Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
от 19 октября 2006 г. N 241-внеоч.-ОЗ
Социально-экономическая целевая программа Архангельской области
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера в Архангельской области на 2007-2010 годы"
6 декабря 2007 г.
Паспорт социально-экономической целевой программы
Архангельской области "Снижение рисков и смягчение
последствий чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера в Архангельской области на
2007-2010 годы"
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программно-целевыми методами
2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации Программы
3. Ресурсное обеспечение Программы
4. Механизм реализации Программы
5. Организация управления и контроль за ходом реализации
Программы
6. Оценка социально-экономической эффективности реализации
Программы
7. Перечень программных мероприятий
Приложение. Перечень мероприятий социально-экономической
целевой программы Архангельской области "Снижение рисков
и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера в Архангельской области на
2007-2010 годы"
Законом Архангельской области от 6 декабря 2007 г. N 458-22-ОЗ в паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт
социально-экономической целевой программы Архангельской области
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера в Архангельской области на 2007-2010 годы"
Наименование программы - социально-экономическая целевая программа
Архангельской области "Снижение рисков и
смягчение последствий чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера в
Архангельской области на 2007-2010 годы"
(далее - Программа)
Основания для разработки - распоряжение администрации Архангельской
Программы области от 3 мая 2006 года N 4-ра "О
рабочей группе по разработке проекта
социально-экономической программы "Снижение
рисков и смягчение последствий чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного
характера в Архангельской области до 2010
года";
- постановление Правительства Российской
Федерации от 6 января 2006 года N 1 "О
федеральной целевой программе "Снижение
рисков и смягчение последствий чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного
характера в Российской Федерации до 2010
года"
Государственный заказчик - управление государственной противопожарной
Программы службы и гражданской защиты Архангельской
области (далее - управление государственной
противопожарной службы и гражданской
защиты)
Основные разработчики - управление государственной противопожарной
Программы службы и гражданской защиты;
- Главное управление Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий по
Архангельской области;
- департамент образования и науки
администрации Архангельской области (далее
- департамент образования и науки);
- департамент агропромышленного комплекса
администрации Архангельской области (далее
- департамент агропромышленного комплекса);
- Северное межрегиональное территориальное
управление по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды;
- Территориальное управление Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека по
Архангельской области
Цель Программы - последовательное снижение рисков и
смягчение последствий аварий, катастроф и
стихийных бедствий в Архангельской области
для повышения уровня защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера
Задачи Программы - реализация государственной политики в
области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций в Архангельской
области;
- создание условий для заблаговременного
выявления источников чрезвычайных ситуаций
и выработки рекомендаций по их устранению;
- повышение эффективности работы системы
управления и экстренного реагирования в
чрезвычайных ситуациях;
- улучшение материально-технической
оснащенности пожарных подразделений,
аварийно-спасательных служб и формирований;
- повышение уровня подготовки руководящего
состава, спасателей и населения к действиям
в чрезвычайных ситуациях
Сроки и этапы реализации - 2007-2010 годы. Программа реализуется в
Программы один этап
Перечень основных - оснащение федеральных и областных
мероприятий Программы государственных учреждений, в функции
которых входят вопросы мониторинга,
лабораторного контроля и прогнозирования
чрезвычайных ситуаций, современным
эффективным оборудованием, позволяющим
обеспечить заблаговременное выявление
источников их возникновения;
- обеспечение функционирования центра
управления в кризисных ситуациях
Архангельской области на базе единого
телефона службы спасения "01" (в
последующем - "112");
- проведение мероприятий, направленных на
повышение готовности аварийно-спасательных
и пожарных подразделений к действиям по
предназначению;
- повышение уровня подготовки руководящего
состава, спасателей и населения к действиям
в чрезвычайных ситуациях
Исполнители Программы - управление государственной противопожарной
службы и гражданской защиты;
- Главное управление Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий по
Архангельской области;
- департамент образования и науки;
- департамент агропромышленного комплекса;
- Северное межрегиональное территориальное
управление по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды;
- Территориальное управление Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека по
Архангельской области
Объемы и источники общий объем финансирования Программы
финансирования Программы составляет 51920,0 тыс.руб., в том числе:
- средства областного бюджета - 25760,0
тыс.руб.;
- средства федерального бюджета - 26160,0
тыс.руб.
