В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 3, пунктом 2 части 10 статьи 23, частью 4 статьи 30 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Архангельской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - Положение).
2. Признать утратившими силу:
1) административный регламент осуществления регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории Архангельской области, утвержденный постановлением Правительства Архангельской области от 17 июля 2012 года N 318-пп;
2) пункт 1 постановления Правительства Архангельской области от 9 октября 2012 года N 459-пп "О внесении изменений в постановления Правительства Архангельской области об утверждении административных регламентов исполнения государственных функций по осуществлению государственного контроля (надзора)";
3) пункт 9 изменений, которые вносятся в отдельные административные регламенты исполнения государственных функций осуществления государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 11 февраля 2014 года N 48-пп;
4) пункт 8 изменений, которые вносятся в отдельные административные регламенты исполнения государственных функций осуществления государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 13 мая 2014 года N 198-пп;
5) пункт 10 изменений, которые вносятся в отдельные административные регламенты исполнения государственных функций по осуществлению государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 29 декабря 2014 года N 596-пп;
6) пункт 11 изменений, которые вносятся в перечень исполнительных органов государственной власти Архангельской области, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и в отдельные административные регламенты исполнения государственных функций по осуществлению государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 16 июня 2015 года N 227-пп;
7) постановление Правительства Архангельской области от 15 сентября 2015 года N 370-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Архангельской области от 17 июля 2012 года N 318-пп";
8) пункт 10 изменений, которые вносятся в отдельные административные регламенты исполнения государственных функций по осуществлению государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 22 сентября 2015 года N 378-пп;
9) постановление Правительства Архангельской области от 29 декабря 2015 года N 588-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Архангельской области от 17 июля 2012 года N 318-пп";
10) пункт 1 изменений, которые вносятся в отдельные административные регламенты исполнения государственных функций по осуществлению государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 9 февраля 2016 года N 40-пп;
11) пункт 9 изменений, которые вносятся в отдельные постановления Правительства Архангельской области по осуществлению государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 28 июня 2016 года N 236-пп;
12) пункт 7 изменений, которые вносятся в отдельные административные регламенты исполнения государственных функций по осуществлению государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 9 августа 2016 года N 303-пп;
13) пункт 1 изменений, которые вносятся в административные регламенты исполнения министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области государственных функций по осуществлению государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 14 февраля 2017 года N 61-пп;
14) пункт 9 изменений, которые вносятся в административные регламенты исполнения государственных функций по осуществлению государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 14 марта 2017 года N 117-пп;
15) пункт 5 изменений, которые вносятся в отдельные административные регламенты осуществления государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 14 ноября 2017 года N 467-пп;
16) Положение о региональном государственном надзоре в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, утвержденное постановлением Правительства Архангельской области от 6 декабря 2017 года N 541-пп;
17) пункт 7 изменений, которые вносятся в отдельные административные регламенты осуществления государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 8 мая 2018 года N 197-пп;
18) пункт 9 изменений, которые вносятся в административные регламенты исполнения государственных функций по осуществлению государственного контроля (надзора) на территории Архангельской области, утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 24 июля 2018 года N 331-пп;
19) пункт 1 изменений, которые вносятся в некоторые постановления Правительства Архангельской области, регулирующие осуществление министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области отдельных видов государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 4 сентября 2018 года N 384-пп;
20) пункт 6 изменений, которые вносятся в некоторые постановления Правительства Архангельской области, утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 5 октября 2018 года N 432-пп;
21) пункт 6 изменений, которые вносятся в некоторые постановления Правительства Архангельской области в области осуществления регионального государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 5 марта 2019 года N 115-пп;
22) постановление Правительства Архангельской области от 30 июля 2019 года N 408-пп "О внесении изменений в административный регламент осуществления регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории Архангельской области";
23) постановление Правительства Архангельской области от 14 января 2020 года N 5-пп "О внесении изменения в административный регламент осуществления регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории Архангельской области";
24) постановление Правительства Архангельской области от 3 сентября 2020 года N 564-пп "О внесении изменений в Положение о региональном государственном надзоре в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения";
25) пункт 4 изменений, которые вносятся в отдельные постановления администрации Архангельской области и Правительства Архангельской области, утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 22 октября 2020 года N 696-пп.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый заместитель Губернатора |
А.В. Алсуфьев |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Архангельской области
от 21 сентября 2021 г. N 514-пп
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
I. Общие положения
1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"), статьей 25 областного закона от 24 февраля 2015 года N 242-14-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях в Архангельской области", устанавливает порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - государственный контроль) на территории Архангельской области.
