Постановление главы администрации Архангельской области
от 27 мая 2002 г. N 97
"Об утверждении Положения о системе управления охраной труда в
Архангельской области"
Постановлением главы администрации Архангельской области от 16 мая 2006 г. N 76 настоящее постановление признано утратившим силу
Постановлением главы администрации Архангельской области от 4 мая 2006 г. N 71 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях реализации государственной политики в области охраны труда, в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Уставом Архангельской области постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о системе управления охраной труда в Архангельской области.
2. Контроль за выполнением постановления возложить на председателя комитета по труду администрации области Синицкого В. И.
Глава администрации области |
А.А. Ефремов |
Положение
О системе управления охраной труда в Архангельской области
(утв. постановлением главы администрации Архангельской области от 27 мая 2002 г. N 97)
Настоящее Положение принято в целях проведения на территории области единой государственной политики по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Настоящее Положение определяет систему управления охраной труда, принципы ее функционирования и основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
1. Общие положения
1.1. Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
1.2. Управление охраной труда - деятельность субъектов и объектов, должностных лиц по реализации основных направлений государственной политики, регламентируемая правовыми, нормативными и методическими документами и обеспечивающая безопасность жизни, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
1.3. Субъектами управления охраной труда на территории области являются: администрация области, органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления.
1.4. Федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, являются субъектами государственного управления охраной труда на территории области и осуществляют свои полномочия через подведомственные территориальные органы в соответствии с Положениями об этих органах, утверждаемыми в установленном порядке.
1.5. Объектами управления являются работающие на территории области организации независимо от их организационно-правовой формы и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, использующие наемный труд.
1.6. Основными задачами системы являются: реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда, координация деятельности органов и структур, участвующих в управлении охраной труда, а также выработка предложений по совершенствованию государственной политики в области охраны труда для представления их в соответствующие органы федерального уровня.
1.7. Система реализует функции управления охраной труда на территории области (организация, планирование, координация, регулирование, контроль, информационно-аналитическое обеспечение в области охраны труда).
1.8. Субъекты управления охраной труда при реализации возложенных на них функций взаимодействуют с органами представительной, судебной власти и органами прокуратуры области, трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений; координационным советом по охране и условиям труда при администрации области; объединениями профсоюзов и работодателей; органами государственного надзора и контроля по охране труда; органами стандартизации, лицензирования, экспертизы, сертификации, статистики; научно-исследовательскими и другими организациями.
2. Принципы организации и функционирования системы
Организация и функционирование системы базируются на следующих принципах:
2.1. Взаимодействие областных органов исполнительной власти с органами надзора и контроля, объединениями профсоюзов, работодателей и другими заинтересованными организациями для выработки единой политики управления охраной труда и координации деятельности по улучшению условий и охраны труда в организациях области независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
2.2. Влияние субъектов управления охраной труда на деятельность объектов управления по предупреждению профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве, созданию безопасных условий труда.
2.3. Перспективное целевое планирование мероприятий по охране труда и обязательное финансирование их на всех уровнях управления на основе системного анализа ситуации в сфере охраны труда.
2.4. Создание и развитие информационной инфраструктуры в области охраны труда. Использование функционирующих информационных структур для доведения правовых и нормативных документов по охране труда до организаций области.
2.5. Применение мер экономической заинтересованности работодателя в улучшении условий охраны труда в организациях области.
3. Структура системы управления охраной труда области
3.1. Система управления охраной труда в Архангельской области включает в себя два уровня: областной (государственный) и муниципальный.
3.1.1. Первый уровень:
- комитет по труду администрации области;
- департаменты, комитеты и управления администрации области (по направлениям деятельности);
- координационный совет по охране и условиям труда при администрации области.
3.1.2. Второй уровень:
- органы местного самоуправления:
- координационные советы (комиссии) по охране труда при органах местного самоуправления.
4. Полномочия субъектов управления охраной
4.1. Комитет по труду администрации области в целях реализации государственной политики в области охраны труда:
4.1.1. Организует разработку, согласование по утверждению в установленном порядке областных нормативных правовых актов в области охраны труда, а также областных программ по улучшению условий и охраны труда.
