Постановление администрации МО "Северодвинск"
от 31 августа 2012 г. N 350-па
"Об утверждении муниципальной ведомственной целевой Программы
"Содействие развитию институтов гражданского общества и поддержка социально ориентированных
некоммерческих организаций в муниципальном образовании "Северодвинск" на 2013-2015 годы"
В целях создания условий для развития институтов гражданского общества и реализации гражданских инициатив в муниципальном образовании "Северодвинск", в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и на основании распоряжения Администрации Северодвинска от 19.06.2012 N 235-ра "Об утверждении перечня муниципальных целевых программ"
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную ведомственную целевую Программу "Содействие развитию институтов гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в муниципальном образовании "Северодвинск" на 2013-2015 годы".
2. Отделу по связям со СМИ Администрации Северодвинска опубликовать (обнародовать) настоящее постановление.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации по социальным вопросам.
И.о. Мэра Северодвинска |
В.Н. Мошарев |
Муниципальная ведомственная целевая Программа
"Содействие развитию институтов гражданского общества и поддержка
социально ориентированных некоммерческих организаций в муниципальном образовании "Северодвинск" на 2013-2015 годы"
(утв. постановлением Администрации Северодвинска от 31 августа 2012 г. N 350-па)
Паспорт
Наименование программы |
Муниципальная ведомственная целевая Программа "Содействие развитию институтов гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в муниципальном образовании "Северодвинск" на 2013-2015 годы" (далее Программа) |
Дата утверждения программы |
Постановление Администрации Северодвинска от 31 августа 2012 г. N 350-па |
Основания для разработки программы |
Распоряжение Администрации Северодвинска от 19.06.2012 N 235-ра "Об утверждении перечня муниципальных целевых программ". Порядок взаимодействия органов местного самоуправления Северодвинска с социально ориентированными некоммерческими организациями, утвержденный Решением Совета депутатов Северодвинска от 22.12.2011 N 144 |
Разработчик программы |
Управление культуры и общественных связей Администрации Северодвинска |
Заказчик программы |
Управление культуры и общественных связей Администрации Северодвинска |
Цель программы |
Создание условий для развития институтов гражданского общества и реализации гражданских инициатив в муниципальном образовании "Северодвинск" |
Задачи программы |
1. Совершенствование механизмов взаимодействия органов местного самоуправления и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее СОНКО). 2. Создание условий повышения профессионального уровня сотрудников и добровольцев СОНКО через развитие системы механизмов информационной и консультативной поддержки. 3. Формирование позитивного имиджа некоммерческого сектора Северодвинска, популяризация деятельности СОНКО |
Целевые показатели и индикаторы программы |
- количество СОНКО, имеющих статус юридического лица; - количество проведенных в муниципальном образовании общественных акций и мероприятий, организованных СОНКО; - количество проектов, представленных СОНКО на городские и областные конкурсы целевых социальных проектов; - количество представителей СОНКО города, принявших участие в областных форумах, симпозиумах и семинарах; - количество информационно-консультативных встреч лидеров СОНКО с представителями органов Администрации Северодвинска; - количество материалов в СМИ, направленных на информирование жителей города о деятельности некоммерческого сектора Северодвинска |
Сроки и этапы реализации программы |
2013-2015 годы в один этап |
Перечень основных мероприятий программы |
1. Реализация социальных проектов органами местного самоуправления совместно с институтами гражданского общества. 2. Информационно-консультационная поддержка деятельности некоммерческих общественных организаций и объединений граждан. 3. Репрезентация социально ориентированных некоммерческих организаций и общественных объединений граждан в средствах массовой коммуникации (система имиджевой и брендинговой поддержки некоммерческих общественных организаций) |
Исполнители программы |
Управление культуры и общественных связей Администрации Северодвинска |
Объемы и источники финансирования программы |
Общий объем финансовых средств: местный бюджет - 3000 тыс. рублей, в т.ч. 2013 год - 260 тыс. рублей 2014 год - 1340 тыс. рублей 2015 год - 1400 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации программы |
- увеличение количества СОНКО, имеющих статус юридического лица; - увеличение количества проведенных в муниципальном образовании общественных акций и мероприятий, организованных СОНКО; - увеличение количества проектов, представленных СОНКО на городские и областные конкурсы целевых социальных проектов; - увеличение представителей СОНКО города, принявших участие в областных форумах, симпозиумах и семинарах; - увеличение количества информационно-консультативных встреч лидеров СОНКО с представителями органов Администрации Северодвинска; - увеличение количества материалов в СМИ, направленных на информирование жителей города о деятельности некоммерческого сектора Северодвинска |
Система организации контроля исполнения программы |
Управление культуры и общественных связей Администрации Северодвинска |
1. Содержание Программы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Развитие институтов гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций одно из направлений социально-экономического развития муниципального образования "Северодвинск".