Ожидаемые конечные - снижение рисков возникновения чрезвычайных
результаты реализации ситуаций;
Программы - сокращение в два раза (по отношению к
показателям 2005 года) затрат на ликвидацию
последствий чрезвычайных ситуаций на
территории Архангельской области;
- уменьшение потерь населения от чрезвычайных
ситуаций
Система организации контроль за реализацией Программы
контроля за исполнением осуществляется управлением государственной
Программы противопожарной службы и гражданской защиты
и Архангельским областным Собранием
депутатов
1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программно-целевыми методами
Увеличение числа чрезвычайных ситуаций является глобальной проблемой.
В России эта проблема усугубляется увеличивающимся износом основных производственных фондов, падением производственной дисциплины, снижением квалификации обслуживающего персонала, стремлением значительной части хозяйствующих субъектов получить максимальную прибыль без обеспечения надлежащей безопасности производства.
По данным Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на территории России в последние 15 лет количество чрезвычайных ситуаций каждый год возрастает в среднем на 5,5%.
Такая ситуация характерна и для Архангельской области. За последние пять лет в области произошло 146 чрезвычайных ситуаций, из них 128 чрезвычайных ситуаций техногенного характера и 18 чрезвычайных ситуаций природного характера. В результате чрезвычайных ситуаций погибли 311 и пострадали 756 человек, материальный ущерб составил более 180 млн. рублей.
На территории Архангельской области функционируют 174 потенциально опасных объекта, в том числе:
- 10 радиационно опасных объектов, на которых накоплено значительное количество жидких и твердых радиоактивных отходов из-за отсутствия мест их захоронения и специализированных организаций, занимающихся их переработкой;
- 62 химически опасных объекта, использующих в среднем в год 1440 тонн аварийно химически опасных веществ, таких как хлор, аммиак, сернистый ангидрид. Технологическое оборудование на большинстве химически опасных объектов устарело, нарушаются правила складирования аварийно химически опасных веществ, склады не оснащены автоматическими системами контроля, предупреждения и ликвидации возможных аварий и инцидентов.
Состояние потенциально опасных объектов экономики создает высокий риск техногенных чрезвычайных ситуаций. При этом только 76% потенциально опасных объектов имеют дежурно-диспетчерские службы. Ни на одном из них не создана локальная система оповещения, позволяющая оповестить работников и проживающее вблизи население.
На 83% пожароопасных объектов и на 81% взрывопожароопасных объектов отсутствуют системы аварийного контроля.
Замены требуют до 40% теплосетей, до 60% сетей водоснабжения и канализации, до 30% сетей электроснабжения. Частые аварии на объектах жилищно-коммунального хозяйства вызывают социальную напряженность среди населения Архангельской области.
Выбросы опасных веществ организаций в окружающую среду приводят к экологическим проблемам. Наиболее характерным для Архангельской области является загрязнение атмосферного воздуха специфическими вредными примесями, поступающими от объектов целлюлозно-бумажной промышленности.
Качество воды в большинстве населенных пунктов не отвечает нормативным требованиям. Повышенный уровень загрязнения вод отмечается в устьевых участках рек Северной Двины и Вычегды.
Федеральные и областные государственные учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля имеют недостаточно оснащенную лабораторную базу, которая не позволяет оперативно производить мониторинг окружающей среды. По отдельным показателям такие учреждения не в состоянии осуществлять его из-за отсутствия соответствующего оборудования.
За период с 1992 по 2002 год в Архангельской области ликвидировано 65 пожарных частей ведомственной пожарной охраны общей численностью личного состава 2021 человек. В результате значительно возросла нагрузка на личный состав подразделений государственной противопожарной службы, увеличились радиус выезда пожарных автомобилей, время прибытия к месту вызова и, соответственно, размеры последствий от пожаров. В последние пять лет количество пожаров не сокращается и достигает в среднем 2550 пожаров в год. Растут число погибших на пожарах и размеры материального ущерба. Так, если в январе 2005 года в огне погибли 24 человека, то в январе 2006 года 43 человека (на 79% больше). Значительно возросло количество крупных пожаров и пожаров с групповой гибелью людей.
Газодымозащитная служба, без которой невозможно эффективно вести спасение людей и имущества в непригодной для дыхания среде, сегодня имеется лишь в 14 из 62 пожарных подразделений государственной противопожарной службы области.
Для спасения людей в многоэтажных зданиях на вооружении пожарных подразделений в городах и районах области имеются всего 4 автолестницы из 15 положенных по нормативам.
С учетом существующей угрозы безопасности населения необходимо принять меры по созданию аварийно-спасательных служб в городских округах и поселениях Архангельской области. В настоящее время они созданы только в городах Северодвинске, Котласе, Мирном и Коряжме.
