Областное Собрание решает:
1. Принять проект областного закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья" в первом чтении.
2. Поручить рабочей группе (Кашин Н.П., Шишов В.В.) доработать законопроект с учетом высказанных замечаний и предложений, внести на очередную сессию областного Собрания депутатов.
Председатель областного Собрания депутатов |
В.И. Калямин |
Проект закона Архангельской области
"О качестве и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья"
(принят решением Архангельского областного Собрания депутатов
второго созыва от 3 июня 1997 г. N 182)
Закон Архангельской области от 15 июля 1997 г. N 36-10-ОЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья" вступил в силу
Статья 1. Общие положения
1. Настоящий закон разработан в соответствие законов РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии", "О ветеринарии", "О защите прав потребителей", "О сертификации продукции и услуг", других законодательных актов в целях обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов для здоровья населения и регулирует отношения, возникающие между изготовителем, продавцом и потребителем при производстве, закупке, ввозе, хранении, транспортировании и реализации пищевых продуктов и продовольственного сырья.
2. Требования настоящего закона распространяются на юридических и физических лиц, осуществляющих производство, закупку, ввоз, хранение, транспортирование и реализацию пищевых продуктов и продовольственного сырья.
Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе
В настоящем Законе применяются следующие понятия:
- продовольственное сырье - объекты растительного, животного, микробиологического, а также минерального происхождения, используемые для производства пищевых продуктов;
- пищевые продукты - продукты, в том числе алкогольные, произведенные из продовольственного сырья и используемые в пищу в натуральном или переработанном виде;
- качество пищевых продуктов - совокупность свойств и характеристик, обуславливающих способность удовлетворять физиологические потребности человека, отвечающих установленным санитарным нормам и правилам, сохраняющих структуру и полноценность и соответствующих требованиям стандартов;
- безопасность пищевой продукции - соответствие продукции установленным санитарным нормам и правилам, соблюдение которых обеспечивает отсутствие опасного влияния на жизнь и здоровье человека;
- фальсификация пищевой продукции - умышленное изготовление продукции с заведомо измененными свойствами, не соответствующих своему названию и этикетке;
- идентификация - установление соответствия наименования пищевых продуктов, указанного на маркировке и (или) в сопроводительных документах, предъявляемым к нему требованиям. утилизация - способы переработки, (использования) нестандартной и недоброкачественной продукции с целью исключения возможности ее вредного воздействия на здоровье людей и окружающую среду;
- способы утилизации: промышленная переработка продукции, ее использование для технических нужд, передача продукции на корм животным и др.
Статья 3. Условия в области производства, закупки, хранения, транспортирования и реализации пищевых продуктов и продовольственного сырья
1. Производство, закупка, хранение, транспортирование и реализация пищевых продуктов осуществляется на основании разрешений, выдаваемых в установленном порядке органами местного самоуправления.
2. Обязательным условием для выдачи разрешений является соответствие заявленной деятельности правилам и нормам в области обеспечения качества и безопасности продовольствия, наличие документа о прохождении санитарно-эпидемиологического состояния объекта, что подтверждается заключениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а в отношении продуктов и сырья животноводческого происхождения - органами государственного ветеринарного надзора.
3. Разрешения, выданные без соответствующих подтверждающих документов, являются недействительными и подлежат аннулированию.
4. Разрешения могут быть приостановлены или аннулированы за несоблюдение требований качества и безопасности пищевых продуктов органами, осуществляющими выдачу разрешений по представлению государственных органов контроля.
Статья 4. Обеспечение качества и безопасности при реализации пищевых продуктов
1. Юридические и физические лица, реализующие пищевые продукты, обязаны соблюдать правила и нормы, обеспечивающие их качество и безопасность.
2. Запрещается реализация пищевых продуктов и продовольственного сырья:
- без соблюдения требований, предусмотренных нормативно-правовыми актами;
- лицам, не прошедшим обучение требованиям санитарных норм и правил;
- без наличия информации о продавце, изготовителе и товаре на русском языке;
- при отсутствии надлежащих условий реализации и хранения;
- идентификация которого не представляется возможным.
Статья 5. Контроль качества ввозимой в область пищевой продукции
1. Пищевые продукты, ввозимые на территорию области должны соответствовать требованиям стандартов, обеспечивающих их качество и безопасность.
2. Запрещается ввоз продукции без документов, подтверждающих ее качество и безопасность, а также при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре.
3. Администрация области устанавливает порядок контроля за качеством и безопасностью ввозимой продукции путем организации постов контроля с привлечением государственных органов контроля, осуществляющих свою деятельность на территории области.
Статья 6. Информация о продавце
1. При реализации пищевых продуктов во временных помещениях, на рынках и ярмарках, с лотков и автомашин и других объектах мелкорозничной сети продавцы обязаны иметь нагрудный знак (карточку) с информацией о продавце товара.
2. Порядок выдачи, ношения и изъятия нагрудного информационного знака определяет администрация области.
