Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
главы администрации
Смоленской области
от 10 ноября 1999 г. N 826
Программа
ипотечного жилищного кредитования
Смоленской области на 1999-2001 годы
Паспорт
Наименование Программы - Программа ипотечного жилищного
кредитования Смоленской области на
1999 - 2001 годы
Дата принятия решения о
разработке Программы - август 1999 года
Заказчик Программы - администрация области
Основные разработчики - Фонд развития жилищного
Программы строительства Смоленской области,
Комитет по строительству и
архитектуре администрации
Смоленской области
Цели и задачи Программы - Создание условий интенсификации
жилищного строительства с
использованием средств населения
Сроки и этапы Программы - 1999-2001 годы
I этап ( 1999-2000 годы) - создание
нормативно-правовой базы,
организационных структур,
внедрение технологии строительства и
продажи жилья в кредит с
использованием ипотечного
кредитования, строительство
жилья по Программе (7496,00 кв. м.);
II - этап ( 2000-2001 годы) -
развернутое строительство жилья по
Программе (16257,77 кв. м. ),
совершенствование нормативно-
правовой базы Программы,
внедрение новых строительных
технологий.
Исполнители Программы - Фонд развития жилищного
строительства Смоленской области,
Агентства недвижимости,
строительные и кредитные
организации
Источники и объемы - 82 818 405 рублей
финансирования Программы 1999 год - 17 488 625 рублей
по этапам выполнения. в том числе:
средства областного бюджета -
6 548 850 рублей.;
средства покупателей -
10 939 775 рублей
2000 год - 26 479 167 рублей
в том числе:
средства областного бюджета -
8 664 482 рублей;
средства покупателей -
17 814 685 рублей
2001 год - 38 850 613 рублей
в том числе:
средства областного бюджета -
11 315 627 рублей;
средства покупателей -
27 534 986 рублей
Ожидаемые конечные - обеспечение приобретения жилья
результаты гражданами в кредит;
реализации Программы создание новых рабочих мест;
рост объемов жилищного
строительства.
Система организации - Фонд развития жилищного
контроля строительства Смоленской области
выполнения Программы информирует комитет по
строительству и архитектуре
администрации Смоленской области о
ходе реализации Программы,
который обобщает материалы и
информирует администрацию
области по итогам года с внесением
предложений по
совершенствованию проводимой
работы.
Введение
Решение жилищной проблемы всегда входило в число важнейших приоритетов в социально-экономической политике, проводимой в Смоленской области. Но изменение экономических и социальных условий в стране сказалось на всех социально-значимых сторонах жизнедеятельности области, при этом жилищные проблемы населения стали особенно острыми. В условиях проводимой в настоящее время жилищно-коммунальной реформы, необходимо выработать программные направления, позволяющие в рыночных условиях в кратчайшие сроки создать эффективные схемы финансирования жилищного строительства и приобретения жилья. Создание финансово-кредитной структуры строительства жилья должно предусматривать использование, наряду с бюджетными средствами, денежных средств граждан, кредитных учреждений и инвестиционных фондов.
За последние годы уже накоплен опыт и практика внедрения различных моделей ипотеки. Поэтому данная Программа ипотечного жилищного кредитования Смоленской области на 1999-2001 годы (далее по тексту - Программа) учитывает не только мировой опыт, но и наиболее успешный опыт нашей страны.
Программа позволяет начать работу по внедрению и развитию ипотечного кредитования в Смоленской области уже в настоящее время в существующем правовом поле.
1. Описание проблемы
Переход к рыночным методам жилищного строительства и формированию рынка жилья в той форме, в которой он проводился с 1990 года, усилил кризисные явления в жилищной сфере, заложенные еще в советское время. Система взаимозачетов, сокращение объемов бюджетного финансирования, инфляционные процессы в стране привели к убыточности многих строительных предприятий, большому объему незавершенного строительства в области.
Финансовое положение строительных организаций за январь-июнь текущего года ухудшилось по сравнению с первым полугодием прошлого года. Ими было получено 38,6 миллионов рублей прибыли и 39,0 миллионов рублей убытков, сальдо - 0,4 миллионов рублей убытков. В первом полугодии прошлого года сальдо было положительным и составляло 0,5 миллиона рублей прибыли.