Решение этой проблемы возможно в рамках отдельных целевых программ муниципальных районов. До их принятия необходимо провести работу по передаче поселениями в установленном порядке соответствующих полномочий муниципальным районам Архангельской области. Это позволит сконцентрировать финансовые средства на создании аварийно-спасательных служб в интересах всех поселений, входящих в состав муниципальных районов Архангельской области.
Требуется повысить готовность к действиям в чрезвычайных ситуациях и уже созданных аварийно-спасательных служб. Настоящей Программой предусматривается оснащение их современным эффективным оборудованием, которое не представляется возможным закупить за счет текущего финансирования из-за его высокой стоимости.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - РСЧС) органами повседневного управления территориальных подсистем РСЧС являются дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных федеральных органов исполнительной власти.
В настоящее время в Архангельской области оперативное реагирование в чрезвычайных ситуациях осуществляют несколько оперативно-дежурных служб Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области и управления государственной противопожарной службы и гражданской защиты, находящиеся в разных местах. Функции служб частично дублируют друг друга. При этом время на принятие управленческих решений зачастую неоправданно увеличивается.
Создание единого центра управления в кризисных ситуациях Архангельской области (далее - ЦУКС) и его современное техническое оснащение на базе оперативно-дежурной службы, находящейся по адресу: г. Архангельск, ул. Свободы, д. 27, позволят организовать единую вертикаль приема и передачи информации при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, а также своевременное принятие мер по их ликвидации.
Объединение (перенос) всех оперативно-дежурных служб в ЦУКС явится основой для перехода с 2008 года на единый общеевропейский телефонный номер службы спасения "112" и поэтапного интегрирования областного ЦУКС в информационно-коммуникационную систему создаваемого Национального центра управления в кризисных ситуациях.
Результаты предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций всецело зависят от степени подготовленности руководителей всех уровней, спасателей, населения к действиям в чрезвычайных ситуациях. В Архангельской области отсутствует собственная учебная база для подготовки и повышения квалификации спасателей. Учебная база областного учебно-методического центра не совершенствуется из-за отсутствия средств, что отрицательно сказывается на качестве подготовки руководящего и командно-начальствующего состава. Из 7 городских округов и 19 муниципальных районов Архангельской области только в муниципальных образованиях "Котлас" и "Северодвинск" функционируют филиалы учебно-методического центра. В остальных муниципальных образованиях Архангельской области обучение практически не ведется.
Для решения большинства из перечисленных проблем требуются время и дополнительные финансовые средства.
Сущность проблемы состоит в том, что в непростых экономических условиях необходимо повысить уровень безопасности населения и защищенности особо важных объектов. Это возможно сделать путем уменьшения количества чрезвычайных ситуаций, обеспечив заблаговременное выявление источников их возникновения и оперативное принятие мер по их устранению.
Данная проблема может быть решена только на основе последовательного выполнения целевых программных мероприятий путем координации и сосредоточения организационных усилий и финансовых средств Российской Федерации, Архангельской области и муниципальных образований.
2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Целью Программы является последовательное снижение рисков и смягчение последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в Архангельской области для повышения уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Задачи Программы:
- реализация государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Архангельской области;
- создание условий для заблаговременного выявления источников чрезвычайных ситуаций и выработки рекомендаций по их устранению;
- повышение эффективности работы системы управления и экстренного реагирования в чрезвычайных ситуациях;
- улучшение материально-технической оснащенности пожарных подразделений, аварийно-спасательных служб и формирований;
- повышение уровня подготовки руководящего состава, спасателей и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Программа взаимосвязана с федеральной целевой программой "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2006 года N 1.
В рамках подписанного между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и администрацией Архангельской области соглашения о намерениях от 15 ноября 2005 года по реализации указанной федеральной целевой программы планируется проведение работы по обеспечению финансирования части мероприятий Программы из федерального бюджета в объеме 26160,0 тыс. рублей.
Реализация мероприятий Программы предусмотрена на период с 2007 по 2010 год и осуществляется в один этап.
Законом Архангельской области от 6 декабря 2007 г. N 458-22-ОЗ в раздел 3 настоящей программы внесены изменения
3. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного и федерального бюджетов.
Общий объем финансирования Программы в 2007-2010 годах составляет 51920,0 тыс. рублей, в том числе за счет:
- средств областного бюджета - 25760,0 тыс. рублей;
- средств федерального бюджета - 26160,0 тыс. рублей.
