Решение Смоленского Городского Совета
от 27 августа 2004 г. N 894
"Об утверждении Положения о порядке формирования и регулирования цен
и тарифов на услуги муниципальных предприятий города Смоленска"
Решением Смоленского городского Совета от 30 июня 2006 г. N 321 настоящее решение признано утратившим силу
В целях получения муниципальными предприятиями города Смоленска объема финансовых ресурсов, достаточного для реализации их производственных программ, обоснованности цен и тарифов на услуги муниципальных предприятий, руководствуясь статьей 19 Устава города Смоленска, Смоленский городской Совет решил:
1. Утвердить Положение о порядке формирования и регулирования цен и тарифов на услуги муниципальных предприятий города Смоленска (приложение).
2. Решения 3-й сессии Смоленского городского Совета II созыва от 30.01.2001 N 23 "Об утверждении Положения о порядке формирования и регулирования тарифов на услуги муниципальных предприятий", 50-й сессии Смоленского городского Совета II созыва от 26.12.2003 N 750 "О внесении изменений в решение 3-й сессии Смоленского городского Совета II созыва от 30.01.2001 N 23 "Об утверждении Положения о порядке формирования и регулирования тарифов на услуги муниципальных предприятий" признать утратившими силу.
3. Настоящее решение вступает в силу с момента его опубликования.
4. Контроль за исполнением данного решения возложить на главу города Смоленска Халецкого В.Н.
Председатель Смоленского
городского Совета |
В.В.Вовченко |
Положение
о порядке формирования и регулирования цен и тарифов на услуги
муниципальных предприятий
(утв. решением Смоленского городского Совета
от 27 августа 2004 г. N 894)
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 24.12.92 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики (с изменениями и дополнениями федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политике" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг"), Указами Президента РФ от 28.02.95 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и от 28.04.97 N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", постановлениями Правительства РФ от 07.03.95 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", от 02.08.99 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", от 21.08.2001 N 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов", от 17.02.2004 N 89 "Об утверждении "Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства", от 30.07.2004 N 392 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг", Приказом Минтранса РФ от 24.06.2003 N 153 "Об утверждении инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте" с целью повышения экономической обоснованности цен и тарифов на услуги муниципальных предприятий, мониторинга стоимости услуг и упорядочения процедуры согласования и утверждения цен и тарифов.
2. Регулированию в соответствии с настоящим Положением подлежат:
- цены на услуги по содержанию жилья;
- цены на услуги по ремонту жилья;
- цены на капитальный ремонт жилищного фонда;
- цены за наем жилья;
- цены на услуги по содержанию и ремонту лифтов;
- цены на услуги по вывозу бытовых отходов;
- тарифы на услуги по водоснабжению;
- тарифы на услуги по водоотведению;
- тарифы на услуги по централизованному отоплению;
- тарифы на услуги по горячему водоснабжению;
- тарифы на проезд в городском общественном транспорте;
- тарифы на услуги бань;
- тарифы на услуги прачечных;
3. Предусмотренный настоящим Положением порядок формирования и регулирования цен и тарифов направлен на решение следующих задач:
установление единого механизма формирования и пересмотра цен и тарифов на услуги муниципальных предприятий;
защита экономических интересов и прав потребителей и предотвращение завышения цен и тарифов на услуги предприятий - монополистов, социальная защита граждан с низким уровнем доходов;
обеспечение муниципальным предприятиям объема финансовых ресурсов, достаточного для реализации поставленных перед ними целей;
повышение требований к качеству предоставляемых услуг, приведение качества услуг в соответствие с существующим уровнем цен и тарифов;
рационализация структуры затрат предприятий - поставщиков услуг, стимулирование использования ресурсо- и трудосберегающих технологий;
экономия бюджетных ресурсов, направляемых на финансирование муниципальных предприятий;
создание благоприятных условий для привлечения инвестиций на муниципальные предприятия;
обеспечение сохранности и модернизации основных производственных фондов, являющихся объектами муниципальной собственности.
4. Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются администрацией города Смоленска в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
5. При установлении цен и тарифов учитываются стандарты, санитарные правила и нормы, другие акты, а также законодательство Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативные акты органов местного самоуправления, регулирующие сроки, качество, периодичность и объемы работ по содержанию и ремонту жилья и оказанию коммунальных услуг.
