Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
постановление Главы
администрации города
N 189 от 25 февраля 1998 г.
Положение о добровольных народных дружинах и общественных пунктах охраны правопорядка
I. Общие положения
1. Дружины создаются с целью усиления охраны общественного порядка, защиты от преступных посягательств прав граждан и юридических лиц, оказания содействия правоохранительным органам в их деятельности по охране, укреплению общественного порядка и борьбе с преступностью на территории города - героя Смоленска.
2. Порядок создания дружин определяется городским Советом и администрацией г.Смоленска.
II. Задачи и функции добровольных народных дружин
1. Основной задачей дружин является оказание содействия органам местного самоуправления, правоохранительным органам в их деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений, защите прав и свобод граждан.
2. Задачи дружины по охране общественного порядка:
а) совместно с сотрудниками органов внутренних дел принимают участие в мероприятиях по охране общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений;
б) проводят профилактическую, воспитательную работу с лицами, склонными к совершению правонарушений, принимают участие в работе по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
в) участвуют совместно с сотрудниками ГАИ в деятельности по обеспечению безопасности движения транспортных средств и пешеходов, предупреждению дорожно-транспортных происшествий;
г) участвуют в мероприятиях по спасению людей и обеспечению общественного порядка в условиях чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, чрезвычайных положений, эпидемий и др.);
д) участвуют в мероприятиях по охране окружающей среды, по борьбе с браконьерством и другими нарушениями правил охраны животного и растительного мира.
III. Формы и методы работы добровольных народных дружин
1. Дружины в пределах своих полномочий осуществляют свою деятельность путем:
- патрулирования и выставления постов на улицах, площадях, в парках и других общественных местах города; проведения рейдов по выявлению правонарушений и лиц, их совершивших;
- проведение индивидуальной воспитательной работы с лицами, склонными к совершению правонарушений;
- разъяснения гражданам действующего законодательства.
2. Деятельность по охране общественного порядка народные дружины осуществляют под руководством сотрудников органов внутренних дел районов городов или совместно с ними.
IV. Порядок приема в добровольную народную дружину
1. В дружину принимаются на добровольной основе граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, способные по своим деловым, моральным качествам и состоянию здоровья осуществлять охрану общественного порядка.
Не имеют права быть членами дружины граждане, признанные судом недееспособными или ограниченные в дееспособности.
2. Решение о приеме в дружину принимает районный штаб дружины на основании личного заявления вступающего.
V. Удостоверение и нарукавная повязка народного дружинника
1. Вступившему в дружину выдается специальное удостоверение, памятка о его правах и обязанностях, нарукавная повязка.
2. Удостоверение народного дружинника является документом, подтверждающим личность и полномочия, которыми он пользуется в течение всего времени членства в дружине.
Образцы удостоверения и нарукавной повязки утверждаются управлением внутренних дел Смоленской области.
Удостоверения учитываются и выдаются районными отделами внутренних дел города Смоленска.
VI. Правовая и специальная подготовка дружинников
1. Дружинники в обязательном порядке проходят правовую и специальную подготовку, в ходе которой изучают действующее законодательство, нормативные акты, регламентирующие деятельность по охране общественного порядка, формы и методы работы по предупреждению и пресечению правонарушений, овладевают приемами самозащиты, навыками использования специальных и технических средств, оказания доврачебной помощи.
2. Формы обучения дружинников, учебные планы и программы разрабатывает и утверждает штаб дружины по согласованию с городским координационным советом.
VII. Орган управления добровольной народной дружины
1. Руководство и координацию деятельности добровольных народных дружин в городе осуществляет координационный совет. Численность и персональный состав которого утверждает Глава администрации города.
2. Руководство районными дружинами осуществляют районные штабы возглавляемые начальниками штабов на платной основе.
Численный и персональный состав городского и районных штабов формируется на общем собрании дружин.
Общее собрание дружины правомочно, если в нем принимает участие не менее 2/3 от общей численности состава дружины.
Избранными в состав штаба дружины считаются граждане, получивши большинство голосов от числа лиц, принявших участие в голосовании.
В состав штаба должны входить представители органов местного самоуправления и органов внутренних дел.
3. Начальник штаба избирается членами штаба дружины из числа его членов.
4. Штаб дружины в пределах своих полномочий:
а) организует деятельность дружины в соответствии с областным законом "Об участии населения в охране общественного порядка на территории Смоленской области", нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, обеспечивает постоянную готовность дружины к выполнению поставленных перед ней задач;
б) осуществляет планирование работы дружины, инструктирует дружинников и контролирует их работу;
в) утверждает графики дежурств, которые согласовывает с районными органами внутренних дел, ведет табельный учет выхода на дежурство;
г) принимает решения о приеме в дружину и отчислении из ее состава, осуществляет учет численности дружинников;
д) организует и проводит совместно с городской и районными администрациями, органами внутренних дел обучение членов дружины методами работы по охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями, их правовую, специальную и физическую подготовку;
е) ходатайствует о поощрении дружинников, отличившихся при исполнении обязанностей;
ж) анализирует результаты работы дружинников, вносит в соответствующие государственные органы предложения по вопросам устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также совершенствования работы дружины, улучшения материально-технического и финансового обеспечения;
з) организует взаимодействие дружины с государственными органами, осуществляет постоянный контроль за соблюдением законности в ее деятельности.