3. Выдача нагрудного информационного знака юридическим и физическим лицам осуществляется при согласовании с санитарноэпидемиологической и ветеринарной службой. Без нагрудного информационного знака допускается реализация излишков картофеля и плодоовощной продукции, выращенной на приусадебных участках садоводами и огородниками области, при наличии справки, выданной по месту проживания или другого документа, подтверждающего наличие у продавца земельного участка.
Статья 7. Порядок изъятия недоброкачественных и опасных продовольственных товаров и сырья
1. При установлении фактов обмана потребителей путем введения в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товара, выпуска и продажи товаров, не отвечающих требованиям безопасности, незаконной торговли товарами, свободная реализация которых запрещена или ограничена действующим законодательством, торговли продовольственными товарами в нарушение санитарно-гигиенических норм и правил, либо без сертификата качества, удостоверяющего их безопасность для жизни и здоровья потребителей, уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел, Госторгинспекции, органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, составляется протокол об административном правонарушении или акт проверки.
2. Должностное лицо, составляющее протокол об административном правонарушении или акт проверки, вправе изымать образцы (пробы) товаров для исследования их качества в лабораториях за счет средств владельца товара. В протоколе об административном правонарушении или акте проверки делается отметка об изъятии проб.
3. Товары, вызывающие сомнение, а также в отношении которых поступили сообщения от органов, осуществляющих контроль за исполнением законодательства о защите прав потребителей, органов по защите прав потребителей при местных администрациях, общественных организаций (объединений) потребителей, о причинении ими вреда жизни и здоровью потребителей, в целях предотвращения их дальнейшей реализации и причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также для облегчения впоследствии исполнения постановления о конфискации таких товаров или решения соответствующего компетентного органа об их утилизации или уничтожении, временно изымаются из реализации в установленном порядке и отбираются образцы (пробы) продукции для лабораторного исследования.
4. Изъятию подлежат только товары, явившиеся непосредственными объектами уголовных или административных правонарушений. Изъятые товары до рассмотрения дела об административном правонарушении или принятия в установленном законом порядке решения по акту проверки хранятся на складах временного хранения, определяемых главами местных муниципальных образований, в комнатах хранения вещественных доказательств органов внутренних дел, либо у владельцев товаров, за счет средств владельцев товара или продавца, о чем составляется акт определенной формы. Органы внутренних дел и учреждения государственного надзора и контроля, изъявшие продовольствие на законном основании, ответственности за убытки и упущенную выгоду перед владельцами товара не несут.
5. Изъятие вызывающих сомнение в качестве и безопасности товара производится уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел, уполномоченными должностными лицами органов государственного надзора и контроля с привлечением уполномоченных должностных лиц органов внутренних дел. Отметка об изъятии товара делается в протоколе об административном правонарушении или в акте проверки. К протоколу или акту проверки прилагается акт о временном изъятии товара с указанием полного наименования товара, количества, цены, по которой реализовывался товар и причины изъятия.
6. В случае продажи, утраты, передачи другим юридическим и физическим лицам товаров, переданных владельцу (продавцу) по акту на временное хранение, с него взыскивается штраф в сумме двойного размера стоимости товара.
7. Изъятие товаров производится в присутствии лица, в собственности или владении которого они находятся или продавца с привлечением, в случае необходимости, понятых.
8. В зависимости от результатов рассмотрения дела об административном правонарушении или принятого в законном порядке решения по акту проверки, изъятые товары в установленном порядке конфискуются или возвращаются владельцу (продавцу), либо в случае установления их опасности для жизни и здоровья потребителей, уничтожаются в соответствии со ст. 8 настоящего Закона.
9. Невостребованные изъятые товары, соответствующие предъявляемым требованиям по качеству и безопасности для жизни и здоровья потребителей, подлежат реализации через торговую сеть в специализированных стационарных торговых точках, определенных органами местного самоуправления.
Статья 8. Порядок утилизации и уничтожения недоброкачественных пищевых продуктов
1. Партия продукта, признанная непригодной в пищу людям, передается на утилизацию. Владелец (продавец) обязан представить органу, выдавшему заключение, официальный документ, подтверждающий сдачу продукта (на корм, утилизацию), с указанием даты сдачи, количества сданного продукта и реквизитов его получателя.
2. Если пищевые продукты, признанные непригодными в пищу, подлежат уничтожению, оформляется решение соответствующего органа государственного надзора (контроля) об уничтожении забракованных продуктов с указанием порядка, способа, срока уничтожения продукта, а также порядка обжалования решения. В обязательном порядке в постановлении четко указывается фамилия, имя, отчество и должность руководителя предприятия (или иного материально-ответственного лица), ответственного за сохранность продукта, подлежащего уничтожению, вес (размер партии, количество единиц упаковки), а также срок хранения.
3. Если решение обжалуется, допускается отсрочка уничтожения забракованных продуктов в том случае, если хранение их не опасно в санитарно-эпидемиологическом отношении, имеются должные условия для хранения и продукт по своему состоянию еще может храниться, не подвергаясь дальнейшей порче.
