Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к областному закону
от 7 мая 2002 года N 44-з
Паспорт
областной целевой программы "Повышение плодородия почв Смоленской области на 2002-2005 годы"
30 декабря 2002 г.
Наименование Программы |
областная целевая программа "Повышение плодородия почв Смоленской области на 2002-2005 годы" (далее по тексту - Программа) |
Правовое основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" |
|
Федеральный закон от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" |
|
Постановление Правительства Российской Федерации от 08.11.2001 N 780 "О федеральной целевой программе "Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы" |
|
|
Координатор Программы |
администрация Смоленской области |
|
|
Заказчик Программы |
Главное управление сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Смоленской области |
|
|
Основные разработчики Программы |
Главное управление сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Смоленской области, Федеральное государственное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Смоленской области", Комитет по земельным ресурсам и землеустройству в Смоленской области, Комитет природных ресурсов по Смоленской области, Федеральное государственное учреждение "Государственная станция агрохимической службы "Смоленская", государственное образовательное учреждение "Смоленский сельскохозяйственный институт", государственное учреждение "Смоленский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук" |
|
|
Цель и задачи Программы |
целью Программы является сохранение и воспроизводство плодородия почв Смоленской области, рациональное использование природных ресурсов, в том числе сельскохозяйственных угодий, и создание на этой основе условий роста производства сельскохозяйственной продукции для обеспечения потребностей населения Смоленской области в продовольствии и сельскохозяйственном сырье |
|
|
|
задачи Программы: - создание условий для снижения интенсивности сработки почвы, сохранения и воспроизводства ее плодородия; - предотвращение выбытия сельскохозяйственных угодий из оборота; - повышение степени использования биоклиматического потенциала Смоленской области для стабилизации сельскохозяйственного производства; - улучшение экологического состояния и повышение устойчивости агросферы к природно-антропогенным нагрузкам; - формирование экономического и правового механизма повышения заинтересованности и ответственности сельскохозяйственных товаропроизводителей за воспроизводство плодородия почв; - увеличение количества рабочих мест в сельскохозяйственном производстве и повышение жизненного уровня населения Смоленской области |
|
|
Сроки реализации Программы |
2002-2005 годы |
|
|
Исполнители Программы (на конкурсной основе) |
сельскохозяйственные предприятия, предприятия сельхозхимии, машинно-технологические станции, землеустроительные, водохозяйственные организации, научно-исследовательские и проектно-изыскательские институты, химические, ресурсодобывающие и другие заинтересованные организации, высшие и средние учебные заведения |
|
|
Объемы и источники финансирования Программы |
на реализацию Программы требуется из средств областного бюджета 324,82 млн. рублей, а также предполагается привлечь средства федерального бюджета - 210,68 млн. рублей, средства бюджетов муниципальных образований Смоленской области - 318,47 млн. рублей и внебюджетные средства - 1424,85 млн. рублей |
|
|
Организация реализации Программы и контроль за ее исполнением |
администрация Смоленской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области на основе соглашений, заключаемых между ними и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, его территориальными органами в Смоленской области обеспечивают реализацию программных мероприятий на основе контрактов (договоров), заключаемых с исполнителями, определяемыми на конкурсной основе; |
|
контроль за реализацией Программы осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, его территориальными органами в Смоленской области, органами государственной власти Смоленской области; |
|
администрация Смоленской области как координатор Программы в установленном порядке обобщает и анализирует статистическую отчетность и представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Смоленскую областную Думу доклады о ходе реализации Программы |
|
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
увеличение плодородия почв на сельскохозяйственных угодьях на 2 балла, на пашне - на 3 балла и производства кормов, зерна, льна, семян и другой продукции в пересчете на зерновые единицы до 1034 тыс. тонн, что обеспечит в основном внутренние потребности Смоленской области; |
|
сохранение до 81,3 тыс. гектаров сельскохозяйственных земель; |
|
обеспечение дополнительными рабочими местами свыше 2,7 тыс. человек; |
|
осуществление комплекса агрохимических мероприятий по известкованию кислых почв на площади 137,3 тыс. гектаров, фосфоритованию почв на площади 94,4 тыс. гектаров, внесению 178,2 тыс. тонн в действующем веществе минеральных удобрений и 10707 тыс. тонн органических удобрений; |
|
проведение гидромелиоративных работ на общей площади 5,2 тыс. гектаров, культуртехнических работ - на 18,1 тыс. гектаров, строительство противоэрозийных и других гидротехнических сооружений; |
|
создание правовой и экономической базы повышения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. |
|
|
Оглавление
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее
решения программными методами
II. Основные цели и задачи Программы
III. Система программных мероприятий
IV. Прогнозируемый результат осуществления программных
мероприятий
V. Ресурсное обеспечение реализации Программы
VI. Механизм реализации Программы
VII. Контроль за исполнением Программы
VIII.Оценка эффективности, социально-экономических и
экологических последствий реализации Программы
IX. Мероприятия, подлежащие выполнению в первоочередном
порядке
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Основным условием для обеспечения стабильного развития агропромышленного комплекса Смоленской области и важнейшим источником расширения сельскохозяйственного производства является сохранение, воспроизводство и рациональное использование почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Почвенное плодородие земель во взаимодействии с другими природными факторами составляет основу производительной силы земли, влияющую на эффективность производства сельскохозяйственной продукции и ее себестоимость.
Сохранение почвенного плодородия земель и его рациональное использование при хозяйственной деятельности имеет огромное значение: являясь естественным условием интенсификации земледелия, оно способствует росту урожайности и валовых сборов сельскохозяйственных культур, увеличивает ценность земель сельскохозяйственного назначения не только как объектов производственной деятельности, но и как компонентов биосферы.
Экстенсивное использование почвенного плодородия земель в Смоленской области уже вызвало снижение валовых сборов основных сельскохозяйственных культур и усилило зависимость сельского хозяйства от погодных условий.
В 2000 году завершилось действие Государственной комплексной программы повышения плодородия почв России и Комплексной программы сохранения и повышения плодородия почв Смоленской области. Но цели, определенные этими программами, не были достигнуты. Главной причиной неудовлетворительного выполнения намеченных мероприятий явилось недостаточное и несвоевременное финансирование их из федерального бюджета, областного бюджета, бюджетов муниципальных образований Смоленской области и недостаточное участие в реализации мероприятий сельскохозяйственных товаропроизводителей. Анализ современного состояния природной среды и сельскохозяйственного производства, оценка динамики изменения качественных показателей почвенного плодородия земель дают основание говорить о том, что тенденция к снижению почвенного плодородия земель и ухудшению общей экологической обстановки в агропромышленном комплексе (далее по тексту - АПК) сохраняется и может привести к возникновению кризисной ситуации в сфере АПК.
Продолжают действовать следующие негативные процессы:
- дальнейшее сокращение общей площади сельскохозяйственных угодий;
- уменьшение площади орошаемых и осушенных земель, ухудшение их мелиоративного состояния и хозяйственного использования;
- нарастание отрицательного баланса гумуса на пашне от 0,5 до 2 тонн на гектар в год;
- увеличение площадей с сильнокислыми почвами, на которых ограничивается сельскохозяйственное производство;
- интенсивное развитие заболачивания и подтопления земель, зарастания их древесно-кустарниковой растительностью, ухудшения естественных лугов и пастбищ.
Указанные негативные процессы приведут к резкому сокращению площади сельскохозяйственных угодий, ухудшению водно-физических, физико-химических свойств почв и снижению их плодородия. В ближайшие 10-15 лет почвенное плодородие земель может снизиться до естественного, а урожайность зерновых до 7-9 центнеров с гектара.
Экологическая устойчивость природных систем в результате развития указанных процессов значительно понизится.
Учитывая социально-экономическую политику страны на ближайший период, для преодоления критического положения в АПК необходимо проведение ряда упреждающих мероприятий.
Федеральные законы "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" и "О мелиорации земель" определили необходимость иметь региональные целевые программы обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Проблема воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения имеет общегосударственное значение и требует комплексного решения, что возможно только на основе программно-целевого метода, обеспечивающего внедрение передовых технологий, системного подхода к экономическому обоснованию и механизму реализации, увязку имеющихся ресурсов с организацией исполнения.
II. Основные цели и задачи Программы
Программа разработана для определения действий по сохранению почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения, ее реализация будет осуществляться в соответствии с федеральной целевой программой "Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2001 N 780 "О федеральной целевой программе "Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы".
Программа разработана в соответствии с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, федеральными законами "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", "О мелиорации земель", "Об охране окружающей природной среды", Водным кодексом Российской Федерации и с учетом Основных направлений агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 годы и ряда других нормативных правовых документов.
