Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
от 27 ноября 2001 г. N 90-з
Областная комплексная программа
"Дети Смоленщины" на 2001-2003 годы
7 мая, 30 декабря 2002 г.
Законом Смоленской области от 30 декабря 2002 г. N 104-з в текст Паспорта настоящей программы внесены изменения
Паспорт
областной комплексной программы "Дети Смоленщины"
на 2001-2003 годы
Наименование Программы |
Областная комплексная программа "Дети Смоленщины" на 2001-2003 годы (далее по тексту - Программа) |
Координатор Программы |
Департамент Смоленской области по труду и социальному развитию |
Правовая основа |
Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2000 года N 625 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы" |
Заказчик Программы |
Администрация Смоленской области |
Основные разработчики Программы |
- Главное управление труда и социального развития Смоленской области; - Комитет по образованию Смоленской области; - Комитет по здравоохранению Смоленской области |
Цели и задачи Программы |
- повышение эффективности работы по социальной поддержке семей, детей; - профилактика социального сиротства, детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; - улучшение демографической ситуации; - создание предпосылок для положительной динамики процессов жизнеобеспечения детского населения |
Срок реализации Программы |
2001-2003 годы |
Перечень основных мероприятий Программы |
- повышение уровня технической оснащенности детских реабилитационных отделений, внедрение современных методов реабилитации детей-инвалидов; - формирование и укрепление правовых, экономических и социальных условий для гражданского становления и социальной самореализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства; - создание условий для эффективного развития системы социального обслуживания семьи и детей, совершенствование ее кадрового, информационного, научного и материально-технического обеспечения; - осуществление мер общей и специальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; - создание условий для полноценного отдыха и оздоровления детей и подростков; - сохранение, укрепление и профилактика здоровья женщин и детей, охрана репродуктивного здоровья населения |
Система организации контроля за исполнением программы |
Контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляют органы государственной власти Смоленской области, координатор Программы, а также государственные органы, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляющие контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и наделенные соответствующими полномочиями. Исполнители Программы представляют отчеты о проделанной работе координатору Программы ежеквартально до 10 числа следующего за отчетным кварталом месяца в период ее действия. Координатор Программы представляет обобщенную информацию о ходе реализации Программы ежеквартально до 15 числа следующего за отчетным кварталом месяца Главе администрации Смоленской области. Департамент финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области отчитывается о ходе реализации мероприятий Программы перед Главой администрации мероприятий Программы денежных средств в Смоленской области в части выделения на реализацию . срок до 1 марта в течение 2001-2003 годов . Координатор Программы с учетом выделяемых денежных средств ежегодно уточняет мероприятия Программы, их исполнителей, целевые показатели, финансовые затраты по мероприятиям Программы |
1. Обоснование разработки областной комплексной программы
"Дети Смоленщины" на 2001-2003 годы
Социально-экономические перемены, произошедшие в последние годы в нашей стране, внесли серьезные изменения в структуру и особенности развития нашего общества.
В условиях экономического кризиса, падения уровня жизни, резкого снижения рождаемости, роста заболеваемости населения, в том числе женщин и детей, безработицы, детской безнадзорности, распада семей особое значение имеют меры по оказанию адресной социальной помощи и поддержки наиболее незащищенным семьям, имеющим несовершеннолетних детей, как со стороны государственных органов власти, так и органов местного самоуправления.
В последние годы на высоком уровне находится показатель общей заболеваемости детей, который связан со снижением жизненного уровня населения, ухудшением экономической ситуации, нерациональным и недостаточным питанием.
В 2000 году произошло некоторое снижение заболеваемости в связи с более благоприятной обстановкой в области по респираторным заболеваниям, гриппу. Проблемы токсикомании, наркомании, алкоголизма возникают в более ранних возрастных периодах, среди детей и подростков растет количество социально обусловленных заболеваний.
Одной из основных причин ухудшения здоровья детей является недостаточное питание.
С 1992 года в Смоленской области (далее по тексту - области) непрерывно увеличивается количество детей-инвалидов, которых на сегодняшний день насчитывается более 4 тысяч человек. Среди заболеваний, приводящих к детской инвалидности, преобладают болезни нервной системы и органов чувств, врожденные аномалии, психические расстройства.
Особая проблема, требующая постоянного внимания, связана с ростом детской безнадзорности и социального сиротства. Основными причинами увеличения количества детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, рост внебрачной рождаемости, увеличение количества родителей, ведущих аморальный образ жизни.