Государственный контроль осуществляется на территориях особых экономических зон, территории Арктической зоны Российской Федерации с учетом особенностей организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, установленных федеральными законами, предусматривающими специальное правовое регулирование в отношении этих территорий, и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Государственный контроль осуществляется на территориях опережающего социально-экономического развития с учетом особенностей организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, установленных Правительством Российской Федерации.
2. Предметами регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий являются:
1) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на особо охраняемых природных территориях регионального значения и в границах их охранных зон обязательных требований, установленных Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Архангельской области в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, касающихся:
режима особо охраняемой природной территории;
особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;
режима охранных зон особо охраняемых природных территорий;
2) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
3. Государственный контроль осуществляется:
государственным бюджетным учреждением Архангельской области "Центр природопользования и охраны окружающей среды" (далее - учреждение) - в отношении управляемых им особо охраняемых природных территорий регионального значения и их охранных зон;
министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее - министерство) - на особо охраняемых природных территориях регионального значения и в границах их охранных зон, которые не находятся под управлением учреждения.
4. От имени министерства или учреждения государственный контроль вправе осуществлять следующие должностные лица (далее - инспекторы):
1) министр природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее - министр) - главный государственный инспектор в области охраны окружающей среды Архангельской области;
2) начальник управления государственного надзора министерства (далее - начальник управления) - заместитель главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Архангельской области;
3) заместитель начальника управления - начальник отдела экологического надзора министерства - старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды Архангельской области;
4) ведущие консультанты, консультанты, главные специалисты-эксперты отдела экологического надзора управления государственного надзора министерства - государственные инспекторы в области охраны окружающей среды Архангельской области;
5) руководитель учреждения - заместитель главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Архангельской области на особо охраняемых природных территориях;
6) заместитель руководителя учреждения - старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды Архангельской области на особо охраняемых природных территориях;
7) начальник отдела учреждения, в ведение которого входит осуществление регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории Архангельской области (далее - отдел учреждения), заместитель начальника отдела учреждения, главные эксперты, ведущие эксперты, эксперты 1 категории отдела учреждения, главные эксперты, ведущие эксперты, эксперты 1 категории обособленных структурных подразделений учреждения - государственные инспекторы в области охраны окружающей среды Архангельской области на особо охраняемых природных территориях.
5. К квалификационным требованиям для замещения должностей инспекторов в учреждении относятся следующие требования:
1) для руководителя учреждения - высшее профессиональное образование и стаж работы на руководящей должности;
2) для заместителя руководителя учреждения - высшее профессиональное образование и стаж работы не менее трех лет;
3) для начальника отдела учреждения - высшее профессиональное образование и стаж работы не менее трех лет;
4) для заместителя начальника отдела учреждения - образование не ниже среднего профессионального и стаж работы не менее трех лет.
К остальным специалистам квалификационные требования к уровню профессионального образования - не ниже среднего общего образования. Требования к стажу работы не предъявляются.
6. Инспекторы осуществляют все полномочия по осуществлению государственного контроля, установленные федеральными законами и настоящим Положением, независимо от своего должностного положения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением.
При проведении профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий полномочия по осуществлению государственного контроля осуществляют только те инспекторы, которые уполномочены на проведение соответствующего мероприятия решением министерства или учреждения.
