Постановление мэра г. Архангельска
от 31 декабря 2003 г. N 370
"Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности контрольно-ревизионным управлением
департамента финансов и казначейского исполнения бюджета мэрии города"
Постановлением мэра г. Архангельска от 7 февраля 2006 г. N 41 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях надлежащего обеспечения поставленных перед контрольно-ревизионным управлением департамента финансов и казначейского исполнения бюджета мэрии города задач по контролю за финансово-хозяйственной деятельностью структурных подразделений мэрии города, муниципальных учреждений и муниципальных предприятий и единообразия организации проводимых ревизий и проверок постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке проведения ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности контрольно-ревизионным управлением департамента финансов и казначейского исполнении бюджета мэрии города.
2. Считать утратившим силу постановление мэра города от 30.11.2000 N 287 "Об утверждении Порядка проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности контрольно-аналитической службы мэра города".
Мэр города Архангельска |
О.В. Нилов |
Инструкция
о порядке проведения ревизии и проверки финансово-хозяйственной
деятельности контрольно-ревизионным управлением департамента финансов
и казначейского исполнения бюджета мэрии города
(утв. постановлением мэра г. Архангельска от 31 декабря 2003 г. N 370)
I. Общие положения
1.1. На департамент финансов и казначейского исполнения бюджета мэрии города в соответствии с Положением о департаменте финансов и казначейского исполнения бюджета возложена задача по осуществлению, в пределах своей компетенции, (предварительного, текущего и последующего) муниципального финансового контроля. Последующий муниципальный финансовый контроль осуществляется департаментом финансов и казначейского исполнения бюджета мэрии города путем проведения ревизии и проверки в порядке, предусмотренном настоящей инструкцией. Указанный вид муниципального финансового контроля проводится контрольно-ревизионным управлением (далее - управление) департамента финансов и казначейского исполнения бюджета мэрии города (далее - Департамент) в соответствии с Положением об управлении.
1.2. При организации и проведении ревизии или проверке, оформлении и реализации их результатов работники управления обязаны руководствоваться федеральным и областным законодательством, правовыми актами органов государственной власти и местного самоуправления муниципального образования "Город Архангельск", приказами, инструкциями и указаниями Министерства финансов РФ, других министерств, департамента финансов администрации Архангельской области, Положением о Департаменте, а также Положением об управлении и настоящей Инструкцией.
1.3. Права, обязанности и полномочия управления определяются Положением об управлении.
1.4. Требования настоящей Инструкции, касающиеся ревизуемых и проверяемых муниципальных структур, обязательны для исполнения их руководителями.
II. Понятие, цель и задачи ревизии и проверки
2.1. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизионный период хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также правомочности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами возложена ответственность за их осуществление.
Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.
2.2. Цель ревизии и проверки (далее - ревизии) - осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
2.3. Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:
- соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;
- обоснованность расчетов сметных назначений;
- исполнение смет расходов;
- использование бюджетных средств по целевому назначению;
- обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
- обоснованность образования и расходования внебюджетных средств;
- соблюдение финансовой дисциплины и правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
- обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
- операции с основными средствами и нематериальными активами;
- операции, связанные с инвестициями;
- расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
- обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;
- формирование финансовых результатов и их распределение.
III. Организация и проведение ревизии
3.1. Ревизия поступления и расходования средств городского бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества (в т.ч. от ценных бумаг), находящегося в муниципальной собственности, в муниципальных структурах осуществляется как в плановом, так и в неплановом порядке.
Ревизия муниципальных учреждений и предприятий по мотивированным письмам, требованиям правоохранительных органов осуществляется в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
3.2. На проведение каждой ревизии издается приказ по Департаменту, включающий в себя наименование объекта ревизии, ее тему, период, который должна охватить ревизия, срок ее проведения, состав ревизионной группы с ее руководителем.
Работникам, участвующим в ревизии выдается специальное удостоверение, которое подписывается директором Департамента или лицом им уполномоченным (начальником управления) и заверяется печатью Департамента.
Работники управления должны также иметь постоянные удостоверения установленного образца.
3.3..# Сроки проведения ревизии, состав ревизионной группы и ее руководитель (ревизор) определяются начальником управления с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач ревизии и особенностей ревизуемой организации и, как правило, не могут превышать 45 дней. Продление первоначально установленного срока ревизии осуществляется директором Департамента по мотивированному представлению начальника управления.
3.4..# Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов ревизии (далее - программа ревизии).
Программа ревизии, включает тему, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизии и утверждается начальником управления.
3.5. Составлению программы ревизии и ее проведению должен предшествовать подготовительный период, в ходе которого участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность подлежащей ревизии организации.
Руководитель ревизионной группы (ревизор) до начала ревизии знакомит ее участников с содержанием программы ревизии и распределяет вопросы и участки работ между ее исполнителями.