6. Муниципальные предприятия, оказывающие социально значимые услуги, цены и тарифы на которые регулируются городским Советом и администрацией города (далее - предприятия), обязаны осуществлять мониторинг стоимости услуг, мониторинг дебиторской и кредиторской задолженности, разрабатывать и осуществлять выполнение мероприятий по энерго-, ресурсосбережению и повышению качества обслуживания населения, снижению расходов на содержание, ремонт жилья, оказание коммунальных услуг.
Регулируются цены и тарифы на услуги следующих предприятий:
МУ ТТП города Смоленска;
МУП "Автоколонна-1308";
МУП "Смоленсктеплосеть";
СМУП "Горводоканал";
СМУП "Жилищник", МПЖРЭП NN 1-23;
СМУП "Спецавтохозяйство";
СМУП "Банно-прачечное хозяйство".
7. Пересмотр или изменение цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях осуществляется, как правило, одновременно с принятием решения об утверждении бюджета города и на основании результатов независимой экспертизы. Изменение этих цен и тарифов в течение года осуществляется с внесением соответствующих изменений в нормативные правовые акты о бюджете города.
Заключение независимой экспертизы должно содержать:
оценку экономической обоснованности расходов, приведенных в предложениях по установлению цен и тарифов;
оценку финансового состояния и уровня технического оснащения организации;
анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для функционирования и развития организации;
анализ качества работ и услуг, оказываемых организациями;
сравнительный анализ динамики расходов и величины прибыли по отношению к предыдущему расчетному периоду регулирования.
Обязательным приложением к заключению экспертизы должны являться:
оценка достоверности данных, приведенных в предложениях по установлению цен и тарифов и (или) их предельных уровней;
анализ основных технико-экономических показателей, определяемых регулирующим органом, за 3 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;
Для вынесения вопроса о пересмотре цен и тарифов на услуги предприятия на рассмотрение Смоленского городского Совета предприятие должно подать заявку с необходимым обоснованием и заключение независимой экспертизы в Комиссию по формированию цен и тарифов (далее - Комиссия), создаваемую в соответствии с п. 12 настоящего Положения.
8. Независимая экспертиза проводится по инициативе предприятий и по инициативе администрации города.
При обращении предприятий по вопросу изменения цен и тарифов в Комиссию независимая экспертиза проводится по инициативе предприятий за счет собственных средств.
9. Цены и тарифы подлежат пересмотру в следующих случаях:
изменение более чем на 5 процентов суммарных расходов предприятий на осуществление регулируемой деятельности по сравнению с расходами, принятыми при расчете цен и тарифов на предыдущий расчетный период регулирования;
изменение более чем на 5 процентов суммы налогов и сборов, подлежащих уплате предприятиями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
изменение более чем на 10 процентов ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и ставок коммерческих банков по долгосрочным кредитам;
принятие предприятиями долгосрочных целевых программ производственного развития, технического перевооружения, которые необходимы для поддержания надежного и безаварийного функционирования объектов жилищно-коммунальной сферы, снижения производственных или иных расходов, а также для реализации согласованных в установленном порядке инвестиционных проектов;
появление новых организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
по результатам проверки Комиссией или иной организацией по ее поручению хозяйственной деятельности организаций.
10. По итогам рассмотрения заявки предприятия и заключения независимой экспертизы Комиссия выносит одно из следующих решений:
- оставить цены и тарифы на существующем уровне;
- предложить Смоленскому городскому Совету утвердить новые цены и тарифы в соответствии с представленным обоснованием и с учетом социально-экономической ситуации.
11. При обосновании уровня цен и тарифов муниципальные предприятия и структурные подразделения администрации города опираются на существующую нормативную базу (приложение).
12. Материалы по обоснованию уровня цен и тарифов вместе с заявкой на пересмотр цен и тарифов представляются в отдел цен и тарифов управления экономики для подготовки вопроса для рассмотрения на Комиссии, создаваемой на основании постановления главы города.
13. Комиссия является постоянно действующим органом. В ее состав входят представители структурных подразделений администрации города:
- управления жилищно-коммунального хозяйства;
- финансово-казначейского управления;
- управления экономики;
- правового управления;
- управления промышленности, транспорта и связи;
- комитета социальной защиты населения.
