20 декабря 2011 г., 29 мая, 13 июня, 2, 9 октября, 27 ноября, 18 декабря 2012 г., 12 февраля, 2 апреля, 28 мая, 19 июня 2013 г.
В соответствии с Водной стратегией Российской Федерации до 2020 года и планом по реализации Водной стратегии Российской Федерации до 2020 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 года N 1235-р, статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком разработки и реализации целевых программ Архангельской области, утвержденным постановлением администрации Архангельской области от 26 ноября 2007 года N 185-па, Правительство Архангельской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу Архангельской области "Развитие водохозяйственного комплекса Архангельской области на 2012-2020 годы".
2. Министерству финансов Архангельской области ежегодно предусматривать средства для реализации долгосрочной целевой программы Архангельской области "Развитие водохозяйственного комплекса Архангельской области на 2012-2020 годы" при разработке проектов областных законов об областном бюджете на очередной финансовый год.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор |
И.Ф. Михальчук |
Постановлением Правительства Архангельской области от 2 апреля 2013 г. N 143-пп в настоящую Программу внесены изменения
Долгосрочная целевая программа
Архангельской области "Развитие водохозяйственного комплекса Архангельской области на 2012-2020 годы"
(утв. постановлением Правительства Архангельской области от 11 октября 2011 г. N 361-пп)
20 декабря 2011 г., 29 мая, 13 июня, 2, 9 октября, 27 ноября, 18 декабря 2012 г., 12 февраля, 2 апреля, 28 мая, 19 июня 2013 г.
Постановлением Правительства Архангельской области от 19 июня 2013 г. N 270-пп в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
долгосрочной целевой программы Архангельской области
"Развитие водохозяйственного комплекса
Архангельской области на 2012-2020 годы"
Наименование программы |
- |
долгосрочная целевая программа Архангельской области "Развитие водохозяйственного комплекса Архангельской области на 2012-2020 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
- |
Водный кодекс Российской Федерации; распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 года N 1235-р "Об утверждении Водной стратегии Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации до 2020 года" |
Государственный заказчик-координатор Программы |
- |
министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области |
Государственные заказчики Программы |
- |
агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области; министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области; |
Разработчики Программы |
- |
министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области; агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области; министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области |
Цели Программы |
- |
гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Архангельской области; сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения; обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод |
Задачи Программы |
- |
сокращение негативного антропогенного воздействия на водные объекты (задача 1); восстановление и экологическая реабилитация водных объектов (задача 2); обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод сооружениями инженерной защиты (задача 3); повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений (в том числе бесхозяйных) путем их приведения к безопасному техническому состоянию (задача 4); развитие и модернизация системы государственного мониторинга водных объектов (задача 5) |
Важнейшие целевые показатели и индикаторы Программы |
- |
Задача N 1: доля установленных (нанесенных на землеустроительные карты) водоохранных зон водных объектов в протяженности береговой линии, требующей установления водоохранных зон (участков водных объектов, испытывающих антропогенное воздействие); доля вынесенных в натуру водоохранных зон и прибрежных защитных полос в общей протяженности установленных (нанесенных на землеустроительные карты) водоохранных зон Задача N 2: доля водохозяйственных участков, класс качества которых (по индексу загрязнения вод) повысился; восстановление и экологическая реабилитация водных объектов, км Задача N 3: доля протяженности участков русел рек, на которых осуществлены работы по оптимизации их пропускной способности, к общей протяженности участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности; доля населения, проживающего на защищенной в результате проведения противопаводковых мероприятий территории, в общей численности населения, проживающего на территориях, подверженных негативному воздействию вод; протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления Задача N 4: доля гидротехнических сооружений, находящихся в удовлетворительном техническом состоянии; доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние; количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние Задача N 5: протяженность береговой линии водных объектов, охваченной государственным мониторингом на постоянной основе |
Сроки реализации Программы |
- |
2012-2020 годы. |
Этапы реализации Программы |
|
1 этап - 2012-2014 годы; 2 этап - 2015-2020 годы |
Перечень основных мероприятий Программы |
- |
установление границ водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, а также закрепление их на местности информационными знаками; расчистка дна водных объектов от мусора и донных отложений с целью ликвидации накопленного экологического ущерба и повышения класса качества вод; строительство сетей транспортировки сточных вод (канализационных коллекторов) и канализационных очистных сооружений; строительство берегоукрепительных и берегозащитных сооружений на участках берегов водных объектов, подверженных разрушению; спрямление и расчистка русел рек с целью повышения их пропускной способности; разработка проектно-сметной документации и проведение капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Архангельской области или собственности муниципальных образований Архангельской области; осуществление мониторинга состояния берегов водных объектов на участках, подверженных интенсивной водной эрозии; обеспечение органов государственной власти Архангельской области оперативной гидрометеорологической информацией во время прохождения ледохода и паводков; определение протяженности береговой линии водных объектов в границах населенных пунктов и инвентаризация земельных участков, подверженных негативному воздействию вод |
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
общий объем финансирования Программы составляет 1 025 458,5 тыс. рублей, в том числе за счет средств: федерального бюджета - 710 344,7 тыс. рублей; областного бюджета - 277857,9 тыс. рублей; местных бюджетов - 37 255,9 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности |
- |
установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в границах населенных пунктов на протяжении 1700 км; закрепление границ водоохранных зон водных объектов на местности путем установления 2325 информационных знаков; реконструкция (строительство) одного самотечного канализационного коллектора; строительство одного напорного канализационного коллектора; строительство канализационных очистных сооружений производительностью 700 куб. м в сутки; расчистка от мусора и накопившихся донных отложений 30 гектаров дна водных объектов с целью повышения качества водных ресурсов; предотвращение разрушения 7047 м береговой линии водных объектов в границах населенных пунктов; расчистка 20000 м русел водных объектов с целью увеличения их пропускной способности; выполнение капитального ремонта семи гидротехнических сооружений; обеспечение устойчивой работы водозабора города Котласа за счет обеспечения безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений и расчистки русла р. Лименда; предотвращение угрозы подтопления и ущерба от затопления и подтопления территории, на которой проживают 850 чел., в том числе пос. Самодед, деревни Кеврола, Киглохта, Шардомень и прочих; создание сети регулярного мониторинга за состоянием берегов водных объектов, охватывающей 150 километров береговой линии |
Система организации контроля за исполнением Программы |
- |
контроль за реализацией Программы осуществляется министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, агентством природных ресурсов и экологии Архангельской области, министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, а также Правительством Архангельской области в форме рассмотрения и утверждения ежегодного отчета о реализации Программы |
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
С момента вступления в силу 01 января 2007 года Водного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации наделены рядом полномочий в области водных отношений. К ним относятся:
владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
разработка, утверждение и реализация программ субъектов Российской Федерации по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации;
осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
участие в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 года N 219.
Помимо перечисленных полномочий в соответствии со статьей 26 Водного кодекса Российской Федерации субъектам Российской Федерации переданы на исполнение отдельные полномочия Российской Федерации в области водных отношений:
осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации;
осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Финансирование данных мероприятий осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций на осуществление отдельных полномочий в области водных отношений. Порядок расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 года N 629.
Полномочия Архангельской области как субъекта Российской Федерации по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений определены статьей 5 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
Общая характеристика водохозяйственной остановки на территории Архангельской области
Архангельская область расположена на севере Европейской части России и граничит с Республикой Коми, Республикой Карелия, Кировской, Вологодской и Тюменской областями. Ее побережье на протяжении 3 тыс.км омывают воды трех арктических морей: Белого, Баренцева и Карского. Архангельская область - это регион, обладающий густой речной сетью. Всего насчитывается более 135 тыс. поверхностных водных объектов, из них 71776 рек, 59404 озер и более 4 тыс. болот. Основными водными артериями Архангельской области являются реки Северная Двина, Онега, Мезень и Пинега. Недра Архангельской области содержат большие запасы пресных и минеральных вод. Прогнозные эксплуатационные ресурсы питьевых подземных вод Архангельской области составляют более 15 млн.куб.м в сутки.
