Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 13. Проверка достоверности данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками
1. Избирательная комиссия муниципального образования проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям федеральных законов и настоящего закона, а также достоверность данных, содержащихся в подписных листах в поддержку каждого кандидата, представившего установленные настоящим законом документы. Избирательная комиссия муниципального образования вправе проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, избирателем, избирателями в соответствии с настоящим законом.
2. Избирательная комиссия муниципального образования вправе обратиться с представлением о проверке достоверности данных и сведений, представляемых в соответствии с пунктом 2 статьи 9 и пунктом 1 статьи 14 настоящего закона, в соответствующие органы, которые в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны сообщить о результатах проверки.
3. Избирательная комиссия муниципального образования для проведения проверки достоверности подписей и соответствующих им данных, содержащихся в подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии муниципального образования, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, юстиции, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных в подписных листах. Для установления достоверности данных, содержащихся в подписных листах, избирательные комиссии вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей.
4. Проверке подлежат все представленные для регистрации кандидата подписи и соответствующие им данные об избирателях, поставивших подписи.
При проведении проверки подписей в избирательной комиссии муниципального образования вправе присутствовать все представившие установленное количество подписей кандидаты, представители кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, представители избирателей, осуществивших инициативу выдвижения кандидата.
О времени проведения проверки подписей избирательная комиссия муниципального образования обязана сообщить указанным выше лицам заблаговременно. Избирательная комиссия муниципального образования не вправе отказать в присутствии при проверке иным лицам, направленным кандидатом.
5. По результатам проверки достоверности данных в подписных листах подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной.
6. Проверке и учету не подлежат подписи и соответствующие им данные, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата до представления подписных листов в избирательную комиссию муниципального образования, если это исключение ими специально отмечено.
7. В случае, если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недостоверными.
8. Недостоверными подписями также считаются:
а) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе, и подписи избирателей, указавших в подписном листе данные, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недостоверной при наличии официальной справки органа внутренних дел либо заключения эксперта, привлеченного к работе избирательной комиссии муниципального образования в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
б) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до даты уведомления избирательной комиссии муниципального образования о выдвижении кандидата;
в) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим законом данных;
г) подписи, признанные недействительными на основании пункта 3 статьи 12 настоящего закона;
д) подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом;
е) подписи избирателей, данные о которых внесены в подписной лист не рукописным способом или карандашом;
ж) подписи избирателей с исправлениями в дате внесения подписи избирателем и лицами, удостоверяющими подписные листы, если это исправление специально не оговорено соответственно избирателем, лицом, удостоверяющим подписные листы;
з) все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, собиравшего подписи, и (или) кандидата либо если эта подпись недостоверна.
9. Подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе избирательной комиссии муниципального образования в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
10. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям настоящего закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках). Исключение составляют случаи, предусмотренные пунктом 7, подпунктом "з" пункта 8 настоящей статьи.
11. Специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут быть основанием для признания подписи недостоверной при проверке достоверности подписей или при подсчете количества подписей, если не установлена ее недостоверность в соответствии с пунктами 7 и 8 настоящей статьи.
12. В случае, если количество обнаруженных при проверке недостоверных подписей составит более 15 процентов, регистрация кандидата не производится.
13. Регистрация кандидата не производится также в случае, если количества представленных подписей избирателей за вычетом количества подписей, признанных недостоверными, недостаточно для регистрации.
14. По окончании проверки подписных листов об итогах проверки по каждому кандидату составляется протокол, который подписывается руководителем рабочей группы - членом избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется избирательной комиссии муниципального образования для принятия соответствующего решения. В протоколе указываются количество заявленных подписей избирателей, количество представленных подписей избирателей, количество проверенных подписей, количество подписей, признанных недостоверными, с указанием оснований признания этих подписей недостоверными. Протокол прилагается к соответствующему решению избирательной комиссии муниципального образования. Внесение изменений в протокол после принятия решения избирательной комиссией муниципального образования не допускается. Копия протокола передается кандидату не менее чем за 12 часов до заседания избирательной комиссии муниципального образования, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. В случае обнаружения недостаточного количества достоверных подписей избирателей или обнаружения 15 процентов недостоверных подписей избирателей среди проверенных подписей, кандидат вправе получить в избирательной комиссии муниципального образования одновременно с копией протокола заверенную руководителем рабочей группы ведомость проверки, в которой указываются основания признания подписей избирателей недостоверными с указанием номера папки, подписного листа и номера строки в подписном листе, в которых каждая из таких подписей содержится.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.