8 ноября 2013 г., 4 июля 2014 г.
В соответствии с Порядком разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ муниципального образования "Город Архангельск", утвержденным постановлением мэрии города Архангельска от 15.06.2011 N 274 (с изменениями и дополнениями), мэрия города Архангельска постановляет:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Экология города Архангельска".
2. Опубликовать постановление на официальном информационном Интернет-портале муниципального образования "Город Архангельск".
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя мэра города по городскому хозяйству Чинёнова С.В.
Мэр города |
В.Н. Павленко |
Постановлением мэра г. Архангельска от 8 ноября 2013 г. N 818 настоящая Программа изложена в новой редакции
Ведомственная целевая программа
"Экология города Архангельска"
(утв. постановлением мэрии города Архангельска от 30 октября 2013 г. N 768)
8 ноября 2013 г., 4 июля 2014 г.
Паспорт
ведомственной целевой программы
Раздел I. Характеристика проблемы, целесообразность и необходимость ее решения программно-целевым методом
Устойчивое развитие территории города Архангельска, надлежащее качество жизни и здоровья населения, его безопасность возможны только при условии решения экологических проблем, сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды.
Экологическая ситуация в муниципальном образовании "Город Архангельск" по-прежнему остается сложной. Основными проблемами являются:
высокий и повышенный уровень загрязнения атмосферного воздуха;
антропогенная нагрузка на водные объекты от поступления дренажно-ливневых и коммунальных сточных вод;
загрязнение почв (земель) отходами производства и потребления и выбросами автотранспорта, изменение свойств почв;
механическое повреждение и свод, сохранность и восстановление лесов и иной растительности на территории города;
недостаточный уровень экологической культуры населения.
К основным неблагоприятными факторам, оказывающим влияние на эту ситуацию, относятся:
концентрация на ограниченной территории города Архангельска значительного количества хозяйствующих субъектов различных отраслей экономики;
повышенный уровень фоновых значений содержания вредных веществ в окружающей природной среде;
несовершенство технического и технологического оборудования;
недостаточное финансирование природоохранных мероприятий;
тип климатических условий;
особенности географического расположения города Архангельска.
Основными источниками загрязнения окружающей среды города Архангельска по-прежнему остаются предприятия целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, теплоэнергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, автомобильный, речной, морской и железнодорожный транспорт, хозяйственная деятельность населения.
В соответствии с комплексной оценкой степени суммарного загрязнения атмосферного воздуха уровень загрязнения оценивается как высокий. Повышенный уровень загрязнения по среднегодовым концентрациям отмечается для бенз(а)пирена, формальдегида, оксидов азота и в отдельные периоды - метилмеркаптана. Основными причинами загрязнения атмосферного воздуха являются выбросы загрязняющих веществ промышленными предприятиями и автотранспортом. Учитывая ситуацию с состоянием атмосферного воздуха, для нужд муниципального образования "Город Архангельск" разработан общегородской сводный том "Охрана атмосферы и предельно допустимые выбросы города Архангельска" с использованием унифицированного программного комплекса УПРЗА "ЭКОЛОГ-Город. Версия 3.0." и на постоянной основе ведутся работы по его корректировке для поддержания в оперативном режиме и использования.
Уровень загрязнения реки Северной Двины не претерпел существенных изменений и остается на уровне прошлых лет. К характерным загрязняющим веществам устьевого участка реки относятся трудноокисляемые органические вещества по ХПК, лигносульфонаты, соединения железа, марганца, меди, цинка, алюминия, легкоокисляемые органические вещества по БПК5, фенолы, метанол, соединения свинца. Основными причинами:
неудовлетворительного состояния водных объектов является сброс неочищенных (или недостаточно очищенных) сточных вод предприятий, жилищно-коммунальных хозяйств и льяльных вод судов;
отклонений качества питьевой воды - несоответствие поверхностных источников гигиеническим нормативам и высокая изношенность водопроводных сетей.
Для улучшения качества питьевых и сточных вод, охраны водных объектов и ресурсов проводятся ремонтно-профилактические работы на центральных и локальных очистных сооружениях и системах водоснабжения и канализации, в том числе и на островных территориях, акции по очистке берегов водных объектов от отходов производства и потребления.
