Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
"Об областной целевой программе
"Развитие системы образования в
Смоленской области" на 2004-2007 годы"
Областная целевая Программа
"Развитие системы образования в Смоленской области" на 2004-2007 годы
14 ноября 2005 г., 2 октября, 25 декабря 2006 г.
Законом Смоленской области от 25 декабря 2006 г. N 175-з в паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт Программы
1. |
Наименование Программы |
областная целевая Программа "Развитие системы образования в Смоленской области" на 2004 - 2007 годы |
2. |
Правовое основание для разработки Программы |
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р, распоряжение Администрации Смоленской области от 30.07.2003 N 364-р/адм "О разработке проектов долгосрочных областных целевых программ" |
3. |
Заказчик Программы |
Департамент Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике |
4. |
Разработчик Программы |
Департамент Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике |
5. |
Основная цель Программы |
создание механизма устойчивого развития системы образования в Смоленской области (далее - система образования), обеспечивающего равные права граждан на получение качественного образования |
6. |
Основные задачи Программы |
- достижение в Смоленской области нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования; |
- повышение социального статуса и профессионализма работников организаций системы образования; | ||
- развитие научно-исследовательской, опытной, экспериментальной деятельности в системе образования, направленной на повышение качества образования в Смоленской области; | ||
- развитие в Смоленской области системы непрерывного педагогического образования; | ||
- осуществление комплексных мер по социальной поддержке органами государственной власти Смоленской области обучающихся и педагогических работников областных и муниципальных образовательных учреждений; | ||
- формирование в Смоленской области экономических механизмов, обеспечивающих систему образования финансовыми, материально-техническими, информационными ресурсами | ||
7. |
Сроки и этапы реализации Программы |
2004 - 2007 годы: первый этап (2004 год) - подготовка областной нормативной, организационной и научно-методической базы для последующего развития системы образования; второй этап (2005-2007 годы) - переход к планомерному и устойчивому развитию системы образования на основе реализации целей и задач Программы |
8. |
Исполнители Программы |
Департамент Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике (далее - Департамент образования), Департамент Смоленской области по здравоохранению (далее - Департамент по здравоохранению), органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (далее - органы местного самоуправления) (по согласованию), государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Смоленский государственный университет" (далее - СмолГУ) (по согласованию), смоленское областное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Институт усовершенствования учителей" (далее - Институт), областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Смоленский педагогический колледж" (далее - педагогический колледж), федеральные образовательные учреждения начального профессионального образования (далее - ОУ НПО) (по согласованию), областные государственные образовательные учреждения начального профессионального образования (далее - ОГОУ НПО), областное государственное учреждение "Смоленский региональный центр обработки информации" (далее - ОГУ СРЦОИ), смоленское областное государственное учреждение "Центр поддержки молодежных и детских общественных объединений "Радуга" (далее - Центр), областные общеобразовательные учреждения (далее - ООУ), в том числе смоленское областное государственное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Прогимназия "Полянка" (далее - прогимназия "Полянка"), областные учреждения дополнительного образования, смоленское областное государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, "Центр диагностики и консультирования" (далее - Центр диагностики и консультирования), муниципальные учреждения дошкольного образования (далее - УДО) (по согласованию), муниципальные общеобразовательные учреждения (далее - МОУ) (по согласованию), муниципальные учреждения дополнительного образования (по согласованию), иные юридические лица (на конкурсной основе) |
9. |
Объем и источники финансирования Программы |
общий объем финансирования Программы составит 223 282,9 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 107 700 тыс. рублей; привлекаемые средства - 115 582,9 тыс. рублей |
10. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- модернизация и развитие системы образования в интересах личности и общества; |
- увеличение на территории Смоленской области охвата детей дошкольного возраста дошкольным образованием, расширение на территории Смоленской области дополнительных услуг, предоставляемых детям, не посещающим областные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения; | ||
- улучшение в Смоленской области качества общего образования, создание вариативности образования; - внедрение в Смоленской области эффективных моделей качественного образования на селе; | ||
- усиление в Смоленской области ориентации профессионального образования на потребности населения Смоленской области, рынок труда; | ||
- повышение на территории Смоленской области социального статуса работников организаций системы образования; | ||
- укрепление учебной, материальнотехнической базы областных и муниципальных образовательных учреждений | ||
11. |
Органы, осуществляющие контроль за реализацией Программы |
контроль за реализацией Программы осуществляют Смоленская областная Дума, Администрация Смоленской области, иные государственные органы в соответствии с их компетенцией, определенной федеральным и областным законодательством |
1. Содержание имеющейся проблемы, технико-экономическое обоснование необходимости утверждения Программы и ее финансирования за счет средств областного бюджета
Политические и экономические преобразования 90-х годов оказали существенное влияние на развитие системы образования, позволили обеспечить многообразие образовательных учреждений, вариативность их образовательных программ, развитие регионального компонента государственного стандарта общего образования. Однако социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения. В современных условиях система образования более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности. Необходимость модернизации системы образования обусловлена состоянием развития современной экономики, науки, информационных технологий, требующих перехода к непрерывному образованию.
