Информация Смоленской областной Думы
"Об итогах 41-го заседания Смоленской областной Думы 16 июня 2005 г."
16 июня 2005 года состоялось очередное сорок первое заседание Смоленской областной Думы III созыва. На заседание прибыло 39 депутатов. По уважительным причинам отсутствовали депутаты: С.А. Востров, В.В. Вуймин, А.С. Игнатенков, А.Г. Исламов, П.А. Лубенский, В.Г. Новиков, Л.В. Прокопович, М.А. Хвостанцев, Г.Н. Яремчук. В работе Смоленской областной Думы приняли участие: Главный федеральный инспектор Центрального федерального округа по Смоленской области Н.В. Рудак, первый заместитель Главы Администрации области, представитель Главы Администрации области в Смоленской областной Думе А.В. Щелоков. На заседании Смоленской областной Думы присутствовали: заместители Главы Администрации Смоленской области, руководители территориальных правоохранительных структур, налоговых и судебных органов, федерального казначейства, областного совета профсоюзов, органов местного самоуправления.
Заседание открылось в 10-00, последнее голосование состоялось в 12-50.
В проект основной повестки дня заседания с учетом подпунктов было внесено 49 вопросов. В дополнительную повестку дня было включено 4 вопроса, необходимость рассмотрения которых возникла в ходе подготовки к заседанию. Утвердив повестку дня, депутаты перешли к ее рассмотрению.
Статистика типов рассмотренных вопросов такова:
- принятие законопроектов - 25 (базовых - 10, изменение действующего законодательства - 15, в том числе - о признании утратившими силу областных законов - 2);
- кадровые вопросы - 2;
- информации должностных лиц - 1;
- представления прокуратуры Смоленской области - 2;
- утверждение положений - 1;
- изменение сводного перечня наказов избирателей - 1;
- обращение Смоленской областной Думы - 1;
- отзывы на проекты федеральных законов - 2;
- обращения субъектов Российской Федерации - 8;
- законодательные инициативы субъектов Российской Федерации - 8;
- награждение Почетными грамотами - 2.
В числе рассматриваемых вопросов инициировано:
- руководством Смоленской областной Думы - 1;
- депутатами Смоленской областной Думы - 2;
- комитетом по социальной политике - 17;
- комитетом по бюджету, налогам и финансам - 2;
- комитетом по экономическому развитию и инвестициям - 2;
- комитетом по имущественным и земельным отношениям, природопользованию - 1;
- комитетом по вопросам агропромышленного комплекса - 1;
- комитетом по вопросам местного самоуправления, государственной службы и связям с общественными организациями - 1;
- Комиссией по Регламенту Смоленской областной Думы и депутатской этике - 1;
- Главой Администрации Смоленской области - 23;
- Смоленским областным судом - 1;
- избирательной комиссией Смоленской области - 1.
В течение заседания принято 16 областных законов, в том числе: 15 - приняты одновременно в двух чтениях, 1 проект был ранее принят в первом чтении. 9 проектов областных законов приняты в первом чтении. Все вопросы, включенные в повестку дня, были предварительно рассмотрены профильными комитетами. По доработке 6 проектов областных законов были созданы рабочие группы, 3 проекта законов были доработаны до их рассмотрения в первом чтении, 4 проекта разработаны в порядке удовлетворения представлений прокуратуры Смоленской области. С целью обеспечения качества принимаемых нормативных документов все проекты областных законов прошли правовую и лингвистическую экспертизу правового управления Смоленской областной Думы, финансовую экспертизу Контрольно-счетной палаты Думы.
В числе рассмотренных законопроектов:
- 7 - представляют собой реализацию отдельных положений областного закона "Об областном бюджете на 2005 год", иных областных законов и решений органов государственной власти Смоленской области;
- 6 - приняты с целью приведения областного законодательства в соответствие с федеральным;
- 6 - приняты в порядке совершенствования областного законодательства, в том числе: 1- предусматривает оптимизацию процесса работы над областными целевыми программами, 2 - отражают текущие изменения действующих областных целевых программ;
- 4 - отражают итоги бюджетного процесса в 2004 году и текущие изменения, возникшие в ходе исполнения бюджета в текущем году;
- 3 - направлены на реализацию отдельных положений федеральных законов, в том числе в рамках областных целевых программ.
Всего, с начала деятельности Смоленской областной Думы III созыва, на ее заседаниях рассмотрено 388 законопроектов, 373 из них приняты в целом.
