Постановление администрации Архангельской области
от 3 июля 2002 г. N 132
"О подпрограмме "Основные направления развития среднего, высшего и
послевузовского профессионального образования в Архангельской области
на 2002-2004 годы"
Постановлением Правительства Архангельской области от 24 июня 2014 г. N 255-пп настоящее постановление признано утратившим силу
Учитывая решение правительства администрации области от 25.12.2001 N 8/1 "Об основных направлениях развития среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в Архангельской области на 2002-2004 годы", постановляю:
1. Утвердить прилагаемую подпрограмму "Основные направления развития среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в Архангельской области на 2002-2004 годы" Программы развития образования Архангельской области на 2001-2005 годы.
2. Департаментам, комитетам, управлениям администрации области обеспечить выполнение мероприятий подпрограммы.
3. Департаменту финансов администрации области совместно с отделом науки и высшей школы и департаментом образования администрации области при формировании областного бюджета предусматривать выделение средств на реализацию подпрограммы.
4. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя Главы администрации области по социальным вопросам Румянцеву Т.Д.
И.о. главы администрации |
А.Е. Поликарпов |
Подпрограмма "Основные направления развития среднего, высшего и
послевузовского профессионального образования в Архангельской области на
2002-2004 годы"
(утв. постановлением администрации области от 3 июля 2002 г. N 132)
Программа развития образования
Архангельской области
на 2001-2005 годы
Паспорт подпрограммы
"Основные направления развития среднего, высшего
и послевузовского профессионального образования
в Архангельской области на 2002-2004 годы"
Наименование документа - подпрограмма "Основные направления развития среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в Архангельской области на 2002-2004 годы" Программы развития образования Архангельской области на 2001-2005 годы.
Основание для разработки - постановление Главы администрации области от 29 августа 2000 г. N 246 "О программе развития образования Архангельской области на 2001-2005 годы".
Государственный заказчик - отдел науки и высшей школы администрации Архангельской области.
Основные разработчики - отдел науки и высшей школы администрации области; департамент образования администрации области; департамент здравоохранения администрации области, комитет по труду администрации области, Совет ректоров вузов и Совет директоров ссузов Архангельской области.
Цель - формирование единого научно-образовательного пространства в сфере профессионального образования на территории Архангельской области, обеспечение социально-экономической сферы региона высококвалифицированными кадрами, обеспечение экономических и правовых условий для устойчивого функционирования и развития системы среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.
Сроки реализации - 2002-2004 годы.
Исполнители основных мероприятий:
- отдел науки и высшей школы администрации области;
- департамент образования администрации области;
- департамент здравоохранения администрации области;
- департамент агропромышленного комплекса администрации области;
- комитет по труду администрации области;
- комитет по делам женщин, семьи и молодежи администрации области;
- комитет по культуре администрации области;
- комитет по физической культуре и спорту администрации области,
- управление социальной защиты населения администрации области;
- администрации муниципальных образований;
- Совет ректоров вузов Архангельской области;
- Совет директоров ссузов Архангельской области;
- учреждения высшего и среднего профессионального образования.
Источники и объемы финансирования:
- текущее финансирование из федерального и областного бюджетов;
- внебюджетные средства образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования;
- объем дополнительных финансовых затрат из областного бюджета составляет 6810 тыс. руб., в т.ч. на 2003 год - 2960 тыс. руб., на 2004 год -3850 тыс. руб.
Ожидаемые конечные результаты:
- модернизация системы среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в соответствии с современными стандартами, потребностями населения и развития социально-экономической сферы Архангельской области;
- постоянное обновление содержания среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в соответствии с потребностями социально-экономического развития, ориентация профессионального образования на запросы структуры рынка труда региона;
- интенсификация образовательного процесса за счет внедрения новых технологий, информатизации обучения и использования ресурсов вузов, ссузов, академических и отраслевых научных учреждений;
- создание системы стимулирования работодателей, иных социальных партнеров в формировании стандартов профобразования, в определении заказа на современные кадры;
- создание механизма прогнозирования и регулирования подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для всех отраслей экономики области, включая систему переподготовки военнослужащих, уволенных в запас
Система контроля за исполнением Подпрограммы:
- контроль за реализацией Подпрограммы осуществляет в установленном порядке отдел науки и высшей школы администрации области.
Введение
В последние годы на общероссийском и региональном уровнях создается легитимная основа для реформирования системы образования в целом, и, в частности, сферы среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.
Так, в августе 2000 года была принята региональная "Программа развития образования в Архангельской области на 2001-2005 годы". План мероприятий по выполнению данной Программы, предусматривает разработку основных направлений развития среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в Архангельской области на этот же период (Раздел V "Профессиональное образование", п. 5.3).
Это связано с тем, что разрушение в конце 1980-х - начале 1990-х годов централизованной модели функционирования системы высшего и среднего профессионального образования, перенос центра тяжести в управлении экономикой в регионы потребовали выработки новой политики в области профессионального образования, которая наиболее полно учитывала бы специфические региональные условия и факторы и способствовала более динамичному и сбалансированному взаимодействию вузов и ссузов с формирующейся новой социально-экономической реальностью - рынком образовательных услуг для населения, рынком труда специалистов. То есть, речь идет о выработке региональной стратегии и механизмов адаптации учреждений среднего, высшего и послевузовского профессионального образования к новой экономической, социальной и демографической ситуации, сложившейся к настоящему времени в Архангельской области.
Структура и состав предлагаемых вузами и ссузами профессиональных образовательных программ подготовки будут определяться следующими факторами:
- интеграцией научного потенциала вузов, ссузов и научных учреждений в рамках Архангельского федерального научно-образовательного центра;
- усиливающейся диверсификацией образовательных потребностей населения;
- потребностью в кадрах для формирования рыночной инфраструктуры области и развития предпринимательства;
- развитием внешнеэкономических торгово-промышленных и коммерческих связей области, созданием специальных экономических зон, совместных предприятий, банков, инвестиционных фондов и т. п.;
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1998 г. N 332 Постановление Правительства РФ от 6 июля 1994 г. N 796 "О мерах по содействию предприятиям в подготовке персонала на производстве" признано утратившим силу
- необходимостью обеспечить кадровое сопровождение федеральных и областных постановлений и программ: постановления Правительства РФ "Об организации работы в области подготовки кадров для рыночной экономики", постановления Правительства РФ "О мерах по содействию предприятиям в подготовке персонала на производстве", Программы развития машиностроения для АПК России, Программы ресурсосберегающих и экологически безопасных процессов горно-металлургического производства, Программы развития транспорта и совершенствования пассажирских перевозок, Программы конверсии предприятий Минатома России, Рабочей программы Евро-Арктический Баренцев регион, федеральной целевой программы "Дети Севера", региональной программы "Здоровье населения Европейского Севера" и комплекса программ, направленных на развитие отраслей социальной инфраструктуры области. Масштабы и динамика объема образовательных услуг системы среднего, высшего и послевузовского профессионального образования области будут определяться экономической, ситуацией, складывающейся на рынке труда специалистов. Удовлетворению услуг, связанных с переподготовкой кадров, будет способствовать, с одной стороны, начавшийся процесс интеграции высшей школы с учреждениями начального и среднего профессионального и общего образования - создание в вузах в качестве структурных подразделений колледжей, лицеев, гимназий, специализированных классов; с другой - интеграция вузов с наукой и производством, формирование федерального и региональных научно-образовательных, инновационных центров, технопарков и т.п.
Учреждения среднего и высшего профессионального образования начинают выступать в качестве региональных центров разработки социальных, медицинских, экологических, инновационных программ и проектов, центров оказания местной администрации информационно-аналитических и экспертно-консультационных услуг.
На этой основе возникает необходимость создания региональных механизмов поддержки вузов и ссузов со стороны местного бюджета (финансирования региональной составляющей образовательных профессиональных программ, научно-исследовательских проектов, программ социальной защиты преподавателей и студентов вузов и ссузов и др.)
Эффективной формой достижения согласованности действий областных органов исполнительной и законодательной власти с одной стороны, вузов и ссузов - с другой, может стать подпрограмма "Основные направления развития высшего и среднего профессионального образования в Архангельской области на 2002-2005 годы" (далее - Подпрограмма), которая является организационной основой региональной государственной политики в области среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.
