Постановление главы администрации Архангельской области
от 27 августа 2003 г. N 140
"Об областной целевой программе "Профилактика и лечение
артериальной гипертонии в Архангельской области" на 2004-2007 годы"
5 декабря 2003 г.
Постановлением главы администрации Архангельской области от 24 декабря 2004 г. N 206 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2001 года N 540 "О федеральной целевой программе "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации" и в целях совершенствования оказания медицинской помощи населению области постановляю:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Архангельской области" на 2004-2007 годы (далее именуется - Программа).
2. Департаменту экономического развития Архангельской области в установленном порядке включить Программу в перечень областных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета.
Установить, что в ходе реализации Программы объемы финансирования программных мероприятий подлежат ежегодной корректировке с учетом реальных возможностей областного бюджета.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления принять участие в финансировании мероприятий Программы.
4. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя Главы администрации области по социальным вопросам Т.Д. Румянцеву.
И.о. главы администрации |
А.Е. Поликарпов |
Областная целевая программа
"Профилактика и лечение артериальной гипертонии
в Архангельской области" на 2004-2007 годы
(утв. постановлением Главы администрации области от 27 августа 2003 г. N 140)
5 декабря 2003 г.
Постановлением главы администрации Архангельской области от 5 декабря 2003 г. N 183 в текст паспорта Программы настоящего постановления внесены изменения
Паспорт областной целевой программы
"Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Архангельской области" на 2004-2007 годы
Наименование - областная целевая программа "Профилактика и лечение
Программы артериальной гипертонии в Архангельской области" на
2004-2007 годы
Основания для - постановление Правительства Российской Федерации от 17
разработки июля 2001 г. N 540 "О федеральной целевой программе
Программы "Профилактика и артериальной гипертонии в Российской
лечение Федерации";
- распоряжение Главы администрации Архангельской области
от 25 июня 2003 года N 541р "О разработке областной
целевой программы "Профилактика и лечение артериальной
гипертонии в Архангельской области" на 2004-2007 годы"
Государственный - департамент здравоохранения администрации
заказчик Программы Архангельской области
Разработчик - департамент здравоохранения администрации
Программы Архангельской области
Исполнители - департамент здравоохранения администрации области;
основных - департамент образования администрации области;
мероприятий - департамент информации и общественных связей
Программы администрации области;
- комитет по делам женщин, семьи и молодежи
администрации области;
- Северный государственный медицинский университет;
- органы управления здравоохранением муниципальных
образований
Цели Программы - комплексное решение проблем профилактики, диагностики,
лечения артериальной гипертонии и реабилитации
больных;
- формирование активного отношения населения к здоровому
образу жизни
Задачи Программы - стабилизация и формирование тенденции к улучшению
показателей здоровья населения Архангельской области,
связанных с артериальной гипертонией
Сроки и этапы - 2004-2007 годы
реализации I этап - 2004-2005 годы,
Программы II этап - 2006-2007 годы
Объемы и - общий объем финансирования составляет 6874,3 тыс.
источники рублей, из них:
финансирования средства областного бюджета - 1500,0 тыс. рублей;
Программы средства местных бюджетов - 2477,4 тыс. рублей;
средства бюджета Архангельского областного фонда
обязательного медицинского страхования (АОФОМС) -
2896,9 тыс. рублей".
Ожидаемые - повышение эффективности профилактики артериальной
конечные гипертонии;
результаты - формирование активного отношения населения к здоровому
образу жизни;
- улучшение организации кардиологической помощи;
- повышение качества подготовки медицинских и повышение
качества профессиональной работников в области
профилактики и кардиологии;
- формирование межсекторального сотрудничества
Система - контроль за реализацией Программы осуществляет
организации департамент здравоохранения администрации области в
контроля за установленном порядке
ходом исполнения
Программы
1. Содержащие проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В настоящее время в Российской Федерации сложилась напряженная эпидемиологическая ситуация, связанная с резким ростом заболеваемости артериальной гипертонией, являющейся не только одним из основных факторов риска развития болезней системы кровообращения и смертности населения от них, но и самым распространенным заболеванием.
Общее количество больных артериальной гипертонией в возрасте 15 лет к старше достигает в стране более 56,5 млн. человек.