В условиях сложной социально-экономической ситуации в области наиболее остро стоит проблема материальной поддержки одаренных детей и творческих коллективов, которая требует совершенствования организации работы учреждений, деятельность которых направлена на выявление и развитие способностей одаренных детей.
В целях обеспечения защиты интересов семьи и детей, улучшения их положения с 1995 года в области реализуется комплексная программа "Дети Смоленщины". Реализация мероприятий комплексной программы "Дети Смоленщины" способствовала снижению социальной напряженности в семьях, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. В 1999-2000 годах более 150 тысяч семей получили разностороннюю социальную поддержку, в том числе адресную материальную помощь, оплату коммунальных услуг многодетным семьям, оплату путевок в оздоровительные учреждения, выплату именных стипендий одаренным детям.
Областная комплексная программа "Дети Смоленщины" на 2001-2003 годы разработана как продолжение региональных целевых программ по улучшению положения детей в области на 1998-2000 годы. Настоящая Программа разработана Главным управлением труда и социального развития Смоленской области совместно с комитетами по образованию и здравоохранению Смоленской области с учетом накопленного опыта в области и в других регионах Российской Федерации.
2. Система программных мероприятий
Настоящая Программа включает в себя следующие целевые подпрограммы, по которым предполагается осуществить комплекс взаимосвязанных и скоординированных мероприятий:
1) "Дети-инвалиды";
2) "Дети-сироты";
3) "Одаренные дети";
4) "Развитие социального обслуживания семьи и детей";
5) "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
6) "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков";
2.1. "Дети-инвалиды"
Одной из острейших социальных проблем в области является проблема детской инвалидности. Наблюдается ежегодное увеличение числа детей с ограниченными возможностями. В настоящее время в области проживают 4722 ребенка-инвалида.
Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, главными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятное протекание беременности и родов, высокий уровень заболеваемости матерей, злоупотребление спиртными напитками будущих родителей.
Несмотря на проводимые мероприятия по улучшению условий жизни, медицинского обслуживания, повышению качества образования детей-инвалидов, остается нерешенным целый комплекс социальных, экономических, педагогических и медицинских вопросов.
Целью подпрограммы является формирование основ комплексного решения проблем детей с отклонениями в развитии, создание условий для их полноценной жизни.
Подпрограмма предусматривает решение следующих задач по:
а) совершенствованию профилактической работы по предупреждению детской инвалидности;
б) созданию условий для проведения комплексной медицинской, педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов;
в) укреплению материально-технической базы специализированных учреждений для воспитания, развития и реабилитации детей-инвалидов;
г) обеспечению детей-инвалидов техническими средствами реабилитации и средствами, облегчающими бытовое самообслуживание;
д) созданию условий для информационного доступа к проблемам детской инвалидности.
2.2. "Дети-сироты"
В области функционирует 9 общеобразовательных интернатных учреждений, в том числе: 4 общеобразовательные школы-интерната, 1 школа-интернат для детей с малыми и затухающими формами туберкулеза, 2 школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 1 санаторно-лесная школа, 1 детский дом семейного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В них по состоянию на 01.01.2000 воспитывается 1956 детей, в том числе 611 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Кроме того, в области функционируют два дома ребенка в городах Ярцево и Смоленске на 150 койко-мест.
В области функционирует также 13 специальных (коррекционных) школ-интернатов, из них: 6 школ-интернатов для умственно отсталых детей, 1 - для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 1 - для глухих и слабовидящих детей, 1 - для слепых и слабовидящих, 1 дошкольный детский дом для детей с умственной отсталостью, 2 школы-интерната для умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 1 школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих задержку психического развития.
По состоянию на 01.01.2000 в них обучается 1897 детей, из них 669 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В области наблюдается устойчивая тенденция роста количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 1997 год - 1019, 1998 год - 1047, 1999 год - 1050, 2000 год - 1347. Несмотря на то, что около 80 % (по России - 67 %) выявленных детей этой категории передаются на воспитание под опеку и на усыновление, более 20 % устраиваются в дома ребенка, детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ПТУ.
Из года в год растет количество детей, родители которых лишены родительских прав: 1997 год - 339, 1998 год - 496, 1999 год - 556, 2000 год - 627, а также количество детей, родители которых отказываются от них: 1998 год - 26, 1999 год - 71, 2000 год - 78.
