Решение Арбитражного суда Смоленской области
от 12 марта 2007 г. N А-62-5453/2006
Резолютивная часть решения оглашена 15 февраля 2007 г.
Полный текст решения изготовлен 12 марта 2007 г.
Арбитражный суд Смоленской области в составе председательствующего Бажановой Е.Г., судей Печориной В.А., Пузаненкова Ю.А., при ведении протокола помощником судьи Красильниковой В.В. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ЗАО "Транссервис" к Администрации Смоленской области, Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Смоленской области о признании частично недействующим нормативного акта - постановления Администрации Смоленской области от 06.10.2003 г. N 258 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Смоленской области" при участии: от заявителя: Демченков В.В. - генеральный директор; Майоров Е.В. - юрисконсульт; от Администрации Смоленской области: Титов А.П.- заместитель начальника Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области; Исаханова Т.Ю. - консультант отдела правовой экспертизы и судебной деятельности; от Управления Роснедвижимости: Солопова Н.В. - установил:
Постановлением Администрации Смоленской области от 21 октября 2008 г. N 584 (в редакции постановления Администрации Смоленской области от 5 декабря 2008 г. N 661) постановление Администрации Смоленской области от 6 октября 2003 г. N 258 признано утратившим силу с 1 января 2009 г.
ЗАО "Транссервис" (далее - Общество) является собственником земельных участков под кадастровыми номерами N 67:03:001 01 04:0005 (площадью 2246 кв. м., приобретен на основании постановления Администрации Гагаринского района Смоленской области N 339 от 03.06.2002 по договору купли-продажи N 51 от 05.06.2002, свидетельство о праве собственности от 12.03.2003 серия 67-АА N 094359; вид функционального использования N 5 - АЗС), 67:03:001 01 06:0001 (площадью 5115 кв. м., приобретен на основании постановления Администрации Гагаринского района Смоленской области N 704 от 20.11.2002 по договору купли-продажи N 180 от 27.01.2003, свидетельство о праве собственности от 12.03.2003 г. серия 67-АА N 0943609; вид функционального использования N 7 - "Под производственной базой"), расположенных на территории города Гагарина Смоленской области.
Постановлением Администрации Смоленской области от 06.10.2003 г. N 258 утверждениы результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Смоленской области. Оценочное зонирование осуществлено по границам кадастровых кварталов. Земельные участки заявителя отнесены к кадастровым кварталам за N 67:03:001 01 04 и N 67:03:001 01 06; кадастровая оценка определена по каждому виду функционального использования земель.
Размер подлежащего уплате в бюджет земельного налога за 2006 год, исчисленный Обществом с учетом этой кадастровой оценки, существенно увеличился по сравнению с аналогичным платежом за 2005 год. В связи с чем ЗАО "Tpaнсервис" обратилось в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Постановления Администрации Смоленской области от 06.10.2003 г. N 258 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Смоленской области" в части проведенной оценки кадастровых кварталов за N 67:03:001 01 04, 67:03:001 01 06 применительно к оценке земельных участков за N 67:03:001 01 04:0005, 67:03:001 01 06:0001 (с учетом уточнения требований - протокол судебного заседания от 15.12.2006 г. - л.д. 55-56, 60).
В обоснование заявленных требований Общество первоначально сослалось на положения статьи 9 Конституции РФ, статей 15, 66, 70 Земельного кодекса РФ, статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", пунктов 4, 5, 8, 12 "Правил проведения государственной кадастровой оценки земли", утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. N 316.
В процессе рассмотрения дела заявитель конкретизировал правовое обоснование иска и считает, что в процессе определения кадастровой оценки указанных земельных участков нарушено его право на информацию и участие собственника в кадастровой оценке (статья 17 Федерального закона от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре"), не произведено установление рыночной стоимости земельного участка (статья 66 Земельного кодекса РФ, статья 3 Закона РФ от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"), не оформлено каких-либо данных по обоснованию классификации земельных участков в целях оценки по их целевому назначению и использованию, не учтен основной показатель, формирующий расчетную базовую величину - статистический анализ рыночных цен на земельные участки, оценочное зонирование территории по факту не проводилось, т.к. акты об этом в Госкомземе (отдел N 2) г. Гагарина отсутствуют (пункты 4, 5, 8, 12 "Правил проведения государственной кадастровой оценки земли", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316).
Ответчики заявленные требования не признали, по их мнению оспариваемый нормативный акт соответствует действующему законодательству.
Суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Решением Совета депутатов Гагаринского городского поселения Гагаринского района Смоленской области от 17 ноября 2005 г. N 13 в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации на территории данного муниципального образования с 01.01.2006 введен земельный налог. Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база этого налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения; кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельною участка. Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
25 августа 1999 года Правительством Российской Федерации принято Постановление N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", которым на Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике возлагалось проведение в 1999 - 2001 годах государственной кадастровой оценки всех категорий земель на территории Российской Федерации для целей налогообложения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель; государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями; оценочное зонирование проводится по границам кадастровых кварталов; результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике; полномочия по разработке и утверждению методических и нормативно-технических документов, необходимых для проведения государственной кадастровой оценки земель, были возложены на федеральный орган исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами по согласованию с уполномоченным органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункты 1, 8, 10, 11 названных Правил в редакции от 08.04.2000).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2001 N 22 полномочия федерального органа исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, осуществляющего специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции, в том числе по государственной кадастровой оценке земель переданы Федеральной службе земельного кадастра России (Росземкадастр). Согласно Указу Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314, постановлений Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 202, от 19.08.2004 N 418 названные функции осуществляются Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость).