В структуре причин общей смертности населения России смертность от болезней системы кровообращения составляет 55,6%.
Эпидемиологическая ситуация, связанная с ростом заболеваний этой группы, представляет собой прямую угрозу здоровью населения, а наносимые ею потери приводят к значительному экономическому ущербу.
В целях комплексного решения проблем по снижению заболеваемости и смертности населения Российской Федерации от болезней системы кровообращения постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2001 г. N 540 утверждена федеральная целевая программа "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации".
В общей смертности населения области смертность от болезней системы кровообращения составляет 56%, а в трудоспособном возрасте - 34%. Показатель смертности определяется главным образом двумя заболеваниями: ишемической болезнью сердца и цереброваскулярными болезнями, которые составляют соответственно 45,6% и 40,3%.
Болезни системы кровообращения занимают I место в структуре причин общей смертности и инвалидности населения.
В области у 15,8% населения выявлена патология системы кровообращения.
За последние 5 лет заболеваемость болезнями системы кровообращения возросла на 37,6% и в 2002 году составила 154,9 на 1000 населения.
В настоящее время сложилась напряженная эпидемиологическая ситуация по артериальной гипертонии, являющейся одним из основных факторов риска развития заболеваний системы кровообращения. Так, в 2002 году зарегистрировано 69158 больных артериальной гипертонией, в том числе впервые - 5870 человек (8,4%). На основании исследований, проведенных на территории области, установлено, что развитие заболеваний начинается в период полового созревания. В 2002 году зарегистрировано 148 детей с артериальной гипертонией, в т.ч. впервые обратившихся - 125.
Отмечается рост цереброваскулярных болезней. Ежегодно в стационары области по поводу острого нарушения мозгового кровообращения, развившегося на фоке повышенного артериального давления, поступает 1600-1800 больных и более 2,0 тысяч с острым инфарктом миокарда.
Сложившаяся за последние годы эпидемиологическая ситуация, связанная с ростом болезней системы кровообращения, представляет прямую угрозу здоровью населения, а наносимые ею потери приводят к значительному экономическому ущербу.
2. Цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются комплексное решение проблем профилактики, ранней диагностики, лечения артериальной гипертонии и реабилитации больных с ее осложнениями.
Задачами Программы являются:
1. Повышение информированности населения об артериальной гипертонии и факторах риска ее развития, формирование активного отношения населения к здоровому образу жизни;
создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы для населения по первичной профилактике артериальной гипертонии для изменения отношения населения к здоровью, повышения мотивации к здоровому образу жизни;
проведение массовых оздоровительных мероприятий среди населения.
2. Повышение квалификации медработников по вопросам профилактики, диагностики, лечения, реабилитации больных с артериальной гипертонией:
совершенствование последипломной подготовки медицинских кадров по вопросам профилактики и кардиологии (курсы тематического усовершенствования, создание системы постоянно действующих семинаров по профилактике неинфекционных заболеваний для специалистов разных секторов).
3. Совершенствование имеющихся и внедрение новых организационных технологий по раннему выявлению, профилактике, лечению и реабилитации больных с артериальной гипертонией и ее осложнений:
организация скрининговых исследований у детей с 15 до 18 лет при выявлении артериальной гипертонии и факторов риска, в т.ч. дислипидемии, с последующим диспансерным наблюдением и проведением профилактических и лечебных мероприятий;
открытие школ для пациентов с артериальной гипертонией и включение их в территориальную программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению;
организация дневных стационаров для лиц с артериальной гипертонией (обследование, подбор терапии);
совершенствование организационных подходов медико-социальной реабилитации больных, перенесших мозговой инсульт и острый инфаркт миокарда, организация неврологических реабилитационных отделений (палат) для больных, перенесших мозговой инсульт;
усовершенствование системы раннего выявления и регистрации лиц с разной степенью артериальной гипертонии, введение соответствующей маркировки в картах амбулаторного пациента;
восстановление кабинетов медицинской профилактики и их технической оснащенности.