В тексте настоящей инструкции отсутствует п. 11
Программа ревизии в ходе ее проведения с учетом изучения необходимых документов, отчетных и статистических данных, других материалов, характеризующих ревизуемую организацию, может быть изменена или дополнена в порядке, установленном п. 11 настоящей Инструкции.
3.6. Руководитель ревизионной группы (ревизор) должен предъявить руководителю ревизуемой организации приказ на право проведения ревизии, перечень вопросов, подлежащих проверке, ознакомить его с основными задачами, представить участвующих в ревизии работников, решить организационно-технические вопросы проведения ревизии и составить рабочий план.
По требованию руководителя ревизионной группы (ревизора) при выявлении фактов злоупотребления или порчи имущества, руководитель ревизуемой организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации обязан организовать проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей. Дата проведения и участки (объем) инвентаризации устанавливается руководителем ревизионной группы по согласованию с руководителем ревизуемой организации.
3.7. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности организации проводится путем осуществления:
- проверки учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в целях установления законности и правильности проведения операций;
- проверки фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов, в т.ч. по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.п.;
- организации проведения встречных проверок поступления и расходования внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности, сличения имеющихся в ревизуемой организации записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которым выданы средства, материальные ценности и документы;
- организации процедур фактического контроля за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования продукции, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, в т.ч. с привлечением в установленном порядке специалистов других организаций, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей путем организации проведения инвентаризаций, обследований, контрольных обмеров выполненных работ, экспертиз и т.д.;
- проверки достоверности отражения произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности, в т.ч. соблюдения установленного порядка ведения учета, сопоставления записей в регистрах бухгалтерского учета с данными первичных документов, сопоставление показателей отчетности с данными бухгалтерского учета, арифметические проверки первичных документов;
- проверки использования и сохранности бюджетных и внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
- проверки в необходимых случаях организации и состояния внутриведомственного контроля.
3.8..# Участники ревизионной группы (ревизор), исходя из программы ревизии, определяют необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности, обеспечивающей надежную возможность сбора требуемых сведений и доказательств.
3.9..# Руководитель ревизуемой организации обязан создавать надлежащие условия для проведения участниками ревизионной группы ревизии - предоставить необходимое помещение, оргтехнику, услуги связи, канцелярские принадлежности, обеспечить машинописными работами и т.д.
В случае отказа работниками ревизуемой организации предоставить необходимые документы, либо возникновения иных препятствий, не позволяющих проведению ревизии, руководитель ревизионной группы (ревизор) докладывает об этом начальнику управления, а последний - директору Департамента, который сообщает об этих фактах в вышестоящий орган ревизуемого объекта.
3.10. При отсутствии или запущенности бухгалтерского учета в ревизуемой организации руководителем ревизионной группы (ревизором) составляется об этом соответствующий акт в порядке, предусмотренном разделом IV настоящей Инструкции, и докладывается начальнику управления, который ставит в известность директора Департамента. Руководителю ревизуемой структуры и (или) в вышестоящую организацию направляется письменное предписание о восстановлении бухгалтерского учета.
Ревизия проводится после восстановления в ревизуемой организации бухгалтерского учета.
IV. Оформление и реализация результатов ревизии
4.1. Результаты ревизии оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы (ревизором), а при необходимости и членами ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) ревизуемой организации.
Один экземпляр оформленного акта ревизии, подписанного руководителем ревизионной группы (ревизором), вручается руководителю ревизуемой организации или лицу им уполномоченному под роспись в получении с указанием даты получения.
По просьбе руководителя и (или) главного бухгалтера (бухгалтера) ревизуемой организации, по согласованию с руководителем ревизионной группы, может быть установлен срок до 5 рабочих дней, отведенных для ознакомления с актом ревизии и его подписания.
При наличии возражений и замечаний по акту подписывающие его должностные лица ревизуемой организации делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю ревизионной группы (ревизору) письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии и являются их неотъемлемой частью.
Руководитель ревизионной группы (ревизор) в срок до 5 рабочих дней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные заключения, которые после рассмотрения и утверждения директором Департамента направляются в ревизуемую организацию и приобщаются к материалам ревизии, являясь их неотъемлемой частью.
При отсутствии возможности формирования аргументированного заключения начальник управления (его заместитель) направляет запрос для разъяснений в соответствующие отделы Департамента или организации, в компетенцию которых входят данные вопросы.
Письменное заключение вручается руководителем ревизионной группы (ревизорам) в установленном настоящей Инструкцией порядке для вручения акта ревизии.
В случае отказа должностных лиц ревизуемой организации подписать или получить акт ревизии руководитель ревизионной группы (ревизор) в конце акта производит запись об их ознакомлении с актом и отказе от подписи или получения акта.
В этом случае акт ревизии может быть направлен ревизуемой организации по почте или иным способом, свидетельствующим о дате его получения. При этом к экземпляру акта, оставшемуся на хранении в управлении, прилагаются документы, подтверждающие факт отправления или иного способа передачи акта.