Начальным звеном системы образования является дошкольное образование. Из-за низкой рождаемости и низких доходов семей сократилось количество детей, посещающих областные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения, что в конечном итоге привело к их частичному закрытию. Охват детей, проживающих в городах Смоленской области, дошкольным образованием составляет 74 процента, детей, проживающих в сельской местности на территории Смоленской области, - 44 процента.
Увеличился контингент детей дошкольного возраста, нуждающихся в коррекции физических и психических нарушений, особенно речи, зрения, интеллекта.
Необходима поддержка со стороны органов местного самоуправления муниципальных малокомплектных дошкольных учреждений, муниципальных дошкольных учреждений с группами кратковременного пребывания детей.
Базовое звено системы образования - областные и муниципальные общеобразовательные учреждения. Из-за неблагоприятной демографической ситуации количество общеобразовательных школ в Смоленской области за последние 4 года сократилось с 681 в 1999 году до 651 в 2003 году.
Областные и муниципальные общеобразовательные учреждения сталкиваются с трудностями в обновлении содержания образования. При этом наиболее сложной является необходимость использования в своей деятельности новых методологических подходов, способствующих формированию у обучающихся целостного восприятия мира. Не всегда обоснованно осуществляется выбор учебных программ, учебников, пособий, отвечающих потребностям и возможностям обучающихся, целям общеобразовательного учреждения.
Муниципальные общеобразовательные учреждения, действующие в сельской местности, составляют 77 процентов от общей численности всех областных и муниципальных общеобразовательных учреждений, в них занимается около 30 процентов обучающихся. Их отличительными особенностями, как правило, являются: отсутствие современной материально-технической базы, слабое кадровое обеспечение и низкий уровень квалификации педагогов, преподавание педагогами предметов, по которым они не являются специалистами, малая наполняемость классов (более 200 классов с 1-2 учениками), отсутствие параллельных классов, отсутствие возможности создания достаточного количества профильных классов, трудности с подвозом обучающихся из отдаленных деревень, отсутствие пришкольных интернатов. Все это приводит к снижению качества знаний обучающихся в областных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, действующих в сельской местности.
Сложным остается материально-техническое обеспечение областных и муниципальных общеобразовательных учреждений. По состоянию на октябрь 2003 года 287 школьных зданий (43 процента), построенных в 1945 - 1950 годах, имеют физический износ 75 процентов. Все они нуждаются в срочном капитальном ремонте. В настоящее время в Смоленской области имеется 28 школьных зданий, строительство которых не завершено вследствие отсутствия финансирования.
В областных и муниципальных учреждениях специального (коррекционного) образования, несмотря на снижение общей численности обучающихся, находящихся в специальных школах-интернатах и детских домах, остается стойкой тенденция роста числа детей-инвалидов, детей с отклонениями в психическом и умственном развитии. Наблюдается также устойчивая тенденция роста социального сиротства.
Среди детей с отклонениями в развитии, обучающихся в специальных школах-интернатах, 3 процента имеют II группу здоровья, 74 процента - III группу здоровья, 23 процента - IV группу здоровья.
На качество проводимой психолого-педагогической реабилитации обучающихся влияет низкий уровень профессиональной подготовки педагогических кадров. В Смоленской области только 19 педагогов имеют высшее дефектологическое образование, 24 процента от общего количества областных и муниципальных учреждений специального (коррекционного) образования не имеют психологов, 7,6 процента - логопедов.
Пока не удалось создать на территории Смоленской области систему раннего диагностирования детей с отклонениями в развитии в целях проведения их своевременной реабилитации. Основной причиной этого является сокращение количества детей, охваченных дошкольным образованием.
Областные и муниципальные учреждения специального (коррекционного) образования находятся на значительном расстоянии от места жительства обучающихся детей, поэтому более 60 процентов из них вынуждены проживать в интернатах.
