Решение Архангельского областного суда
от 21 марта 2006 г. N 3-29/2006
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд судебная коллегия по гражданским делам
в составе председательствующего Пушкарева Н.А.
при секретаре судебного заседания Воробьевой М.В.
с участием прокурора Архангельской областной прокуратуры Распопина М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске 21 марта 2006 года гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащем применению подпункта "а" пункта 1 статьи 3 в части слов "решение об усыновлении (удочерении)" областного закона от 20 сентября 2005 года N 79-5-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма".
Заслушав объяснения представителей от прокуратуры Архангельской области Распопина М.В., от Архангельского областного Собрания депутатов Кристоман Б.Б. и от Главы администрации Архангельской области Стрелковой Е.В., исследовав материалы дела, областной суд
установил:
20 сентября 2005 года Архангельским областным Собранием депутатов принят Закон Архангельской области N 79-5-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма", подписанным Главой администрации Архангельской области и опубликованным в областной газете "Волна" N 40 от 11 ноября 2005 года и "Ведомостях Архангельского областного Собрания депутатов" четвертого созыва N 5 за 2005 год.
Заместитель прокурора Архангельской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу подпункта "а" пункта 1 статьи 3 в части слов "решение об усыновлении (удочерении)" данного областного закона.
В обоснование требований сослался на то, что подпункт "а" пункта 1 статьи 3 указанного областного закона в части слов "решение об усыновлении (удочерении)" находится в противоречии со ст. 139 Семейного Кодекса РФ и пунктами 2, 3 статьи 47 Федерального Закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", так как по областному закону установлено, что к заявлению граждан для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, необходимо приложить документы, удостоверяющие состав семьи, среди которых значится решение об усыновлении (удочерении), в то время как ст. 139 СК РФ предусматривает охрану тайны усыновления ребенка, основанную на требованиях ст. 23 Конституции Российской Федерации. В связи с этим судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления. В силу п. 2 ст. 47 ФЗ "Об актах гражданского состояния" работники органов записи актов гражданского состояния не вправе без согласия усыновителей (усыновителя) сообщать какие-либо сведения об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых видно, что усыновители (усыновитель) не являются родителями (одним из родителей) усыновленного ребенка.
Таким образом, из смысла закона следует, что обязанность сохранять тайну усыновления распространяется не только на лиц, обязанных хранить сведения об усыновлении, как служебную и профессиональную тайну, но также на всех без исключения граждан, осведомленных об этом любым иным образом.
На основании записи акта об усыновлении орган записи актов гражданского состояния в силу п. 3 ст. 44 указанного выше Федерального Закона выдает новое свидетельство о рождении ребенка на основании измененной или вновь составленной в связи с усыновлением записи акта о рождении ребенка.
Включение в перечень документов необходимых для подтверждения состава семьи решения об усыновлении (удочерении) при приведенных обстоятельствах находится в противоречии с Федеральным Законодательством и приводит к нарушению прав усыновителей и усыновленных на тайну усыновления (удочерения), гарантированную государством.
В судебном заседании, участвующий в деле прокурор Распопин М.В., поддержал заявление по тем же основаниям.
Представители от Архангельского областного Собрания депутатов Кристоман Б.Б. и от администрации Архангельской области Стрелкова Е.В. с заявлением не согласились, полагая, что оспариваемые нормы областного закона приняты в рамках законодательных полномочий субъекта Российской Федерации и федеральному законодательству не противоречат.
При этом обратили внимание на то, что оспариваемое заместителем прокурора области положение областного закона соответствует главе 19 Семейного Кодекса РФ и Методическим рекомендациям для государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанных нуждающимся в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Предоставление гражданами указанных в областном законе документов для постановки на учет, нуждающихся в жилых помещениях, носит добровольный характер. Усыновленному ребенку выдается новое свидетельство о рождении, поэтому работники регистрирующих органов местного самоуправления не могут требовать от гражданина-заявителя предоставления решения об усыновлении (удочерении), в противном случае их действия подпадают под статью 139 Семейного Кодекса. Кроме того, при смерти одного из родителей усыновленного ребенка по просьбе родителей умершего родителя могут быть сохранены личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к родственникам умершего родителя, если этого требуют интересы ребенка.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, областной суд находит заявление заместителя прокурора области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 27 Федерального Закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации# - правовые акты органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также правовые акты должностных лиц указанных органов, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации, подлежат опротестованию соответствующим прокурором или его заместителем в установленном законом порядке.
