Постановление Администрации Смоленской области
от 7 мая 2003 г. N 106
"Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и реализации краткосрочных областных целевых программ"
28 мая 2004 г.
Постановлением Администрации Смоленской области от 21 апреля 2008 г. N 248 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях разработки, утверждения и реализации краткосрочных областных целевых программ и обеспечения своевременного и полного финансирования, а также повышения эффективности и рационального использования средств областного бюджета Администрация Смоленской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке разработки, утверждения и реализации краткосрочных областных целевых программ (далее - Положение).
Постановлением Администрации Смоленской области от 28 мая 2004 г. N 172 в пункт 2 настоящего постановления внесены изменения
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Главы Администрации Смоленской области А.В.Щелокова.
Глава Администрации
Смоленской области |
В.Н.Маслов |
Положение
о порядке разработки, утверждения и реализации краткосрочных областных целевых программ
(утв. постановлением Администрации Смоленской области от 7 мая 2003 г. N 106)
28 мая 2004 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки, утверждения и реализации краткосрочных областных целевых программ, осуществляемых или координируемых органами исполнительной власти Смоленской области в целях единого правового подхода, унификации способов и принципов их формирования в Смоленской области. Положение не распространяется на адресную инвестиционную программу Смоленской области, областную программу геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, разрабатываемые в соответствии с федеральным законодательством.
1.2. Краткосрочная областная целевая программа (далее - программа), представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс производственных, социально - экономических и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в сфере экономического, экологического, социального и культурного развития Смоленской области, срок реализации которой не превышает финансового года.
1.3. В работе с программами выделяются следующие этапы: отбор проблем для программной разработки и принятие решения о разработке программы; формирование программы; оценка и утверждение программы; финансирование программы; управление реализацией программы и контроль за ходом ее выполнения; изменение, приостановление, прекращение и продление срока ее реализации, завершение программы.
1.4. Основанием для разработки программы может служить наличие рекомендаций в федеральных или областных правовых актах и (или) наличие накопившихся проблем в одной из отраслей экономики (подотраслей, видов деятельности) Смоленской области.
1.5. В процессе разработки и реализации программы выделяются следующие субъекты:
- инициатор программной разработки - федеральные органы государственной власти, Глава Администрации Смоленской области, Смоленская областная Дума, органы исполнительной власти Смоленской области, заместители Главы Администрации Смоленской области, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, заинтересованные в программной разработке.
Инициатива программной разработки Главы Администрации Смоленской области, Смоленской областной Думы, заместителя Главы Администрации Смоленской области реализуется путем издания соответствующего правового акта. Функции инициатора программной разработки, указанные в пункте 2.1 настоящего положения, осуществляет соответствующий отраслевой орган исполнительной власти Смоленской области;
- заказчик программы (далее - заказчик) - орган исполнительной власти Смоленской области, ответственный за разработку и реализацию программы.
Заказчик несет ответственность за своевременную и качественную разработку и реализацию программы, подготавливает исходное задание на ее формирование, управляет действиями разработчиков, осуществляет управление исполнителями программы после ее утверждения, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию программы;
- разработчик программы - уполномоченный заказчиком программы на ее разработку (полностью или частично) орган исполнительной власти, иной государственный орган, орган местного самоуправления муниципального образования Смоленской области, юридическое или физическое лицо;
- исполнитель программы - орган исполнительной власти, иной государственный орган, орган местного самоуправления муниципального образования Смоленской области, юридическое или физическое лицо, осуществляющий исполнение конкретных мероприятий программы;
- координатор программы - орган исполнительной власти Смоленской области, осуществляющий взаимодействие заказчиков по программе.
Постановлением Администрации Смоленской области от 28 мая 2004 г. N 172 в раздел 2 настоящего Положения внесены изменения
2. Отбор проблем для программной разработки
2.1. Предложения о необходимости решения накопившихся проблем в одной из отраслей экономики Смоленской области (далее - предложения о разработке программы) программными методами направляются инициаторами программной разработки в соответствующий отраслевой орган исполнительной власти Смоленской области не позднее 1 июня года, предшествующему году реализации программных мероприятий.
