2. Администрации города (Аверченков И.Д.) обеспечить выполнение мероприятий Программы в течение 1999 - 2000 гг.:
2.1. Ответственным за выполнение Программы "Здоровье школьников" (Захаренков С.И., Старовойтов В.И., Пирожников А.А.) разработать конкретные мероприятия по каждому управлению.
2.2. Управлению культуры и туризма (Тедеева Г.Н.) выйти в комитет по культуре администрации области (отдел лицензирования) с предложением о проведении совместной экспертизы видеофильмов, наносящих вред духовному и психическому здоровью детей и подростков.
3. О ходе выполнения решения информировать сессию Смоленского городского Совета в декабре т. г.
4. Контроль за выполнением решения возложить на первого заместителя Главы администрации города Анипко А.К. и постоянную комиссию по вопросам науки, образования, культуры, спорта и молодежи (Деев Л.А.).
Председатель Смоленского
городского Совета |
В.В.Вовченко |
Программа
"Здоровье школьников"
(утв. решением Смоленского городского Совета
от 29 января 1999 г. N 315)
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Анализ заболеваемости детей школьного возраста показывает, что 39% детей страдают хронической патологией, 55% детей имеют нарушения состояния здоровья и только 6% о детей здоровы.
Среди заболеваний учащихся на первом месте находятся заболевания костно - мышечной системы (44%), на втором месте - заболевания органов зрения (18,3%), на третьем - нервной и эндокринной системы (11%), на четвертом месте - органов пищеварения (8%). Удвоилось количество детей с задержкой психического развития, специфическими нервно - психическими синдромами. Сплошные исследования, проведенные в школах г. Смоленска, выявили до 80% детей, нуждающихся в психотерапевтической и логопедической коррекции.
Увеличились показатели заболеваемости по таким видам нозологий (по сравнению с прошлым годом), как аллергия (с 1,3% до 2,5%), болезни органов дыхания (с 1% до 3,1%), почек (с 4,5% до 5,3%) и опорно - двигательного аппарата.
Освобождены от уроков физкультуры 3,5% всех учащихся школ города. Получают логопедическую помощь только 10% детей, имеющие дефекты речи и 10,5% детей, имеющих дистрафию.
Среди вредных привычек зафиксировано курение (18,5%), употребление алкоголя (13,4) и 0,2% учащихся употребляют наркотики (согласно анкетированию учащихся), на самом деле эти проценты значительно выше.
Неблагоприятные социально - экономические и бытовые условия жизни, сложившаяся система мед. обеспечения детей школьного возраста, а также перегрузки детей согласно школьных программ на современном этапе не позволяют эффективно решать задачи по повышению уровня здоровья и снижению заболеваемости школьников. Даже при высоком общем охвате профосмотрами и высокой выявляемости заболеваний не представляется возможным полное восстановление и сохранение здоровья школьников.
Наиболее актуальными проблемами в сохранении здоровья школьников являются:
1. Рост соматических заболеваний и низкий уровень физического развития детей.
2. Рост морфо - функциональных заболеваний.
3. Повышение нервно - психических заболеваний у детей.
4. Увеличение числа учащихся, употребляющих алкоголь, наркотики, токсические вещества и курящих.
5. Увеличение числа учащихся с отклонениями в сексуальном поведении, приводящим к увеличению количества ЗППП (заболеваний, передающихся половым путем) и подростковой беременности.
Факторы, влияющие на возникновение вышеуказанных проблем:
1. Неблагополучная социальная и экологическая среда.
2. Перегрузка учащихся в образовательных учреждениях.
3. Невозможность соблюдения санитарно - гигиенических норм из-за недостаточной материально - технической базы учреждений и их перегрузки.
4. Низкий уровень (в большинстве школ) охвата учащихся занятиями физкультурой, отсутствие занятий со спецмедгруппами и группами коррегирующей гимнастики.
5. Отсутствие оптимальных технологий обучения.
6. Отсутствие медико - социальных и реабилитационных программ. Низкий уровень валеологической грамотности.
7. Неконтролируемый поток информации эротического и порнографического содержания, жестокости и насилия в средствах массовой
2. Цель программы
Формирование физически и психически здоровой личности.
3. Задачи программы
1. Повышение качества профилактических мед. осмотров школьников с целью выявления отклонений в состоянии их здоровья.
2. Выявление причин ухудшения здоровья учащихся в школе.
3. Разработка системы занятий со школьниками при формировании здорового образа жизни.
4. Пересмотр школьных программ с учетом возрастных, физических и психологических особенностей детей.
5. Реализация программ по физическому развитию школьников.
6. Реабилитация детей с отклонениями в состоянии здоровья.
7. Санитарно - просветительная работа по сохранению здоровья школьников и здоровому образу жизни.
