2. Мэрии города при формировании городского бюджета на 2005 год предусмотреть финансирование данной Программы.
Мэр города |
О.В. Нилов |
Программа развития муниципальной службы в мэрии
города Архангельска на 2005 год
(утв. решением Архангельского городского Совета депутатов от 27 октября 2004 г. N 337)
Паспорт программы
Наименование программы - Программа развития муниципальной
службы в мэрии города Архангельска на
2005 год (далее - Программа)
Заказчик программы - мэрия города Архангельска
Разработчик программы - управление муниципальной службы и
кадров мэрии города
Основные цели и задачи - совершенствование системы управления
программы кадровыми процессами в организации
муниципальной службы;
обеспечение равного доступа граждан
к муниципальной службе;
создание социальных и экономических
условий развития муниципальной
службы;
повышение профессионального уровня
муниципальных служащих;
обеспечение кадровой безопасности
Сроки реализации - 2005 год
Исполнитель программы - управление муниципальной службы и
кадров мэрии города
Контроль за исполнением - Архангельский городской Совет
программы депутатов, мэрия города Архангельска
1. Основание для разработки программы
1. Федеральный закон от 08.01.1998 N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации".
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
4. Указ Президента Российской Федерации от 15.10.1999 N 1370 "Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации".
5. Указ Президента Российской Федерации от 19.11.2002 N 1336 "О Федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)".
6. Областной закон от 16.04.1998 N 68-15-ОЗ "О муниципальной службе в Архангельской области".
2. Цели и задачи программы
Целями и задачами Программы являются:
целенаправленное профессиональное развитие муниципальных служащих;
разработка и принятие решений Архангельского городского Совета депутатов, постановлений и распоряжений мэра города по вопросам правового регулирования и совершенствования прохождения муниципальной службы;
совершенствование координации кадровой работы и управления персоналом в структурных подразделениях мэрии города;
повышение профессиональной заинтересованности муниципальных служащих в длительном прохождении муниципальной службы путем совершенствования общего психологического и мотивационного климата;
создание системы оценки эффективности выполнения муниципальными служащими возложенных должностных обязанностей;
разработка целостной системы контроля за профессиональной деятельностью муниципального служащего;
формирование в обществе привлекательного образа муниципального служащего, мотивация молодежи к выбору данной профессии;
обеспечение стабильности кадрового состава и оптимизации численности мэрии города;
совершенствование базы информационного и аналитического обеспечения кадровых процессов;
изучение, обобщение и распространение передового отечественного и зарубежного опыта по вопросам управления персоналом и организации муниципальной службы.
3. Ожидаемые результаты реализации программы:
формирование эффективного кадрового потенциала муниципальных служащих, совершенствование их знаний и умений;
качественное информационно-аналитическое обеспечение кадровых процессов;
совершенствование и создание нормативно-правовой и методической базы, обеспечивающей дальнейшее развитие и эффективную деятельность кадровой работы;
единое управление муниципальной службой.
Полученные результаты будут способствовать:
повышению престижа муниципальной службы за счет роста профессионализма и компетентности муниципальных служащих;
рациональному использованию интеллектуального потенциала, муниципальных служащих;
исключению дублирования функций, внедрению норм и нововведений, соответствующих требованиям времени, формированию у муниципальных служащих мотивации к повышению результативности профессиональной деятельности;
упорядочению деятельности по подбору и расстановке кадров, обоснованному сокращению численности муниципальных служащих мэрии города;
учету в работе с кадрами не только профессиональной, физической и морально-психологической пригодности человека к выполнению функций на соответствующей должности, но и его готовности постоянно саморазвиваться и совершенствоваться;
формированию нравственной и эмоциональной надежности муниципального служащего.
4. Обоснование разработки программы
В соответствии с областным законом "О муниципальной службе в Архангельской области" к предмету ведения органов местного самоуправления в области муниципальной службы относится разработка и принятие местных программ развития муниципальной службы.