7. Инспекторы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий наряду с правами, установленными Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в пределах установленной компетенции имеют право:
1) запрашивать в целях проверки у граждан, находящихся на особо охраняемых природных территориях и в границах охранных зон государственных природных заповедников и национальных парков, разрешение на право пребывания на указанных особо охраняемых природных территориях и в границах охранных зон указанных государственных природных заповедников и национальных парков;
2) производить в границах охраняемых природных территорий и их охранных зон досмотр транспортных средств, личных вещей граждан.
Инспекторы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, наряду с решениями, принимаемыми в процессе и по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, установленными Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в пределах установленной компетенции имеют право:
1) изымать у граждан, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства и соответствующие документы;
2) направлять в соответствующие органы местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки по фактам размещения объекта капитального строительства на земельном участке в границах особо охраняемой природной территории, ее функциональной зоны или охранной зоны, режим особой охраны которых не допускает размещение объекта капитального строительства;
3) предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу государственных природных заповедников и национальных парков средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам государственных природных заповедников и национальных парков вследствие нарушений установленного режима государственных природных заповедников и национальных парков;
4) задерживать в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон граждан, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, и доставлять указанных граждан в правоохранительные органы.
8. Объектами государственного контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий являются:
1) деятельность, действия (бездействие) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
2) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая воздушное пространство, водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).
9. Учет объектов государственного контроля осуществляется:
1) при ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
2) при сборе, обработке, анализе и учете информации об объектах контроля, представляемой контрольному органу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации;
3) при использовании государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности";
4) при ведении единого государственного кадастра особо охраняемых природных территорий.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля
10. Государственный контроль осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
11. Министерство и учреждение относят объекты государственного контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:
1) высокий риск;
2) значительный риск;
3) средний риск;
4) умеренный риск;
5) низкий риск.
12. Критерии отнесения объектов государственного контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям приведены в приложении N 1 к настоящему Положению.
13. Индикаторы риска нарушения обязательных требований приведены в приложении N 2 к настоящему Положению.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
3.1. Виды профилактических мероприятий, проводимых при осуществлении государственного контроля
14. При осуществлении государственного контроля министерство или учреждение проводят следующие виды профилактических мероприятий:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
3.2. Информирование
15. Министерство, учреждение осуществляют информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Правительства Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
Министерство, учреждение обеспечивают размещение на официальном сайте Правительства Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений, предусмотренных Положением о государственной информационной системе Архангельской области "Официальный сайт Правительства Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 15 января 2019 года N 5-пп, и на сайте учреждения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3.3. Обобщение правоприменительной практики
16. Министерство ежегодно подготавливает доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики министерства по осуществлению государственного контроля (далее - доклад о правоприменительной практике).
Доклад о правоприменительной практике утверждается распоряжением министерства и размещается на официальном сайте Правительства Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на сайте учреждения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок до 1 марта года, следующего за отчетным.
3.4. Объявление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований
17. В случае объявления министерством или учреждением контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее также - предостережение) контролируемое лицо вправе подать в отношении этого предостережения возражение.
18. Возражение на предостережение должно содержать:
1) полное наименование организации - контролируемого лица, фамилию, имя и отчество (при наличии) гражданина - контролируемого лица;
2) идентификационный номер налогоплательщика - контролируемого лица;
3) адрес места нахождения и осуществления деятельности организации, гражданина - контролируемого лица;
4) дату, номер и наименование органа, объявившего предостережение;
5) позицию контролируемого лица о несогласии с тем, что его действия (бездействие) могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, и (или) о несогласии с предложенными в предостережении мерами по обеспечению соблюдения обязательных требований;
6) обоснование позиции контролируемого лица. К возражению могут быть приложены документы, подтверждающие обоснование позиции контролируемого лица.