8. Разработка критериев оценки состояния здоровья школьников и эффективности проводимых мероприятий.
9. Тесное взаимодействие муниципальных и областных учреждений здравоохранения, образования, культуры и средств массовой информации по вопросам сохранения и укрепления здоровья школьников.
Этапы реализации программы:
1. Организационный.
2. Диагностический.
3. Аналитический.
4. Реабилитационный.
5. Обобщающий.
Программа мероприятий
на 1999 - 2000 г.г.
Действия (мероприятия) | Сроки | Ответственные | Объем фин. тыс. руб. |
1. Оптимальная организация учебно - воспитательного процессах | |||
1.1. Учебный план разрабатывается с учетом норм и нагрузки учащихся и детей |
ежегодно 05.06.2000 г. |
Управление образования |
|
1.2. Введение 5-дневной учебной недели для: учащихся. 1 - 6 ступени с согласия управления образования и госсанэпиднадзора |
ежегодно до 01.09.2000 г. |
Управление образования и горСЭС |
|
1.3. Пересмотр работы школ по кабинетной системе |
в теч. 1999-2000 г.г |
Управление образования |
|
1.4. Использование учителями в организации учебно - воспитательного процесса возрастных и психологических особенностей у детей |
в теч. 1999-2000г.г |
Управление образования, психологи- ческий центр |
|
1.5. Продолжить работу классов и групп компенсирующего обучения и классов коррекции |
в теч. 1999-2000г.г |
Управление образования |
|
1.6. Продолжить работу по программе "Основы планирования семьи и здорового образа жизни" |
в теч. 1999-2000г.г |
Управление образования и здравоохране- ния, д-ер "Здоровье" |
|
1.7. Соблюдение санитарно - гигиенических условий в школах города |
в теч. 1999-2000 г.г |
Управление образования и горСЭС |
|
1.8. Предоставить помещение для школы "Экология детства" |
1999 г. | Администрация города |
|
1.9. Снизить число школ с занятиями в 3 смены |
Управление образования |
||
1.10. Организация постоянно действующего семинара для учителей, родителей по вопросам гигиенического, полового воспитания и здорового образа жизни |
Управление образования, ИУУ,диспансер "Здоровье" |
||
1.11. Продолжить анкетирование учащихся по вредным привычкам |
1999 г. | Управление образования, диспансер "Здоровье" |
|
2. Профилактическая и лечебно - диагностическая работа: | |||
2.1. Провести углубленный осмотр детей |
в теч. 1999 г. |
Управление образования и здравоохране- ния |
|
2.2. Провести анализ выявленной патологии |
3 кв. 1999 г. |
Управление здравоохране- ния |
|
2.З. Распределить учащихся на физкультурные группы и группы здоровья |
до 01.09.99г. | Управление образования и здравоохране- ния |
|
2.4. Организовать работу спец. мед. групп и групп коррегирующей гимнастики |
|||
2.5. Осуществлять санитарно - гигиенический контроль за состоянием спортивных школ, клубов, залов независимо от форм собственности |
ГорСЭС | ||
2.6. Ввести обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья детей, занимающихся в спортивных школах, клубах, залах, секциях, независимо от форм собственности. Учитывать данный пункт при лицензировании этих учреждений, |
Управление образования и здравоохране- ния, ОВД, комиссия по лицензирова- нию |
||
2.7. проводить анкетирование школьников, педагогов, родителей по вопросам полового, гигиенического воспитания и вредным привычкам. |
Управление образования и здравоохране- ния |
||
2.8. С целью раннего выявления из числа школьников лиц, допускающих немедицинское употребление наркотиков и психотропных веществ открыть кабинет мониторинга вредных привычек и наркомании в центре медицинской профилактики с анкетированием школьников и разработок мероприятий по профилактике. |
Управление образования и здравоохране- ния |
||
2.9. Открытие кабинетов здорового ребенка в ЛПУ г. Смоленска с целью профилактики заболеваний у детей. |
|||
2.10. Разработка критериев оценки состояния здоровья школьников и эффективности проводимых мероприятий. |
до 01.01. 2000 года |
Управление образования и здравоохране- ния |
|
3. Физическое развитие школьников | |||
3.1. Укомплектование материальной базы спортивных, залов школ. |
до 01.12. 2000 года |
Управление образования |
|
3.2. Организация на базе учреждений образования и дополнительного образования групп общефизической подготовки. |
В течение 1999 г. |
Управление образования, комитет по физкультуре и спорту |
|
3.3. Открытие классов здоровья по физическому развитию детей на 1 ступени. |
1999 г. | Управление образования и фин. управление |
|
3.4. Расширение внеурочной работы в спортивных секциях |
1999 г. | Управление образования |
|
3.5. Организация подвижной перемены в школах не менее 1 часа ежедневно |
Постоянно | ||