Динамика ввода жилья за 1991-1994 годы (таблица N 1) показывает значительное снижение объемов строительства жилья. Начиная с 1994 года, в Смоленской области наблюдается рост объемов ввода жилья, но к 1998 году показатель падает и отстает от уровня 1991 года более чем в 3,5 раза.
Таблица N 1. Динамика ввода жилья в Смоленской области
за 1991-1998 годы.
Период, года | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 |
Объем ввода жилья за счет всех источников финансирования, тыс.м2 В процентах к предыдущему году, % |
466,4 82 |
344,5 74 |
297,4 86 |
295,5 99,4 |
306,0 104 |
309,1 101 |
218,0 70,5 |
123,5 56,6 |
В настоящее время в Смоленской области в очереди на улучшение жилищных условий стоят 44,8 тыс. семей.
Указанное количество является заниженным, поскольку многие нуждающиеся не состоят в очереди на улучшение жилищных условий. Раньше люди стояли на учете в районных администрациях, и значительная часть - на предприятиях. Экономический кризис привел к сокращениям на предприятиях и уволившиеся работники не стали в очередь в администрациях.
Таким образом, можно констатировать, что потребность в жилищном строительстве в области выше, чем можно было полагать, опираясь на данные по численности очереди.
За последние годы четко прослеживается тенденция превышения роста размеров прожиточного минимума над ростом стоимости 1 кв. м. жилья, другими словами, "жизнь" дорожает быстрее, чем жилье.
Сложившаяся проблемная ситуация ухудшает положение населения, предпринимателей, государства, интересы которых сейчас сходятся в том, чтобы решить проблему на основе развития ипотечного кредитования.
Ипотечное кредитование, будучи обеспечено реальной собственностью на недвижимость, могло бы дать приток новых средств на рынок жилищного строительства и сопряженные с ним секторы промышленности, создать новые рабочие места, повысить доходы населения и бюджета.
2. Цели и задачи Программы
2.1 Программа носит социально-ориентированный характер и разрабатывается в целях ускорения решения жилищной проблемы в интересах граждан Смоленской области, эффективного проведения жилищной реформы в современных экономических условиях, повышения ее социальной направленности. В Программе определены принципиальные положения долгосрочной жилищной политики в области, намечены этапы и конкретные меры по их реализации в 1999-2001 годах.
Основной целью Программы является улучшение жилищных условий для граждан Смоленской области со средним достатком путем внедрения в практику долгосрочного ипотечного кредитования населения. Программа рассматривается как важнейший механизм вывода жилищного строительства в области из кризиса.
2.2 Основными задачами являются:
создание условий для увеличения объемов финансирования жилищного строительства в Смоленской области на основе внедрения системы ипотечного кредитования;
создание условий и финансово-кредитного механизма привлечения внебюджетных инвестиций для ресурсного обеспечения жилищного строительства;
создание рынка жилья, строительных работ и услуг;
развитие (создание новых рабочих мест) и модернизация строительной базы города;
координация деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, предприятий по вопросам жилищного строительства;
создание инфраструктуры управления Программой;
увеличение налоговых поступлений в областной и местные бюджеты.
3. Основные положения Программы
3.1. Программа дает возможность гражданам Смоленской области, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим постоянный источник доходов, приобрести в собственность жилье на условиях предоставления ипотечных займов или продажи жилья в кредит с рассрочкой части платежа. Эта модель ипотеки позволяет быстро получить эффективную отдачу и начать реализацию первого этапа Программы уже в 1999 году.
3.2. Программа носит социально-ориентированный характер и рассчитана на граждан, имеющих не более социальной нормы площади жилья на одного члена семьи (не менее 15 кв. м. на семью из трех и более чел.) и стоящих в очереди на улучшение жилищных условий (по месту работы или проживания).
3.3. Управлением и реализацией Программы занимается Фонд развития жилищного строительства Смоленской области (далее по тексту - Фонд), являющийся некоммерческой организацией. Фонд является Управляющей компанией по реализации Программы, заказчиком жилищного строительства. Фонд продает участникам Программы жилье, купленное и построенное за средства Фонда, по спискам. Списки формируются на основании заявлений граждан, в соответствии с социально-экономическими приоритетами, дающими преимущественное право на приобретение жилья.