Решение проблем и направление инвестиций в сферу среднего, высшего и послевузовского профессионального образования возможно при наличии четко определенных целей, задач, основных направлений развития и мероприятий по их реализации.
Решение о разработке Подпрограммы принято постановлением Главы администрации области от 29 августа 2000 г. N 246 "О программе развития образования Архангельской области на 2001-2005 годы".
Разработчиками Подпрограммы стали отдел науки и высшей школы администрации области; департамент образования администрации области; департамент здравоохранения администрации области; комитет по труду администрации области; совет ректоров вузов и совет директоров ссузов Архангельской области.
Подпрограмма разрабатывалась в 2000-2001 году, ее проект обсуждался в коллективах учреждений среднего и высшего профессионального образования, в научных учреждениях, на заседаниях Совета ректоров вузов Архангельской области, рабочей группы под руководством заместителя Главы администрации области Румянцевой Т.Д., прошел согласование в структурных подразделениях администрации области.
Подпрограмма содержит анализ состояния и проблем среднего, высшего и послевузовского профессионального образования области на современном этапе, цели, задачи и приоритетные направления развития системы среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, мероприятия по их реализации и ожидаемые результаты.
Мероприятия Подпрограммы учитывают основные положения Федеральной программы развития образования, утвержденной федеральным законом от 10 апреля 2000 года N 51-ФЗ, "Программы развития образования Архангельской области на 2001-2005 годы", утвержденной постановлением Главы администрации области от 29 августа 2000 года N 246, а также социально-экономические, демографические, экологические, этнокультурные и другие особенности Архангельской области, и направлены на решение вопросов, отнесенных Законом Российской Федерации "Об образовании" и Уставом Архангельской области к ведению органов государственной власти и местного самоуправления в Архангельской области.
Исполнителями Подпрограммы являются департаменты, комитеты, управления администрации Архангельской области, органы местного самоуправления, учреждения высшего и среднего профессионального образования, Совет ректоров вузов и Совет директоров ссузов Архангельской области.
Сроки реализации Подпрограммы - 2002-2004 годы.
Цель Подпрограммы - формирование единого научно-образовательного пространства в сфере профессионального образования на территории Архангельской области, обеспечение социально-экономической сферы региона высококвалифицированными кадрами; обеспечение экономических и правовых условий для устойчивого функционирования и развития системы среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.
План мероприятий по выполнению Подпрограммы содержит следующие разделы:
1. Общие направления развития системы среднего высшего и послевузовского образования в Архангельской области:
- обеспечение единства научно-образовательного пространства в сфере профессионального образования;
- нормативно-правовое обеспечение сферы профессионального образования;
- развитие национально-регионального компонента, региональных культурных традиций и особенностей в сфере профессионального образования;
- развитие и обеспечение демократического, государственно-общественного характера управления системой профессионального образования;
- развитие международного сотрудничества в сфере профессионального образования.
2. Государственные и социальные гарантии обучающимся и работникам сферы высшего и среднего профессионального образования.
3. Ресурсное обеспечение системы среднего и высшего профессионального образования.
4. Управление ходом реализации Подпрограммы.
Реализация целей и мероприятий Подпрограммы обеспечивается посредством как текущего финансирования из средств федерального, областного и муниципальных бюджетов для обеспечения функционирования системы высшего и среднего профессионального образования, так и дополнительного финансирования мероприятий и проектов Подпрограммы, направленных на развитие системы, за счет бюджетных и внебюджетных источников.
Ожидаемыми результатами реализации Подпрограммы являются: модернизация системы среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в соответствии с современными стандартами, потребностями населения и развития социально-экономической сферы Архангельской области; постоянное обновление содержания среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в соответствии с потребностями социально-экономического развития, ориентация профессионального образования на запросы структуры рынка труда региона; интенсификация образовательного процесса за счет внедрения новых технологий, информатизации обучения и использования ресурсов вузов, ссузов, академических и отраслевых научных учреждений; создание системы стимулирования работодателей, иных социальных партнеров в формировании стандартов профобразования, в определении заказа на современные кадры; создание механизма прогнозирования и регулирования подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для всех отраслей экономики области, включая систему переподготовки отставников.
Реализация Подпрограммы обеспечивается выполнением департаментами, управлениями, комитетами администрации области, органами местного самоуправления ежегодных планов работы, составленных на ее основе.
Контроль за реализацией Подпрограммы осуществляется в установленном порядке отделом науки и высшей школы администрации области.
Контроль включает периодическую отчетность исполнителей о качестве и сроках реализации программных мероприятий и рациональном использовании выделяемых им финансовых средств.
Основные направления развития среднего, высшего и послевузовского
профессионального образования в Архангельской области на 2002-2004 годы
I. Состояние среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в Архангельской области
На начало 2001/2002 учебного года система среднего и высшего профессионального образования в Архангельской области характеризуется следующими показателями.
В сфере среднего профессионального образования (СПО) на территории области функционируют 26 государственных, муниципальных и негосударственных средних специальных учебных заведения (ссузов) и 6 подразделений вузов, в общей сложности обеспечивающих подготовку по 70 специальностям среднего профессионального образования. Численность студентов учреждений СПО в области составляет около 23 тыс. чел.
Общее количество ссузов в Архангельской области среди них: |
32 |
федерального подчинения | 12 |
областного и муниципального подчинения | 11 |
негосударственные | 3 |
структурные подразделения государственных вузов |
6 |
К средним специальным учебным заведениям, финансируемым из федерального бюджета, но осуществляющим подготовку специалистов для экономики региона, относятся: Архангельский лесотехнический колледж, Архангельский морской рыбопромышленный колледж, Архангельский колледж телекоммуникаций, Архангельское мореходное училище имени капитана В.И. Воронина, Архангельский торгово-экономический техникум, Архангельский техникум строительства и экономики, Архангельский техникум экономики, статистики и информатики, Архангельская специальная средняя школа милиции МВД РФ, Северодвинский технический колледж, Вельский коммерческо-экономический техникум, Котласское речное училище и Мирнинский электромеханический техникум.
Ряд ссузов финансируются из областного и муниципальных бюджетов: высшие педагогические училища (педагогические колледжи) в Архангельске, Каргополе и Котласе, Архангельский медицинский колледж и медицинские училища в Северодвинске, Котласе и Няндоме, Архангельский аграрный техникум и Вельский совхоз-техникум, Архангельский колледж культуры, Архангельское музыкальное училище.
Негосударственными учреждениями СПО являются Архангельский кооперативный техникум, Колледж управления, бизнеса и права (г. Архангельск), Техникум экономики, права и менеджмента (г. Архангельск).
Структурные подразделения вузов, ведущие подготовку по специальностям СПО, существуют в Архангельском государственном техническом университете (3), Северном государственном медицинском университете (2) и Севмашвтузе (1).
В последние годы усилился процесс интеграции учреждений СПО с высшими учебными заведениями на основе заключаемых договоров о сотрудничестве. Например, между лесотехническим колледжем и АГТУ, педагогическими училищами (колледжами) и Поморским государственным университетом.
Значимость такой интеграции заключается в том, что высшие учебные заведения, принимая выпускников ссузов на сокращенный срок обучения на базе уже имеющейся специальности, обеспечивают лишь повышение их образовательного и профессионального уровня. Это соответствует не только интересам самих обучающихся, но и интересам социально-экономического комплекса области, который получает высококвалифицированных специалистов за более короткие сроки.
В сфере высшего профессионального образования (ВПО) на территории области функционируют 29 высших учебных заведений, филиалов и представительств, причем половина из них находится в областном центре. Общая численность студентов высших учебных заведений в области составляет сегодня почти 35 тыс. чел. Из них на долю негосударственных вузов приходится лишь 11%, большая же часть - более 31 тыс. чел. - обучается в государственных вузах, в т.ч. около 18 тысяч - на бюджетной основе. Крупнейшими государственными вузами, действующими на территории области, являются: Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова (с филиалами в Северодвинске, Коряжме и Нарьян-Маре), Архангельский государственный технический университет (с филиалами в Котласе, Вельске, Новодвинске и Нарьян-Маре), Северный государственный медицинский университет.