Законы, принятые на заседании Смоленской областной Думы
Закон "Об исполнении областного бюджет за 2004 год" принят в соответствии с пунктом 4 статьи 34 Устава Смоленской области. Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области И.В. Скобелев. Проект закона был предварительно рассмотрен всеми комитетами Смоленской областной Думы. При этом рассмотрение итогов исполнения бюджета в 2004 году предваряла информация о социально-экономическом развитии Смоленской области в 2004 год. При формировании и исполнении областного бюджета в 2004 году ставились задачи реалистичности показателей, снижения задолженности областного бюджета перед Министерством финансов РФ, выделения средств для поддержки сферы материального производства как базы для роста налогового потенциала области.
В результате отчет об исполнении областного бюджета за 2004 год по доходам утвержден в сумме 6 701,6 млн. рублей. Рост доходов по отношению к первоначальным плановым показателям составил 7,9 %. Доходная часть областного бюджета выполнена в 2004 году на 101,7 %. Доля собственных доходов выросла по сравнению с 2003 годом на 18,6 % и составила 61 %. Это обеспечено как за счет улучшения ситуации в экономике области, так и за счет изменения налоговых ставок, отмены льготных режимов налогообложения, перераспределения доходов между уровнями бюджетной сферы. Недоимка по транспортному налогу, являющемуся источником формирования средств, направляемых на дорожную отрасль, увеличилась на 40 %. Неналоговые доходы областного бюджета исполнены на 106,6 %. В сравнении с 2003 годом объем неналоговых доходов вырос в 2,1 раза, что явилось следствием отнесения к неналоговым доходам платы за негативное воздействие на окружающую среду. 86,4 % неналоговых доходов получено за счет использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а также от хозяйственной деятельности государственных и муниципальных организаций. Расходная часть областного бюджета утверждена в сумме 6 586,0 млн. рублей и исполнена на 99,9 % к годовым назначениям с превышением доходов над расходами в сумме 115,5 млн. рублей. Доля текущих расходов - 92,2 %. %. Более 75 % расходов относится к расходам по социально значимым статьям и оплате ТЭР. В течение года удалось сократить и ликвидировать кредиторскую задолженность по оплате медикаментов, продуктов питания, выплате жилищных субсидий, реализации федерального закона о социальной поддержке инвалидов. На 1 января 2005 года кредиторская задолженность составила 568 млн. рублей, большая часть которой сложилась за счет недофинансирования так называемых "федеральных мандатов". Урегулирование задолженности идет как за счет ее погашения, так и реструктуризации. Смоленская областная Дума приняла к сведению информацию о социально-экономическом развитии области, приняла проект областного закона в первом чтении и приняла областной закон. В ходе обсуждения, по предложению депутатского объединения "Независимые депутаты, промышленники и предприниматели", комитету по бюджету налогам и финансам дано протокольное поручение о контроле размера и распределения остатков средств областного бюджета на счетах по состоянию на 1 января 2005 года.
Закон "О внесении изменений в статью 41 областного закона "Об областном бюджете на 2005 год" принят с целью реализации областного закона "Об областных государственных должностях и о государственной службе Смоленской области". Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 28 апреля 2005 года. Докладчик - председатель комитета по бюджету, налогам и финансам, депутат И.В. Кучер. За прошедший период депутатом И.В. Кучером были внесены 2 поправки в части уточнения реквизитов областных законов, упоминаемых в законопроекте. С учетом поправок Смоленская областная Дума приняла областной закон.
Законы "О внесении изменений в областной закон "Об областном бюджете на 2005 год" и "О внесении изменений в приложение к областному закону "О ведомственной классификации расходов областного бюджета на 2005 год" приняты с целью обеспечения реализации Программы реформирования региональных финансов. Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области И.В. Скобелев. Дополнительные доходы и экономия по статьям расходной части (в связи с решениями, принятыми федеральными органами власти) направлены на софинансирование из областного бюджета целевой Программы реформирования региональных финансов Смоленской области до 2007 года. В результате поэтапной реализации программы реформирования региональных финансов будут осуществлены мероприятия по закупке оргтехники и программного обеспечения, созданию и практической реализации концепции реформирования системы ЖКХ, повышению квалификации работников органов исполнительной власти области и муниципальных служащих, получению консалтинговых услуг. В качестве одного из первых шагов концепции реформирования ЖКХ в законе предусмотрены расходы на установку счетчиков потребления тепловой энергии в системах отопления учреждений социальной защиты и здравоохранения области, что в дальнейшем позволит оптимизировать расходы по оплате услуг ТЭК. Изменения ведомственной классификации расходов имеют целью уточнение структуры расходов областного бюджета. В процессе обсуждения депутат И.А. Юхименко предложил уточнить статус программы реформирования финансов. В соответствии с рекомендациями профильного комитета проекты законов были приняты в первом чтении и приняты областные законы.
