Решение Архангельского областного суда
от 11 августа 2005 г. N 3-92
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего Кожина Н.А.
секретаря судебного заседания Янсон С.Ю.
с участием прокурора Чуровой А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске 11 августа 2005 года дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Архангельской области о признании противоречащими федеральному законодательству Приложения N 1 в части, Приложения N 2, Приложения N 3 в части к областному закону от 23.06.2005 года N 71-4-ОЗ "О государственной гражданской службе Архангельской области",
установил:
Пунктом 2 статьи 9 областного закона от 23.06.2005 года N 71-4-ОЗ "О государственной гражданской службе Архангельской области" (далее - областной закон) предусмотрено, что размеры должностных окладов и окладов за классный чин гражданских служащих устанавливаются согласно приложениям N 1, 2 к областному закону соответственно; а размеры должностных окладов гражданских служащих территориальных отделов органов исполнительной власти администрации Архангельской области и других государственных органов Архангельской области, приравненных к ним по оплате труда, устанавливаются согласно приложению N 3 к областному закону.
Исполняющий обязанности прокурора Архангельской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия, то есть с 23.06.2005 г.:
Строку 1 в части слов "12210", строку 2 в части слов "9990", строку 3 в части слов "5000", строку 4 в части слов "4337", строку 5 в части слов "3836-4337", строку 6 в части слов "3396-4337", строку 7 в части слов "4300", строку 8 в части слов "4300", строку 9 в части слов "4300", строку 10 в части слов "3196-4000", строку 11 в части слов "3196-4000", строку 12 в части слов "3840", строку 13 в части слов "3800", строку 14 в части слов "3850", строку 15 в части слов "3800", строку 16 в части слов "3800", строку 17 в части слов "3800", строку 18 в части слов "3800", строку 19 в части слов "2430-3400", строку 20 в части слов "3510", строку 21 в части слов "3510", строку 22 в части слов "3510", строку 23 в части слов "3480", строку 24 в части слов "2980", строку 25 в части слов "2480", строку 26 в части слов "2150", строку 27 в части слов "2000", строку 28 в части слов "800-1320" Приложения N 1;
Минимальный размер должностного оклада по должности руководителя территориального отдела с численностью населения свыше 100 тыс.чел., максимальный размер должностного оклада по должности главного специалиста территориального отдела с численностью населения свыше 100 тыс.чел., минимальный и максимальный размеры должностных окладов по должностям руководителя территориального отдела с численностью населения менее 100 тыс.чел., главного специалиста территориального отдела с численностью населения менее 100 тыс.чел., заместителя руководителя территориального отдела, ведущего специалиста, специалиста 1 категории, специалиста 2 категории, специалиста Приложения N 3 к областному закону.
Свое заявление прокурор обосновывал тем, что Архангельская область является получателем финансовой помощи из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
В соответствии с абзацем 2 п. 5 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ в субъекте Российской Федерации, которому предоставляются дотации из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ размеры оплаты труда государственных гражданских служащих и работников государственных учреждений субъекта РФ не могут превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий федеральных государственных служащих и федеральных государственных учреждений.
Установленные Приложением N 1 к областному закону должностные оклады государственных гражданских служащих области превышают размеры должностных окладов федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, предусмотренные разделом 1 приложения N 1 к Указу Президента РФ от 06.03.1998 г. N 265 (в ред. от 27.12.2004).
Размеры окладов за классный чин государственных гражданских служащих области, установленные Приложением N 2 к областному закону, превышают размеры надбавок к должностным окладам федеральных государственных служащих за квалификационный разряд, установленных для соответствующих категорий федеральных государственных служащих приложением N 3 к Указу Президента РФ от 09.04.1997 N 310 (в ред. от 05.05.2005) и Приложением N 8 к Указу Президента РФ от 06.03.1998 N 265.
Установленные Приложением N 3 к областному закону должностные оклады гражданских служащих территориальных отделов органов исполнительной власти администрации области и других государственных органов области, приравненных к ним по оплате труда, превышают оклады соответствующих категорий государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, предусмотренных разделами 3 и 4 приложения N 1 к Указу Президента РФ от 06.03.1998 N 265.
