Глава администрации Архангельской области
Постановление главы администрации Архангельской области
от 29 августа 2000 г. N 246
"О программе развития образования Архангельской области на 2001-2005 годы"
Постановлением Правительства Архангельской области от 24 июня 2014 г. N 255-пп настоящее постановление признано утратившим силу
Учитывая решение правительства администрации области от 23 августа 2000 года N 40/1 "О программе развития образования Архангельской области на 2001-2005 годы", постановляю:
1. Утвердить прилагаемую программу развития образования Архангельской области на 2001-2005 годы.
2. Департаментам, комитетам, управлениям администрации области обеспечить безусловное выполнение мероприятий данной программы.
3. Финансовому управлению администрации области совместно с департаментом образования администрации области при формировании областного бюджета предусматривать выделение средств на выполнение программы.
4. Рекомендовать главам муниципальных образований области в течение 2000 года разработать или скорректировать существующие городские и районные программы развития образования с учетом программы развития образования Архангельской области на 2001-2005 годы.
5. Контроль за выполнением данного постановления и координацию деятельности по реализации программы возложить на заместителя председателя правительства администрации области Румянцеву Т.Д.
Глава администрации области |
А.А. Ефремов |
Программа
развития образования Архангельской области
на 2001-2005 годы
(утв. постановлением администрации области от 29 августа 2000 г. N 246)
Паспорт
Наименование Программа развития образования Архангельской области на
программы 2001-2005 годы
Дата решения распоряжение администрации области от 28.01.2000 N 68р
о разработке
программы
Государственный администрация Архангельской области
заказчик
программы
Основные департамент образования администрации области;
разработчики департамент здравоохранения администрации области;
программы комитет по науке и высшей школе администрации области;
комитет по труду, занятости и миграции населения
администрации области
Цели и задачи создание организационной основы государственной
программы политики, направленной на реализацию мероприятий и
проектов, консолидацию средств и усилий различных
ведомств в решении задач системы образования области;
обеспечение нормативных, экономических условий для
устойчивого функционирования и развития системы
образования
Сроки реализации 2001-2005 годы
программы
Исполнители департамент образования администрации области;
основных комитет по науке и высшей школе администрации области;
мероприятий департамент здравоохранения администрации области;
программы комитет по делам женщин, семьи и молодежи администрации
области;
управление социальной защиты населения администрации
области;
комитет по культуре и туризму администрации области;
департамент агропромышленного комплекса администрации
области;
комитет по физкультуре и спорту администрации области;
администрации муниципальных образований;
муниципальные органы управления образованием;
образовательные учреждения
Объемы федеральный бюджет - 30,2 млн. руб.;
и источники областной бюджет - 82,6 млн. руб.;
финансирования бюджеты муниципальных образований - 114,1 млн. рублей
Ожидаемые создание сети учреждений образования в соответствии с
конечные потребностями населения;
результаты обновление содержания образования;
развитие инновационных образовательных программ и
технологий;
создание механизма прогнозирования и регулирования
подготовки, переподготовки и повышения квалификации
кадров для всех отраслей экономики области;
улучшение условий для обучения и сохранения здоровья
обучающихся;
обеспечение социальных гарантий и льгот участников
образовательного процесса, повышение уровня их
конкурентоспособности на рынке труда
Система контроля правительство администрации Архангельской области
за исполнением программы
Введение
Программа развития образования Архангельской области на 2001-2005 годы (далее-Программа) является организационной основой региональной государственной политики в области образования.
Необходимость разработки Программы обусловлена, с одной стороны, большим количеством проблем, накопившихся в образовании области в период социально-экономического кризиса 90-х годов, с другой стороны, позитивными тенденциями в экономическом развитии области в настоящее время, что дает возможность для привлечения дополнительных ресурсов в образование.
Решение проблем и направление инвестиций в образование возможно при наличии Программы с четко определенными целями, направлениями и мероприятиями по их реализации.
Решение о разработке Программы принято главой администрации области (распоряжение администрации области от 28.01.2000 г. N 68р "О рабочей группе по разработке региональной программы развития образования").
Основными разработчиками Программы являлись департаменты образования и здравоохранения, комитеты по науке и высшей школе, по труду, занятости и миграции населения.
Программа разрабатывалась в I половине 2000 года, ее проект обсуждался на заседаниях рабочей группы под руководством заместителя председателя правительства администрации области Румянцевой Т.Д., совещании руководителей муниципальных органов управления образованием (март), заседаниях коллегии департамента образования администрации области (февраль, июнь), областном совещании работников образования (август), прошел согласование в структурных подразделениях администрации области, федеральных органах государственной власти, функционирующих на территории Архангельской области, органах местного самоуправления.
Программа содержит анализ состояния и проблем образования области на современном этапе, цели, задачи и приоритетные направления развития системы образования, мероприятия по их реализации и ожидаемые результаты.
Направления и мероприятия Программы учитывают основные положения Федеральной программы развития образования, утвержденной Федеральным законом от 10 апреля 2000 года N 51-ФЗ, и социально-экономические, регионально-культурные, экологические, демографические и другие особенности Архангельской области, направлены на решение вопросов, отнесенных Законом Российской Федерации "Об образовании" и Уставом Архангельской области к ведению органов государственной власти и местного самоуправления в Архангельской области.
Исполнителями Программы являются департаменты, комитеты, управления администрации Архангельской области, органы местного самоуправления, образовательные учреждения различных типов и видов.