В структуре земельного фонда города Архангельска наибольшую площадь занимают земли водных объектов, лесной растительности, жилая и общественная, промышленная и коммунально-складская застройки. Почвы города Архангельска относятся к среднезагрязненным со слабой биологической активностью, сниженной способностью к самоочищению и самовосстановлению. Загрязнения представлены в основном соединениями свинца, кадмия, меди и цинка. Санитарное состояние почв относительно хорошее. Поверхность почв характеризуется различной степенью рекреационной нагрузки и проективного покрытия растительности. Источниками загрязнения земель и почв являются предприятия, транспорт и хозяйственно-бытовая деятельность человека, в т.ч. связанная с образованием и размещением отходов производства и потребления. Для решения вопросов размещения твердых бытовых отходов и снижения негативного воздействия отходов на окружающую среду внедрена система автоматизированного весового контроля поступающих на городскую свалку отходов, приобретен высокоэффективный каток-уплотнитель типа "TANA-G360", усовершенствована технология размещения отходов, осуществляется экологический мониторинг, установлено оборудование для сжигания биологических и медицинских отходов "Утилизатор А-1600".
Леса и древесно-кустарниковая растительность города Архангельска представлены насаждениями различного породного состава. Суммарно лиственные породы превалируют над хвойными, что является результатом экспансии лиственных. В возрастной структуре преобладают средневозрастные насаждения, являющиеся перспективными для благоустройства. Низкая продуктивность насаждений обусловлена особенностями расположения города Архангельска и угнетающим воздействием городской среды на лесные биоценозы. Постепенные деградационные процессы в основном связаны с бессистемным посещением лесов и прямым механическим повреждением насаждений и почвенного покрова, приводящими к уменьшению полноты древостоев, снижению прироста растений, прекращению лесовозобновительных процессов и гибели. К негативным факторам влияния на жизнедеятельность растений относится также захламленность бытовыми отходами и строительным мусором, приводящая к переуплотнению корнеобитаемого слоя почвы, снижению запасов влаги и питательных элементов. В связи с этим проводятся мероприятия по инвентаризации лесов и древесно-кустарниковой растительности на территории города. Завершены мероприятия по инвентаризации растительности естественного происхождения и начаты работы по инвентаризации растительности искусственного происхождения на территории города Архангельска.
Приоритетным направлением деятельности в области экологии является повышение уровня культуры, формирование экологического мировоззрения - основы саморегламентации каждого человека по отношению к окружающей среде. С этой целью в Архангельске на постоянной основе проводятся семинары-консультации для специалистов муниципальных предприятий, учреждений и иных организаций по вопросам экологической безопасности и охраны окружающей среды, выпускаются справочно-информационные материалы в форме сборника "Состояние окружающей среды в муниципальном образовании "Город Архангельск", размещаются публикации на экологическую тематику в средствах массовой информации, организуется и проводится ряд мероприятий по экологическому образованию и просвещению в рамках Всероссийской акции - Дни защиты от экологической опасности.
Решение экологических проблем города Архангельска требует продолжения реализации природоохранных мероприятий по различным направлениям деятельности в области охраны окружающей среды, что связано с длительностью сроков реализации мероприятий и значительными объемами финансирования.
Программный подход позволяет объединить разрозненные мероприятия, сформировать по направлениям, согласовать их по ресурсам, исполнителям и срокам реализации.
Раздел II. Цели, задачи и целевые индикаторы программы
В соответствии с обозначенными проблемами целью данной Программы является:
развитие системного подхода к решению экологических проблем муниципального образования "Город Архангельск".
Реализация цели направлена на сохранение преемственности в решении экологических проблем муниципального образования "Город Архангельск" и продолжение работ по комплексу природоохранных мероприятий, начатых еще в рамках первой комплексной программы "Экология города Архангельска (2004-2006 годы)", сформированных в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" по объектам охраны окружающей среды: атмосферный воздух; водные объекты и водные ресурсы; почвы (земли); леса и иная растительность; экологическая культура.