В судебном заседании прокурор областной прокуратуры Чурова А.А. заявление поддержала и просила признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия Приложение N 1 в части, Приложение N 2, Приложение N 3 в части к областному закону.
Представители Архангельского областного Собрания депутатов Сулейманова Н.Ш. и Главы администрации области Гагарина Н.В. с заявлением прокурора не согласились.
Считают, что в связи с отсутствием федерального законодательства по вопросам оплаты труда государственных гражданских служащих федеральной государственной службы нет законных оснований для сравнения должностей государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и федеральных государственных гражданских служащих.
Правовой статус территориальных органов федеральных органов исполнительной власти конституционно не закреплен, а также в настоящее время не предусмотрен в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти.
Государственные должности государственной службы Архангельской области в отсутствие федерального Реестра государственной гражданской службы приведены в Реестре государственных должностей органов государственной власти Архангельской области с отнесением их по государственным органам на категории и группы, соотносимые с соответствующими государственными должностями в аппаратах Правительства Российской Федерации, палат Федерального Собрания и иных федеральных государственных органов.
При отсутствии предусмотренного законом либо Указом соотношения должностей, ссылка на Указ Президента Российской Федерации от 06.03.1998 N 265 является неправомерной и не может служить правовым основанием для сравнения оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих, гражданских служащих субъекта Российской Федерации.
Денежное содержание гражданского служащего Архангельского области состоит из месячного оклада и месячного оклада за классный чин, которые составляют оклад денежного содержания, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат, к числу которых отнесены: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премии, ежемесячное денежное поощрение.
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих должны устанавливаться Указом Президента Российской Федерации. До принятия соответствующего Указа действует Указ Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 года N 310 "О денежном содержании федеральных государственных служащих" (с изменениями от 05.05.2005). Этот Указ устанавливает должностные оклады и надбавки к должностному окладу за квалификационный разряд федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности федеральной гражданской службы в Администрации Президента, аппаратах палат Федерального Собрания, Аппарате Правительства и Управлении делами Президента Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы прокурора, представителей областного Собрания депутатов и Главы администрации области, суд считает, что заявление и.о. прокурора Архангельской области подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 8, пункту 1 статьи 20 Устава Архангельской области областное Собрание депутатов является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Архангельской области.
В соответствие с пунктом 1 статьи 22, подпунктом "б" пункта 1 статьи 23 Устава областное Собрание осуществляет свои полномочия посредством принятия областных законов, нормативных и иных правовых актов по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 23 июня 2005 г. N 246 принят Областной закон N 71-4-ОЗ "О государственной гражданской службе Архангельской области" (л.д. 24).
Согласно ст. 15 областного закона закон вступает в силу с через 10 дней со дня его официального опубликования.
В судебном заседании установлено, что областной закон подписан Главой администрации области и официально опубликован в газете "Волна" от 8-14 июля 2005 г. N 27, а Приложения к областному закону опубликованы в газете "Волна" от 15-21 июля 2005 г. N 28 (л.д. 18-20, 23).
Кроме того, областной закон официально опубликован в газете "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов четвертого созыва", N 4, 2005 г.
Следовательно, областной закон вступил в силу со дня его официального опубликования.
Таким образом, порядок принятия, опубликования и вступление в законную силу областного закона соответствовали требованиям федерального законодательства и Устава Архангельской области.
В соответствие с пунктом "т" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная служба.
Пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 года N 58-ФЗ (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 года N 141-ФЗ) "О системе государственной службы Российской Федерации" правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация в ведении субъекта Российской Федерации.
По-видимому, в тексте документа допущена опечатка. "пунктом 4 ст. 74 Федерального закона от 27.06.2004 N 79-ФЗ" следует читать: "пунктом 4 ст. 71 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ"
В соответствие с пунктом 4 ст. 50, пунктом 4 ст. 74 Федерального закона от 27.06.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, а также порядок вступления соответствующих нормативных положений в указанной части определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений Федерального закона.