В состав комиссии входят также депутаты Смоленского городского Совета (по согласованию).
Возглавляет работу Комиссии первый заместитель главы города.
Функции рабочего органа Комиссии исполняет отдел цен и тарифов управления экономики.
На заседания Комиссии в обязательном порядке приглашаются представители предприятий, заявки которых подлежат рассмотрению.
14. Предприятия представляют следующие материалы:
14.1. Данные о доходах и расходах предприятия, на основании которых рассчитывается тариф (регулируемый период), и за предыдущий календарный год с подробными расшифровками и расчетами статей доходов и расходов по предприятию в целом и по основной деятельности.
Расчет тарифов должен проводиться по формам, предусмотренным методическими рекомендациями:
МУП "Смоленмктеплосеть" - "Методические указания по расчету тарифов на тепловую энергию для энергоснабжающих организаций Смоленской области", утвержденные Решением Правления РЭК Смоленской области от 07.06.99 N 13;
СМУП "Горводоканал" - "Методические рекомендации по финансовому обоснованию цен на воду и отведение стоков", утвержденные Приказом Госстроя РФ от 28.12.2000 N 302;
СМУП "Жилищник" - "Методические рекомендации по финансовому обоснованию тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда", утвержденные приказом Госстроя Российской Федерации от 28.12.2000 N 303;
СМУП "Банно-прачечное хозяйство" - "Методика расчета нормативной себестоимости продукции (услуг) в банях", утвержденная Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 24.05.84 N 242;
СМУП "Спецавтохозяйство" - "Технологические карты по организации механизированной уборки городских дорог в зимнее и летнее время", утвержденные приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 23.06.86 N 285.
14.2 Баланс предприятия за регулируемый период, а также за предыдущий год.
14.3 Данные о дебиторской и кредиторской задолженности на дату обращения, а также за предыдущий период;
14.4 Расчет с обоснованием и расшифровкой объемов продукции (работ, услуг) в натуральном выражении.
14.5 Расчет общей величины, структуры и размера составляющих потребности в финансовых средствах по видам регулируемой деятельности на расчетный период действия тарифов;
14.6 Анализ динамики тарифов, включая постатейный анализ фактической себестоимости и рентабельности за последние три года;
14.7 Данные о степени изношенности основных средств; составе и состоянии основного и вспомогательного технологического оборудования, степени использования его мощности.
14.8 Данные о наличии приборного учета ресурсов на этапах производства, транспортировки и потребления, степени использования данных приборного учета в управлении технологическими процессами и расчетах с потребителями.
14.9 Данные о наличии автоматизированных систем диспетчерского оборудования.
14.10 Производственная программа предприятия на расчетный период действия тарифов.
14.11 Инвестиционная программа предприятия на расчетный период действия тарифов.
14.12 Мероприятия по энерго-, ресурсосбережению и повышению качества обслуживания населения.
15. Заявка на пересмотр цен и тарифов и заключение независимой экспертизы поступают в рабочий орган Комиссии ее ответственному секретарю. Секретарь проверяет, соответствует ли представленная заявка и заключение независимой экспертизы установленному порядку и в случае их соответствия инициирует подготовку заключений структурными подразделениями администрации города в соответствии с п. 13 данного Положения (далее - уполномоченными структурными подразделениями).
Срок рассмотрения представленных материалов составляет не более 30 дней со дня их поступлений.
16. Каждое уполномоченное структурное подразделение проводит анализ представленных материалов, результатов независимой экспертизы и готовит заключение в соответствии с профилем своей деятельности.
16.1 Управление жилищно-коммунального хозяйства представляет:
оценку обоснованности определения видов и объемов продукции (работ, услуг) в натуральном выражении;
оценку эффективности использования ресурсов (совокупных и удельных затрат ресурсов), предложения по повышению эффективности использования ресурсов;
оценку совокупных и удельных потерь, предложения по снижению потерь;
анализ использования приборов учета ресурсов на этапах производства, транспортировки и потребления, степени использования данных приборного учета в управлении технологическими процессами и в расчетах с потребителями;
анализ соответствия фактических качественных и количественных показателей объемов ресурсов, поставляемых потребителю, заявленным в договорах и используемым при расчетах за услуги и ресурсы;
оценку инвестиционной и производственной программ предприятия с точки зрения повышения эффективности производства;
информацию об обеспечении правил эксплуатации, санитарных норм и требований экологической безопасности.