Целью Программы является обеспечение сохранения и воспроизводства плодородия почв, рациональное использование природных ресурсов, в том числе сельскохозяйственных угодий, и создание на этой основе условий роста производства сельскохозяйственной продукции для обеспечения потребности населения Смоленской области в продовольствии и сельскохозяйственном сырье.
Это тесно увязывается с общим улучшением экономической и экологической обстановки в АПК. Стабилизация почвенного плодородия земель позволит создать условия для интенсивного использования основного средства сельскохозяйственного производства - земли.
Исходя из целей Программы определены следующие задачи:
- создание условий для снижения интенсивности сработки, сохранения и воспроизводства плодородия почв;
- предотвращение выбытия сельскохозяйственных угодий из оборота;
- повышение степени использования биоклиматического потенциала Смоленской области для стабилизации сельскохозяйственного производства;
- улучшение экологического состояния и повышение устойчивости агросферы к природно-антропогенным нагрузкам;
- формирование экономического и правового механизма повышения заинтересованности и ответственности сельскохозяйственных товаропроизводителей за воспроизводство плодородия почв;
- увеличение количества рабочих мест в сельскохозяйственном производстве и повышение жизненного уровня населения Смоленской области.
В соответствии с Основными направлениями агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 годы Программа предусматривает оказание государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей при проведении единой технологической политики в области мелиорации земель и выполнении агрохимических, гидротехнических, культуртехнических, организационно-хозяйственных мероприятий и других работ. Только при комплексном осуществлении всех этих мероприятий с учетом основных требований эколого-ландшафтной системы земледелия и в увязке с землеустройством территории можно обеспечить максимальный эффект. Это является стратегическим направлением в агропродовольственной политике.
Программа имеет межотраслевой и межведомственный характер, исходит из реально складывающихся экономических возможностей Смоленской области и предусматривает привлечение федеральных, областных, муниципальных средств и собственных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей.
III. Система программных мероприятий
Система мероприятий, предусматриваемых Программой, представляет собой комплекс взаимоувязанных технических, организационных, технологических, хозяйственных и экологических мероприятий, направленных на эффективное использование земли и повышение плодородия почв. Эти мероприятия имеют финансовое, материально-техническое, научное, информационное и кадровое обеспечение.
Комплекс мер воздействия на сохранение и воспроизводство плодородия почв включает в себя:
- освоение современных систем земледелия и землеустройства;
- агрохимические мероприятия;
- гидромелиоративные и культуртехнические мероприятия.
1. Системы земледелия и землеустройство
Эффективное применение всех средств повышения плодородия почв возможно только при наличии в каждом хозяйстве научно обоснованной эколого-ландшафтной системы земледелия, соответствующей рекомендациям мировой и российской сельскохозяйственной науки.
Такие системы являются надежным средством сохранения природных агроресурсов и обеспечения устойчивого земледелия. Они позволяют успешно решать задачи сохранения и воспроизводства плодородия почв, увеличения производства сельскохозяйственной продукции при сокращении затрат, улучшения экологической обстановки.
Важным звеном реализации Программы являются схемы и проекты землеустройства, позволяющие учитывать конкретные условия землепользования, его почвенно-климатические ресурсы, ландшафт используемых земель и на этой основе дифференцированно определять по каждому хозяйству комплекс взаимоувязанных, сбалансированных мероприятий по использованию и охране земель, повышению плодородия почв, формированию экологически безопасных агроландшафтов. Схемы и проекты землеустройства предусматривают применение оптимального комплекса мероприятий с наиболее экономным и адаптированным к ландшафту расходованием ресурсов.
Схемы и проекты землеустройства представляют собой механизм реализации Программы на уровне районов, землепользователей, землевладельцев и собственников земли. Через указанные схемы и проекты обеспечивается внедрение сбалансированных эколого-ландшафтных систем земледелия, агрохимических, гидромелиоративных, культуртехнических и иных мероприятий, направленных на повышение и сохранение плодородия почв.
Особо важное значение приобретает землеустройство при проведении земельной реформы, сопровождаемой большими объемами перераспределения земли.
Весьма важным элементом проектов землеустройства на ландшафтной основе являются агротехнологии, соблюдение которых обеспечивает оптимальную окупаемость затрат. В то же время нарушение агротехнологий приводит не только к недобору урожаев сельскохозяйственных культур, но и способствует возникновению негативных экологических ситуаций.
Необходимо вводить почвозащитные севообороты и технологии возделывания сельскохозяйственных культур на основе минимизации обработки почв, осваивать технологические приемы снижения отрицательного воздействия на почву технических средств, приводящего к уплотнению и разрушению структуры почв, и обеспечить применение всего комплекса агрохимических приемов.
2. Агрохимические мероприятия
2.1. Агрохимическое и эколого-токсикологическое
обследование земель
Проведение комплекса агротехнических, агрохимических, гидромелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и культуртехнических мероприятий требует объективной и постоянно обновляемой информации о состоянии почвенного плодородия. Для оценки состояния и динамики агрохимических характеристик сельскохозяйственных угодий (пашни, многолетних насаждений, кормовых угодий, залежи) предусматривается проводить систематическое крупномасштабное агрохимическое обследование земель сельскохозяйственного назначения, которое является частью общего мониторинга состояния этих земель.
Основными задачами мониторинга состояния земель являются:
- своевременное выявление изменений состояния плодородия сельскохозяйственных угодий;
- оценка, прогноз и разработка рекомендаций по эффективному использованию земель сельскохозяйственного назначения, предупреждению и устранению последствий негативных процессов;
- информационное обеспечение земельного кадастра и государственного контроля почвенного плодородия и охраны земель.
Агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование сельскохозяйственных угодий намечается в следующих объемах:
2002 год | 270 тыс. гектаров; |
2003 год | 270 тыс. гектаров; |
2004 год | 275 тыс. гектаров; |
2005 год | 270 тыс. гектаров; |
Всего | 1085 тыс. гектаров. |
Результаты агрохимического обследования станут базой для разработки проектно-технологической документации и рекомендаций по применению минеральных и органических удобрений, химических мелиорантов.
Предполагается обеспечить 4-5-летний цикл агрохимического обследования пахотных земель.
2.2. Применение органических удобрений
В настоящее время ежегодно в пахотных почвах минерализуется в среднем по Смоленской области 781,7 тыс. тонн гумуса, а восполняется только 441,9 тыс. тонн, дефицит составляет 339,8 тыс. тонн. Только для его покрытия необходимо внести в почву при сложившейся структуре посевных площадей свыше 3,5 млн. тонн органических удобрений. Программой предусматривается рациональное использование навоза, помета, применение торфа в виде компостов.
Данные по объемам внесения приведены в таблице 1.
Таблица 1
Вид удобрения | Объем внесения, всего (тыс. тонн) |
в том числе | |||
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
||
Органические удобрения (навоз, помет) |
10707 |
1800 |
2400 |
3007 |
3500 |
Торф | 3043 | 600 | 700 | 800 | 943 |
В ближайшей перспективе одним из реальных и экономически выгодных путей, обеспечивающих приостановление снижения плодородия почв и увеличение производства сельскохозяйственной продукции, наряду с применением средств химизации станет биологизация земледелия, которая предполагает, помимо более полного использования всех ресурсов традиционных органических удобрений и биологического азота, внедрение почвозащитных севооборотов, сидератов, запашку излишков соломы.
К 2005 году планируемые площади под сидератами составят 50 тыс. гектаров, что обеспечит получение 1,5 млн. тонн зеленых удобрений. Кроме удобрительного назначения сидераты позволяют успешно бороться с эрозией почв, болезнями, вредителями и сорняками, получать экологически чистую продукцию, прежде всего для детского питания.
2.3. Известкование кислых почв
Одним из важных показателей плодородия почв является степень их кислотности.
В настоящее время известкования требует около 640 тыс. гектаров земель.
В период 2002-2005 годов предусматривается проведение известкования 137,3 тыс. гектаров сильно- и среднекислых почв, в том числе:
2002 год - 29 тыс. гектаров;
2003 год - 32,5 тыс. гектаров;
2004 год - 36,1 тыс. гектаров;
2005 год - 39,7 тыс. гектаров.
Средние нормы внесения известковых удобрений в тоннах действующего вещества (СаСО3) на гектар рассчитаны с учетом агроэкологических особенностей почв, подлежащих известкованию, и составляют 4-4,8 тонны на гектар. На сильнокислых почвах - не менее 5 тонн на гектар. Для выполнения намеченных объемов известкования кислых почв потребуется 590,4 тыс. тонн известковых удобрений (в действующем веществе).
Работы по известкованию будут проводиться только по проектам, разрабатываемым проектно-изыскательскими организациями государственной агрохимической службы.