Закон "О назначении выборов в представительные органы вновь образованных муниципальных образований Смоленской области и выборов глав вновь образованных муниципальных образований Смоленской области" принят в рамках реализации на территории Смоленской области реформы местного самоуправления. Докладчик - субъект права законодательной инициативы, депутат Смоленской областной Думы В.К. Чертков. Согласно статье 1 областного закона от 4 марта 2005 года N 15-з "О выборах в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований Смоленской области", которым установлена дата проведения выборов органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, назначение выборов осуществляется отдельным областным законом в сроки, установленные Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Настоящий закон назначает проведение выборов на установленную ранее дату - 4 сентября 2005 года. Депутаты приняли законопроект в первом чтении и приняли областной закон.
Закон "О внесении изменений в областной закон "О выборах органов местного самоуправления в Смоленской области" принят на основании анализа и обобщения правоприменительной практики избирательных комиссий в Смоленской области. Проект закона внесен на рассмотрение избирательной комиссией Смоленской области. Докладчик - председатель избирательной комиссии Смоленской области А.И. Абрамкин. Закон уточняет процедуру учета голосов досрочно проголосовавших избирателей, устраняет внутреннее разночтение в отношении порядка подсчета контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. Одновременно учтено поручение комитета по вопросам местного самоуправления, государственной службы и связям с общественными объединениями о целесообразности изменения величины избирательного фонда кандидатов и избирательных объединений, данное при рассмотрении соответствующей законодательной инициативы Смоленского городского Совета. В результате анализа существующих расценок на оказание услуг по проведению предвыборной агитации отдельные составляющие избирательного фонда и фонд увеличены в 5 раз. В ходе доработки проекта закона до его рассмотрения в первом чтении поправками депутатов Л.В. Хлудовой и В.К. Черткова были устранены замечания правового управления Смоленской областной Думы. Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении, приняла поправки и областной закон.
Закон "О внесении изменений в областной закон "О мировых судьях в Смоленской области" принят с целью приведения областного закона в соответствие с федеральным законодательством. Докладчик - субъект права законодательной инициативы, депутат Смоленской областной Думы В.К. Чертков. Изменениями, внесенными в феврале и апреле 2005 года в федеральные законы "О мировых судьях в Российской Федерации", "О статусе судей в Российской Федерации", расширен круг уголовных дел, относящихся к компетенции мирового судьи, и увеличен до 70 лет предельный возраст пребывания в должности мирового судьи. В связи с этим в областной закон внесены изменения в части компетенции мировых судей в Смоленской области и срока его полномочий. В соответствии с рекомендацией профильного комитета проект закона был принят в первом чтении и принят областной закон.
С целью исполнения федерального законодательства в части сохранения уровня социальной защиты граждан, существовавшего на 31 декабря 2004 года, и на основании представления прокуратуры Смоленской области были приняты областные законы, которые предусматривают право выбора мер социальной защиты при наличии нескольких оснований на их получение:
- Закон "О внесении изменений в статью 2 областного закона "О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Смоленской области";
- Закон "О внесении изменений в статью 2 областного закона "О мерах социальной поддержки ветеранов труда, ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы и тружеников тыла на территории Смоленской области";
- Закон "О внесении изменений в статью 2 областного закона "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий".
Проекты законов внесены на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по социальному развитию С.Р. Кривко.
В порядке урегулирования отношений между Министерством финансов Российской Федерации, Смоленской областью и муниципальным образованием "город Смоленск" в связи с переводом долга муниципального образования по займу Международного валютного фонда, взятого в 1996 году по программе "Городской автобус", были приняты областные законы, направленные на закрепление достигнутых договоренностей:
- Закон "Об утверждении соглашения об урегулировании отношений между Смоленской областью и муниципальным образованием "город Смоленск" в связи с переводом долга муниципального образования "город Смоленск" по соглашению о субзайме от 7 февраля 1996 г. (без номера) и дополнительному соглашению к нему от 31 июля 2000 г. N 1 и возникновением в связи с этим соответствующих денежных обязательств муниципального образования "город Смоленск" перед Смоленской областью" внесен на рассмотрение в соответствии с пунктом 7 указанного соглашения, согласно которому одним из обязательных условий вступления его в силу является утверждение областным законом.