Недостаточное финансирование данных учреждений не позволяет создать для обучающихся адаптивную среду, нет возможности приобретения необходимого оборудования, специальной мебели как индивидуального, так и группового пользования. Отдельные категории обучающихся (с синдромом Дауна, ранним детским аутизмом, глубокой степенью олигофрении) не получают развития, не охвачены специальным (коррекционным) образованием.
Выпускники областных и муниципальных учреждений специального (коррекционного) образования после получения профессионального образования часто остаются невостребованными на рынке труда.
Анализ подготовки кадров в сфере профессионального образования свидетельствует о том, что в Смоленской области существует достаточно развитая структура профессионального образования. Вместе с тем к настоящему времени не сложилась система учета потребности Смоленской области в специалистах с профессиональным образованием. Нерегулярное и недостаточное финансирование областных и муниципальных учреждений среднего и высшего профессионального образования создает угрозу их нормальному функционированию. Растет спрос на специалистов целого ряда рабочих профессий, который не могут в полной мере удовлетворить учреждения начального профессионального образования, действующие в Смоленской области.
Отсутствие учебников и учебных пособий нового поколения сказывается на учебном процессе, обучении новым специальностям, введении новых технологий и методов обучения.
Дополнительное образование детей - важнейшая составляющая системы образования. При снижении общего количества обучающихся в областных и муниципальных общеобразовательных учреждениях ежегодно растет численность обучающихся в областных и муниципальных учреждениях дополнительного образования детей.
Анализ состояния материальной базы областных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей показывает, что, несмотря на частичное улучшение ее состояния, в целом она не соответствует современным требованиям (большинство таких учреждений находятся в неприспособленных помещениях, имеющих небольшие площади, многие из них неблагоустроены, оснащенность оборудованием, снаряжением и материалами не отвечает установленным требованиям).
В Смоленской области сформировались особые подходы к организации воспитательной работы, соответствующие сложившимся социально-культурным отношениям и народным традициям. Особое значение имеет воспитание детей и молодежи на примере исторических деятелей, красоте исторических памятников, эстетике промыслов и многом другом, что характерно для Смоленской области и составляет ее культурное наследие.
Наряду с позитивными тенденциями в развитии воспитания в Смоленской области выявился целый ряд проблем, связанных с развитием личности ребенка и педагогической деятельностью специалистов. Наблюдается рост диспропорции между уровнем образованности подрастающего поколения и уровнем его духовно-нравственной воспитанности, массовым характером воспитания и необходимостью осуществления индивидуального подхода к личности ребенка, ускоренным социальным развитием одной части молодежи и ростом инфантильности другой, современными требованиями общества к личности воспитателя и его реальной готовностью к профессиональному становлению.
Еще не сложилась целостная система комплексной психологической помощи в системе образования. На ее эффективность отрицательно влияет большая текучесть кадров психологов, недостаточное понимание администрациями областных и муниципальных образовательных учреждений и педагогическими работниками роли и места психолога и социального педагога в учебно-воспитательном процессе.
Департаментом образования и органами местного самоуправления реализуются задачи сохранения здоровья обучающихся. При этом сложной проблемой остается организация горячего питания обучающихся. Скудным остается рацион питания, ощущается дефицит мясных и молочных продуктов, нет возможности организовать диетическое питание, витаминизированные столы, хотя в этом нуждаются более 30 процентов обучающихся.
В критическом состоянии находится учебно-материальная база физкультурно-оздоровительного комплекса областных и муниципальных общеобразовательных учреждений. Доля их оснащения спортивным оборудованием и инвентарем на 2003 год составила 30 процентов. Доля износа спортивного оборудования составляет 80 - 90 процентов.
Инновационные процессы в системе образования направлены на обеспечение ее перехода от унитарной к вариативной, предоставление возможности выбора для всех участников образовательного процесса. Однако внедрению инноваций мешает слабая материально-техническая база областных и муниципальных образовательных учреждений, ограниченное информационное обеспечение, недостаточность средств для обеспечения полноценной работы по повышению квалификации, обмену опытом среди педагогов в Смоленской области.
Имеет место недостаточное финансирование областных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров. Деятельность методических служб осложняется низким уровнем их материально-технического оснащения. Вследствие этого сложившаяся система повышения квалификации педагогических работников в Смоленской области не в полной мере удовлетворяет возрастающие потребности общества.