19. Возражение на предостережение может быть подано в течение 30 календарных дней со дня его получения.
Возражение организации на предостережение подается в электронном виде и должно быть подписано простой электронной подписью.
Возражение индивидуального предпринимателя на предостережение подается в электронном виде и должно быть подписано простой электронной подписью, ключ которой получен физическим лицом при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленными Правительством Российской Федерации.
Возражение гражданина, не осуществляющего предпринимательской деятельности, на предостережение подается на бумажном носителе либо в электронном виде и должно быть подписано соответственно собственноручно либо простой электронной подписью, ключ которой получен физическим лицом при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленными Правительством Российской Федерации.
Возражения на предостережения в электронном виде подаются по адресу электронной почты министерства, учреждения, указанному в предостережении. Возражения на предостережения на бумажном носителе подаются в министерство или учреждение лично или почтовым отправлением.
Возражения на предостережения, поданные с нарушением условий, предусмотренных настоящим Положением, но соответствующие требованиям к обращениям граждан и организаций, установленным Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", рассматриваются в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.
20. Возражения на предостережения рассматриваются министерством или учреждением.
По результатам рассмотрения возражений на предостережения министерство, учреждение:
направляет контролируемому лицу ответ об отклонении его возражения на предостережение - если министерство или учреждение придет к выводу о необоснованности позиции контролируемого лица. В ответе должно содержаться обоснование отклонения возражения контролируемого лица на предостережение;
направляет контролируемому лицу ответ об отзыве предостережения полностью или частично - если министерство или учреждение придет к выводу об обоснованности позиции контролируемого лица. Если предостережение отзывается частично, в ответе должно быть указано, в части каких действий (бездействия) контролируемого лица и (или) предложенных мер по обеспечению соблюдения обязательных требований отзывается предостережение, в остальной части должно содержаться обоснование отклонения возражения контролируемого лица на предостережение.
Ответ контролируемому лицу по результатам рассмотрения возражения на предостережение должен быть направлен министерством или учреждением в течение 30 календарных дней со дня его поступления.
3.5. Консультирование
21. Инспекторы осуществляют консультирование:
1) по телефону - в часы работы министерства, учреждения по вопросам сообщения контролируемым лицам контактных данных министерства, учреждения графика их работы, досудебного порядка подачи и рассмотрения жалоб контролируемых лиц;
2) посредством видео-конференц-связи - при наличии технической возможности в дни, часы и по вопросам, определенным министром (руководителем учреждения). Вопросы, по которым проводится консультирование посредством видео-конференц-связи, и время осуществления консультирования анонсируются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пять рабочих дней до дня проведения консультирования посредством видео-конференц-связи;
3) на личном приеме - в соответствии с графиком личного приема граждан в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" по вопросам, указанным в подпункте 1 настоящего пункта, и по вопросам проведения в отношении контролируемого лица профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий;
4) в ходе проведения профилактических визитов, контрольных (надзорных) мероприятий - при взаимодействии инспекторов с контролируемыми лицами и их представителями по вопросам проведения в отношении контролируемого лица соответствующего мероприятия;
5) в ходе публичного обсуждения проекта доклада о правоприменительной практике - при взаимодействии инспекторов с контролируемыми лицами и их представителями в рамках публичного обсуждения проекта доклада о правоприменительной практике по любым вопросам, связанным с соблюдением обязательных требований, установленных законодательством в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, осуществлением государственного контроля;
6) при направлении контролируемыми лицами в письменной форме или в форме электронного документа запросов о предоставлении письменных ответов - в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрении обращений граждан Российской Федерации", по любым вопросам, связанным с соблюдением обязательных требований, установленных законодательством в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, осуществлением государственного контроля.
22. По итогам консультирования информация в письменной форме предоставляется контролируемым лицам и их представителям только в случаях и по вопросам, предусмотренным подпунктом 6 пункта 21 настоящего Положения.
