Решение Архангельского областного суда
от 17 августа 2005 г. N 3-81
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Дивина Н.В.
при секретаре Янсон С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 17 августа 2005 года
дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 1 в части, п. 2 в части и п. 4 в части ст. 2; п. 3 в части и п. 4 в части ст. 3; п. 5 ст. 5 в части, абз. 1 в части и абз. 2 в части п. 1 ст. 8; ст. 9 в части, п. 1 в части, абз. 2 в части, абз. 3 в части, абз. 12 в части, абз. 14 в части, абз. 21 в части и абз. 22 в части п. 2 ст. 9; п. 3 ст. 13 в части; п. 2 в части и п. 3 в части ст. 20 областного закона "Об избирательной комиссии Архангельской области" от 05 марта 1999 года N 113-21-ОЗ (в редакции от 07.10.2003),
установил:
Заместитель прокурора Архангельской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 1, 2, 4 статьи 2 в части слов "главы администрации области", пункта 3 статьи 3 в части слов "главы администрации Архангельской области", пункта 4 статьи 3 в части слов "главы администрации области", пункта 5 статьи 5 в части слов "главы администрации Архангельской области", абзаца 1 пункта 1 статьи 8 в части слов "главы администрации Архангельской области", абзаца 2 пункта 1 статьи 8 в части слов "отзыва главы администрации Архангельской области" и "по отзыву главы администрации Архангельской области", названия статьи 9 в части слов "главы администрации Архангельской области", пункта 1, абзацев 2, 3 пункта 2 статьи 9 в части слов "главы администрации Архангельской области", абзаца 12 в части слов "кандидатов на должность главы администрации области", абзаца 14 в части слов "по выборам главы администрации области", абзаца 21 в части слов "по избранию главы администрации", абзаца 22 в части слов "главы администрации Архангельской области" пункта 2 статьи 9, пункта 3 статьи 13 в части слов "главы администрации области", пунктов 2, 3 статьи 20 в части слов "главы администрации Архангельской области" областного закона "Об избирательной комиссии Архангельской области" от 05.03.1999 N 113-21-ОЗ (в редакции от 07.10.2003), ссылаясь на то, что положения областного закона в этой части противоречат действующему законодательству, а именно положениям Федерального закона РФ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", которыми установлен иной порядок замещения должности руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не в результате проведения выборов, а в результате наделения полномочиями по представлению Президента Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, а также полномочия главы администрации области не могут быть прекращены в результате его отзыва избирателями.
В судебном заседании прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства, прав и свобод граждан прокуратуры Архангельской области Поликарпов Д.А. поддержал заявленные требования по тем же основаниям.
Заинтересованные лица: представители Архангельского областного Собрания депутатов Кристоман Б.Б., Главы администрации области Панов С.Ю. и избирательной комиссии Архангельской области Прилуцкая Н.Н. согласились с требованиями прокурора в полном объеме, полагая, что оспариваемые положения областного закона противоречат федеральному законодательству с момента внесения изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", которым не предусмотрено проведение выборов на должность главы администрации области или прекращение его полномочий в результате отзыва его избирателями, а также указывали на то, что в настоящее время на рассмотрение очередной сессии областного Собрания депутатов внесен проект областного закона "О внесении изменений в областной закон "Об избирательной комиссии Архангельской области".
Выслушав представителя областной прокуратуры Поликарпова Д.А. и представителей Архангельского областного Собрания депутатов Кристоман Б.Б., главы администрации области Панова С.Ю., избирательной комиссии Архангельской области Прилуцкую Н.Н., исследовав материалы дела, суд находит заявление заместителя прокурора области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Решением Архангельского областного Собрания депутатов от 05 марта 1999 года N 558 принят областной закон "Об избирательной комиссии Архангельской области" N 113-21-ОЗ (далее - областной закон), который подписан главой администрации области. Первоначальный текст указанного закона официально опубликован в областной газете "Волна" от 06.04.1999 N 13-14 и "Ведомостях Архангельского областного Собрания депутатов второго созыва" (далее - "Ведомостях: "), N 21, 1999 года.