5. Начальник штаба дружины осуществляет оперативное руководство деятельностью дружины и обладает полномочиями штаба дружины в перерывах между его заседаниями.
Заседания штаба дружины проводятся не менее 2 раз в месяц.
VIII. Обязанности дружинника
Дружинник обязан:
1. Активно участвовать в охране общественного порядка и профилактике правонарушений, оказывать содействие органам внутренних дел в их деятельности по борьбе с правонарушениями;
2. Четко и добросовестно выполнять требования руководителей дружины и работника милиции при проведении совместных мероприятий;
3. Повышать правовые знания, хорошо знать права и обязанности дружинника, строго руководствоваться и исполнять действующее законодательство РФ;
4. Защищать честь и достоинство граждан от преступных посягательств и иных антиобщественных действий;
5. Быть тактичным, вежливым и внимательным в обращении с гражданами;
6. Своевременно сообщать в соответствующие органы ставшие ему известные факты или сведения о готовящихся или совершенных преступлениях, о возникновении стихийных бедствий или иных чрезвычайных обстоятельств, угрожающих безопасности общества, а также принимать меры к предотвращению их вредных последствий;
7. При исполнении обязанностей по охране общественного порядка иметь при себе удостоверение и нарукавную повязку.
IX. Права дружинника
Дружинник имеет право:
1. Требовать от граждан и должностных лиц соблюдения установленного общественного порядка и прекращения правонарушений;
2. Требовать от нарушителей общественного порядка предъявления документов, удостоверяющих личность, в случаях, когда установление личности необходимо для выяснения обстоятельств совершения правонарушения и составления протокола;
3. В целях пресечения правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, для установления личности нарушителя при отсутствии у него документов, при невозможности составления протокола на месте правонарушения доставлять в штаб дружины, пункты охраны общественного порядка или в органы внутренних дел лиц, совершивших правонарушения;
4. Входить в клубы, на стадионы, в кинотеатры, другие общественные помещения для преследования лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных оснований полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также в целях обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях и массовых беспорядках;
5. Принимать участие в оцеплении участков местности при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, пресечении массовых беспорядков и групповых противоправных действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций;
6. При исполнении обязанностей по охране общественного порядка пользоваться правом бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте (кроме такси) по специальным проездным билетам, выдаваемым на период исполнения обязанностей;
7. Пользоваться при исполнении обязанностей по охране общественного порядка средствами связи, принадлежащими предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям и гражданам;
8. Совместно с сотрудниками органов ГАИ осуществлять контроль за выполнением водителями транспортных средств и пешеходами правил дорожного движения;
9. При исполнении обязанностей по охране общественного порядка применять в соответствии с действующим законодательством оружие самообороны (за исключением огнестрельного гладкоствольного оружия), зарегистрированное в установленном порядке в органах внутренних дел, в целях пресечения преступлений и оказываемого сопротивления дружиннику, при защите граждан от противоправных посягательств, угрожающих их жизни и здоровью, для задержания лиц, оказывающих вооруженное сопротивление, и доставления их в органы внутренних дел, для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений, при отражении нападения на объекты собственности и на имущество граждан.
X. Гарантии деятельности дружинника по охране общественного порядка
Законные требования дружинника, находящегося при исполнении обязанностей по охране общественного порядка, обязательны для исполнения гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства.
На деятельность дружинников распространяются положения о необходимой обороне в крайней необходимости, установленные действующим законодательством Российской Федерации.
Злостное неповиновение законному распоряжению или требованию дружинника при исполнении обязанностей по охране общественного порядка, оказание ему сопротивления либо посягательство на его жизнь влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В случае временной нетрудоспособности дружинника, наступившей в связи с выполнением обязанностей по охране общественного порядка, ему выплачивается пособие по временной нетрудоспособности за счет средств местного бюджета, независимо от стажа работы, в размере 100% его средней заработной платы.
В случае постоянной или длительной потери трудоспособности по той же причине ему из средств городского бюджета назначается ежемесячное пособие. Размер и сроки выплаты ежемесячного пособия устанавливаются в соответствии с действующим законодательством.
Ущерб, причиненный имуществу дружинника или его близким в связи с выполняемыми им обязанностями по охране общественного порядка, возмещается в полном объеме из средств городского бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
Кроме того, семье погибшего или умершего от причиненных увечий и телесных повреждений дружинника из средств городского бюджета выплачивается единовременное пособие в размере ста минимальных размеров месячной оплаты труда, установленной законодательством Российской Федерации, с последующим взысканием суммы с виновных лиц.
