Комментарии
к решению городского Совета "О тарифной политике на 2003 год"
Повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги приходится осуществлять в условиях ограниченных и все уменьшающихся возможностей бюджетного финансирования.
В настоящее время местные бюджеты перегружены обязательствами, возложенными на них федеральным законодательством без предоставления источников финансирования. Налогово-бюджетные полномочия органов местного самоуправления ограниченны. Так, в 2002 году был уменьшен норматив отчислений на доходы физических лиц со 100% до 75%, уменьшена ставка налога на прибыль для местных бюджетов с 5% до 2%, а также нормативы отчислений от налога на прибыль, остающуюся у субъекта федерации, - с 78% до 64%. Уже в бюджете 2003 года вновь был уменьшен процент отчислений в бюджет города по единому налогу на вмененный доход, за счет перераспределения части поступлений во внебюджетные фонды, бюджет города вновь понесет потери в связи со снижением норматива отчислений от налога на прибыль, остающуюся у субъекта федерации, норматив снижен с 64% до 58%. Выпадающие доходы городу не компенсированы.
Следует указать и на такую проблему, как неполное возмещение убытков от предоставления льгот, предусмотренных федеральными законами. В соответствии с действующим законодательством, населению города в 2002 году предоставлено льгот на сумму 162,8 млн. рублей. Из бюджетов вышестоящего уровня на эти цели выделено фактически, по данным на 1.01.2003 г., 68,6 млн. руб., или 42,1% от потребности. Невозмещение в полном объеме расходов предприятий на предоставление льгот негативно сказывается на их финансовом положении.
Вследствие приемки в муниципальную собственность объектов жилищного фонда и жилищно-коммунальной сферы год от года возрастают затраты бюджета на их содержание. Велик износ основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве (по муниципальным тепловым сетям он составляет более 80%, оборудованию котельных и ЦТП - более 60%). Дефицит финансовых ресурсов не позволяет выполнять планово-предупредительный и капитальный ремонт, в основном осуществляется устранение аварийных ситуаций. Как следствие, ухудшается качество обслуживания населения, возрастает угроза аварийности, увеличиваются потери теплоэнергии, иных ресурсов.
В этой ситуации при планировании деятельности предприятий ЖКХ и городского общественного транспорта необходимо предусматривать объем финансовых ресурсов, достаточный для осуществления текущей деятельности предприятий, своевременной оплаты текущих платежей за теплоэнергоресурсы и налогов, подготовки систем жизнеобеспечения к работе в зимних условиях.
Кроме того, с учетом хотя бы минимальной потребности предусматривать расходы на замену оборудования, осуществление планово-предупредительных ремонтов, мероприятий по энергоресурсосбережению.
Утвержденная тарифная политика разработана с учетом:
- предусмотренных проектом бюджета ассигнований для муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства и городского общественного транспорта на покрытие убытков от разницы в ценах;
- скорректированных до уровня минимально необходимых расходов муниципальных предприятий;
- прогнозируемого изменения тарифов на теплоэнергоресурсы, цен и тарифов на прочие товары и услуги;
- планируемых объемов обслуживания с учетом приемки ведомственного жилого фонда и объектов инженерной инфраструктуры;
- предусмотренных мер по социальной защите.
Бюджетом города на 2003 год предусмотрено направить на финансирование муниципальных жилищно-коммунальных и транспортных предприятий 455,6 млн. руб., или 25% от утвержденного бюджета в размере 1791,2 млн.руб. Предусмотренных бюджетных ассигнований недостаточно для обеспечения минимально необходимых текущих расходов предприятий и минимально необходимого обновления основных фондов. Реализация предложенной тарифной политики позволит получить необходимые ресурсы, дополнительный доход предприятий составит в этом случае 205,0 млн. руб.
Платежи среднестатистической семьи (3 человека, 54 кв. м. общей площади жилья) возрастут в результате поэтапного повышения тарифов в общей сложности на 33%, в т.ч. на первом этапе (с 1 февраля) - на 21%, на втором этапе (с 1 апреля) - на 9,8%.
Оплата стандартной квартиры будет изменяться следующим образом:
/------------------------------------------------------------\
|При действующих тарифах | с 1 февраля | с 1 апреля |
| | 2003 года | 2003 года |
|--------------------------+-----------------+---------------|
| 731,73 | 885,30 | 972,33 |
| | | |
\------------------------------------------------------------/
Справочно:
/-----------------------------------------------\
|Тверь |999,93 |(на 1.10.2002 года)|
|-----------+---------------+-------------------|
|Ярославль |1039,29 |(с 1.11.2002 года) |
|-----------+---------------+-------------------|
|Иваново |911,10 |(с 1.11.2002 года) |
\-----------------------------------------------/
В условиях повышения тарифов с целью социальной защиты граждан предлагаются следующие меры:
1). Бюджетом города на 2003 год предусмотрено направить на выплату жилищных субсидий 58,8 млн. руб.
О востребованности данной меры социальной защиты говорит то обстоятельство, что к концу 2002 года получателями субсидий являлось 8667 семей, в течение года было предоставлено субсидий на сумму 19,4 млн. руб. Совершенствовался порядок предоставления субсидий:
- были предусмотрены дополнительные меры социальной защиты для одиноко проживающих пенсионеров и инвалидов, а также для семей, состоящих из пенсионеров и (или) инвалидов: жилищные субсидии данной категории граждан, при условии, что их среднедушевой доход составляет не более 110 % прожиточного минимума, предоставляются на тех же условиях, что и семьям с доходом ниже прожиточного минимума;
- упорядочено предоставление субсидий.
2). Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг установлена в размере 20 %, что на 2% ниже федерального стандарта.
3). Уровень платежей граждан на жилищно-коммунальные услуги установлен в размере не более 80% от затрат на их предоставление.
4). При расчете субсидий прожиточный минимум для пенсионеров предполагается принимать равным среднедушевому, для остальных категорий граждан - в соответствии с установленным постановлением администрации Смоленской области прожиточным минимумом для данной категории. В настоящее время прожиточный минимум для всех категорий принимается равным среднедушевому.
Все эти меры позволят расширить круг получателей субсидий.
С целью улучшения качества обслуживания населения в 2002 г. были внесены дополнения в Правила предоставления коммунальных услуг в части снижения платы при непредоставлении или некачественном предоставлении ЖКУ (услуг по содержанию и ремонту жилья, техническому содержанию и обслуживанию лифтов, по вывозу мусора). Определен порядок обращения граждан в обслуживающие организации по поводу некачественного предоставления услуг с целью снижения платы за них.
Более подробная информация о порядке предоставления жилищных субсидий населению города Смоленска будет опубликована в ближайшем номере газеты.
Начальник управления экономики | Н.В.Акулова |
Газете "Смоленские новости" от 5 февраля 2003 г. N 13
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Учредитель: ООО "Смоленские новости"
Газета зарегистрирована в региональной инспекции (г.Тверь) рег. N Т-0294
Выходит с 1 января 1991 г.
Подписной индекс: 53934
Адрес редакции: 214018 г. Смоленск, ул. Кирова, д. 49
Телефоны редакции: 55-22-52, 52-39-72, 55-58-44
Адрес электронной почты - smolnews@keytown.com