В 2005-2006 годах вступают в действие в полном объеме Федеральные законы "О государственной гражданской службе Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", что повлечет изменения в законодательстве о муниципальной службе, которые затронут целый ряд организационных вопросов. Для эффективной реализации федерального законодательства необходима заблаговременная подготовка, направленная на адаптацию муниципальной службы к деятельности органов местного самоуправления в новых условиях.
Анализ состояния кадрового потенциала мэрии города показывает:
в 2005 году 99 муниципальных служащих достигнут пенсионного или предельного возраста нахождения на муниципальной службе. Из них 7 человек замещают главные муниципальные должности, 9 человек замещают ведущие муниципальные должности, 65 человек замещают старшие муниципальные должности (из них 13 человек - начальники отделов), 18 человек замещают младшие муниципальные должности. Аналогичная тенденция сохранится и на ближайшие два года;
муниципальные служащие - женщины в структуре мэрии составляют 80%. Женщины замещают 100% младших муниципальных должностей, 79% старших муниципальных должностей, 49% ведущих муниципальных должностей;
стаж муниципальной службы до 5 лет имеют 42% муниципальных служащих, стаж от 5 до 10 лет - 23% муниципальных служащих, стаж от 10 до 15 лет - 15% муниципальных служащих, стаж свыше 15 лет 20% муниципальных служащих;
в системе муниципальной службы доля специалистов, имеющих высшее юридическое образование, составляет 10%, имеющих образование по специальности "государственное и муниципальное управление", "экономика и управление" - соответственно 5% и 26 %. Из числа муниципальных служащих, имеющих высшее образование, 45% имеют гуманитарное и 38% - техническое образование;
в 2003 году профессиональное дополнительное образование получили 9,6% муниципальных служащих, в том числе прошли профессиональную переподготовку - 0,5%, повысили квалификацию 9,1% муниципальных служащих. Аналогичные показатели характерны и для 2004 года.
На основании проведенного анализа состояния кадрового потенциала мэрии города можно сделать следующие выводы:
в половозрастной структуре женщины составляют 80%, при этом основное количество муниципальных служащих - женщин замещают младшие и старшие муниципальные должности;
профессиональная подготовка муниципальных служащих характеризуется достаточно высоким образовательным уровнем и опытом управленческой работы. Высшее образование имеют 80%, а среднее специальное - 16% муниципальных служащих;
основная часть муниципальных служащих (57%) находится в возрасте от 30 до 50 лет, а в возрасте свыше 50 лет находится 22% муниципальных служащих;
система повышения квалификации муниципальных служащих не носит планомерного характера и не является ведущим фактором в системе мотиваций муниципальных служащих;
в предстоящие два года прогнозируется существенный отток муниципальных служащих, замещающих старшие муниципальные должности;
не налажена работа с внутренним и внешним кадровым резервом муниципальных служащих.
Вместе с тем, на состоянии муниципальной службы отражаются общероссийские тенденции, сложившиеся на современном этапе. Среди них:
низкий уровень доверия населения к органам власти;
снижение престижа муниципальной службы среди молодых специалистов;
утрата прежних норм морали и идеологического воздействия, регулировавших поведение работников органов власти и ставивших барьеры на пути злоупотреблений;
отсутствие правил служебного поведения (профессиональной этики) муниципальных служащих и законодательных механизмов их реализации;
недостатки в профессиональной подготовке и переподготовке муниципальных служащих;
отсутствие стабильности в структурах органов местного самоуправления;
длительное становление самой системы местного самоуправления как одной из основ конституционного строя наиболее приближенной к населению;
отсутствие действенного общественного контроля за деятельностью муниципальных служащих.
Для преодоления указанных негативных тенденций необходимо обеспечить решение следующих проблем муниципальной службы:
недостаточного использования современных технологий управления персоналом;
низкой эффективности правовых и организационных мер контроля деятельности муниципальных служащих;
недостаточной эффективности кадровой политики в сфере муниципальной службы;
недостаточной ресурсной обеспеченности муниципальной службы;
бессистемности организации профессионального обучения муниципальных служащих;
повышения престижности муниципальной службы;
привлечения к муниципальной службе молодых инициативных специалистов, соблюдения эффективной преемственности кадров.