При формировании гражданского общества особая роль отводится социально ориентированным некоммерческим организациям (далее СОНКО), без которых немыслима реализация на практике принципов демократии. Через СОНКО члены городского сообщества получают возможность проявлять добровольную инициативу, что дает не только ощутимый экономический, но и социальный эффект. Использование потенциала и энергии, которыми обладают общественные структуры, обеспечит дальнейшее развитие социальной, политической и экономической сфер города.
Необходимость поддержки СОНКО продиктована и концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, которая определяет переход к инновационной социально ориентированной модели развития. Это подразумевает особое внимание не только к технологическим, но и к социальным инновациям, приоритетность вопросов развития человеческого капитала, развития институтов гражданского общества (некоммерческих негосударственных организаций: общественных объединений, профессиональных союзов, религиозных конфессий, национально-культурных автономий) и социального партнёрства. Опыт развитых стран демонстрирует, что активный экономический рост происходит в тех регионах, где есть традиции участия гражданских объединений в управлении, где аккумулируется социальный капитал. Таким образом, гражданская инициатива (совокупность действий по выдвижению, распространению и практической реализации общественными объединениями, профессиональными союзами, религиозными конфессиями, национально-культурными автономиями предложений по решению вопросов жизнедеятельности) является тем элементом, без которого немыслимо эффективное развитие общества и демократического государства.
На 01 марта 2012 года по данным Министерства юстиции Архангельской области и НАО в Северодвинске зарегистрировано 198 социально ориентированных некоммерческих организаций, что составляет 13 процентов от всех СОНКО области (в области зарегистрировано 1565 некоммерческих общественных организаций).
С одной стороны, некоммерческий сектор в Архангельской области имеет необходимый интеллектуальный потенциал и конструктивный настрой, чтобы внести свой вклад в поддержку процессов консолидации всего общества и объединение его общим стремлением к достижению поставленных целей. С другой стороны, сохраняется общая тревожная тенденция сокращения количества активно действующих организаций, реально включенных в пространство города и региона. Так, в период с 2009 по 2011 годы на территории муниципального образования "Северодвинск" количество активно действующих общественных организаций сократилось с 86 до 55. Особенно сильна тенденция в снижении деятельности НКО, занимающихся вопросами образования и науки, что для ментальности и специфики нашего города особенно опасно. Также значительно снизилось количество мероприятий, самостоятельно проводимых НКО, а также степень узнавания и детализация деятельности НКО в общественном мнении города. В частности, только 12 процентов жителей Северодвинска смогли назвать более трех городских общественных организаций, только 7 процентов отметили, что принимали участие в мероприятиях, ими организованными. Наибольшую степень узнаваемости имеют профсоюзные организации и организации инвалидов, значительно теряют свою узнаваемость женские и экологические организации. Узнаваемость некоммерческих организаций, пропагандирующих значимость научной деятельности, снизилась практически до 3 процентов из всех опрошенных. На данный момент в городе активно действуют только 3 общественные организации, направленные на развитие научно-исследовательской деятельности, что, учитывая менталитет Северодвинска, явно недостаточно.
Отдельной проблемой является старение активного кластера СОНКО, отсутствие притока новых кадров в уже сложившиеся организации, что не может не вызывать опасения: средний возраст членов СОНКО приближается к 60 годам.
Таким образом, проводя детальный анализ особенностей развития некоммерческого сектора Северодвинска, можно выделить следующие слабые стороны его развития:
1. Сравнительно низкая гражданская активность населения.
2. Неравномерность развития отдельных видов общественной активности населения.
3. Несовершенство системы эффективного взаимодействия органов местного самоуправления и населения.