4.2. Акт ревизии состоит из вводной и описательной частей. Вводная часть ревизии должна содержать следующую информацию:
- наименование темы ревизии;
- дату и место составления акта ревизии;
- кем и на каком основании проведена ревизия (номер и дата приказа, а также указание на плановый характер ревизии или ссылку на задание);
- проверяемый период и сроки проведения ревизии;
- полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации;
- сведения об учредителях;
- основные цели и виды деятельности организации;
- имеющаяся у организации лицензия на осуществление отдельных видов деятельности;
- кто в проверяемый период имел право первой подписи в организации и кто являлся главным бухгалтером (бухгалтером);
- кем и когда проводилась предыдущая ревизия, что сделано в организации за прошедший период по устранению ею выявленных нарушений и недостатков.
Вводная часть акта ревизии может содержать и иную необходимую информацию, относящуюся к предмету ревизии.
Описательная часть акта ревизии должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии.
4.3. В акте ревизии ревизующие должны соблюдать объективность, обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения. Результаты ревизии излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтверждающих имеющимися в ревизуемых и других организациях документами, результатами проведенных встречных проверок и процедур фактического контроля, других ревизионных действий, заключений специалистов и экспертов, объяснений должностных и материально ответственных лиц.
Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии, должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные, другие нормативные акты или их отдельные положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений.
В акте ревизии не допускается включение различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами или результатами проверок, сведений из материалов правоохранительных органов и ссылок на показания, данные следственным органам.
В акте ревизии не должна даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц ревизуемой организации, квалифицироваться их поступки, намерения и цели.
Объем акта ревизии не ограничивается, но ревизующие должны стремиться к разумной краткости изложения при обязательном отражении в нем ясных и полных ответов на все вопросы программы ревизии.
4.4. В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или по ним необходимо принять срочные меры к их устранению или привлечению должностных и (или) материально-ответственных лиц к ответственности, в ходе ревизии также составляется отдельный (промежуточный) акт, и с этих лиц запрашиваются необходимые письменные объяснения.
Промежуточный акт подписывается участником ревизионной группы, ответственным за проверку конкретного вопроса программы ревизии, и соответствующими должностными и материально-ответственными лицами ревизуемой организации.
Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт ревизии.
4.5. Материалы ревизии состоят из акта ревизии и надлежаще оформленных приложений к нему, на которые имеется ссылка в акте ревизии (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально-ответственных лиц и т.д.).
4.6. Материалы ревизии в делопроизводстве контрольно-ревизионного управления должны составлять отдельное дело с соответствующим наименованием и номером.
4.7. Материалы ревизии, после подписания акта в ревизуемой организации или урегулирования разногласий, если таковые имелись, представляются руководителем ревизионной группы заместителю начальника управления.
Заместитель начальника управления по представленным материалам ревизии в срок не более 5 рабочих дней представляет начальнику управления справку о результатах ревизии с предложениями по принятию мер, направленных на устранение нарушений и возмещение выявленного ущерба.
4.8. Начальник управления определяет порядок реализации материалов ревизии.
4.9. Начальником управления материалы ревизии по вопросам использования средств городского бюджета передаются в соответствующие отраслевые отделы Департамента для организации работы по реализации этих материалов.
4.10. Результаты проведенной ревизии письменно докладываются директору Департамента вместе с предложениями по принятию мер, направленных на устранение выявленных нарушений и возмещение причиненного ущерба.
4.11. Результаты ревизии, проведенной по мотивированным письмам правоохранительных органов, направляются этим органам директором Департамента в установленном порядке.
В правоохранительные органы могут быть направлены также материалы ревизий, проведенных без мотивированных постановлений, в ходе которых были выявлены нарушения финансовой дисциплины, недостачи денежных средств и материальных ценностей, являющиеся в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации основанием для реализации материалов ревизии в установленном порядке.
4.12. В необходимых случаях результаты ревизии сообщаются начальником управления руководителю вышестоящей организации либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемой организации, для принятия мер.
Управление обеспечивает контроль за ходом реализации материалов ревизии и при необходимости принимает другие предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для устранения выявленных нарушений и возмещения причиненного ущерба.
4.13. Управление систематически изучает и обобщает материалы ревизий и на основе этого в необходимых случаях вносит предложения директору Департамента о совершенствовании системы финансового контроля за деятельностью организаций.
4.14. В случае возникновения ситуаций, не регламентированных данной Инструкцией, работники управления обязаны руководствоваться законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление мэра г. Архангельска от 31 декабря 2003 г. N 370 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности контрольно-ревизионным управлением департамента финансов и казначейского исполнения бюджета мэрии города"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением мэра г. Архангельска от 7 февраля 2006 г. N 41 настоящее постановление признано утратившим силу