Сроки реализации Программы - 2001-2005 годы.
Главная цель Программы - обеспечить устойчивое функционирование и развитие региональной системы образования в интересах личности, общества и экономики Архангельской области.
План мероприятий по выполнению Программы содержит следующие разделы:
- нормативно-правовое обеспечение Программы;
- дошкольное и общее образование;
- специальное (коррекционное) образование;
- дополнительное образование и воспитание детей и молодежи;
- профессиональное образование;
- сохранение здоровья детей и молодежи при осуществлении образовательного процесса;
- кадровое обеспечение системы образования;
- ресурсное обеспечение Программы.
Реализация целей и мероприятий Программы обеспечивается посредством как текущего финансирования из средств федерального, областного и муниципальных бюджетов для обеспечения функционирования системы образования, так и дополнительного финансирования мероприятий и проектов Программы, направленных на развитие системы, за счет бюджетных и внебюджетных источников.
Ожидаемыми результатами Программы являются дальнейшие структурные изменения сети образовательных учреждений, обновление содержания и технологий образования, улучшение условий для получения образования детьми и молодежью, повышение их культурно-нравственного уровня, обеспечение социальных гарантий и льгот участников образовательного процесса.
Реализация Программы обеспечивается выполнением ежегодных планов работы департаментов, управлений, комитетов администрации области, органов местного самоуправления, составленных на основе данной Программы.
Контроль за реализацией Программы осуществляется правительством администрации Архангельской области.
I. Современное состояние региональной системы образования
Дошкольное образование
В последние 5 лет по причинам как экономического, так и демографического характера произошло значительное сокращение количества дошкольных образовательных учреждений с 944 в 1995 году до 567 в 2000 году.
В связи с низкой платежеспособностью населения при наличии достаточного количества мест в дошкольных учреждениях сократился охват детей услугами дошкольного образования, в результате чего снизился уровень подготовки детей к обучению в школе, не обеспечивается своевременный контроль за состоянием их развития.
Общее образование
При незначительном сокращении общего числа школ удалось сохранить число средних школ, что позволяет обеспечить условия для получения молодежью среднего (полного) общего образования. Развивается практика получения среднего образования через обучение в вечерних школах, в форме семейного образования, экстерната.
Вследствие демографических факторов произошло сокращение сети сельских малокомплектных начальных школ.
Общеобразовательные учреждения испытывают острый недостаток в современном учебном оборудовании, учебниках нового поколения. Не решена полностью проблема подвоза учащихся сельских школ.
Существующая сеть лицеев и гимназий не в полной мере удовлетворяет потребности молодежи в общем образовании повышенного уровня.
Специальное (коррекционное) образование детей с ограниченными возможностями здоровья
В системе образования и социальной защиты населения увеличилось число учреждений, оказывающих психолого-педагогическую и медицинскую поддержку детям с ограниченными возможностями здоровья. Формируется система ранней диагностики и кадрового обеспечения данного типа образования. Вместе с тем принимаемые меры не в полной мере обеспечивают потребности населения в оказании коррекционной помощи, раннем выявлении и диагностировании нарушений здоровья детей.
Дополнительное образование и воспитание детей и подростков
Формирование личности ребенка строится на сочетании российских и региональных традиций воспитания. В системе образования области сохранилась сеть учреждений дополнительного образования детей, вместе с тем только 34,5% детей занимаются в учреждениях данного типа. В большинстве сельских районов они функционируют лишь в районных центрах, что ограничивает возможности для занятости большего количества детей, развития их творческих способностей. Ослабление воспитательных функций семьи не удалось в полной мере компенсировать воспитательными функциями учреждений образования. Сохранение остроты проблемы обусловлено и снижением в предыдущие годы роли детских общественных организаций.
Начальное профессиональное образование
Сеть учреждений начального профессионального образования обеспечивает реализацию права населения на получение профессиональной подготовки. Подготовка осуществляется по 88 профессиям, что позволяет удовлетворить потребности в квалифицированных рабочих кадрах практически всех отраслей экономики области.
В то же время отсутствие финансирования учреждений начального профессионального образования в полном объеме со стороны федерального бюджета не обеспечивает своевременное создание условий для организации подготовки по новым специальностям с учетом конъюнктуры рынка труда.
Сохраняет остроту проблема трудоустройства выпускников данных учреждений.
Среднее и высшее профессиональное образование
29 государственных, муниципальных и негосударственных специальных учебных заведений и подразделений ВУЗов обеспечивают подготовку специалистов среднего звена по 70 специальностям.
За пять лет количество учреждений высшего профессионального образования в области увеличилось с 7 до 26, главным образом, за счет филиалов государственных и негосударственных ВУЗов городов Москвы и Санкт-Петербурга. Соответственно увеличилась общая численность студентов - с 17 тыс. до 31 тыс. (из них на бюджетной основе - 18 тыс.), что составляет 206 студентов на 10 тыс. населения. Это свидетельствует о востребованности высшего профессионального образования. Но при этом резко сократился приток молодых специалистов в учреждения образования и здравоохранения, особенно в сельской местности, в связи с отказом от обязательного трудоустройства и неразвитостью системы контрактной подготовки.
Хотя количество специальностей высшего образования за последние 5 лет также возросло - с 55 до 78, потребности социально-экономического комплекса области в высококвалифицированных кадрах удовлетворяются не в полной мере. Так, в существующих высших учебных заведениях не осуществляется полномасштабная подготовка кадров для таких отраслей, как сельское хозяйство, пищевая промышленность, связь, железнодорожный, морской и речной транспорт.