Объем использования водных ресурсов
в Архангельской области (по данным государственного статистического учета по форме 2-тп (водхоз)
(млн.куб.м)
|
2009 год |
2010 год |
1. Забрано воды из водных объектов |
672,8 |
699,0 |
2. Использовано воды на различные нужды |
609,4 |
632,9 |
3. Сброшено сточных вод в поверхностные водные объекты |
619,4 |
648,8 |
в том числе: |
|
|
нормативно чистых (без очистки) нормативно очищенных на очистных сооружениях загрязненных недостаточно очищенных загрязненных без очистки |
181,5 10,5 376,7 50,7 |
199,9 33,5 382,5 32,9 |
При этом данные государственного статистического наблюдения за использованием водных ресурсов не учитывают сброс неочищенных сточных вод в водные объекты в результате возникновения аварийных ситуаций на напорных канализационных коллекторах.
Одной из основных проблем водохозяйственного комплекса в настоящее время является изношенность канализационных сетей и неэффективная работа очистных сооружений хозяйственно-бытовых стоков. В области эксплуатируется порядка 162 канализационно-очистных сооружений, подавляющее большинство которых технически устарели и нуждаются в реконструкции.
Недостаточный уровень очистки сточных вод, сбрасываемых предприятиями в водные объекты, оказывает негативное воздействие на экосистему водных объектов и окружающую среду.
Результаты многолетних наблюдений, осуществляемых на пунктах сети мониторинга на территории Архангельской области, свидетельствуют, что поверхностные водные объекты подвержены интенсивному загрязнению. По данным Северного Управления гидрометеорологической службы, характерными загрязняющими веществами для поверхностных вод Архангельской области являются соединения железа, меди, цинка, лигносульфонаты, легко и трудноокисляемые органические вещества, а также фенолы, нефтепродукты и соединения других металлов.
При этом основные загрязнения в бассейн р. Северной Двины поступают со сточными водами целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, судов речного и морского флота, а также поверхностным стоком с территорий.
Охрана водных объектов
Основные направления охраны водных объектов в настоящее время -обеспечение очистки сточных вод промышленных, сельскохозяйственных и коммунально-бытовых предприятий, ливневых сточных вод с территорий населенных пунктов и промышленных зон, а также обеспечение соблюдения режима водоохранных зон водных объектов.
Подавляющее большинство канализационных очистных сооружений в населенных пунктах Архангельской области были построены в 70-х-80-х годах прошлого века и представляли собой упрощенные сооружения "сельского" типа - КУ-100, КУ-200 или биофильтры с гравийной засыпкой. В ряде населенных пунктов очистные сооружения канализационных стоков предусматривают проведение только механической очистки. Вследствие технологического несовершенства сооружений, технического устаревания канализационные очистные сооружения не могут обеспечить нормативы качества очистки стоков, установленные действующим законодательством.
Помимо очистных сооружений, серьезной проблемой являются канализационные сети, находящиеся в неудовлетворительном, а иногда в нерабочем состоянии. Примером тому может служить канализационный коллектор, по которому осуществляется транспортировка канализационных стоков Маймаксанского территориального округа г. Архангельска на очистные сооружения. Из-за разрушения коллектора сточные воды в течение нескольких лет поступают на рельеф местности, а впоследствии - в р. Северную Двину. В период с 2005 по 2010 годы неоднократно происходило загрязнение канализационными стоками р. Юрас из-за аварий на канализационных коллекторах округа Варавино-Фактория г. Архангельска.
В крупных населенных пунктах области - городах Архангельске, Северодвинске, Новодвинске, Котласе и Коряжме обустроены сети ливневой канализации со сбросом ливневых вод в поверхностные водные объекты. Однако данные системы не были снабжены даже простейшими очистными сооружениями. В последнее время в связи с резким увеличением автомобилей в городах существенно увеличилось загрязнение ливневых вод нефтепродуктами. В г. Архангельске ситуация с отведением ливневых вод осложнена тем, что в сети ливневой канализации осуществляется сброс хозяйственно-бытовых сточных вод от части домов жилого фонда города (преимущественно старой застройки в центральной части города).
Постоянно возрастающая интенсивность использования водных ресурсов в технологических циклах и хозяйственно-питьевом водоснабжении может привести к их истощению - как количественному, так и качественному. Ремонт и реконструкция существующих систем водоподготовки и водоочистки во многих случаях уже не приводит к существенному улучшению качества вод, подаваемых для использования и отводимых в водные объекты. Необходима разработка принципиально новых технологий подготовки воды к использованию и очистки сточных вод.
В последнее десятилетие существенно ухудшилось состояние водоохранных зон водных объектов. Связано это с ускорением темпов бесконтрольной коттеджной застройки по берегам рек и озер. Определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также вынос их на местность позволит предотвратить застройку береговой полосы и загрязнение водных объектов, а также усилить контроль за соблюдением режима использования земель водоохранных зон.
Предотвращение негативного воздействия вод
Одной из наиболее острых проблем является негативное воздействие вод - паводки, наводнения, подтопление и затопление земель, населенных пунктов и объектов экономики. Территория Архангельской области периодически (в отдельных районах - почти ежегодно) подвергается подтоплению и затоплению при паводках. Особенно опасные негативные явления были зарегистрированы в процессе прохождения весеннего ледохода и следующего за ним половодья, а также при прохождении осеннего ледохода. Главная особенность таких наводнений - одновременный охват ими больших площадей и создание чрезвычайных ситуаций с угрозой не только материальным ценностям, экономики территорий, но и жизни людей. Периодически затоплению и подтоплению подвергается 45 населенных пунктов с населением около 23,505 тыс. человек. Наибольшее количество населенных пунктов, подверженных подтоплению, расположены по берегам крупных рек (Северная Двина, Вычегда, Вага, Пинега, Устья, Мезень). Разрушение берегов за пределами населенных пунктов приводит к выведению из землепользования значительных территорий сельскохозяйственных и лесных угодий.
Другим видом негативного воздействия вод является водная эрозия - разрушение берегов водных объектов. На территории Архангельской области разрушение берегов происходит вследствие развития русловых процессов следующих рек: Вычегда, Северная Двина, Вага, Устья, Кокшеньга, Мезень, Пеза. Наибольшую опасность данное явление представляет в населенных пунктах, где разрушение берегов представляет непосредственную угрозу жилым домам, объектам инфраструктуры и промышленности.
Для решения данной проблемы необходима реализация комплекса мероприятий, направленных на предотвращение негативного воздействия вод: строительство защитных сооружений от затопления паводковыми водами, берегоукрепительных сооружений и проведение работ по расчистке и углублению русел рек.
Обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений
Особое внимание в настоящее время в Архангельской области уделяется обеспечению безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений - дамб, плотин, берегоукрепительных сооружений. В период с 2005 по 2010 годы осуществлен капитальный ремонт плотин на оз. Вавчугское в Холмогорском районе и оз. Пуксоозеро в Плесецком районе, объекты сданы в эксплуатацию. В 2010 году начат капитальный ремонт плотины на р. Уртомаж в Котласском районе, сдача в эксплуатацию объекта запланирована на 2011 год.
Вместе с тем, по информации Северного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, на территории Архангельской области существует более 10 гидротехнических сооружений, находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии. В отношении одного из них - плотины на р. Лименда, обеспечивающей водоснабжение г. Котласа, в 2010 году разработан проект проведения капитального ремонта.
Аварии, возникающие на гидротехнических сооружениях, могут повлечь за собой затопление территорий, разрушение жилых домов, объектов экономики и инфраструктуры, возникновение серьезного материального ущерба, а также являются прямой угрозой жизни и здоровью граждан.