К старейшим филиалам государственных вузов, успешно осуществляющим образовательную деятельность, относятся: Севмашвтуз - филиал Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (г. Северодвинск), Архангельский филиал Всероссийского заочного финансово-экономического института, Архангельский заочный филиал Государственной морской академии имени С.О. Макарова (Санкт-Петербург).
Несколько новых филиалов государственных вузов появились за последние два года. В Архангельске - филиал Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств и филиал Московской государственной технологической академии. В других городах области: Архангельский филиал Северо-Западной академии госслужбы в г. Северодвинске, Котласский филиал Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций, Котласский филиал Российского государственного открытого технического университета путей сообщений и Котласский филиал Московской государственной технологической академии.
Кроме того, преобразованы в представительства существовавшие ранее учебно-консультационные пункты Вологодской государственной молочно-хозяйственной академии имени Н.В. Верещагина (в г. Архангельске), Российского государственного открытого технического университета путей сообщений (в г. Архангельске) и создано представительство Московской государственной академии водного транспорта (в г. Котласе).
К негосударственным учреждениям ВПО, действующим в г. Архангельске и области, относятся Северный институт предпринимательства и Институт управления, имеющие лицензии и государственную аккредитацию, а также филиалы негосударственных вузов - Современного гуманитарного института (в Архангельске, Северодвинске и Вельске) и Московского гуманитарно-экономического института (в Коряжме). Все эти филиалы появились на протяжении последних трех лет.
Динамика развития высшего профессионального образования
в Архангельской области (1997-2001 годы)
1997 | 2001 | |
Высшие учебные заведения: | 7 | 29 |
среди них: | ||
- государственные вузы | 3 | 3 |
- филиалы и представительства |
||
государственных вузов | 2 | 19 |
- негосударственные вузы | 2 | 2 |
- филиалы негосударственных вузов |
0 | 4 |
- представительства негосударст. вузов |
0 | 1 |
Количество специальностей | 55 | 97 |
Профессорско-преподаватель- ский состав, |
1480 | 1545 |
в том числе: | ||
- кандидаты наук | 584 (39%) | 920 (59%) |
- доктора наук | 76 (5%) | 160 (10%) |
Количество студентов, | 17000 (100%) | 35000 (100%) |
в том числе: | ||
в государственных вузах: | 15 130 (89%) | 31 150 (89%) |
- на бюджетной основе | 14410 (75%) | 17444 (56%) |
- на внебюджетной основе | 2 550 (15%) | 13 706 (44%) |
в негосударственных вузах: | 1 530 (9%) | 3 850 (11%) |
В 2001 году на все формы обучения в государственные и негосударственные высшие учебные заведения принято более 6 тыс. чел., в средние специальные учебные заведения - около 4 тыс. чел. Количество студентов высших учебных заведений на 10 тыс. чел. населения в Архангельской области составляет 238 чел. (по Российской Федерации - 246).
Численность учащихся средних профессиональных учебных заведений на 10 тыс. чел. населения области составила 153 чел. (по Российской Федерации - 139). Это свидетельствует, с одной стороны, о востребованности высшего и среднего профессионального образования, с другой, - о существующем потенциале развития данной сферы. Однако в связи с отказом от обязательного трудоустройства и неразвитостью системы контрактной подготовки резко сократился приток молодых специалистов в учреждения образования и здравоохранения, особенно в сельской местности. При этом с начала девяностых годов охват молодежи высшим профессиональным образованием расширяется в основном за счет увеличения доли студентов, обучающихся с полным возмещением затрат в государственных и негосударственных вузах.
В области действует система целевого приема и подготовки специалистов в государственных вузах. "Положение о порядке целевого приема в государственные высшие учебные заведения в Архангельской области" было разработано в 2000 г. Основной задачей целевого приема является содействие государственным и муниципальным органам в подготовке кадров для решения социально-экономических проблем региона, удовлетворение потребностей в высококвалифицированных кадрах предприятий, организаций и учреждений, финансируемых за счет средств федерального, областного и муниципальных бюджетов. Места, выделяемые для целевого приема, в первую очередь предназначены для выпускников сельских школ. О выделении целевых мест ежегодно заключается договор между администрацией области и соответствующим вузом. Но потребности экономики региона диктуют необходимость развития практики целевого приема и распространения ее на учреждения среднего профессионального образования.
Подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием ведется более чем по 90 направлениям и специальностям. Несмотря на то, что количество специальностей высшего и среднего профессионального образования за последние пять лет постоянно растет, потребности социально-экономического комплекса области в высококвалифицированных кадрах удовлетворяются не в полной мере. Так, в существующих высших учебных заведениях не осуществляется полномасштабная подготовка кадров для таких отраслей, кок сельское хозяйство, пищевая и рыбная промышленность, связь, железнодорожный, морской и речной транспорт, туризм и др.
В начале 1990-х годов в результате изменений в структуре приема студентов их численность в технических вузах уменьшалась, а по экономическим и юридическим специальностям резко возросла. Такая тенденция начинает приобретать негативный характер, связанный с диспропорцией в подготовке специалистов относительно потребностей в трудовых ресурсах, прогнозов развития экономики Архангельской области и потребности научно-технического прогресса. Однако в последние годы ситуация изменилась. Это связано, с одной стороны, с оживлением экономики в регионе (особенно в химико-лесном и нефтедобывающем комплексах), что обусловило повышение интересов абитуриентов к специальностям, связанным с промышленностью. С другой стороны, сегодняшний рост числа студентов является эхом повышенной рождаемости в начале 1980-х годов.
Изменилась профильная структура подготовки кадров в средних специальных учебных заведениях. Возросла доля приема по экономическим и правовым специальностям и несколько сократилась доля приема по техническим и сельскохозяйственным специальностям. Если традиционно средние специальные учебные заведения, как правило, имели узкую профильную направленность, то в последние годы все большее число учебных заведений становятся многопрофильными.
В период с 1997 по 2001 годы получила свое развитие и система послевузовского образования. Количество диссертационных советов увеличилось с 4 (по 5 специальностям) до 8 (по 16 специальностям), а численность аспирантов - с 228 чел. (по 40 специальностям) до 380 чел. (по 57 специальностям). Аспирантуры и докторантуры действуют в ПГУ, АГТУ, СГМУ и Институте экологических проблем Севера УрО РАН. Таким образом, у выпускников вузов есть возможность углублять свои знания по какой-либо выбранной специальности, заниматься научно-исследовательской работой и в перспективе защитить кандидатскую и докторскую диссертацию.
Краеугольным камнем системы высшего профессионального образования становится интеграция науки и педагогического процесса. По абсолютному большинству направлений, в основном сохранен, а в целом значительно увеличен интеллектуальный потенциал - число докторов наук в вузах области по сравнению с 1997 годом возросло в 1,5 раза и составляет сегодня более 150 чел., а количество кандидатов наук составляет около тысячи чел. (в 1997 г. - 715 чел.); авторитетные научные школы, высшие учебные заведения продолжают работу по широкому спектру научно-технических и инновационных программ. 80% научных кадров региона сосредоточены в пяти ведущих вузах (ПГУ, АГТУ, СГМУ, Архангельский филиал ВЗФЭИ, Севмашвтуз). В государственных средних профессиональных учебных заведениях работают в настоящее время около 1500 преподавателей и сотрудников, в государственных вузах - более 1500 человек только профессорско-преподавательского состава.
В последние годы проводилась последовательная ориентация деятельности высших и средних профессиональных учебных заведений на решение различных социально-экономических задач нашего региона.
Во всех государственных вузах существуют подразделения, ведущие переподготовку и повышение квалификации кадров для социально-экономической сферы области. Также эту деятельность осуществляют Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования (АО ИППК РО) и курсы повышения квалификации работников культуры. Кроме того, Указом Президента Российской Федерации с 1999 года в Архангельске создан и осуществляет образовательную деятельность межрегиональный центр переподготовки военнослужащих, уволенных в запас, на гражданские специальности "Гуманитарная конверсия" (как областной центр он действовал на базе ПГУ с 1995 г.).