Целями подпрограммы "Дети-сироты" на 2001-2003 годы является дальнейшее формирование и укрепление правовых, экономических и социальных условий для гражданского становления и социальной самореализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Подпрограмма предусматривает решение следующих задач по:
а) оказанию помощи кризисным семьям и детям, проживающим в этих семьях, созданию центров по работе с семьей, разработке просветительской программы, раскрывающей негативные последствия сиротства;
б) созданию устойчивой системы профессиональной ориентации, начальной профессиональной подготовки воспитанников детских домов и их выпускников;
в) совершенствованию системы подбора кадров для работы в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
г) социальной поддержке одаренных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
д) организации психолого-педагогического и медицинского обеспечения процесса обучения и воспитания детей-сирот и их постинтернатовского сопровождения.
2.3. "Одаренные дети"
В области в результате реализации ранее принятой программы "Одаренные дети" на 1998-2000 годы сложилась определенная система работы с одаренной молодежью.
Для выявления и развития одаренных детей в области действует областной педагогический лицей, созданы и работают три очно-заочные школы (г. Вязьма (2), г. Починок), две школы с углубленным изучением предметов, четыре гимназии (3 - в г. Смоленске, 1 - в г. Ярцево), 122 класса с углубленным изучением различных предметов. Всего в этих классах занимается свыше 3-х тысяч учащихся.
В 2000 году 48 школьников области стали лауреатами различных всероссийских конкурсов. В 2000 году 16 человек представляли Смоленскую область на всероссийских предметных олимпиадах, 12 из них стали призерами и лауреатами.
Вместе с тем следует отметить, что работа различных ведомств и организаций, направленная на поиск и развитие одаренных детей, пока еще не приобрела в полной мере системный характер. Это свидетельствует о необходимости продолжения работы по поддержке данной категории учащихся.
Цель настоящей подпрограммы заключается в дальнейшем создании благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.
Настоящая подпрограмма предусматривает решение следующих задач по:
а) созданию условий и формированию системы работы с одаренными детьми, включающей в работу с ними образовательные учреждения различных типов и видов, социальные университеты, семьи, общественность;
б) формированию многоуровневой и вариативной системы, позволяющей одаренному ребенку самореализоваться в соответствии со своими индивидуальными способностями;
в) развитию деятельности экспериментальных площадок, создаваемых для работы с одаренными детьми;
г) развитию образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми, и укреплению их материально-технической базы;
д) проведению на областном уровне мероприятий по работе с одаренными детьми.
2.4. "Развитие социального обслуживания семьи и детей"
Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в области, привела к значительному увеличению количества людей, нуждающихся в социальной защите, вызвала появление множества семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации и нуждающимися в социальных услугах широкого профиля.
В области ежегодно увеличивается число детей с ограниченными возможностями, количество семей, среднедушевой доход которых не превышает величины прожиточного минимума, количество детей, проживающих с родителями, пренебрегающими своими родительскими обязанностями, ведущими аморальный образ жизни. Кроме этого, усиливаются такие явления, как социальное сиротство, бродяжничество, безнадзорность, асоциальное поведение подростков. Существующие на Смоленщине учреждения социального обслуживания населения, ввиду их недостаточного количества и слабой материально-технической базы, не в состоянии обеспечить осуществление эффективных мер по предупреждению этих явлений.
Профилактическая работа учреждений социального обслуживания населения, семьи и детей должна быть усилена через увеличение в области социальных учреждений и служб, включающих центры социальной помощи семье и детям, психолого-педагогической помощи населению, экстренной психологической помощи по телефону.
Целями настоящей подпрограммы является создание условий для эффективного развития системы социального обслуживания семьи и детей, совершенствование ее кадрового, информационного, научного и материально-технического обеспечения.
Настоящая подпрограмма предусматривает решение следующих задач по:
а) реализации мероприятий государственной поддержки укрепления материально-технической базы центров социальной помощи семье и детям, центров психолого-педагогической помощи населению, экстренной психологической помощи по телефону, органов социальной защиты населения;
б) научно-методическому и информационному обеспечению деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей;
в) повышению квалификации кадров, работающих в системе социального обслуживания семьи и детей;
г) совершенствованию управления системой учреждений социального обслуживания семьи и детей.
2.5. "Профилактика безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних"
Ухудшение социально-экономического положения большинства семей на Смоленщине, безработица, резко возросшая миграция населения остро отразились на положении детей, привели к росту безнадзорности, агрессии, нетерпимости, преступности и правонарушений в детской и подростковой среде.
