Комментарий к постановлению Главы администрации г. Смоленска
от 10 ноября 2002 г. N 2358
Постановлением Главы г. Смоленска от 6 декабря 2004 г. N 2671 постановление Главы Администрации г. Смоленска от 30 апреля 2002 г. N 1008 признано утратившим силу
В текущем году главой администрации издано постановление "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения г. Смоленска" от 30.04.2002 N 1008, которым утверждено "Положение о порядке предоставления компенсаций (субсидий) гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг". Такая форма адресной социальной поддержки, как предоставление компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг или жилищных субсидий, действует в Смоленске уже несколько лет. Жилищные субсидии предоставляются в безналичной форме. Смысл данного вида социальной помощи в том, что для малообеспеченных граждан сумма платы за жилищно-коммунальные услуги может быть уменьшена в случае, если она превышает определенную долю совокупного дохода семьи. Программа предоставления субсидий направлена на то, чтобы семьи не расходовали на оплату жилищно-коммунальных услуг неприемлемо высокую часть своего дохода.
В соответствии с Положением, жилищные субсидии предоставляются гражданам, проживающим в домах (включая общежития) на территории города Смоленска независимо от формы собственности, в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. Оплата жилья сверх социальной нормы площади и коммунальных услуг, потребленных сверх установленных нормативов, производится полностью за счет средств населения.
Социальная норма площади в городе Смоленске установлена в размере:
на одиноко проживающего гражданина - 33 м2;
на семью из двух человек - 42 м2;
на одного человека для семьи, состоящей из 3 и более человек, - 18 м2.
В соответствии с законодательством, ежегодно устанавливается стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг; в 2002 году она составляет в Смоленске 22% от совокупного дохода семьи. Данный стандарт действует для всех семей независимо от уровня совокупного дохода.
Кроме того, установлено, что в семье, в которой совокупный доход на одного человека не превышает установленного прожиточного минимума, собственные расходы семьи на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг не должны превышать половины установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда в расчете на одного члена семьи, в настоящее время - 50 руб. Для целей исчисления субсидий минимальный размер оплаты труда установлен в 2002 году на уровне 100 рублей.
При определении величины субсидии учитывается средний по городу Смоленску или по Смоленской области (при отсутствии данных по г. Смоленску) прожиточный минимум (по данным Главного управления труда и социального развития администрации Смоленской области) за квартал, предшествующий подаче заявления о предоставлении субсидии. В настоящее время при расчетах субсидий прожиточный минимум принимается равным 1619 руб.
Семья рассматривается как группа лиц, проживающих совместно с нанимателем или собственником жилого помещения, оплачивающих жилищные и коммунальные услуги по одному лицевому счету или карточке учета (расчетному документу). Учитываются все виды коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, вывоз твердых бытовых отходов, обслуживание лифтового хозяйства), а также услуги по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, по капитальному ремонту жилищного фонда, плата за наем жилья. Для граждан, проживающих в жилищном фонде, оборудованном печным отоплением, учитываются также расходы на приобретение топлива, рассчитанные в соответствии с утвержденными нормативами.
Граждане, сдающие жилые помещения в поднаем (аренду) или забронировавшие его, оформившие договор ренты за занимаемое жилое помещение, утрачивают право на получение жилищных субсидий. Граждане, имеющие в собственности или в пользовании более одного жилого помещения, имеют право на получение жилищной субсидии только по месту регистрации.
Расчет величины субсидии осуществляется следующим образом: определяется максимально допустимая доля собственных расходов семьи на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. Если реальный платеж ее превышает, то семье назначается субсидия, т.е. для нее сумма платежа уменьшается до величины, максимально допустимой доли собственных расходов. Величина субсидии - это разность между начисленной платой за жилищно-коммунальные услуги в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг (или фактической суммой оплаты ЖКУ, если она меньше или равна плате в пределах социальных нормативов) и максимально допустимой долей собственных расходов семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Пример
Предположим, семье из 4-х человек, имеющей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, начислена плата за жилищно-коммунальные услуги в размере 300 руб., в т.ч. 280 руб. - в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. Максимально допустимая доля собственных расходов данной семьи на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, рассчитанная с учетом минимального размера оплаты труда, составит для нее 200 рублей (50 руб. х 4). Таким образом, платеж в пределах социальных нормативов для данной семьи будет уменьшен с 280 руб. до 200 руб.; размер субсидии в рассматриваемом примере составит: 280 руб. - 200 руб. = 80руб.
