Решение муниципального Совета МО "Северодвинск"
от 4 марта 1999 г. N 36
"Об утверждении "Положения о бюджетном процессе в муниципальном
образовании Северодвинск"
18 марта 1999 г., 9 июня 2000 г.
Решением муниципального Совета МО "Северодвинск" от 18 октября 2001 г. N 136 настоящее решение признано утратившим силу
Законом Архангельской области "О бюджетном процессе в Архангельской области" от 5 июля 2001 г. N 48-7-ОЗ закон Архангельской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Архангельской области" признан утратившим силу
В целях установления единого порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения муниципального бюджета, в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" и законом Архангельской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Архангельской области" муниципальный Совет решил:
Решением муниципального Совета МО "Северодвинск" от 18 марта 1999 г. N 56 пункт 1 настоящего решения изложен в новой редакции
1. Утвердить прилагаемые "Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании Северодвинск" и "Положение о резервном фонде бюджета муниципального образования Северодвинск".
2. Считать утратившим силу решение муниципального Совета от 20.02.98 г. N 43.
3. Поручить постоянной депутатской комиссии по вопросам бюджета и налогов (Гришин А.М.) разработать порядок утверждения отчета об исполнении бюджета как составной части "Положения о бюджетном процессе" (срок - май 1999 года).
Секретарь муниципального Совета |
В.В. Головченко |
Положение
о бюджетном процессе в муниципальном образовании Северодвинск
(утв. решением муниципального Совета Северодвинска от 4 марта 1999 г. N 36)
9 июня 2000 г.
Настоящее Положение определяет правовые основы, содержание и механизм осуществления бюджетного процесса на территории Северодвинска, полномочия органов местного самоуправления по составлению, утверждению и исполнению бюджета Северодвинска; обязанности органов местного самоуправления по отношению друг к другу в бюджетном процессе.
Бюджет разрабатывается, утверждается и исполняется с учетом оценки социально-экономической ситуации и прогноза основных направлений социально-экономического развития Северодвинска в соответствии с федеральными и областными законами.
1. Общие положения
1.1. В настоящем Положении используются следующие понятия:
Муниципальный бюджет (далее - бюджет) - форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов местного самоуправления.
Расходы бюджета - разделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов, и бюджет развития. В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности, другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством. В бюджет текущих расходов включаются все другие расходы, не вошедшие в бюджет развития.
Бюджетный процесс - регламентированная законодательством, Уставом Северодвинска и настоящим Положением деятельность органов местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.
Собственные доходы бюджета - налоговые и неналоговые платежи, закрепляемые за муниципальным бюджетом полностью или частично на постоянной основе федеральными законами и законами Архангельской области, а также вводимые муниципальным Советом в соответствии с законодательством РФ и направляемые в бюджет Северодвинска.
Регулирующие доходы бюджета - доходы, поступающие в бюджет Северодвинска в целях сбалансирования доходов и расходов в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год.
Дотация - средства, предоставляемые муниципальному бюджету из федерального бюджета и областного бюджета на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Субвенция - денежные средства, выделяемые Северодвинску на конкретные цели и на определенный срок из бюджета Архангельской области и подлежащие возврату в соответствующий бюджет в случае неиспользования их по целевому назначению в установленный срок.
Минимальный бюджет - расчетный объем доходов и расходов муниципального бюджета, учитывающий государственные минимальные социальные стандарты.
Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами.
Секвестр - пропорциональное снижение расходов (на 5, 10, 15 и т.д. процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года при превышении предельно установленного уровня дефицита или значительном снижении поступлений доходов бюджета, кроме защищенных статей, перечень которых устанавливается муниципальным Советом.
Баланс финансовых ресурсов - совокупность финансовых ресурсов территорий, отражающая их образование, распределение и использование. Баланс финансовых ресурсов является составной частью прогноза экономического и социального развития территории. Финансовые ресурсы территории включают в себя прибыль предприятий, амортизационные отчисления, налоги и обязательные платежи, уплачиваемые за счет себестоимости, отчисления в федеральные внебюджетные фонды, дотации и субвенции, получаемые из федерального бюджета, долгосрочные кредиты для финансирования капитальных вложений, экспортно-импортные пошлины, доходы от приватизации и другие источники доходов.