Таким образом, государственная служба в субъектах Российской Федерации входит в предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов и должна регулироваться как федеральными законами, так и законами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, при отсутствии федерального закона субъект Российской Федерации может осуществить собственное правовое регулирование. Вместе с тем субъект Российской Федерации не вправе вторгаться в те сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального закона.
Как следует из преамбулы, областным законом регламентируются вопросы государственной гражданской службы Архангельской области, отнесенные к компетенции субъектов Российской Федерации Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В соответствие с ч. 1 ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствие с п.п. 3 ст. 7 Устава Архангельской области по предметам совместного ведения Российской Федерации и Архангельской области, изложенным в Конституции Российской Федерации, на основе принимаемых федеральных законов принимаются областные законы и иные нормативные правовые акты Архангельской области.
Исходя из изложенного, суд считает, что Областное Собрание депутатов вправе регулировать указанные общественные отношения на территории Архангельской области, но в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствие с ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно ст. 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ от 6 октября 1999 года законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Правовые основы оплаты труда гражданского служащего регламентируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно пункту 4 ст. 50 указанного Федерального закона размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Как следует из пункта 4 ст. 71 Федерального закона порядок вступления в силу статей 50, 51 и 55 настоящего Федерального закона в отношении гражданских служащих субъектов Российской Федерации определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи.
Следовательно, областной закон, установивший размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих области, принят в соответствии с пунктом 4 ст. 50 указанного Федерального закона.
Вместе с тем, как следует из пункта 5 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.
Таким образом, орган государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать размеры оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта РФ более высокого уровня по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для федеральных государственных служащих.
Подобные установления, приводящие к увеличению бюджетных расходов, должны обеспечиваться за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Однако, абзацем 2 пункта 5 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ установлено, что в субъекте Российской Федерации, которому в соответствии со статьей 131 настоящего Кодекса предоставляются дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, размеры оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации не могут превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий федеральных государственных служащих и работников федеральных государственных учреждений.
Архангельская область является субъектом Российской Федерации, получающим финансовую поддержку из федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
Как следует из ст. 38 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" и Приложения N 13 к данному Федеральному закону Архангельская область является получателем финансовой поддержки из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, в том числе дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. В виде указанной дотации Архангельской области в 2005 году предусмотрено выделение 3409271,6 тыс. рублей.
Следовательно, в Архангельской области размеры оплаты труда государственных гражданских служащих и работников государственных учреждений не могут превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий федеральных государственных служащих и работников федеральных государственных учреждений.
В соответствие с пунктом 3 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Как следует из пункта 3 ст. 71 Федерального закона Положения статей 50, 51 и 55 настоящего Федерального закона вступают в силу в отношении федеральных гражданских служащих одновременно с вступлением в силу указа Президента Российской Федерации о денежном содержании федеральных гражданских служащих.
В судебном заседании установлено, что Президентом Российской Федерации не принят указ о размерах должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих.
Поэтому в настоящее время действует Указ Президента РФ от 6 марта 1998 г. N 265 "О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти и представительств государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации", а также Указ Президента РФ от 9 апреля 1997 г. N 310 "О денежном содержании федеральных государственных служащих" (с последующими изменениями).
При рассмотрении заявления прокурора суд руководствуется данными Указами Президента РФ, так как они регламентируют вопросы денежного содержания федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Суд считает необоснованными доводы представителей областного Собрания депутатов и Главы администрации области, что сравнение должностных окладов федеральных государственных служащих и государственных служащих Архангельской области не основано на законе.
Отсутствие Указа Президента РФ о размерах должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих, Реестра должностей федеральных государственных гражданских служащих, а также различия в организационной структуре, компетенции федеральных органов законодательной и исполнительной власти и органов законодательной и исполнительной власти субъекта Российской Федерации позволяет произвести лишь условное сопоставление размеров денежного содержания государственных служащих этих органов.