16.2 Управление промышленности, транспорта и связи представляет: оценку обоснованности определения видов и объемов продукции (работ, услуг) в натуральном выражении;
оценку эффективности использования ресурсов (совокупных и удельных затрат ресурсов), предложения по повышению эффективности использования ресурсов;
оценку инвестиционной и производственной программ предприятия с точки зрения повышения эффективности производства;
информацию об обеспечении правил эксплуатации, санитарных норм и требований экологической безопасности;
анализ предлагаемого пересмотра тарифов с точки зрения обеспечения предприятий транспорта необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения производственных программ и организации пассажирских перевозок всеми видами транспорта;
анализ работы предприятий по привлечению дополнительных доходов и снижению расходов.
16.3 Финансово-казначейское управление оценивает, как изменится нагрузка на бюджет города в результате введения предлагаемых предприятием цен и тарифов.
Заключение финансово-казначейского управления должно содержать:
оценку достоверности представленной финансовой информации;
оценку обоснованности общей величины, структуры и составляющих прогнозируемой потребности в финансовых средствах на расчетный период действия цен и тарифов;
оценку абсолютной величины и изменения потребности в бюджетных расходах в результате изменения цен и тарифов, включая расходы на предоставление дотаций регулируемым организациям (с учетом перекрестного субсидирования), расходов на компенсацию льгот по оплате услуг населением, на предоставление жилищных субсидий;
оценку долговой нагрузки на предприятие и прогнозируемых расходов по обслуживанию долга;
прогноз изменения числа получателей жилищных субсидий и затрат на их предоставление.
16.4 Комитет социальной защиты населения:
оценивает приемлемость предлагаемых цен и тарифов для граждан с низким уровнем доходов населения;
16.5 Управление экономики представляет:
оценку инвестиционной программы предприятия;
оценку финансовой устойчивости предприятия;
оценку доходности предприятия;
данные о фактических величинах собираемости платы за услуги, оказываемые предприятием;
оценку приемлемости предлагаемых цен и тарифов для всех групп потребителей, кроме населения;
данные о структуре расчетов потребителей с регулируемым предприятием;
сведения о динамике цен на материальные ресурсы.
16.6 Заключения должны быть подготовлены уполномоченными структурными подразделениями в течение двух недель после получения запроса из рабочего органа Комиссии.
17. В процессе рассмотрения заявки предприятия на пересмотр цен и тарифов и заключений независимой экспертизы Комиссия вправе инициировать проведение проверки предприятия и представленных им материалов.
18. Уполномоченные структурные подразделения могут подготовить свои предложения по пересмотру цен и тарифов, исходя из данных об объемах и качестве оказываемых предприятием услуг, о финансовых потребностях предприятия, платежеспособности всех групп потребителей, возможностях городского бюджета и другой имеющейся в их распоряжении информации.
В этом случае они должны также внести предложения по корректировке производственной и инвестиционных программ предприятия.
19. Рабочий орган Комиссии готовит сводное заключение с учетом заключений структурных подразделений и независимой экспертизы, которое раздается всем членам Комиссии для ознакомления не менее чем за 3 рабочих дня до даты проведения заседания.
20. Комиссия проводит анализ представленных материалов и при необходимости запрашивает дополнительные сведения с обоснованием такого запроса либо возвращает материалы без рассмотрения (с указанием причин возврата).
При формировании цен и тарифов Комиссия руководствуется следующими подходами:
структура цены или тарифа на ту или иную услугу должна реально отражать технологические и экономические аспекты предоставления услуги;
при утверждении цен и тарифов должны учитываться как технические задачи и экономические потребности предприятий - поставщиков услуг, так и платежеспособный спрос потребителей;
раздельное ведение предприятиями учета доходов и расходов в отношении регулируемой и иной деятельности;
действия органов местного самоуправления при осуществлении тарифной политики в целях повышения инвестиционной привлекательности предприятия должны носить последовательный характер;
прозрачность тарифной политики призвана обеспечить доверие со стороны потребителей;
предприятия осуществляют повышение уровня оплаты труда по согласованию с администрацией города.