Областные законы, создающие его оспариваемую редакцию от 07 октября 2003 года, опубликованы в газете "Волна" от 28.02.2003 N 8-9 и "Ведомостях:" N 20, 2003 года, а также в газете "Волна" от 24.10.2003 N 43 и "Ведомостях:" N 24, 2003 года.
Пунктом 1 статьи 2 областного закона предусмотрено, что при подготовке и проведении выборов главы администрации области или его отзыва данный закон применяется на территории Ненецкого автономного округа. Пунктом 2 статьи 2 областного закона установлено, что избирательная комиссия при проведении выборов главы администрации области или его отзыва имеет право передавать отдельные свои полномочия избирательной комиссии Ненецкого автономного округа. Пунктом 4 статьи 2 областного закона определено, что в случае внесения изменений и дополнений в соответствующие областные законы и настоящий закон в период проведения избирательной кампании по выборам или отзыву главы администрации области они вступают в силу после окончания их проведения и действуют при подготовке и проведении следующих выборов.
Согласно пункту 3 статьи 3 областного закона при проведении отзыва главы администрации области избирательная комиссия осуществляет полномочия по организации и проведению отзыва в соответствии с областными законами. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 областного закона избирательная комиссия при подготовке и проведении отзыва главы администрации области является вышестоящей комиссией для всех комиссий по отзыву, сформированных на территории области.
Пунктом 5 статьи 5 областного закона предусмотрено, что при подготовке и проведении выборов главы администрации области, назначенных по решению суда, временная избирательная комиссия осуществляет полномочия, предусмотренные настоящим законом, другими областными законами.
Согласно пункту 1 статьи 8 областного закона при проведении выборов главы администрации, со дня представления в избирательную комиссию документов для регистрации кандидат, политическая партия, избирательный блок, выдвинувшие кандидатов, вправе назначить в избирательную комиссию по одному члену комиссии с правом совещательного голоса (абзац 1).
Со дня официального опубликования решения о назначении отзыва главы администрации области избирательные объединения, списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов в областном Собрании депутатов, инициативная группа по отзыву главы администрации области вправе назначить в избирательную комиссию по одному члену комиссии с правом совещательного голоса (абзац 2).
Статьей 9 областного закона определены полномочия избирательной комиссии при подготовке и проведении выборов главы администрации области.
Пунктом 1 статьи 9 областного закона установлено, что полномочия и порядок деятельности избирательной комиссии при подготовке и проведении выборов главы администрации области устанавливаются Уставом области, настоящим законом и другими законами области. Пунктом 2 статьи 9 областного закона определено, что избирательная комиссия в пределах своих полномочий: организует подготовку и проведение выборов главы администрации области (абзац 2); в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", назначает и проводит выборы главы администрации области (абзац 3); регистрирует кандидатов на должность главы администрации области (абзац 12); по выборам главы администрации области утверждает текст бюллетеня (абзац 14); передает необходимые документы по избранию главы администрации в областное Собрание депутатов (абзац 21); в случаях и порядке, предусмотренных областными законами, проводит отзыв главы администрации области и организует выборы вместо выбывшего, а также повторные выборы (абзац 22).
Пунктом 3 статьи 13 областного закона предусмотрено, что на всех заседаниях избирательной комиссии вправе присутствовать член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению отзыва главы администрации области.
Согласно пункту 2 статьи 20 областного закона расходы избирательной комиссии по подготовке и проведению выборов главы администрации области предусматриваются отдельной строкой в областном бюджете. В соответствии с пунктом 3 статьи 20 областного закона финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением отзыва главы администрации области, производится за счет средств, выделяемых из областного бюджета или иных источников, предусмотренных областным законом.