Однако сопоставление размеров должностных окладов федеральных государственных служащих территориальных органов, установленных Указом Президента РФ N 265 от 06 марта 1998 года, и государственных служащих Архангельской области возможно. Так, обе категории государственных служащих проживают и работают в одном регионе, находятся в одинаковых условиях; выступают представителями интересов публичной власти государства и общества, выполняя функции государственного управления, призваны обеспечивать функционирование государственного аппарата и реализацию юридически властных полномочий соответствующих государственных должностных лиц.
Пунктом 2 статьи 9 областного закона предусмотрено, что размеры должностных окладов и окладов за классный чин гражданских служащих устанавливаются согласно Приложениям N 1, 2 к настоящему закону соответственно. Размеры должностных окладов гражданских служащих территориальных отделов органов исполнительной власти администрации Архангельской области и других государственных органов Архангельской области, приравненных к ним по оплате труда, устанавливаются согласно Приложению N 3 к настоящему закону.
Приложением N 1 к областному закону установлены следующие размеры должностных окладов государственных гражданских служащих Архангельской области:
первый заместитель главы администрации области: 12210 (строка 1);
заместитель главы администрации области, заместитель главы администрации области - руководитель исполнительного органа государственной власти: 9990 (строка 2);
руководитель аппарата областного Собрания депутатов: 5000 (строка 3);
руководитель управления, отдела областного Собрания депутатов: 3396-4337 (строка 4);
председатель контрольно-счетной палаты областного Собрания депутатов: 3836-4337 (строка 5);
заместитель председателя контрольно-счетной палаты областного Собрания депутатов: 3396-4337 (строка 6);
руководитель исполнительного органа государственной власти, структурного подразделения в аппарате администрации области: 3396-4300 (строка 7);
руководитель секретариата главы администрации области: 3396-4300 (строка 8);
руководитель представительства администрации области: 3396-4300 (строка 9);
заместитель руководителя управления областного Собрания депутатов, руководитель отдела в составе управления областного Собрания депутатов: 3196-4000 (строка 10);
заместитель руководителя исполнительного органа государственной власти, структурного подразделения в аппарате администрации области: 3196-4000 (строка 11);
руководитель пресс-службы (пресс-секретарь) областного Собрания депутатов, администрации области: 3196-3840 (строка 12);
руководитель структурного подразделения в исполнительном органе государственной власти: 2941-3800 (строка 13);
руководитель аппарата уполномоченного по правам человека в Архангельской области: 2941-3850 (строка 14);
заместитель руководителя структурного подразделения в исполнительном органе государственной власти: 2697-3800 (строка 15);
начальник отдела структурного подразделения в исполнительном органе государственной власти, в аппарате администрации области: 2697-3800 (строка 16);
начальник отдела в избирательной комиссии Архангельской области: 2697-3800 (строка 17);
начальник отдела аппарата уполномоченного по правам человека в Архангельской области: 2697-3800 (строка 18);
заместитель начальника отдела структурного подразделения в исполнительном органе государственной власти, в аппарате администрации области: 2430-3400 (строка 19);
советник в областном Собрании депутатов, в аппарате администрации области: 2297-3510 (строка 20);
помощник в областном Собрании депутатов, помощник руководителя в аппарате администрации области: 2297-3510 (строка 21);
пресс-секретарь аппарата уполномоченного по правам человека в Архангельской области: 2297-3510 (строка 22);
консультант: 2297-3480 (строка 23);
главный специалист: 1998-2980 (строка 24);
ведущий специалист: 1598-2480 (строка 25);
специалист 1 категории: 1198-2150 (строка 26);
специалист 2 категории: 999-2000 (строка 27);
специалист: 800-1320 (строка 28).
Разделом 1 Приложения N 1 к Указу Президента N 265 от 06 марта 1998 года установлены оклады федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации с численностью населения свыше 1 млн. человек, к числу которых относится Архангельская область.