2.4. Применение минеральных удобрений
Потребность в минеральных удобрениях в 13,3 раза превышает то количество, которое применяется в настоящее время. Однако в сложившихся экономических условиях сельское хозяйство пока не может выйти на оптимальные объемы внесения минеральных удобрений. Предусматривается постепенный рост применения минеральных удобрений исходя из реальных финансовых и организационно-технических возможностей. Объемы применения минеральных удобрений предполагается увеличить в 3 раза, в том числе:
2002 год - 35,3 тыс. тонн в действующем веществе
(далее по тексту - д.в.);
2003 год - 40,9 тыс. тонн в д.в.;
2004 год - 47 тыс. тонн в д.в.;
2005 год - 55 тыс. тонн в д.в.;
Всего - 178,2 тыс. тонн в д.в.
Азотные удобрения в форме аммиачной селитры вносятся при подкормке озимых зерновых культур и многолетних трав, а сложные удобрения в форме азофоски - под посевы зерновых культур, льна-долгунца, картофеля, овощей и других культур.
Фосфорные и калийные удобрения под зерновые культуры предусматривается вносить на почвах с очень низким, низким и средним содержанием этих элементов. В целях экономии средств намечается переход от ежегодного к периодическому внесению таких удобрений с применением фосфоритной муки и хлористого калия.
Планируемые объемы применения удобрений в комплексе с другими мероприятиями дадут возможность стабильно получать урожайность зерновых культур в среднем по Смоленской области до 14-15 центнеров с гектара и увеличить производство зерна и другой сельскохозяйственной продукции. Каждый килограмм действующего вещества (NPK) должен дать 4-5 килограммов прибавки зерна. Однако баланс азота и калия по-прежнему будет складываться со значительным превышением выноса над внесением.
2.5. Фосфоритование почв
В первую очередь фосфоритованию подлежат почвы, имеющие низкую обеспеченность подвижным фосфором в сочетании с повышенной кислотностью. Площадь пашни, на которой необходимо провести фосфоритование, в ближайшей перспективе составляет 239,9 тыс. гектаров, в том числе на 94,4 тыс. гектаров пашни необходимо провести эти работы в первоочередном порядке для создания уравновешенного баланса фосфора.
Программа предусматривает увеличение объема работ по фосфоритованию почв:
2002 год - 20 тыс. гектаров;
2003 год - 22,3 тыс. гектаров;
2004 год - 24,8 тыс. гектаров;
2005 год - 27,3 тыс. гектаров;
Всего - 94,4 тыс. гектаров.
Средняя норма внесения фосфоритной муки в области составляет 1,2 тонны на гектар.
Для выполнения намеченных объемов потребуется 113,3 тыс. тонн фосфоритной муки.
3. Гидромелиорация и культуртехнические работы
Осушительная и оросительная мелиорация, культуртехнические и противоэрозионные работы в сочетании с агрохимическими мероприятиями являются одним из важных факторов обеспечения воспроизводства плодородия почв. На мелиорированных землях предусматривается в первую очередь производство кормов для животноводства, овощей, зерновых, льна и других наиболее ценных культур, а также развитие семеноводства.
3.1. Оросительная и осушительная мелиорация
На орошаемых и осушенных землях активизируются все биологические процессы: быстрее накапливаются фитомасса и растительные остатки, усиливается деятельность микроорганизмов, увеличивается энергетический потенциал почвы благодаря оптимальным условиям увлажненности. На этих землях обеспечивается наибольшая эффективность применения удобрений и других мелиоративных мероприятий.
По состоянию на 1 января 2001 года в Смоленской области имелось 2,34 тыс. гектаров орошаемых и 212,12 тыс. гектаров осушенных земель.
Около 80 процентов всех мелиоративных систем построено до 1986 года.
Оросительные системы на площади 2,34 тыс. гектаров требуют комплексной реконструкции. Из 69 единиц дождевальной техники, предусмотренных проектами, в наличии имеется всего 16 дождевальных машин, из них 90 процентов с истекшим сроком амортизации. Из-за этого ежегодно значительные площади орошаемых земель не поливаются.
Основной задачей на период до 2005 года является реконструкция, ремонт водозаборов, насосных станций и электроподстанций, замена трубопроводов и восстановительный ремонт дождевальной техники.
Важнейшим условием осуществления указанных восстановительных мероприятий является заинтересованность хозяйств в использовании мелиорированных земель и способность их участвовать в долевом финансировании указанных мероприятий.
С учетом возможностей финансирования реконструкция и восстановление оросительных систем намечены на площади 426 гектаров овощных севооборотов.
Восстановление и реконструкцию осушительных систем необходимо провести на площади 15,2 тыс. гектаров. В 2002-2005 годах предусматривается проведение этих работ на 4,1 тыс. гектаров и строительство новых осушительных систем на площади 0,65 тыс. гектаров, включая осушительные системы под торфодобычу. На значительных площадях земель существующие осушительные системы не обеспечивают их нормального мелиоративного состояния, что не позволяет своевременно проводить посев культур и уборку урожая.
В первую очередь предусматривается проведение работ по очистке от заиления и растительности водоприемников, магистральных каналов для увеличения их пропускной способности.
Для создания оптимального водно-воздушного режима на осушенных землях при самых неблагоприятных погодных условиях предусматривается восстановление или замена вышедших из строя открытой осушительной сети и закрытого дренажа, повышение его водоприемной способности, осуществление агромелиоративных мероприятий по дополнительному регулированию поверхностного стока, в том числе за счет применения специальных агротехнических приемов.
В комплексе с работами на осушительных системах предусматривается окультуривание земель, включая создание культурных пастбищных угодий.
3.2. Культуртехническая мелиорация
Культуртехническая мелиорация земель состоит из комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель, включающих в себя расчистку земель от древесной и кустарниковой растительности, кочек, камней, пней и мха, что способствует вовлечению в оборот ранее не используемых земель, сохранению пашни и кормовых угодий, улучшению конфигурации полей, севооборотов.
К культуртехническим работам относится также глубокое рыхление и первичное окультуривание земель.
Особое значение придается проведению комплекса указанных мероприятий на ранее осушенных землях.
При относительно небольших затратах культуртехнические работы значительно повышают экономическую и экологическую эффективность плодородия почв и проведение их является одним из основных условий предотвращения выбытия сельскохозяйственных угодий из оборота.
Намечается проведение этих работ на площади 18,1 тыс. гектаров.
3.3. Эксплуатация мелиоративных систем
Для обеспечения надежного функционирования оросительных и осушительных систем, своевременной подачи воды на орошение и отвода избыточной влаги предусматривается проведение комплекса ремонтно-эксплуатационных работ.
В этот комплекс входят капитальные, текущие и аварийные ремонтные работы, уходные (регламентные) работы, осуществление мониторинга и государственного контроля за состоянием мелиорированных земель, ведение учета и паспортизации мелиоративных систем.
Предусмотренные в Программе объемы этих работ позволят обеспечивать нормальную эксплуатацию насосных станций и гидроузлов, систематическое поддержание в рабочем состоянии каналов, коллекторов, дренажной сети и гидротехнических сооружений, работу дождевальной техники и на этой основе улучшить мелиоративное состояние орошаемых и осушенных земель.
Осуществление комплекса ремонтных работ позволит вовлечь в активный оборот не менее 58 тыс. гектаров мелиорированных земель.
3.4. Противоэрозионные мероприятия
Действенным способом борьбы с водной эрозией и образованием оврагов является строительство водохранилищ по балкам и в устьях оврагов. Для борьбы со смывом почв используют валы ограждения, щелевание, кротование.
Для решения указанной проблемы предусматривается:
- выполнение работ по выполаживанию склонов оврагов, промоин, а также других необходимых противоэрозионных мероприятий, предусмотренных в проектах реконструкции и восстановления мелиоративных систем, осушения земель и проведения культуртехнических работ;
- на площадях, подверженных водной эрозии, проведение вспашки поперек склона, при проявлении сильной водной эрозии - залужение пашни.
Программой предусматриваются гидромелиоративные и культуртехнические работы в объемах, указанных в таблице 2.