- Закон "Об утверждении Договора перевода долга" внесен на рассмотрение в соответствии с договором о переводе долга, заключенного межу Администрацией Смоленской области и администрацией города Смоленска 30.12.2004, согласно которому одним из обязательных условий вступления договора в силу является утверждение областным законом.
- Закон "Об утверждении Соглашения о реструктуризации задолженности" внесен на рассмотрение в соответствии с соглашения о реструктуризации задолженности от 31.12.2004 N 01-01-06/04-211, заключенного между Министерством финансов Российской Федерации и Администрацией Смоленской области, согласно которому одним из обязательных условий вступления соглашения в силу является утверждение областным законом.
Проекты законов внесены на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области И.В. Скобелев. Принципиально вопрос о переводе долга был согласован на 30-м заседании Смоленской областной Думы, состоявшемся 31 августа 2004 года.
Закон "О внесении изменения в статью 8 областного закона "О порядке и условиях предоставления льгот по налогам в Смоленской области" принят с целью обеспечения реализации Программы реформирования региональных финансов. Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области И.В. Скобелев. В связи с тем, что обязательным условием Программы является наличие эффективности предоставления налоговых льгот, закон устанавливает порядок оценки эффективности в виде ссылки на нормативный акт Администрации Смоленской области. Содержание этого нормативного акта будет вынесено на обсуждение профильного комитета Смоленской областной Думы. В ходе доработки проекта закона в соответствии с замечаниями депутатов были внесены поправки, в том числе по названию областного закона. Депутаты поддержали принятие областного закона в первом чтении, приняли поправки и областной закон.
Закон "О признании утратившими силу отдельных областных законов, статьи 1 областного закона "О внесении изменений и дополнения в отдельные областные законы в связи с переименованием органов исполнительной власти Смоленской области" и статьи 2 областного закона "О признании утратившим силу областного закона "О порядке образования и деятельности областных внебюджетных фондов", а также о внесении изменений и дополнений в отдельные областные законы" принят с целью приведения областного законодательства в соответствие с федеральным. Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике С.И. Захаренков. В связи с тем, что решение вопросов государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений не отнесено к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, признан утратившими силу областной закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Смоленской области" с последующими изменениями. Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении и приняла областной закон.
Закон "О признании утратившими силу отдельных областных законов" принят в связи с необходимостью приведения областного законодательства в соответствие с федеральным. На необходимость приведения указано в представлении прокуратуры Смоленской области от 27.04.2005 N 7-21-52-2005 об устранении нарушений лесного законодательства. Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по природным ресурсам В.В. Суржиков. В соответствии с действующей редакцией Лесного кодекса Российской Федерации ставки лесных податей в отношении лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Поэтому предлагается признать утратившим силу областной закон "О платежах за пользование лесным фондом на территории Смоленской области" с последующими изменениями. Для реализации полномочий органов исполнительной власти разработан проект постановления Администрации Смоленской области "О ставках лесных податей за пользование участками лесного фонда в лесах, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, на территории Смоленской области". В соответствии с рекомендацией профильного комитета Смоленская областная Дума удовлетворила представление прокуратуры и приняла проект закона в первом чтении, приняла областной закон.
Проекты областных законов,
принятые Смоленской областной Думой в первом чтении
Проект областного закона "Об отчете о выполнении областного прогнозного плана приватизации государственного имущества Смоленской области за 2004 год" внесен Главой Администрации Смоленской области в соответствии с областным законом "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области". Докладчик - начальник Департамента имущественных и земельных отношений А.И. Сиротин. В соответствии с прогнозным планом приватизации на 2004 год приватизированы путем преобразования в открытые акционерные общества три областных государственных предприятия с долей государственной собственности 100 %. Проданы на аукционе находящиеся в государственной собственности Смоленской области акции ОАО "Смоленскглавснаб", объекты недвижимого имущества. Акции ОАО "Смоленск-Фармация" и ОАО "Гагаринская семеноводческая станция по травам" проданы соответственно по результатам доверительного управления и посредством публичного предложения. В 2004 году в областной бюджет Смоленской области планировалось поступление средств от приватизации государственного имущества в сумме 19,3 млн. рублей, в том числе от продажи акций - 16 млн. рублей, от продажи государственного имущества - 3,3 млн. рублей. Фактическое поступление составило 19,7 млн. рублей, в том числе выполнен план от продажи акций, от продажи государственного имущества в бюджет поступило 3,6 млн. рублей.