В дальнейшем данные оклады повышены в соответствии с Указами Президента РФ от 23.08.1999 г. N 1103 - в 1,5 раза с 01.11.1999 г., от 09.11.2000 г. N 1853 - в 1,2 раза с 01.12.2000 г., от 23.09.2003 г. N 1117 - в 1,11 раза с 01.10.2003 г.
Исходя из раздела 1 Приложения N 1 к Указу Президента N 265 от 06 марта 1998 года, оклады федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации составляют по должностям (с учетом индексаций):
- руководитель межрегионального территориального органа, территориального органа: 3396,6-3796,2 рублей;
- заместитель руководителя межрегионального территориального органа, территориального органа: 3196,8-3596,4 рублей;
- начальник отдела: 2697,3-2997,0 рублей;
- заместитель начальника отдела: 2397,6-2697,3 рублей;
- советник: 2397,9 рублей;
- консультант: 2297,7 рублей;
- главный специалист: 1998,0-2197,8 рублей;
- ведущий специалист: 1598,4-1998,0 рублей;
- специалист 1 категории: 1198,8-1598,4 рублей;
- специалист 2 категории: 999,0-1198,8 рублей;
- специалист: 799,2-999,0 рублей.
Следовательно, Приложение N 1 к областному закону не соответствует разделу 1 Приложения N 1 к Указу Президента N 265 от 06 марта 1998 года в части установления должностных окладов:
первому заместителю главы администрации области: 12210 (строка 1);
заместителю главы администрации области, заместителю главы администрации области - руководителю исполнительного органа государственной власти: 9990 (строка 2);
руководителю аппарата областного Собрания депутатов: 5000 (строка 3);
руководителю управления, отдела областного Собрания депутатов: 4337 (строка 4);
председателю контрольно-счетной палаты областного Собрания депутатов: 3836-4337 (строка 5);
заместителю председателя контрольно-счетной палаты областного Собрания депутатов: 3396-4337 (строка 6);
руководителю исполнительного органа государственной власти, структурного подразделения в аппарате администрации области: 4300 (строка 7);
руководителю секретариата главы администрации области: 4300 (строка 8);
руководителю представительства администрации области: 4300 (строка 9);
заместителю руководителя управления областного Собрания депутатов, руководителю отдела в составе управления областного Собрания депутатов: 3196-4000 (строка 10);
заместителю руководителя исполнительного органа государственной власти, структурного подразделения в аппарате администрации области: 3196-4000 (строка 11);
руководителю пресс-службы (пресс-секретарь) областного Собрания депутатов, администрации области: 3840 (строка 12);
руководителю структурного подразделения в исполнительном органе государственной власти: 3800 (строка 13);
руководителю аппарата уполномоченного по правам человека в Архангельской области: 3850 (строка 14);
заместителю руководителя структурного подразделения в исполнительном органе государственной власти: 3800 (строка 15);
начальнику отдела структурного подразделения в исполнительном органе государственной власти, в аппарате администрации области: 3800 (строка 16);
начальнику отдела в избирательной комиссии Архангельской области: 3 800 (строка 17);
начальнику отдела аппарата уполномоченного по правам человека в Архангельской области: 3800 (строка 18);
заместителю начальника отдела структурного подразделения в исполнительном органе государственной власти, в аппарате администрации области: 2430-3400 (строка 19);
советнику в областном Собрании депутатов, в аппарате администрации области: 3510 (строка 20);
помощнику в областном Собрании депутатов, помощник руководителя в аппарате администрации области: 3510 (строка 21);
пресс-секретарю аппарата уполномоченного по правам человека в Архангельской области: 3510 (строка 22);
консультанту: 3480 (строка 23);
главному специалисту: 2980 (строка 24);
ведущему специалисту: 2480 (строка 25);
специалисту 1 категории: 2150 (строка 26);
специалисту 2 категории: 2000 (строка 27);
специалисту: 800-1320 (строка 28).