Главной проблемой в развитии системы образования является кадровое обеспечение областных и муниципальных образовательных учреждений. По итогам комплектования на 2002-2003 учебный год областным и муниципальным образовательным учреждениям требовалось около 200 специалистов. На территории Смоленской области сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических кадров: 42 процента педагогов областных и муниципальных общеобразовательных учреждений имеет стаж работы по специальности более 20 лет, общая численность молодых педагогов со стажем до 5 лет в 2003 году уменьшилась на 4 процента, в этот же период количество педагогов - пенсионеров увеличилось на 29 процентов. Большую часть педагогических коллективов составляют женщины (87 процентов). Такое положение в кадровом обеспечении сложилось вследствие низкого уровня оплаты труда педагогов, их слабой социальной защищенности.
Таким образом, анализ состояния системы образования свидетельствует о необходимости ее качественного совершенствования с опорой на развитие материально-технической и информационно-методической базы областных и муниципальных образовательных учреждений.
2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы, прогноз ожидаемых социально-экономических результатов ее реализации
Основной целью Программы является создание механизма устойчивого развития системы образования, обеспечивающего равные права граждан на получение качественного образования.
Целями развития системы образования в рамках реализации Программы являются:
а) в дошкольном образовании - обеспечение доступности образования для всех слоев населения Смоленской области с учетом потребностей и индивидуальных особенностей детей и повышение его качества;
б) в общем образовании - создание условий для повышения качества образования за счет внедрения на территории Смоленской области современных технологий обучения и обеспечения вариативности образования;
в) в специальном (коррекционном) образовании:
- обеспечение условий для формирования и развития на территории Смоленской области единого коррекционно-реабилитационного пространства для детей с отклонениями в развитии;
- обеспечение на территории Смоленской области подготовки и повышения уровня квалификации педагогических кадров специального (коррекционного) образования на основе изучения и внедрения достижений педагогической науки;
г) в профессиональном образовании:
- повышение качества профессиональной подготовки обучающихся, конкурентоспособности выпускников областных и муниципальных образовательных учреждений профессионального образования на рынке труда за счет обновления материально-технической базы этих учреждений, оснащения их средствами обучения в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов;
- совершенствование на территории Смоленской области подготовки и переподготовки безработных граждан в системе начального профессионального образования;
д) в дополнительном образовании - формирование на территории Смоленской области единого образовательного пространства за счет внедрения личностно-ориентированных технологий и совершенствования материальной базы областных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования;
е) в воспитании обучающихся - развитие нравственных, духовных и моральных качеств личности за счет обновления содержания воспитания на основе общечеловеческих ценностей и сочетания их с культурными традициями Смоленской области, современными воспитательными технологиями;
ж) в обеспечении здорового образа жизни:
- создание на территории Смоленской области вариативной образовательной среды, условий для обеспечения сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса;
- создание на территории Смоленской области условий для нормализации учебной нагрузки и перестройки образовательного процесса по здоровьесберегающим технологиям;
- формирование у обучающихся на территории Смоленской области жизненной установки на самореализацию, самосовершенствование, самокоррекцию с учетом индивидуальных особенностей личности;
з) в управлении системой образования - совершенствование на территории Смоленской области структуры управления системой образования, способной обеспечить ее функционирование и развитие;
и) в кадровом обеспечении системы образования - обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами на основе обновленных стандартов содержания профессионального образования и прогрессивных технологий подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
к) в ресурсном обеспечении системы образования - развитие материально-технической базы областных и муниципальных образовательных учреждений.
Для достижения вышеуказанных целей необходимо решить следующие задачи:
- достижение в Смоленской области нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
- повышение социального статуса и профессионализма работников организаций системы образования в Смоленской области;
- развитие научно-исследовательской, опытной, экспериментальной деятельности в системе образования, направленной на повышение качества образования в Смоленской области;
- развитие в Смоленской области системы непрерывного педагогического образования;
- осуществление комплексных мер по социальной поддержке органами государственной власти Смоленской области обучающихся и педагогических работников областных и муниципальных образовательных учреждений;
- формирование в Смоленской области экономических механизмов, обеспечивающих систему образования финансовыми, материально-техническими, информационными ресурсами.
Сроки реализации Программы - 2004-2007 годы:
первый этап (2004 год) - подготовка нормативной, организационной и научно-методической базы для последующего развития системы образования;
второй этап (2005-2007 годы) - переход к планомерному и устойчивому развитию системы образования на основе реализации целей и задач Программы.