Проект областного закона "О разграничении полномочий органов государственной власти Смоленской области в сфере регулирования отношений недропользования на территории Смоленской области" внесен Главой Администрации Смоленской области в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ). Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по природным ресурсам В.В. Суржиков. Проект закона определяет полномочия в сфере недропользования Смоленской областной Думы как высшего законодательного (представительного) органа государственной власти Смоленской области, Администрации Смоленской области как высшего исполнительного органа государственной власти Смоленской области, а также полномочия уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по вопросам природопользования.
Проект областного закона "О порядке осуществления и финансирования деятельности, связанной с перевозкой в пределах территории Смоленской области несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа и иных детских учреждений" внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области с целью реализации Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", согласно которому порядок осуществления и финансирования указанной деятельности в пределах территории субъекта Российской Федерации устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по социальному развитию С.Р. Кривко. До 1 января 2005 года вопрос регулировался Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 года N 822. Проект областного закона сохраняет ранее существовавший порядок перевозки и устанавливает порядок осуществления и финансирования деятельности, связанной с перевозкой в пределах территории Смоленской области несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа и иных детских учреждений.
Проект областного закона "О внесении изменений в статью 2 областного закона "О налоговых льготах, предоставляемых инвесторам, реализующим одобренные инвестиционные проекты Смоленской области" внесен Главой Администрации Смоленской области с целью уточнения понятий, используемых в областном законе. Докладчик - и.о. начальника Департамента экономического развития и торговли Смоленской области И.В. Коршакова. С целью недопущения расширенного толкования областного закона при реализации инвесторами одобренных инвестиционных проектов под имуществом, которое не подлежит обложению налогом на имущество организаций, понимается имущество, созданное (в том числе: приобретенное, реконструированное) в результате реализации указанного проекта.
Проект областного закона "О случаях и порядке предоставления бюджетам муниципальных образований Смоленской области субсидий для долевого финансирования расходов на обеспечение условий для развития массовой физической культуры и спорта" внесен Главой Администрации Смоленской области с целью реализации областного закона "Об областном бюджете на 2005 год". Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по социальному развитию С.Р. Кривко. В законе об областном бюджете установлено, что средства Регионального фонда софинансирования социальных расходов муниципальных образований, в том числе и на финансирование расходов, связанных с проведением мероприятий по поддержке развития физической культуры и спорта, перечисляются в виде субсидий местным бюджетам. В обсуждении приняли участие депутаты В.Е. Левченков, Т.А. Литвинова. Отвечая на вопросы депутатов, докладчик пояснил, что поддержка массового спорта не исключает поддержку отдельных секций и спортивных клубов.
Проект областного закона "О субсидиях, предоставляемых в 2005 году бюджетам муниципальных образований Смоленской области на финансирование расходов, связанных с оплатой реструктуризированной задолженности муниципальных образований Смоленской области поставщикам тепловой и электрической энергии, выравниванием тарифов для населения на услугу по централизованному отоплению муниципального жилищного фонда, установлением органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области цен на содержание жилья и тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях, проведением капитального ремонта муниципального жилищного фонда" внесен Главой Администрации Смоленской области с целью реализации областного закона "Об областном бюджете на 2005 год" в части необходимости установить случаи и порядок предоставления в 2005 году из областного бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований на финансирование указанных расходов. Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по энергетике и жилищно-коммунальному хозяйству Г.П. Гомонов. Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении. В ходе дальнейшей работы предстоит изучить формирование тарифов, согласовать положения законопроекта с законодательством, регулирующим вопросы местного значения, и областным законом "Об областном бюджете на 2005 год". Профильным комитетом создана рабочая группа по доработке проекта.
Проект областного закона "О внесении изменений в областной закон "О долгосрочных областных целевых программах" внесен Главой Администрации Смоленской области с целью оптимизации порядка формирования и утверждения долгосрочных областных целевых программ. Докладчик - и.о. начальника Департамента экономического развития и торговли Смоленской области И.В. Коршакова. Законопроектом предусматривается участие уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области в сфере экономики на этапе подготовки проекта. Это позволит подготовить наиболее обоснованную с экономической точки зрения программу. В настоящее время уполномоченным органом является Департамент экономического развития и торговли Смоленской области. Одновременно в проекте закона уточняется, что уполномоченный орган исполнительной власти Смоленской области в сфере экономики ведет областной государственный реестр программ.
