Решение Архангельского областного суда
от 27 декабря 2005 г. N 3-126
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе
председательствующего Дмитриевой С.Е.
при секретаре судебного заседания Агапитовой С.А.
с участием прокурора Архангельской областной прокуратуры Распопина М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске 27 декабря 2005 г. дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению статьи 5 Областного закона "О порядке исчисления стажа, включаемого в стаж государственной службы лиц, замещающих государственные должности и должности государственных служащих Архангельской области" от 03.06.1997 г. N 27-9-ОЗ,
установил:
Заместитель прокурора Архангельской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению статьи 5 Областного закона "О порядке исчисления стажа, включаемого в стаж государственной службы лиц, замещающих государственные должности и должности государственных служащих Архангельской области" от 03.06.1997 г. N 27-9-ОЗ. В обоснование требований ссылался на то, что оспариваемая норма предоставляет право главе администрации области и председателю областного Собрания депутатов в отдельных случаях, по предложению комиссии по установлению стажа государственной службы государственных служащих Архангельской области, включать в стаж государственной службы лиц, замещающих государственные должности и должности государственных служащих, периоды службы (работы), не вошедшие в настоящий закон. Вместе с тем в соответствии с ч. 2 ст. 54 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ зачет в стаж государственной гражданской службы иных периодов замещения должностей устанавливается Указом Президента Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор Архангельской областной прокуратуры Распопин М.В. заявленные требования поддержал по тем же основаниям.
Представитель Архангельского областного Собрания депутатов Скворцова И.П. с заявлением прокурора не согласилась. Полагает, что статьей 14 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 года стаж государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации, на который имеется ссылка в ст. 54 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" не принят, поэтому до принятия Указа субъект Российской Федерации вправе в порядке опережающего правового регулирования самостоятельно решать вопросы включения в стаж государственной службы иных периодов.
Представитель главы администрации Архангельской области Выдрина Н.А. с заявлением прокурора не согласилась. Полагает, что оспариваемая норма не противоречит федеральному законодательству с учетом законодательно закрепленного принципа единства правовых и организационных основ государственной службы. В настоящее время действует Указ Президента РФ от 03.09.1997 г. "О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающих право на получение надбавки к должностному окладу за выслугу лет." Данным Указом закреплено право руководителя федерального орган государственной власти, руководителя аппарата федерального органа государственной власти или иного государственного органа, образованного в соответствии к Конституцией РФ, в порядке исключения включать в стаж государственной службы федеральных государственных служащих иные периоды работы (службы). Выплаты государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации производятся из бюджета субъекта РФ, поэтому Указа Президента РФ в отношении включения в стаж госслужбы иных периодов относительно субъектов Российской Федерации никогда не будет.
Выслушав объяснения участвующего в деле прокурора, представителей Архангельского областного Собрания депутатов и главы администрации Архангельской области, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд считает, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции в интересах Российской Федерации и неопределенного числа граждан, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Из материалов дела следует, что решением девятой сессии второго созыва Архангельского областного Собрания депутатов N 185 от 03 июня 1997 г. был принят областной закон "О порядке исчисления стажа, включаемого в стаж государственной службы лиц, замещающих государственные должности и должности государственных служащих Архангельской области."
На момент рассмотрения дела данный закон в установленном порядке не отменен и не утратил силу.
Согласно п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 20 Устава Архангельской области Архангельское областное Собрание депутатов является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Архангельской области.
В соответствии с п. 1 ст. 22, п.п. "б" п. 1 ст. 23 Устава Архангельской области областное Собрание осуществляет свои полномочия посредством принятия областных законов, нормативных и иных правовых актов по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.
Согласно п. 5 ст. 8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования.
Как следует из п. 1 ст. 18 Устава Архангельской области принятые органами государственной власти Архангельской области нормативные правовые акты публикуются в средствах массовой информации, за исключением решений, составляющих государственную тайну.
В судебном заседании установлено, что областной закон "О порядке исчисления стажа, включаемого в стаж государственной службы лиц, замещающих государственные должности и должности государственных служащих Архангельской области" от 03.06.1997 г. N 27-9-ОЗ в установленном порядке был подписан главой администрации Архангельской области и опубликован в официальных изданиях - в газете "Волна" N 29 от 22 июля 1997 года и в издании "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов."
Согласно статье 72 части 1 п. "н" Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
Согласно Федеральному закону от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ (в редакции Федерального закона от 11.11.2003 г. N 141-ФЗ) "О системе государственной службы Российской Федерации" правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации. Стаж (общая продолжительность) государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, порядок принятия, опубликования и вступления в законную силу вышеназванного областного закона соответствовали требованиям федерального законодательства и Устава Архангельской области.
Статьей 54 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что в стаж (общую продолжительность) гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу включаются периоды замещения: должностей гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы; государственных должностей; должностей муниципальной службы; выборных должностей в органах местного самоуправления; иных должностей в соответствии с федеральными законами. Согласно части 2 вышеназванной статьи порядок исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации и зачета в него иных периодов замещения должностей устанавливается указом Президента Российской Федерации.
В областном законе "О порядке исчисления стажа, включаемого в стаж государственной службы лиц, замещающих государственные должности и должности государственных служащих Архангельской области" от 03.06.1997 г. N 27-9-ОЗ закреплен перечень видов работы (службы), включаемых в стаж государственной службы, по сути в данном перечне воспроизведено федеральное регулирование, что не оспаривалось в судебном заседании представителями Архангельского областного Собрания депутатов и главы администрации Архангельской области.