В итоге плата за жилье и коммунальные услуги за счет средств семьи составит 220 руб. На 80 руб. семье будет предоставлена жилищная субсидия.
Для семей, в которых доход на одного человека превышает прожиточный минимум, расчет субсидии осуществляется только на основании стандарта о максимально допустимой доле собственных расходов семьи на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, т.е. в текущем году, исходя из стандарта максимально допустимой доли собственных расходов в размере 22%.
Как было сказано, при расчете субсидии существенную роль играет уровень доходов семьи, в частности информация о том, превышает ли среднедушевой доход прожиточный минимум. В состав совокупного дохода включаются:
- все виды доходов, предусмотренные ст.208 ч.II Налогового кодекса РФ, в т. ч. вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу;
- все виды пенсий и компенсационные выплаты к ним, назначаемые в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также решениями органов местного самоуправления, стипендии, выплачиваемые студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, аспирантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантуре при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях, докторантам, студентам, учащимся и слушателям других учебных заведений;
- единое ежемесячное пособие на каждого ребенка (с учетом фактически выплаченных сумм) и ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком;
- алименты;
- стоимость натурального довольствия, предоставляемого в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, а также суммы, выплачиваемые взамен этого довольствия;
- пособие по безработице, а также стипендии, получаемые в период профессионального обучения и переобучения из государственного фонда занятости Российской Федерации;
- денежное довольствие военнослужащих, проходящих службу по контракту, и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, а также приравненных к ним категорий граждан.
Документами, подтверждающими доходы граждан, являются:
- справка о заработной плате с места основной и не основной работы;
- справка из отдела социального обеспечения о размере получаемой пенсии;
- справка из военкомата о размере пенсии бывших военнослужащих, инвалидов войны и участников боевых действий;
- справка из учебного заведения о размере стипендии;
- справка из бюро занятости о размере пособия по безработице или о том, что гражданин состоит на учете;
- справка о размере алиментов (или документ, подтверждающий, что женщина, состоящая в разводе, не получает алименты);
- справка, подтверждающая доход лица, занимающегося предпринимательской деятельностью.
Справки должны содержать всю необходимую информацию о виде, сумме и источнике дохода; подписи и печати должны быть разборчивы и давать полное представление об организации, выдавшей документ.
Пенсионеры, кроме справки из органов социального обеспечения, предъявляют трудовую книжку (для проверки записи о последнем месте работы).
Необходимо иметь в виду, что обслуживающая организация, предоставившая гражданину субсидию, имеет право проверить достоверность представленных им данных, а также материально-бытовые условия семьи, что фиксируется в соглашении, заключаемом между гражданином и обслуживающей организацией. Соглашение подписывают все совершеннолетние члены семьи; они также несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашения.
Для получения субсидии граждане, имеющие на это право и зарегистрированные в жилых домах, находящихся на обслуживании муниципальных производственных жилищных ремонтно-эксплуатационных предприятий (МПЖРЭП), а также собственники индивидуальных жилых домов обращаются с заявлением в соответствующее муниципальное производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие.
Граждане, зарегистрированные на жилой площади в домах государственного, общественного жилищного фонда и фонда, находящегося в собственности организаций, члены жилищных и жилищно-строительных кооперативов (ЖК и ЖСК), товариществ собственников жилья (ТСЖ) обращаются с заявлением по месту начисления платы за жилье и коммунальные услуги.
Заявление оформляется в произвольной форме. Кроме него, представляются следующие документы:
- документы о начисленной плате за жилищно-коммунальные услуги и отсутствии задолженности;
- паспорта членов семьи;
- сведения о форме собственности занимаемого жилого помещения;
- трудовая книжка (для неработающих граждан и лиц, имеющих статус безработного);
- справка о составе семьи и занимаемой площади;
- платежные документы, подтверждающие размер фактических платежей за коммунальные услуги (собственники индивидуальных жилых домов);
- сведения о совокупном доходе семьи за три календарных месяца, предшествовавших дате подачи заявления (справки каждого члена семьи на все виды доходов с указанием вида, суммы и источника доходов).