XI. Меры морального и материального стимулирования дружинников
Дружинники, активно участвующие в борьбе с правонарушениями, по ходатайству районных штабов ДНД и районных органов внутренних дел, могут поощряться городским Советом, администрацией города - героя Смоленска, районными администрациями, предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями в пределах их компетенции путем:
а) объявления благодарности;
б) выдачи денежной премии;
в) награждения ценным подарком;
г) награждения Почетной грамотой;
д) предоставления права бесплатного проезда на транспорте общего пользования (трамвай, автобус, троллейбус) или выдачей компенсации по приобретению проездных билетов за счет городского бюджета;
е) освобождения от платы в размере до 50% за тепло - и электроэнергию;
ж) обеспечения бесплатным топливом;
з) предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска сроком от 3-х до 5-ти дней;
и) предоставления путевки на льготных условиях в санаторий или дом отдыха один раз в год;
к) награждения нагрудным знаком "Отличник охраны общественного порядка Смоленской области".
Поощрения членов дружины, согласованным с районными органами внутренних дел.
Меры материального стимулирования, а также денежное вознаграждение за выполнение дружинниками обязанностей по охране общественного порядка применяются городской администрацией с учетом возможностей бюджета.
XII. Ответственность дружинников
За нарушение дисциплины дружинники могут привлекаться к ответственности в виде объявления выговора или исключения из дружины по решению штаба дружины.
За нарушение законодательства Российской Федерации при исполнении обязанностей по охране общественного порядка дружинники несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
XIII. Прекращение членства в добровольной народной дружине
1. Дружинник, обратившийся с заявлением о прекращении членства в дружине, отчисляется из ее состава решением штаба дружины.
2. Дружинник, недобросовестно относящийся к своим обязанностям, допустивший нарушение законности или проступки, несовместимые с пребыванием в дружине, исключается из состава ее членов решением штаба дружины.
3. При отчислении из состава членов дружины по указанным выше основаниям дружинник обязан сдать удостоверение, а также имущество, полученное им в пользование в связи с членством в дружине.
4. В случае выхода из состава дружины по собственной инициативе, либо по решению штаба, дружинник утрачивает льготы, предусмотренные настоящим Положением.
XIV. Создание пунктов охраны общественного порядка
1. Пункты охраны общественного порядка создаются районными администрациями города по согласованию с городской администрацией и районными органами внутренних дел.
2. Для обеспечения согласованной деятельности дружин, внештатных сотрудников органов внутренних дел, общественных объединений, представленных в пункте охраны общественного порядка, создается совет в составе председателя, его заместителей и членов совета. В совет рекомендуются активные члены народных дружин, представители трудовых коллективов, участковый инспектор милиции и другие лица. Численный состав совета устанавливается в зависимости от местных условий и объема работы по согласованию с районными администрациями.
3. Председатель совета избирается советом пункта охраны общественного правопорядка из числа его членов.
4. Совет рассматривает вопросы, отнесенные к его компетенции, на своих заседаниях и правомочен принимать решения при участии в заседании не менее 2/3 его членов.
Решения принимаются большинством голосов членов совета, участвующих в заседании, и имеют рекомендательный характер.
В заседаниях совета могут участвовать представители государственных органов и общественных организаций, не входящие в его состав.
Функции совета пункта охраны общественного порядка
Совет пункта общественного порядка:
а) изучает состояние общественного порядка на закрепленной за пунктом охраны общественного порядка территории; разрабатывает и вносит в соответствующие государственные органы, общественные организации предложения по вопросам усиления охраны общественного порядка и профилактики правонарушений на данной территории;
б) организует взаимодействие находящихся на закрепленной за пунктом охраны общественного порядка территории дружин и осуществляет контроль за их деятельностью;
в) участвует в работе по пропаганде правовых знаний среди населения, проживающего на территории, закрепленной за пунктом охраны общественного порядка;
г) координирует работу народных дружин, находящихся на закрепленной за пунктом охраны общественного порядка на территории, по проведению ими индивидуальной воспитательной работы с правонарушителями;
д) направляет материалы на правонарушителей в соответствующие государственные органы (административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел и др.), трудовые коллективы для применения мер общественного и административного воздействия;
е) заслушивает сообщения членов совета о выполнении возложенных на них обязанностей и намеченных советом мероприятий по укреплению общественного порядка и профилактике правонарушений;
ж) ходатайствует перед органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования и трудовыми коллективами о поощрении членов общественных органов содействия охране общественного порядка, активно участвующих в профилактике и пресечении правонарушений.
Структура пункта охраны общественного порядка
1. Совет пункта охраны общественного порядка организует свою работу путем создания секций:
а) по охране общественного порядка;
б) по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних;
в) по предупреждению правонарушений в сфере быта;
г) по специальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы;
д) по социальной реабилитации хронических наркоманов и алкоголиков;
е) иных секций, исходя из специфики местных условий работы.
Руководители секций назначаются советом пункта охраны общественного порядка.
2. Секция состоит из представителей пункта охраны и выполнение возложенных на секцию обязанностей.
3. Секции работают на основе месячных планов, составляемых с учетом плана работы пункта, и анализа складывающейся на соответствующей территории обстановки.
В состав секции могут входить представители соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и иные представители общественности.
4. Секции выполняют функции по содействию органам внутренних дел в осуществлении их полномочий по отдельным направлениям деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.