Рассмотрев законодательную инициативу Законодательного Собрания Краснодарского края по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении дополнения в главу III Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", решение комитета по социальной политике, Смоленская областная Дума
постановляет:
Законодательную инициативу Законодательного Собрания Краснодарского края по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении дополнения в главу III Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" поддержать.
Председатель
областной Думы |
В.И. Анисимов |
Проект
Вносится Законодательным Собранием
Краснодарского края
Российская Федерация
Федеральный Закон
О внесении дополнения в главу III Федерального закона
"О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"
Статья 1. Главу III Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 32, ст. 3198) дополнить статьей 231 следующего содержания:
"Статья 231. Социально-правовая защита
Социально-правовая защита граждан пожилого возраста и инвалидов направлена на обеспечение дополнительных государственных гарантий в сфере социального обслуживания, связанных с реализацией их конституционных прав на жилище и охрану частной собственности от противоправных действий, путем получения согласия в письменной форме местных органов управления социальным обслуживанием населения на оформление сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего этой категории граждан.".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации |
В. Путин |
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнения
в главу III Федерального закона "О социальном обслуживании
граждан пожилого возраста и инвалидов"
В Российской Федерации, в том числе на Кубани, сложилась сложная социально-правовая проблема, связанная с незащищенностью граждан пожилого возраста и инвалидов. Не имея возможности прожить на свою нищенскую пенсию, они связывают свои надежды на лучшее существование с единственным своим богатством - квартирой. Но многие из них оказываются обманутыми близкими родственниками, соседями, аферистами из множественных фирм, связанных с недвижимостью, и остаются без жилой площади, а иногда и досрочно уходят из жизни. Оставшиеся без жилья в конечном итоге становятся подопечными государственных органов социальной защиты.
Необходимо обеспечить правовую защиту граждан пожилого возраста и инвалидов. В стране давно накоплен опыт защиты прав несовершеннолетних детей. Любое отчуждение жилой площади, на которой проживает или собственником которой является несовершеннолетний, производится с согласия органа опеки и попечительства, оформленного как постановление (распоряжение) местного органа самоуправления.
Предлагается создать аналогичную систему социально-правовой защиты для лиц пожилого возраста и инвалидов, прежде всего при отчуждении жилой площади и другого недвижимого имущества - дачи, земельного участка и так далее. Здесь согласие в письменной форме должен готовить местный орган управления социальным обслуживанием населения.
В настоящее время согласие местных органов управления социальным обслуживанием населения на сделку с отчуждением жилой площади пожилых граждан и инвалидов требуется только с целью оплаты социальных услуг при определении вышеуказанной категории граждан в стационарное учреждение социального обслуживания. Предлагается значительно расширить сферу деятельности органов социальной защиты, включив в их функции подготовку согласия на отчуждение жилой площади граждан пожилого возраста и инвалидов.
Прежде чем дать согласие на отчуждение жилой площади - куплю-продажу, обмен, дарение и другое - специалисты органов управления социальным обслуживанием населения должны убедиться, что отчуждение добровольное, а не под влиянием угрозы или обмана, что у пожилого человека или инвалида будет место жительства не худшего качества, чем отчуждаемое.
Гарантом защиты жилищных прав граждан пожилого возраста и инвалидов выступают учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которые будут осуществлять регистрацию сделки с учетом мнения органов социальной защиты, оформленного в форме постановления (распоряжения) местного органа самоуправления.
Для создания системы социально-правовой защиты граждан пожилого возраста и инвалидов предлагается внести проект федерального закона "О внесении дополнения в главу III Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
Принятие данного Федерального закона потребует создания в органах социальной защиты службы по защите прав пожилых людей и инвалидов. Поскольку органы социальной защиты населения с 1 января 2002 года освободились от вопросов, связанных с пенсионным обслуживанием, создание такой службы возможно без увеличения общей численности работников за счет перераспределения обязанностей. Окончательное решение принимается субъектами Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Смоленской областной Думы от 17 декабря 2002 г. N 281 "О законодательной инициативе Законодательного Собрания Краснодарского края по внесению проекта федерального закона "О внесении дополнения в главу III Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"
Текст постановления опубликован в "Вестнике Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области" от 30 декабря 2002 г. N 15