В соответствии со ст. 5 вышеназванного областного закона предоставлено право главе администрации области, председателю областного Собрания депутатов в отдельных случаях, по предложению комиссий по установлению стажа государственной службы государственных служащих Архангельской области включать в стаж государственной службы лиц, замещающих государственные должности и должности государственной служащих, периоды службы (работы), не вошедшие в настоящий закон.
Суд не может согласиться с доводами представителя Архангельского областного Собрания депутатов о праве законодателя Архангельской области в опережающем порядке установить правовое регулирование вопроса о порядке зачета в стаж государственной гражданской службы иных периодов замещения должностей, с учетом содержания части 2 ст. 54 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", относящей к компетенции Президента Российской Федерации установление порядка зачета в стаж государственной гражданской службы иных периодов замещения должностей.
Ранее действующее федеральное законодательство (статья 20 Федерального закона от 31.07.1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации"), в период действия которого и была принята оспариваемая норма, действительно свидетельствовало о праве федерального законодателя и законодателя субъекта Российской Федерации установить порядок включения в стаж государственной службы иных периодов трудовой деятельности.
Ссылка заинтересованных лиц в подтверждение права законодателя субъекта Российской Федерации на установление порядка включения в стаж государственной службы иных периодов трудовой деятельности на содержание статьи 14 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ (в редакции Федерального закона от 11.11.2003 г. N 141-ФЗ) "О системе государственной службы Российской Федерации" является несостоятельной, поскольку позднее принятым Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", вопрос о порядке включения в стаж госслужбы иных периодов отнесен к компетенции Президента Российской Федерации. Содержание части 2 ст. 54 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" свидетельствует о том, что только у Президента Российской Федерации имеется право на издание нормативных актов, устанавливающих порядок зачета в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации, куда включается и государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации, иных периодов замещения должностей. Вышеизложенное свидетельствует о том, что в связи с вступлением в силу Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" статья 5 областного закона "О порядке исчисления стажа, включаемого в стаж государственной службы лиц, замещающих государственные должности и должности государственных служащих Архангельской области" от 03.06.1997 г. N 27-9-ОЗ, предоставлявшая право главе администрации области, председателю областного Собрания депутатов по своему усмотрению включать в стаж государственной службы лиц, замещающих государственные должности и должности государственной служащих, иные периоды службы (работы), стала противоречить федеральному законодательству.
При этом не нарушается законодательно закрепленный принцип единства правовых и организационных основ государственной службы.
То обстоятельство, что Президент РФ не воспользовался предоставленным законом правом на установление порядка зачета в стаж государственной службы иных периодов замещения должностей не свидетельствует о том, что такое право осталось у главы администрации и председателя областного Собрания депутатов.
Частью 9 статьи 71 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрен зачет в стаж гражданской службы для назначения ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет, предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, для поощрения за гражданскую службу в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации периодов работы (службы), которые были ранее включены (засчитаны) в установленном порядке в указанный стаж. С момента вступления в силу вышеуказанного Федерального закона законы субъектов Российской Федерации применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону.
О сохранении права у главы администрации и председателя областного Собрания депутатов на включение в стаж государственной службы лиц, замещающих государственные должности и должности государственной служащих, иных периоды службы (работы) не свидетельствует наличие Указа Президента Российской Федерации от 03.09.97 г. N 982 "О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет" Данным Указом главе администрации области и председателю областного Собрания депутатов право, содержащееся в оспариваемой норме, не предоставлено.
Таким образом, обстоятельства, положенные в обоснование заявленных прокурором требований, нашли свое подтверждение. Оспариваемые прокурором положения областного закона - статья 5 Областного закона "О порядке исчисления стажа, включаемого в стаж государственной службы лиц, замещающих государственные должности и должности государственных служащих Архангельской области" от 03.06.1997 г. N 27-9-ОЗ - противоречат действующему федеральному законодательству, нарушают право Российской Федерации принимать федеральные законы, обязательные для исполнения субъектами Российской Федерации.
С учетом изложенного суд считает, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Суд считает возможным, с учетом правовых последствий признать оспариваемую норму недействующей не с момента вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", о чем настаивал прокурор, а с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Также в соответствии со ст. 253 ГПК РФ суд считает необходимым по вступлении решения в законную силу обязать редакции областной газеты "Волна" и издания "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов" опубликовать сообщение о принятом судом решении.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению статьи 5 Областного закона "О порядке исчисления стажа, включаемого в стаж государственной службы лиц, замещающих государственные должности и должности государственных служащих Архангельской области" от 03.06.1997 г. N 27-9-ОЗ удовлетворить.
Признать недействующей со дня вступления в законную силу настоящего решения статью 5 Областного закона "О порядке исчисления стажа, включаемого в стаж государственной службы лиц, замещающих государственные должности и должности государственных служащих Архангельской области" от 03.06.1997 г. N 27-9-ОЗ.
По вступлении решения суда в законную силу обязать редакции областной газеты "Волна" и "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов" опубликовать сообщение о принятом судом решении.
На решение лицами, участвующими в деле может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации, путем подачи кассационных жалоб, кассационного представления через Архангельский областной суд.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного суда от 27 декабря 2005 г. N 3-126
Текст решения официально опубликован не был