Ограниченность средств федерального бюджета на научную работу, повышение квалификации, укрепление учебно-материальной базы сказывается на качестве профессионального образования. Нарушение традиционных связей учебных заведений с потребителями кадров затрудняет организацию практической подготовки студентов, трудоустройство выпускников.
Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Увеличившееся вдвое за последние 5 лет количество учреждений данного типа позволяет оперативно решать проблемы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем вызывает озабоченность сокращение числа детей, переданных на воспитание в семьи граждан, что объясняется недостаточным развитием института приемной семьи и отсутствием мер по социальной защите семей, взявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Сохраняется проблема постинтернатной адаптации выпускников данных учреждений.
Состояние здоровья обучающихся
Вследствие объективных и субъективных факторов, среди которых несоответствие условий обучения санитарно-гигиеническим нормам, необеспеченность полноценным питанием и другие, сохраняется отрицательная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и учащейся молодежи. Общий уровень заболеваемости детей на 16,8% превышает среднероссийский. Недостаточна система профилактических мероприятий. Многие дети с выявленной патологией в развитии не имеют возможности получить своевременную медицинскую помощь.
Педагогические кадры
Образовательные учреждения в основном обеспечены педагогическими кадрами, за исключением учителей иностранного языка, психологов, социальных педагогов, учителей-дефектологов.
Вместе с тем наблюдается снижение престижа педагогической профессии, которое проявляется в уменьшении притока молодых специалистов и, как следствие, старении педагогических кадров. Отрицательные демографические процессы обозначили проблему невостребованности труда педагогов. Низкий уровень оплаты труда, невыполнение законодательства в части предоставления гарантий и льгот работникам образования способствуют сохранению постоянной социальной напряженности в педагогических коллективах.
Финансовое и материально-техническое обеспечение системы
Проблемы, существующие в региональной системе образования, во многом обусловлены недостаточным финансированием отрасли.
Несмотря на существующие областные минимальные нормативы финансирования образовательных учреждений, они в большинстве своем не обеспечиваются реальным финансированием, в связи с чем кредиторская задолженность учреждений образования области составляет свыше 800 млн. рублей. Как следствие, не проводится работа по обновлению учебно-материальной базы учреждений, происходит ветшание учебных зданий и инженерных коммуникаций. Школы не обеспечены современным учебным оборудованием, 1/3 их не имеет компьютерной техники, учащиеся 30 школ обучаются в аварийных зданиях.
Невыполнение в полном объеме требований к санитарному и пожарному состоянию помещений по причине отсутствия у учреждений необходимых денежных средств затрудняет их лицензирование, ведет к ухудшению условии обучения. Для решении проблем увеличивается доля финансирования образовательных учреждений из внебюджетных источников, в том числе родительских средств, что ведет к нарушению принципа бесплатности образования.
II. Проблемы региональной системы образования
К основным проблемам в региональной системе образования относятся:
- снижение охвата детей первым уровнем системы образования - дошкольным;
- ухудшение условий для получения образования учащихся и выпускников сельских школ;
- увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в психолого-педагогической коррекции и медицинской поддержке;
- ограниченность условий для получения школьниками образования повышенного уровня;
- недостаточная обеспеченность учащихся и студентов учебной и научной литературой нового поколения;
- несформированность у определенной части молодежи нравственных ориентиров, гражданственности и патриотизма;
- ограниченность сети учреждений дополнительного образования и досуга детей;
- ухудшение социального положения и здоровья детей и подростков, необеспеченность их полноценным питанием;
- значительное число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- отсутствие системы совместной деятельности учреждений профессионального образования и работодателей по профессиональному отбору учащихся и трудоустройству выпускников;
- отсутствие программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, учитывающей перспективы развития социально-экономического комплекса области;
- недостаточное финансовое обеспечение образовательных учреждений;
- недостаточное оснащение учреждений компьютерной техникой, отставание во внедрении новых образовательных технологий;
- снижение социального статуса работников образования.
III. Цели и задачи программы
Обеспечить устойчивое функционирование и развитие региональной системы образования в интересах личности, общества и экономики Архангельской области через:
- обеспечение равных условий для реализации конституционного права граждан на образование;
- создание условий для непрерывного образования в соответствии с интересами личности;
- повышение роли образования в воспитании личности;
- сохранение единого образовательного пространства с учетом региональных особенностей области;
- развитие системы государственно-общественного характера управления образованием;
- обеспечение социальной защищенности участников образовательного процесса:
- разработку нормативных правовых актов, обеспечивающих развитие системы образования;
- насыщение рынка труда области квалифицированными специалистами;
- обеспечение конкурентоспособности региональной системы образования.
IV. Направления реализации программы и ожидаемые результаты
1. Дошкольное образование
Основные направления развития:
- сохранение и приведение сети дошкольных образовательных учреждений различных видов, расширение спектра вариативных форм и услуг, предоставляемых ими, в соответствие с потребностями населения;
- разработка и введение единой системы оплаты за воспитание ребенка в дошкольном учреждении с учетом режима его работы, характера предоставляемых услуг и материального положения семьи;
- обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.
Ожидаемые результаты:
- увеличение количества детей, охваченных дошкольным образованием и подготовкой их к школе;
- обеспечение своевременной психолого-педагогической и медицинской поддержки развития детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
- создание благоприятных стартовых возможностей для обучения ребенка в школе.