Из сравнительного анализа Приложения N 1 областного закона и Указа Президента Российской Федерации N 265 от 06 марта 1998 года следует, что указанные в Приложении N 1 областного закона государственные служащие, финансируемые из областного бюджета, по оплате труда, в части установленного им размера должностного оклада, поставлены в лучшие условия по сравнению с федеральными государственными служащими.
Данный анализ проведен по соответствующим категориям государственных служащих, а также с учетом максимальных должностных окладов предусмотренных для служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте РФ.
Таким образом, установленные Приложением N 1 областного закона размеры должностных окладов в этой части ставит государственных служащих Архангельской области по оплате труда в лучшие условия по сравнению с федеральными государственными служащими, что противоречит абзацу 2 пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ.
Приложением N 2 к областному закону установлены размеры окладов за классный чин государственных гражданских служащих Архангельской области:
действительный государственный советник Архангельской области: 1 класса - 1700 рублей; 2 класса - 1600 рублей; 3 класса - 1500 рублей;
государственный советник Архангельской области: 1 класса - 1400 рублей; 2 класса - 1300 рублей; 3 класса - 1200 рублей;
советник государственной гражданской службы Российской Федерации: 1 класса - 1100 рублей; 2 класса - 1000 рублей; 3 класса - 900 рублей;
референт государственной гражданской службы Российской Федерации: 1 класса - 850 рублей; 2 класса - 750 рублей; 3 класса - 700 рублей;
секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации: 1 класса - 600 рублей; 2 класса - 550 рублей; 3 класса - 500 рублей; Пунктом 8 ст. 71 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено считать ранее присвоенные федеральным государственным служащим квалификационные разряды соответствующими классными чинами гражданской службы, предусмотренными ст. 11 настоящего Федерального закона.
Пунктом 7 Указа Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 113 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим" установлено, что впредь до вступления в силу пункта 3 настоящего Указа федеральным государственным гражданским служащим, которым присвоен классный чин государственной гражданской службы Российской Федерации, выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационный разряд, соответствующий присвоенному классному чину, в размерах согласно приложению N 3 к Указу Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. N 310 "О денежном содержании федеральных государственных служащих".
Поскольку в силу п. 1 ст. 3 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственная гражданская служба Российской Федерации представляет собой, в том числе, гражданскую службу на государственных должностях субъектов РФ, указанные положения применимы и при оценке соответствия квалификационных разрядов федеральных государственных служащих классным чинам государственной гражданской службы лиц, проходящих службу в государственных органах субъектов РФ.
Размеры надбавок к должностным окладам федеральных государственных служащих за квалификационный разряд установлены приложением N 3 к Указу Президента РФ от 09.04.1997 N 310 (в ред. от 05.05.2005) и приложением N 8 к Указу Президента РФ от 06.03.1998 N 265.
Указом Президента РФ от 06.03.1998 N 265 не установлены размеры надбавок к должностным окладам федеральных государственных служащих за квалификационный разряд по должностям высшей группы (действительный государственный советник РФ 1, 2 и 3 класса). Поэтому при сравнении должностных окладов за классный чин государственных служащих области указанной группы (действительный государственный советник области 1, 2 и 3 класса) с надбавками к должностным окладам федеральных государственных служащих за квалификационный разряд подлежат применению соответствующие положения Указа Президента РФ от 09.04.1997 N 310.
Как следует из Приложения N 8 к Указу Президента N 265 от 06 марта 1998 года, размеры надбавок к должностным окладам федеральных государственных служащих за квалификационный разряд составляют по должностям (с учетом индексаций в соответствии с Указами Президента РФ от 23 августа 1999 года N 1103, от 09 ноября 2000 года N 1853 и от 23 сентября 2003 года N 1117):
государственный советник Российской Федерации: 1 класса - 1298,7 рублей; 2 класса - 1198,8 рублей; 3 класса - 1098,9 рублей;
советник Российской Федерации: 1 класса - 999 рублей; 2 класса - 899,1 рублей; 3 класса - 799,2 рублей;
советник государственной службы: 1 класса - 749,25 рублей; 2 класса - 649,35 рублей; 3 класса - 599,4 рублей;
референт государственной службы: 1 класса - 499,5 рублей; 2 класса - 449,55 рублей; 3 класса - 399,6 рублей.