В соответствии с приказом Росземкадастра от 20.02.2001 N П\21 "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель" на территориальные органы Росземкадастра была возложена обязанность провести работы по государственной кадастровой оценке земель поселений; к работам по государственной кадастровой оценке земель поселений привлекать подведомственные организации и предприятия, имеющие в штате не менее двух аттестованных специалистов по государственной кадастровой оценке земель поселений; в случае недостатка соответствующих производственных мощностей у подведомственных организаций и предприятий разрешается привлекать к указанным работам лиц, имеющих лицензию на осуществление оценочной деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке с учетом квалификационных требований, перечисленных в п. 5.1 настоящего Приказа; заключать с подрядчиками договоры на проведение работ по государственной кадастровой оценке земель с учетом обязательных требований к разделу договора "Особые условия", а также в соответствии с типовыми техническими заданиями на выполнение работ по государственной кадастровой оценке соответствующих категорий земель; направлять на согласование в Росземкадастр результаты работ по государственной кадастровой оценке каждой категории земель в форме отчетов до их представления на утверждение органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; результаты работ по государственной кадастровой оценке земель, выполняемые с нарушением положений настоящего Приказа, согласованию не подлежали.
Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 17.10.2002 N П/337 утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель поселений; данный документ нормативным актом не является (Письмо Минюста России от 25.11.2002 N 07/11041-ЮД).
В целях реализации постановлений Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 и от 08.04.2000 N 316 Главой Администрации Смоленской области было издано Постановление от 18.04.2001 N 243 "О государственной кадастровой оценке земель Смоленской области"; органам местного самоуправления рекомендовано организовать совместно с комитетами по земельным ресурсам и землеустройству городов и районов Смоленской области работу и взаимодействие соответствующих служб по сбору исходной информации, необходимой для последующих расчетов оценочных показателей. Постановлением Администрации Гагаринского района от 25.10.2002 N 640 такая межведомственная комиссия создана.
Работы по государственной кадастровой оценке земель города Гагарина Смоленской области выполнены ОАО "Смоленское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие", находившимся в ведении Федеральной службы земельного кадастра России.
Из материалов по государственной оценке земель города Гагарина следует, что была проанализирована информация о ситуации на рынке недвижимости, полученная из различных источников, анализ показал, что рынок земельных участков на момент проведения оценки в городе Гагарине находился на ранней стадии, необходимый объем рыночной информации по данному поселению фактически отсутствует, поэтому расчеты удельных показателей кадастровой стоимости расчитывались# с использованием только экспертно-аналитической составляющей (т.е. источник информации - данные анкет, заполняемых экспертами, результатом обработки которых является определение удельного веса оценочных показателей по каждому виду функционального использования земель), после обработки анкет и нанесения слоев инфраструктуры по каждому кадастровому кварталу сформирован каталог коэффициентов относительной ценности по каждому кадастровому кварталу по 14 видам функционального использования земель; в связи с ограниченностью на территории города Гагарина сделок с незастроенными земельными участками, а также с недостаточным количеством сделок с объективной стоимостью земли, в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений (приказ Федеральной службы земельного кадастра России от 17.10.2002 N П/337) была использована информация по рынку многоэтажной жилой застройки; все перечисленное позволило определить стоимость 1 кв. м. земельного участка по каждому кадастровому кварталу по видам функционального использования.
Письмом от 22.07.2003 N CC/616 Федеральная служба земельного кадастра России (Росземкадастр) признал, что работы по государственной оценке земель поселений в Смоленской области выполнены в соответствии с Методикой, утвержденной приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П-337; счел возможным согласовать результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Смоленской области и рекомендовать органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации их утвердить.
С учетом изложенного следует, что оспариваемый нормативный акт принят уполномоченным органом в установленном порядке.
Доводы заявителя отклоняются судом.
Земельный кодекс Российской Федерации различает понятия рыночной и кадастровой стоимости земельных участков (пункты 1, 2 статьи 66), при этом из пункта 3 статьи 66 данного Кодекса следует, что рыночная и кадастровая стоимость одного и того же земельного участка - величины заведомо неравные.
Действовавшее в период проведения оценки законодательство не предусматривало обязательность уведомления собственника земельного участка о проведении кадастровой оценки, а также персональное его ознакомление с методикой, расчетами, порядком проведения оценки и участие собственника земли в мероприятиях, проводимых в процессе установления кадастровой стоимости.
Федеральный закон от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" не регулирует вопросы порядка проведения, критериев и методики осуществления государственной кадастровой оценки земельных участков.
Из материалов дела следует, что государственная кадастровая оценка земельных участков, принадлежащих ЗАО "Транссервис", в границах соответствующих кадастровых кварталов произведена в соответствии с действовавшими в 2003 - 2006 годах нормативными актами и утвержденной методикой.
Ссылку заявителя на оценку стоимости земельного участка с кадастровым номером N 67:03:001 01 04:0005, проведенную в январе 2007 года ООО "МЕЖРЕГИОНКОНСАЛТИНГ" по заказу Общества, суд считает несостоятельной.
ООО "МЕЖРЕГИОНКОНСАЛТИНГ" определена рыночная стоимость земельного участка для целей разрешения имущественных споров по состоянию на 16.01.2007.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Признать Постановление Администрации Смоленской области от 06.10.2003 г. N 258 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Смоленской области" в части проведенной оценки кадастровых кварталов за N 67:03:001 01 04, 67:03:001 01 06 применительно к оценке земельных участков за N 67:03:001 01 04:0005, 67:03:001 01 06:0001 соответствующим нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства от 8 апреля 2000 года N 316.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Брянск), жалоба подается через арбитражный суд Смоленской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 12 марта 2007 г. N А-62-5453/2006
Текст решения опубликован в газете "Смоленская газета" от 23 марта 2007 г. N 22