Решение Арбитражного суда Смоленской области
от 16 мая 2006 г.N А-62-1885/05
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10 августа 2006 г. N А-62-1885/05 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 4 мая 2006 г.
Решение в полном объеме изготовлено 16 мая 2006 г.
Решением Смоленского городского Совета от 27.02.2004 г. N 806 утвержден "Порядка расчета годовой арендной платы за нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности". Пунктом 1 порядка определена формула расчета годовой арендной платы за нежилые помещения, согласно которой ставка арендной платы за 1 кв. м. корректируется коэффициентами и в т.ч. вид деятельности, износа помещения, градостроительной ценности и т.д.
Пункт 8 порядка включает в формулу расчета дополнительный коэффициент социальной направленности равный 0,008, который подлежит применению только при расчете арендной платы за помещения, занимаемые предприятиями социальной защиты, медицинскими, спортивными, культурно-просветительскими, образовательными учреждениями, финансируемыми из бюджета города, областного и федерального бюджетов.
Заместитель прокурора Смоленской области обратился с заявлением в интересах негосударственного образовательного учреждения дошкольного типа "Центр дошкольного воспитания" о признании недействительным пункта 8 "Порядка расчета годовой арендной платы за нежилые помещения находящиеся в муниципальной собственности" утвержденного Решением Смоленского городского Совета от 27.02.2004 г. N 806 в части указания о его применении при расчете арендной платы за помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями финансируемым из бюджета города, областного и федерального бюджета, как не соответствующего ст. 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
В обоснование заявления прокурор указывает, что согласно ст. 7 указанного Закона, органам местного самоуправления запрещается принимать акты, совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, ущемление их интересов в т.ч. необоснованного предоставления отдельному хозяйствующему субъекту льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам.
Закрепленное в п. 8 порядка расчета арендной платы положение о применении понижающего коэффициента к организациям, финансируемым из бюджета, создает им льготы по сравнению с организациями не финансируемыми из бюджета.
Заявление зам. прокурора поддержали негосударственного образовательного учреждения дошкольного типа "Центр дошкольного воспитания" и Управление федеральной антимонопольной службы по Смоленской области.
Ответчик требования не признал. По мнению ответчика, что негосударственного образовательного учреждения дошкольного типа "Центр дошкольного воспитания" не является коммерческой организацией и на не распространяется действия закона о конкуренции. Кроме этого статья 69 Бюджетного кодекса РФ предусматривает расходы бюджетов в виде ассигнований на содержание бюджетных учреждений. С целью уменьшения ассигнований на содержание учреждений финансируемых из бюджета городской Совет установил понижающий коэффициент.
Доводы ответчика не состоятельны и заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно ст. 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" органам местного самоуправления запрещается принимать акты, совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, ущемление их интересов в т.ч. необоснованного предоставления отдельному хозяйствующему субъекту льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам.
Пунктом 1 порядка расчета определена формула расчета годовой арендной платы за нежилые помещения, согласно которой ставка арендной платы за 1 кв. м. корректируется коэффициентами и в т.ч. вид деятельности, износа помещения, градостроительной ценности и т. д.
Пункт 8 порядка расчета арендной платы для предприятий, учреждений финансируемых из бюджета помимо ставки арендной платы за 1 кв. м. установлен понижающий коэффициент социальной направленности, равный 0,008.
Сравнительный анализ расчета арендной платы с использованием формул, установленных для различных категорий арендаторов указывает на то, что рассматриваемый пункт нормативно-правового акта органа местного самоуправления создает для одних дискриминационные, а для других хозяйствующих субъектов, финансируемых из бюджета, благоприятствующие условия деятельности. Данные условия ставят категорию хозяйствующих субъектов, не финансируемых из бюджета в неравное положение по сравнению с хозяйствующими субъектами, осуществляющими тот же вид деятельности, но находящимися на бюджетном финансировании, что свидетельствует о возможном возникновении фактов недопущения или ограничения конкуренции и потенциально приводит к ущемлению интересов отдельных категорий хозяйствующих субъектов-арендаторов.
Согласно представленных в дело расчетов, арендная плата НОУ "Центр дошкольного воспитания" не финансируемого из бюджета в 18,51 раза больше арендной платы, устанавливаемой для предприятий и учреждений, работающих на рынок того же товара, финансируемых из бюджета.
Вышеуказанное свидетельствует о нарушении п. 1 ст. 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 г. N°948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", т.к. выполнение п. 8 порядка расчета арендной платы приводит к необоснованному предоставлению отдельным категориям хозяйствующим субъектов (бюджетным организациям) льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению другим хозяйствующим субъектам.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт затрагивают интересы неопределенного круга хозяйствующих субъектов, довод ответчика о том, что НОУ "Центр дошкольного воспитания" не является хозяйствующим субъектом, на которого не распространяются положения закона о конкуренции, не состоятельны. Также не состоятельна ссылка ответчика на ст. 69 Бюджетного кодекса РФ устанавливающих формы расходов бюджетов. Статья 7 Закона от 22.03.1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", запрещает органам местного самоуправления принимать акты, необоснованного предоставляющие льготы отдельному хозяйствующему субъекту, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам независимо от форм их финансирования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд решил:
Признать пункт 8 "Порядка расчета годовой арендной платы за нежилые помещения находящиеся в муниципальной собственности" утвержденного Решением Смоленского городского Совета от 27.02.2004 г. N 806 в части указания о его применении при расчете арендной платы за помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями финансируемым из бюджета города, областного и федерального бюджета, не соответствующим ст. 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и не действующим в этой части.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Федеральный Арбитражный суд Центрального округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 16 мая 2006 г. N А-62-1885/05
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Смоленской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10 августа 2006 г. N А-62-1885/05 настоящее решение оставлено без изменения