4. Формирование межсекторального сотрудничества по профилактике артериальной гипертонии:
привлечение руководителей крупных промышленных предприятий области к созданию на предприятиях системы оздоровительных мероприятий для работников с артериальной гипертонией и факторами риска ее развития;
интеграция системы здравоохранения и образования по профилактике неинфекционных заболеваний (школы укрепления здоровья);
пропаганда здорового образа жизни в средствах массовой информации.
5. Создание условий для реализации мер профилактики артериальной гипертонии:
обеспечение амбулаторно-поликлинических учреждений средствами выявления и контроля артериальной гипертонии, определения риска ее осложнений (тонометры, фонендоскопы, весы, ростомеры, оборудование и расходные материалы для определения сахара и холестерина крови и белка в моче);
повышение доступности приобретения лекарственных средств для лиц с артериальной гипертонией путем снижения коммерческих надбавок на гипотензивные препараты в аптечной сети области;
обеспечение всех участковых врачей и врачей общей практики национальным руководством по профилактике и лечению артериальной гипертонии;
обеспечение постоянного наличия в торговой сети продуктов питания для лиц с артериальной гипертонией (продукты с пониженным содержанием калорий, холестерина, солей натрия), введение соответствующей маркировки;
организация здорового школьного питания;
организация досуга детей вне учебного процесса.
6. Контроль за ходом реализации Программы:
создание системы динамического контроля за показателями здоровья, обусловленными артериальной гипертонией;
создание системы мониторинга за ходом реализации Программы;
проведение научно-практических работ по оценке процесса реализации программных мероприятий.
Программа предусматривает комплексный подход к решению проблемы, участие в ее реализации департаментов администрации области, органов местного самоуправления, всех заинтересованных ведомств, учреждений, организаций, в том числе и негосударственных.
Принятие Программы будет способствовать реализации политики в сфере борьбы с артериальной гипертонией и ее осложнениями, позволит внедрить в практику эффективные методы профилактики, ранней диагностики, лечения и реабилитации больных, сократить число осложнений и неблагоприятных исходов, вызванных этими заболеваниями.
Программа призвана стать ориентиром для органов местного самоуправления городов и районов области при разработке соответствующих программ по профилактике, лечению артериальной гипертонии и при решении конкретных задач в деле повышения качества оказания кардиологической помощи населению.
Борьба с артериальной гипертонией является одним из важнейших направлений деятельности по снижению числа болезней системы кровообращения, а реализация мероприятий Программы создаст реальные предпосылки для успешного решения всей проблемы в целом.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на период с 2004 года по 2007 год.
Первый этап (2004-2005 годы) предусматривает:
создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы по первичной профилактике артериальной гипертонии;
формирование межсекторального сотрудничества;
проведение мероприятий среди населения по профилактике, ранней диагностике и лечению артериальной гипертонии;
создание систем динамического контроля за эпидемиологической ситуацией по заболеваемости артериальной гипертонией и учету больных артериальной гипертонией (по обращаемости);
организация неврологических реабилитационных отделений для больных, перенесших инсульт вследствие артериальной гипертонии;
укрепление материально-технической базы амбулаторно-поликлинических учреждений (первичное звено системы здравоохранения);
повышение квалификации медицинских работников в области профилактики в кардиологии.
Второй этап (2006-2007 годы) предусматривает:
проведение мероприятий по профилактике, диагностике и лечению больных артериальной гипертонией с использованием новых методов лечения;
обеспечение функционирования системы учета больных артериальной гипертонией с разной степенью риска;
дальнейшее укрепление материально-технической базы амбулаторно-поликлинических учреждений;
дальнейшее повышение квалификации медицинских работников в области профилактики и кардиологии.
Постановлением главы администрации Архангельской области от 5 декабря 2003 г. N 183 в текст раздела 4 Программы настоящего постановления внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета с привлечением средств бюджетов муниципальных образований области.
"Общий объем финансирования Программы составляет - 6874,3 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 1500,0 тыс. рублей, местных бюджетов - 2477,4 тыс. рублей, за счет средств бюджета АОФОМС - 2896,9 тыс. рублей";
Объемы финансирования Программы на 2004-2007 годы за счет средств областного бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проeктов областного бюджета на очередной финансовый год.