Обоснование решения проблем программными методами
Разработка, утверждение и реализация программ субъектов Российской Федерации по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территории Архангельской области в соответствии со статьей 25 Водного кодекса Российской Федерации относится к полномочиям Архангельской области как субъекта Российской Федерации.
Необходимость решения проблем обеспечения качественной питьевой водой населения Архангельской области, снижения загрязнения водных объектов и негативного воздействия вод на объекты экономики и жизнедеятельности населения программно-целевым методом объясняется следующими факторами:
региональной и государственной значимостью проблемы;
ресурсоемкостью решения проблемы и необходимостью консолидации средств бюджетов всех уровней;
осуществлением согласованности управленческих решений при взаимодействии исполнительных органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области для решения проблем эффективного водопользования и охраны водной среды.
Постановлением Правительства Архангельской области от 19 июня 2013 г. N 270-пп в раздел II настоящей Программы внесены изменения
II. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы,
целевые индикаторы и показатели
Настоящая Программа разработана для достижения следующих основных целей:
гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Архангельской области;
сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения;
обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод.
Для достижения указанных целей разработан комплекс программных мероприятий, направленных на решение следующих задач:
сокращение негативного антропогенного воздействия на водные объекты;
восстановление и экологическая реабилитация водных объектов;
обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод сооружениями инженерной защиты;
повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений (в том числе бесхозяйных) путем их приведения к безопасному техническому состоянию;
развитие и модернизация системы государственного мониторинга водных объектов.
Программа реализуется с 2012 по 2020 год в два этапа:
первый этап реализации Программы (первоочередные мероприятия) - 2012-2014 годы;
второй этап реализации Программы - 2015-2020 годы.
Важнейшими целевыми показателями и индикаторами Программы являются:
доля установленных (нанесенных на землеустроительные карты) водоохранных зон водных объектов в протяженности береговой линии, требующей установления водоохранных зон (участков водных объектов, испытывающих антропогенное воздействие);
доля вынесенных в натуру водоохранных зон и прибрежных защитных полос в общей протяженности установленных (нанесенных на землеустроительные карты) водоохранных зон;
доля водохозяйственных участков, класс качества которых (по индексу загрязнения вод) повысился;
восстановление и экологическая реабилитация водных объектов;
доля протяженности участков русел рек, на которых осуществлены работы по оптимизации их пропускной способности, к общей протяженности участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности;
доля населения, проживающего на защищенной в результате проведения противопаводковых мероприятий территории, в общей численности населения, проживающего на территориях, подверженных негативному воздействию вод;
протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления;
доля гидротехнических сооружений, находящихся в удовлетворительном техническом состоянии;
доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние;
количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние;
протяженность береговой линии водных объектов, охваченной государственным мониторингом на постоянной основе.
При выполнении поставленных задач предполагается достижение следующих целевых индикаторов и показателей Программы:
III. Перечень мероприятий Программы
Программой предусматривается разработка и реализация комплекса мероприятий по направлениям:
сокращение негативного антропогенного воздействия на водные объекты, восстановление и экологическая реабилитация водных объектов;
предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций природного характера, связанных с негативным воздействием вод и ликвидация его последствий;
повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений (в том числе бесхозяйных) путем их приведения к безопасному техническому состоянию;
осуществление мониторинга поверхностных водных объектов (в рамках полномочий субъектов Российской Федерации) и информационного обеспечения исполнительных органов государственной власти.
Перечень мероприятий, реализуемых в рамках Программы, представлен в приложении N 1 к настоящей Программе.
Мероприятия по сокращению негативного антропогенного воздействия на водные объекты, восстановление и экологическая реабилитация водных объектов
Мероприятия по сокращению негативного антропогенного воздействия на водные объекты, восстановление и экологическая реабилитация водных объектов направлены на предотвращение загрязнения, засорения и истощения водных объектов, а также на ликвидацию ранее причиненного экологического ущерба. К ним относятся:
установка границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов и закрепление их на местности специальными информационными знаками;
расчистка русел рек с целью ликвидации накопленного экологического ущерба;
строительство и реконструкция объектов водоотведения.
Водоохранные зоны и прибрежные полосы водных объектов устанавливаются в соответствии с требованиями статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года N 17 "Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов". Работы проводятся в два этапа. На первом этапе производятся геодезические работы по определению положения береговой линии водного объекта (исходя из среднемноголетнего уровня воды в безледовой период), определению ширины водоохраной зоны (исходя их протяженности водного объекта) и ширины его прибрежной защитной полосы (исходя из уровня наклона берега). Полученные границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также береговая линия водного объекта наносятся на землеустроительные карты, формируются каталог опорных точек границ и предложения по местам установления специальных информационных знаков. На втором этапе производится закрепление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос специальными знаками, устанавливаемыми в рекомендованных для этого местах. Работы по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос выполняются за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджету Архангельской области в виде субвенций на осуществление отдельных полномочий в области водных отношений в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 года N 629 "Об утверждении Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 года N 629).
Государственным заказчиком выполнения мероприятий выступает агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области.
Расчистка русел рек с целью ликвидации накопленного экологического ущерба производится в случаях, когда текущее состояние водного объекта не позволяет осуществлять его использование из-за обмеления или вторичного загрязнения вод вредными веществами, выделяющимися из донного осадка. В ходе проведения расчистки русла различными способами (в зависимости от вида донных осадков и принятой технологии) осуществляется подъем донных осадков и их обезвоживание. Обезвоженный грунт вывозится в отвалы. Работы по расчистке водных объектов выполняются за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджету Архангельской области в виде субвенций на осуществление отдельных полномочий в области водных отношений в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 года N 629. Государственным заказчиком выполнения мероприятий выступает агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области.
Строительство и реконструкция объектов водоотведения и сооружений очистки сточных вод производится с целью предотвращения попадания неочищенных сточных вод в водные объекты и грунтовые воды. Финансирование данных мероприятий осуществляется за счет средств местных бюджетов и бюджета Архангельской области, государственным заказчиком мероприятий выступает министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области.
Мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера, связанных с негативным воздействием вод
Данные мероприятия направлены на снижение негативного воздействия вод на объекты экономики и жизнедеятельности населения - это водная эрозия и разрушение берегов; подтопление и затопление земель, в том числе в период прохождения весеннего половодья и паводков, избыточная обводняемость и заболачиваемость земель вследствие ухудшения пропускной способности водных объектов. К данным мероприятиям относятся: проектирование, строительство и реконструкция инженерных противопаводковых и берегозащитных сооружений, расчистка, углубление и спрямление русел рек с целью повышения их пропускной способности, мероприятия некапитального характера по предотвращению разрушения берегов водных объектов.
Объекты капитального характера, связанные со строительством новых сооружений или реконструкцией имеющихся сооружений, финансируются за счет средств бюджетов муниципальных образований и областного бюджета, с привлечением средств федерального бюджета (в рамках реализации Федеральной адресной инвестиционной программы), государственным заказчиком таких объектов выступает министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области. Объекты некапитального характера финансируются за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджету Архангельской области на исполнение отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 года N 629. Государственным заказчиком выполнения мероприятий выступает агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области.
Мероприятия по повышению эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений (в том числе бесхозяйных) путем их приведения к безопасному техническому состоянию
Данные мероприятия направлены на поддержание эксплуатируемых гидротехнических сооружений в технически исправном состоянии:
проведение капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Архангельской области или собственности муниципальных образований, имеющих практическое значение и использующихся;
завершение строительства ранее начатых объектов, включая их инвентаризацию.
Также к мероприятиям по повышению эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений (в том числе бесхозяйных) путем их приведения к безопасному техническому состоянию относится разработка деклараций безопасности для гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Архангельской области.
Проведение капитального ремонта гидротехнических сооружений финансируется за счет средств бюджетов муниципальных образований, а также за счет средств федерального бюджета в соответствии с порядком предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений.