В соответствии со ст.ст. 22, 23 Федерального Закона "О прокуратуре Российской Федерации" и ст. 251 ГПК РФ прокурору или его заместителю предоставлено право принесения протеста на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращения в суд или арбитражный суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации, с требованием о признании правового акта недействующим.
Судом установлено, что Постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 20 сентября 2005 года был принят Областной закон N 79-5-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма". Данный закон был подписан Главой администрации области и официально опубликован в областной газете "Волна" N 40 от 11 ноября 2005 года и "Ведомостях Архангельского областного Собрания депутатов" четвертого созыва N 5 за 2005 год.
Подпунктом "а" пункта 1 статьи 3 указанного закона предусмотрено, что для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданин подает в орган местного самоуправления заявление с приложением документов, подтверждающих состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи и т.п.).
Норма, устанавливающая для подтверждения состава семьи, предоставления гражданином решения об усыновлении (удочерении), противоречит действующему федеральному законодательству.
Согласно п. 1 ст. 139 Семейного Кодекса РФ тайна усыновления ребенка охраняется законом.
Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления.
Указанная норма об охране тайны усыновления основана на требованиях Конституции Российской Федерации о праве граждан на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны (ч. 1 ст. 23).
Таким образом, сохранение тайны усыновления является волеизъявлением усыновителей и усыновленных и ее разглашение возможно только с их согласия.
Областным законом в порядок принятия граждан на учет, нуждающихся в жилых помещениях, в перечень документов, необходимых для подтверждения состава семьи, включено предоставление гражданином решения об усыновлении (удочерении), носящее утвердительный, а не рекомендательный характер.
Указаний о том, что оно может быть предоставлено по согласию гражданина областной закон не содержит. Требования областного закона обязательны для исполнения.
При таких обстоятельствах с приведенными представителями Областного Собрания депутатов и Администрации области доводами о добровольности его предоставления гражданином и соответствия в этой части областного закона Методическим рекомендациям для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных Приказом Минрегиона России от 25 февраля 2005 года N 17, согласиться нельзя.
Включение в перечень документов, необходимых для подтверждения состава семьи, решения об усыновлении (удочерении) вследствие этого противоречит федеральному законодательству и нарушает право усыновителей и усыновленных, желающих встать на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, на сохранение тайны усыновления.
Согласно п. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт либо его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает такой нормативный правовой акт недействующим полностью или части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку суд нашел установленным оспариваемые заместителем прокурора области положения областного закона противоречащими действующему федеральному законодательству, то они утрачивают свое действие с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда о признании противоречащим федеральному законодательству и не действующим подпункта "а" пункта 1 ст. 3 в части слов "решение об усыновлении (удочерении)" областного закона от 20 сентября 2005 года N 79-5-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма" не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
На основании ч. 3 ст. 253 ГПК РФ и ст. 35 Закона РФ "О средствах массовой информации" суд считает необходимым по вступлению решения суда в законную силу обязать редакцию газеты "Волна" и "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов" опубликовать сообщение о принятом судом решении.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199, 253 ГПК РФ, областной суд
решил:
Заявление заместителя прокурора Архангельской области удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт "а" пункта 1 статьи 3 в части слов "решение об усыновлении (удочерении)" областного закона от 20 сентября 2005 года N 79-5-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма".
По вступлению решения суда в законную силу обязать редакцию областной газеты "Волна" и "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов" опубликовать сообщение о принятом судебном решении.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы или кассационного представления через Архангельский областной суд.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного суда от 21 марта 2006 г. N 3-29/2006
Текст решения официально опубликован не был