Объемы финансирования программных мероприятий за счет средств муниципальных бюджетов согласовываются государственным заказчиком Программы с муниципальными органами исполнительной власти и подлежат ежегодному уточнению.
Финансирование мероприятий за счет средств внебюджетных источников (предприятий, организаций, фондов, частных инвесторов) подтверждается соглашениями о намерениях между государственным заказчиком Программы и соответствующими инвесторами.
Распределение объемов
финансирования Программы по источникам и годам
(тыс. рублей, в ценах 2003 года)
Источники финансирования |
Объем финанси- рования |
В том числе | |||
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | ||
Всего по Программе | 6874,3 | 1369,8 | 1847,2 | 1805,9 | 1851,4 |
в том числе: | |||||
областной бюджет | 1500,0 | 0 | 490,0 | 520,0 | 490,0 |
местные бюджеты | 2477,4 | 745,6 | 670,6 | 530,6 | 530,6 |
бюджет АОФОМС | 2896,9 | 624,2 | 686,6 | 755,3 | 830,8 |
5. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется на основе контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке департаментом здравоохранения Архангельской области с исполнителями программных мероприятий.
Отбор мероприятий (проектов) в Программу осуществляется на конкурсной основе.
Исполнители программных мероприятий определяются в соответствии с федеральным и областным законодательствами.
Финансирование Программы за счет средств областного бюджета осуществляется в установленном порядке через государственного заказчика в соответствии с утвержденными ассигнованиями на очередной финансовый год.
При изменении объемов бюджетного финансирования, по сравнению с предусмотренными Программой, государственный заказчик уточняет объемы финансирования за счет средств областного бюджета, местных бюджетов, федерального бюджета и внебюджетных источников, а также перечень мероприятий для реализации Программы в установленные сроки.
Механизм реализации Программы предусматривает формирование ежегодно рабочих документов организационного плана действий по реализации мероприятий, плана проведения конкурсов на исполнение конкретных программных мероприятий, проектов соглашений (договоров), заключаемых государственным заказчиком с исполнителями программных мероприятий по итогам конкурсов, перечня работ по подготовке и реализации программных мероприятий конкретными исполнителями с определением объемов и источников финансирования.
6. Управление Программой и контроль за ходом ее реализации
Государственный заказчик осуществляет контроль за ходом реализации Программы, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий по целевому и эффективному использованию средств областного бюджета, разрабатывает и представляет в установленном порядке бюджетную заявку на ассигнования из областного бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, подготавливает информацию о ходе реализации Программы за отчетный квартал и по итогам года.
Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий (программ), а также продление срока ее реализации осуществляется в установленном порядке по предложению государственного заказчика.
Контроль за ходом реализации Программы включает периодическую отчетность о реализации программных мероприятий и рациональном использовании исполнителями выделяемых им финансовых средств, качестве реализуемых программных мероприятий сроках выполнения договоров (контрактов, соглашений).
Исполнители программных мероприятий в установленном порядке отчитываются перед государственным заказчиком о целевом использовании выделенных им финансовых средств.
7. Оценка эффективности реализации Программы
Проведение мероприятий по профилактике артериальной гипертонии, повышение качества ее диагностики и лечения позволят:
повысить полноту выявления лиц с артериальной гипертонией и степеней риска осложнений;
усилить профилактическую деятельность лечебно-профилактических учреждений;
сократить расходы на стационарное лечение путем оптимизации лечебно-профилактической помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях, дневных кардиологических стационарах;
снизить заболеваемость населения мозговыми инсультами на 15% и острыми инфарктами миокарда на - 10-12%;
снизить смертность от инсультов на 12-15%, от инфарктов миокарда - на 10-12%;
снизить первичный выход на инвалидность больных с артериальной гипертонией;
повысить уровень квалификации медицинских кадров.
8. Система программных мероприятий
Программой предусматривается разработка и реализация комплекса мероприятий по следующим направлениям:
организационные мероприятия,
инвестиционные мероприятия.
Мероприятия областной целевой программы "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Архангельской области" на 2004-2007 годы приведены в приложении к Программе.