Трансферт - средства финансовой помощи, выделяемые из фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
1.2. Составление и исполнение бюджета осуществляется администрацией Северодвинска (далее - администрация) в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением.
1.3. Рассмотрение, утверждение, контроль за исполнением бюджета и утверждение отчета о его исполнении осуществляются муниципальным Советом.
1.4. Сметы расходов Ненокского и Белозерского административных округов являются составной частью бюджета.
1.5. Финансовый (бюджетный) год устанавливается с 1 января по 31 декабря и состоит из четырех кварталов по 3 месяца каждый.
Отчетный период включает в себя финансовый год и льготный период после его завершения, соответствующий месяцу, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения соответствующего бюджета.
2. Бюджетное устройство
2.1. Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, принципы ее построения. Бюджетное устройство основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности муниципального бюджета.
2.2. Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации, единством форм бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированного бюджета Архангельской области, согласованными принципами бюджетного процесса.
Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение.
Единство бюджетной системы реализуется через единую социально-экономическую, финансовую и налоговую политику.
2.3. Гласность обеспечивается обязательным опубликованием в открытой печати утвержденного бюджета, отчета об исполнении бюджета, информации о ходе исполнения бюджета, а также доступностью для средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проекту бюджета, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри муниципального Совета либо между администрацией и муниципальным Советом.
2.4. Самостоятельность муниципального бюджета обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом органов местного самоуправления (муниципальный Совет и администрация) определять направления их использования и расходования, а также ответственностью указанных органов за рациональное и эффективное использование бюджетных средств.
2.5. В целях достижения сбалансированности бюджета муниципальный Совет устанавливает предельный размер дефицита бюджета.
Покрытие дефицита бюджета осуществляется за счет выпуска муниципальных займов и лотерей, а также привлечения кредитных ресурсов. Порядок и условия привлечения кредитных ресурсов, выпуска муниципальных займов и лотерей определяет муниципальный Совет.
Решением муниципального Совета МО "Северодвинск" от 9 июня 2000 г. N 94 раздел 3 настоящего Положения изложен в новой редакции
3. Резервный фонд мэра Северодвинска
3.1. Резервный фонд мэра Северодвинска (далее - резервный фонд) является одной из составляющих расходной части муниципального бюджета.
3.2. Размер резервного фонда в муниципальном бюджете не должен превышать 3-х процентов его расходной части и устанавливается муниципальным Советом при утверждении бюджета Северодвинска на очередной финансовый год.
3.3. Средства резервного фонда расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе:
- на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году;
- на проведение мероприятий, финансирование которых другими статьями муниципального бюджета не предусмотрено:
- установка телефонов вновь назначенным судьям, прокурорам;
- праздничные мероприятия общегородского значения;
- мероприятия, проводимые по распоряжению мэра Северодвинска;
- разовое материальное поощрение трудовых коллективов и отдельных лиц, внесших значительный вклад в развитие города.
3.4. Распорядителем средств резервного фонда является мэр Северодвинска, а в его отсутствие - управляющий администрации.
3.5. Решение об использовании средств резервного фонда оформляется распоряжениями мэра Северодвинска.
3.6. Подразделения администрации, предприятия, организации, учреждения, претендующие на получение средств из резервного фонда, представляют на имя мэра Северодвинска в администрацию необходимые документы с обоснованием необходимости использования средств резервного фонда, указанием целей и назначения запрашиваемых средств, с приложением соответствующих экономических расчетов.
3.7. Проект распоряжения о выделении средств из резервного фонда по поручению мэра Северодвинска готовит финансовое управление администрации на основании письменных обращений подразделений администрации, предприятий, организаций и учреждений.
3.9. Информация об использовании средств резервного фонда представляется администрацией Северодвинска ежеквартально муниципальному Совету.
3.10. Отчет о расходовании средств резервного фонда включается в итоговый годовой отчет об исполнении муниципального бюджета.