В рамках реализации поставленной цели планируется довести за период действия Программы:
количество характеризуемых компонентов природной среды до 5 ед.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
Задача 1. Обновление характеристик экологического состояния объектов охраны окружающей среды города Архангельска
Данная задача:
направлена на снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха города Архангельска, получение и использование базы данных о состоянии атмосферного воздуха для регулирования его качества (нормирование выбросов, размещение объектов и установление санитарно-защитных зон, государственный мониторинг и контроль), актуализацию электронной карты состояния атмосферного воздуха;
позволит в рамках проведения интегральной оценки воды водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения, ранжировать территорию города Архангельска по интегральному показателю с разработкой водоохранных мероприятий для предотвращения неблагоприятных последствий на экологические системы;
направлена на улучшение состояния городских почв (земель) посредством снижения негативного воздействия отходов производства и потребления, улучшения состояния компонентов окружающей природной среды в зоне влияния объекта размещения твердых бытовых отходов - общегородской свалки твердых бытовых отходов, приобретение оборудования и внедрение усовершенствованной технологии измельчения твердых бытовых и крупногабаритных отходов на общегородской свалке;
направлена на продолжение проведения инвентаризационных работ, в ходе которых определяются необходимые параметры зеленого фонда с закреплением на местности участков и разработкой природоохранных мероприятий, на сохранение и восстановление лесов и иной растительности на территории города, создание реестра зеленых насаждений.
Выполнение данной задачи характеризуется следующими целевыми индикаторами:
1.1. Количество учитываемых источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ промышленных предприятий города Архангельска в атмосферу.
1.2. Количество учитываемых источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ автотранспорта (автотранспортных потоков) на основных автомагистралях в атмосферу.
1.3. Количество построенных пространственных моделей распределения интегрального показателя воды.
1.4. Количество объектов размещения отходов, в зоне влияния которых организовано и проводится определение компонентов природной среды.
1.5. Площадь инвентаризации лесов и древесно-кустарниковой растительности искусственного происхождения (в соответствующем году).
Задача 2. Повышение экологической культуры населения города
Решение данной задачи позволит повысить уровень экологической культуры, сформировать гуманное отношение к животным посредством обучения и просвещения на экологических семинарах и в рамках природоохранных акций, в т.ч. Дней защиты от экологической опасности на территории муниципального образования "Город Архангельск".
Оценка выполнения поставленной задачи осуществляется по следующим целевым индикаторам:
2.1. Количество семинаров, направленных на экологическое образование.
2.2. Количество подготовленных и изданных сборников о состоянии окружающей среды в муниципальном образовании "Город Архангельск" (в соответствующем году).
Цели, задачи и значения целевых индикаторов приведены в приложении N 1 к Программе.
Раздел III. Перечень мероприятий программы
В соответствии с поставленными целями и задачами реализация Программы планируется посредством выполнения следующих мероприятий:
1. Продолжение работ по поддержанию общегородского сводного тома "Охрана атмосферы и предельно допустимые выбросы (ПДВ) города Архангельска"
В рамках данного мероприятия осуществляются следующие этапы работ:
подготовка обновленной информации об источниках промышленных и автотранспортных выбросов вредных (загрязняющих) веществ с учетом общегородских воздухоохранных мероприятий по снижению фонового загрязнения атмосферы (строительство развязок, объездных автомагистралей, газификация, увеличение удельного веса централизованного теплоснабжения, жилищное строительство на участках местности с наиболее чистым воздухом и др. );
проведение необходимых расчетов с учетом изменений выброса одного загрязняющего вещества (ЗВ) из одного источника загрязнения атмосферы (ИЗА);
корректировка нормативов выбросов ЗВ в атмосферу города Архангельска на основе результатов расчетов загрязнения атмосферы с учетом требуемого снижения выбросов от промышленных предприятий и автотранспорта;
определение скорректированных значений нормативов выбросов каждого ЗВ из каждого ИЗА;
сопровождение программного продукта УПРЗА "ЭКОЛОГ-город. Версия 3.0";
разработка рекомендаций по охране атмосферы и предельно допустимым выбросам города Архангельска.
2. Определение ожидаемых неблагоприятных эффектов для здоровья населения с анализом их распределения на территории загрязнения атмосферного воздуха города Архангельска
В составе работ данного мероприятия следующие работы:
идентификации опасности по данным откорректированного сводного тома ПДВ для г. Архангельска - натурных обследований автотранспортных потоков на основных магистралях города Архангельска;
ранжирование загрязнителей по величине валовых выбросов;
расчет индексов канцерогенной и неканцерогенной сравнительной опасности химических веществ;
определение приоритетных загрязнителей, зависимости доза - эффект для приоритетных загрязняющих веществ;
расчет средних суточных доз для веществ, обладающих канцерогенным действием, канцерогенного риска от приоритетных загрязнителей, обладающих канцерогенным эффектом;
формирование перечня предприятий и источников выбросов ЗВ, вносящих основной вклад в неприемлемые уровни риска на территории Архангельска для подготовки управленческих решений по источникам выбросов данных предприятий.