Мероприятия, связанные со строительством ранее начатых сооружений, финансируются за счет средств бюджетов муниципальных образований и областного бюджета с привлечением средств федерального бюджета (в рамках реализации Федеральной адресной инвестиционной программы), государственным заказчиком таких объектов выступает министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области.
Осуществление мониторинга поверхностных водных объектов
и информационное обеспечение исполнительных органов государственной власти
Мониторинг поверхностных водных объектов осуществляется в соответствии с Положением об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 года N 219 (далее - Положение). В соответствии с Положением органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют проведение регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением водных объектов, мониторинг которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти, а также водных объектов, водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и находящихся в собственности как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований.
К мероприятиям, направленным на обеспечение органов государственной власти актуальными показателями, характеризующими водохозяйственную обстановку, относятся:
обеспечение специализированной гидрометеорологической информацией исполнительных органов государственной власти Архангельской области и населения в период прохождения паводка на территории Архангельской области;
инвентаризация земель, подверженных негативному воздействию вод в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Архангельской области;
определение протяженности береговой линии водных объектов, расположенных на территории Архангельской области, в границах населенных пунктов Архангельской области.
Мероприятия по развитию и модернизации системы государственного мониторинга водных объектов финансируется за счет средств областного бюджета.
Постановлением Правительства Архангельской области от 19 июня 2013 г. N 270-пп в раздел IV настоящей Программы внесены изменения
IV. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком-координатором Программы являются министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.
Государственными заказчиками Программы являются министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области.
Средства областного бюджета расходуются министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, агентством природных ресурсов и экологии Архангельской области и их подведомственными учреждениями на основании смет расходов на выполнение мероприятий собственными силами, а также в соответствии с процедурами размещения заказа на основании требований Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Финансирование мероприятий Программы осуществляется посредством заключения в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными заказчиками с органами местного самоуправления Архангельской области договоров о софинансировании включенных в Программу строек и объектов, являющихся собственностью муниципальных образований Архангельской области. Договоры заключаются на весь период реализации (строительства) объекта и устанавливают условия финансирования мероприятий Программы.
Средства областного бюджета на осуществление проектирования, строительства, реконструкции и ремонта объектов, находящихся в муниципальной собственности, предоставляются в форме субсидий на софинансирование в пределах средств, предусмотренных в Программе. В случае если получателем субсидии является поселение, субсидия может перечисляться через бюджет соответствующего муниципального района Архангельской области.
Размер межбюджетной субсидии определяется в соответствии с методикой расчета по следующей формуле:
Msi = Ci - Cmoi,
где:
Msi - объем субсидии бюджету соответствующего (i)-го муниципального образования Архангельской области;
Ci - расходы на строительство, реконструкцию природоохранного объекта, приобретение оборудования соответствующего муниципального образования Архангельской области в соответствии с заявкой на реализацию мероприятия с учетом индексации цен по годам;
Cmoi - расходы на строительство, реконструкцию природоохранного объекта, приобретение оборудования соответствующего муниципального образования Архангельской области, реализуемые за счет средств соответствующего местного бюджета.
Отбор мероприятий для включения в перечень мероприятий Программы осуществлялся на основании заявок исполнительных органов государственной власти Архангельской области, депутатов Архангельского областного Собрания депутатов, органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Архангельской области в соответствии с Порядком формирования перечней мероприятий в сфере охраны окружающей среды на территории Архангельской области и на территории Ненецкого автономного округа, утвержденным постановлением администрации Архангельской области от 17 декабря 2007 года N 233-па.
Для включения в Программу мероприятий, которые носят инвестиционный характер, одним из условий являлось наличие проектно-сметной документации, имеющей положительное заключение государственной экспертизы.
При отборе мероприятий учитывались:
актуальность и значимость мероприятий для Архангельской области;
эффективность решения обозначенных проблем с помощью реализуемых мероприятий;
оценка необходимости реализации мероприятия за счет средств областного бюджета;
привлечение дополнительных источников финансирования;
возможность привлечения средств федерального бюджета в объеме более 50 процентов от стоимости мероприятия;
софинансирование мероприятия муниципальным образованием Архангельской области в размере не менее 10 процентов от суммы, выделяемой из областного бюджета, если на реализацию мероприятия выделяются средства из федерального бюджета, и не менее 5 процентов от суммы, выделяемой из областного бюджета, если на реализацию мероприятия не предполагается привлечение средств федерального бюджета.
Мероприятия Программы в части строительства (реконструкции) подлежат ежегодному включению в областную адресную инвестиционную программу.
Органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области являются исполнителями программных мероприятий.
Реализация мероприятий Программы осуществляется на основе государственных или муниципальных контрактов, заключаемых в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Между главными распорядителями бюджетных средств и исполнителями программных мероприятий по строительству (реконструкции) сооружений заключаются соглашения, определенные Порядком финансирования областной адресной инвестиционной программы, утвержденным постановлением администрации Архангельской области от 17 января 2008 года N 6-па/1. Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств местных бюджетов подлежат утверждению представительными органами муниципальных образований Архангельской области.
Программа предусматривает выполнение строительно-монтажных работ при наличии проектно-сметной документации. Разработка (корректировка, привязка) проектно-сметной документации по объектам муниципальной собственности осуществляется за счет средств бюджетов муниципальных образований Архангельской области.
Перечисление органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области субсидий из областного бюджета на софинансирование объектов строительства (реконструкции) муниципальной собственности осуществляется в соответствии с Порядком финансирования областной адресной инвестиционной программы, утвержденным постановлением администрации Архангельской области от 17 января 2008 года N 6-па/1.
Исполнители мероприятий Программы обеспечивают в соответствии с государственными контрактами выполнение работ и оказание услуг, необходимых для реализации Программы, и несут ответственность за качество и сроки исполнения обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Привлечение средств федерального бюджета для реализации программных мероприятий осуществляется в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации. Субсидии из федерального бюджета предоставляются субъектам Российской Федерации в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий год. Финансирование из федерального бюджета осуществляется на основании заключенных между соответствующими федеральными органами государственной власти и Правительством Архангельской области соглашений (договоров).
Привлечение внебюджетных средств для реализации программных мероприятий осуществляется в инициативном порядке государственными заказчиками и исполнителями соответствующих мероприятий.
В связи с большой социальной значимостью мероприятия Программы "Проведение дноуглубительных, землечерпательных работ на р. Северной Двине у с. Верхняя Тойма с обустройством подъезда к переправе через р. Северную Двину в районе с. Верхняя Тойма" для указанного мероприятия устанавливается процент софинансирования муниципальным образованием в 2013 году не менее 3 процентов.
Постановлением Правительства Архангельской области от 19 июня 2013 г. N 270-пп в раздел V настоящей Программы внесены изменения
V. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета с привлечением средств федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований области и внебюджетных средств.
Общий объем финансирования Программы составляет 1 025 458,5 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
федерального бюджета - 710 344,7 тыс. рублей;
областного бюджета - 277 857,9 тыс. рублей;
местных бюджетов - 37 255,9 тыс. рублей.
Объемы финансирования Программы за счет средств областного бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период исходя из возможностей областного бюджета.
Участие в реализации и финансировании мероприятий Программы муниципальных образований Архангельской области будет определено в ходе подписания соглашений о намерениях между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области. Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств местных бюджетов подлежат утверждению представительными органами муниципальных образований Архангельской области.
Для реализации мероприятий Программы планируется привлечь средства федерального бюджета. Соответствующие предложения направлены в Федеральное агентство водных ресурсов для включения в проект федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации на 2012-2020 годы" и в министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации для включения в программу "Повышение эффективности использования водных ресурсов", которая будет является подпрограммой Государственной программы "Воспроизводство и использование природных ресурсов".
Распределение объемов финансирования Программы
по источникам, направлениям расходования средств и годам
Распределение объемов финансирования Программы
между государственными заказчиками Программы
VI. Ожидаемые результаты реализации Программы
Организация и проведение мероприятий, предусмотренных Программой, позволят обеспечить реализацию единой водохозяйственной политики и получить положительные результаты по созданию благоприятных условий проживания граждан на территории Архангельской области.