Согласно Приложению N 3 к Указу Президента РФ от 09 апреля 1997 года N 310 "О денежном содержании федеральных государственных служащих" (в редакции от 05.05.2005 года) размеры надбавок к должностным окладам федеральных государственных служащих за квалификационный разряд составляют по должностям (с учетом индексаций):
действительный государственный советник Российской Федерации: 1 класса - 1598,4 рублей; 2 класса - 1498,5 рублей; 3 класса - 1398,6 рублей.
Таким образом, Приложение N 2 областного закона не соответствует Приложению N 3 к Указу Президента РФ от 09 апреля 1997 года N 310 и Приложению N 8 к Указу Президента РФ от 06 марта 1998 года N 265, и противоречит абзацу 2 пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ.
Приложением N 3 к областному закону определены размеры должностных окладов гражданских служащих территориальных отделов органов исполнительной власти администрации Архангельской области и других государственных органов Архангельской области, приравненных к ним по оплате труда:
при численности населения свыше 100 тыс.чел. (рублей в месяц):
руководитель территориального отдела: 2800-2997;
заместитель руководителя территориального отдела: 2686-2800;
главный специалист: 1598-1800;
ведущий специалист: 1400-1600;
специалист 1 категории: 1200-1400;
специалист 2 категории: 1000-1200;
специалист: 800-1000;
при численности населения менее 100 тыс.чел. (рублей в месяц):
руководитель территориального отдела: 2686-2800;
заместитель руководителя территориального отдела: 2400-2600;
главный специалист: 1400-1600;
ведущий специалист: 1200-1400;
специалист 1 категории: 1000-1200;
специалист 2 категории: 900-1100;
специалист: 800-1000.
Из сравнительного анализа Приложения N 3 к областному закону и положений, содержащихся в Указе Президента Российской Федерации от 06 марта 1998 года N 265 следует, что гражданские служащие территориальных отделов органов исполнительной власти администрации Архангельской области и других государственных органов Архангельской области, приравненных к ним по оплате труда, финансируемые из областного бюджета, по оплате труда в части установленного им размера должностного оклада поставлены в лучшие условия по сравнению с государственными служащими территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Так, в соответствии с разделами 3 и 4 Приложения N 1 к Указу Президента РФ от 06 марта 1998 года N 265 размеры должностных окладов федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти установлены (с учетом индексации):
при численности населения свыше 100 тыс.чел. (рублей в месяц):
руководитель территориального органа: 2797,2-2997;
заместитель руководителя территориального органа: 2597,4-2797,2;
главный специалист: 1598,4-1798,2;
ведущий специалист: 1398,6-1598,4;
специалист 1 категории: 1198,8-1398,6;
специалист 2 категории: 999-1198,8;
специалист: 799,2- 999;
при численности населения менее 100 тыс.чел. (рублей в месяц):
руководитель территориального органа: 2597,4-2797,2;
заместитель руководителя территориального органа: 2397,6-2597,4;
главный специалист: 1398,6-1598,4;
ведущий специалист: 1198,8-1398,6;
специалист 1 категории: 999-1198,8;
специалист 2 категории: 899,1-1098,9;
специалист: 799,2-999.
Следовательно, Приложение N 3 к областному закону не соответствует разделам 3 и 4 Приложения N 1 к Указу Президента N 265 от 06 марта 1998 года, и противоречит абзацу 2 пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ в части установления:
Минимального размера должностного оклада по должности руководителя территориального отдела с численностью населения свыше 100 тыс.чел.,
Максимального размера должностного оклада по должности главного специалиста территориального отдела с численностью населения свыше 100 тыс.чел.,
Минимального и максимального размера должностных окладов по должностям: руководителя территориального отдела с численностью населения менее 100 тыс.чел., главного специалиста территориального отдела с численностью населения менее 100 тыс.чел., заместителя руководителя территориального отдела, ведущего специалиста, специалиста 1 категории, специалиста 2 категории, специалиста.
