Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Архангельской области от 31 октября 2007 г. N 425-21-ОЗ в настоящее Приложение внесены изменения
Приложение
от 9 ноября 2005 г. N 100-6-ОЗ
Социально-экономическая целевая программа
Архангельской области
"Развитие общего образования и воспитание детей" на 2006-2008 годы
19 октября 2006 г., 31 октября, 12 декабря 2007 г.
Паспорт
социально-экономической целевой программы Архангельской области
"Развитие общего образования и воспитание детей"
на 2006-2008 годы
Наименование программы - социально-экономическая целевая программа
Архангельской области "Развитие общего
образования и воспитание детей" на
2006-2008 годы (далее - Программа)
Основание для разработки - распоряжение главы администрации
Программы Архангельской области от 24 июня 2005 года
N 612р "О разработке
социально-экономической целевой программы
Архангельской области "Развитие общего
образования и воспитание детей" на
2006-2008 годы"
Государственный заказчик - департамент образования и науки
Программы Архангельской области
Основные разработчики - департамент образования и науки
Программы Архангельской области
Цели Программы - создание условий для обеспечения
конституционных гарантий прав детей на
образование;
- сохранение тенденций устойчивого развития
общеобразовательных учреждений области;
- создание условий для формирования личности
детей и подростков
Задачи Программы - укрепление учебно-материальной базы
общеобразовательных учреждений;
- создание условий для проведения диагностики
и коррекции здоровья детей;
- создание условий для развития творчества
детей и подростков, их социальной
активности
Сроки и этапы реализации - 2006-2008 годы, Программа реализуется в
Программы один этап
Перечень основных - проведение диагностических и коррекционных
мероприятий Программы мероприятий по оказанию помощи детям с
проблемами в развитии;
- обеспечение общеобразовательных учреждений
оборудованием;
- реализация мер по поддержке талантливых
детей, развитию их социальной активности и
детского творчества
Исполнители Программы - департамент образования и науки
Архангельской области;
- областные государственные образовательные
учреждения;
- органы местного самоуправления
муниципальных образований Архангельской
области
Объемы и источники - общий объем финансирования - 109753,0 тыс.
финансирования Программы рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 62341,5
тыс. рублей;
- средства местных бюджетов - 34971,5 тыс.
рублей;
- средства федерального бюджета - 9800,0
тыс. рублей;
- внебюджетные источники - 2640,0 тыс.
рублей
Ожидаемые конечные - улучшение условий обучения;
результаты реализации - сохранение и укрепление здоровья детей;
Программы - повышение качества образования;
- создание условий для развития детей
Система организации контроль за реализацией Программы
контроля за исполнением осуществляется департаментом образования и
Программы науки Архангельской области и Архангельским
областным Собранием депутатов
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Программа разработана в целях улучшения условий для получения качественного образования и развития детей в образовательных учреждениях области, формирования социально активной личности.
За последние четыре года произошла стабилизация ситуации в системе образования области. Прекратился процесс закрытия детских дошкольных учреждений. Принятые организационно-экономические меры (реорганизация дошкольных учреждений в структурные подразделения школ, открытие групп кратковременного пребывания, социальных и круглосуточных групп, предоставление льгот малообеспеченным семьям и прочее) позволили в 2004 году увеличить охват системой дошкольного образования детей от 1 до 7 лет до 77,3% (2001 год - 61,6%). Вместе с тем по причине отсутствия необходимого оборудования коррекционной помощью охвачено только 34% нуждающихся в ней детей дошкольного возраста.
Не сокращается количество детей, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении. В то же время образовательные учреждения испытывают дефицит учебно-технического оборудования для коррекционного обучения детей, имеющих проблемы здоровья и развития.
Удалось сохранить сеть общеобразовательных учреждений. Но в связи с сокращением численности детей школьного возраста произошло некоторое уменьшение числа начальных общеобразовательных и основных общеобразовательных школ как юридических лиц, прежде всего в сельской местности, многие из них стали структурными подразделениями средних общеобразовательных школ. Сеть средних общеобразовательных школ остается стабильной, что обеспечивает гарантии получения среднего (полного) общего образования всем желающим. В области созданы и функционируют различные виды общеобразовательных учреждений: лицеи, гимназии, общеобразовательные школы с углубленным изучением предметов.
Принимаются меры по обеспечению доступности образования: обучающиеся из малоимущих семей обеспечиваются бесплатным или льготным питанием, школьными принадлежностями, учебниками. В значительной степени через систему "школьных автобусов" в области решена проблема перевозки к месту учебы 6,6 тыс. детей. Работают 69 пришкольных интернатов, в которых проживают около 1600 человек, функционируют специальные (коррекционные) классы в общеобразовательных школах и т. д. Принимаемые меры позволяют сохранить тенденцию уменьшения количества детей "вне образования". Вместе с тем отсутствие в 2005 году в областном бюджете средств на софинансирование проектов "Школьный учебник", "Школьный автобус" и других вновь обострило проблему обеспечения конституционного права граждан на образование.