2. Общее образование
Основные направления развития:
- создание условий, обеспечивающих реализацию права на образование;
- развитие вариативных форм для получения общего образования;
- создание условий для получения образования в соответствии с потребностями личности, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечение перехода на новую структуру и содержание общего среднего образования;
- разработка и внедрение региональных программ и учебно-методических комплексов;
- осуществление компьютеризации учебного процесса средних общеобразовательных школ;
- реализация системы государственного контроля за качеством образования через лицензирование, аттестацию, аккредитацию образовательных учреждений.
Ожидаемые результаты:
- структурное изменение сети учреждений и классов в соответствии с потребностями населения;
- обеспечение условий для непрерывного образования;
- обновление содержания общего образования;
- развитие технологий общего образования;
- конкретизация профессионального выбора, подготовка к будущей трудовой деятельности.
3. Специальное (коррекционное) образование детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья
Основные направления развития:
- создание системы ранней диагностики и коррекции для детей, имеющих отклонения в развитии;
- сохранение и развитие сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
- создание условий для получения образования без отрыва от семьи детям с ограниченными возможностями здоровья;
- укрепление и развитие учебно-методических комплексов по допрофессиональной и профессиональной подготовке учащихся специальных (коррекционных) школ;
- обеспечение специальных (коррекционных) образовательных учреждений квалифицированными кадрами;
- оптимизация сети учреждений начального профессионального образования для обучения подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Ожидаемые результаты:
- обеспечение возможностей для ранней коррекции детей, имеющих задержки в развитии;
- обеспечение права каждого ребенка, независимо от состояния его здоровья, на доступное, в том числе профессиональное, образование.
4. Дополнительное образование и воспитание детей и молодежи
Основные направления развития:
- развитие сети и расширение профилей деятельности учреждений дополнительного образования в соответствии с потребностями личности ребенка;
- активизация деятельности учреждений образования в воспитании детей и подростков;
- возрождение и поддержка детских объединений, молодежных общественных движений.
Ожидаемые результаты:
- расширение сети учреждений и профилей дополнительного образования;
- удовлетворение потребностей учащихся в занятиях по интересам и самовыражении;
- повышение уровня воспитанности детей и молодежи;
- обеспечение занятости подростков во внеурочное время, снижение количества правонарушений.
5. Начальное профессиональное образование
Основные направления развития:
- оптимизация сети учреждений начального профессионального образования в соответствии с потребностями молодежи и приоритетным развитием отраслей экономики области;
- обеспечение перевода учреждений на подготовку кадров по новому Перечню профессий начального профессионального образования;
- обновление содержания и технологий начального профессионального образования;
- обеспечение координации усилий заинтересованных организаций и предприятий в подготовке квалифицированных рабочих кадров.
Ожидаемые результаты:
- более полное удовлетворение отраслей экономики в квалифицированных рабочих кадрах;
- успешная социальная адаптация, повышение конкурентоспособности выпускников учреждений начального профессионального образования на рынке труда.
6. Среднее и высшее профессиональное образование
Основные направления развития:
- расширение и укрепление интеграции между учреждениями всех уровней профессионального образования;
- оптимизация набора специальностей среднего и высшего профессионального образования в соответствии с направлениями социально-экономического развития области;
- расширение практики целевой контрактной подготовки кадров по заказам предприятий и учреждений;
- развитие системы переподготовки и повышения квалификации специалистов, имеющих среднее или высшее профессиональное образование (в том числе военнослужащих, подлежащих увольнению в запас);
- создание системы трудоустройства выпускников средних и высших профессиональных учебных заведений;
- совершенствование нормативно-правовой базы функционирования учреждений среднего и высшего образования и их сотрудничества с органами власти, предприятиями и учреждениями области.
Ожидаемые результаты:
- удовлетворение потребностей граждан в повышении образовательного и культурного уровня;
- решение проблемы социально-психологической адаптации и занятости выпускников среднего и высшего профессионального образования по специальности;
- наиболее полное удовлетворение потребностей предприятий и организаций в высококвалифицированных специалистах;
- обеспечение непрерывности и преемственности профессионального образования.
7. Профилактика социального сиротства и социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Основные направления реализации:
- обеспечение системы мер по поддержке и помощи семьям в воспитании детей;
- развитие центров социальной помощи семьям, имеющим детей, и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- повышение престижа семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
- обеспечение гарантий права детей-сирот на профессиональное образование, жилье, трудоустройство;
- создание условий для постинтернатной адаптации выпускников сиротских учреждений и сирот, окончивших профессиональные учебные заведения.
Ожидаемые результаты:
- снижение количества детей, оставшихся без попечения родителей по причине уклонения их от воспитания детей;
- приоритетное устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан;
- сокращение контингента детей в детских домах и других учреждениях для детей-сирот;
- развитие системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников интернатных учреждений.
8. Сохранение здоровья детей и молодежи при осуществлении образовательного процесса
Основные направления решения:
- обеспечение совместными усилиями органов и учреждений здравоохранения и образования своевременной диагностики состояния здоровья детей и учащихся, реализации комплекса мероприятий по сохранению и коррекции их здоровья при осуществлении образовательного процесса;
- совершенствование работы по организации оздоровления детей и подростков в летний период и в учебное время;
- расширение сети специализированных учреждений для оздоровления и коррекции здоровья детей;
- совершенствование системы воспитания здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты:
- замедление тенденций ухудшения здоровья детей и подростков;
- выполнение нормативов питания и организации учебного процесса;
- формирование у детей и молодежи ценностного отношения к своему здоровью.