По данным Управления внутренних дел Смоленской области 2728 подростков состоят на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, за девять месяцев 2000 года направлено 244 материала о лишении родительских прав в отношении родителей, злостно уклоняющихся от воспитания своих детей, (за 1999 год - 213 материалов), преступность среди несовершеннолетних увеличилась на 9,4 % (с 1109 до 1213 преступлений).
Нарастающими темпами распространяется наркомания и токсикомания среди детей. За последних два года количество подростков, состоящих на учете в подразделениях по профилактике правонарушений несовершеннолетних за употребление наркотических веществ, возросло на 54 %.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации.
Целью настоящей подпрограммы является дальнейшее комплексное решение проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации.
Подпрограмма предусматривает решение следующих задач по:
а) совершенствованию правовых, организационных, финансово-экономических механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие учреждений профилактики безнадзорности несовершеннолетних;
б) совершенствованию межведомственного взаимодействия в защите прав и законных интересов несовершеннолетних;
в) осуществлению мер общей профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содействующих развитию позитивных интересов детей, их полезной деятельности во внеурочное время;
г) дальнейшему развитию специализированных учреждений, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, укреплению их материально-технической базы;
д) созданию и укреплению служб, осуществляющих лечение и реабилитацию детей и подростков, страдающих наркоманией, токсикоманией, психическими расстройствами;
е) переподготовке и повышению квалификации специалистов специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
Законом Смоленской области от 30 декабря 2002 г. N 104-з в подпункт 2.6 пункта 2 настоящей программы внесены изменения
2.6. "Организация отдыха, оздоровления
и занятости детей и подростков"
Реализация принимаемых региональных целевых программ по организации отдыха детей и подростков, начиная с 1995 года, идет наиболее успешно, так как денежные средства, предназначенные на реализацию программ, выделяются отдельной строкой в бюджете области. Благодаря этому с 1995 года практически сохранена база детских загородных оздоровительных лагерей.
Организация отдыха детей и подростков рассматривается сегодня не только как средство их оздоровления, но и как способ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также как средство оказания адресной социальной помощи малоимущим семьям и детям, нуждающимся в особой заботе государства. В 2000 году в лагерях различных типов отдохнули 6 тысяч детей из социально незащищенных категорий семей.
Дальнейшее развитие получает сеть профильных лагерей, в 2000 году в области работали 8 таких лагерей.
Реализуя меры государственной поддержки системы детского отдыха и оздоровления, Департамент Смоленской области по труду и социальному развитию, Департамент Смоленской области по образованию и молодежной политике, Департамент Смоленской области по физической культуре и спорту уделяют серьезное внимание развитию разнообразных форм и видов организации детского отдыха и оздоровления, совершенствованию деятельности детских оздоровительных учреждений.
Вместе с тем, некоторые детские оздоровительные учреждения, испытывая огромный дефицит денежных средств, необходимых для их функционирования, в течение последних лет находятся на грани выживания.
Несмотря на все принимаемые меры по развитию системы детского оздоровления, далеко не каждый ребенок имеет возможность отдохнуть в детских здравницах. Растет количество безнадзорных и беспризорных детей, увеличивается число преступлений и правонарушений среди подростков, остающихся летом в городах. Решение этих проблем на областном уровне требует программно-целевого подхода.
Основной целью настоящей подпрограммы является создание условий для полноценного отдыха и оздоровления детей.
Подпрограмма предусматривает решение следующих задач по:
а) созданию правовых, экономических и организационных условий, направленных на сохранение и стабилизацию системы детского отдыха и оздоровления в современных условиях;
б) созданию социальной инфраструктуры, способствующей воспитанию, развитию и оздоровлению ребенка, с помощью мер государственной поддержки учреждений детского отдыха и оздоровления независимо от форм собственности;
в) научно-методическому обеспечению деятельности учреждений детского отдыха и оздоровления.
2.7. "Безопасное материнство"
Проблемы, возникшие в области охраны репродуктивного здоровья населения, материнства и детства в условиях неустойчивого развития экономики, падения рождаемости и высокого уровня общей смертности, имеют особую медико-социальную значимость. Прогрессивное снижение рождаемости до 6,8 чел. на 1000 населения в 2000 году при росте общей смертности до 19,4 чел. в том же году способствовали увеличению отрицательного прироста населения до 12,6 чел., что превышает аналогичный показатель по Российской Федерации за 1999 год (-6,4) почти в 2 раза. Особую тревогу вызывает ухудшение показателей воспроизводства населения на фоне снижения качества репродуктивного здоровья женщин детородного возраста: увеличивается число гинекологических заболеваний, осложнений беременности, родов и послеродового периода. 15-20 % от общего количества семейных пар страдают бесплодием. Прогрессивный рост анемизации беременных (26 % от числа закончивших беременность) в определенной степени является следствием ухудшения структуры их питания. Качество здоровья беременных отражает продолжающееся снижение числа нормальных родов (до 26,4 % в 2000 году), что ниже показателя по Российской Федерации в том же году (31 %).