21. В ходе заседания Комиссии:
- оглашается сводное заключение;
- каждой из заинтересованных сторон дается право высказаться и представить свою позицию по рассматриваемому вопросу;
- проводятся прения.
Результатом заседания Комиссии являются предложения как по величине цен и тарифов, так и по увязанной с величиной цен и тарифов производственной и инвестиционной программам предприятия.
22. Потребность предприятия в финансовых ресурсах для выполнения производственной и инвестиционной программ должна быть обеспечена за счет предлагаемых тарифов, бюджетных ассигнований и прочих подтвержденных источников. В случае невозможности установления новых тарифов на уровне, необходимом для реализации утвержденных производственной и инвестиционной программ в полном объеме, данные программы подлежат пересмотру и утверждению в соответствующем виде с одновременным уменьшением финансовых потребностей предприятия, необходимых для реализации данных программ.
23. Заключение, содержащее рекомендацию о повышении уровня цен и тарифов, выносится Комиссией после изучения возможностей снижения уровня затрат на предприятии без ущерба для качества оказываемых услуг в тех случаях, когда у предприятия отсутствуют другие возможности обеспечения бесперебойной работы и финансовой стабильности.
24. В случае разногласий между Комиссией и предприятием председатель Комиссии может создать своим распоряжением временную рабочую группу, в которую включаются представители регулируемого предприятия и уполномоченные структурных подразделений.
Распоряжением определяются направления работы временной рабочей группы и срок для поиска взаимоприемлемого решения, по истечении которого временная рабочая группа обязана устранить возникшие противоречия и предложить вариант(ы) значения цен и тарифов для регулируемого предприятия. После окончания работы временной рабочей группы повторно собирается Комиссия для вынесения решения.
25. В случае принятия Комиссией решения о необходимости пересмотра величины цен и тарифов рабочий орган готовит проект решения об утверждении новых цен и тарифов и представляет данный проект, а также заключение Комиссии для рассмотрения в Смоленский городской Совет.
26. После утверждения новых цен и тарифов руководитель предприятия утверждает по согласованию с управлением экономики смету доходов и расходов предприятия на текущий календарный период, формируемую с учетом новых цен и тарифов.
27. В течение срока действия утвержденных цен и тарифов осуществляется мониторинг стоимости услуг регулируемых предприятий, контроль за их производственной деятельностью и финансовым состоянием, выполнением утверждаемой в соответствии с п.26 настоящего Положения сметы доходов и расходов предприятий, влиянием деятельности предприятий на сохранность имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Мониторинг позволяет своевременно принимать необходимые решения по управлению муниципальными предприятиями и муниципальным имуществом, в частности, по вопросу пересмотра цен и тарифов. Задачей мониторинга является сигнализировать об ухудшении финансово-экономического состояния "предприятия, которое произошло не по его вине и инициировать, в случае необходимости, пересмотр цен и тарифов.
28. Для осуществления мониторинга предприятия должны в течение месяца после окончания квартала представлять в управление экономики, управление жилищно-коммунального хозяйства, управление промышленности, транспорта и связи следующую информацию:
о выполнении производственной программы;
о выполнении инвестиционной программы;
смету доходов и расходов;
бухгалтерский баланс за отчетный период с приложениями;
о расходах бюджета города на финансирование деятельности предприятия в денежной и неденежной форме,
о финансовом состоянии предприятия (фактическая себестоимость услуг за отчетный период, их рентабельность; фактическая собираемость платежей по группам потребителей, наличие задолженности, в т.ч. просроченной, потребителей услуг и бюджетополучателей; наличие задолженности, в т.ч. просроченной, предприятия перед сторонними кредиторами);
о выполнении программы ресурсосбережения.
Заместитель начальника
управления экономики |
И.Ф.Минаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Смоленского Городского Совета от 27 августа 2004 г. N 894 "Об утверждении Положения о порядке формирования и регулирования цен и тарифов на услуги муниципальных предприятий города Смоленска"
Настоящее решение вступает в силу с момента его опубликования
Текст решения опубликован в газете "Рабочий путь" от 7 сентября 2004 г. N 199
Решением Смоленского городского Совета от 30 июня 2006 г. N 321 настоящее решение признано утратившим силу