4. Нехватка профессиональных и специальных знаний в области менеджмента и делопроизводства у руководителей СОНКО и, как следствие, отсутствие системности в их деятельности, низкий уровень планирования и неумение применять программный подход в своей деятельности.
5. Неподготовленность к работе со средствами массовой информации, низкий уровень информированности общества о деятельности СОНКО.
6. Общая ограниченность ресурсной базы СОНКО: системная нехватка человеческих, финансовых, технических ресурсов.
7. Разобщенность организаций, отсутствие налаженных внутренних контактов на уровне муниципального образования, области.
8. Естественное старение некоммерческого сектора города, малочисленность общественных организаций, ориентированных в своей деятельности на средний возраст.
Для преодоления сложившихся негативных тенденций и активизации деятельности некоммерческих организаций необходимо создание экономических и организационных условий для развития СОНКО, создание механизмов информационной и консультативной поддержки, повышение профессионального уровня сотрудников СОНКО.
Наряду с проблемами существуют и положительные факторы деятельности СОНКО, являющиеся доказательством того, что СОНКО готовы к активному участию в социальной, культурной, научной жизни города:
1. Активизация работы с СОНКО в 2011 году (увеличение количества консультаций для руководителей СОНКО, вовлечение представителей СОНКО в организацию и участие в городских и областных культурных и общественно-научных мероприятиях) принесла видимые результаты:
- в ноябре 2011 года в ходе проведения ежегодных Ломоносовских чтений два из четырех круглых столов были организованы руководителями некоммерческих организаций,
- среди победителей Ломоносовских премий две из пяти работ были представлены общественными организациями.
2. Опыт работы некоммерческого сектора в Северодвинске имеет ряд уникальных социальных инноваций, которые могут и становятся примером для других городов области. Проекты "Социальная карта северодвинца", "Весенняя неделя Добра", "Женский проект", "Клуб лидеров СОНКО", фестиваль "Под парусами надежды" и другие социально ориентированные проекты давно положительно зарекомендовали себя не только в городе, но и в области.
Без наличия поддержки в форме ведомственной целевой программы наметившаяся положительная динамика активизации СОНКО может снизиться.
В Северодвинске для разработки ведомственной целевой программы, направленной на развитие и поддержку СОНКО, создана необходимая нормативная база - Порядок взаимодействия органов местного самоуправления Северодвинска с социально ориентированными некоммерческими организациями, утвержденный Решением Совета депутатов Северодвинска от 22.12.2011 N 144.
Программа устанавливает систему мер поддержки СОНКО, направленных на развитие гражданского общества, создание экономических и организационных условий для гражданской активности и добровольческих инициатив горожан.
Программа призвана решить программно-целевым методом сложившуюся проблемную ситуацию в сфере развития социально-ориентированного сегмента некоммерческого сектора. Без решения указанных проблем противоречия в некоммерческом секторе не только сохранятся, но и будут нарастать, существенным образом замедляя социально-экономическое развитие Северодвинска.
Решение поставленных Программой задач сопряжено с определенными рисками, связанными с невыполнением в полном объеме принятых по Программе финансовых обязательств, повышением вероятности неконтролируемого влияния негативных факторов на реализацию Программы.
Способами ограничения указанных рисков являются организация регулярного контроля за ходом выполнения мероприятий Программы, проведение обобщенного анализа полученных данных и своевременной корректировки указанных мероприятий.
Благодаря реализации муниципальной ведомственной целевой программы "Содействие развитию институтов гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в муниципальном образовании "Северодвинск" на 2013-2015 годы" работа с некоммерческим сектором сможет стать эффективной, системной, перспективной, что станет реальной основой для развития институтов гражданского общества.
2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы, целевые показатели и индикаторы
Цель Программы - создание условий для развития институтов гражданского общества и реализации гражданских инициатив в муниципальном образовании "Северодвинск".
Программа не предполагает подмены предусмотренных законодательством Российской Федерации и Архангельской области видов социальной поддержки социально незащищенных граждан. Программа содержит дополнительные мероприятия по социальной поддержке населения Северодвинска, которые являются членами всех кластеров СОНКО города.
Программные мероприятия направлены на решение следующих задач:
1. Совершенствование механизмов взаимодействия органов местного самоуправления и социально ориентированных некоммерческих организаций.
2. Создание условий повышения профессионального уровня сотрудников и добровольцев СОНКО через развитие системы механизмов информационной и консультативной поддержки.