Основной экономический эффект Программы будет заключаться в предотвращении чрезвычайных ситуаций, вызванных негативным воздействием вод и аварийных ситуаций на гидротехнических сооружениях.
Основной социальный эффект Программы будет состоять в сохранении и улучшении условий проживания на территориях Архангельской области, подверженных негативному воздействию вод, обеспечении большего количества населения водными ресурсами надлежащего качества, способствуя сохранению здоровья населения, снижению риска заболеваний, обусловленных воздействием фактора загрязнения водных объектов и ухудшения качества водных ресурсов.
При оценке показателей эффективности водоохранных и водохозяйственных мероприятий учитываются не только расходы и натуральные показатели сокращения негативного воздействия, но и оценивается предотвращенный экономический ущерб, снижение экологических издержек будущих поколений. Кроме того, для ряда водоохранных мероприятий характерна "запаздывающая" эффективность, когда результаты от того или иного мероприятия появятся только через несколько лет.
Эффективность водоохранных и водохозяйственных мероприятий будет выражена в следующем:
снижение уровня антропогенного воздействия на водные объекты;
уменьшение ущерба, причиняемого гражданам и объектам экономики Архангельской области в результате негативного воздействия вод;
предотвращение возникновения ущерба в результате аварийных ситуаций на гидротехнических сооружениях;
расширение сети мониторинга поверхностных водных объектов.
В ходе реализации Программы планируется достичь следующих результатов:
установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в границах населенных пунктов на протяжении 1700 км;
закрепление границ водоохранных зон водных объектов на местности путем установления 2325 информационных знаков;
реконструкция (строительство) одного самотечного канализационного коллектора;
строительство одного напорного канализационного коллектора;
строительство канализационных очистных сооружений производительностью 700 куб. м в сутки;
расчистка от мусора и накопившихся донных отложений 30 гектаров дна водных объектов с целью повышения качества водных ресурсов;
предотвращение разрушения 5547 м береговой линии водных объектов в границах населенных пунктов;
расчистка 20000 м русел водных объектов с целью увеличения их пропускной способности;
выполнение капитального ремонта семи гидротехнических сооружений;
обеспечение устойчивой работы водозабора города Котласа за счет обеспечения безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений и расчистки русла р. Лименда;
предотвращение угрозы подтопления и ущерба от затопления и подтопления территории, на которой проживают 850 чел., в том числе пос. Самодед, дер. Кеврола, Киглохта, Шардомень и прочих;
создание сети регулярного мониторинга за состоянием берегов водных объектов, охватывающей 150 километров береговой линии.
Методика оценки степени достижения целевых показателей Программы приведена в приложении N 2 к настоящей Программе.
Оценка эффективности Программы производится в соответствии с приложением N 2 к Порядку разработки и реализации целевых программ Архангельской области, утвержденному постановлением администрации Архангельской области от 26 ноября 2007 года N 185-па (далее - Порядок).
VII. Организация управления Программой и контроль за ее реализацией
Контроль за реализацией Программы осуществляется Правительством Архангельской области, государственным заказчиком-координатором Программы - министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и государственными заказчиками Программы.
Государственный заказчик-координатор отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию бюджетных средств, разрабатывает и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку на ассигнования из областного бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, а также готовит информацию о ходе реализации Программы за отчетный квартал и по итогам года.
Государственные заказчики Программы отвечают за реализацию Программы в части мероприятий, исполнителями которых они являются, обеспечивают подготовку и реализацию соответствующих программных мероприятий, целевое и эффективное использование бюджетных средств при их проведении.
Контроль за реализацией Программы включает в себя ежеквартальную и итоговую отчетность о реализации мероприятий Программы, рациональном использовании исполнителями Программы выделяемых им средств, качестве реализуемых мероприятий Программы, сроках выполнения соглашений.
Государственные заказчики Программы ежеквартально, до 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют государственному заказчику-координатору отчеты (с нарастающим итогом с начала года) о реализации Программы согласно приложениям N 4 и 5 к Порядку и пояснительную записку, содержащую информацию о результатах реализации Программы в разрезе мероприятий.
Государственные заказчики Программы ежегодно, до 15 февраля года, следующего за отчетным, представляют государственному заказчику-координатору отчеты о реализации Программы (итоговые отчеты о реализации Программы в целом), выполнении ее целевых показателей (индикаторов), показателей результативности Программы по форме согласно приложениям N 4-6 к Порядку, а также статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы в разрезе мероприятий.
Государственный заказчик-координатор Программы ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в министерство экономического развития и конкурентной политики Архангельской области отчеты (нарастающим итогом с начала года) о реализации долгосрочной целевой программы по форме согласно приложениям N 4 и 5 к настоящему Порядку и пояснительную записку, содержащую информацию о результатах реализации долгосрочной целевой программы в разрезе мероприятий.
Государственный заказчик-координатор Программы ежегодно, до 01 марта года, следующего за отчетным, представляет в министерство экономического развития и конкурентной политики Архангельской области, отчет о реализации Программы (итоговый отчет о реализации Программы в целом) по форме согласно приложениям N 2, 4-6 к Порядку, а также статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы.
Государственный заказчик-координатор Программы после доведения министерством финансов Архангельской области лимитов бюджетных обязательств на текущий год представляет до 01 марта текущего года в министерство экономического развития и конкурентной политики Архангельской области план реализации программы на текущий год согласно приложению N 7 к Порядку.
Государственный заказчик-координатор Программы в составе годовой и квартальной бюджетной отчетности направляет в министерство финансов Архангельской области сведения об исполнении Программы по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации, а также статистическую и аналитическую информацию о реализации Программы.
Государственный заказчик-координатор Программы после получения заключения о реализации Программы от министерства экономического развития и конкурентной политики Архангельской области представляет отчет о реализации Программы по итогам за год (итоговый отчет о реализации Программы в целом) по форме согласно приложениям N 4 и 6 к Порядку в Правительство Архангельской области.
Отчет, подготовленный по итогам реализации Программы за текущий год, рассматривается и утверждается на заседании Правительства Архангельской области.
Постановлением Правительства Архангельской области от 19 июня 2013 г. N 270-пп в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 1
к долгосрочной целевой программе
Архангельской области
"Развитие водохозяйственного комплекса Архангельской области на 2012-2020 годы"
(в редакции постановления Правительства Архангельской области
от 2 октября 2012 г. N 427-пп)
Перечень
мероприятий долгосрочной целевой программы Архангельской области
"Развитие водохозяйственного комплекса Архангельской области на 2012-2020 годы"
20 декабря 2011 г., 29 мая, 13 июня, 2, 9 октября, 27 ноября, 18 декабря 2012 г., 12 февраля, 2 апреля, 28 мая, 19 июня 2013 г.