В случае поступления трех или более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей, имеющих значение для неопределенного круга контролируемых лиц, министерство, учреждение подготавливает письменное разъяснение, которое подписывается министром, руководителем учреждения и размещается на официальном сайте Правительства Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на сайте учреждения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3.6. Профилактические визиты
23. Профилактические визиты проводятся на основании программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или поручений министра или руководителя учреждения, или иных должностных лиц министерства или учреждения.
Обязательный профилактический визит должен быть проведен в течение одного года со дня:
начала осуществления контролируемым лицом деятельности, которая или результаты которой являются объектами государственного контроля;
отнесения соответствующего объекта государственного контроля к категории высокого или значительного риска.
В дальнейшем обязательные профилактические визиты проводятся с периодичностью один раз в два года.
В иных случаях профилактические визиты проводятся по инициативе министерства или учреждения или по обращениям контролируемых лиц.
24. Министерство, учреждение предлагает проведение обязательных профилактических визитов соответствующим контролируемым лицам в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков (периодичности) проведения обязательных профилактических визитов.
В целях обеспечения проведения любых профилактических визитов контролируемым лицам направляются уведомления о проведении профилактических визитов. В уведомлении указываются:
наименование организации - контролируемого лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) гражданина - контролируемого лица;
наименование министерства, учреждения и осуществляемый ими вид государственного контроля;
цель проведения профилактического визита;
наименование должности, фамилия и инициалы инспектора, которому поручается проведение профилактического визита;
предлагаемые дата и время проведения профилактического визита;
форма проведения профилактического визита (профилактическая беседа или использование видео-конференц-связи);
разъяснение права отказаться от проведения профилактического визита.
Уведомления о проведении профилактических визитов подписываются министром, руководителем учреждения.
25. Профилактический визит проводится в течение одного рабочего дня в присутствии контролируемого лица либо его представителя.
Если в день проведения профилактического визита, проводимого в форме профилактической беседы, контролируемое лицо и его представители отсутствуют по месту проведения профилактического визита, профилактический визит переносится на иную дату.
Если проведение профилактического визита, проводимого путем использования видео-конференц-связи, в установленный день оказалось невозможным по техническим или иным причинам, профилактический визит переносится на иную дату.
При перенесении профилактического визита контролируемому лицу направляются повторные уведомления.
26. По результатам профилактического визита инспектором, его проводившим, составляется и подписывается отчет, содержащий следующие сведения:
дата, время, форма проведения профилактического визита;
наименование организации - контролируемого лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) гражданина - контролируемого лица, в отношении которых проведен профилактический визит;
фамилия, имя и отчество (при наличии) представителя контролируемого лица, присутствовавшего при проведении профилактического визита;
наименование должности, фамилия и инициалы инспектора, проводившего профилактический визит;
рекомендованные контролируемому лицу способы снижения категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (если такие способы были рекомендованы);
сведения, необходимые для отнесения объектов государственного контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (при их сборе инспектором).
В один отчет о проведении профилактических визитов могут включаться сведения о проведении нескольких профилактических визитов.
Отчет о проведении профилактических визитов составляется в течение 15 рабочих дней со дня проведения профилактического визита.
IV. Контрольные (надзорные) мероприятия
4.1. Общие положения о контрольных (надзорных) мероприятиях, проводимых при осуществлении государственного контроля
27. При осуществлении государственного контроля проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий, предусматривающих взаимодействие с контролируемыми лицами:
1) инспекционный визит;
2) рейдовый осмотр;
3) документарная проверка;
4) выездная проверка;
5) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
6) выездное обследование.
28. При осуществлении государственного контроля проводятся следующие виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий:
1) инспекционный визит;
2) рейдовый осмотр;
3) документарная проверка;
4) выездная проверка.
29. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся со следующей периодичностью:
1) для категории высокого риска - один раз в 2 года;
2) для категории значительного риска - один раз в 3 года;
3) для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 4 года;
4) для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 5 лет;
5) для категории низкого риска - не проводятся.