Значительно расширяются и совершенствуются международные связи и международная деятельность системы высшего и среднего профессионального образования особенно с Северо-Европейскими странами Баренцева региона (Норвегией, Швецией, Финляндией), Германией, Великобританией и др. В настоящее время осуществляются более 40 совместных научно-образовательных и научно-исследовательских проектов.
Развивается нормативно-правовая база среднего и высшего профессионального образования: утверждены постановлениями Правительства Российской Федерации типовые положения по всем основным типам и видам образовательных учреждений, Государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования и как составная их часть - Классификаторы направлений и специальностей среднего и высшего профессионального образования.
Формируются система и основные процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений. Ведущие вузы области - АГТУ и ПГУ - в 1999-2000 гг. прошли лицензирование и аттестацию и подтвердили государственный статус университетов, а медицинская академия по результатам аттестации получила статус университета (и соответственно переименована в СГМУ). Таким образом, Архангельск стал центром университетского образования, имеющим хороший потенциал для дальнейшего развития в интересах области.
II. Проблемы региональной системы среднего и высшего профессионального образования
В настоящее время основными проблемами в региональной системе образования являются:
- ухудшение условий для получения высшего и среднего профессионального образования учащихся и выпускников сельских школ;
- отсутствие системы совместной деятельности учреждений среднего, высшего и послевузовского профессионального образования и работодателей по профессиональному отбору и трудоустройству выпускников;
- отсутствие комплексной программы переподготовки и повышения квалификации специалистов, учитывающей перспективы развития социально-экономического комплекса области;
- недостаточная обеспеченность студентов учебной и научной литературой нового поколения;
- недостаточное оснащение учреждений высшего и среднего профессионального образования лабораторным оборудованием, компьютерной техникой;
- снижение социального статуса работников высшего и среднего профессионального образования.
Одним из главных кризисных факторов в системе образования в целом и, в частности, в сфере профессионального образования является недостаточное финансирование. Потребности образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования обеспечиваются из бюджетных источников менее чем на четверть. Сохраняется тенденция сокращения реальных объемов ассигнований на нужды профессионального образования.
Государственные учреждения высшего и среднего профессионального образования, из-за отсутствия бюджетных средств на оплату отопления, электроснабжения и других коммунальных услуг, время от времени отключаются от систем жизнеобеспечения в нарушение решений Правительства о недопустимости таких мер
Остается проблемой и кадровое обеспечение системы высшего и среднего профессионального образования. Стойко сохраняется тенденция старения преподавательского корпуса на всех уровнях образования, слаб приток молодых кадров по причине низкого уровня оплаты труда и социального престижа профессии, высоких нагрузок, слабой социальной защищенности работников профессионального образования.
С каждым годом углубляется разрыв связей между средней и высшей школы. На протяжении ряда лет падает доля выпускников средней школы, способных выдержать вступительные экзамены в вузы без дополнительной подготовки.
В финансировании высшего образования проявляется противоречащая принятым законам Российской Федерации тенденция переноса центра тяжести с бюджета на внебюджетные средства, в том числе и личные, что в совокупности с происходящим расслоением общества по уровню доходов ведет к превращению российской демократической системы образования в сословную, элитарную.
Существенной проблемой является неодинаковая социальная и территориальная мобильность обучаемых и работников сферы высшего и среднего профессионального образования и неравные возможности доступа представителей различных социально-профессиональных и территориальных групп населения к качественному образованию в выбранных учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования.
Существенная часть трудоспособной молодежи не охвачена системой профессионального образования, что угрожает воспроизводству трудовых ресурсов в регионе. По общим показателям доступа и охвата молодежи профессиональным образованием Россия в целом еще существенно отстает от развитых стран мира. Более того, в последние годы обозначилась тенденция снижения грамотности всего населения. Аналогичные тенденции проявляются и в Архангельской области.
Складывающаяся ситуация ведет к росту преступности среди молодежи, темпы которой в области за последние годы увеличились в 8 раз по сравнению с преступностью среди взрослых (по России в целом в 15 раз).
Доля ежегодных бюджетных ассигнований, выделяемых на финансирование научной деятельности системы высшей школы, за последние пять лет сократилась в несколько раз. Ухудшается взаимодействие вузов с производством, опытными и экспериментальными базами, что ведет к снижению качества учебного процесса, прежде всего к свертыванию энергоемких лабораторных работ и практической подготовки будущих специалистов. Нарушение традиционных связей учебных заведений с потребителями кадров затрудняет организацию практической подготовки студентов, трудоустройство выпускников вузов и ссузов.
Таким образом, недостаток средств, выделяемых учреждениям высшего и среднего профессионального образования из федерального бюджета на развитие учебно-материальной базы, повышение квалификации и научную работу существенно сказывается на качестве профессионального образования.
Все вышеизложенное диктует необходимость четкой формулировки целей и основных мероприятий, направленных на развитие системы среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в Архангельской области Нормативный документ, определяющий такие основные направления, подкрепленный соответствующим финансированием и решениями Главы администрации области и областного Собрания депутатов, сыграет роль организационной основы для реализации государственной политики в области среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в Архангельской области.
III. Цели, задачи и сроки реализации подпрограммы
Цель Подпрограммы - формирование единого научно-образовательного пространства в сфере профессионального образования на территории Архангельской области, обеспечение социально-экономической сферы региона высококвалифицированными кадрами; обеспечение экономических и правовых условий для устойчивого функционирования и развития системы среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.
Задачи Подпрограммы
- обеспечение условий для реализации конституционного права граждан на получение профессионального образования, в особенности обеспечение равного доступа к высшему профессиональному образованию,
- создание условий для непрерывного образования в соответствии с интересами личности;
- сохранение единого научно-образовательного пространства с учетом исторических и социо-культурных особенностей Архангельской области;
- развитие системы государственно-общественного управления системой высшего и среднего профессионального образования;
- обеспечение социальной защищенности всех участников образовательного процесса;
- разработку нормативно-правовых актов, обеспечивающих развитие системы среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в Архангельской области;
- насыщение рынка труда области квалифицированными специалистами,
- развитие международного сотрудничества в сфере профессионального образования, особенно в рамках Баренцева Евро-Арктического региона,
- обеспечение конкурентоспособности региональной системы среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.
Сроки реализации Подпрограммы - 2002-2004 годы.
IV. Механизм реализации подпрограммы
Реализация Подпрограммы осуществляется, как правило, на основе контрактов, заключаемых в установленном порядке отделом науки и высшей школы администрации области с исполнителями программных мероприятий.
Отбор мероприятий в Подпрограмму осуществляется, как правило, на конкурсной основе.
Исполнители программных мероприятий определяются в соответствии с областным законом "О конкурсах на размещение заказов по поставке товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" (в редакции от 19.02.2002 г. N 88-12-ОЗ).
Финансирование Подпрограммы за счет средств областного бюджета осуществляется в установленном порядке, через государственного заказчика в соответствии с утвержденными ассигнованиями на очередной финансовый год.
При изменении объемов бюджетного финансирования по сравнению с предусмотренными Подпрограммой государственный заказчик уточняет объемы финансирования за счет средств областного бюджета, а также перечень мероприятий для ее реализации в установленные сроки.
Механизм реализации Подпрограммы предусматривает формирование ежегодно рабочих документов: организационного плана действий по реализации мероприятий Подпрограммы, плана проведения конкурсов на исполнение конкретных программных мероприятий, проектов, соглашений, заключаемых государственным заказчиком с исполнителями программных мероприятий по итогам конкурсов, перечня работ по подготовке и реализации программных мероприятий конкретными исполнителями с определением объемов и источников финансирования.
V. Организация управления и контроль за ходом реализации подпрограммы
Отдел науки и высшей школы администрации области осуществляет контроль за ходом реализации Подпрограммы, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств областного бюджета, разрабатывает и представляет в установленном порядке бюджетную заявку на ассигнования из областного бюджета для финансирования Подпрограммы на очередной финансовый год, а также подготавливает информацию о ходе реализации Подпрограммы за отчетный квартал и по итогам за год.