3. Интегральная оценка воды по показателям химической безвредности с привязкой к зонам обслуживания водопроводных станций
В рамках мероприятия осуществляются следующие работы:
расчет интегральной оценки воды по показателям химической безвредности в динамике за 3 года; ранжирование водопроводных станций по результатам расчета на водозаборах, на выходе с водопроводных станций и у условного потребителя в определенных точках;
ранжирование территории города Архангельска по интегральному показателю;
разработка водоохранных мероприятий.
4. Определение влияния объекта размещения твердых бытовых отходов (общегородской свалки твердых бытовых отходов на Окружном шоссе) на компоненты окружающей природной среды
В рамках мероприятия осуществляются следующие работы:
составление план-графика проведения эколого-аналитических работ;
отбор проб снегового покрова, грунтовых вод, газовой фазы, почвенно-растительного покрова;
проведение анализа компонентного состава проб;
построение карт и схем эколого-аналитической ситуации;
составление отчета для представления в соответствующие органы государственного экологического контроля и надзора и организации.
5. Приобретение шредера типа "TANA Shark 5430" для измельчения твердых бытовых и крупногабаритных отходов на городской свалке муниципального образования "Город Архангельск"
Данное мероприятие включает в себя:
приобретение высокоэффективного оборудования;
внедрение современной технологии измельчения твердых бытовых и крупногабаритных отходов на городской свалке.
6. Продолжение проведения мероприятий по инвентаризации лесов и древесно-кустарниковой растительности искусственного происхождения
В рамках данного мероприятия осуществляются два этапа работ с использованием метода подеревного учета и разработкой мероприятий по охране древесно-кустарниковой растительности города Архангельска:
полевые работы;
камеральные работы.
7. Проведение экологических семинаров
В состав данного мероприятия включена организация, составление и согласование программы и проведение двух семинаров, направленных на образование в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
8. Размещение публикаций на экологическую тематику, издание справочно-информационного материала
В рамках мероприятия осуществляются следующие работы по экологическому информированию населения и заинтересованных организаций города Архангельска:
подготовка справочно-информационного материала;
изготовление печатной продукции на экологическую тематику.
9. Проведение мероприятий по экологическому воспитанию населения и охране животных на территории города Архангельска
Данное мероприятие включает в себя подготовку и распространение эколого-социальной рекламы, направленной на экологическое воспитание населения и формирование гуманного и ответственного отношения к животным.
Мероприятия носят постоянный характер и выполняются в течение периода реализации Программы. Перечень мероприятий приведен в приложении N 2 к Программе.
Раздел IV. Финансовое обеспечение программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств городского бюджета с привлечением средств областного бюджета и иных источников.
Общий объем финансирования Программы составляет 21 400,0 тыс. руб., в том числе:
городской бюджет - 11 200,0 тыс. руб.;
областной бюджет - 9 400,0 тыс. руб.;
иные источники - 800,0 тыс. руб.
Объемы средств и источники финансирования Программы
Источники финансирования |
Общий объем финансирования, тыс. руб. |
В том числе |
||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||
Всего по Программе, в том числе: |
21 400,0 |
19 500,0 |
950,0 |
950,0 |
городской бюджет |
11 200,0 |
9 300,0 |
950,0 |
950,0 |
областной бюджет |
9 400,0 |
9 400,0 |
- |
- |
иные источники |
800,0 |
800,0 |
- |
- |
Объемы финансирования Программы за счет средств городского бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке на соответствующий год, исходя из возможностей городского бюджета.
Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета установлен в соответствии с долгосрочной целевой программой Архангельской области "Безопасное обращение с отходами производства и потребления в Архангельской области на 2012-2014 годы", утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 13.09.2011 N 317-пп (п. 4.5 Перечня программных мероприятий).
Постановлением мэра г. Архангельска от 4 июля 2014 г. N 549 в раздел V настоящей Программы внесены изменения
Раздел V. Механизм реализации программы
Общее руководство реализацией мероприятий Программы и контроль за их выполнением осуществляет заказчик Программы - служба заместителя мэра города по городскому хозяйству.