Указанные положения норм областного закона в части, предусматривающей проведение выборов главы администрации области, а также его отзыв избирателями, противоречат действующему федеральному законодательству исходя из следующего.
Согласно п. 9 ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выборы - это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, в частности, в целях наделения полномочиями должностного лица.
Вместе с тем, порядок замещения должности руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ установлен Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).
В соответствии с п. 1 ст. 18 данного Федерального закона (в редакции от 11.12.2004 N 159-ФЗ) гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ по представлению Президента Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и конституцией (уставом) субъекта РФ.
Следовательно, должность руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ - главы администрации Архангельской области не может замещаться в результате проведения выборов.
Основания досрочного прекращения полномочий руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ установлены пунктом 1 статьей 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". При этом данная норма в редакции Федерального закона от 11.12.2004 N 159-ФЗ не предусматривает в качестве такого основания отзыв указанного лица избирателями.
Соответственно полномочия главы администрации Архангельской области не могут быть прекращены в результате его отзыва избирателями.
Таким образом, оспариваемые прокурором нормы областного закона "Об избирательной комиссии Архангельской области" противоречат вышеназванным положениям федерального законодательства, поскольку допускают замещение должности руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ - главы администрации Архангельской области в результате выборов и его отзыв избирателями.
Согласно статье 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону, суд признает нормативно правой акт недействующим полностью или в части.
На основании изложенного суд находит заявление заместителя прокурора подлежащим удовлетворению, поскольку с 15 декабря 2004 года, т.е. с момента вступления в силу Федерального закона от 11.12.2004 N 159-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" оспариваемые прокурором положения областного закона стали противоречить федеральному законодательству, поэтому с указанной даты они признаются судом недействующими.
В силу ст. 35 Закона РФ "О средствах массовой информации", ч. 3 ст. 253 ГПК РФ суд считает необходимым по вступлению решения в законную силу обязать редакции областной газеты "Волна" и "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов" опубликовать сообщение о принятом судом решении, поскольку ранее в данных печатных изданиях был официально опубликован областной закон "Об избирательной комиссии Архангельской области".
Руководствуясь ст. ст. 194-199, ст. 253 ГПК РФ, областной суд
решил:
Заявление заместителя прокурора Архангельской области удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления в силу Федерального закона РФ от 11.12.2004 N 159-ФЗ, то есть с 15 декабря 2004 года, пункты 1, 2, 4 статьи 2 в части слов "главы администрации области", пункт 3 статьи 3 в части слов "главы администрации Архангельской области", пункт 4 статьи 3 в части слов "главы администрации области", пункт 5 статьи 5 в части слов "главы администрации Архангельской области", абзац 1 пункта 1 статьи 8 в части слов "главы администрации Архангельской области", абзац 2 пункта 1 статьи 8 в части слов "отзыва главы администрации Архангельской области" и "по отзыву главы администрации Архангельской области", название статьи 9 в части слов "главы администрации Архангельской области", пункт 1, абзацы 2, 3 пункта 2 статьи 9 в части слов "главы администрации Архангельской области", абзац 12 в части слов "кандидатов на должность главы администрации области", абзац 14 в части слов "по выборам главы администрации области", абзац 21 в части слов "по избранию главы администрации", абзац 22 в части слов "главы администрации Архангельской области" пункта 2 статьи 9, пункт 3 статьи 13 в части слов "главы администрации области", пункты 2, 3 статьи 20 в части слов "главы администрации Архангельской области" областного закона "Об избирательной комиссии Архангельской области" от 05.03.1999 N 113-21-ОЗ (в редакции от 07.10.2003).
Обязать редакции газеты "Волна" и "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов" опубликовать сообщение о данном решении после его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы или кассационного представления прокурором через Архангельский областной суд.
Председательствующий |
Н.В. Дивин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного суда от 17 августа 2005 г. N 3-81
Текст решения официально опубликован не был