4. Порядок составления и представления проекта бюджета
4.1. Решение о начале работы над составлением проекта бюджета принимает мэр Северодвинска не позднее чем за четыре месяца до начала соответствующего финансового года. На основании этого решения администрация организует поэтапную работу по составлению проекта бюджета.
4.2. В течение первых двух месяцев составляются прогноз социально-экономического развития Северодвинска, баланс финансовых ресурсов, определяются основные направления финансовой и бюджетной политики, уточняется перечень целевых программ, подлежащих бюджетному финансированию, а также проводится согласование с администрацией Архангельской области показателей социально-экономического развития, расчетных контрольных показателей и нормативов муниципального бюджета.
В случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов бюджета администрация Северодвинска представляет в администрацию области расчеты для обоснования необходимых размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций, субвенций, перечень доходов и расходов, подлежащих передаче из областного бюджета, а также данные об изменении состава объектов, подлежащих бюджетному финансированию.
Администрация Северодвинска вправе вносить свои предложения по изменению и уточнению проектируемых администрацией области показателей проекта бюджета.
Рассмотрение этих предложений первоначально производится в администрации области. В случае их отклонения (полностью или частично) администрация Северодвинска обязана составить протокол о имеющихся разногласиях. Протокол должен содержать обоснование предложений и обоснование отказа.
4.3. При формировании проекта бюджета администрация вправе формировать централизованные фонды при комитетах, управлениях для приобретения дорогостоящего оборудования, крупных поставок лекарственных препаратов, приобретения учебной литературы, учебно-наглядных пособий, финансирования капитального ремонта зданий.
4.4. Мэр Северодвинска не позднее чем за два месяца до начала нового финансового года представляет для рассмотрения в муниципальный Совет бюджетное послание, которое должно включать:
а) прогноз основных показателей социально-экономического развития с пояснительной запиской, баланс финансовых ресурсов, сведения о собственных доходах, обоснования и расчеты по целевым программам, нормативы отчислений от регулирующих доходов, суммы дотаций, субвенций и трансфертов, расписанные по основным разделам, главам и статьям бюджета в соответствии с бюджетной классификацией;
б) проект решения муниципального Совета "О муниципальном бюджете" и Приложения к нему:
Приложение 1. Проект бюджета Северодвинска с расшифровкой:
а) ассигнований на содержание органов представительной и исполнительной власти, в т.ч. по комитетам и управлениям;
б) лимитов на топливно-энергетические ресурсы по распорядителям кредитов;
в) средств, направляемых из муниципального бюджета на текущий (только для объектов социально-культурной сферы и объектов внешнего благоустройства) и капитальный ремонт, с расшифровкой по каждому объекту;
г) ассигнований, направляемых из муниципального бюджета на капитальные вложения, с расшифровкой по каждому объекту;
Приложение 2. Перечень приоритетных отраслей бюджетного финансирования и защищенных статей с обоснованием.
4.5. При составлении доходной и расходной частей бюджета используются единые экономическая, функциональная (предметная), ведомственная и смешанная бюджетные классификации РФ, обеспечивающие общереспубликанскую сопоставимость бюджетных данных.
4.6. Администрация ежегодно при разработке бюджета на соответствующий финансовый год в коде 3000 предусматривает расходы в размере 3 процентов от общих расходов бюджета для образования резервного фонда. Распределение данных средств осуществляется в соответствии с Положением о резервном фонде.
5. Порядок рассмотрения и утверждение проекта бюджета
5.1. Рассмотрение проекта бюджета муниципальным Советом начинается не менее чем за один месяц до начала финансового года. Депутаты муниципального Совета в течение 15 дней рассматривают проект бюджета и направляют свои замечания и предложения в администрацию, а также в комиссию по вопросам бюджета и налогов. Администрация дает в письменном виде мотивированный ответ.
Предметом рассмотрения муниципальным Советом являются основные характеристики бюджета:
- объем доходов бюджета;
- объем расходов бюджета, в том числе бюджета текущих расходов и бюджета развития;
- конкретные направления расходования бюджетных средств;
- превышение доходов над расходами, или дефицит бюджета, и его предельный размер в процентах от суммы расходов;
- оборотная кассовая наличность;
- дотации, субвенции и трансферт.