Государственный заказчик в своих отчетах информирует департамент финансов администрации области и департамент экономического развития Архангельской области также обо всех заключенных с исполнителями Подпрограммы государственных контрактах (договорах), об их финансировании из областного бюджета.
Корректировка Подпрограммы, в том числе включение в нее новых подпрограмм или мероприятий, а также продление срока ее реализации осуществляется в установленном порядке по предложению отдела науки и высшей школы администрации области.
Срок действия Подпрограммы может продлеваться не более чем на один год. При необходимости продления срока действия Подпрограммы на более длительный период разрабатывается новая программа.
При необходимости департамент финансов администрации области и департамент экономического развития Архангельской области с участием отдела науки и высшей школы администрации области организуют проверки хода реализации Подпрограммы. При этом обращается внимание на выполнение сроков реализации программных мероприятий, целевое и эффективное использование средств, достигнутые результаты.
По результатам проверок готовятся и вносятся на рассмотрение Главы администрации области предложения о целесообразности продолжения работ и финансирования Подпрограммы или об их прекращении.
Контроль включает периодическую отчетность исполнителей о качестве и сроках реализации программных мероприятий и рациональном использовании выделяемых им финансовых средств.
VI. Направления реализации Подпрограммы и ожидаемые результаты
6.1. Общие направления развития системы среднего, высшего и послевузовского профессионального образования
Основные направления развития:
- реализация, совершенствование и развитие законодательной базы, корректировка и разработка нормативно-правовых документов, соответствующих действующим федеральным законам "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и другим законодательным актам, регламентирующим деятельность системы среднего, высшего и послевузовского профессионального образования и принимаемым в ходе реализации Подпрограммы;
- сохранение единства научно-образовательного пространства Архангельской области;
- развитие сети учреждений среднего, высшего и послевузовского профессионального образования различных организационно-правовых форм, типов и видов в целях удовлетворения потребностей личности в повышении образовательного и культурного уровня и потребностей области в специалистах со средним и высшим профессиональным образованием;
- развитие и комплексное координационное регулирование научной и научно-технической деятельности вузов и организации системы образования как основы обеспечения единства обучения и науки, подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации, сохранения высокого уровня отечественной системы образования и ее научных достижений;
- содействие развитию регионально-культурных компонентов образования, исторических традиций Поморского края;
- дальнейшее развитие и обеспечение демократического, государственно-общественного управления системой высшего и среднего профессионального образования, включая нормативно-правовое и договорное укрепление управленческой вертикали между всеми уровнями
- федеральным, региональным и муниципальным;
- восстановление и развитие в новых условиях воспитательных функций учреждений высшего и среднего профессионального образования;
- совершенствование экономических механизмов функционирования системы среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, в том числе финансирования научно-исследовательской деятельности;
- расширение форм и объемов международного сотрудничества и международной деятельности в области профессионального образования;
- организация выполнения Подпрограммы органами государственной власти, местного управления и управления образованием всех уровней. Ожидаемые результаты:
- обеспечение конституционных прав личности на получение образования любого уровня в соответствии с законодательством России;
- безусловное исполнение органами власти и управления всех уровней, субъектами системы образования действующего законодательства об образовании и положений Подпрограммы,
- функционирование системы высшего и среднего профессионального образования на основе норм законодательства и государственных, нормативов,
- возрастание роли Архангельской области как субъекта Российской Федерации в сохранении единого научно-образовательного пространства,
- введение и реализация федеральных и национально-региональных компонентов преемственных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ на всех уровнях профессионального образования,
- формирование библиотечных фондов системы профессионального образования за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных средств,
- повышение роли областных органов управления образованием в проведении лицензирования, государственной аттестации и аккредитации научных и учебных заведений, научных и научно-педагогических кадров,
- осуществление государственного и областного финансирования (на долевой основе) научной и научно-технической деятельности организаций системы образования на основе сочетания прямой финансовой поддержки научных организаций и целевого финансирования конкретных научных программ и проектов;
- государственная и региональная поддержка научно-исследовательской работы студентов и научно-технического творчества учащейся молодежи,
- осуществление образовательно-профессиональной, научной, финансово-хозяйственной деятельности на основе созданных механизмов правовых и экономических гарантий самостоятельности учреждений и организаций системы среднего и высшего профессионального образования, обеспечение экономии бюджетных средств,
- реализация мониторинга состояния системы среднего и высшего профессионального образования в области и системы образовательной статистики,
- функционирование служб (структур) маркетинга и информационно-рекламного обеспечения образовательной и научной деятельности образовательных и научных учреждений системы высшего и среднего профессионального образования,
6.2. Обеспечение реализации и развития образовательных программ (основных, дополнительных и специальных)
- Среднее профессиональное образование Основные направления развития:
- обеспечение сохранения потенциала и дальнейшего развития образовательных, культурных и иных функций среднего профессионального образования области в интересах развития личности и региона;
- совершенствование сети образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, расширение доступа граждан к среднему профессиональному образованию,
- совершенствование содержания среднего профессионального образования; оптимизация структуры подготовки специалистов;
- развитие нормативно-правовой и нормативно-методической базы среднего профессионального образования;
- формирование системы управления средним профессиональным образованием, гибко сочетающей региональный и отраслевой, межрегиональный и межотраслевой принципы;
- развитие интеграционных процессов между средним профессиональным образованием и другими уровнями образования при одновременном сохранении качественной определенности и практической направленности среднего профессионального образования;
- совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для среднего профессионального образования;
- обеспечение средних специальных учебных заведений учебной и учебно-методической литературой, техническими средствами обучения и др.;
- развитие прикладных научных исследований в учреждениях среднего профессионального образования.
Ожидаемые результаты:
- улучшение удовлетворения потребностей личности в получении среднего профессионального образования;
- улучшение удовлетворения потребностей Архангельской области практико-ориентированных специалистах;
- обеспечение заданного уровня качества подготовки специалистов;
- обеспечение динамичного и оптимального соотношения численности специалистов со средним профессиональным и высшим профессиональным образованием в экономике и социальной сфере региона;
- оптимизация размещения средних специальных учебных заведений в области;
- расширение образовательных услуг, предоставляемых средними специальными учебными заведениями;
- обеспечение содержания среднего профессионального образования в соответствии с современным уровнем развития науки, техники и производства;
- повышение конкурентоспособности выпускников ссузов на рынке труда;
- развитие инновационных образовательных программ и технологий;
- формирование развитой нормативно-правовой и нормативно-методической базы среднего профессионального образования;
- расширение взаимодействия среднего профессионального образования с другими уровнями образования;
- динамичная многоуровневая система управления средним профессиональным образованием;
- развитие автономности средних специальных учебных заведений;
- улучшение обеспеченности системы среднего, профессионального образования педагогическими и руководящими кадрами;
- улучшение обеспеченности системы среднего профессионального образования учебной и учебно-методической литературой, техническими средствами обучения и др.;
- совершенствование материально-технической базы средних специальных, учебных заведений;
- улучшение научного и научно-методического обеспечения среднего профессионального образования;
- развитие международного сотрудничества в системе среднего профессионального образования.