Объем гидромелиоративных, культуртехнических работ
и затрат на развитие базы водохозяйственных организаций
Таблица 2
Виды работ | Единица измерения |
Объем, всего |
в том числе | ||||
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
||||
1 | Реконструкция и восстановление оросительных систем |
га |
426 |
- |
- |
162 |
264 |
2 | Реконструкция и восстановление осушительных систем |
га |
4112 |
815 |
1054 |
911 |
1332 |
3 | Осушение земель |
га |
651 |
95 |
177 |
194 |
185 |
4 | Культуртехнические работы |
га |
18099 |
4131 |
4778 |
4704 |
4486 |
5 | Ремонт внутрихозяйственных мелиоративных систем |
га |
58000 |
13100 |
13700 |
14800 |
16400 |
6 | Развитие базы эксплуатации водохозяйственных организаций и приобретение техники |
млн. руб. |
11,83 |
2,16 |
2,70 |
3,24 |
3,73 |
IV. Прогнозируемый результат осуществления
программных мероприятий
Выполнение намеченных Программой мероприятий обеспечит повышение плодородия почв, динамический прирост производства сельскохозяйственной продукции, сокращение выбытия сельскохозяйственных угодий и создание новых рабочих мест, что должно привести к получению следующих результатов:
- на общей площади сельскохозяйственных угодий плодородие почв повысится на 2 балла, а на пашне - на 3 балла;
- за счет проведения гидромелиоративных и культуртехнических мероприятий будет предотвращено выбытие из сельхозоборота 81,3 тыс. гектаров;
- намеченный рост объема агрохимических работ обеспечит создание свыше 1,6 тыс. дополнительных рабочих мест в существующих предприятиях сельхозхимии, машинно-технологических станциях и непосредственно в сельскохозяйственных предприятиях, в водохозяйственных, строительных и эксплуатационных организациях, где объемы водохозяйственных работ возрастут в 4 раза, что обеспечит создание дополнительно около 1,1 тыс. рабочих мест;
- прирост сельскохозяйственной продукции, определенный на основании многолетних наблюдений, данных научно-исследовательских и проектно-изыскательских институтов, характеризуется данными, приведенными в таблице 3:
Расчет
прироста сельскохозяйственной продукции при реализации Программы
Таблица 3
Мероприятия, обеспечивающие прирост сельскохо-зяйст- венной продукции |
Объем работ |
Прирост центне- ров кор-мо- вых единиц на еди-ни- цу из-ме- рения объема |
Прирос всего (тыс. тонн кормо- вых единиц ) |
В том числе: | |||||
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
За преде- лами 2005 года |
|||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
1. | Внесение органических удобрений |
10707 тыс. тонн |
0,2 |
385 |
36 |
84 |
128 |
137 |
316,7 |
2. | Известкование | 137,3 тыс. га |
5 |
158,7 |
14,5 |
30,75 |
46,8 |
66,65 |
332,8 |
3. | Фосфоритова-н ие |
94,4 тыс. га |
5 |
110,9 |
10 |
21,15 |
33,55 |
46,2 |
137,51 |
4. | Внесение минеральных удобрений |
178,2 0 тыс. тонн д.в. |
20,0 |
356,4 |
70,6 |
81,8 |
94,0 |
110 |
- |
5. | Реконструкция и восстановле-н ие ороси-тельных систем |
0,43 тыс. га |
2,4 |
1,39 |
- |
- |
0,39 |
1 |
5,25 |
6. | Реконструкция и восстановле-н ие осуши-тельных систем |
4,11 тыс. га |
1,5 |
14,35 |
1,22 |
2,8 |
4,17 |
6,16 |
37,38 |
7. | Осушение земель |
0,65 тыс. га |
2,25 |
3,2 |
0,2 |
0,6 |
1 |
1,4 |
0,7 |
8. | Культуртехни- ческие работы |
18,1 тыс. га |
7,5 |
3,69 |
0,31 |
0,77 |
1,13 |
1,48 |
2,95 |
Итого в кормовых единицах |
1033,6 3 |
132,83 |
221,8 7 |
309,04 |
369,8 9 |
833,29 |
|||
То же в зерновых единицах |
1033,6 3 |
132,83 |
221,8 7 |
309,04 |
369,8 9 |
833,29 |
Согласно приведенным данным, за счет реализации Программы можно будет получить свыше 1866,9 тыс. тонн кормовых единиц по окончании ее реализации, так как проведенные мероприятия по известкованию, фосфоритованию, внесению органических удобрений, гидромелиорации имеют длительный период действия.
Ежегодный прирост сельскохозяйственной продукции обеспечивается за счет проведения предусмотренных в Программе работ в намеченном объеме и при условии соответствующего их финансирования.
V. Ресурсное обеспечение реализации Программы
Ресурсное обеспечение Программы включает в себя финансовое, материально-техническое, научное, информационное и кадровое обеспечение.
5.1. Финансовое обеспечение
Потребность в средствах и источниках финансирования для обеспечения объема работ, намеченных Программой, определена в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Основанием для расчетов являются федеральные законы "О мелиорации земель", "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Закон Российской Федерации "О плате за землю", а также Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 08.11.2001 N 780 "О федеральной целевой программе "Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы". Удельные показатели стоимости объемов работ определены по нормативным и фактически сложившимся среднеобластным данным.
Общая стоимость комплекса работ согласно таблице 4 составляет 2278,82 млн. рублей, в том числе агрохимических мероприятий - 1966,53 млн. рублей, гидромелиоративных и культуртехнических мероприятий - 296,29 млн. рублей, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ - 16 млн. рублей.
Расчет
по финансовому обеспечению мероприятий Программы
Таблица 4
Виды работ | Объемы работ |
Цена за ед. объема, тыс. рублей |
Стои-мос ть работ, млн. рублей |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
1. | Внесение органических удобрений |
10707 тыс. т |
0,041 |
443,7 |
74,1 |
99,3 |
124,8 |
145,5 |
2. | Известкование | 137,3 тыс. га |
1,5 |
205,95 |
43,5 |
48,75 |
54,15 |
59,55 |
3. | Фосфоритование | 94,4 тыс. га |
1,2 |
113,4 |
24 |
26,8 |
29,8 |
32,8 |
4. | Внесение минеральных удобрений |
178,2 тыс. т д.в. |
5 |
891 |
176,5 |
204,5 |
235 |
275 |
5. | Комплекс работ по торфу |
3043 тыс. т |
0,094 |
285,35 |
55,75 |
65,4 |
75,37 |
88,83 |
6. | Агрохимическое и эколого-токсико- логическое обсле-дование земель сельскохозяйст- вен-ного назначения |
1085 тыс. га |
0,025 |
27,13 |
6,75 |
6,75 |
6,88 |
6,75 |
Итого: | 1966,53 | 380,6 | 451,5 | 526 | 608,43 | |||
7. | Реконструкция и восстановление оросительных систем |
0,426 тыс. га |
32,82 |
13,98 |
3,94 |
4,85 |
5,19 |
|
8. | Реконструкция и восстановление осушительных систем |
4,112 тыс. га |
28,7 |
118,02 |
23,39 |
30,25 |
26,14 |
38,24 |
9. | Осушение земель | 0,651 тыс. га |
32,45 |
21,13 |
3,07 |
5,76 |
6,28 |
6,02 |
10 | Культуртехни-че- ские работы |
18,1 тыс. га |
4,73 |
85,61 |
19,54 |
21,18 |
22,25 |
22,64 |
11 | Развитие базы эксплуатации водохозяйствен- ных организаций |
11,83 |
2,16 |
2,7 |
3,24 |
3,73 |
||
12 | Ремонт межхозяй-ствен- ных мелиора-тивных систем |
13,1 |
2,4 |
3 |
3,6 |
4,10 |
||
13 | Ремонт внутрихо-зяйст- венных мели-оративных систем |
58 тыс. га |
0,56 |
32,62 |
6,08 |
7,34 |
8,84 |
10,36 |
Итого: | 296,29 | 56,64 | 74,17 | 75,2 | 90,28 | |||
14 | Научное обеспече-ние, разработка систем земледелия, проектов и схем землеустройства, геоинформацион-н ой системы |
16 |
3,5 |
3,5 |
4,5 |
4,5 |
||
ВСЕГО: | 2278,82 | 440,74 | 529,17 | 605,7 | 703,21 |
Источником финансирования Программы является областной бюджет, а также предполагается привлечь средства федерального бюджета, средства бюджетов муниципальных образований Смоленской области и внебюджетные источники. Распределение средств указанных источников финансирования приведено в таблице 5.