Проект областного закона "О внесении изменений в приложение к областному закону "О долгосрочной областной целевой программе "Социальная поддержка и реабилитация инвалидов на 2003-2005 годы" внесен Главой Администрации Смоленской области в связи с необходимостью приведения наименований органов исполнительной власти Смоленской области в соответствие с действующей структурой органов исполнительной власти Смоленской области, внесения изменений в объемы финансирования мероприятий программы в 2004 и 2005 годах. Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по социальному развитию С.Р. Кривко. Из программы исключены мероприятия, финансирование которых с 1 января 2005 года не относятся к расходным полномочиям субъекта Российской Федерации. Освободившиеся средства перераспределены по иным мероприятиям программы.
Проект областного закона "О внесении изменений в приложение к областному закону "Об областной целевой программе "Комплексные меры по усилению борьбы с преступностью в Смоленской области" на 2004-2006 годы" внесен Главой Администрации Смоленской области с целью уточнения объемов финансирования программы и в связи с реформированием органов исполнительной власти, являющихся исполнителями программных мероприятий. Докладчик - заместитель начальника УВД Смоленской области, начальник милиции общественной безопасности С.А. Гудилин. Объемы финансирования в 2004 и 2005 годах перераспределены в соответствии с фактическим финансированием и установленными приоритетами. Так, за счет экономии средств были выделены дополнительные ресурсы на повышение технической оснащенности сотрудников органов внутренних дел, что позволит в дальнейшем более оперативно проводить следственные мероприятия.
Характеристика иных вопросов, рассмотренных на заседании Думы
Смоленская областная Дума утвердила Положение о порядке рассмотрения Смоленской областной Думой вопроса о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями Губернатора Смоленской области. Положение рассмотрено с целью обеспечения практической реализации Федерального закона от 11 декабря 2004 года N 159-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Председатель Комиссии по Регламенту Смоленской областной Думы и депутатской этике, депутат В.П. Раевский кратко проинформировал об основных аспектах рассматриваемого Положения. Так, инициирование рассмотрения вопроса о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями Губернатора Смоленской области осуществляется на основании представления Президента Российской Федерации. По результатам рассмотрения кандидатуры депутаты выражают свое мнение путем тайного голосования. Решение о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями Губернатора Смоленской области считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов. Отвечая на вопрос депутата И.А. Юхименко, докладчик пояснил, что в процессе разработки Положения учтены предложения депутатов по процедуре голосования.
Смоленская областная Дума приняла отзывы:
- на проект федерального закона N 164800-4 "О государственной регистрации уставов муниципальных образований", внесенный Правительством Российской Федерации и принятый в первом чтении 25 мая 2005 года. В предложенном законопроекте устанавливается единый порядок государственной регистрации уставов муниципальных образований. Функции по госрегистрации уставов указанных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в них, по ведению реестра уставов муниципальных образований возлагаются на федеральные органы исполнительной власти в сфере юстиции. Ранее данные функции осуществлялись как органами государственной власти субъектов РФ, так и органами юстиции в лице территориальных органов Минюста России, что было обусловлено тем, что порядок регистрации уставов муниципальных образований устанавливался законами субъектов РФ. Принятие проекта федерального закона поддержано без замечаний и предложений.
- на проект федерального закона N 152940-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Л.Ф. Ближиной, Е.Г. Драпеко, И.Д. Кобзоном, Ч.Ч.-Д. Ондаром, А.Я. Розенбаумом, И.В. Савельевой, З.М. Степановой, А.А. Тягуновым, А.В. Фоменко. С целью исключения излишней детализации закона предлагается определить основные критерии отнесения объектов культурного наследия к различным категориям значимости. В связи с невозможностью определения исчерпывающего перечня признаков решение об отнесении объекта к той или иной категории должно быть основано на результатах историко-культурной экспертизы. Проект закона определяет порядок доступа граждан к объектам культурного наследия, особенности сделок с объектами культурного наследия, уточняет порядок возмещения ущерба, нанесенного объекту культурного наследия. Профильный комитет Думы рекомендовал проект закона без замечаний и предложений.