5.2. Муниципальный Совет рассматривает проект бюджета в двух чтениях. Первое чтение проекта муниципального бюджета проводится не позднее чем за один месяц до начала нового финансового года.
При первом чтении перед обсуждением слово для доклада предоставляется мэру или, по его поручению, начальнику финансового управления администрации.
С содокладом по проекту бюджета выступает председатель депутатской комиссии по вопросам бюджета и налогов.
По итогам обсуждения муниципальный Совет принимает одно из следующих решений:
- "Принять проект бюджета за основу". При этом муниципальный Совет утверждает объем доходной части, объем расходной части, предельный размер дефицита бюджета, поручает администрации подготовить проект ко второму чтению, устанавливает предельный срок внесения письменных поправок и назначает дату рассмотрения проекта бюджета во втором чтении;
- "Принять проект бюджета в первом чтении и направить в администрацию для доработки с учетом высказанных предложений и замечаний". При этом муниципальный Совет устанавливает предельный срок внесения предложений и замечаний и определяет дату рассмотрения проекта бюджета во втором чтении;
- "Отклонить проект бюджета и его основные характеристики". При этом устанавливается срок для представления нового варианта проекта бюджета на рассмотрение в первом чтении. Новый вариант проекта бюджета направляется в муниципальный Совет и рассматривается в порядке, установленном настоящим Положением.
После принятия проекта бюджета в первом чтении администрация может вносить в него любые изменения по результатам обсуждения (за исключением основных характеристик бюджета) и информирует о них муниципальный Совет.
5.3. Во втором чтении проект должен быть внесен на постатейное обсуждение. Постатейное обсуждение и утверждение могут проводиться по статьям, разделам, частям проекта бюджета.
Если проект бюджета принят в первом чтении, то перед постатейным обсуждением его во втором чтении председательствующий ставит на голосование принятие доработанного проекта с учетом замечаний "за основу".
Постатейное обсуждение состоит из доклада мэра о работе с поступившими предложениями, замечаниями, поправками, обоснованием их включения в проект или отклонения, выступлений депутатов муниципального Совета.
Обсуждение доходной и расходной частей бюджета проводится отдельно по видам доходов с рассмотрением нормативов отчислений от регулирующих доходов, а также по разделам, главам и укрупненным статьям расходов в соответствии с бюджетной классификацией.
5.4. В случае отклонения одной из статей бюджета администрация обязана в трехдневный срок внести изменения в отдельные статьи проекта бюджета в рамках основных характеристик бюджета с обязательным предоставлением информации об этом в муниципальный Совет.
5.5. В случае несогласия администрации вносить изменения в отклоненные статьи бюджета распоряжением мэра создается рабочая группа из представителей администрации и представителей постоянной депутатской комиссии по вопросам бюджета и налогов на паритетной основе.
Задачей рабочей группы является в срок до 5 рабочих дней создать компромиссный вариант решения о бюджете, результаты деятельности рабочей группы доводятся ее председателем до сведения членов муниципального Совета на очередном заседании Совета.
5.6. После окончания постатейного обсуждения, проведения проверки на отсутствие противоречий проект решения о бюджете ставится на голосование для принятия в целом.
5.7. В случае несвоевременного утверждения бюджета администрация имеет право расходовать средства в размере 1/12 объема городского бюджета предыдущего года в течение каждого месяца вплоть до утверждения расходов муниципальным Советом. При этом объем бюджетных ассигнований, израсходованный администрацией по неутвержденным расходам, не может превышать 25 процентов годовых ассигнований по данным расходам за предыдущий финансовый год.
6. Порядок исполнения и внесения изменений в бюджет
6.1. После утверждения бюджета администрация осуществляет его поквартальную разбивку и направляет в муниципальный Совет.
Администрация в случаях, когда при исполнении бюджета фактический дефицит бюджета превышает предельную величину или происходит значительное снижение поступлений доходов, по согласованию с муниципальным Советом может вводить механизм секвестра расходов (кроме защищенных статей).
6.2. В ходе исполнения бюджета потери в доходах, дополнительные расходы компенсируются из вышестоящего бюджета исключительно в тех случаях, когда они вызваны изменениями действующего законодательства или решениями федеральных или областных органов государственной власти.
