Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
главы администрации Смоленской области
от 24 апреля 1996 г. N 158
Концепция
государственной молодежной политики
1. Общие положения
Областная государственная молодежная политика направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Областная государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития Смоленщины на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, на соблюдение прав человека.
Молодежная политика проводится в отношении:
- граждан Российской Федерации (включая лиц с двойным гражданством), жителей Смоленской области в возрасте от 14 до 30 лет;
- иностранных граждан, лиц без гражданства, а также граждан Российской Федерации временно проживающих на территории Смоленской области в возрасте от 14 до 30 лет - в той мере, в какой их пребывание на территории Смоленской области влечет за собой соответствующие обязанности областных органов исполнительной власти;
- молодых семей - семей в первые три года после заключения брака (в случае рождения или усыновления детей без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста;
- молодежных объединений.
Государственная молодежная политика осуществляется:
- государственными органами по делам молодежи (их должностными лицами), расположенными на территории Смоленской области;
- местными органами самоуправления и их должностными лицами;
- молодежными объединениями, ассоциациями;
- предприятиями и учреждениями различных форм собственности при условии, что главный вид их деятельности связан с решением молодежных проблем на Смоленщине;
- молодыми гражданами.
2. Основные задачи Областной государственной молодежной политики
Основными задачами Областной государственной молодежной политики являются:
- содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;
- обеспечение правовых гарантий, исключающих дискриминацию молодых граждан (в том числе несовершеннолетних) по мотивам возраста;
- создание благоприятных условий для более полного вовлечения молодых граждан в экономическую, социально-политическую, культурную жизнь Смоленщины, Российского общества в целом;
- реализация творческого потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи;
- расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижения личного успеха.
Основные задачи государственной молодежной политики в Смоленской области осуществляются через:
- разработку и принятие законодательных актов;
- реализацию региональных областных и районных целевых программ в области молодежной политики;
- финансирование программ, проектов и мероприятий, способствующих социальному, политическому, духовному развитию молодежи;
- координацию деятельности государственных и муниципальных органов, учреждений и организаций, общественных движений и фондов в решении молодежных проблем на Смоленщине;
- поощрение деятельности предприятий и организаций, направленной на повышение уровня жизни социально не защищенных категорий молодежи.
3. Основные принципы Областной государственной
молодежной политики
Государственная молодежная политика в Смоленской области основывается на следующих принципах:
- сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации государственной молодежной политики;
- привлечение молодых граждан к непосредственному участию в разработке и реализации программ, проектов касающихся насущных проблем молодежи и общества в целом;
- содействие в получении молодым человеком минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;
- приоритета общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.
4. Информационно-идеологическая деятельность в концепции областной
государственной молодежной политики
Информационно-идеологическая деятельность в концепции Областной государственной молодежной политики включает:
- объективное освещение актуальных проблем молодого поколения, как в средствах массовой информации, так и в специальных изданиях ( доклад администрации области и Смоленской областной Думе "Молодежь Смоленщины: положение, тенденции, перспективы");
- изучение и прогнозирование общественного мнения в области молодежной политики;
- отражение проводимых мероприятий по молодежной проблематике в средствах массовой информации.
5. Научное обеспечение формирования и реализации областной
государственной молодежной политики
На современном этапе развития общества необходим исключительно научный подход к решению насущных проблем в области молодежной политики.
Все разработки молодежных программ и проектов опираются в первую очередь на фундаментальную науку, комплексный и системный подход, обобщение отечественного и зарубежного опыта в деле защиты прав и свобод молодого поколения.
Основные направления научных изысканий и исследований:
- сбор, анализ и систематизация данных статистики, результатов социологических исследований о различных сторонах жизнедеятельности молодого поколения в Смоленской области, Российской Федерации и за рубежом;
- изучение и сопоставление социальных проблем молодежи с глобальными процессами и проблемами Российского общества в целом;
- отслеживание тенденций и прогнозирование явлений и процессов в молодежной среде;
- выработка концептуальных основ социального развития молодежи;
- формирование концепции Областной государственной молодежной политики.