Наименование мероприятия |
Государственные заказчики |
Источники финансирования |
Объем финансирования, тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации мероприятия |
|||||
всего |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 -2020 годы |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
I. Сокращение негативного антропогенного воздействия на водные объекты | |||||||||
1. Определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос в бассейне р. Вычегды на участке от устья р. Виледь до впадения в р. Северную Двину в границах поселений |
агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области |
общий объем средств в том числе |
725 |
725 |
- |
- |
- |
- |
предотвращение загрязнения, засорения водных объектов; информирование населения об ограничениях хозяйственной деятельности в границах водоохранных зон; протяженность участка - 54 км |
федеральный бюджет |
725 |
725 |
- |
- |
- |
- |
|||
2. Закрепление на местности специальными информационными знаками границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в бассейне р. Северной Двины на участке от устья р. Мечка до впадения р. Северной Двины в Двинскую губу Белого моря в границах поселений |
агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области |
общий объем средств в том числе |
2523,9 |
2523,9 |
- |
- |
- |
- |
предотвращение загрязнения, засорения водных объектов, информирование населения об ограничениях хозяйственной деятельности в границах водоохранных зон; количество устанавливаемых знаков - 240 штук |
федеральный бюджет |
2523,9 |
2523,9 |
- |
- |
- |
- |
|||
3. Закрепление на местности специальными информационными знаками границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в бассейне р. Вычегда на участке от устья р. Виледь до впадения в р. Северную Двину в границах поселений |
агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области |
общий объем средств в том числе |
810 |
- |
810 |
- |
- |
- |
предотвращение загрязнения, засорения водных объектов; информирование населения об ограничениях хозяйственной деятельности в границах водоохранных зон; количество устанавливаемых знаков - 80 штук |
федеральный бюджет |
810 |
- |
810 |
- |
- |
- |
|||
4. Закрепление на местности специальными информационными знаками границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в бассейне рек, впадающих в Белое море от устья р. Кудьма до устья р. Уна в границах поселений |
агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области |
общий объем средств в том числе |
751,0 |
751,0 |
- |
- |
- |
- |
предотвращение загрязнения, засорения водных объектов, информирование населения об ограничениях хозяйственной деятельности в границах водоохранных зон; количество устанавливаемых знаков - 68 штук |
федеральный бюджет |
751,0 |
751,0 |
- |
- |
- |
- |
|||
5. Определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос в бассейне р. Онега на участке от устья р. Кена до впадения р. Онега в Онежскую губу Белого моря в границах поселений |
агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области |
общий объем средств в том числе |
2492,4 |
2492,4 |
- |
- |
- |
- |
предотвращение загрязнения, засорения водных объектов, информирование населения об ограничениях хозяйственной деятельности в границах водоохранных зон; протяженность участка - 181,52 км |
федеральный бюджет |
2492,4 |
2492,4 |
- |
- |
- |
- |
|||
6. Закрепление на местности специальными информационными знаками границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос в бассейне р. Онега на участке от устья р. Кена до впадения р. Онега в Онежскую губу Белого моря в границах поселений |
агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области |
общий объем средств в том числе федеральный бюджет |
1500
1500 |
-
- |
1500
1500 |
-
- |
-
- |
-
- |
предотвращение загрязнения, засорения водных объектов, информирование населения об ограничениях хозяйственной деятельности в границах водоохранных зон; количество устанавливаемых знаков - 100 штук |
Итого по разделу I |
общий объем средств в том числе |
8802,3 |
6492,3 |
2310 |
- |
- |
- |
|
|
федеральный бюджет |
8802,3 |
6492,3 |
2310 |
- |
- |
- |
|
||
II. Восстановление и экологическая реабилитация водных объектов | |||||||||
7. Ликвидация загрязнения и засорения р. Лименда в районе водозаборных сооружений в г. Котласе Архангельской области |
агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области |
общий объем средств в том числе |
11099,3 |
11099,3 |
- |
- |
- |
- |
площадь участка расчистки дна водоема - 10 га; ликвидация накопленного экологического ущерба водному объекту; обеспечение качественного водоснабжения г. Котласа с населением ~ 40 тыс.чел.; разработка проекта - 2011 г. |
федеральный бюджет |
11099,3 |
11099,3 |
- |
- |
- |
- |
|||
8. Разработка и реализация проекта "Расчистка русла, ликвидация засорения и загрязнения пр. Заостровка р. Северной Двины в Приморском районе Архангельской области" |
агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области |
общий объем средств в том числе |
47897 |
- |
- |
- |
2897 |
45000 |
площадь участка расчистки дна водоема - 20 га; ликвидация накопленного экологического ущерба водному объекту; разработка проекта - 2015 г.; сроки реализации проекта - 2016-2018 годы |
федеральный бюджет |
47897 |
- |
- |
- |
2897 |
45000 |
|||
9. Канализационные очистные сооружения на 700 куб. м в сутки и главный коллектор в г. Каргополе Архангельской области |
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области |
общий объем средств |
85171 |
6050,7 |
79120,3 |
- |
- |
- |
предотвращение сброса неочищенных канализационных стоков в объеме до 260 тыс. куб. м в год на рельеф местности и в реку Онега |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|||
областной бюджет |
79671 |
5950,7 |
73720,3 |
- |
- |
- |
|||
местные бюджеты |
5500 |
100 |
5400 |
- |
- |
- |
|||
10. Строительство канализационного коллектора на просп. Беломорский в г. Северодвинске |
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области |
общий объем средств в том числе: |
16591,7 |
16591,7 |
- |
- |
- |
- |
предотвращение сброса неочищенных канализационных стоков на рельеф местности и в поверхностные водные объекты |
областной бюджет |
8500 |
8500 |
- |
- |
- |
- |
|||
местные бюджеты |
8091,7 |
8091,7 |
- |
- |
- |
- |
|||
Итого по разделу II |
|
общий объем средств |
160759 |
33 741,7 |
79 120,3 |
- |
2897 |
45000 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
||
федеральный бюджет |
58996,3 |
11099,3 |
- |
- |
2897 |
45000 |
|
||
областной бюджет |
88171 |
14450,7 |
73720,3 |
- |
- |
- |
|
||
местные бюджеты |
13591,7 |
8191,7 |
5400 |
- |
- |
- |
|
||
III. Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций природного характера, связанных с негативным воздействием вод | |||||||||
11. Берегоукрепление участка рукава Быстрокурки р. Северной Двины в селе Холмогоры Архангельской области |
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области |
общий объем средств
в том числе: |
229396,7 |
87 536,7 |
141 860,0 |
- |
- |
- |
предотвращение негативного воздействия паводковых вод; протяженность берегоукрепительных сооружений - 1500 м; предотвращение ущерба в размере более 188 млн.руб. (в ценах 2006 г.); сроки реализации проекта - 2012-2013 годы |
федеральный бюджет |
181956,4 |
87521,1 |
94435,3 |
- |
- |
- |
|||
областной бюджет |
47440,3 |
15,6 |
47 424,7 |
- |
- |
- |
|||
12. Реконструкция и восстановление причальных берегоукрепительных сооружений, служащих защитой г. Архангельска от паводка. Причалы N 10-109, г. Архангельск, Набережная Северной Двины, Красная Пристань |
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области |
всего |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
завершение работ по реконструкции берегоукрепительных сооружений протяженностью 709,9 м в г. Архангельске (выполнение работ по благоустройству территории); предотвращение ущерба в размере 921 млн. руб. срок реализации проекта - 2014 год |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|||
федеральный бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
областной бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
местные бюджеты |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
13. Разработка и реализация проекта "Укрепление правого берега р. Северной Двины в Соломбальском территориальном округе г. Архангельска на участке от улицы Маяковского до улицы Кедрова" |
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области |
общий объем средств |
67500 |
- |
5500 |
62000 |
- |
- |
предотвращение негативного воздействия паводковых вод; |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|||
федеральный бюджет |
50000 |
- |
- |
50000 |
- |
- |
протяженность берегоукрепительных сооружений - 850 м; предотвращение ущерба в размере более 470 млн. руб. (в ценах 2006 г.); разработка проекта - 2012 г.; сроки реализации проекта - 2013-2014 годы |
||
областной бюджет |
17500 |
- |
5500 |
12000 |
- |
- |
|||
14. Разработка проекта "Реконструкция берегоукрепительных сооружений на о. Ягры |
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области |
всего |
7400,6 |
5083,4 |
2317,2 |
- |
- |
- |
предотвращение негативного воздействия вод Белого моря в периоды неблагоприятных метеорологических явлений; протяженность берегоукрепительных сооружений - 1697 м; предотвращение ущерба в размере более 2 млрд. руб. (в ценах 2006 г.); разработка проекта - 2012-2013 гг.; сроки реализации проекта - 2014-2018 гг. |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|||
федеральный бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
областной бюджет |
3083,4 |
3083,4 |
- |
- |
- |
- |
|||
местные бюджеты |
4317,2 |
2 000 |
2317,2 |
- |
- |
- |
|||