Служба заместителя мэра города по городскому хозяйству:
обеспечивает реализацию Программы;
несет ответственность за нецелевое и неэффективное использование бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию Программы.
осуществляет сбор и систематизацию статистической и аналитической информации о реализации программных мероприятий;
ведет учет и осуществляет хранение документов, касающихся Программы.
Ответственными за выполнение мероприятий Программы в установленные сроки являются исполнители Программы.
Исполнители Программы:
осуществляют организацию и реализацию мероприятий Программы по своим направлениям деятельности;
представляют в департамент городского хозяйства ежеквартальные и ежегодные отчеты о выполнении программных мероприятий по своим направлениям.
Департамент городского хозяйства:
осуществляет оперативное руководство и координацию деятельности исполнителей мероприятий Программы;
анализирует выполнение мероприятий Программы;
готовит предложения о внесении изменений в Программу;
на основании представленных исполнителями Программы отчетов формирует сводные отчеты и представляет их в установленные сроки в службу заместителя мэра города по городскому хозяйству;
ежегодно осуществляет оценку эффективности реализации Программы в соответствии с методикой оценки эффективности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ муниципального образования "Город Архангельск".
Выполнение мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд."
Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации Программы заказчик ежеквартально формирует и представляет в департамент экономики мэрии города отчет о реализации ведомственной целевой программы за отчетный период.
Внесение изменений и дополнений в действующую Программу осуществляется заказчиком в установленном порядке.
Постановлением мэра г. Архангельска от 8 ноября 2013 г. N 818 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 1
к ведомственной целевой программе
"Экология города Архангельска"
Цели, задачи и основные индикаторы
ведомственной целевой программы "Экология города Архангельска"
8 ноября 2013 г.
Наименование |
Единица измерения |
Базовое значение целевого индикатора 2012 год |
Значение целевого индикатора |
||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|||
Цель. Развитие системного подхода к решению экологических проблем муниципального образования "Город Архангельск" | |||||
Целевой индикатор. Количество характеризуемых компонентов природной среды (в соответствующем году) |
Ед. |
5 |
5 |
5 |
5 |
Задача 1. Обновление характеристик экологического состояния объектов охраны окружающей среды города | |||||
Целевой индикатор 1.1. Количество учитываемых источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ промышленных предприятий в атмосферу |
Ед. |
94 |
94 |
94 |
94 |
Целевой индикатор 1.2. Количество учитываемых источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ автотранспорта (автотранспортных потоков) на основных автомагистралях в атмосферу |
Ед. |
15 |
15 |
15 |
15 |
Целевой индикатор 1.3. Количество построенных пространственных моделей распределения интегрального показателя воды |
Ед. |
- |
- |
- |
25 |
Целевой индикатор 1.4. Количество объектов размещения отходов, в зоне влияния которых организовано и проводится определение компонентов природной среды |
Ед. |
1 |
1 |
1 |
1 |
Целевой индикатор 1.5. Площадь инвентаризации лесов и древесно-кустарниковой растительности искусственного происхождения (в соответствующем году) |
Га |
6,22 |
1,6 |
2,6 |
1,6 |
Задача 2. Повышение экологической культуры населения города | |||||
Целевой индикатор 2.1. Количество семинаров, направленных на экологическое образование |
Ед. |
3 |
- |
- |
2 |
Целевой индикатор 2.2. Количество подготовленных и изданных сборников о состоянии окружающей среды в муниципальном образовании "Город Архангельск" (в соответствующем году) |
Ед. |
1 |
1 |
1 |
1 |
Постановлением мэра г. Архангельска от 8 ноября 2013 г. N 818 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 2
к ведомственной целевой программе
"Экология города Архангельска"
Перечень
мероприятий ведомственной целевой программы "Экология города Архангельска"
8 ноября 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление мэра г. Архангельска от 30 октября 2013 г. N 768 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Экология города Архангельска"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление мэра г. Архангельска от 29 июля 2015 г. N 670
Постановление мэра г. Архангельска от 31 декабря 2014 г. N 1213
Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.
Постановление мэра г. Архангельска от 5 сентября 2014 г. N 730
Постановление мэра г. Архангельска от 4 июля 2014 г. N 549
Постановление мэра г. Архангельска от 8 ноября 2013 г. N 818