- Высшее и послевузовское профессиональное образование Основные направления развития:
- разработка мер, способствующих выполнению системами высшего и послевузовского профессионального образования роли, соответствующей их общественному и государственному предназначению;
- сохранение потенциала и дальнейшее развитие структурных составляющих системы высшего и послевузовского профессионального образования в Архангельской области;
- формирование и обеспечение социально-экономических механизмов расширения доступа граждан к получению профессионального образования за счет федерального и регионального (за счет контрактной системы подготовки специалистов) бюджета;
- увеличение вклада системы профессионального образования в развитие фундаментальных научных исследований и распространение научных знаний, развитие культуры и искусства;
- развитие вузов, учреждений и организаций системы как учебно-научно-производственных комплексов;
- формирование отраслевых и региональных комплексов (объединений, ассоциаций) высших учебных заведений, учреждений, организаций системы;
- развитие интеграционных структур научных и научно-технических парков, объединяющих высшие учебные заведения и научные учреждения академического и отраслевого профилей, предприятия и организации, обеспечивающие использование результатов научных исследований на практике;
- совершенствование научно-исследовательской и научно-технической деятельности вузов, учреждений и организаций системы на основе развития научных школ по приоритетным направлениям науки и техники, развитие необходимой инфраструктуры;
- совершенствование нормативно-правовой и научно-методической базы профессионального образования;
- создание механизма прогнозирования и государственного/областного регулирования основных пропорций подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов в системе профессионального образования для удовлетворения интересов личности и общества;
- формирование заданий по кадровому обеспечению федеральных и областных научно-технических и социальных программ развития;
- проведение структурных и содержательных изменений в профессиональном образовании в соответствии с достижениями отечественной и мировой науки, техники, производства и культуры;
- обеспечение условий для развития личностных и творческих способностей студентов, индивидуализации форм, методов и систем обучения, в том числе на основе вариативных профессиональных образовательных программ;
- разработка концептуальных основ опережающего развития и функционирования послевузовского профессионального образования, включая дополнительное (повышение квалификации и переподготовка специалистов), для обеспечения приоритетных направлений научно-технического прогресса;
- выполнение актуальных исследований в области общественных и гуманитарных наук;
- разработка мер по широкому привлечению студентов к научно-исследовательской работе;
- совершенствование мер по укреплению самостоятельности высших учебных заведений, организаций, предприятий и учреждений системы в осуществлении уставной деятельности;
- развитие участия учебных заведений и организаций Архангельской области в международной деятельности в сфере профессионального образования на принципах эквивалентности и экономической целесообразности;
Ожидаемые результаты:
- удовлетворение потребностей граждан в высшем и послевузовском профессиональном образовании и потребности социально-экономического комплекса области в воспроизводстве и развитии кадрового потенциала специалистов с высшей квалификацией, в том числе через аспирантуру и докторантуру;
- повышение качества профессионального образования и уровня подготовки специалистов;
- повышение конкурентоспособности выпускников вузов области на рынке труда;
- интенсификация и индивидуализация обучения, реализация информационных технологий, развитие у студентов навыков самообразования;
- развитие системы дистанционного обучения;
- активное участие администрации области и органов местного самоуправления в развитии учреждений профессионального образования;
- совершенствование деятельности научно-педагогических кадров;
- создание и поддержка мониторинга профессиональной образовательной среды, организация и формирование единого информационного пространства с федеральными и региональными компьютерными сетями, базами данных и центром образовательной статистики;
- сохранение и укрепление передовых педагогических, научных и проектно-конструкторских школ в вузах, учреждениях и организациях системы;
- совершенствование научно-исследовательской и научно-технической деятельности вузов, учреждений и организаций системы с развитием технополисов и технопарков, малых предприятий и фирм инновационного типа;
- вхождение в международное информационное и коммуникационное пространство, в том числе за счет распространения технологий дистанционного обучения;
- экономики и геополитически целесообразная система обучения иностранных граждан;
- расширение участия ученых, работников образования в международных научных программах, технологических исследованиях и образовательных проектах;
- реализация и совершенствование современных технологий изучения иностранных языков;
- улучшение оснащенности образовательных программ учебной, научной и методической литературой, средствами обучения, пособиями и оборудованием в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов;
- создание предпосылок и условий для последующих широкомасштабных инноваций в образовательный процесс;
- участие вузов, предприятий, организаций и учреждений системы в решении задач социального, научно-технического и экономического развития Архангельской области;
- создание системы информирования граждан и субъектов хозяйствования о спросе на различные профессии, наличии и качестве профессиональных образовательных услуг в различных вузах и районах области.
6.3. Государственные и социальные гарантии обучающимся Основные направления развития:
- расширение доступа к получению первого, бесплатного (на конкурсной основе), среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования с реализацией дополнительных гарантий права на образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
- предоставление льгот обучающимся при пользовании услугами социально-культурного назначения (государственные библиотеки, музеи, культурно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа, общежития) и транспортом;
- стимулирование развития самоуправления обучающихся в решении задач по обеспечению условий для учебы, быта и отдыха;
- предоставление возможности выбора профессиональных образовательных программ, индивидуализация обучения; создание условий, обеспечивающих профессиональное самоопределение и трудоустройство обучающихся;
- обеспечение условий для получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;
- разработка системы мер поощрения за успехи в учебе и научной деятельности;
- разработка системы мер по созданию рабочих мест для обучающихся на период прохождения учебно-производственной практики с оплатой труда за выполненную работу;
- совершенствование правовых основ взаимоотношений производителей образовательных услуг, обучающихся и их родителей (законных представителей) Ожидаемые результаты:
- выполнение норм законодательства об образовании, высшем и послевузовском образовании по предоставлению государственных и социальных гарантий обучающимся;
- развитие социальной инфраструктуры образовательных учреждений системы высшего и среднего профессионального образования в области;
- создание условий для полноценного и льготного (бесплатного) питания обучающихся;
- обеспечение нуждающихся категорий студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений системы профессионального образования местами в общежитиях на льготных условиях оплаты;
- обеспечение условий отдыха и санаторно-курортного печения обучающихся, членов семей студентов, аспирантов с компенсацией части затрат из различных фондов образовательных учреждений и различных профессиональных объединений в соответствии с действующим законодательством.
VII. Ресурсное Обеспечение Подпрограммы
7.1. Кадровое обеспечение и социальная поддержка работников высшего и среднего профессионального образования. Основные направления развития:
- совершенствование системы подготовки и повышения квалификации научно-педагогических и руководящих кадров;
- совершенствование механизма целевой подготовки специалистов для учреждений высшего и среднего профессионального образования;
- создание необходимых условий для закрепления молодых специалистов в сфере науки, высшего и среднего профессионального образования;
- реализация мер нормативно-правовой защиты работников сферы высшего и среднего профессионального образования. Ожидаемые результаты:
- обеспечение учреждений высшего и среднего профессионального образования квалифицированными научно-педагогическими и руководящими кадрами,
- обеспечение притока в науку и систему высшего и среднего профессионального образования молодых кадров и их закрепление,
- повышение общественного престижа и востребованности труда работников высшего и среднего профессионального образования.
7.2. Материально-техническое обеспечение учреждений образования
Основные направления развития:
- разработка и реализация целевых программ материально-технического обеспечения учреждений высшего и среднего профессионального образования;
- использование возможностей предприятий области для материально-технического и учебно-методического обеспечения учреждений высшего и среднего профессионального образования;
- осуществление реконструкции зданий учреждений высшего и среднего профессионального образования с учетом нормативных документов по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Ожидаемые результаты:
- укрепление и развитие материально-технической базы учреждений высшего и среднего профессионального образования;
- создание безопасных условий труда и обучения.
7.3. Финансовое обеспечение. Основные направления развития:
- обеспечение максимальной эффективности использования средств различных уровней бюджета на среднее и высшее профессиональное образование;
- обеспечение притока дополнительных средств из внебюджетных источников (фондов);
- создание благоприятных условий для развития внебюджетной деятельности учреждений высшего и среднего профессионального образования;
- привлечение дополнительных средств через реализацию областных целевых программ;
- расширение практики предоставления дополнительных образовательных услуг.
Ожидаемые результаты:
- более рациональное использование средств, выделяемых на высшее и среднее профессиональное образование;
- повышение уровня финансового обеспечения системы высшего и среднего профессионального образования области.
Источники финансирования Подпрограммы:
- текущее финансирование из федерального и областного бюджетов;
- внебюджетные средства образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования;
- объем дополнительных финансовых затрат из областного бюджета составляет 6810 тыс. руб., в т.ч. на 2003 год - 2960 тыс. руб., на 2004 год - 3850 тыс. руб.