6. Механизмы реализации Областной государственной
молодежной политики
Государственная молодежная политика в Смоленской области реализуется посредством следующих мер:
- принятие специальных законодательных и иных правовых актов, областных и муниципальных органов власти и управления; внесение изменений и дополнений в действующее на территории Смоленской области законодательство и иные правовые акты;
- разработка государственных молодежных программ комплексного и целевого характера, а также включение соответствующих разделов в государственные программы экономического, экологического, социального и культурного развития, осуществляемые на областном и местном уровне.
- выделение в областном и местном бюджетах отдельной строкой ассигнований на финансирование мероприятий в области молодежной политики (финансовая поддержка программ молодежных и детских объединений, целевых молодежных фондов, программ социальной помощи отдельным категориям молодежи, социальных служб для молодежи, научных исследований по проблемам молодежи, обучение и подготовка соответствующих кадров, проведение спортивных, культурных и иных мероприятий);
- создание государственных органов по делам молодежи в структуре исполнительной власти всех уровней, а также социальных служб для молодежи различного профиля и направленности.
7. Направления реализации государственной молодежной политики в
Смоленской области
В целях Формирования и проведения единой государственной молодежной политики на территории Смоленской области, а также для координации деятельности органов управления по делам молодежи городов и районов в составе Смоленской области образован комитет по делам молодежи, который определяет следующие приоритетные направления своей деятельности:
- социальная поддержка молодежи;
- поддержка молодежного предпринимательства;
- выявление и поддержка молодых талантов и лидеров;
- развитие массового спорта среди детей и молодежи;
- поддержка детских и молодежных организаций и объединений;
- детский и молодежный отдых;
- информационное обеспечение молодежи;
- международное молодежное сотрудничество;
- организационные мероприятия в области молодежной политики;
- поддержка молодежных проектов и программ органов по делам молодежи городов и районов области.
7.1. Социальная поддержка молодежи.
Данное направление предусматривает создание на территории Смоленской области комплекса социальных служб для молодежи, закрепляются гарантированный уровень получения молодыми гражданами социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке. Примерами таких служб являются: центры социально-психологической помощи, наркологические службы, приюты для подростков и молодежи, учреждения социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, центры юридической помощи и консультации, досуговые центры и т.д.
Создание условий для работы социальных служб предусматривает:
- разработку предложений по созданию и функционированию учреждений социальной помощи для молодежи;
- организацию подготовки и переподготовки кадров работников социальных служб через систему экспериментальных центров Комитета Российской Федерации по делам молодежи и через Институт молодежи (г.Москва);
- информационно-методическое обеспечение деятельности социальных служб; осуществление научных разработок в области организации социальной службы.
Финансово-экономическое обеспечение предусмотрено осуществлять за счет следующих источников:
- средств федерального бюджета (подготовка и переподготовка кадров социальных работников);
- средств областного бюджета (расходы на организационные мероприятия территориальных социальных служб, расходы на научно-исследовательскую и иную деятельность);
- средств внебюджетных фондов.
7.2. Поддержка молодежного предпринимательства.
В целях реализации творческого потенциала молодежи, облегчения стартовых условий вхождения молодых людей в новые социально-экономические отношения необходимо осуществлять меры по экономической, организационной и правовой поддержке предпринимательской (фермерской) деятельности молодых граждан, молодых семей, коллективов молодых граждан, а также организаций молодых предпринимателей, молодежных хозяйственных объединений на селе.
Система таких мер предполагает:
- установление правового статуса молодежного, студенческого и ученического предприятия;
- предоставление индивидуальным, семейным и коллективным предприятиям молодых граждан льгот по налогообложению и кредитованию, обеспечению средствами производства, помещениями, страхованию их коммерческого риска;
- установление дотаций (субсидий) и налоговых льгот на покрытие части расходов молодого предпринимателя в первые три года производства товаров и услуг по перечню, устанавливаемому соответствующими органами государственной власти и управления;
- разработка и реализация проектов и предложений направленных на развитие молодежного предпринимательства, а также на расширение возможностей самообеспечения молодежи;
- создание специального фонда поддержки молодежного предпринимательства;
- организацию экономических, юридических, психологических консультационных центров для молодых предпринимателей;
- информационно-справочное и аналитическое обеспечение (создание банка данных о молодых предпринимателях);
- сотрудничество со школами предпринимательства, действующими на территории области.