Сводная таблица
объемов и стоимости работ по системе программных мероприятий
Таблица 5
Наименование мероприятий и источников финансирования |
Исполнитель | Объем работ |
Стоимость, всего (млн. руб.) |
в том числе: | Прогнозируемые результаты |
|||
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
|||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Агрохимические мероприятия
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|1. Внесение |сельскохозяйствен-|10707 | | | | | |повышение плодородия|
| органических |ные предприятия |тыс. | | | | | |почв и прирост|
| удобрений | |тонн | | | | | |сельскохо-зяйствен- |
| всего | | |443,7 |74,1 |99,3 |124,8 |145,5 |ной продукции до 385|
| | | | | | | | |тыс. тонн кормовых|
| | | | | | | | |единиц (далее по|
| | | | | | | | |тексту - к.ед.) |
| | | | | | | | | |
| внебюджетные | | | | | | | | |
| источники | | |443,7 |74,1 |99,3 |124,8 |145,5 | |
|-------------------+------------------+-------+-----------+------+------+------+------+--------------------|
|2. Известкование -|ФГУ ГСАС|137,3 | | | | | |повышение плодородия|
| всего |"Смоленская", ФГУ|тыс. га|205,95 |43,5 |48,75 |54,15 |59,55 |почв и прирост|
| |САС "Вяземская",| | | | | | |сельскохо-зяйствен- |
| |ГУП МТС,| | | | | | |ной продукции до|
| |предприятия | | | | | | |158,7 тыс. тонн|
| федеральный |сельхозхимии, | | | | | | |к.ед. |
| бюджет |сельскохозяйствен-| |13,39 |2,83 |3,17 |3,52 |3,87 | |
| |ные предприятия| | | | | | | |
| областной бюджет|(на конкурсной| | | | | | | |
| |основе) | |134,9 |28,49 |31,93 |35,47 |39,01 | |
| | | | | | | | | |
| внебюджетные | | | | | | | | |
| источники | | |57,66 |12,18 |13,65 |15,16 |16,67 | |
|-------------------+------------------+-------+-----------+------+------+------+------+--------------------|
|3. Фосфоритование -|ФГУ ГСАС|94,4 | | | | | |повышение плодородия|
| всего |"Смолен-ская", ФГУ|тыс. га|113,4 |24 |26,8 |29,8 |32,8 |почв и прирост|
| |САС "Вяземская",| | | | | | |сельскохо-зяйствен- |
| |ГУП МТС,| | | | | | |ной продукции до|
| |предприятия | | | | | | |110,9 тыс. тонн|
| федеральный |сельхозхимии, | | | | | | |к.ед. |
| бюджет |сельскохозяйствен-| |7,37 |1,56 |1,74 |1,94 |2,13 | |
| |ные предприятия| | | | | | | |
| областной бюджет|(на конкурсной| | | | | | | |
| |основе) | |74,27 |15,72 |17,55 |19,52 |21,48 | |
| | | | | | | | | |
| внебюджетные | | | | | | | | |
| источники | | |31,76 |6,72 |7,51 |8,34 |9,19 | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
|-------------------+------------------+-------+-----------+------+------+------+------+--------------------|
|4. Внесение |ГУП МТС,|178,2 | | | | | |повышение плодородия|
| минеральных |сельскохозяйствен-|тыс. т | | | | | |почв и прирост|
| удобрений -|ные предприятия |д.в. | | | | | |сельскохо-зяйствен- |
| всего | | |891 |176,5 |204,5 |235 |275 |ной продукции до|
| | | | | | | | |356,4 тыс. тонн|
| | | | | | | | |к.ед. |
| | | | | | | | | |
| федеральный | | | | | | | | |
| бюджет | | |115,83 |22,94 |26,59 |30,55 |35,75 | |
| | | | | | | | | |
| внебюджетные | | | | | | | | |
| источники | | |775,17 |153,56|177,91|204,45|239,25| |
|-------------------+------------------+-------+-----------+------+------+------+------+--------------------|
|5. Комплекс работ|ГУП МТС,|3043 | | | | | |повышение плодородия|
| по торфу - всего|сельскохозяйствен-|тыс. т |285,35 |55,75 |65,4 |75,37 |88,83 |почв и прирост|
| |ные предприятия | | | | | | |сельскохо-зяйствен- |
| | | | | | | | |ной продукции |
| | | | | | | | | |
| бюджеты | | | | | | | | |
| муниципальных | | | | | | | | |
| образований | | |199,75 |39,03 |45,78 |52,76 |62,18 | |
| | | | | | | | | |
| внебюджетные | | | | | | | | |
| источники | | |85,6 |16,72 |19,62 |22,61 |26,65 | |
|-------------------+------------------+-------+-----------+------+------+------+------+--------------------|
|6. Агрохимическое и|ФГУ ГСАС|1085 | | | | | |определение |
| эколого-токсико-|"Смоленская", ФГУ|тыс. га| | | | | |качественных |
| ло-гическое |САС "Вяземская" | | | | | | |показателей почв |
| обследова-ние | | | | | | | | |
| земель | | | | | | | | |
| сельско-хозяйст-| | | | | | | | |
| венного | | | | | | | | |
| назначения -| | | | | | | | |
| всего | | |27,13 |6,75 |6,75 |6,88 |6,75 | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| областной бюджет| | |19,01 |4,73 |4,73 |4,82 |4,73 | |
| | | | | | | | | |
| внебюджетные | | | | | | | | |
| источники | | |8,12 |2,02 |2,02 |2,06 |2,02 | |
|-------------------+------------------+-------+-----------+------+------+------+------+--------------------|
| Итого | | |1966,53 |380,6 |451,5 |526 |608,43| |
| | | | | | | | | |
| в том числе: | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| федеральный | | | | | | | | |
| бюджет | | |136,59 |27,33 |31,5 |36,01 |41,75 | |
| | | | | | | | | |
| областной бюджет| | |228,18 |48,94 |54,21 |59,81 |65,22 | |
| | | | | | | | | |
| бюджеты | | | | | | | | |
| муниципальных | | | | | | | | |
| образований | | |199,75 |39,03 |45,78 |52,76 |62,18 | |
| | | | | | | | | |
| внебюджетные | | | | | | | | |
| источники | | |1402,01 |265,3 |320,01|377,42|439,28| |
\-----------------------------------------------------------------------------------------------------------/
Гидромелиоративные и культуртехнические мероприятия
/------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|7. Реконструкция и|водохозяйственные |0,426 | | | | | |сохранение |
| восстановление |организации (на|тыс. га| | | | | |сельхозуго-дий, |
| оросительных |конкурсной основе)| | | | | | |повышение плодородия|
| систем - всего | | |13,98 | |3,94 |4,85 |5,19 |почв и прирост|
| | | | | | | | |сельскохозяйст-вен- |
| | | | | | | | |ной продукции до|
| | | | | | | | |1,39 тыс. тонн к.ед.|
| | | | | | | | | |
| областной бюджет| | |4,2 | |1,18 |1,46 |1,56 | |
| | | | | | | | | |
| бюджеты | | | | | | | | |
| муниципальных | | | | | | | | |
| образований | | |9,78 | |2,76 |3,39 |3,63 | |
|-------------------+------------------+-------+-----------+------+------+------+------+--------------------|
|8. Реконструкция и|водохозяйственные |4,112 | | | | | |сохранение |
| восстановление |организации (на|тыс. га| | | | | |сельхозуго-дий, |
| осушительных |конкурсной основе)| | | | | | |повышение плодородия|
| систем - всего | | |118,02 |23,39 |30,25 |26,14 |38,24 |почв и прирост|
| | | | | | | | |сельскохозяйст-вен- |
| | | | | | | | |ной продукции до|
| | | | | | | | |14,35 тыс. тонн|
| федеральный | | | | | | | |к.ед. |
| бюджет | | |18,88 |3,74 |4,84 |4,18 |6,12 | |
| | | | | | | | | |
| областной бюджет| | |29,74 |5,89 |7,62 |6,59 |9,64 | |
| | | | | | | | | |
| бюджеты | | | | | | | | |
| муниципальных | | | | | | | | |
| образований | | |69,4 |13,76 |17,79 |15,37 |22,48 | |
|-------------------+------------------+-------+-----------+------+------+------+------+--------------------|
|9. Осушение земель|водохозяйственные |0,651 | | | | | |повышение плодородия|
| - всего |организации (на|тыс. га|21,13 |3,07 |5,76 |6,28 |6,02 |почв и прирост|
| |конкурсной основе)| | | | | | |сельско-хозяйствен- |
| | | | | | | | |ной продукции до 3,2|
| | | | | | | | |тыс. тонн к.ед. |
| | | | | | | | | |
| федеральный | | | | | | | | |
| бюджет | | |4,65 |0,67 |1,27 |1,38 |1,33 | |
| | | | | | | | | |
| областной бюджет| | |4,95 |0,72 |1,35 |1,47 |1,41 | |
| | | | | | | | | |
| бюджеты | | | | | | | | |
| муниципальных | | | | | | | | |
| образований | | |11,53 |1,68 |3,14 |3,43 |3,28 | |
|-------------------+------------------+-------+-----------+------+------+------+------+--------------------|
|10 Культуртехничес-|ГУП МТС,|18,099 | | | | | |сохранение |
| кие работы -|водохозяйственные |тыс. га| | | | | |сельхоз-угодий, |
| всего |организации, | |85,61 |19,54 |21,18 |22,25 |22,64 |повышение плодородия|
| |предприятия | | | | | | |почв, прирост|
| |сельхозхимии (на| | | | | | |сельскохозяйственной|
| |конкурсной основе)| | | | | | |продукции до 3,69|
| | | | | | | | |тыс. тонн к.ед. |
| | | | | | | | | |
| федеральный | | | | | | | | |
| бюджет | | |24,83 |5,67 |6,14 |6,45 |6,57 | |
| | | | | | | | | |
| областной бюджет| | |42,55 |9,71 |10,53 |11,06 |11,25 | |
| | | | | | | | | |
| бюджеты | | | | | | | | |