VIII. Мероприятия по реализации Подпрограммы "Основные направления развития среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в Архангельской области на 2002-2004 годы"
Мероприятия | Сроки реализа- ции (год) |
Ответственные исполнители |
Источники финансирования | ||
Федеральный бюджет |
Областной бюджет |
Внебюджетные средства образовательных учреждений |
|||
1. Общие направления развития системы профессионального образования |
|||||
1.1. Обеспечение единства научно-образовательного пространства в сфере профессионального образования |
|||||
1.1.1. Заключить соглашение о разграничении полномочий между Министерством образования РФ и администрацией области по управлению учреждениями высшего и среднего профессионального образования |
2002 | Минобразования России, администрация области, Совет ректоров вузов, Совет директоров ссузов |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирова- ние |
|
1.1.2. Создать Архангельский федеральный научно-образовательный центр путем интеграции ресурсов вузов и научных организаций области |
2002-200 3 |
отдел науки и высшей школы администрации области, вузы, научные организации |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирование |
1.1.3. Разработать среднесрочные и долгосрочные прогнозы развития системы высшего и среднего профессионального образования с учетом потребностей социально-экономического развития области |
2002-200 4 |
отдел науки и высшей школы, департамент образования, комитет по труду, отраслевые департаменты администрации области, вузы, ссузы |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирование |
1.1.4. Обеспечить приоритетное проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, инновационных проектов, направленных на научное обеспечение решения важнейших проблем системы образования, основных направлений ее развития |
2002-200 4 |
отдел науки и высшей школы администрации области, Совет ректоров вузов, вузы, Архангельский научно-образовательный центр (АНОЦ) |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирование |
1.1.5. Сформировать и реализовать программу поддержки науки. "Молодые ученые Поморья" |
2002-200 4 |
отдел науки и высшей школы, департамент образования, комитет по делам женщин, семьи и молодежи администрации области, вузы, ссузы, научные организации |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирование |
1.1.6. Создать региональный центр централизованного тестирования выпускников школ |
2003 2004 |
департамент образования, отдел науки и высшей школы администрации области, вузы, Совет ректоров вузов |
текущее финансирова- ние |
по отдельной смете |
текущее финансирование |
1.1.7. Создать и обеспечить развитие научно-информационной базы данных "Наука Поморья" |
2002-200 4 |
отдел науки и высшей школы администрации области, вузы, научные учреждения, областная научная библиотека, АрхЦНТИ |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирование |
1.1.8. Провести анализ потребностей и разработать меры по совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации кадров на базе учреждений высшего и среднего профессионального образования в соответствии с потребностями социально-экономического развития области |
2002-200 4 |
отдел науки и высшей школы, департамент образования, комитет по труду администрации области, департамент федеральной службы занятости населения, вузы, ссузы, Совет ректоров вузов, Совет директоров ссузов |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирование |
1.2. Нормативно-правовое обеспечение сферы профессионального образования |
|||||
1.2.1. Продолжить работу по созданию областной нормативно-правовой базы в сфере профессионального образования (в соответствии с федеральным законодательством) путем подготовки проектов федеральных и региональных законов и других нормативных актов. Внести на рассмотрение правительства администрации области: |
2002-200 4 |
отдел науки и высшей школы, департамент обра- зования, департамент здра- воохранения, управление социальной защиты насе ления администрации об- ласти, областное Собрание депутатов, Совет ректоров вузов, Совет директоров ссузов |
текущее финансирова- ние |
||
- Проект областного закона "О поддержке высшего и среднего профессионального образования в Архангельской области"; |
2003 | ||||
- "Положение о целевом приеме в вузы Архангельской области"; |
2002 | ||||
- "Положение о целевом приеме в ссузы Архангельской области"; |
2002 | ||||
- "Положение об охране здоровья студентов высших и средних специальных учебных заведений". |
2002 | ||||
Подготовить проект федерального закона о внесении дополнений в Федеральный закон "Об образовании" - об отмене ограничений по возрасту при предоставлении льгот детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей при поступлении их в вузы и ссузы |
2002 | ||||
Внести предложение в Министерство образования РФ о разработке механизма, регулирующего распределение бюджетных средств между вузом и его филиалами |
2002 | ||||
1.2.2. Осуществить издание нормативно-правовых и информационно-методичес- ких сборников и справочников по высшему и среднему профессиональному образованию для преподавателей и сотрудников вузов и ссузов, студентов, абитуриентов и их родителей |
2002 2003 2004 |
отдел наук, и высшей школы, департамент образования, комитет по делам женщин, семьи и молодежи администрации области |
текущее финансирова- ние по отдельной смете |
- | |
1.3. Развитие национально- регионального образовательного компонента, региональных культурных традиций и особенностей в сфере профессионального образования |
|||||
1.3.1. Обеспечить научно-методическое сопровождение разработки взаимосвязанных федеральных и национально-региональных компонентов для образовательных программ учреждений высшего и среднего профессионального образования |
2002-200 3 |
отдел науки и высшей школы, департамент образования администрации области, вузы, ссузы, Совет ректоров вузов, Совет директоров ссузов |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирование |
1.3.2. Составить перспективный план работы Ломоносовского дома и Ломоносовского фонда с учреждениями высшего и среднего профессионального образования |
2002-200 4 |
Ломоносовский фонд, вузы, ссузы, Совет ректоров вузов, Совет директоров ссузов, отдел науки и высшей школы администрации области |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирование |
1.4. Развитие и обеспечение де мократического, государственного- общественного характера управления системой профессионального образования |
|||||
1.4.1. Разработать перспективный план работы Совета ректоров вузов области на 2002-2004 годы |
2002 | отдел науки и высшей школы администрации области, Совет ректоров вузов |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирова- ние |
|
1.4.2. Разработать перспективный план работы Совета директоров ссузов области на 2002-2004 годы |
2002 | отдел науки и высшей школы администрации области, Совет директоров ссузов |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирова- ние |
|
1.4.3. Совместно с Министерством образования РФ осуществлять государственно-обществен- ный контроль исполнения действующего законодательства об образовании, требований государственных образовательных стандартов, функционирования системы профессионального образования в соответствии с государственными нормативами |
2002-200 4 |
отдел науки и высшей школы администрации области, Совет ректоров вузов, Совет директоров ссузов |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирова- ние |
|
1.5. Развитие международного сотрудничества и международной деятельности в сфере профессионального образования |
|||||
1.5.1. Участие в совместных научно-образовательных программах Баренцева Евро-Арктического региона и Совета министров Северных стран |
2002-200 4 |
отдел науки и высшей школы, департамент образования администрации области, вузы, ссузы, научные организации |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирование |
1.5.2. Участие в развитии Виртуального Баренц-университета (в т. ч. уча- |
отдел науки и высшей школы, департамент обра- |
- | текущее финансирование |
||
стие в тендере на открытие технического офиса в Архангельске) |
2003 2004 |
зования администрации области, вузы, ссузы, научные организации |
по отдельной смете |
||
1.5.3. Участие в работе международной ассоциации приполярных университетов |
2002-200 4 |
Отдел науки и высшей школы администрации области, Совет ректоров вузов |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирование |
|
1.5.4. Совершенствование механизмов обеспечения международных обменов, участия студентов и специалистов системы профессионального образования в международных конференциях, симпозиумах, семинарах, ярмарках образовательных услуг, студенческих олимпиадах, др. международных мероприятиях |
2002-200 4 |
Отдел науки и высшей школы, департамент образования администрации области, вузы, ссузы, научные организации |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирование |
|
1.6. Среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование |
|||||
1.6.1. Продолжить переход вузов на многоуровневую систему профессионального образования, в т.ч. за счет дальнейшей интеграции вузов с учебными заведениями среднего и начального профессионального образования путем: - создания в структуре вузов учебно-научных комплексов; - формирования научно-инновационных центров и технопарков; - создания учебно-методических объединений по дисциплинам в сфере |
2002 2003 2004 |
вузы, ссузы, Совет ректоров вузов, Совет директоров ссузов, отдел науки и высшей школы, департамент образования администрации области |
текущее финансирова- ние |
по отдельной смете |
текущее финансирование |
среднего и высшего профессионального образования |
|||||
1.6.2. Создать сеть базовых общеобразовательных учреждений для довузовской подготовки учащихся |
2002 2003 2004 |
вузы, департамент образования, отдел науки и высшей школы администрации области |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирова- ние по отдельной смете |