Финансово-экономическое обеспечение предусмотрено осуществлять из следующих источников:
- средств федерального бюджета;
- средств областного бюджета;
- средств внебюджетных фондов;
- средств юридических и физических лиц, в том числе иностранных, осуществляющих программы по развитию молодежного предпринимательства в Российской Федерации.
7.3. Выявление и поддержка молодых талантов и лидеров.
Важным фактором при осуществлении мер по созданию приемлемых условий для творческой деятельности молодежи является сохранение и развитие интеллектуального и творческого потенциала общества. Реализация данного направления предусматривается с участием общественных объединений в области науки, образования и техники.
Для этого предполагается:
- устанавливать премии, стипендии, пособия для талантливых детей и молодежи (премия комитета по делам молодежи имени Ю. А. Гагарина);
- поощрять создание творческих мастерских, школ, объединений;
- участвовать через своих представителей в формировании попечительских советов учреждений, учебных заведений, деятельность которых направлена на поддержку и развитие одаренных детей и молодежи;
- предоставлять молодежи для творческой и инновационной деятельности находящиеся в собственности государства средства, объекты и сооружения, инструменты;
- осуществлять проведение фестивалей ("Студенческая весна"), организация выставок и конференций.
Финансово-экономическое обеспечение предусмотрено осуществлять за счет следующих источников:
- средств областного бюджета;
- средств внебюджетных фондов;
- средств, получаемых от проведения массовых мероприятий.
7.4. Поддержка деятельности молодежных и детских объединений.
Данное направление предполагает оказание Финансовой поддержки молодежным и детским объединениям, осуществляющим мероприятия в области молодежной политики. При оказании этого содействия государственные органы по делам молодежи не освобождаются от выполнения своих обязанностей по решению проблем, на которые направлены инициативы молодежных объединений. Механизм реализации данного направления устанавливается нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы государственной поддержки детских и молодежных общественных объединений в Смоленской области.
Финансово-экономическое обеспечение предусмотрено осуществлять за счет следующих источников:
- средств областного бюджета;
- средств внебюджетных фондов.
7.5. Детский и молодежный отдых.
Основной целью данного направления является создание оптимальных условий для полноценного отдыха молодых людей в летнее время, развитие у них творческих способностей, активности, лидерских качеств коммуникабельности и пр.
Деятельность областного комитета по делам молодежи совместно с другими заинтересованными организациями Смоленской области предусматривает следующий механизм реализации данного направления:
- организация отдыха детей в детских оздоровительных центрах, финансирование которых предусмотрено областным бюджетом;
- расширение практики организации деятельности профильных лагерей, учитывающей интересы детей и подростков;
- реализация экспериментальных программ и проектов;
- обеспечение методического руководства детских и молодежных оздоровительных центров;
- разработка проектов нормативных документов по организации деятельности учреждений детского, молодежного отдыха;
- участие в программах подготовки и переподготовки кадров оздоровительных, образовательно - оздоровительных учреждений.
Финансово - экономическое обеспечение предусмотрено осуществлять за счет следующих источников финансирования:
- средств федерального бюджета;
- средств областного бюджета (в рамках областной программы по оздоровительному отдыху детей и подростков и программы по летнему отдыху комитета по делам молодежи);
- добровольных взносов юридических и физических лиц.
Развитие системы платных услуг учреждениями оздоровительной сферы осуществляется за счет:
- максимального использования имеющейся материальной базы оздоровительных учреждений, продления сезона их работы;
- предоставления детям, подросткам, учащейся молодежи, семьям с детьми дополнительных платных услуг, не входящих в стоимость путевки:
а) пункты бытового обслуживания
б) прокат спортивного и туристического инвентаря
в) проведение платных оздоровительных мероприятий
г) предоставление образовательных услуг (занятия по языку, информационной технике и др.)
7.6. Развитие массового спорта среди детей и молодежи .
Данное направление имеет своей целью привлечение широкого круга детей, подростков и молодежи к занятиям физической культурой и спортом, утверждение среди молодежи здорового образа жизни, объединение усилий государственных и общественных организаций по популяризации физической культуры и спорта среди детей и молодежи Смоленской области, сохранение и развитие детских, подростковых и молодежных физкультурных клубов, любительских объединений и организаций по месту жительства.
