Кто может возглавлять представительный орган
В своей статье "Изменения небольшие - последствия радикальные", опубликованной в газете "Волна" 17 апреля 2000 года, автор, председатель постоянной комиссии по административно-правовым вопросам Собрания депутатов МО "Приморский район" С.Зеленин поднимает вопрс о принятом на третьей сессии областного Собрания депутатов законе N 24-3-ОЗ "О внесении изменений в областной закон "О местном самоуправлении в Архангельской области" и пытается дать ему свое толкование, которое не совпадает с официальной точкой зрения и противоречит сути вышеназванного документа. По этому поводу необходимо дать следующие разъяснения.
21 февраля 2001 года решением Архангельского областного Собрания депутатов N 98 "Об областном законе "О внесении изменений в областной закон "О местном самоуправлении в Архангельской области" областным Собранием был принят областной закон N 24-3-ОЗ "О внесении изменений в областной закон "О местном самоуправлении в Архангельской области".
Основанием для внесения изменений в областной закон явилось решение Архангельского областного Собрания депутатов от 21 февраля 2001 года N 96 "О протесте прокурора Архангельской области на статью 1 пункт 1 абзац седьмой, статью 9 пункт 6, статью 10 пункт 2 и статью 12 пункт 1 областного закона "О местном самоуправлении в Архангельской области".
Данным решением законодательный (представительный) орган государственной власти Архангельской области удовлетворил протест прокурора Архангельской области, в котором указывалось на несоответствие отдельных статей областного закона федеральному законодательству.
В частности, абзац седьмой пункта 1 статьи 1 областного закона, устанавливающий, что глава местного самоуправления является должностным лицом, возглавляющим представительный и (или) исполнительный орган местного самоуправления, вступал в противоречие с отдельными нормами Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым структура и порядок формирования органов местного самоуправления должны определяться в уставе муниципального образования.
По-видимому, в тексте документа допущена опечатка. "N 163-О" следует читать: "N 165-О"
См. определение Конституционного Суда РФ от 4 ноября 1999 г. N 165-О "По запросу Государственной Думы о проверке конституционности положений Законов Курской области "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области" и "Об отмене Закона Курской области от 15 августа 1996 года "О муниципальных образованиях Курской области"
Доводы, приведенные в протесте прокурора Архангельской области, подтверждены правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в его Определении от 4 ноября 1999 года N 163-О "По запросу Государственной Думы о проверке конституционности положений Закона Курской области "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области" и "Об отмене Закона Курской области от 15 августа 1996 года "О муниципальных образованиях Курской области".
Однако изменения, внесенные в областной закон "О местном самоуправлении в Архангельской области", не могут служить основанием изменения структуры органов местного самоуправления, если уставом муниципального образования ранее она утверждена и определен порядок формирования органов местного самоуправления.
Например, согласно уставу МО "Приморский район" структурой органов местного самоуправления предусмотрена должность главы муниципального образования, который входит в состав Собрания депутатов, председательствует на его заседаниях.
Уставами некоторых других муниципальных образований предусмотрена иная структура органов местного самоуправления. Например, согласно уставу МО "Пинежский район" председатель Собрания депутатов избирается из числа депутатов и исполняет свои обязанности на постоянной профессиональной основе
Таким образом, изменения, внесенные в областной закон, лишь подтверждают конституционные принципы самостоятельности местного самоуправления, а также недопустимости ограничения прав местного самоуправления и принадлежащих ему полномочий по вопросам местного значения, в том числе и областным законодательством.
Сергей Новиков,
руководитель
государственно-правового управления
областного Собрания депутатов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Официальное разъяснение государственно-правового управления Архангельского областного Собрания депутатов
Текст разъяснения опубликован в газете "Волна" от 22 мая 2001 г. N 19 (727)