Ресурсное обеспечение программы
1. Кадровое обеспечение и социальная поддержка работников образования
Основные направления развития:
- совершенствование системы подготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих кадров;
- совершенствование механизма целевой подготовки специалистов для образовательных учреждений;
- создание необходимых условий для закрепления молодых специалистов, обеспечение педагогическим работникам благоприятных условий для их труда и быта;
- создание в образовательных учреждениях новых рабочих мест;
- создание благоприятных условий для обучения педагогов, совмещающих работу и получение высшего профессионального образования по заочной форме;
- реализация мер нормативно-правовой защиты работников образования.
Ожидаемые результаты:
- обеспечение образовательных учреждений всех видов и типов квалифицированными педагогическими и руководящими кадрами;
- сокращение до минимума числа учителей естественно-математического и гуманитарного циклов, не имеющих высшего профессионального образования;
- обеспечение притока в систему образования молодых кадров и их закрепление;
- обеспечение занятости педагогических кадров;
- повышение общественного престижа и востребованности труда работников образования.
2. Материально-техническое обеспечение учреждений образования
Основные направления развития:
- оснащение материально-технической базы учреждений согласно государственным образовательным стандартам, социальным нормам и нормативам;
- реализация программы строительства и реконструкции учреждений образования;
- разработка и реализация целевых программ материально-технического обеспечения учреждений образования;
- укрепление материальной базы учреждений, занимающихся организацией летнего отдыха детей;
- использование возможностей предприятий области для материально-технического и учебно-методического обеспечения учреждений образования;
- разработка и реализация мер ресурсосбережения системы образования.
Ожидаемые результаты:
- укрепление и развитие материально-технической базы учреждений;
- создание безопасных условий труда;
- снижение сменности занятий.
3. Финансовое обеспечение программы
Основные направления развития:
- обеспечение максимальной эффективности использования средств различных уровней бюджета на образование;
- осуществление постоянной корректировки нормативов финансирования различных типов и видов образовательных учреждений;
- обеспечение притока дополнительных средств из внебюджетных источников (фондов);
- создание благоприятных условий для развития внебюджетной деятельности учреждений образования;
- привлечение дополнительных средств через реализацию областных целевых программ;
- расширение практики предоставления дополнительных образовательных услуг.
Ожидаемые результаты:
- более рациональное использование средств, выделяемых на образование;
- повышение уровня финансового обеспечения системы образования области.
План
мероприятий по выполнению программы
развития образования Архангельской области
на 2001-2005 годы
(утв. постановлением администрации области от 29 августа 2000 г. N 246)
млн. рублей
N п/п |
Наименование мероприятий программы |
Срок выпол- нения (год) |
Исполнители | Затраты и источники финансирования (в ценах 2000 г.) |
||
федера- льный бюджет |
област- ной бюджет |
муници- пальный бюджет |
||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Нормативно-правовое обеспечение программы | ||||||
1.1 1.2 1.3 1.4 |
Внести в областное Собрание депутатов проекты законов Архангельской области: - "О дополнительных гаранти- ях для детей-сирот и де- тей, оставшихся без попе- чения родителей, и лиц из их числа на жилье" - "О социальной поддержке граждан, усыновляющих де- тей" - "О социальной защите детей из малообеспеченных семей" - "О мерах по стимулированию труда молодых специалис- тов" - "Об изменениях и дополне- ниях в областной закон "Об образовании" - "О государственной поддер- жке системы начального профессионального образо- вания" Внести на рассмотрение пра- вительства администрации об- ласти Положения: - "О целевом приеме выпус- кников сельских школ в уч- реждения среднего и высше- го профессионального обра- зования области" - "О порядке трудоустройства выпускников учреждений профессионального образо- вания в соответствии со ст. 14 областного закона "Об образовании" - "О перечне платных образо- вательных услуг" Внести на рассмотрение пра- вительства администрации об- ласти планы мероприятий: - по социальной защите де- тей-сирот и детей, остав- шихся без попечения роди- телей, на 2001-2003 годы - по работе со способными и одаренными детьми на 2000-2003 годы Внести на утверждение пред- седателя правительства адми- нистрации области примерные типовые штаты образователь- ных учреждений Архангельской области, предусмотрев введе- ние в них дополнительных единиц, в том числе для ор- ганизации внеклассной воспи- тательной и физкультурно-оз- доровительной работы с деть- ми, работы по охране труда и здоровья участников образо- вательного процесса |
2001 2001 2001 2001 2002 2002 2001 2002 2001 2001 2001 2001 |
департамент обра- зования департамент обра- зования департамент обра- зования, управление соци- альной защиты на- селения, комитет по делам женщин, семьи и молодежи департамент обра- зования, департамент здра- воохранения, комитет по науке и высшей школе, комитет по труду, занятости и миг- рации населения департамент обра- зования, комитет по науке и высшей школе департамент обра- зования, комитет по труду, занятости и миг- рации населения, департамент Феде- ральной службы занятости населе- ния комитет по науке и высшей школе, департамент обра- зования комитет по науке и высшей школе, департамент обра- зования, учебные заведения департамент обра- зования департамент обра- зования, управление соци- альной защиты на- селения, комитет по делам женщин, семьи и молодежи, комитет по куль- туре и туризму департамент обра- зования |