Предложения о разработке программы должны содержать:
а) наименование проблемы и анализ причин ее возникновения;
б) возможные способы решения проблемы, предполагаемый перечень мероприятий для ее решения;
в) потребность в финансовых ресурсах и возможные источники их обеспечения (областной бюджет, бюджеты муниципальных образований, внебюджетные средства);
г) предварительную оценку социально - экономической эффективности и последствий от решения проблемы программным методом;
д) заказчиков и разработчиков программы, срок подготовки программы.
2.2. Отбор проблем для программной разработки осуществляется отраслевым органом исполнительной власти Смоленской области в соответствии со следующими основными критериями отбора:
- значимость проблемы предлагаемой программной разработки;
- соответствие приоритетам и целям прогнозов и программам социально-экономического развития Смоленской области;
- бюджетная эффективность (отражает последствия реализации программы для бюджетов всех уровней);
- экономическая обоснованность и эффективность (для программ, существенно затрагивающих интересы области и отдельных территорий);
- социальная эффективность (создание новых рабочих мест, изменение структуры занятости, демографического состояния, повышение уровня жизни и здоровья населения, улучшение жилищных и бытовых условий и др.);
- определение необходимых финансовых ресурсов (источников финансирования), исполнителей программы и сроков осуществления мероприятий программы.
2.3. Предложение по разработке программы подлежит согласованию с заместителем Главы Администрации Смоленской области, курирующим деятельность соответствующей отрасли, посредством визирования, после чего до 15 июня года, предшествующему году реализации программных мероприятий, направляется отраслевым органом исполнительной власти Смоленской области в Департамент экономического развития и торговли Смоленской области и в Департамент финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области.
2.4. Департамент финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области в течение 5 рабочих дней готовит заключение о возможных объемах финансирования данной проблемы за счет средств областного бюджета и направляет его в Департамент экономического развития и торговли Смоленской области.
2.5. Департамент экономического развития и торговли Смоленской области совместно с заинтересованными органами исполнительной власти на основе прогнозов, приоритетов социально - экономического развития Смоленской области и анализа представленных материалов в течение 10 рабочих дней подготавливает заключение об экономической целесообразности решения данной проблемы программными методами и направляет его с заключением Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области и иными материалами в Администрацию Смоленской области.
2.6. Администрация Смоленской области на основе представленных предложений принимает решение о подготовке соответствующей программы, оформляемое распоряжением Администрации Смоленской области.
Проект правового акта Администрации Смоленской области подготавливается Департаментом экономического развития и торговли Смоленской области и должен содержать следующие положения: принятие предложения инициатора постановки проблемы программными методами, необходимость разработки программы, сроки разработки программы, суммы финансовых затрат на разработку программы (в случае необходимости) и источники финансирования.
3. Формирование программы
3.1. Организация работ по подготовке программы осуществляется заказчиком с привлечением иных органов исполнительной власти Смоленской области, научных и иных организаций. Заказчик несет ответственность за своевременную и качественную разработку и реализацию программы, подготавливает исходное задание на ее формирование, управляет действиями разработчиков.
3.2. Заказчик согласовывает с заинтересованными участниками программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники их финансирования. По мероприятиям, предусматривающим финансирование за счет средств внебюджетных источников или бюджетов муниципальных образований Смоленской области, подписываются соглашения (договоры) о намерениях между заказчиком и предприятиями, организациями, органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области.
3.3. Программа должна содержать в следующей последовательности:
- титульный лист программы;
- паспорт программы, в котором указывается: наименование программы; решение о разработке программы; заказчик (координатор программы); разработчик (разработчики) программы; основные цели и задачи программы; сроки и этапы реализации программы (подпрограммы); исполнитель (исполнители) программы; объемы и источники финансирования; ожидаемые конечные результаты реализации программы; органы, осуществляющие контроль за ходом реализации программы;
- основное содержание программы;
- приложения.