текущее финансирование |
1.6.3. Развитие существующих и создание новых отраслевых и тематических научно-образовательных и научно-учебных центров (НОЦ "Химии природных соединений", НУЦ "Биомедицинских проблем экологии", НУЦ "Природные ресурсы Севера", и др.) |
2002 2003 2004 |
отдел науки и высшей школы администрации области, АНОЦ, вузы, научные организации |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирова- ние по отдельной смете |
текущее финансирование |
1.6.4. Создать межвузовские кафедры по гуманитарным и естественно-научным дисциплинам |
2002-200 4 |
вузы, Совет ректоров вузов, отдел науки и высшей школы администрации области |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирование |
|
1.6.5. Создать межвузовские лабораторные центры и комплексы коллективного пользования научной аппаратурой (на долевом участии) |
2003 2004 |
отдел науки и высшей школы, департамент образования администрации области, вузы, Совет ректоров вузов, научные организации |
текущее финансирова- ние |
по отдельной смете |
текущее финансирование |
1.6.6. Создать межвузовскую и межссузовскую полиграфическую базу для издания научной и учебно-методической продукции (на долевом участии) |
2003 2004 |
отдел науки и высшей школы, департамент образования администрации области, вузы, Совет ректоров вузов, Совет директоров ссузов |
текущее финансирова- ние |
по отдельной смете |
текущее финансирование |
1.6.7. Осуществлять координацию деятельности вузов по формированию |
2002-200 4 |
отдел науки и высшей школы администрации области, |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирование |
|
сети региональных диссертационных советов, докторантур, аспирантур |
Совет ректоров вузов, вузы | ||||
1.6.8. Развивать деятельность региональных отделений отраслевых академий наук (РАМН, РАО) на базе ведущих архангельских вузов |
2002-200 4 |
СГМУ, ПТУ, отдел науки и высшей школы администрации области |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирование |
|
2. Государственные и социальные гарантии обучающимся и работникам сферы высшего и среднего профессионального образования |
|||||
2.1. Содействовать реализации норм федерального и областного законодательства, нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ и администрации области по обеспечению государственных и социальных гарантий обучающимся и работникам сферы профессионального образования, осуществлению прав граждан на получение высшего и среднего профессионального образования |
2002-200 4 |
отдел науки и высшей школы, департамент образования администрации области, муниципальные органы управления образованием, вузы, ссузы, научные учреждения |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирование |
2.2. Создать и развивать сеть центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи студентам и аспирантам и психолого-медико-педаго- гических консультаций для педагогических работников, обучающихся и родителей с обеспечением конфиденциальности |
2002 2003 2004 |
департамент здравоохранения, департамент образования, отдел науки и высшей школы, управление социальной защиты населения администрации области, вузы, ссузы, научные организации |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирова- ние по отдельной смете |
текущее финансирование |
2.3. Продолжить практику назначения стипендий Главы администрации об- |
2002-200 4 |
правительство администрации области, комитет по де- |
- | текущее финанси- |
- |
ласти лучшим студентам вузов и ссузов, аспирантам и докторантам вузов |
лам женщин, семьи и молодежи, отдел науки и высшей школы, департамент образования администрации области, вузы, ссузы |
рование | |||
2.4. Разработать и реализовать систему адресных (целевых) доплат к стипендиям студентов вузов и ссузов |
2003 2004 |
Совет ректоров вузов, Совет директоров ссузов, отдел науки и высшей школы, департамент образования, департамент финансов администрации области |
по отдельной смете |
текущее финансирование |
|
2.5. Разработать и реализовать межвузовскую и межссузовскую программу содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования |
2002 2003 2004 |
Совет ректоров вузов, Совет директоров ссузов, отдел науки и высшей школы, департамент образования, комитет по делам женщин, семьи и молодежи, комитет по труду, департамент агропромышленного комплекса, комитет по культуре администрации области |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирова- ние по отдельной смете |
текущее финансирование |
2.6. Разработать и реализовать комплекс мер по переподготовке на психолого-педагогические специальности родителей, имеющих детей-инвалидов |
2002 2003 2004 |
отдел науки и высшей школы, департамент образования администрации области, вузы |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирова- ние по отдельной смете |
текущее финансирование |
2.7. Создать на базе СГМУ поликлинику для студентов вузов и ссузов |
2002-200 4 |
департамент, здравоохранения администрации области, СГМУ |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирование |
3. Ресурсное обеспечение системы высшего и среднего профессионального образования |
|||||
3.1 Разработать комплекс мер по развитию системы дистанционного обучения с использованием информационных технологий |
2002-200 4 |
вузы, ссузы | текущее финансирова- ние |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирование |
3.2. Разработать программу профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей вузов и ссузов |
2002-200 4 |
отдел науки и высшей школы администрации области, вузы, ссузы |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирование |
3.3. Разработать и реализовать систему доплат из областного бюджета за ученые степени и звания (особенно работникам ссузов) |
2002 2003 2004 |
отдел науки и высшей школы, департамент образования, департамент финансов администрации области, Совет ректоров вузов, Совет директоров ссузов |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирова- ние по отдельной смете |
текущее финансирование |
3.4. Увеличить финансирование по статьям областного бюджета "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" и "Высшее образование" в 2 раза |
к 2004 г. |
областное Собрание депутатов, департамент финансов, отдел науки и высшей школы администрации области |
|||
3.5. Установить для инвестиционных проектов дополнительный целевой норматив отчисления средств в областной бюджет на развитие учреждений высшего и среднего профессионального образования |
2003-200 4 |
областное Собрание депутатов, департамент финансов, отдел науки и высшей школы, департамент образования администрации области |
текущее финансирова- ние |
||
3.6. Обеспечить привлечение внебюджетных средств для финансирования учреждений высшего и среднего профес- сионального образования через систему |
2002-200 4 |
вузы, ссузы, отдел науки и высшей школы, департамент образования администрации области, муници- |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирование |
соглашений с Министерством образования РФ, Российским гуманитарным научным фондом и Российским фондом фундаментальных исследований, а также за счет расширения дополнительных платных образовательных услуг, предоставляемых вузами и ссузами |
пальные органы управления образованием |
||||
3.7. Осуществить реконструкцию зданий действующих учреждений высшего и среднего профессионального образования с учетом нормативных документов по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры (на долевом участии) |
2002 2003 2004 |
вузы, ссузы, управление социальной защиты населения администрации области |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирова- ние по отдельной смете |
текущее финансироание |
4. Управление ходом реализации подпрограммы | |||||
4.1. Формировать ежегодные планы действий по реализации Основных направлений и организовать их исполнение |
2002-200 4 |
отдел науки и высшей школы, департамент образования администрации области, Совет ректоров вузов, Совет директоров ссузов |
текущее финансирова- ние |
||
4.2. Создать систему мониторинга реализации Основных направлений, обеспечив ее функционирование |
2002-200 4 |
отдел науки и высшей школы, департамент образования администрации области, Совет ректоров вузов, Совет директоров ссузов, АНОЦ |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирование |
4.3. Реорганизовать отдел науки и высшей школы в комитет по науке и высшей школе администрации области, создав в его составе отдел по среднему профессиональному образованию |
2002 | отдел науки и высшей школы, департамент государственной службы, департамент финансов администрации области |
текущее финансирова- ние |
Объем дополнительных финансовых затрат по реализации подпрограммы
"основные направления развития среднего, высшего и послевузовского
образования в Архангельской области на 2002-2004 годы" (тыс. руб.)
Раздел "Основных направлений" | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | Всего: |
I. Общие направления развития системы профессионального образования |
- | 900 | 1350 | 2250 |
II. Государственные и социальные гарантии обучающимся и работникам сферы высшего и среднего профессионального образования |
- | 660 | 900 | 1560 |
III. Ресурсное обеспечение системы высшего и среднего и профессионального образования |
- | 1400 | 1600 | 3000 |
Итого: | - | 2960 | 3850 | 6810 |
Сумма финансовых затрат ежегодно согласовывается с департаментом финансов администрации области в процессе формирования бюджета на очередной финансовый год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Архангельской области от 3 июля 2002 г. N 132 "О подпрограмме "Основные направления развития среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в Архангельской области на 2002-2004 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Архангельской области от 24 июня 2014 г. N 255-пп настоящее постановление признано утратившим силу