Исполняя поручение Смоленской областной Думы, комитет по бюджету, налогам и финансам разработал проект обращения Смоленской областной Думы "К Правительству Российской Федерации, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в связи со сложившейся ситуацией в дорожном хозяйстве субъектов Российской Федерации", в котором озвучены проблемы дорожной отрасли. В обращении отмечено, что с отменой с 1 января 2005 года Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" исключено целевое закрепление источников средств за финансированием работ по строительству, реконструкции и ремонту автодорог общего пользования. Этот факт, а также возросшие социальные обязательства субъектов Российской Федерации, негативным образом отразились на возможностях регионов по нормальному содержанию и ремонту дорог, как объектов инфраструктуры, существенно влияющих на развитие экономики. Поэтому Смоленская областная Дума обращается с просьбой в возможно короткие сроки законодательно урегулировать на федеральном уровне вопросы образования дорожных фондов субъектов Российской Федерации и оказания финансовой помощи регионам на финансирование затрат по содержанию и ремонту автодорог общего пользования. Депутаты поддержали принятие обращения.
На основании обращений депутатов Смоленской областной Думы были внесены изменения в Сводный перечень наказов избирателей депутатам Смоленской областной Думы, утвержденных для исполнения в 2005 году.
Рассмотрев совместное представление Главы Администрации Смоленской области и Председателя Смоленского областного суда, представленные материалы, рекомендацию комитета Смоленской областной Думы по законности и правопорядку, Смоленская областная Дума назначила З.В. Бердникову на должность мирового судьи судебного участка N 42 Починковского района Смоленской области. З.В. Бердникова осуществляла деятельность мирового судьи указанного участка с 2001 года. Текущее назначение произведено на срок 5 лет.
В рамках взаимодействия с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации были рассмотрены обращения и законодательные инициативы субъектов Российской Федерации. Следует отметить, что проблемы, поднятые в обращениях и законодательных инициативах, как правило, неоднократно ставились иными субъектами Российской Федерации, в том числе Смоленской областной Думой. Так, 6 обращений и законодательных инициатив содержат предложения о повышении уровня социальной защиты различных категорий граждан, 2 - затрагивают интересы реального сектора экономики, 5 - направлены на восстановление уровня социальной защиты, имевшего место до принятия федерального закона - N 122-ФЗ, в том числе 2 - по квотированию рабочих мест инвалидов. По рекомендации профильных комитетов поддержаны:
- обращение Костромской областной Думы "К Президенту Российской Федерации Путину В.В. о развитии льняного комплекса России". В обращении указано, что в настоящее время российский рынок текстильных товаров на 80 % наполняется импортными товарами. В то же время в России существует традиционная для условий нашей страны отрасль, способная, при соответствующей бюджетной поддержке, удовлетворить потребности текстильщиков - льноводство. Поэтому предлагается разработать федеральную программу, которая позволит поднять конкурентоспособность производства и переработки льна. В числе необходимых мер перечислены освобождение предприятий отрасли от уплаты налога на прибыль в части средств, направляемых на модернизацию и перевооружение производства, налоговые преференции на импорт соответствующего оборудования для текстильной промышленности, создание условий для размещения государственного заказа и др. Следует отметить, что обращение актуально и для Смоленской области, как исконного производителя льнопродукции. Перспективы развития льноводства и льнопереработки на Смоленщине стали одним из предметов обсуждения на встрече Главы Администрации Смоленской области В.Н. Маслова с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.
- обращение Законодательного Собрания Пензенской области "К Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову и Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову". В обращении законодателей Пензенской области, как и в ранее поддержанных Смоленской областной Думой обращениях иных региональных органов власти, ставится вопрос о мерах, принятие которых необходимо для создания условий рентабельности производства сельскохозяйственной продукции. Прежде всего следует восстановить контроль со стороны государства за ценами на ГСМ, тарифами, стоимостью услуг банковского сектора. К числу первоочередных мер в этом направлении следует отнести решение вопроса о компенсации за счет федерального бюджета существующего диспаритета цен, увеличение расходов для централизованных поставок сельхозтехники, создание системы гарантированного госзаказа и др. Одним из предложений является восстановление системы льготных тарифов на тепловую и электрическую энергию, что также актуально для Смоленской области, учитывая непростую ситуацию, сложившуюся в области в период проведения весенне-полевых работ в текущем году.