30. При осуществлении государственного контроля проводятся следующие виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) документарная проверка;
в) рейдовый осмотр;
г) выездная проверка.
31. В случаях, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", проводятся инспекционный визит, документарная проверка, выездная проверка.
Виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", определяются поручением Президента Российской Федерации, поручением Правительства Российской Федерации, требованием прокурора. Если эти виды не определены поручением Президента Российской Федерации или поручением Правительства Российской Федерации, проводятся инспекционный визит, документарная проверка, рейдовый осмотр, выездная проверка.
В случаях, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", проводятся:
инспекционный визит - если проводится оценка исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выданного по итогам инспекционного визита или рейдового осмотра;
документарная проверка - если проводится оценка исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выданного по итогам документарной проверки;
выездная проверка - если проводится оценка исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выданного по итогам выездной проверки.
32. Содержание внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий определяется:
1) в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", - содержанием обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, содержанием сведений об отклонении объекта государственного контроля от параметров, утвержденных индикаторами риска нарушения обязательных требований, или о соответствии таким параметрам;
2) в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", - содержанием поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации, требования прокурора;
3) в случаях, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", - содержанием предписания министерства об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
33. Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся по решению министра, руководителя учреждения.
4.2. Контрольные (надзорные) действия
34. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) инструментальное обследование;
5) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта государственного контроля.
35. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) отбор проб (образцов);
7) инструментальное обследование;
8) испытание;
9) экспертиза;
10) эксперимент.
36. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов;
3) экспертиза.
37. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) отбор проб (образцов);
7) инструментальное обследование;
8) испытание;
9) экспертиза;
38. В ходе выездного обследования могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) отбор проб (образцов);
3) инструментальное обследование (с применением видеозаписи);
4) испытание;
5) экспертиза.
4.3. Требования к отдельным контрольным (надзорным) мероприятиям и контрольным (надзорным) действиям
39. Сроки проведения выездных проверок не могут превышать сроков, установленных частью 7 статьи 73 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
40. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в министерство, учреждение информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в следующих случаях:
временная нетрудоспособность;
нахождение в служебной командировке или отпуске в ином населенном пункте;
административный арест;
избрание меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении или запрета определенных действий, препятствующих присутствию при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, а также в виде заключения под стражу или домашнего ареста;
смерть близких родственников, подтвержденная документально.
В этих случаях министерство или учреждение принимают решение об отмене прежнего решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия и о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в иной срок с учетом необходимости устранения обстоятельств, послуживших поводом для указанного в настоящем пункте обращения индивидуального предпринимателя, гражданина.
41. При проведении инспекционного визита, рейдового осмотра, выездной проверки для фиксации доказательств нарушений обязательных требований инспекторами могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств. Фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств не допускаются в отношении носителей сведений, отнесенных к государственной тайне.
При использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи иных способов фиксации доказательств должна обеспечиваться фиксация даты, времени и места их использования. При использовании фотосъемки и видеозаписи осуществляются ориентирующая, обзорная, узловая и детальная фотосъемка и видеозапись.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств нарушений обязательных требований, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств нарушений обязательных требований, приобщаются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
Информация о типах и марках технических средств, использованных при фотосъемке, аудио- и видеозаписи, указывается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
42. Досмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи. Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя может осуществляться в случаях наличия сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) жизни или здоровью граждан.
43. При осуществлении экспертизы образцы, направляемые на исследование, отбираются, удостоверяются и представляются на экспертизу министерством, учреждением, экспертной организации, которой поручено осуществление экспертизы.
При невозможности транспортировки образца исследования к месту работы эксперта министерство или учреждение обеспечивает ему беспрепятственный доступ к образцу и необходимые условия для исследования в следующих случаях:
образец исследования является носителем сведений, составляющих государственную тайну;
образец исследования является крупногабаритным.