Собственниками индивидуальных жилых домов представляются также:
- документы о начисленной плате за жилищно-коммунальные услуги и отсутствии задолженности;
- платежные документы, подтверждающие размер фактически произведенных гражданином платежей за коммунальные услуги, в т.ч. за баллонный газ и твердое топливо.
При наличии права на жилищную субсидию она назначается при условии заключения соглашения о предоставлении жилищной субсидии между назначающими ее органами и гражданином.
Предоставление жилищной субсидии осуществляется с первого числа текущего месяца при обращении заявителя до 15 числа месяца и с первого числа следующего месяца при обращении заявителя после 15 числа текущего месяца.
На основании представленных документов, имеющим на это право гражданам назначается субсидия и выдается справка с указанием величины субсидии, распределенной пропорционально по видам услуг, заверенная подписью бухгалтера и печатью.
Гражданин (семья), имеющий(ая) задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг, имеет право на получение субсидии в случае письменного согласия погасить указанную задолженность в сроки, согласованные с жилищными и коммунальными организациями.
В случае предоставления недостоверных сведений, что повлекло за собой необоснованную выплату субсидии, невыполнения обязательств по погашению задолженности по оплате ЖКУ семья обязана возместить необоснованно полученную субсидию; она также лишается права на получение субсидии в течение 1 года.
Жилищная субсидия назначается семье сроком на 1 год; через полгода семья обязана повторно представить подтверждающие документы.
Предоставление субсидии может быть приостановлено в следующих случаях:
- если в месячный срок после истечения 6 месяцев после назначения субсидии не представлены документы, подтверждающие право на ее получение;
- если семья не вносит плату за ЖКУ более 3 месяцев.
В соответствии с "Положением о порядке предоставления компенсаций (субсидий) гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг" доход супругов учитывается в составе совокупного дохода семьи независимо от места их проживания. Точно так же при расчете дохода ребенка или гражданина в возрасте от 18 до 23 лет, обучающегося в образовательном учреждении по очной форме обучения, учитываются при расчете среднедушевого дохода доходы его родителей, даже если он проживает от них отдельно.
Постановлением главы администрации "О внесении изменений и дополнений в постановление главы администрации города Смоленска от 30.04.2002 N 1008 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения г. Смоленска" от 10.11.2002 г. N 2358 предусмотрено использование дополнительной меры социальной защиты граждан при оплате жилья и коммунальных услуг. В настоящее время для граждан, доходы которых превышают прожиточный минимум, установлен стандарт максимально допустимой доли расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22%. Вышеуказанным постановлением предусматривается, что для одиноко проживающих пенсионеров и инвалидов, а также семей, состоящих только из пенсионеров и (или) инвалидов, при условии, что их среднедушевой доход не превышает 110% размера прожиточного минимума, максимально допустимая доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг не должна превышать 10% от совокупного дохода семьи.
До настоящего времени социальная защита в сфере оплаты ЖКУ осуществлялась в основном в форме предоставления льгот (скидок) отдельным категориям населения. В соответствии с Программой Правительства РФ в области социально-экономической политики, основной формой социальной поддержки в перспективе должно стать предоставление жилищных субсидий наименее обеспеченным гражданам. В текущем году был отменен ряд льгот, ранее предоставлявшихся представителям силовых структур; Правительством РФ планируются дальнейшие шаги в этом направлении. Значение субсидий резко возросло также в связи с повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Так, если в 2000 году получателями жилищных субсидий были 257 семей, в первом квартале 2001 года - 303 семьи, то в декабре 2001 г. уже 2338 семей, а в феврале 2002 г. - 3611 семей, в августе 2002 г. - 7622 семьи. В настоящее время ежемесячно субсидий выделяется на сумму примерно 2 млн. рублей.
УЖКХ администрации города Смоленска
Газета "Смоленские новости" от 19 ноября 2002 г. N 116
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Учредитель: ООО "Смоленские новости"
Газета зарегистрирована в региональной инспекции (г.Тверь) рег. N Т-0294
Выходит с 1 января 1991 г.
Подписной индекс: 53934
Адрес редакции: 214018 г. Смоленск, ул. Кирова, д. 49
Телефоны редакции: 55-22-52, 52-39-72, 55-58-44
Адрес электронной почты - smolnews@keytown.com