|||
II. Дошкольное и общее образование | ||||||
2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.1 2.1 |
Разработать и реализовать в муниципальных образованиях области перспективные планы сохранения и структурной ре- организации сети учреждений дошкольного и общего образо- вания в соответствии с пот- ребностями населения в обра- зовательных услугах Осуществить меры по развитию интеграции учреждений обра- зования и культуры, располо- женных в сельской местности Расширить спектр вариативных форм и услуг дошкольного об- разования в соответствии с потребностями семей Осуществить комплекс органи- зационно-методических мер для развития службы консуль- тативной помощи семье в воп- росах дошкольного образова- ния и подготовки детей к школе, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья Обеспечить ежегодный учет детей, подлежащих обучению, и их обучение по соответствующим образова- тельным программам Продолжить реализацию мер по обеспечению учебниками уча- щихся из малообеспеченных семей Издать региональные програм- мные учебно-методические комплексы: - "Экология Архангельской области" - "Физическая, социаль- но-экономическая и эколо- гическая география Архан- гельской области" - "История Архангельской об- ласти" - "Экологическое воспитание детей дошкольного возрас- та" - "Традиции Русского Севера (в дошкольном образова- нии)" Обеспечить переход на 4-лет- нее начальное общее образо- вание как I этап перехода на новую структуру общего сред- него образования Организовать работу облас- тных и муниципальных экспе- риментальных площадок по пе- реходу на новую структуру и содержание общего среднего (полного) образования Разработать целевую програм- му информатизации системы среднего (полного) общего образования области на 2001-2005 годы Открыть в г. Архангельске областную школу-интернат для одаренных детей |
2001- 2005 2001- 2005 2001 2001- 2005 2001- 2005 2001- 2005 2001 2001 2002 2002 2003 2001 2002 2001- 2005 2001 2004 |
администрации му- ниципальных обра- зований администрации му- ниципальных обра- зований муниципальные ор- ганы управления образованием департамент обра- зования, муниципальные ор- ганы управления образованием, дошкольные обра- зовательные уч- реждения муниципальные органы управления образованием, общеобразователь- ные учреждения департамент обра- зования, муниципальные ор- ганы управления образованием департамент обра- зования, Поморский госу- дарственный уни- верситет имени М.В.Ломоносова, комитет по куль- туре и туризму департамент обра- зования, муниципальные ор- ганы управления образованием департамент обра- зования, муниципальные ор- ганы управления образованием департамент обра- зования, муниципальные ор- ганы управления образованием департамент обра- зования, мэрия г. Архан- гельска |
3,0 ежегодно 0,1 0,3 0,5 0,2 0,2 0,2 ежегодно 2,5 ежегодно 2,5 |
9,0 ежегодно 1,0 0,5 0,2 ежегодно 2,5 ежегодно |
|
III. Специальное (коррекционное) образование | ||||||
3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 |
Осуществить меры по развитию системы ранней психолого-пе- дагогической диагностики от- клонений в развитии детей Продолжить создание специ- ализированных групп в дош- кольных учреждениях для де- тей с нарушением слуха, зре- ния, речи, опорно-двигатель- ного аппарата, часто болею- щих детей Продолжить работу по созда- нию в Архангельске школы для детей с нарушением зрения Расширить возможности про- фессионального обучения де- тей, имеющих отклонения в умственном и физическом раз- витии Разработать меры по расшире- нию практики обучения детей с глубокой умственной отста- лостью Создать сеть школ надомного обучения детей с ограничен- ными возможностями здоровья Обеспечить перевод коррекци- онных образовательных учреж- дений на новые учебные пла- ны, предусматривающие увели- чение времени на допрофесси- ональную подготовку учащихся |
2001- 2005 2001- 2005 2001- 2005 2001- 2005 2002 2001- 2005 2001- 2005 |
департамент обра- зования, муниципальные ор- ганы управления образованием администрации му- ниципальных обра- зований, муниципальные ор- ганы управления образованием департамент обра- зования, департамент здра- воохранения, департамент обра- зования, культуры и спорта мэрии г. Архангельска департамент обра- зования департамент обра- зования, управление соци- альной защиты на- селения, Поморский госу- дарственный уни- верситет имени М.В.Ломоносова муниципальные ор- ганы управления образованием гг. Архангельск, Се- веродвинск, Но- водвинск, Котлас, Коряжма департамент обра- зования, муниципальные ор- ганы управления образованием |
1,0 ежегодно 0,2 ежегодно |
1,0 ежегодно |
|
IV. Дополнительное образование и воспитание детей и молодежи | ||||||
4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 |