44. Если по результатам контрольного (надзорного) мероприятия выданное предписание об устранении нарушений обязательных требований исполнено контролируемым лицом надлежащим образом, меры по привлечению контролируемого лица к административной ответственности министерством или учреждением не принимаются в случае отсутствия в министерстве или учреждении информации о причинении контролируемым лицом вследствие нарушения им обязательных требований вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
V. Досудебное обжалование решений министерства и действий (бездействия) его должностных лиц
45. Контролируемые лица имеют право на досудебное обжалование решений министерства, учреждения и действий (бездействия) их должностных лиц в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную тайну, подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в письменной форме с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом в письменной форме в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган непосредственно или почтовым отправлением.
46. Жалобы рассматриваются:
1) на решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, акты контрольных (надзорных) мероприятий и предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, подписанные должностными лицами министерства, учреждения, - министром, руководителем учреждения соответственно;
2) на действия (бездействие) должностных лиц министерства, учреждения в рамках контрольных (надзорных) мероприятий - министром, руководителем учреждения соответственно.
47. Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы органом в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации. Этот срок может быть продлен уполномоченным на рассмотрение жалобы органом в следующих исключительных случаях:
1) при необходимости получения относящихся к предмету жалобы дополнительных документов, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций;
2) при необходимости изучения материалов жалобы, требующих значительных временных затрат;
3) при проведении в отношении инспектора, решения, акты, предписания, действия (бездействие) которого обжалуются, служебной проверки по фактам, изложенным в жалобе;
4) при отсутствии инспектора, решения, акты, предписания, действия (бездействие) которого обжалуются, по уважительной причине (временная нетрудоспособность, отпуск, служебная командировка).
48. Рассмотрение жалоб, связанных со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне или иного законодательства, регулирующего защиту соответствующих сведений.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Положению о региональном
государственном контроле (надзоре)
в области охраны и использования
особо охраняемых природных
территорий
Критерии
отнесения объектов регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
1. Производственные объекты, используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, относятся к определенной категории риска для регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в соответствии со следующими критериями:
1) к категории среднего риска относятся объекты регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории, предусмотренным критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" (далее - постановление N 2398);
2) к категории умеренного риска относятся объекты регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории, предусмотренным критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением N 2398, а также объекты исключительно по сбору и (или) транспортированию и (или) обработке отходов производства и потребления V класса опасности, за исключением объектов, которым при включении в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, присвоена IV категория;
3) к категории низкого риска относятся объекты регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории, предусмотренным критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением N 2398.
2. Объекты регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 1 настоящего документа к категориям среднего, умеренного риска, подлежат отнесению соответственно к категориям значительного, среднего риска в случае, если объект регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий размещается:
1) в границах особо охраняемой природной территории регионального значения;
2) в водоохранных зонах водных объектов или их частей.