При условии достижения целей Программы ожидаются следующие результаты:
- модернизация и развитие системы образования в интересах личности и общества;
- увеличение на территории Смоленской области охвата детей дошкольного возраста дошкольным образованием, расширение на территории Смоленской области дополнительных услуг, предоставляемых детям, не посещающим областные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения;
- улучшение в Смоленской области качества общего образования, создание вариативности образования;
- внедрение в Смоленской области эффективных моделей качественного образования на селе;
- усиление в Смоленской области ориентации профессионального образования на потребности населения Смоленской области, рынок труда;
- повышение на территории Смоленской области социального статуса работников организаций системы образования;
- укрепление учебной, материально-технической базы областных и муниципальных образовательных учреждений.
В результате реализации Программы система образования станет фактором и средством социально-экономического и культурного развития Смоленской области, повышения уровня и качества жизни населения Смоленской области.
Законом Смоленской области от 25 декабря 2006 г. N 175-з в раздел 3 настоящей программы внесены изменения
3. Перечень мероприятий Программы
4. Механизм реализации Программы
Заказчик Программы обеспечивает ее реализацию посредством применения оптимальных методов управления процессом реализации Программы исходя из ее содержания.
Законом Смоленской области от 25 декабря 2006 г. N 175-з в раздел 5 настоящей программы внесены изменения
5. Финансовое обеспечение Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств областного бюджета и привлекаемых средств.
На реализацию Программы необходимо 223 282,9 тыс. рублей, из них средства областного бюджета - 107 700 тыс. рублей, а также предполагается привлечение средств федерального бюджета - 78 377,5 тыс. рублей, средств бюджетов муниципальных образований - 36 062,4 тыс. рублей, внебюджетных средств - 1 143 тыс. рублей.
Из общей суммы средств необходимо выделить:
в 2004 году - 75 329,9 тыс. рублей,
в 2005 году - 53 836,8 тыс. рублей,
в 2006 году - 40 483,7 тыс. рублей,
в 2007 году - 53 632,5 тыс. рублей.
Объемы финансирования мероприятий Программы подлежат ежегодному уточнению с учетом норм областного закона об областном бюджете на соответствующий финансовый год, предусматривающих средства на реализацию Программы.
6. Критерии количественной и качественной оценки результатов
реализации и оценки ожидаемой эффективности Программы
Критериями количественной и качественной оценки результатов реализации и оценки ожидаемой эффективности Программы являются:
- улучшение итоговых результатов готовности выпускников областных и муниципальных учреждений дошкольного образования к продолжению обучения в областных и муниципальных общеобразовательных учреждениях;
- положительные результаты сдачи выпускниками областных и муниципальных общеобразовательных учреждений единого государственного экзамена (не менее 92 процентов сдавших);
- трудоустройство выпускников федеральных, действующих в Смоленской области, и областных образовательных учреждений профессионального образования в соответствии с полученными профессиями (не менее 70 процентов трудоустроившихся);
- количество отрицательных отзывов, поданных в Департамент образования на выпускников федеральных, действующих в Смоленской области, и областных образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования их работодателями (не более 5 процентов);
- уменьшение на территории Смоленской области количества правонарушений, случаев суицида и асоциального поведения среди детей и подростков;
- рост на территории Смоленской области численности детей и подростков, состоящих в детских и молодежных общественных организациях (не менее 30 процентов от общей численности детей и подростков, проживающих на территории Смоленской области);
- улучшение показателей состояния здоровья участников образовательного процесса в Смоленской области;
- увеличение на территории Смоленской области числа педагогов, работающих по новым технологиям и методам обучения (не менее 30 процентов от общего количества педагогов, работающих в Смоленской области);
- обеспеченность областных и муниципальных общеобразовательных учреждений компьютерной техникой и соответствующими программными и учебно-методическими материалами (не менее 95 процентов);
- улучшение состояния материально-технической базы областных и муниципальных общеобразовательных учреждений.
7. Организация управления и контроля за реализацией Программы
Управление процессом реализации Программы осуществляет заказчик Программы.
Контроль за реализацией Программы осуществляют Смоленская областная Дума, Администрация Смоленской области, иные государственные органы в соответствии с их компетенцией, определенной федеральным и областным законодательством.
<< Статья 3 Статья 3 |
||
Содержание Закон Смоленской области от 5 мая 2004 г. N 16-з "Об областной целевой программе "Развитие системы образования в... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.