Постановлением главы администрации Архангельской области от 5 декабря 2003 г. N 183 в текст перечня Программы внесены изменения
Приложение
к областной целевой программе
"Профилактика и лечение
артериальной гипертонии в
Архангельский области"
на 2004-2007 годы
Перечень
мероприятий областной целевой программы
"Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Архангельской области" на 2004-2007 годы
5 декабря 2003 г.
(тыс. рублей)
Наименование мероприятий |
Ожидаемый результат |
Исполнители | Объем инвестиций и источники финансиро- вания |
2004- 2007 годы, всего |
в том числе: | ||||
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1. Организационные мероприятия | |||||||||
1. | Создать постоянно действующую информационно - пропагандистскую систему для населения по первичной профилактике артериальной гипертонии (АГ) |
Повышение уровня информированности населения о первичной профилактике артериальной гипертонии (АГ) |
Департамент здравоохранения администрации области, департамент информации и общественных связей администрации области, комитет по делам женщин, семьи и молодежи администрации области, органы управления здравоохранением муниципальных образований |
Всего в том числе: областной бюджет местные бюджеты |
1600,0 1200,0 400,0 |
100,0 - 100,0 |
500,0 400,0 100,0 |
500,0 400,0 100,0 |
500,0 400,0 100,0 |
2. | Открыть школы укрепления здоровья |
Формирование здорового образа жизни, снижение заболеваемости |
Органы управле- нием образования муниципальных образований, ор- ганы управления здравоохранением муниципальных образований |
Местные бюджеты |
240,0 | 60,0 | 60,0 | 60,0 | 60,0 |
3. | Внедрить новые организационные и лечебные технологии, формировать у населения здоровый образ жизни, обеспечить информационное сопровождение Программы |
Формирование здорового образа жизни, снижение заболеваемости и смертности |
Департамент здравоохранения администрации области, органы управления здравоохранением муниципальных образований |
Областной бюджет |
300,0 | - | 90,0 | 120,0 | 90,0 |
4. | Ввести в школах обучение больных артериальной гипертонией (10 школ) по одной должности медсестры-инст- руктора |
Обучение больных контролю за течением заболевания. Профилактика осложнений артериальной гипертонии |
Лечебно - профилактические учреждения |
АОФОМС | 2896,9 | 624,2 | 686,6 | 755,3 | 830,8 |
2. Инвестиционные мероприятия | |||||||||
1. | Оснастить медицинские кабинеты школ, средних специальных учебных заведений аппаратами для изменения артериального давления |
Повышение полноты выявления лиц с АГ и факторов риска ее развития |
Органы управления здравоохранением муниципальных образований, органы управления образованием муниципальных образований |
Местные бюджеты |
210,0 | 70,0 | 140,0 | ||
2. | Открыть и оснастить школы для пациентов с АГ |
Снижение числа госпитализаций, снижение частоты случаев, дней временной нетрудоспособнос- ти |
Департамент здравоохранения администрации области, органы управления здравоохранением муниципальных образований |
Местные бюджеты |
484,8 | 121,2 | 121,2 | 121,2 | 121,2 |
3. | Открыть и оснастить кабинеты медицинской профилактики в лечебно-профилак- тических учреждениях |
Усиление профилактической деятельности лечебно- профилактических учреждений |
Департамент здравоохранения администрации области, органы управления здравоохранением муниципальных образований |
Местные бюджеты |
1142,6 | 394,4 | 249,4 | 249,4 | 249,4 |
2004 - 2007 годы |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
|
Всего по Программе | 6874,3 | 1369,8 | 1847,2 | 1805,9 | 1851,4 |
в том числе: | |||||
средства областного бюджета | 1500,0 | 0 | 490,0 | 520,0 | 490,0 |
средства местных бюджетов | 2477,4 | 745,6 | 670,6 | 530,6 | 530,6 |
средства бюджета АОФОМС | 2896,9 | 624,2 | 686,6 | 755,3 | 830,8 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление главы администрации Архангельской области от 27 августа 2003 г. N 140 "Об областной целевой программе "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Архангельской области" на 2004-2007 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Волна" от 12-18 сентября 2003 г. N 37(848)
Постановлением главы администрации Архангельской области от 24 декабря 2004 г. N 206 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление главы администрации Архангельской области от 5 декабря 2003 г. N 183