В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа, а в случаях, предусмотренных законом также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица могут быть признаны судом недействительными.
В соответствие со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются ее права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Исходя из изложенного, суд считает, что Приложение N 1 в части, Приложение N 2, Приложение N 3 в части к областному закону противоречат действующему федеральному законодательству: разделам 1, 3, 4, 8 Приложения N 1 к Указу Президента N 265 от 06 марта 1998 года, Приложению N 3 к Указу Президента РФ от 09 апреля 1997 года N 310 и абзацу 2 пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ.
Кроме того, противоречащий федеральному законодательству нормативный правовой акт нарушает интересы неопределенного числа лиц, как граждан, так и организаций, поскольку из областного бюджета финансируются деятельность органов государственной власти области, а также обеспечивается реализация региональных целевых программ, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций области и другие расходы.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом вышеизложенного суд признает Приложение N 1 в части, Приложение N 2, Приложение N 3 в части к областному закону недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда о признании недействующими Приложения N 1 в части, Приложения N 2, Приложения N 3 в части к областному закону вступает в законную силу по правилам, предусмотренным ст. 209 ГПК РФ, и влечет за собой утрату силы Приложения N 1 в части, Приложения N 2, Приложения N 3 в части к областному закону, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.
Решение суда о признании недействующими Приложения N 1 в части, Приложения N 2, Приложения N 3 в части к областному закону не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
На основании ч. 3 ст. 253 ГПК РФ и ст. 35 Закона РФ "О средствах массовой информации" суд считает необходимым по вступлению решения в законную силу обязать редакции областной газеты "Волна" и "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов" опубликовать сообщение о принятом судом решении.
Руководствуясь ст. ст. 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление и.о. прокурора Архангельской области удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу:
Строку 1 в части слов "12210", строку 2 в части слов "9990", строку 3 в части слов "5000", строку 4 в части слов "4337", строку 5 в части слов "3836-4337", строку 6 в части слов "3396-4337", строку 7 в части слов "4300", строку 8 в части слов "4300", строку 9 в части слов "4300", строку 10 в части слов "3196-4000", строку 11 в части слов "3196-4000", строку 12 в части слов "3840", строку 13 в части слов "3800", строку 14 в части слов "3850", строку 15 в части слов "3800", строку 16 в части слов "3800", строку 17 в части слов "3800", строку 18 в части слов "3800", строку 19 в части слов "2430-3400", строку 20 в части слов "3510", строку 21 в части слов "3510", строку 22 в части слов "3510", строку 23 в части слов "3480", строку 24 в части слов "2980", строку 25 в части слов "2480", строку 26 в части слов "2150", строку 27 в части слов "2000", строку 28 в части слов "800-1320" Приложения N 1 к областному закону от 23.06.2005 года N 71-4-ОЗ "О государственной гражданской службе Архангельской области";
Приложение N 2 к областному закону от 23.06.2005 года N 71-4-ОЗ "О государственной гражданской службе Архангельской области";
Минимальный размер должностного оклада по должности руководителя территориального отдела с численностью населения свыше 100 тыс. человек;
Максимальный размер должностного оклада по должности главного специалиста территориального отдела с численностью населения свыше 100 тыс. человек;
Минимальный и максимальный размеры должностных окладов по должностям, с численностью населения менее 100 тыс. человек: руководителя территориального отдела, заместителя руководителя территориального отдела, главного специалиста территориального отдела, ведущего специалиста, специалиста 1 категории, специалиста 2 категории, специалиста Приложения N 3 к областному закону от 23.06.2005 года N 71-4-ОЗ "О государственной гражданской службе Архангельской области".
По вступлению решения суда в законную силу обязать редакции областной газеты "Волна" и "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов" опубликовать сообщение о принятом судом решении.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы или представления через Архангельский областной суд.
Председательствующий |
Н.А. Кожин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного суда от 11 августа 2005 г. N 3-92
Текст решения официально опубликован не был