З.6. Организация динамических пауз на уроках по профилактике простудных заболеваний, костно - мышечной системы и органов зрения. |
В течение учебного года |
Управление образования, управление здравоохране- ния |
|
3.7. Проведение очно - заочных школьных соревнований по прогр. "Президентские состязания" |
В течение учебного года |
Комитет по физкультуре и спорту |
|
3.8. Обучение учащихся 2-3 классов плаванию |
В течение учебного года |
Управление образования и здравоохране- ния |
|
3.9. Реконструкция детских и спортивных площадок |
1999-2000г.г. | Комитет по физкультуре и спорту, ком. по делам молодежи |
|
З.10. Разработка критериев оценки физкультурно - оздоровительной работы в школах |
1999 г. | Управление образования и здравоохране- ния |
|
3.11. Введение в строй бассейна в школе N 37 |
1999-2000г.г. | Управление образования и фин. управление |
|
3.12. Аренда бассейнов "Волна" и "Дельфин" |
В течение года |
Управление образования и фин. управление |
|
4. Реабилитация учащихся с отклонениями в состоянии здоровья | |||
4.1. Проведение реабилитации детей с отклонениями в состоянии здоровья на базе: - восстановительного центра - кабинетов реабилитации - сан - курортное лечение |
Постоянно | Управление образования, управление здравоохране- ния |
|
4.2. Проведение индивидуальной коррекционной работы по психопрофилактике |
1999-2000г.г. | Управление здравоохране- ния |
|
4.3. Реабилитация учащихся, освобожденных от занятий физкультурой по состоянию здоровья, на базах, реабилитации с последующей аттестацией их в школе по физкультуре согласно заключения ЛПУ. |
В течение учебного года |
Управление образования, управление здравоохране- ния |
|
4.4. Открытие реабилитационного центра для детей с соматическими и психическими заболеваниями |
1999 г. | Управление образования и здравоохране- ния |
|
4.5. Разработать и внедрить программное обеспечение единого информационного банка данных детей с нервно - психическими отклонениями. |
Управление здравоохране- ния, центр охраны здоро- вья детей. |
||
4.6. Открытие физиокабинетов, кабинетов массажа и ЛФК на базе школ N 37, 39, 40 |
01.01.2000 г. | Управление здравоохране- ния,финуправ- ление |
|
4.7. Для их функционирования ввести следующие штаты: * м\с физиокабинета - 3 * м\с по массажу - 3 * инструктор ЛФК - 3 |
|||
4.8. Введение диетстоловых в школах, имеющих кухни |
1999 | Управление образования |
|
5. Санитарно - просветительная работа | |||
5.1 Для администрации, учителей, психологов, социальных педагогов и родителей организовать семинары, практикумы по программе "Система работы школы по охране здоровья детей": а) по охране зрения учащихся; б) по охране опорно-двигательной системы; в) по профилактике простудных заболеваний; г) по охране физического здоровья; д) по охране репродуктивного здоровья; е) по охране психического здоровья |
Управление образования и здравоохране- ния, горСЭС, обл. дисп "Здоровье", центр охраны здоровья де- тей при МЛПУ "Психоневроло гическая больница" |
||
5.2. Проводить индивидуальное консультирование по данной проблеме всех категорий учащихся |
|||
5.3. Ввести в средства массовой информации постоянную рубрику "Здоровье школьника" |
Администрация города |
||
5.4. Организовать видеотеку, видеолектории по гигиеническому. половому воспитанию и здоровому образу жизни. |
Управление образования и здравоохране- ния |
||
5.5. Организовать кабинеты по лечению табачной зависимости |
Управление здравоохране- ния, администрация города |
||
5.6. Разработать рекомендации по составлению антинаркотических просветительских программ по воспитанию населения в зависимости от возраста для средств массовой информации |
Управление здравоохране- ния, СГМА, СМИ |
||
5.7. Организация и проведение знаменательных дат, направленных на сохранение, укрепление здоровья школьника и профилактику заболеваний. |
Управление образования СМИ, управле- ние по культу ре и туризму |
||
5.8. Пересмотр программы телевидения в плане прекращения пропаганды жестокости, аморального образа жизни, вредных Привычек. |
Управление образования СМИ, управле- ние по культу ре и туризму |
||
5.9. Запрещение продажи и распродажи литературы порнографического профиля, кроме специализированных учреждений. |
администрация города |
||
5.10. Запрещение прямой и косвенной рекламы, пропаганды вредных привычек. |
Управление образования и здравоохране- ния, по культуре и туризму |
||
5.11. Обеспечение школьников доступной и качественной информацией по вопросам сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний и факторов риска. |
администрация города |
Общая стоимость программы - 3 млн. руб.