При этом при исчислении недостающих средств в расчет не принимается свободный остаток средств муниципального бюджета, образовавшийся на начало текущего финансового года и неизрасходованный к моменту принятия указанного решения.
Передача объектов бюджетного финансирования с одного уровня бюджетной системы на другой в процессе исполнения бюджета осуществляется с передачей соответствующего финансирования.
6.3. Муниципальный Совет утверждает в составе бюджета (сверх предусмотренных расходов) объем оборотной кассовой наличности.
Оборотная кассовая наличность может быть в течение года использована на покрытие временных кассовых разрывов и должна быть восстановлена в том же году до размеров, установленных при утверждении.
6.4. В ходе исполнения бюджета администрация вправе принять решения о внесении изменений по статьям расходов бюджетной классификации в пределах утвержденных ассигнований по каждому направлению расходования средств, кроме заработной платы.
В случаях, когда при максимальной мобилизации собственных источников не обеспечивается финансирование неотложных мероприятий, администрация вправе обратиться за ссудой в банк или областной бюджет.
Администрация, получив ссуду, обеспечивает ее погашение в строго установленные сроки и использует по назначению.
В случае возникновения финансовых затруднений, из-за которых не представляется возможным обеспечить погашение ссуды в установленные сроки, администрация вправе обратиться о перенесении сроков ее погашения, а также списании в установленном порядке.
6.5. Доходы, дополнительно полученные при исполнении бюджета, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате дополнительных доходов или экономии в расходах, зачисляются в бюджет, изъятию не подлежат и используются администрацией по согласованию с муниципальным Советом.
6.6. Муниципальный Совет по представлению мэра Северодвинска в течение года вносит необходимые уточнения в муниципальный бюджет.
7. Организация контроля бюджетного процесса
7.1. Контроль за исполнением бюджета осуществляет муниципальный Совет.
Контроль бюджетного процесса осуществляется:
а) на этапе составления и представления бюджета - в форме его рассмотрения, обсуждения и утверждения;
б) на этапе исполнения - в форме анализа, проверки отчетов об исполнении бюджета соответствующего года.
7.2. Мэр Северодвинска ежеквартально с нарастающим итогом предоставляет муниципальному Совету информацию о ходе исполнения бюджета. По итогам первого полугодия мэр Северодвинска предоставляет в муниципальный Совет отчет (по форме бюджета) с подготовленным проектом решения муниципального Совета, а также прогноз о перспективах исполнения бюджета до конца года.
7.3. Отчет об исполнении бюджета за прошедший год мэр Северодвинска предоставляет в муниципальный Совет в срок не позднее двух недель после окончания установленного срока представления отчетов в финансовое управление администрации Архангельской области с подготовленным проектом решения муниципального Совета.
Отчет об исполнении бюджета рассматривается и утверждается на заседании муниципального Совета по докладу мэра Северодвинска и по содокладу постоянной депутатской комиссии по вопросам бюджета и налогов.
8. Взаимоотношения с областными органами власти
8.1. Муниципальный Совет вправе обратиться в областное Собрание депутатов с законодательной инициативой по подготовке законопроекта об областном бюджете на соответствующий бюджетный год или корректировке отдельных статей областных законов по бюджетным вопросам.
8.2. Муниципальный Совет, администрация отстаивают в органах государственной власти области бюджетные права Северодвинска в процессе формирования консолидированного бюджета области, обоснования доходов и расходов бюджета, а также выполнения обязательств областного бюджета по отношению к бюджету Северодвинска, а также принимают меры по возмещению из областного бюджета уменьшения доходов или увеличения расходов бюджета, обусловленных решениями федеральных и областных органов власти в процессе исполнения бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение муниципального Совета МО "Северодвинск" от 4 марта 1999 г. N 36 "Об утверждении "Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Северодвинск"
Текст решения официально опубликован не был
Решением муниципального Совета МО "Северодвинск" от 18 октября 2001 г. N 136 настоящее решение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение муниципального Совета МО "Северодвинск" от 9 июня 2000 г. N 94
Решение муниципального Совета МО "Северодвинск" от 18 марта 1999 г. N 56