4. Продукция, приз нанная непригодной в пищу до ее утилизации или уничтожения, должна храниться в отдельном помещении, на особом учете, с точным указанием объема партии. Ответственность за сохранность продукции и ее дальнейшее использование несет юридическое или физическое лицо, на ответственном хранении которого оно находится.
5. Уничтожение производится комиссионно в присутствии владельца (продавца) товара его силами и средствами в специально отведенных местах. В состав комиссии входят: владелец (продавец) продукции и (или) его полномочные представители; уполномоченные должностные лица органов внутренних дел или других государственных контролирующих органов; представители общественности (понятые). Санитарный врач или, по его поручению, помощник санитарного врача, присутствуют при уничтожении продуктов только в тех случаях, когда уничтожаются продукты, представляющие опасность для здоровья населения.
6. Об уничтожении партии продуктов составляется акт в 3-х экземплярах, в котором указывается время и место составления акта; наименование предприятий, которому принадлежит продукт и откуда он был получен; фамилия, имя, отчество и должность членов комиссии; наименование и количество уничтоженных продуктов; способ уничтожения; на основании какого документа уничтожен продукт. В течение суток 1 экземпляр акта об уничтожении должен быть представлен органу, принявшему решение об уничтожении продукта, 2-й экземпляр - органу внутренних дел, проводящему проверку по административному или уголовному правонарушению, связанному с уничтоженной продукцией, 3-й экземпляр акта остается у владельца товара.
Статья 9. Обучение лиц, осуществляющих производство, хранение, транспортирование, реализацию и переработку пищевых продуктов
1. Органы местного самоуправления городов и районов области обеспечивают организацию обучения лиц, осуществляющих производство, хранение, транспортирование, переработку и реализацию пищевых продуктов на курсах с привлечением специалистов.
2. По окончании обучения слушатели получают документ, который является одним из оснований для получения разрешения на право осуществления соответствующего вида деятельности.
Статья 10. Ответственность органов местного самоуправления городов и районов области, руководителей за нарушение требований правил и норм, обеспечивающих качество и безопасность пищевых продуктов и продовольственного сырья
1. Органы местного самоуправления городов и районов области несут ответственность, с учетом особенностей региона Крайнего Севера и приравненным к ним территориям, по обеспечению качества продуктов питания и сырья в части лицензирования, определения мест хранения и торговли с учетом санитарно-гигиенических требований.
2. Руководители предприятий и организаций, физические лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, несут ответственность за нарушение требований правил и норм в соответствии с действующим законодательством по производству, ввозу, закупке, хранению, транспортированию и реализации пищевых продуктов и продовольственного сырья.
3. Руководители рынков, ярмарок и других территорий, отведенных для торговли продовольствием, обеспечивают контроль и несут ответственность за нарушение требований правил и норм лицами, торгующими на этих территориях.
4. Не допускается передача в аренду арендодателями всех форм собственности зданий, сооружений или других помещений, площадей и транспортных средств юридическим и физическим лицам для целей, связанных с производством, закупкой, хранением, переработкой и реализацией пищевых продуктов, без предварительного заключения о пригодности таких помещений для этих целей органами государственного надзора.
Статья 11. Координация деятельности органов контроля в области качества и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья
1. Органы государственного надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов и продовольственного сырья осуществляют свою деятельность на территории области во взаимодействии между собой.
2. Администрация области определяет координирующий орган управления за выполнением настоящего Закона по качеству и безопасности продовольственного сырья в составе Правительства, функции которого - выработка единой политики по контролю качества пищевых продуктов и безопасности продовольствия, координация действий федеральных и областных органов государственного контроля, их взаимодействие с другими структурами управления, осуществляющих свои действия на территории области.
3. Положение координирующего органа, который имеет право запрашивать необходимую информацию, требовать отчета о выполнении функций контролирующих органов без вмешательства в их внутренние особенности управления утверждает председатель Правительства администрации области.
4. Состав органов государственного контроля и надзора за качеством и безопасностью продовольствия:
- областной центр санитарно-эпидемиологического надзора;
- управление ветеринарии департамента агропромышленного комплекса;
- областное управление гос. инспекции по качеству товаров, торговли и защите прав потребителей;
- Архангельский центр стандартизации, метрологии и сертификации;
- государственная хлебная инспекция по Архангельской области;
- Архангельская инспекция федеральной службы Росалкогольмонополия;
- органы УВД;
- инспекция по карантину растений по Архангельской области;
- государственная инспекция по закупкам и качеству продовольствия департамента агропромышленного комплекса;
- областной лицензионный центр администрации области;
- комитет по защите прав потребителей гос. комитета РФ по антимонопольной политике.
Глава администрации области |
А.А. Ефремов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного Собрания депутатов от 3 июня 1997 г. N 182 "Об областном законе "О качестве и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья"
Текст решения опубликован в издании "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов второго созыва", N 9, 1997 г.