- обращение Государственной Думы Ярославской области к Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову и Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову по проблеме профилактики беспризорности и безнадзорности. С целью искоренения причин беспризорности и безнадзорности предлагается принять законодательные меры и увеличить бюджетное финансирование по поддержке семей, особенно молодых, а также по обеспечению жильем детей-сирот.
- обращение Государственной Думы Ярославской области к Президенту Российской Федерации В.В. Путину по вопросу повышения заработной платы работников бюджетных учреждений. В рамках борьбы с бедностью в обращении предлагается увеличить долю ВВП, направляемую на оплату труда наемных работников, и довести уровень заработной платы работников бюджетных учреждений до уровня средней заработной платы в промышленности.
- обращение Государственной Думы Ярославской области к Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову по вопросу о демографической ситуации в России и Ярославской области. В обращении подчеркнуто, что необходимо срочно принимать действенные меры по предотвращению демографической катастрофы в России. Существующая "Концепция демографической политики РФ на период до 2015 года" не подкреплена реальными мерами по ее реализации.
- законодательная инициатива Законодательного Собрания Пензенской области о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Предлагается восстановить механизм квотирования рабочих мест для инвалидов. До 1 января 2005 года правом квотирования обладали субъекты Российской Федерации, что в определенной степени позволяло обеспечить инвалидам реализацию права на труд наравне с другими гражданами Российской Федерации.
- обращение депутатов Законодательного собрания Ленинградской области "К Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову по вопросу о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов". В обращении также предлагается восстановить существовавшую ранее схему регулирования квот на трудоустройство инвалидов.
- обращение депутатов Законодательного Собрания Тверской области "К Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову о необходимости принятия неотложных мер по обеспечению социальной поддержки военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, ветеранов военной службы и членов их семей". В обращении отмечено, что на протяжении последних двух лет наблюдается снижение реальных денежных доходов военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел. Принятие закона о замене натуральных льгот денежными компенсациями снизила уровень социальной защиты этой категории граждан, поэтому предлагается восстановить прежние права. Смоленская областная Дума направляла в федеральные органы власти аналогичное обращение и неоднократно поддерживала подобные обращения иных регионов.
- обращение Совета народных депутатов Кемеровской области "К Президенту Российской Федерации В.В. Путину о включении звания "Заслуженный тренер России" в перечень почетных званий Российской Федерации". Предлагается включить звание "Заслуженный тренер России" в перечень государственных наград.
- законодательная инициатива Государственной Думы Томской области о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Предлагается восстановить в виде повышенного размера пенсии право на компенсацию причиненного здоровью вреда для лиц, работавших во вредных условиях.
- законодательная инициатива Законодательного Собрания Республики Карелия о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Законопроект предлагает восстановить существовавшее до 1 января 2005 года право на льготный проезд лицам, сопровождающим инвалидов и детей-инвалидов. Отсутствие указанного права ведет к ограничению уровня социальной поддержки самих инвалидов, особенно детей, нуждающихся в регулярных поездках на курсы лечения и реабилитации.
- законодательная инициатива Законодательного Собрания Республики Карелия о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Предлагается восстановить право инвалидов на льготное зубопротезирование.
- законодательная инициатива Волгоградской областной Думы о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 2, 4 Федерального закона "О ветеранах". Предлагается распространить статус участника Великой Отечественной войны на жителей Сталинграда и области, принимавших участие в боевых действия в составе ополчения и награжденных медалью за оборону Сталинграда.
- законодательная инициатива Законодательного Собрания Республики Карелия о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании". Законопроект предусматривает передачу и разграничение полномочий в области дошкольного образования между субъектом Российской Федерации и органами местного самоуправления.
- законодательная инициатива Самарской Губернской Думы о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О ветеранах". С целью обеспечения единообразного применения закона, исключения субъективизма предлагается наделить Правительство Российской Федерации правом определять перечень ведомственных знаков отличия для учета лиц, на которых распространяется действие закона "О ветеранах".
- законодательная инициатива Совета народных депутатов Камчатской области о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Предлагается восстановить ранее существовавший порядок учета в страховом стаже периодов ухода за ребенком.
Информационно-аналитическое управление
Смоленской областной Думы
16 июня 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Смоленской областной Думы "Об итогах 41-го заседания Смоленской областной Думы третьего созыва 16 июня 2005 г."
Информация размещена на сервере Смоленской областной Думы http://admin.smolensk.ru/~duma/