Основной первичной управленческой структурой являются отделы, которые созданы в каждом самостоятельном структурном подразделении мэрии города. В настоящее время в мэрии города функционируют 84 отдела, которые по внутренней численности содержат от 3 до 17 человек. Отдел, являясь основным звеном реализации управленческих решений, требует от соответствующих начальников постоянного профессионального роста. Именно в отделах формируется внутренний эмоциональный климат всего коллектива. С этой целью Программа уделяет основное внимание обучению руководителей именно этой категории, а также предусматривает проведение социологического исследования, с помощью которого возможно будет определить степень реализации настоящей Программы.
На основании вышеизложенного и в целях повышения эффективности муниципальной службы разработана Программа развития муниципальной службы в мэрии города Архангельска на 2005 год.
5. Финансирование программы
N п/п |
Источник финансирования | Средства (в тыс. руб.) |
1. | Городской бюджет (распорядитель бюджетных средств - мэрия города) |
275,0 |
2. | Средства по программе Совета Министров Северных стран "Обмен государственными и муниципальными служащими" |
100,0 |
Итого | 375,0 |
Размер бюджетных ассигнований должен быть скорректирован с учетом бюджета формируемого года.
6. Экономическое обоснование программы
Запланированное использование финансовых средств городского бюджета по реализации Программы включает:
проведение двух шестичасовых семинаров для 60 начальников отделов мэрии города. Семинары проводит научно-преподавательский состав Института управления, права и повышения квалификации при Главе администрации Архангельской области (в соответствии с заключаемым договором);
обучение на базе областного кадрового центра Института управления, права и повышения квалификации при Главе администрации Архангельской области по 72-часовой программе. Формируются три группы (по 20 человек), состоящих из начальников отделов мэрии города (в соответствии с заключаемым договором);
проведение социологического исследования среди начальников отделов мэрии города (в соответствии с заключаемым договором);
материальное поощрение студентов кафедры государственного и муниципального управления Института управления, права и повышения квалификации при Главе администрации Архангельской области, победивших (призеров) в конкурсе на лучшую дипломную работу по тематике организации и прохождения муниципальной службы (в соответствии с постановлением мэра города);
материальное поощрение по пяти номинациям победителей ежегодного конкурса "Лучший муниципальный служащий мэрии города" (в соответствии с постановлением мэра города).
Расчет финансовых средств произведен по сложившимся ценам организации обучения с учетом количества обучаемых, квалификационного уровня научно-преподавательского состава, аренды помещений и раздаточного материала.
Финансовые средства по программе Совета Министров Северных стран "Обмен государственными и муниципальными служащими" выделяются после утверждения представленной заявки.