3.4. Основное содержание программы состоит из следующих разделов.
3.4.1. Раздел 1. Обоснование необходимости разработки программы.
Приводятся результаты анализа состояния рассматриваемой отрасли экономики (подотрасли, вида деятельности) Смоленской области за предшествующие 2 года, раскрываются основные проблемы ее развития. Дается оценка действующих и предпринятых ранее органами государственной власти Российской Федерации, Смоленской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области мер по устранению выявленных проблем. Обоснование необходимости их решения программными методами за счет средств областного бюджета.
Для объективной оценки состояния необходимо сравнивать среднедушевые (удельные) значения по Смоленской области с соответствующими показателями регионов, граничащих территориально со Смоленской областью, показателями Российской Федерации в целом. Для количественной характеристики основных проблем целесообразно применять оценки обеспеченности важнейшими ресурсами (финансовыми, трудовыми, топливно - энергетическими и т.д.).
3.4.2. Раздел 2. Основные цели, задачи и этапы реализации программы.
Основные цели и задачи программы должны соответствовать основным направлениям и приоритетам социально - экономического развития Смоленской области. Реализацию программы целесообразно осуществлять поэтапно. Каждому этапу должны соответствовать конкретные цели с определенными количественными параметрами.
3.4.3. Раздел 3. Система (перечень) программных мероприятий.
Система программных мероприятий является совокупностью мер по реализации конкретных социальных, экологических и других мероприятий и проектов, выполнение которых обеспечивает осуществление программы в целом. Все программные мероприятия должны быть сгруппированы в соответствии с целями программы.
Каждое мероприятие должно характеризоваться:
- целью реализации;
- конкретным планом действий по достижению заданной цели;
- планируемым физическим объемом производства;
- объемом и источниками финансирования;
- показателями бюджетной, экономической и социальной эффективности (значение чистой прибыли, суммы платежей в бюджеты всех уровней, срок окупаемости, число сохраняемых и создаваемых новых рабочих мест, экологические последствия).
Перечень программных мероприятий, их краткое содержание и результаты реализации должны быть представлены в приложении "Программные мероприятия", показатели эффективности - в приложении "Эффективность программных мероприятий".
3.4.4. Раздел 4. Механизм реализации программы.
Механизм реализации программы должен предусматривать организационные, экономические и правовые меры, необходимые для реализации программы в полном объеме, мониторинг, порядок корректировки объемов финансирования и сроков реализации мероприятий программы.
3.4.5. Раздел 5. Ресурсное обеспечение программы.
Приводится общий объем финансирования программы с указанием всех возможных источников финансирования, определяются направления и виды расходования средств (субсидии, кредиты, гарантии, субсидирование процентных ставок по кредитам коммерческих банков и др.), распределение объемов финансирования программных мероприятий по источникам.
3.4.6. Раздел 6. Оценка эффективности, социально - экономических и экологических последствий от реализации программы.
В соответствии с поставленными целями и задачами программы, а также по окончании каждого ее этапа реализации, должны быть представлены качественные и количественные результаты ее выполнения. В качестве основных критериев оценки эффективности программы рассматриваются следующие показатели:
- бюджетная эффективность (по видам бюджетов);
- экономическая эффективность;
- увеличение объемов производства продукции (товаров, услуг);
- социальная эффективность;
- экологические последствия реализации программы.
3.4.7. Раздел 7. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.
Общее руководство и контроль за ходом реализации программы осуществляет Администрация Смоленской области.