| муниципальных | | | | | | | | |
| образований | | |18,23 |4,16 |4,51 |4,74 |4,82 | |
|-------------------+------------------+-------+-----------+------+------+------+------+--------------------|
|11 Развитие баз|водохозяйственные | | | | | | |укрепление |
| эксплу-атации |организации | | | | | | |материально-техниче-|
| водохозяйст-вен-| | | | | | | |ской базы|
| ных организаций| | | | | | | |водохозяйственных |
| и приобретение| | | | | | | |организаций |
| техники - всего | | |11,83 |2,16 |2,7 |3,24 |3,73 | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| федеральный | | | | | | | | |
| бюджет | | |11,83 |2,16 |2,7 |3,24 |3,73 | |
|-------------------+------------------+-------+-----------+------+------+------+------+--------------------|
|12 Затраты на|водохозяйственные | | | | | | |сохранение |
| ремонт |организации (на| | | | | | |сельскохозяйственных|
| межхозяйственных|конкурсной основе)| | | | | | |угодий и плодородия|
| (государственных| | | | | | | |почв |
| ) мелиоративных| | | | | | | | |
| систем - всего | | |13,1 |2,4 |3 |3,6 |4,1 | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| федеральный | | | | | | | | |
| бюджет | | |13,1 |2,4 |3 |3,6 |4,1 | |
|-------------------+------------------+-------+-----------+------+------+------+------+--------------------|
|13 Затраты на|водохозяйственные |58,0 | | | | | |сохранение |
| ремонт и|организации (на|тыс. га| | | | | |сельскохо-зяйствен- |
| содержание |конкурсной основе)| | | | | | |ных угодий и|
| внутри-хозяйст- | | | | | | | |плодородия почв |
| венных | | | | | | | | |
| мели-оративных | | | | | | | | |
| систем - всего | | |32,62 |6,08 |7,34 |8,84 |10,36 | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| бюджеты | | | | | | | | |
| муниципальных | | | | | | | | |
| образований | | |9,78 |1,82 |2,2 |2,65 |3,11 | |
| | | | | | | | | |
| внебюджетные | | | | | | | | |
| источники | | |22,84 |4,26 |5,14 |6,19 |7,25 | |
|-------------------+------------------+-------+-----------+------+------+------+------+--------------------|
| Итого | | |296,29 |56,64 |74,17 |75,2 |90,28 | |
| | | | | | | | | |
| в том числе: | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| федеральный | | | | | | | | |
| бюджет | | |73,29 |14,64 |17,95 |18,85 |21,85 | |
| | | | | | | | | |
| областной бюджет| | |81,44 |16,32 |20,68 |20,58 |23,86 | |
| | | | | | | | | |
| бюджеты | | | | | | | | |
| муниципальных | | | | | | | | |
| образований | | |118,72 |21,42 |30,4 |29,58 |37,32 | |
| | | | | | | | | |
| внебюджетные | | | | | | | | |
| источники | | |22,84 |4,26 |5,14 |6,19 |7,25 | |
|-------------------+------------------+-------+-----------+------+------+------+------+--------------------|
|14 Научно-исследова|научно-исследова- | | | | | | |обоснование |
| -тельские и|тельские и| | | | | | |эколого-ландшафтных |
| опытно-конструк-|проектно-изыскате-| | | | | | |систем |
| торские работы -|льские институты| | | | | | |землеустройства для|
| всего |(на конкурсной| |16 |3,5 |3,5 |4,5 |4,5 |управления |
| |основе) | | | | | | |плодородием почв,|
| | | | | | | | |разработка |
| | | | | | | | |техно-логий и систем|
| федеральный | | | | | | | |эффектив-ного |
| бюджет | | |0,8 |0,17 |0,18 |0,22 |0,23 |применения |
| | | | | | | | |агрохимических |
| областной бюджет| | |15,2 |3,33 |3,32 |4,28 |4,27 |средств |
| | | | | | | | | |
| в том числе: | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| разработка и| | | | | | | |рациональное |
| освое-ние систем| | | | | | | |использование |
| земледе-лия, | | | | | | | |сельскохозяйственных|
| схем и проектов| | | | | | | |угодий для|
| внутрихозяйствен| | | | | | | |производства |
| -ного | | | | | | | |сельскохозяйственной|
| землеустройст-ва| | | | | | | |продукции и|
| - всего | | |12 |2,6 |2,56 |3,47 |3,37 |сохранения |
| | | | | | | | |плодородия почв |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| областной бюджет| | |12 |2,6 |2,56 |3,47 |3,37 | |
| | | | | | | | | |
| разработка | | | | | | | |создание базы данных|
| геоинформацион- | | | | | | | |о состоянии|
| ной системы| | | | | | | |плодородия почв|
| "Плодородие | | | | | | | |области |
| почв" Смоленской| | | | | | | | |
| области - всего | | |4 |0,9 |0,94 |1,03 |1,13 | |
|-------------------+------------------+-------+-----------+------+------+------+------+--------------------|
| федеральный | | | | | | | | |
| бюджет | | |0,8 |0,17 |0,18 |0,22 |0,23 | |
| | | | | | | | | |
| областной бюджет| | |3,2 |0,73 |0,76 |0,81 |0,9 | |
|-------------------+------------------+-------+-----------+------+------+------+------+--------------------|
| ВСЕГО по| | | | | | | | |
| Программе | | |2278,82 |440,74|529,17|605,70|703,21| |
| | | | | | | | | |
| в том числе: | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| федеральный | | | | | | | | |
| бюджет | | |210,68 |42,14 |49,63 |55,08 |63,83 | |
| | | | | | | | | |
| областной бюджет| | |324,82 |68,59 |78,21 |84,67 |93,35 | |
| | | | | | | | | |
| бюджеты | | | | | | | | |
| муниципальных | | | | | | | | |
| образований | | |318,47 |60,45 |76,18 |82,34 |99,5 | |
| | | | | | | | | |
| внебюджетные | | |1424,85 |269,56|325,15|383,61|446,53| |
| источники | | | | | | | | |
| из них| | |250,57 |48,16 |63,83 |62,76 |75,82 | |
| капитальные | | | | | | | | |
| вложения - всего| | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| федеральный | | | | | | | | |
| бюджет | | |60,19 |12,24 |14,95 |15,25 |17,75 | |
| | | | | | | | | |
| областной бюджет| | |81,44 |16,32 |20,68 |20,58 |23,86 | |
| | | | | | | | | |
| бюджеты | | | | | | | | |
| муниципальных | | | | | | | | |
| образований | | |108,94 |19,6 |28,2 |26,93 |34,21 | |
\-----------------------------------------------------------------------------------------------------------/
За счет средств областного бюджета предусматривается финансировать:
- часть затрат на проведение известкования сильно- и среднекислых почв, фосфоритование, агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование почв;
- часть затрат на осушение земель, реконструкцию мелиоративных систем, культуртехнические работы;
- затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, проводимые для нужд области, финансирование которых из федерального бюджета не предусмотрено, мероприятия по разработке и внедрению эколого-ландшафтных систем земледелия, схем и проектов внутрихозяйственного землеустройства.
Предполагается привлечь средства федерального бюджета для финансирования:
- развития производственной базы бюджетных водохозяйственных организаций и оснащение их необходимой техникой;
- проведения работ по осушению земель, реконструкции и восстановлению мелиоративных систем на землях сельскохозяйственных товаропроизводителей, относящихся к федеральной собственности;
- затрат на ремонт межхозяйственных мелиоративных систем, находящихся в федеральной собственности;
- проведения работ по известкованию сильно- и среднекислых почв, фосфоритованию, культуртехническим мероприятиям и первичному окультуриванию мелиорированных сельскохозяйственных угодий на землях сельскохозяйственных товаропроизводителей, относящихся к федеральной собственности;
- субсидирования части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по приобретению минеральных удобрений;
- научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Заявки на проведение проектно-изыскательских работ по землеустройству направляются заказчиком в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству в Смоленской области. Указанные работы финансируются за счет средств, выделяемых на выполнение соответствующих программных мероприятий, в размере, обеспечивающем их разработку исходя из сложившихся затрат, но не ниже 5 процентов от выделяемых ассигнований из федерального и областного бюджетов.
За счет средств бюджетов муниципальных образований Смоленской области предусматривается финансировать:
- часть затрат на проведение агрохимических мероприятий, включая работы по торфу;
- часть затрат на осушение земель, реконструкцию мелиоративных систем, культуртехнические работы;
- затраты на ремонт и содержание внутрихозяйственных мелиоративных систем на землях сельскохозяйственных товаропроизводителей, относящихся к муниципальной собственности.