Приложение
Кабинет массажа
1. Площадь не менее 12 кв. м
2. Массажный стол - 1
3. Подставка для ног двухступенчатая - 1
4. Валики дл. 65 см, диаметр 20 см - 1
5. Подушка - 1
6. Матрац - 1
7. Белье (простынь, наволочка) - 2 компл.
8. Шкаф для белья - 1
9. Стол письменный - 1
10. Стул - 2
11. Стул винтовой - 1
12. Часы настенные - 1
13. Часы процедурные - 1
14. Часы песочные - 5 и 10
15. Аптечка первой помощи
Физиотерапевтический кабинет
1. Стол письменный - 1
2. Стулья - 8
3. Процедурные часы - 1
4. Песочные часы: 1; 2; 3; 5; 10
5. Тумбочки под аппаратуру - 5
6. Деревянная кушетка - 1
7. Вешалка - 1
8. Аппаратура: УВЧ-66 - 1
ОКУФ или БОП-4 - 1
Поток-1 - 1
Солюкс портативный - 1
Амплипульс-4 - 1
9. Кабина в физиокабинете: высота не менее 2 м, ширина 1,6 м
10. Подушка - 1
11. Матрац - 1
12. Комплект постельного белья - 2
Кабинет аронотерапии
1. Элион (Аэронон) - 1
Примерный список
спортивного оборудования и инвентаря,
необходимого для осуществления школьной
оздоровительной программы
1. Гимнастический конь - 1 шт.
2. Гимнастический козел - 1 шт.
3. Гимнастические брусья - 1 шт.
4. Гимнастические маты - 10 шт.
5. Гимнастическая перекладина или нестандартная перекладина - 2 шт.
6. Гимнастические стенки - 4 шт.
7. Гимнастический канат - 1 шт.
8. Гимнастический мостик - 2 шт.
9. Гимнастические палки - 15 шт.
10. Гимнастический обруч - 15 шт.
11. Сетка волейбольная - 1 шт.
12. Мяч волейбольный - 15 шт.
13. Щит баскетбольный - 6 шт.
14. Мяч баскетбольный - 30 тт.
15. Мяч футбольный - 10 шт.
16. Мяч для метания - 10 шт.
17. Граната - 6 шт.
18. Стойка для обводки мяча - 4 шт.
19. Стойка для прыжков в высоту - 2 шт.
20. Планка для прыжков в высоту - 1 шт.
21. Тренажеры разной функциональной направленности - 3 шт.
Приложение
Примерный перечень оборудования и инструментария
для медицинского кабинета школы
(Приказ СССР и МП СССР N 885/143 от 14.09.76
"О мерах по дальнейшему улучшению
охраны здоровья школьников")
1. Письменный стол - 1-2
2. Стулья - 4-6
3. Ширма - 1
4. Кушетка - 1
5. Шкаф канцелярский - 1
6. Шкаф аптечный - 1
7. Медицинский столик со стеклянной крышкой 2 (один для проведения проф. прививок с набором прививочного инструментария, другой - с перевязочным материалом и медикаментами для оказания неотложной помощи)
8. Холодильник - 1 (для вакцин и медикаментов)
9. Умывальник (или умывальная раковина) - 1
10. Ведро с педальной, крышкой - 1
11. Весы медицинские (ВМ-150) - 1
12. Ростометр - 1
13. Спирометр - 1
14. Динамометр (ручной) - 1
15. Лампа настольная - 1 (для офтальмологического и отоларингологического обслед.)
16. Таблица для определения остроты зрения, помещенная в аппарат Рота - 1
17. Тонометр - 1
18. Стерилизатор - 4-5
19. Бикс - 4-5 20. Фонендоскоп комбинированный - 1
21. Жгут резиновый - 5
22. Пинцет - 4-6
23. Ножницы для перевязочного материала - 2
24. Шприцы: емк. 1 мл. - 30 емк. 2 мл - 30 емк. 5 мл - 5-10 емк. 10 мл - 3 емк. 20 мл - 3
25. Иглы для п/к, в/м. В/в инъекций - 180-200
26. Термометр медицинский - 20-25
27. Грелка резиновая - 1-2
28. Пузырь для льда - 1
29. Лоток почкообразный - 2
30. Шпатель металлич. - 40
31. Карманный ингалятор ИКП-М - 1
32. Гортанный шприц - 1
33. Шины (Крамера, Дитрихса (пластмассовые для верхних конечностей) - 10
34. Носилки - 1
35. Кварц (тубусный) - 1
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Смоленского Городского Совета от 29 января 1999 г. N 315 "О программе "Здоровье школьников"
Текст решения официально опубликован не был