Мероприятия программы развития муниципальной службы
в мэрии города Архангельска на 2005 год
N п/п |
Наименование мероприятия | Сроки | Средства, источник финансирования (тыс. руб.) |
Исполнитель |
1. | Разработка и принятие решения Архангельского городского Совета депутатов "О служебных нормах поведения муниципальных служащих муниципального образования "Город "Архангельск" |
Март | Архангельский городской Совет депутатов, мэрия города |
|
2. | Разработка постановлений и распоряжений мэра города по вопросам совершенствования организации и прохождения муниципальной службы |
В течение года |
Управление муниципальной службы и кадров мэрии города |
|
3. | Внесение предложений в областное Собрание депутатов по внесению дополнений и изменений в законодательство о муниципальной службе |
В течение года |
Мэрия города, Архангельский городской Совет депутатов |
|
4. | Проведение обучающих семинаров с начальниками отделов мэрии города по темам: город Архангельск в региональном и геополитическом пространстве России; муниципальная служба в условиях реформы местного самоуправления |
Февраль, сентябрь |
120,0 городской бюджет |
Управление муниципальной службы и кадров мэрии города, Институт управления, права и повышения квалификации при главе администрации Архангельской области |
5. | Обучение начальников отделов мэрии города в Областном центре кадрового резерва |
В течение года |
80,0 городской бюджет |
Управление муниципальной службы и кадров мэрии города |
6. | Формирование у населения города положительного образа муниципального служащего: анализ публикуемых в средствах массовой информации результатов опросов общественности, выступлений руководителей предприятий, оценивающих деятельность мэрии города и ее должностных лиц; повышение эффективности работы с обращениями граждан (приемов по личным вопросам); систематические выступления в средствах массовой информации и перед населением города |
В течение года |
Управление муниципальной службы и кадров мэрии города, управление по внешним связям и информации мэрии города |
|
7. | Проведение аттестации муниципальных служащих мэрии города |
Сентябрь- ноябрь |
Управление муниципальной службы и кадров мэрии города |
|
8. | Заключение договора с ИМНС РФ по городу Архангельску о предоставлении информации о соблюдении гражданами, поступающими (проходящими) на муниципальную службу ограничений, связанных с муниципальной службой |
Февраль | Управление муниципальной службы и кадров мэрии города |
|
9. | Проведение мероприятий по работе с кадровым резервом мэрии города: определение потребности в кадрах и источников резерва; определение возможных кандидатов в резерв по категориям муниципальных должностей; разработка индивидуальных типовых планов пребывания в резерве; переподготовка или повышение квалификации для занятия новой должности; прохождение студентами практики (стажировки) в мэрии города; проведение опросов, тестирования потенциальных кандидатов |
В течение года |
Управление муниципальной службы и кадров мэрии города, структурные подразделения мэрии города |
|
10 | Проведение анализа текучести кадров в мэрии города за 2005 год |
Декабрь | Управление муниципальной службы и кадров мэрии города |
|
11. | Разработка прогноза кадрового потенциала мэрии города до 2009 года |
Ноябрь | Управление муниципальной службы и кадров мэрии города |
|
12. | Проведение анализа положений о структурных подразделениях, должностных инструкций муниципальных служащих с целями: исключения дублирующих функций и задач; оптимизации численности мэрии города |
В течение года |
Управление муниципальной службы и кадров мэрии города |
|
13. | Проведение социологического исследования на предмет оценки: удовлетворения персонала условиями и результатами своей деятельности; эффективности использования кадрового потенциала; эффективности деятельности органов управления; самооценки муниципальных служащих; оценки результатов обучения и личного участия в Программе |
Ноябрь | 50,0 городской бюджет |
Управление муниципальной службы и кадров мэрии города |
14. | Создание комиссий в мэрии города: по урегулированию конфликта интересов; по трудовым спорам |
Апрель | Управление муниципальной службы и кадров мэрии города |
|
15. | Участие в программе Совета Министров Северных стран "Обмен государственными и муниципальными служащими" |
В течение года |
100,0 грант Совета Министров Северных стран |
Управление муниципальной службы и кадров мэрии города, управление по внешним связям и информации мэрии города |
16. | Проведение конкурсов на замещение муниципальных должностей муниципальной службы |
В течение года |
Управление муниципальной службы и кадров мэрии города |
|
17. | Проведение конкурса дипломных работ студентов кафедры государственного и муниципального управления Института управления, права и повышения квалификации при Главе администрации Архангельской области по тематике организации и прохождения муниципальной службы |
В течение года |
10,0 городской бюджет |
Мэрия города |
18. | Проведение конкурса на звание "Лучший муниципальный служащий мэрии города Архангельска" |
Декабрь | 15,0 городской бюджет |
Мэрия города |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского городского Совета депутатов от 27 октября 2004 г. N 337 "Об утверждении Программы развития муниципальной службы в мэрии города Архангельска на 2005 год"
Текст решения опубликован в газете "Архангельск" от 17 ноября 2004 г. N 215(2987) (без программы) и издании "Ведомости Архангельского городского Совета депутатов" от 27 октября 2004 г. N 45