Современная компьютерная техника поставлена в 243 средние общеобразовательные школы, во все школы-интернаты и детские дома. Ежегодно на учебники для малообеспеченных детей из областного бюджета направляется более 3 млн. рублей. Два года осуществлялась поставка мебели в образовательные учреждения, в 2002 году 15 общеобразовательных учреждений получили оборудование для кабинетов химии. Однако принимаемые меры не позволили решить полностью проблему укрепления и обновления материально-технической и учебно-материальной базы образовательных учреждений, продолжающих испытывать потребность в компьютерной и иной оргтехнике, автобусах, учебниках, учебно-лабораторном оборудовании для обучения физике, химии, биологии, в лингафонном оборудовании для обучения иностранным языкам, инвентаре для занятий физической культурой и спортом.
В целях улучшения системы общего образования и повышения его качества в Архангельской области проводится ряд федеральных экспериментов:
- по совершенствованию структуры и содержания общего образования;
- по введению единого государственного экзамена;
- по введению системы предпрофильного и профильного обучения.
Внедряются новые образовательные технологии, и прежде всего информационные. Переход на новые программы, учебники, повышение квалификации учителей с целью подготовки к переходу на новые государственные образовательные стандарты позволили обеспечить получение большинством учащихся школ достаточно высокого уровня школьного образования. Объективным подтверждением тому являются результаты участия общеобразовательных учреждений области в федеральном эксперименте по введению единого государственного экзамена. За три года на эти цели получено финансирование и оборудование более чем на 15 млн. рублей из федерального бюджета. Для перевода эксперимента в штатный режим требуются обновление учебно-материальной базы, современное информационное и методическое обеспечение работы педагогов. Для организации доступа к областным, российским и мировым информационным ресурсам, установления оперативной электронной связи необходимо создание единой образовательной мультисервисной сети.
Департаментом образования и науки Архангельской области ежегодно проводится цикл мероприятий с детьми и педагогами: стали традиционными акция "Я - гражданин России", фестиваль телевидения, радио и прессы "Голос моря", слеты патриотических объединений, научно-исследовательская конференция старшеклассников "Юность. Наука. Культура" - всего более 50 мероприятий в год. Проведение различных образовательных мероприятий гражданско-правовой, патриотической, экологической направленности для детей и педагогов, организация работы с одаренными детьми создают возможности для развития их творческого потенциала и формирования социальной активности.
Для закрепления позитивных изменений, происходящих в сфере образования, необходимо реализовать комплекс мер, направленных на решение проблем, которые в настоящее время существуют в отрасли:
- многие дети не могут получить качественное образование по причине ослабленного здоровья и врожденных физических недостатков;
- большое число школьников проживает на значительном расстоянии от места обучения;
- материальное положение определенной категории семей не позволяет им обеспечить своих детей всем необходимым для обучения, в том числе и учебниками;
- нельзя признать удовлетворительным состояние учебно-материальной базы многих образовательных учреждений;
- необходимо продолжить работу по методическому обеспечению специалистов;
- требует совершенствования и расширения система мер, направленных на формирование личности ребенка.
Для решения этих проблем необходим комплексный подход с использованием программных методов.
2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Настоящая Программа разработана для достижения следующих основных целей:
- создание условий для обеспечения конституционных гарантий прав детей на образование;
- сохранение тенденций устойчивого развития образовательных учреждений области;
- создание условий для формирования личности детей и подростков.
Мероприятия Программы направлены на решение следующих задач:
- укрепление учебно-материальной базы общеобразовательных учреждений;
- создание условий для проведения диагностики и коррекции здоровья детей;
- создание условий для развития творчества детей и подростков, их социальной активности;
- участие в федеральных целевых программах в области образования.
Программа взаимосвязана с федеральными целевыми программами "Дети России" (подпрограммы "Дети Севера", "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"), Федеральной программой развития образования. Взаимосвязь с данными программами осуществляется посредством заключения государственных контрактов с Федеральным агентством по образованию, направления заявок в дирекцию федеральной целевой программы "Дети России" с последующим выделением из федерального бюджета средств на выполнение работ или оборудование указанным в заявках учреждениям.
Реализация мероприятий Программы предусмотрена в период с 2006 до 2008 года включительно. Программа реализуется в один этап.
Для достижения целей Программы должны быть выполнены следующие основные мероприятия:
- проведение диагностических и коррекционных мероприятий по оказанию помощи детям с проблемами в развитии;
- обеспечение образовательных учреждений учебно-лабораторным, медицинским и другим оборудованием;
- реализация мер по поддержке талантливых детей, развитию их социальной активности и детского творчества.