3. Объекты регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, подлежащие отнесению в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего документа к категориям значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению соответственно к категориям высокого, значительного, среднего риска при наличии вступивших в законную силу в течение трех лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий к категории риска:
1) постановления о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 7.3, 7.4, 7.6, 8.2, 8.4, 8.6, 8.7, 8.9, частью 1 статьи 8.10, статьями 8.11, 8.12, 8.13, 8.14, 8.21, 8.32, 8.42, 8.44, 8.45, 14.1 и 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и совершенного при осуществлении деятельности с использованием объекта регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, вынесенного должностными лицами органа государственного надзора или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами указанного органа;
2) обвинительного приговора, предусматривающего признание должностного лица юридического лица либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием объекта регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, виновными в совершении преступления, предусмотренного статьями 246, 247, 250-255 и 257 Уголовного кодекса Российской Федерации;
3) решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами, принятого в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии либо установленных правил пользования недрами при осуществлении деятельности с использованием объекта регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
4) постановления о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю при осуществлении деятельности с использованием объекта регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий за совершение административного правонарушения, предусмотренного законами субъектов Российской Федерации, которое повлекло за собой возникновение угрозы причинения вреда окружающей среде или причинение такого вреда;
5) решения о прекращении, аннулировании разрешений, выдача которых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотрена нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, при осуществлении деятельности с использованием объекта регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
4. Объекты регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, подлежащие отнесению в соответствии с подпунктами "а" и "г" пункта 3 настоящего документа к категориям высокого, значительного, среднего риска, подлежат отнесению соответственно к категориям значительного, среднего, умеренного риска после устранения в установленный срок выявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного результатами проверки.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Следует читать как "подпунктами 1 и 4 пункта 3"
5. Объекты регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, подлежащие отнесению в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего документа к категориям значительного, среднего риска, подлежат отнесению соответственно к категориям среднего, умеренного риска при отсутствии в течение трех лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий к категории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных пунктом 3 настоящего документа, и одновременном соблюдении установленных законодательством в области охраны окружающей среды требований о своевременном внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду в полном размере, представлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов производства и потребления.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Положению о региональном
государственном контроле (надзоре)
в области охраны и использования
особо охраняемых природных
территорий
Индикаторы
риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
1. Направление контролируемому лицу трех или более предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в течение календарного года.
2. Отказ контролируемого лица от проведения обязательного профилактического визита в отношении объектов регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, отнесенных к категориям высокого или значительного риска, либо отсутствие контролируемого лица в месте проведения обязательного профилактического визита, несмотря на надлежащее уведомление о его проведении.
3. Получение информации о нарушении режима особо охраняемых территориях.
4. Получение информации, указывающей на то, что юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее представлена недостоверная информация в министерство или учреждение:
1) в ходе предоставления отчетности и иной информации, предоставление которой является обязательным в соответствии с нормативными правовыми актами;
2) при предоставлении документов для получения государственных услуг;
3) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственный контроль осуществляется министерством природных ресурсов и ЛПК Архангельской области, а также ГБУ АО "Центр природопользования и охраны окружающей среды" за соблюдением юрлицами, ИП и гражданами обязательных требований в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Осуществление плановых и внеплановых проверок предусматривается в форме документарных и (или) выездных. Продолжительность каждой из проверок не может превышать 10 рабочих дней. Периодичность проведения плановых проверок зависит от присвоенной подконтрольным объектам категории риска: высокий - 1 раз в 2 года; значительный - 1 раз в 3 года; средний - не чаще 1 раза в 4 года; умеренный - не чаще 1 раза в 5 лет. При этом в отношении объектов, отнесённых к категории низкого риска, проверки не проводятся.
К профилактическим мероприятиям относятся: информирование контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований; обобщение правоприменительной практики с подготовкой ежегодного доклада в срок до 1 марта года, следующего за отчётным; объявление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований; бесплатное консультирование; профилактические визиты.
Постановление вступает в силу с 24 сентября 2021 г.
Постановление Правительства Архангельской области от 21 сентября 2021 г. N 514-пп "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий"
Вступает в силу с 24 сентября 2021 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 24 сентября 2021 г. N 2900202109240010
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Архангельской области от 7 июня 2024 г. N 434-пп
Изменения вступают в силу с 13 июня 2024 г.
Постановление Правительства Архангельской области от 29 ноября 2023 г. N 1171-пп
Изменения вступают в силу с 5 декабря 2023 г.
Постановление Правительства Архангельской области от 17 февраля 2022 г. N 80-пп
Изменения вступают в силу с 24 февраля 2022 г., за исключением пункта 3 Изменений, утвержденных названным постановлением, который вступает в силу с 1 марта 2022 г.
Постановление Правительства Архангельской области от 18 ноября 2021 г. N 638-пп
Изменения вступают в силу с 23 ноября 2021 г., за исключением пунктов 6 и 8 Изменений, утвержденных названным постановлением, которые вступают в силу с 1 марта 2022 г.