Разработать и реализовать планы развития и структурной перестройки сети учреждений дополнительного образования на основе анализа потребнос- тей детей и молодежи в до- полнительных образовательных услугах Разработать и реализовать в каждом муниципальном образо- вании, образовательном уч- реждении социально-педаго- гические программы воспита- ния детей и молодежи Расширить сеть факультативов и кружков по праву, экономи- ке, общественному устройству и т.д. для усиления социаль- но-гуманитарной ориентиро- ванности общего образования Осуществить организационные меры по созданию на ассоци- ативной основе областного детского общественного дви- жения Организовать издание облас- тной детской массовой газеты Разработать и реализовать в каждом муниципальном образо- вании межведомственные планы правового просвещения детей и молодежи, обеспечения их занятости во внеучебное вре- мя Разработать областную прог- рамму "Истоки" на 2001-2003 годы по приобщению детей и юношества к традициям народ- ной культуры Продолжить реализацию облас- тной программы "Экологичес- кое образование населения" |
2001 2001 2001- 2005 2001 2001 2001 2001 2001- 2005 |
администрации му- ниципальных обра- зований муниципальные ор- ганы управления образованием, учреждения обра- зования и культу- ры муниципальные ор- ганы управления образованием, образовательные учреждения департамент обра- зования департамент обра- зования, комитет по делам женщин, семьи и молодежи, управление печати администрации му- ниципальных обра- зований, комиссии по делам несовершеннолет- них департамент обра- зования, комитет по куль- туре и туризму департамент обра- зования, комитет по науке и высшей школе, областной комитет по охране окружа- ющей среды, учреждения обра- зования |
0,5 0,4 ежегодно |
0,07 ежегодно |
|
V. Профессиональное образование | ||||||
5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 |
Создать при главе админис- трации области совет по воп- росам начального, среднего и высшего профессионального образования Организовать подготовку ква- лифицированных рабочих кад- ров на основе анализа и прогноза конъюнктуры рынка труда в территориальном и профессионально - квалифика- ционном аспектах Разработать основные направ- ления развития среднего и высшего профессионального образования в Архангельской области Организовать на базе учреж- дений начального професси- онального образования пилот- ные центры по обучению моло- дежи современным производ- ственным технологиям Организовать на базе учреж- дений начального професси- онального образования произ- водство товарной продукции для учреждений образования и сервисные центры социаль- но-бытового обслуживания обучающихся Осуществить меры по интегра- ции учреждений професси- онального образования Расширить возможности учреж- дений профессионального об- разования по переподготовке и повышению квалификации специалистов, в том числе состоящих на учете в службе занятости |
2001 2001- 2005 2001 2001- 2005 2001- 2005 2001- 2005 2001- 2005 |
департамент обра- зования, комитет по науке и высшей школе, комитет по труду, занятости и миг- рации населения департамент обра- зования, комитет по труду, занятости и миг- рации населения, департамент эко- номической поли- тики и развития, департамент Феде- ральной службы занятости населе- ния департамент обра- зования, комитет по науке и высшей школе департамент обра- зования, департамент эко- номической поли- тики и развития департамент обра- зования комитет по науке и высшей школе, департамент обра- зования департамент обра- зования, департамент Феде- ральной службы занятости, комитет по науке и высшей школе |
|||
VI. Сохранение здоровья детей и молодежи при осуществлении образовательного процесса | ||||||
6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 6.7 6.8 |
Обеспечить организацию сво- евременных профилактических осмотров детей и подростков, в том числе с помощью выез- дных областных врачебных бригад Осуществить меры по обеспе- чению школьников из малоиму- щих семей горячим питанием Расширить сеть образователь- ных учреждений, реализующих программу "Школа - центр здоровья" Продолжить формирование об- ластной системы психоло- го-педагогической поддержки детей и подростков Создать областной науч- но-консультативный меди- ко-педагогический центр "Школьные факторы и здоровье участников образовательного процесса" на базе школы N 10 г. Архангельска Расширить сеть детских сана- торных лагерей, в том числе круглогодичного действия Разработать комплексные программы развития физичес- кой культуры и спорта в му- ниципальных образованиях об- ласти, определив в них меры по приобщению детей и моло- дежи к регулярным занятиям физической культурой и спор- том Организовать ежегодное про- ведение областной спартаки- ады школьников и учащейся молодежи |
2001- 2005 2001- 2005 2001- 2005 2001- 2005 2001 2001- 2005 2001 2001- 2005 |
департамент здра- воохранения, муниципальные ор- ганы здравоохра- нения администрации му- ниципальных обра- зований муниципальные ор- ганы здравоохра- нения и образова- ния департамент обра- зования, департамент здра- воохранения, муниципальные ор- ганы управления образованием департамент обра- зования, департамент здра- воохранения, АГМА, департамент образования, культуры и спорта мэрии г. Архан- гельска департамент обра- зования, департамент здра- воохранения, управление соци- альной защиты на- селения, региональное от- деление Фонда со- циального страхо- вания администрации му- ниципальных обра- зований, областной комитет по физической культуре и спорту департамент обра- зования, областной комитет по физической культуре и спорту |
0,2 ежегодно 0,1 0,2 ежегодно |
0,2 ежегодно |
|
VII. Кадровое обеспечение системы образования | ||||||
7.1 7.2 7.3 |
Разработать программу про- фессиональной переподготовки и трудоустройства работников образования на период до 2005 года Продолжить реализацию целе- вой программы по подготовке менеджеров образования Продолжить подготовку специ- алистов по коррекционной пе- дагогике, психологии, соци- альной педагогике и др. |