3. Формирование позитивного имиджа некоммерческого сектора Северодвинска, популяризация деятельности СОНКО.
Программа предусмотрена на период с 2013 по 2015 годы, реализуется в один этап.
Важнейшими целевыми индикаторами и показателями Программы являются:
- количество СОНКО, имеющих статус юридического лица;
- количество проведенных в муниципальном образовании общественных акций и мероприятий, организованных СОНКО;
- количество проектов, представленных СОНКО на городские и областные конкурсы целевых социальных проектов;
- количество представителей СОНКО города, принявших участие в областных форумах, симпозиумах и семинарах;
- количество информационно-консультативных встреч лидеров СОНКО с представителями органов Администрации Северодвинска;
- количество материалов в СМИ, направленных на информирование жителей города о деятельности некоммерческого сектора Северодвинска.
При выполнении поставленных задач предполагается достижение следующих целевых индикаторов и показателей Программы:
N |
Целевые показатели и индикаторы |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Задача N 1: |
|
|
|
|
1. |
Количество СОНКО, имеющих статус юридического лица (ед.) |
198 |
205 |
210 |
220 |
2. |
Количество проведенных в муниципальном образовании общественных акций и мероприятий, организованных СОНКО (ед.) |
10 |
20 |
25 |
30 |
3 |
Количество проектов, представленных СОНКО на городские и областные конкурсы целевых социальных проектов (ед.) |
9 |
15 |
22 |
30 |
|
Задача N 2 |
|
|
|
|
1. |
Количество представителей СОНКО города, принявших участие в областных форумах, симпозиумах и семинарах (ед.) |
20 |
50 |
100 |
150 |
2. |
Количество информационно-консультативных встреч лидеров СОНКО с представителями органов Администрации Северодвинска (ед.) |
10 |
25 |
30 |
35 |
|
Задача N 3 |
|
|
|
|
1 |
Количество материалов в СМИ, направленных на информирование жителей города о деятельности некоммерческого сектора Северодвинска (ед.) |
10 |
20 |
25 |
40 |
3. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы составляет 3000,0 тысячи рублей за счет средств местного бюджета.
Объемы финансирования Программы за счет средств местного бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта местного бюджета на очередной финансовый год, исходя из возможностей местного бюджета.
Распределение
объемов финансирования программы по источникам, направлениям расходования средств и годам
|
|
(тысяч рублей в ценах 2012 года) |
||
Источники и направления финансирования |
Объем финансирования, всего |
В том числе по годам |
||
2013 |
2014 |
2015 |
||
Всего по Программе, в том числе |
3000,0 |
260,0 |
1340,0 |
1400,0 |
местный бюджет |
3000,0 |
260,0 |
1340,0 |
1400,0 |
Прочие нужды, в том числе |
3000,0 |
260,0 |
1340,0 |
1400,0 |
местный бюджет |
3000,0 |
260,0 |
1340,0 |
1400,0 |
4. Механизм реализации Программы
Управление культуры и общественных связей Администрации Северодвинска осуществляет руководство и текущее управление реализацией Программы, проводит анализ и формирует предложение по рациональному использованию финансовых ресурсов Программы.
При изменении объемов бюджетного финансирования по сравнению с объемами, предусмотренными Программой, Управление культуры и общественных связей Администрации Северодвинска уточняет объемы финансирования за счет средств местного бюджета, а также перечень мероприятий для реализации Программы в установленные сроки.
Управление культуры и общественных связей Администрации Северодвинска ежегодно уточняет целевые показатели Программы, затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы с учетом выделяемых финансовых средств.
Механизм реализации Программы предусматривает формирование ежегодно рабочих документов: организационного плана действий по реализации мероприятий Программы, перечня работ по подготовке и реализации программных мероприятий с определением объемов и источников финансирования.
5. Организация управления Программой и контроль ее реализации
Текущее управление и контроль за ходом реализации мероприятий Программы осуществляет Управление культуры и общественных связей Администрации Северодвинска.
Управление культуры и общественных связей Администрации Северодвинска осуществляет контроль целевого и эффективного использования бюджетных средств, разрабатывает и представляет бюджетную заявку на ассигнования из местного бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, а также готовит заместителю Главы Администрации по социальным вопросам информацию о ходе реализации Программы в соответствии с Порядком разработки и реализации целевых программ муниципального образования "Северодвинск", утвержденным постановлением Мэра Северодвинска от 21.02.2008 N 44.