15. Разработка и реализация проекта "Укрепление правого берега Корабельного рукава р. Северной Двины в пос. Конвейер Маймаксанского территориального округа г. Архангельска" |
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области |
общий объем средств в том числе: |
153500 |
- |
- |
- |
- |
150000 |
предотвращение негативного воздействия вод; протяженность берегоукрепительных сооружений - 1500 м; предотвращение ущерба в размере более 300 млн.руб. (в ценах 2006 г.); разработка проекта - 2015 г.; сроки реализации проекта - 2017-2018 годы |
федеральный бюджет |
120000 |
- |
- |
- |
- |
120000 |
|||
областной бюджет |
20000 |
- |
- |
- |
- |
20000 |
|||
местные бюджеты |
13500 |
- |
- |
- |
3500 |
10000 |
|||
16. Проведение дноуглубительных (землечерпательных) работ на р. Северной Двине у с. Верхняя Тойма (обустройство подъезда к переправе через р. Северную Двину в районе с. Верхняя Тойма), в том числе разработка проектно-сметной документации |
агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области |
общий объем средств
в том числе: |
27900 |
27900 |
25400 |
25400 |
25400 |
25400 |
ликвидация последствий негативного воздействия вод, выражающегося в замывании полоя Свага р. Северной Двины в районе с. Верхняя Тойма; протяженность участка расчистки русла - 1500 м; разработка проекта - 2012 г. |
областной бюджет |
26900 |
26900 |
24900- |
24900 |
24900 |
24900 |
|||
местные бюджеты |
1000 |
1000 |
500 |
500 |
500 |
500 |
|||
17. Разработка и реализация проекта "Дноуглубление и спрямление русла реки Пинега в Пинежском районе Архангельской области на отдельных участках" |
агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области |
общий объем средств в том числе |
64703,9 |
4703,9 |
15000 |
15000 |
15000 |
15000 |
предотвращение негативного воздействия паводковых вод; протяженность участка расчистки русла - 10 000 м; разработка проекта - 2012 г.; сроки реализации проекта - 2013-2016 годы; предотвращение ущерба в размере более 250 млн.руб. (в ценах 2006 г.) |
федеральный бюджет |
64703,9 |
4703,9 |
15000 |
15000 |
15000 |
15000 |
|||
18. Расчистка русла р. Ваймуга в районе пос. Самодед в Плесецком районе Архангельской области |
агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области |
общий объем средств в том числе |
2901,2 |
- |
- |
2901,2 |
- |
- |
предотвращение негативного воздействия паводковых вод; протяженность участка расчистки русла - 4 000 м; предотвращение ущерба в размере более 70 млн.руб. (в ценах 2006 г.) |
федеральный бюджет |
2901,2 |
- |
- |
2901,2 |
- |
- |
|||
Итого по разделу III |
|
всего |
553302,4 |
99 824,0 |
190077,2 |
79 901,2 |
18 500,0 |
165 000 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
||
федеральный бюджет |
419 561,5 |
92 225,0 |
109 435,3 |
67 901,2 |
15 000 |
135 000 |
|
||
областной бюджет |
114923,7 |
5 099,0 |
77824,7 |
12 000 |
- |
20 000 |
|
||
местные бюджеты |
18 817,2 |
2 500 |
2 817,2 |
- |
3 500 |
10 000 |
|
||
IV. Повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений (в том числе бесхозяйных) | |||||||||
19. Проведение инвентаризации и оценки технического состояния бесхозяйных гидро-технических сооружений на территории Архангельской области, разработка комплекса мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации гидро-технических сооружений |
агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области |
общий объем средств
в том числе |
550 |
300 |
250 |
- |
- |
- |
обеспечение органов исполнительной власти информацией о техническом состоянии гидротехнических сооружений, расположенных на территории Архангельской области, в том числе бесхозяйных |
областной бюджет |
550 |
300 |
250 |
- |
- |
- |
|||
20. Капитальный ремонт плотины на р. Лименда в г. Котласе Архангельской области |
агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области |
общий объем средств в том числе: |
7931,6 |
7931,6 |
- |
- |
- |
- |
обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения; предотвращение ущерба в размере более 22 млн.руб. (в ценах 2006 г.); окончание ремонтных работ в 2012 году |
федеральный бюджет |
5884,6 |
5884,6 |
- |
- |
- |
- |
|||
областной бюджет |
1500 |
1500 |
- |
- |
- |
- |
|||
местные бюджеты |
547 |
547 |
- |
- |
- |
- |
|||
21. Разработка и реализация проекта "Капитальный ремонт берегоукрепительных сооружений на р. Пинега в пос. Пинега Пинежского района Архангельской области" |
агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области |
всего |
1900 |
1900 |
- |
- |
- |
- |
обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения; предотвращение негативного воздействия вод; разработка проекта - 2011 - 2012 годы; окончание ремонтных работ в 2014 году |
в том числе: |
|
- |
|
|
|
|
|||
областной бюджет |
1500 |
1500 |
- |
- |
- |
- |
|||
местные бюджеты |
400 |
400 |
- |
- |
- |
- |
|||
22. Разработка декларации безопасности берегоукрепительных сооружений участка рукава Быстрокурки р. Северной Двины в селе Холмогоры Архангельской области |
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области |
общий объем средств в том числе |
600 |
- |
600 |
- |
- |
- |
соблюдение требований Федерального закона N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" |
областной бюджет |
600 |
- |
600 |
- |
- |
- |
|||
23. Разработка и реализация проекта "Капитальный ремонт плотины на реке Ворбоза в Устьянском районе Архангельской области" |
агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области |
общий объем средств в том числе: |
13500 |
- |
- |
- |
1500 |
12000 |
предотвращение негативного воздействия вод; окончание ремонтных работ в 2016 году |
федеральный бюджет |
10800 |
- |
- |
- |
- |
10800 |
|||
областной бюджет |
2400 |
- |
- |
- |
1400 |
1000 |
|||
местные бюджеты |
300 |
- |
- |
- |
100 |
200 |
|||
24. Разработка и реализация проекта "Строительство гидроузла на р. Кижмола в с. Яренск Ленского района Архангельской области" |
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области |
общий объем средств в том числе: |
258100 |
- |
- |
4600 |
127000 |
126500 |
обеспечение населения и объектов экономики водными ресурсами; реализация - 2015-2016 годы |
федеральный бюджет |
200000 |
- |
- |
- |
100000 |
100000 |
|||
областной бюджет |
54500 |
- |
- |
4500 |
25000 |
25000 |
|||
местные бюджеты |
3600 |
- |
- |
100 |
2000 |
1500 |
|||
Итого по разделу IV |
|
всего |
282581,6 |
10131.6 |
850 |
4600 |
128500 |
138500 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|||
федеральный бюджет |
216684,6 |
5884.6 |
- |
- |
100000 |
110800 |
|||
областной бюджет |
61050 |
3300 |
850 |
4500 |
26400 |
26000 |
|||
местные бюджеты |
4847 |
947 |
- |
100 |
2100 |
1700 |
|||
V. Развитие и модернизация системы государственного мониторинга водных объектов | |||||||||
25. Ведение мониторинга состояния берегов водных объектов |
агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области |
общий объем средств
в том числе |
6 813,2 |
363,2 |
650 |
700 |
750 |
4350 |
получение своевременной информации о состоянии берегов водных объектов, предотвращение негативного воздействия вод |
областной бюджет |
6 813,2 |
363,2 |
650 |
700 |
750 |
4350 |
|||
26. Обеспечение специализированной гидрометеорологической информацией исполнительных органов государственной власти Архангельской области и населения в период прохождения паводка на территории Архангельской области |
агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области |
общий объем средств
в том числе: |
6900 |
2000 |
2100 |
2800 |
- |
- |
обеспечение безопасности в период прохождения паводка, предотвращение негативного воздействия паводковых вод |
федеральный бюджет |
6300 |
2000 |
2100 |
2200 |
- |
- |
|||
областной бюджет |
600 |
- |
- |
600 |
- |
- |
|||
27. Определение протяженности береговой линии водных объектов, расположенных на территории Архангельской области, в границах населенных пунктов Архангельской области |
агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области |
общий объем средств
в том числе |
2500 |
- |
500 |
1000 |
1000 |
- |
актуализация исходных данных для расчета субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий в области водных отношений |
областной бюджет |
2500 |
- |
500 |
1000 |
1000 |
- |
|||
28. Инвентаризация земель, подверженных негативному воздействию вод в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Архангельской области |
агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области |
общий объем средств в том числе |
3800 |
800 |
1000 |
2000 |
- |
- |
актуализация исходных данных для расчета субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий в области водных отношений |
областной бюджет |
3800 |
800 |
1000 |
2000 |
- |
- |
|||
Итого по разделу V |
общий объем средств в том числе: |
20013,2 |
3163,2 |
4250 |
6500 |
1750 |
4350 |
|
|
федеральный бюджет |
6300 |
2000 |
2100 |
2200 |
- |
- |
|||
областной бюджет |
13713,2 |
1163,2 |
2150 |
4300 |
1750 |
4350 |
|||
Итого по Программе |
общий объем средств |
1025458,5 |
153342,8 |
276607,5 |
91001,2 |
151647 |
352850 |
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
||
федеральный бюджет |
710344,7 |
117701,2 |
113845,3 |
70101,2 |
117897 |
290800 |
|
||
областной бюджет |
277857,9 |
24012,9 |
154545 |
20800 |
28150 |
50350 |
|
||
местные бюджеты |
37255,9 |
11638,7 |
8217,2 |
100 |
5600 |
11700 |
|
Постановлением Правительства Архангельской области от 29 мая 2012 г. N 219-пп настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 2
к долгосрочной целевой программе
Архангельской области
"Развитие водохозяйственного комплекса Архангельской области
на 2012-2020 годы"
(в редакции постановления Правительства
Архангельской области
от 29 мая 2012 г. N 219-пп)
Методика
оценки степени достижения целевых показателей
долгосрочной целевой программы Архангельской области
"Развитие водохозяйственного комплекса Архангельской области на 2012-2020 годы"
29 мая 2012 г.