Законом Архангельской области от 12 декабря 2007 г. N 470-23-ОЗ в пункт 3 настоящей программы внесены изменения
3. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета с привлечением средств федерального бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Программы составляет 109753,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 62341,5 тыс. рублей, местных бюджетов - 34971,5 тыс. рублей, федерального бюджета - 9800,0 тыс. рублей, внебюджетных источников - 2640,0 тыс. рублей.
Участие в реализации и финансировании мероприятий Программы муниципальных образований Архангельской области определяется соглашениями (договорами, контрактами) о намерениях между государственным заказчиком Программы и соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области. Условия соглашений (договоров, контрактов) по финансированию и участию в Программе подлежат утверждению представительными органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области.
Финансирование из федерального бюджета подтверждается включением программных мероприятий в федеральную целевую программу "Дети России" и Федеральную программу развития образования на очередной финансовый год.
Распределение объемов финансирования Программы
по источникам, направлениям расходования средств и годам
(тыс. рублей)
Источники и направления финансирования |
Объем финан- сирования, всего |
В том числе | ||
2006 год | 2007 год | 2008 год | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Всего по Программе | 109753,0 | 39596,0 | 34813,0 | 35344,0 |
в том числе: | ||||
областной бюджет | 62341,5 | 18881,5 | 21382,0 | 22078,0 |
местные бюджеты | 34971,5 | 11449,5 | 11651,0 | 11871,0 |
федеральный бюджет | 9800,0 | 8400,0 | 900,0 | 500,0 |
внебюджетные источники | 2640,0 | 865,0 | 880,0 | 895,0 |
Капитальные вложения, всего | 48433,7 | 17230,3 | 15748,7 | 15454,7 |
в том числе: | ||||
областной бюджет | 24682,0 | 8329,0 | 8375,2 | 7977,8 |
местные бюджеты | 21526,7 | 7076,3 | 7173,5 | 7276,9 |
федеральный бюджет | 1625,0 | 1625,0 | 0,0 | 0,0 |
внебюджетные источники | 600,0 | 200,0 | 200,0 | 200,0 |
Прочие нужды, всего | 61319,3 | 22365,7 | 19064,3 | 19889,3 |
в том числе: | ||||
областной бюджет | 37659,5 | 10552,5 | 13006,8 | 14100,2 |
местные бюджеты | 13444,8 | 4373,2 | 4477,5 | 4594,1 |
федеральный бюджет | 8175,0 | 6775,0 | 900,0 | 500,0 |
внебюджетные источники | 2040,0 | 665,0 | 680,0 | 695,0 |
4. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется департаментом образования и науки Архангельской области, а также на основе соглашений (договоров, контрактов), заключаемых в установленном порядке департаментом образования и науки Архангельской области с исполнителями мероприятий Программы.
Исполнители мероприятий Программы определяются в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Финансирование Программы за счет средств областного бюджета осуществляется через департамент образования и науки Архангельской области на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета на очередной финансовый год в пределах объемов финансирования и утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
Субсидии местным бюджетам на реализацию программных мероприятий выделяются в соответствии с соглашениями (договорами), заключенными между департаментом образования и науки Архангельской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области.
При изменении объемов бюджетного финансирования по сравнению с предусмотренными Программой департамент образования и науки Архангельской области уточняет объемы финансирования, а также перечень мероприятий для ее реализации в установленные сроки.
Механизм реализации Программы предусматривает формирование ежегодно организационного плана действий по реализации мероприятий Программы.
5. Организация управления и контроль за ходом реализации Программы
Контроль за ходом реализации Программы осуществляют государственный заказчик Программы и Архангельское областное Собрание депутатов.
Департамент образования и науки Архангельской области
Контроль за Программой включает периодическую отчетность о реализации мероприятий Программы и рациональном использовании исполнителями выделяемых им финансовых средств, качестве реализуемых мероприятий Программы, сроках выполнения соглашений (договоров, контрактов).
Исполнители мероприятий Программы в установленном порядке отчитываются перед государственным заказчиком о целевом использовании выделенных им финансовых средств.
Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий (подпрограмм), а также продление срока ее реализации, осуществляется в установленном порядке.
6. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
Социально-экономический эффект от реализации Программы выражается в:
- создании необходимых условий для выполнения государственного стандарта общего образования;
- существенном улучшении учебно-материальной базы 190 общеобразовательных учреждений;
- создании дополнительных условий для диагностики и коррекции состояния здоровья более 1000 детей ежегодно;
- создании системы мероприятий, содействующих формированию личности ребенка;
- формировании финансово-экономических механизмов поддержки и стимулирования инновационной деятельности в сфере общего и дополнительного образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.