Несмотря на снижение числа абортов в области на 28,7 % за последние 5 лет, уровень их остается еще достаточно высоким, а рост материнской смертности от абортов за последние 2 года свидетельствует о низкой санитарной культуре населения, росте социального неблагополучия в обществе и недостаточно эффективной работе по планированию семьи.
Неблагоприятным фоном является ухудшение соматического и психического здоровья населения, рост числа злокачественных заболеваний репродуктивной системы женщин, социально обусловленных заболеваний, инфекций, передаваемых половым путем, ВИЧ-инфицированных, наркомании, алкоголизма.
Одной из острейших является проблема детей подросткового возраста. Особого внимания заслуживают вопросы охраны репродуктивного здоровья подростков в связи с распространением среди них инфекций, передаваемых половым путем, хронических соматических заболеваний.
Целью настоящей подпрограммы является сохранение и укрепление здоровья женщин и детей, охрана репродуктивного здоровья населения, создание условий для рождения желанных и здоровых детей, профилактика и снижение числа абортов, показателей материнской и младенческой заболеваемости и смертности.
Подпрограмма предусматривает решение следующих задач по:
а) профилактике нарушений репродуктивного здоровья;
б) совершенствованию организации медицинской помощи по охране репродуктивного здоровья;
в) укреплению материально-технической базы медицинских учреждений, занимающихся нарушением репродуктивного здоровья;
г) внедрению новых технологий в сфере охраны репродуктивного здоровья населения;
д) подготовке кадров в сфере охраны репродуктивного здоровья.
Законом Смоленской области от 30 декабря 2002 г. N 104-з в пункт 3 настоящей программы внесены изменения
3. Исполнители мероприятий Программы
Для участия в реализации мероприятий Программы предполагается привлечь следующие органы и организации: Департамент Смоленской области по труду и социальному развитию, Департамент Смоленской области по здравоохранению, Департамент Смоленской области по образованию и молодежной политике, Департамент Смоленской области по физической культуре и спорту, органы местного самоуправления, Управление внутренних дел Смоленской области, Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Смоленской области, Смоленский городской Дворец творчества детей и молодежи, Смоленский областной институт усовершенствования учителей, Смоленский государственный педагогический университет, Муниципальное специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, - социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Гармония" администрации Вяземского района, Территориальный орган министерства по делам федерации и национальной миграционной политики Российской Федерации Смоленской области, Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Смоленской области, городские лечебно-профилактические учреждения, центральные районные больницы, Смоленский областной онкологический диспансер, Смоленский областной врачебно-физкультурный диспансер "Здоровье", средние и среднеспециальные учебные заведения, Смоленский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями.
В реализации мероприятий Программы могут принимать участие общественные и другие организации.
4. Объемы и источники финансирования Программы
Источниками финансирования мероприятий Программы являются средства областного бюджета, выделяемые в соответствии с областным законодательством, а также спонсорские средства, внебюджетные и другие источники.
Общее количество средств областного бюджета, необходимых для реализации мероприятий настоящей Программы, за три года составит 152,4093 млн. рублей, в том числе на 2001 год - 23,4351 млн. рублей.
Объемы финансирования Программы ежегодно будут корректироваться при утверждении областного бюджета.
5. Ожидаемые результаты от реализации Программы
При условии достаточного финансирования реализация Программы позволит:
- улучшить социально-экономическое положение наиболее незащищенных семей и детей, проживающих на территории области;
- усовершенствовать систему социальных гарантий для различных категорий детей;
- расширить сеть специализированных учреждений социального обслуживания семьи и детей;
- повысить эффективность работы по профилактике детской инвалидности, социального сиротства, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- увеличить возможности медико-социальной реабилитации и жизненной адаптации детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- усовершенствовать систему социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- создать условия для развития интеллектуальных ресурсов общества путем максимальной реализации потенциальных возможностей одаренных детей;
- повысить эффективность мероприятий по профилактике негативных явлений в семье;
- повысить уровень медицинской культуры семьи, качество медицинского обслуживания семей и детей, проживающих на территории области;
- укрепить духовное и физическое здоровье семьи и создать условия для развития ее нравственных основ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.