3.5. К проекту программы должны быть приложены пояснительная записка, предварительная бюджетная заявка на ассигнования из областного бюджета для финансирования программы на финансовый год и, при необходимости, соглашения (договоры) о намерениях между заказчиком программы с предприятиями, организациями, подтверждающие финансирование программы из внебюджетных источников. При необходимости должно быть приложено положительное заключение государственной экологической экспертизы, а также иные экспертные заключения, если проведение экспертиз обязательно в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Постановлением Администрации Смоленской области от 28 мая 2004 г. N 172 в пункт 3.6 настоящего Положения внесены изменения
3.6. Проект программы с прилагаемыми документами, указанными в пункте 3.4 настоящего Положения, заказчик направляет в Департамент экономического развития и торговли Смоленской области и Департамент финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области.
Постановлением Администрации Смоленской области от 28 мая 2004 г. N 172 в раздел 4 настоящего Положения внесены изменения
4. Оценка и утверждение программы
4.1. Департамент экономического развития и торговли Смоленской области и Департамент финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области рассматривают представленный проект программы и прилагаемые к нему документы и в течение 10 рабочих дней готовят заключения.
4.2. При положительных заключениях Департамента экономического развития и торговли Смоленской области и Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области заказчик представляет проект программы на утверждение Администрации Смоленской области в соответствии с Регламентом Администрации Смоленской области.
4.3. При отрицательном заключении Департамента экономического развития и торговли Смоленской области и (или) Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области, заказчик программы совместно с ее разработчиками производит доработку проекта программы.
4.4. Доработанный проект программы направляется в Департамент экономического развития и торговли Смоленской области и Департамент финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области для повторного рассмотрения в течение 5 рабочих дней.
4.5. Администрация Смоленской области рассматривает и утверждает программу в соответствии с Регламентом Администрации Смоленской области.
5. Финансирование программы
5.1. Утвержденная программа реализуется за счет средств федерального, областного и местных бюджетов, а также привлекаемых для ее выполнения внебюджетных источников.
К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования программы, относятся:
- средства исполнителей программы, включая предприятия и организации государственного и негосударственного секторов экономики;
- кредиты банков;
- средства различных государственных и негосударственных фондов, общественных организаций и отдельных инвесторов, заинтересованных в реализации программы или отдельных ее мероприятий;
- другие поступления в соответствии с действующим законодательством.
Порядок финансирования мероприятий программы из внебюджетных источников определяется заказчиком и оформляется соответствующим соглашением (договором).
Финансирование программы за счет средств федерального бюджета осуществляется при условии включения отдельных мероприятий (объектов) в федеральную адресную инвестиционную программу и (или) федеральные целевые программы.
5.2. Финансирование программы начинается после утверждения расходов на ее реализацию в областном бюджете. При необходимости заказчик заключает договоры (соглашения) с исполнителями программы.
Постановлением Администрации Смоленской области от 28 мая 2004 г. N 172 в пункт 5.3 настоящего Положения внесены изменения
5.3. В проекте областного закона об областном бюджете на очередной финансовый год Департамент финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области предусматривает объемы финансирования по каждой программе в соответствии с предложениями заказчиков и Департамента экономического развития и торговли Смоленской области.
5.4. Финансирование мероприятий программы может осуществляться на безвозвратной и (или) возвратной основах в соответствии с утвержденной программой и областным законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
5.5. Заказчик обеспечивается финансовыми ресурсами и является распорядителем ассигнований, выделяемых на реализацию программы, несет ответственность и обеспечивает контроль за целевым использованием этих средств. При недостаточном финансировании программы разрабатывает дополнительные меры по привлечению внебюджетных средств для выполнения программы в установленные сроки, а в случае необходимости готовит предложения по внесению соответствующих изменений в областной бюджет. В случае, если средства, выделенные из областного бюджета, расходуются исполнителем мероприятия программы не по целевому назначению, финансирование данного мероприятия прекращается, а ранее выделенные средства подлежат возврату в областной бюджет.
5.6. Финансирование программы, утвержденной после вступления в силу областного закона об областном бюджете на текущий финансовый год, возможно только после принятия областного закона о внесении изменений и дополнений в областной бюджет.
Департамент финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области в срок не позднее месяца после утверждения программы Администрацией Смоленской области готовит законопроект о внесении изменений в областной бюджет на очередной финансовый год и представляет его в Администрацию Смоленской области для последующего внесения данного законопроекта в Смоленскую областную Думу.