Распределение объемов финансирования Программы по источникам,
направлениям расходования средств и годам
(тыс. рублей)
Источники и направления финансирования | Объем финанси- рования, всего |
В том числе | |||
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Всего по Программе | 51920,0 | 12498,0 | 12627,0 | 13325,0 | 13470,0 |
в том числе: | |||||
средства областного бюджета | 25760,0 | 6068,0 | 6067,0 | 7200,0 | 6425,0 |
средства федерального бюджета | 26160,0 | 6430,0 | 6560,0 | 6125,0 | 7045,0 |
Капитальные вложения, всего | 48918,7 | 11032,1 | 11546,6 | 13060,0 | 13280,0 |
в том числе: | |||||
средства областного бюджета | 22758,7 | 4602,1 | 4986,6 | 6935,0 | 6235,0 |
средства федерального бюджета | 26160,0 | 6430,0 | 6560,0 | 6125,0 | 7045,0 |
Прочие нужды, всего | 3001,3 | 1465,9 | 1080,4 | 265,0 | 190,0 |
в том числе: | |||||
средства областного бюджета | 3001,3 | 1465,9 | 1080,4 | 265,0 | 190,0 |
средства федерального бюджета | - | - | - | - | - |
Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета носит прогнозный характер и подлежит ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов областного бюджета на очередной финансовый год.
Финансирование из федерального бюджета подтверждается соглашением о намерениях от 15 ноября 2005 года между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и администрацией Архангельской области по реализации федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года".
4. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется на основе договоров (контрактов, соглашений), заключаемых в установленном порядке управлением государственной противопожарной службы и гражданской защиты с исполнителями программных мероприятий.
Отбор поставщиков техники и оборудования, а также подрядчиков на выполнение программных мероприятий осуществляется на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Финансирование Программы за счет средств областного бюджета осуществляется в установленном порядке через государственного заказчика Программы в соответствии с утвержденными ассигнованиями на очередной финансовый год.
При изменении объемов бюджетного финансирования по сравнению с предусмотренными Программой государственный заказчик уточняет объемы финансирования, а также перечень мероприятий для ее реализации в установленные сроки.
Механизм реализации Программы предусматривает формирование ежегодно рабочих документов: организационного плана действий по реализации мероприятий Программы, плана проведения конкурсов на исполнение конкретных программных мероприятий, проектов договоров (контрактов, соглашений), заключаемых государственным заказчиком Программы с исполнителями программных мероприятий по итогам конкурсов, перечня работ по подготовке и реализации программных мероприятий конкретными исполнителями с определением объемов и источников финансирования.
5. Организация управления и контроль за ходом реализации Программы
Государственный заказчик Программы и Архангельское областное Собрание депутатов осуществляют контроль за ходом реализации Программы.
Государственный заказчик Программы обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию бюджетных средств, разрабатывает и представляет в установленном порядке бюджетную заявку на ассигнования из областного бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, а также подготавливает информацию о ходе реализации Программы за отчетный квартал и по итогам за год.
Контроль за Программой включает периодическую отчетность о реализации программных мероприятий и рациональном использовании исполнителями выделяемых им финансовых средств, качестве реализуемых программных мероприятий, сроках выполнения договоров (контрактов, соглашений).
Исполнители программных мероприятий в установленном порядке отчитываются перед государственным заказчиком о целевом использовании выделенных им финансовых средств.
Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, а также продление срока ее реализации, осуществляется в установленном порядке по предложению государственного заказчика Программы.
6. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
Важнейшим результатом реализации Программы будет снижение (по отношению к показателям 2005 года) на 30% числа чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера вследствие заблаговременного выявления источников их возникновения и оперативного принятия мер по их устранению.
Социально-экономический эффект от реализации Программы выражается в:
- повышении уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- уменьшении потерь населения от чрезвычайных ситуаций;
- сокращении в два раза (по сравнению с показателями 2005 года) затрат на ликвидацию последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
- целенаправленном и эффективном использовании средств, выделяемых на цели предупреждения чрезвычайных ситуаций, а также на обеспечение готовности органов управления и спасательных служб к их ликвидации.
Реализация Программы не повлечет за собой сокращение количества рабочих мест.
7. Перечень программных мероприятий
Программой предусматриваются разработка и реализация комплекса мероприятий по следующим направлениям (разделам):
- организационное обеспечение деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- совершенствование системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
- совершенствование системы управления и экстренного реагирования в чрезвычайных ситуациях;
- улучшение материально-технического обеспечения проведения аварийно-спасательных работ и работ по тушению пожаров;
- совершенствование системы подготовки руководящего состава, спасателей и населения в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Перечень мероприятий приведен в приложении к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.