3.4 Ипотечные займы и рассрочка платежей предоставляются покупателю на срок от 5 до 10 лет под низкий процент (5-15% годовых).
3.5 Цена новой квартиры складывается из стоимости старого жилья, находящегося в собственности граждан, которое передается в зачет оплаты приобретаемого жилья по договорной цене между Фондом и собственниками, первоначального взноса и суммы долгосрочного кредита в виде рассрочки части платежа за новое жилье.
3.6 Сумма ипотечного кредита не может превышать 40% стоимости нового жилья.
3.7 Сумма первоначального денежного взноса за приобретаемое жилье должна составлять не менее 30% от его стоимости.
3.9 Размер обязательного ежемесячного платежа в погашение рассрочки не должен превышать 30 % совокупного семейного дохода.
3.10 Погашение суммы рассрочки обеспечивается залогом приобретенной недвижимости.
3.11 Агентство имеет право требовать при заключении договора купли-продажи оформления поручительства (физических или юридических лиц) и страхования.
3.12 Граждане, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий или имеющие не более 15 кв. м. общей площади на одного члена семьи, имеют право единовременно оплатить приобретаемое жилье.
3.13 В целях обеспечения работы ипотеки создается резервный отселенческий фонд.
3.14 В Программе бюджетные средства являются возвратными.
4. Процедура ипотечного кредитования
4.1 Фонд через Агентства недвижимости совместно с администрациями районов и городов осуществляет прием заявлений от граждан на приобретение жилья по Программе.
4.2 Из числа граждан формируется список.
4.3 Агентство недвижимости предоставляет гражданину для осмотра один вариант из имеющегося в собственности Фонда жилья. В случае отказа гражданина от данного варианта указанная квартира предлагается следующему по списку гражданину.
4.4 После получения согласия гражданина приобрести предлагаемое жилье Фонд и гражданин заключают предварительный договор, определяющий цену продаваемого в кредит жилья, размер первоначального взноса, стоимость приобретаемого у гражданина жилья и другие существенные условия сделки.
4.5 После заключения предварительного договора гражданин оплачивает первоначальный взнос за приобретаемую квартиру.
4.6 После оплаты первоначального взноса Фонд и гражданин заключают договор на приобретение жилья. Договор составляется на условиях, оговоренных в предварительном договоре.
4.7 После регистрации права собственности на приобретаемое жилье Фонд и гражданин заключают договор залога. Предметом залога является приобретенная в рассрочку квартира.
4.8 Гражданин вселяется в приобретенную квартиру после оплаты первоначального взноса, заключения договора на приобретение жилья и договора продажи имеющегося жилья Фонду, после чего в течение нескольких лет погашает задолженность по оплате приобретенной квартиры.
5. Этапы реализации Программы
Выполнение Программы обеспечивается тесным взаимодействием администрации области, Комитета по строительству и архитектуре администрации Смоленской области, Фонда развития жилищного строительства Смоленской области, Агентств недвижимости, кредитных и строительных организаций. Функции этих организаций распределены следующим образом:
- администрация области организует поступление средств на финансирование программы на начальном этапе ее реализации. Способствует проведению широкой информационной и просветительской работы среди населения на всех стадиях выполнения Программы;
- комитет по строительству и архитектуре администрации Смоленской области контролирует выполнение Программы и информирует администрацию области по итогам года с внесением предложений по совершенствованию проводимой работы;
- Фонд развития жилищного строительства Смоленской области является управляющей компанией по реализации Программы, заказчиком жилищного строительства (в части строительства нового жилья по Программе);
- Агентства недвижимости (далее по тесту - Агентства) выполняют поручения Фонда на рынке недвижимости в районах в соответствии с агентскими договорами. Основной целью деятельности Агентств является обеспечение доступа на приобретение жилья за счет решения следующих основных задач возложенных на Агентства:
1. Предоставление участникам Программы возможности выбора варианта жилья в соответствии с их приоритетом.
2. Подготовка пакетов документов с оформлением рассрочки платежей для государственной регистрации права собственности покупателей на приобретаемую недвижимость.
3. Учет поступлений
<< Назад |
||
Содержание Постановление Главы Администрации Смоленской области от 10 ноября 1999 г. N 826 "Об утверждении Программы ипотечного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.