За счет средств внебюджетных источников предусматривается финансировать:
- внесение органических и части минеральных удобрений;
- часть затрат на проведение агрохимических мероприятий;
- затраты на ремонт и содержание внутрихозяйственных мелиоративных систем на землях сельскохозяйственных товаропроизводителей, не относящихся к муниципальной собственности.
За счет средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований Смоленской области и внебюджетных источников предусматривается совместное финансирование программных мероприятий на землях сельскохозяйственных товаропроизводителей независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в долях, указанных в таблице 6.
Таблица 6
Наименование мероприятий и работ |
Доля финансирования в процентах |
||
Област- ной бюджет |
Бюджет муници- пальных образова- ний |
Внебюд- жетные источни- ки |
|
1 | 2 | 3 | 4 |
Агрохимические мероприятия Внесение органических удобрений Известкование Фосфоритование Внесение минеральных удобрений Комплекс работ по торфу Агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование земель сельскохозяйственного назначения Гидромелиоративные и культуртехнические мероприятия Реконструкция и восстановление оросительных систем Реконструкция и восстановление осушительных систем Осушение земель Культуртехнические работы Ремонт и содержание внутрихозяйственных мелиоративных систем: - на землях сельскохозяйственных товаропроизводителей, относящихся к муниципальной собственности - на землях сельскохозяйственных товаропроизводителей, не относящихся к муниципальной собственности Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы Разработка и внедрение эколого-ландшафтных систем земледелия, схем и проектов внутрихозяйственного землеустройства и других программных направлений |
0 70 70 0 0 70 30 30 30 70 0 0 100 |
0 0 0 0 70 0 70 70 70 30 100 0 0 |
100 30 30 100 30 30 0 0 0 0 0 100 0 |
Предусматриваемые объемы финансирования в процессе реализации Программы ежегодно подлежат корректировке, исходя из возможностей бюджетов различных уровней и возможностей привлечения средств из внебюджетных источников.
5.2. Материально-техническое обеспечение
Намеченные Программой мероприятия позволят не только сохранить, но и более активно использовать мощности агрохимических и водохозяйственных организаций, а также промышленных предприятий, выпускающих специализированную продукцию, необходимую для осуществления программных мероприятий.
Материально-техническое обеспечение выполнения программных мероприятий осуществляется государственными агрохимическими и водохозяйственными предприятиями, машинно-технологическими станциями и другими организациями, привлекаемыми на конкурсной основе. Часть работ будет выполняться непосредственно сельскохозяйственными товаропроизводителями. В связи с ликвидацией и перепрофилированием многих предприятий Смоленской области, ранее занимавшихся работами по повышению плодородия почв, необходимо укрепление производственной базы агрохимических, водохозяйственных, машинно-технологических станций. В связи с тем, что в последние годы практически не пополнялся парк почвообрабатывающей, мелиоративной техники, машин для проведения агрохимических работ, оснащение техникой подрядных организаций и сельскохозяйственных предприятий низкое. Объемы почвоулучшающих работ в Программе определены с учетом реальных возможностей их выполнения имеющимися в Смоленской области подрядными организациями и силами сельскохозяйственных предприятий.
Обеспечение подрядных организаций известковыми материалами планируется за счет имеющихся в Смоленской области запасов известковых туфов, карбоната кальция конверсионного ТУ 113-08-667-98, производимого в ОАО "Дорогобуж", а также покупки известковой муки в близлежащих регионах Российской Федерации и Республике Беларусь.
Фосфоритную муку планируется приобретать в Брянской области.
Основным поставщиком минеральных удобрений является ОАО "Дорогобуж".
Обеспечение торфом будет производиться в первую очередь за счет имеющихся в Смоленской области мелкозалежных торфоместорождений и высококачественного торфа промышленной добычи ОАО "Смоленскторф".
В целях координации выполнения агрохимических мероприятий предполагается создание Государственного унитарного предприятия "Смоленская областная сельхозхимия".
5.3. Научное обеспечение
Для реализации Программы намечены следующие приоритетные научно-исследовательские направления:
- разработка схем и проектов внутрихозяйственного землеустройства территорий, позволяющих формировать эколого-ландшафтные системы земледелия, сочетающие севообороты с разной интенсивностью использования сельскохозяйственных угодий, обеспечивающие охрану земель, повышение почвенного плодородия и производство экологически безопасной продукции;
- совершенствование экономического механизма воспроизводства плодородия почв с более эффективным использованием местных почвенно-климатических, биологических, сырьевых и других ресурсов;
- разработка и совершенствование зональных технологий возделывания сельскохозяйственных культур на базе дифференцированного применения минеральных удобрений, широкого использования сидератов и соломы;
- разработка методов биологического земледелия с учетом использования новых форм удобрений, местных агроруд, направленных на оптимизацию питания растений, физических способов предпосевной обработки семян;
- организация системы мониторинга почв и посевов на основе наблюдений, проводимых на сети полигонов;
- внедрение геоинформационной системы "Плодородие почв".
На научное обеспечение Программы предполагается выделение в 2002-2005 годах из областного бюджета - 15,2 млн. рублей и предусматривается привлечение средств федерального бюджета в размере 0,8 млн. рублей.
5.4. Информационное обеспечение
Одним из важнейших факторов успешной реализации мероприятий Программы является ее информационное обеспечение, основа которого - формирование и эффективное использование информационных ресурсов, современных технических средств и информационных технологий для создания оптимальных условий и максимально полного удовлетворения информационных потребностей всех организаций, участвующих в реализации мероприятий Программы.
Основными задачами информационного обеспечения являются:
- создание единой системы формирования объективной и постоянно обновляемой информации о состоянии почвенного плодородия и комплекса мероприятий по его сохранению и повышению (агрохимических, гидротехнических, культуртехнических, противоэрозионных, агротехнических, фитосанитарных);
- проведение мониторинга почвенного плодородия земель и установление реальных и прогнозируемых информационных потребностей в целях определения приоритетов при формировании информационных ресурсов и обеспечения практического их использования в сфере управления, в научно-исследовательских, проектных институтах, в эксплуатационных и строительных организациях, в опытно-производственных хозяйствах и у сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- создание информационного банка данных в целях проведения единой научно-технической политики при реализации Программы;
- обеспечение оперативного прямого доступа к российским и зарубежным публикациям, включая не только научно-техническую, но и патентную, правовую, экономическую, статистическую, экологическую, конъюнктурную, социальную информацию по проблеме плодородия почв;
- внедрение комплекса прогрессивных взаимосвязанных информационных технологий и создание условий для использования общей коммуникационной среды для поиска, своевременного ее представления в наиболее востребованной форме.
Особое внимание в процессе информационного обеспечения уделяется сельскохозяйственному товаропроизводителю.
Для оказания консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям в области функционирует информационно-консультационная служба - Государственное учреждение "Информационно-консультационный центр агропромышленного комплекса Смоленской области".
Предусматривается дальнейшее развитие указанной службы, расширение перечня оказываемых услуг и числа ее пользователей.
Согласно приоритетным научно-техническим направлениям и основным составляющим Программы определены следующие виды информационного обеспечения:
- справочно-информационные материалы (бюллетени, перечни, справочники, патенты, информационные листки и т.д.);
- информационно-аналитическая продукция (доклады о состоянии и тенденции развития, научные публикации, аналитические обзоры, справки, каталоги, фактографическая информация и т.д.);
- документальные (библиографические, реферативные, полнотекстовые), фактографические, адресные данные о ресурсосберегающих и экологически безопасных технологиях по проведению комплексных мелиоративных мероприятий, по использованию сточных вод, по качеству воды, дождевальной техники, по результатам агрохимических, эколого-токсикологических, радиологических наблюдений и т.д.;
- геоинформационные системы, характеризующие качественное состояние сельскохозяйственных земель, мелиоративных объектов, построенные на единой топографо-геодезической основе и представляющие информацию в органы управления отрасли;
- выставки, семинары и другие мероприятия, необходимые для рекламы и пропаганды актуальной информации.
Взаимодействие информационно-консультационной службы с сельскохозяйственными товаропроизводителями обеспечивается через:
- непосредственный прямой контакт с сельскохозяйственным товаропроизводителем;
- передачу доходчивой, простой, своевременной информации по запросу;
- средства массовой информации.
5.5. Кадровое обеспечение
Организации, расположенные на территории Смоленской области, участвующие в реализации Программы, в основном обеспечены подготовленными квалифицированными специалистами, рабочими кадрами. Намеченный рост объемов почвоулучшающих работ требует подготовки новых и повышения квалификации имеющихся специалистов.
Смоленская область обладает большим потенциалом учебных сельскохозяйственных заведений, таких как государственное образовательное учреждение "Смоленский сельскохозяйственный институт"; государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Смоленский филиал Российской инженерной академии менеджмента и агробизнеса"; сельскохозяйственные техникумы и колледжи, способные провести подготовку и переподготовку специалистов высшей и среднеспециальной квалификации агрономического, инженерного, экономического и бухгалтерского профиля.