Постановлением Администрации Смоленской области от 28 мая 2004 г. N 172 в раздел 6 настоящего Положения внесены изменения
6. Управление реализацией программы и контроль
за ходом ее выполнения
6.1. Текущее управление реализацией программы осуществляется руководителем органа исполнительной власти Смоленской области, определенного заказчиком (координатором) программы, и заместителем Главы Администрации Смоленской области, курирующим деятельность данной отрасли.
6.2. Контроль за выполнением мероприятий программы, финансируемых за счет средств областного бюджета, осуществляет заказчик (координатор), Департамент финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области и Департамент экономического развития и торговли Смоленской области.
6.3. При необходимости Департамент финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области с участием заказчиков, уполномоченных органов, организует проверки хода реализации отдельных мероприятий программ.
6.4. Заказчики ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляют в Департамент экономического развития и торговли Смоленской области и Департамент финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области отчет об использовании ассигнований и аналитическую записку о ходе реализации программы. Годовая информация о ходе реализации программы представляется до 15 февраля года, следующего за отчетным.
6.5. Департамент финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области ежеквартально до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет в Департамент экономического развития и торговли Смоленской области отчет о финансировании программы за счет средств областного бюджета.
6.6. Департамент экономического развития и торговли Смоленской области с учетом полученных материалов от заказчиков (координаторов) программы и Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области до 1 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, готовит информацию о ходе реализации программы за отчетный период с нарастающим итогом с начала года и представляет ее Администрации Смоленской области.
7. Изменение, приостановление, прекращение и продление срока
реализации, завершение программы
7.1. Администрация Смоленской области может вносить изменения в программу, приостанавливать, прекращать или продлевать ее действие.
Изменение или досрочное прекращение реализации программы может происходить в случаях:
- досрочного выполнения программы;
- возникновения обстоятельств, перечисленных в пункте 2 настоящего раздела.
7.2. Утвержденная программа, финансирование которой определено областным законом об областном бюджете, может быть приостановлена Администрацией Смоленской области в случае:
- изменения социально-экономической политики и пересмотра стратегических перспектив развития Смоленской области;
- появления иных механизмов ликвидации проблемы, на решение которой была направлена программа;
- существенных нарушений, допущенных участниками программы, или обстоятельств, делающих невозможной реализацию целей программы;
- принятия другой программы, поглощающей полностью или частично первоначальную по целям и задачам.
7.3. Заказчик в срок до 1 ноября уточняет целевые показатели программы, затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации программы с учетом выделяемых финансовых средств.
При необходимости заказчик вносит предложение Администрации Смоленской области о продлении срока реализации программы, который истекает в текущем году.
Срок реализации программы может продлеваться не более чем на шесть месяцев. При необходимости продления срока выполнения программы на более длительный период разрабатывается новая программа.
7.4. Решение о прекращении реализации программы по предложению заказчика принимает Администрация Смоленской области.
7.5. Включение в программу новых подпрограмм (отдельных мероприятий), а также продление срока ее реализации, осуществляется в порядке, установленном для разработки и утверждения новых программ.
Постановлением Администрации Смоленской области от 28 мая 2004 г. N 172 в пункт 7.6 настоящего Положения внесены изменения
7.6. Решение о выполнении программы принимается Администрацией Смоленской области на основании отчетов заказчика программы и Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области и информации Департамента экономического развития и торговли Смоленской области
7.7. Программа считается завершенной и финансирование ее прекращается после выполнения плана программных мероприятий в полном объеме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Смоленской области от 7 мая 2003 г. N 106 "Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и реализации краткосрочных областных целевых программ"
Текст постановления опубликован в газете "Смоленская газета" от 22 мая 2003 г. N 11
Постановлением Администрации Смоленской области от 21 апреля 2008 г. N 248 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Смоленской области от 28 мая 2004 г. N 172