Основной формой развития детско-юношеского массового спортивного движения на ближайшую перспективу является участие в проводимых Всероссийских турнирах, обеспечивающих массовость и доступность спортивных мероприятий. При этом планируется использовать опыт организации турниров на призы клубов "Кожаный мяч" и "Золотая шайба".
Проведение данных турниров осуществляется в несколько этапов. Предварительный этап соревнований включает в себя массовые игры по месту жительства, в школах на призы различных организаций, спортивные праздники, соревнования в лагерях отдыха и пр. Первый этап проводится органами местного самоуправления на основе результатов предварительного этапа. Второй этап проводится комитетами по физкультуре и спорту и по делам молодежи.
Третий этап соревнований - Всероссийские финальные турниры (зональные соревнования, Российский суперфинал).
Финансово - экономическое обеспечение предусмотрено осуществлять за счет следующих источников финансирования :
- средств областного бюджета;
- добровольных взносов юридических и физических лиц.
7.7. Информационное обеспечение молодежи.
Формирование системы информационного обеспечения молодежи (ФСИOM) призвано создать объективную информационную среду и обеспечить свободный и приемлемый, с точки зрения стоимости услуг, доступ к информации статистического, нормативного и профессионально - коммерческого характера, а также обеспечить получение информации о молодежи и молодежных организациях для различных органов государственной и региональной власти.
Структура информационной системы формируется как трехуровневая в соответствии с разделением по зонам действия и объемам баз данных.
Смоленский областной центр информации для молодежи функционирует как центр второго уровня и осуществляет сбор, хранение и обработку информации в пределах Смоленской области; ведет прием и передачу информации в центры третьего уровня (городские и районные); непосредственно осуществляет справочно-информационное обслуживание молодежи.
Финансово-экономическое обеспечение предусмотрено осуществить за счет следующих источников финансирования:
- средств федерального бюджета (затраты на разработку методических документов, программного обеспечения, сбора и корректировки баз данных, техническое обеспечение и формирование базы данных Федерального центра и т.п.);
- средств областного бюджета (затраты на обучение специалистов, техническое оснащение областного центра, аренду информационных компьютерных сетей, разработку и внедрение систем сбора, пополнения и корректировки баз данных, разработку системы взаимодействия с федеральным и городскими (районными) центрами, а также с другими центрами информации).
7.8. Международное молодежное сотрудничество.
Данное направление предусматривает проведение следующих мероприятий:
- установление и развитие партнерских связей с соответствующими ведомствами по делам молодежи зарубежных стран;
- оказание практической помощи организациям и участникам конкретных проектов международного молодежного сотрудничества в разработке необходимых документов, в подборе партнеров, установлении и поддержании контактов;
- организацию соответствующих конкурсов и отбор представленных проектов в области международного молодежного сотрудничества.
Финансово - экономическое обеспечение предусмотрено осуществить за счет следующих источников финансирования:
- средств областного бюджета;
- добровольных взносов юридических и физических лиц, в том числе иностранных.
7.9. Организационные мероприятия в области государственной молодежной политики.
Организационные мероприятия в области государственной молодежной политики в Смоленской области предусматривают завершение процесса формирования структур по делам молодежи в городах и районах Смоленской области, и осуществление на территории региона единой и последовательной молодежной политики.
Финансово-экономическое обеспечение вышеуказанных мероприятий предусмотрено осуществить за счет средств областного бюджета.
7.10. Поддержка молодежных проектов и программ органов по делам молодежи городов и районов области.
Данное направление предусматривает финансирование деятельности государственных структур по работе с молодежью на местах.
Комитеты (отделы) по делам молодежи городов и районов Смоленской области осуществляют реализацию государственной молодежной политики в своих территориях самостоятельно и в соответствии с договором между областным и территориальным органом по делам молодежи. Деятельность по вопросам, отнесенным к совместному ведению областных и местных органов государственной власти, осуществляется совместно с соответствующими органами, исходя из общих целей, принципов и основных направлений Областной государственной молодежной политики.
Областной комитет по делам молодежи вправе передавать часть своих полномочий соответствующим органам городов и районов Смоленской области.
Финансово-экономическое обеспечение данного направления осуществляется за счет средств областного бюджета.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Главы Администрации Смоленской области от 24 апреля 1996 г. N 158 "Об утверждении Концепции государственной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.