Учебными заведениями начального сельскохозяйственного профессионального образования, включающими в себя 13 учебных заведений (училища и лицеи), ведется подготовка квалифицированных рабочих кадров.
При реализации Программы сельскохозяйственное производство будет укомплектовано специалистами, подготовленными вышеперечисленными учебными заведениями Смоленской области.
Законом Смоленской области от 30 декабря 2002 г. N 104-з в раздел 6 настоящей программы внесены изменения
VI. Механизм реализации Программы
Реализация Программы основана на строгом соблюдении федеральных законов "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" и "О мелиорации земель", постановлений, положений, инструкций, правил и других правовых актов, развивающих основные требования этих законов.
Реализация программных мероприятий обеспечивается на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых с исполнителями мероприятий Программы, определяемыми на конкурсной основе: сельскохозяйственными предприятиями, предприятиями сельхозхимии, водохозяйствнными и землеустроительными организациями, машинно-технологическими станциями, научно-исследовательскими и проектно-изыскательскими институтами, другими предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, государственными образовательными учреждениями.
Программой предусмотрено в соответствии с законодательством Российской Федерации оказывать государственную поддержку сельскохозяйственным товаропроизводителям путем целевого финансирования программных мероприятий из областного бюджета и привлекаемых средств в установленных размерах и порядке.
Отбор хозяйств-землепользователей, в которых планируется осуществлять строительство объектов и реализацию других программных мероприятий проводится в порядке, установленном в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Перечень объектов федеральной собственности, на которых реализуются программные мероприятия, определяется совместно Департаментом Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию, территориальными органами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в Смоленской области: Государственной станцией агрохимической службы "Смоленская", Станцией агрохимической службы "Вяземская", Управлением мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Смоленской области.
С учетом выделяемых на реализацию Программы средств ежегодно уточняются целевые показатели, объемы работ, организуется оформление соглашений между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, его территориальными органами в Смоленской области, администрацией Смоленской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, а также заключение соответствующих контрактов с исполнителями.
Перечень хозяйств-землепользователей, в которых планируется реализация программных мероприятий по лимитам бюджетного финансирования на соответствующий год реализации Программы, утверждается распоряжением заместителя Главы администрации Смоленской области, курирующего вопросы АПК.
VII. Контроль за исполнением Программы
Контроль за реализацией настоящей Программы осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, федеральными государственными учреждениями: Государственной станцией агрохимической службы "Смоленская", Станцией агрохимической службы "Вяземская", Управлением мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Смоленской области, органами государственной власти Смоленской области в порядке, определяемом соглашениями между ними.
Администрация Смоленской области как координатор Программы в установленном порядке обобщает и анализирует статистическую отчетность и представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Смоленскую областную Думу доклады о ходе реализации Программы.
VIII. Оценка эффективности, социально-экономических
и экологических последствий реализации Программы
Расчет экономической эффективности Программы определен в соответствии с "Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов (II редакция)" с учетом социально-экономических и экологических последствий ее реализации.
В связи с тем, что производство товарного зерна осуществляется лишь в отдельных сельскохозяйственных предприятиях Смоленской области, расчет экономической эффективности мероприятий Программы проводится через животноводческую продукцию (молоко), которая является товарной у большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей Смоленской области.
Для оценки экономической эффективности Программы принята динамика показателей цен реализации и себестоимости производства одной тонны молока согласно данным, приведенным в таблице 7.
Таблица 7
Показатели | Факт | Прогноз |
2000 год | 2001 год | |
Цена реализации (руб.) | 3480 | 3965 |
Рост (%) | 14 | |
Себестоимость (руб.) | 3044 | 3370 |
Уровень рентабельности (%) | 14,33 | 17,66 |
Прибыль (руб.) | 436 | 595 |
Экономическая эффективность Программы складывается из следующих показателей:
- прибыль сельскохозяйственных товаропроизводителей Смоленской области за счет прироста продукции производства молока (595 руб. х 795,1 тыс. тонн) = 473,08 млн. рублей (с учетом реализации мероприятий Программы за пределами 2005 года - 854,4 млн. рублей);
- прибыль перерабатывающих молоко предприятий Смоленской области из расчета на переработку 1436,03 тыс. тонн молока и прибыли 793 руб. на одну тонну переработанного молока (793 руб. х 1436,03 тыс. тонн) составит 1138,77 млн. рублей;
- сметная прибыль строительных организаций, осуществляющих строительно-монтажные работы в соответствии с нормами, утвержденными Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (144,8 млн. рублей на строительно-монтажные работы из общего объема затрат капитального характера х 0,3 удельного веса фонда оплаты труда рабочих х 0,65 размера сметной прибыли от фонда оплаты труда) = 28,24 млн. рублей;
- налоги, уплачиваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды в размере 14,6 процента от стоимости товарной продукции (стоимость дополнительно реализуемой товарной продукции составляет 3149,56 млн. рублей х 0,146) = 459,84 млн. рублей.
Итого прибыль и уплата налогов составляет 2481,25 млн. рублей, то же на одну тонну молока - 1727,88 рублей.
Экологическая эффективность Программы оценивается в соответствии с результатами научных исследований и нормативными документами Российской академии сельскохозяйственных наук, РосНИИземпроекта, Всероссийского научно-исследовательского института удобрений и агропочвоведения, Центрального научно-исследовательского института агрохимического обслуживания сельского хозяйства, Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Московского государственного университета природообустройства, Почвенного института имени В.В. Докучаева, государственного образовательного учреждения "Смоленский сельскохозяйственный институт" и представляет собой укрупненную оценку экологического ущерба, предотвращенного в результате реализации природоохранных и других мероприятий. С учетом специфики агроландшафтов и основных направлений природоохранной деятельности экологическая оценка предотвращенного ущерба определяется по основным видам природных ресурсов (биота, почва, водные ресурсы). К основным факторам, определяющим величину экологического ущерба, относятся следующие: эрозия почв, изменение качественного состава гумуса, подтопление, подкисление, снижение общих запасов биомассы в почвах, загрязнение почв токсичными веществами, загрязнение водных объектов и др.
Экологическая эффективность (предотвращенный экологический ущерб) определяется в зависимости от степени снижения интенсивности указанных выше негативных процессов в результате реализации программных мероприятий. Необходимая исходная информация для расчетов экологического эффекта получена по данным отдельных разделов настоящей Программы, а также по данным научно-исследовательских и проектных институтов, годовых отчетов природоохранных и других организаций. Период рассмотрения - 20 лет. В качестве расчетных уравнений для выявления состояния природной среды (в зависимости от состава природоохранных мероприятий) использованы данные Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Московского государственного университета природообустройства, Центрального научно-исследовательского института агрохимического обслуживания сельского хозяйства, Всероссийского научно-исследовательского и проектно-технологического института химизации сельского хозяйства.
Экологическая эффективность мероприятий Программы составляет по:
- почвоохранным мероприятиям, позволяющим сохранить 62,5 тыс. гектаров осушенных и орошаемых сельскохозяйственных угодий, - 72,45 млн. рублей;
- культуртехническим мероприятиям - 39,4 млн. рублей;
- известкованию кислых почв - 262,2 млн. рублей;
- применению минеральных удобрений - 65,5 млн. рублей;
- уменьшению загрязнения поверхностных водных объектов - 120,6 млн. рублей.
Общий экологический эффект составит 560,15 млн. рублей.
Суммарный экономический и экологический эффект составит (2481,25 + 560,15) = 3041,4 млн. рублей, что превысит расходы на реализацию Программы.
Общая экономическая эффективность Программы [(3041,4 - 2278,82) : 2278,82] составит 33 процента, т.е. срок окупаемости Программы составит 3 года.
Социальный эффект от реализации Программы состоит в сохранении и создании новых рабочих мест в агрохимических, гидромелиоративных и сельскохозяйственных предприятиях для 2,7 тыс. человек.
IX. Мероприятия, подлежащие выполнению
в первоочередном порядке
В первоочередном порядке подлежат выполнению те мероприятия, которые дают в кратчайший срок наибольший экономический эффект: внесение органических и минеральных удобрений, известкование, культуртехнические работы, сохранение и реконструкция мелиоративных систем и сооружений.
Выделение средств на реализацию Программы намечено производить в первоочередном порядке сельскохозяйственным товаропроизводителям независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, получившим наивысшую экономическую эффективность сельскохозяйственного производства при соблюдении норм федерального и областного законодательства.
<< Статья 3 Статья 3 |
||
Содержание Закон Смоленской области от 7 мая 2002 г. N 44-з "Об областной целевой программе "Повышение плодородия почв Смоленской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.