Исполнители программных мероприятий по запросу Управления культуры и общественных связей Администрации Северодвинска предоставляют информацию о выполнении мероприятий Программы.
Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, осуществляется в установленном порядке по предложению заказчиков Программы в соответствии с Порядком разработки и реализации целевых программ муниципального образования "Северодвинск", утвержденным Постановлением Мэра Северодвинска от 21.08.2008 N 44.
6. Оценка эффективности и прогноз социально-экономических результатов от реализации Программы
Разработанная система мероприятий программы не предполагает прямого экономического эффекта. Результат реализации программы - создание условий для развития институтов гражданского общества и реализация гражданских инициатив в муниципальном образовании "Северодвинск". Социальный эффект будет виден по качеству и количеству социальных акций, которые смогут проводить НКО, вовлекая в них все большее количество жителей Северодвинска.
Оценка эффективности реализации Программы будет производиться на основе системы целевых индикаторов и показателей.
В результате осуществления мероприятий Программы планируется к концу 2015 года:
- увеличение численности, зарегистрированных СОНКО города, со 198 до 220;
- увеличение количества проведенных в муниципальном образовании общественных акций и мероприятий, организованных СОНКО, с 10 до 30;
- увеличение количества проектов, представленных СОНКО на городские и областные конкурсы целевых социальных проектов, с 9 до 30;
- увеличение количества представителей СОНКО города, принявших участие в областных и региональных форумах, симпозиумах и семинарах, с 20 до 150;
- увеличение информационно-консультативных встреч лидеров СОНКО с представителями органов Администрации Северодвинска с 10 до 35;
- увеличение количества материалов в СМИ, направленных на информирование жителей города о деятельности некоммерческого сектора Северодвинска, с 10 до 40.
В результате комплексной реализации мероприятий Программы будет сформирован механизм партнерских взаимоотношений между администрацией города и СОНКО, что будет способствовать постепенному искоренению потребительского отношения СОНКО к властным структурам, повышению их гражданской активности. Реализация Программы позволит не только омолодить возрастной состав НКО города, но и будет способствовать обновлению кластерной сегментации этого сектора: появлению новых научно-исследовательских, краеведческих, историко-культурологических и молодежных организаций.
Динамику изменений в ходе реализации Программы позволит осуществить мониторинг. Оценка целевых индикаторов Программы будет осуществляться на основании данных Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области, отчётов СОНКО, информации исполнительных органов государственной власти Архангельской области, предоставляющих меры поддержки СОНКО, а также социологическим исследованиям, направленным на изучение мнения членов СОНКО.
Реализация Программы будет способствовать популяризации социально значимой гражданской активности, формированию позитивного образа некоммерческого сектора города.
7. Система программных мероприятий
Программа состоит из комплекса мероприятий, распределенных по 3 разделам, определяющим направления работы:
1. Реализация социальных проектов органами местного самоуправления совместно с институтами гражданского общества.
2. Информационно-консультационная поддержка социально ориентированных некоммерческих общественных организаций и общественных объединений граждан.
3. Репрезентация социально ориентированных некоммерческих общественных организаций и общественных объединений граждан в средствах массовой информации (система имиджевой и брендинговой поддержки некоммерческих общественных организаций).
Приложение 1
к муниципальной ведомственной целевой Программе
"Содействие развитию институтов гражданского общества и поддержка
социально ориентированных некоммерческих организаций в муниципальном
образовании "Северодвинск" на 2013-2015 годы",
утвержденной постановлением Администрации Северодвинска
от 31 августа 2012 г. N 350-па
Перечень
мероприятий Программы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации МО "Северодвинск" от 31 августа 2012 г. N 350-па "Об утверждении муниципальной ведомственной целевой Программы "Содействие развитию институтов гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в муниципальном образовании "Северодвинск" на 2013-2015 годы"
Текст постановления опубликован в бюллетене нормативно-правовых актов "Вполне официально" от 14 сентября 2012 г. N 55-58
Постановлением администрации МО "Северодвинск" от 4 сентября 2013 г. N 329-па настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление администрации МО "Северодвинск" от 12 ноября 2013 г. N 440-па