3.5. Расширение подготовки врачей и средних II - III Медицинская
медицинских работников на квартал академия, органы
компенсационной основе. местного
самоуправления,
департамент
здравоохранения.
3.6. Интеграция образовательной деятельности в течение Медицинская
медицинской академии, медицинского года академия, органы
колледжа и медицинских училищ. местного
самоуправления,
департамент
здравоохранения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного Собрания депутатов от 23 апреля 1997 г. N 166 "О программе "Первоочередные меры по обеспечению лечебно-профилактической помощью населения Архангельской области на 1997-1998 годы"
Текст решения опубликован в газете "Волна" от 3 июня 1997 г. N 22, в издании "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов второго созыва" от 22-24 апреля 1997 г. N 8
Постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 20 октября 2006 г. N 916 настоящее решение признано утратившим силу