4.1.2. Осуществляет функции государственной экспертизы условий труда в соответствии с рекомендациями Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
4.1.3. Осуществляет методическое руководство работой структурных подразделений администрации области, органов местного самоуправления в сфере охраны труда.
4.1.4. Анализирует состояние условий и охраны труда, причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на основе информации, получаемой от органов государственной статистики.
4.1.5. Готовит материалы по охране труда для рассмотрения администрацией области, на координационном совете по охране и условиям труда при администрации области, на трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
4.1.6. Ежегодно направляет в Министерство труда и социального развития Российской Федерации доклады о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда, предложения по совершенствованию федерального законодательства об охране труда и по формированию государственной политики в области охраны труда.
4.1.7. Изучает и распространяет передовой опыт по охране труда, организует областные семинары, совещания и выставки по охране труда, принимает участие в проведении научно-практических конференций по трудоохранной тематике.
4.1.8. Изучает состояние обеспеченности работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, работа без применения которых запрещена.
4.1.9. Содействует организации учебных центров для проведения обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций и выдает соответствующие разрешения.
4.1.10. Информирует население через средства массовой информации о состоянии условий, охраны труда и производственного травматизма в организациях области.
4.1.11. Вносит администрации области предложения по финансированию областных программ по улучшению условий и охраны труда, смотров-конкурсов и других мероприятий по охране труда.
Специалисты комитета по труду, непосредственно участвующие в управлении охраной труда, беспрепятственно посещают организации независимо от их организационно-правовых форм, имеют право запрашивать и безвозмездно получать от организаций информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач.
4.2. Департаменты, комитеты и управления администрации области:
4.2.1. Обеспечивают реализацию государственной политики в области охраны труда, осуществляют через работодателей организационно-методическое руководство службами охраны труда предприятий, в пределах своих полномочий координируют их работу
4.2.2. Оказывают консультационную помощь организациям в разработке перспективных и годовых программ улучшения условий, охраны труда, а также организационно - технических и санитарно - оздоровительных мероприятий, предусмотренных коллективными договорами (соглашениями).
4.2.3. Ведут пропаганду безопасных методов труда, организуют проведение среди организаций смотров-конкурсов, месячников, конференций и выставок по охране труда.
4.2.4. Проводят анализ состояния производственного травматизма и условий труда в организациях на основе статистической информации. Разрабатывают рекомендации работодателям по предупреждению травм на производстве и профессиональных заболеваний.
4.2.5. Принимают участие в разработке областных программ улучшения условий и охраны труда.
4.2.6. Вносят предложения для рассмотрения на координационном совете по охране и условиям труда при администрации области.
4.2.7. Принимают участие в установленном порядке в расследовании групповых несчастных случаев, несчастных случаев с тяжелым исходом и несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших в организациях.
4.2.8. Содействуют проведению аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда.
Специалисты, ведающие вопросами охраны труда, беспрепятственно посещают организации независимо от их организационно-правовых форм, имеют право запрашивать и безвозмездно получать от организаций информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач.
4.3. Координационный совет по охране и условиям труда при администрации области:
4.3.1. Координирует и определяет приоритетные направления в работе по охране труда.
4.3.2. Рассматривает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, областных программ.
4.3.3. Разрабатывает предложения по осуществлению единой государственной политики по охране труда и вноси! их на рассмотрение администрации области.
4.3.4. Способствует взаимодействию областных структур, работодателей и их объединений, профсоюзов и государственных надзорных органов, направленных на предупреждение профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве.
5. Полномочия органов местного самоуправления
5.1. В целях организации работы на территории муниципального образования по защите законных прав работников на обеспечение здоровых и безопасных условий труда органы местного самоуправления назначают специалистов по охране труда, имеющих соответствующую подготовку и опыт работы в этой области, которые:
5.1.1. Разрабатывают муниципальные программы по охране и улучшению условий труда, доводят их до работодателей, контролируют их исполнение.
5.1.2. Координируют и осуществляют организационно-методическое руководство работой служб охраны труда организаций, расположенных на территории муниципального образования.
5.1.3. Консультируют работодателей и обратившихся к ним граждан по вопросам охраны труда, обеспечения работников организаций средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.