Степень достижения целевых показателей Программы оценивается на основании сопоставления фактически достигнутых значений целевых показателей с их плановыми значениями.
Сопоставление значений целевых показателей производится по каждому расчетному (плановому) и фактическому показателю.
Степень достижения целевых показателей Программы определяется по формуле:
где:
En - степень достижения целевых показателей Программы, процентов;
Tf1 - фактический целевой показатель, достигнутый в ходе реализации Программы;
TN1 - нормативный целевой показатель, утвержденный Программой;
М - количество показателей.
Фактическое значение индикаторов Программы определяется по следующим формулам.
Доля установленных (нанесенных на землеустроительные карты) водоохранных зон водных объектов в протяженности береговой линии, требующей установления водоохранных зон (участков водных объектов, испытывающих антропогенное воздействие), Т1, процентов:
где:
- общая протяженность участков береговой линии водных объектов, для которых установлены (нанесены на землеустроительные карты) водоохранные зоны;
- протяженность береговой линии водных объектов, требующих установки водоохранных зон (в черте населенных пунктов, а также в местах антропогенного воздействия). Общая протяженность береговой линии водных объектов, требующих установки водоохранных зон устанавливается Федеральным агентством водных ресурсов.
Доля вынесенных в натуру водоохранных зон и прибрежных защитных полос в общей протяженности установленных (нанесенных на землеустроительные карты) водоохранных зон, Т2, процентов:
где:
- протяженность вынесенных в натуру водоохранных зон и прибрежных защитных полос (положение которых на местности закреплено специальными информационными знаками);
- общая протяженность участков береговой линии водных объектов, для которых установлены (нанесены на землеустроительные карты) водоохранные зоны.
Доля водохозяйственных участков, класс качества которых (по индексу загрязнения вод) повысился, Т2, процентов:
По-видимому, в тексте документа допущена опечатка. "Т2" следует читать: "Т3"
где:
- количество водохозяйственных участков, класс качества которых повысился;
- общее количество водохозяйственных участков на территории Архангельской области по результатам проведения водохозяйственного районирования Росводресурсами.
Сравнение текущих показателей класса качества вод водохозяйственного участка производится с исходными показателями на момент проведения водохозяйственного районирования. Текущие показатели качества водохозяйственных участков определяются исходя из результатов регулярных гидрохимических наблюдений, осуществляемых Росгидрометом.
Доля протяженности участков русел рек, на которых осуществлены работы по оптимизации их пропускной способности, к общей протяженности участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности Т4, процентов:
где:
- общая протяженность русел рек, на которых проведены работы по оптимизации их пропускной способности (расчистка русла от мусора и наносов, спрямление русла);
- протяженность участков русел рек, на которых необходимо проведение работ по оптимизации их пропускной способности (по состоянию на 01 января 2007 года), устанавливается Федеральным агентством водных ресурсов.
Доля населения, проживающего на защищенной в результате проведения противопаводковых мероприятий территории, в общей численности населения, проживающего на территориях, подверженных негативному воздействию вод, Т5, процентов:
где:
- численность населения, проживающего на защищенной в результате проведения противопаводковых мероприятий (строительство сооружений инженерной защиты, мероприятия по оптимизации пропускной способности русел рек, прочие противопаводковые мероприятия) территории;
- общая численность населения, проживающего на территориях, подверженных негативному воздействию вод. Общая численность населения, проживающего на территориях, подверженных негативному воздействию вод, устанавливается Федеральным агентством водных ресурсов.
Протяженность сооружений инженерной защиты от негативного воздействия вод, Т6, км:
где:
L1, L2_, Ln - протяженность 1-го, 2-го, _, n-го инженерного сооружения защиты от негативного воздействия вод.
Доля гидротехнических сооружений, находящихся в удовлетворительном техническом состоянии, Т7, процентов:
где:
- количество гидротехнических сооружений, находящихся в удовлетворительном техническом состоянии;
- общее количество учтенных гидротехнических сооружений на территории Архангельской области.
Протяженность береговой линии водных объектов, охваченной государственным мониторингом на постоянной основе, Т8, км:
Текст приводится в соответствии с источником
где:
L1, L2_, Ln - протяженность 1-го, 2-го, n-го участков береговой линии водных объектов, охваченных сетью государственного мониторинга на постоянной основе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Архангельской области от 11 октября 2011 г. N 361-пп "Об утверждении долгосрочной целевой программы Архангельской области "Развитие водохозяйственного комплекса Архангельской области на 2012-2020 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Волна" от 25 октября 2011 г. N 46(1326)
Постановлением Правительства Архангельской области от 11 октября 2013 г. N 476-пп настоящее постановление признано утратившим силу c 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Архангельской области от 12 ноября 2013 г. N 523-пп
Постановление Правительства Архангельской области от 17 сентября 2013 г. N 427-пп
Постановление Правительства Архангельской области от 19 июня 2013 г. N 270-пп
Постановление Правительства Архангельской области от 28 мая 2013 г. N 239-пп
Постановление Правительства Архангельской области от 2 апреля 2013 г. N 143-пп
Постановление Правительства Архангельской области от 12 февраля 2013 г. N 37-пп
Постановление Правительства Архангельской области от 18 декабря 2012 г. N 575-пп
Постановление Правительства Архангельской области от 27 ноября 2012 г. N 523-пп
Постановление Правительства Архангельской области от 9 октября 2012 г. N 438-пп
Постановление Правительства Архангельской области от 2 октября 2012 г. N 427-пп
Постановление Правительства Архангельской области от 13 июня 2012 г. N 254-пп
Постановление Правительства Архангельской области от 29 мая 2012 г. N 219-пп
Постановление Правительства Архангельской области от 20 декабря 2011 г. N 502-пп