2001 2001- 2005 2001- 2005 |
департамент обра- зования, комитет по науке и высшей школе, департамент Феде- ральной службы занятости департамент обра- зования, Поморский госу- дарственный уни- верситет имени М.В.Ломоносова, муниципальные ор- ганы управления образованием, департамент Феде- ральной службы занятости департамент обра- зования, комитет по науке и высшей школе, муниципальные ор- ганы управления образованием, учебные заведения |
|||
VIII. Ресурсное обеспечение программы | ||||||
8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 8.6 8.7 8.8 8.9 8.10 |
Разработать и реализовать программу строительства и реконструкции учреждений об- разования, находящихся в аварийном состоянии Продолжить реализацию областных проектов: - "Школьный автобус" - "Школьная парта" Обеспечить приоритетное вы- деление по заявкам учрежде- ний образования лесосечного фонда, пахотных земель, се- мян, ГСМ, а также техники, инвентаря, оборудования лик- видируемых предприятий в це- лях устойчивого обеспечения учебно-производственного процесса Продолжить обеспечение меди- цинским оборудованием кор- рекционных групп, классов для детей с нарушением зре- ния, слуха, опорно-двига- тельного аппарата Разработать и осуществить меры по укреплению базы летних оздоровительных лагерей, в том числе санаторных, находящихся в собственности муниципальных образований Завершить строительство дет- ского дома в г. Сольвычегод- ске Продолжить строительство детского дома в г. Каргополе Осуществлять финансирование областных и муниципальных учреждений образования на основе разработанных и еже- годно корректируемых норма- тивов бюджетного финансиро- вания по каждому типу и виду учреждений образования Обеспечить привлечение вне- бюджетных средств для финан- сирования учреждений образо- вания, в том числе за счет расширения практики предос- тавления дополнительных платных образовательных ус- луг При формировании областного бюджета и бюджетов муници- пальных образований устано- вить дополнительный норматив выделения средств на укреп- ление учебно-материальной базы учреждений образования |
2001- 2005 2001- 2005 2001- 2005 2001- 2005 2001- 2005 2001- 2005 2001 2001- 2003 2001- 2005 2001- 2005 еже- годно |
департамент обра- зования, департамент стро- ительства, жилищно-комму- нального хозяйс- тва энергетики, администрации му- ниципальных обра- зований департамент обра- зования, администрации му- ниципальных обра- зований, департамент тран- спорта и связи управление леса- ми, департамент аг- ропромышленного комплекса, Федеральная служ- ба РФ по делам о несостоятельности и финансовому оз- доровлению, муниципальные ор- ганы власти департамент обра- зования, департамент здра- воохранения департамент обра- зования, муниципальные ор- ганы управления образованием департамент обра- зования, управление капи- тального стро- ительства адми- нистрации области департамент обра- зования, управление капи- тального стро- ительства адми- нистрации области администрация об- ласти, администрации му- ниципальных обра- зований департамент обра- зования, муниципальные ор- ганы управления образованием, образовательные учреждения департамент обра- зования, финансовое управ- ление, администрации му- ниципальных обра- зований |
- - 5,2 5,0 ежегодно |
4,0 ежегодно 2,0 ежегодно 1,0 ежегодно 0,6 ежегодно |
4,0 ежегодно 2,0 ежегодно 1,0 ежегодно 0,6 ежегодно |
Примечание. Объем инвестиций, направляемых на развитие материальной базы, уточняется ежегодно, в зависимости от принимаемых показателей бюджета развития и привлекаемых средств.
Объем
дополнительных финансовых затрат
по реализации программы развития образования
Архангельской области на 2001-2005 годы
(утв. постановлением администрации области от 29 августа 2000 г. N 246)
млн. руб.
2001 год | 2002 год | 2003 год | ||||||||||
всего | в том числе | всего | в том числе | всего | в том числе | |||||||
фед. | обл. | мун. | фед. | обл. | мун. | фед. | обл. | мун. | ||||
Дошкольное и общее образование Дополнительное образование Специальное (коррекционное) образование Сохранение здоровья Ресурсное обеспечение |
18,8 1,0 2,2 10,3 25,4 |
- - - - 10,2 |
6,1 0,9 1,2 0,5 7,6 |
12,7 0,1 1,0 9,8 7,6 |
18,4 1,0 2,2 0,7 20,2 |
- - - - 5,0 |
6,2 0,9 1,2 0,5 7,6 |
12,2 0,1 1,0 0,2 7,6 |
17,4 1,0 2,2 0,6 20,2 |
- - - - 5,0 |
5,7 0,9 1,2 0,4 7,6 |
11,7 0,1 1,0 0,2 7,6 |
Итого | 57,7 | 10,2 | 16,3 | 31,2 | 42,5 | 5,0 | 16,4 | 21,1 | 41,4 | 5,0 | 15,8 | 20,6 |
2004 год | 2005 год | Итого | ||||||||||
всего | в том числе | всего | в том числе | всего | в том числе | |||||||
фед. | обл. | мун. | фед. | обл. | мун. | фед. | обл. | мун. | ||||
Дошкольное и общее образование Дополнительное образование Специальное (коррекционное) образование Сохранение здоровья Ресурсное обеспечение |
19,9 1,0 2,2 0,6 20,2 |
- - - - 5,0 |
8,2 0,9 1,2 0,4 7,6 |
11,7 0,1 1,0 0,2 7,6 |
17,4 1,0 2,2 0,6 20,2 |
- - - - 5,0 |
5,7 0,9 1,2 0,4 7,6 |
11,7 0,1 1,0 0,2 7,6 |
91,9 5,0 11,0 17,9 106,2 |
- - - - 30,2 |
31,9 4,5 6,0 2,2 38,0 |
60,0 0,5 5,0 15,7 38,0 |
Итого | 43,9 | 5,0 | 18,3 | 20,6 | 41,4 | 5,0 | 15,8 | 20,6 | 226,9 | 30,2 | 82,6 | 114, |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление главы администрации Архангельской области от 29 августа 2000 г. N 246 "О программе развития образования Архангельской области на 2001-2005 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Архангельской области от 24 июня 2014 г. N 255-пп настоящее постановление признано утратившим силу