5.1.4. Получают информацию от организаций и проводят анализ состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, на его основе разрабатывают рекомендации по его профилактике.
5.1.5. Обеспечивают финансирование мероприятий муниципальных программ улучшения условий и охраны труда.
5.1.6. Организуют проведение месячников по охране труда, смотров-конкурсов, совещаний, выставок и других мероприятий по пропаганде передового опыта в области улучшения условий и охраны труда и обеспечивают их финансирование. Информируют общественность через средства массовой информации о состоянии условий и охраны труда в организациях, расположенных на территории муниципального образования.
5.1.7. Пропагандируют передовой опыт в области охраны труда.
5.1.8. Взаимодействуют по вопросам улучшения условий и охраны труда с органами государственного надзора и с органами, осуществляющими управление охраной труда на областном уровне.
5.1.9. Участвуют в подготовке предложений в проекты федеральных и областных программ улучшения условий и охраны труда, законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.
5.1.10. Принимают участие в расследовании групповых несчастных случаев, несчастных случаев с тяжелым исходом и несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших в организациях.
5.1.11. Содействуют проведению аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда в организациях.
5.1.12. Участвуют в работе с организациями по лицензированию отдельных видов деятельности, осуществляют контроль за выполнением лицензионных условий.
5.1.13. Организуют обучение и проверку знаний по охране труда работников организаций, включая руководителей и специалистов, в учебных центрах, имеющих на эту деятельность разрешение комитета по труду администрации области.
5.1.14. Направляют в комитет по труду администрации области обобщенные сведения о состоянии условий труда, производственном травматизме, информацию о принятых мерах по обеспечению требований охраны труда и предложения по совершенствованию законодательства об охране труда.
Специалисты по охране труда муниципальных образований беспрепятственно посещают организации независимо от их организационно-правовых форм, имеют право запрашивать и безвозмездно получать от организаций информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач.
5.2. Координационные советы (комиссии) по охране труда муниципальных образований:
5.2.1. Координируют и определяют направление деятельности организаций, занимающихся вопросами охраны труда на муниципальном уровне.
5.2.2. Рассматривают проекты областных и муниципальных программ по охране и улучшению условий труда и вносят свои предложения.
5.2.3. Разрабатывают предложения главам муниципальных образований по реализации мероприятий, связанных с осуществлением на территории муниципального образования государственной политики в области охраны труда.
5.2.4. Координируют действия структурных подразделений органов местного самоуправления, работодателей, профсоюзов и контрольно-надзорных органов по предупреждению профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве.
6. Функции объектов управления
Работодатель:
6.1. Осуществляет организацию и проведение работ по охране труда в соответствии с требованиями федеральных, областных законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.
6.2. Предоставляет в муниципальные образования, структурные подразделения администрации области информацию о состоянии условий труда, производственном травматизме, выполнении мероприятий коллективных договоров и соглашений по охране труда.
7. Информация в системе управления охраной труда
Обязательным условием эффективного функционирования Системы является обеспечение на всех уровнях управления достоверной и своевременной информации.
В системе управления охраной труда сбор, обработку и анализ информации обеспечивает комитет по труду администрации области, который использует информацию, предоставляемую органами статистики, государственного надзора и контроля, правоохранительными органами, государственной экспертизой условий труда, департаментами, комитетами и управлениями администрации области, муниципальными образованиями, профсоюзами и другими заинтересованными органами.
Полученная информация после анализа представляется структурным подразделениям администрации области, органам местного самоуправления, другим заинтересованным организациям и рекомендуется для использования при разработке мер по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, подготовке предложений по реализации, в области государственной политики по охране труда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение принято в целях проведения на территории Архангельской области единой государственной политики по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, определяет систему управления охраной труда, принципы ее функционирования.
Постановление главы администрации Архангельской области от 27 мая 2002 г. N 97 "Об утверждении Положения о системе управления охраной труда в Архангельской области"
Текст постановления опубликован в газете "Волна" от 11 июня 2002 г. N 23(782)
Постановлением главы администрации Архангельской области от 16 мая 2006 г. N 76 настоящее постановление признано утратившим силу
Постановлением главы администрации Архангельской области от 4 мая 2006 г. N 71 настоящее постановление признано утратившим силу