Постановление Администрации Смоленской области
от 8 августа 2007 г. N 287
"Об утверждении Положения об определении предельной (минимальной и (или) максимальной) площади розничных рынков, расположенных на территории Смоленской области, места размещения на них зданий, строений, сооружений и минимальных расстояний между ними"
26 июня 2017 г.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" Администрация Смоленской области постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение об определении предельной (минимальной и (или) максимальной) площади розничных рынков, расположенных на территории Смоленской области, места размещения на них зданий, строений, сооружений и минимальных расстояний между ними.
Губернатор |
В.Н. Маслов |
Положение
об определении предельной (минимальной и (или) максимальной) площади розничных рынков, расположенных на территории Смоленской области, места размещения на них зданий, строений, сооружений и минимальных расстояний между ними
(утв. постановлением Администрации Смоленской области от 8 августа 2007 г. N 287)
26 июня 2017 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" в целях определения предельной (минимальной и (или) максимальной) площади розничных рынков, расположенных на территории Смоленской области (далее - рынки), места размещения на них зданий, строений, сооружений и минимальных расстояний между ними.
1.2. Настоящее Положение предназначено для разработки и экспертизы проектной документации по планировке, перепланировке территорий рынков и застройке рынков.
1.3. Настоящее Положение обязательно для применения всеми юридическими и физическими лицами, осуществляющими проектирование рынков и их дальнейшую эксплуатацию.
2. Основные требования
2.1. Планирование потребности в торговых местах и расчет площади земельного участка для размещения рынка производятся с учетом имеющейся обеспеченности территории района торговыми местами как рынков, так и стационарных предприятий розничной торговли.
Проектируемые рынки размещаются на территории района с учетом сложившейся градостроительной ситуации, инфраструктуры потребительского рынка, перспективы ее развития. При размещении рынков учитываются следующие факторы:
- сохранение исторического и улучшение архитектурного, эстетического облика;
- степень развития торговли;
- отсутствие факторов, способствующих ухудшению условий проживания граждан, экологической и санитарно-гигиенической ситуации;
- достаточное количество потенциальных покупателей;
- транспортная доступность.
2.2. Предельная минимальная площадь рынка составляет:
- для муниципальных районов - 200 м2;
- для городских округов - 500 м2.
2.3. Для вновь открываемых рынков расчет площади земельного участка следует принимать по таблице N 1.
Таблица N 1
Сооружения |
Торговая площадь |
Размеры земельных участков |
Примечание |
Рыночные комплексы с торговой площадью на 1 тыс. человек населения района |
24 - 30 м2 |
от 7 до 14 м2 на 1 м2 торговой площади рынка в зависимости от вместимости: - 14 м2 - при торговой площади до 600 м2; - 7 м2 - свыше 3000 м2 |
на 1 торговое место рынка следует принимать 3 м2 торговой площади |
2.4. При определении места размещения рынков необходимо учитывать требования СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 в части наличия и благоустройства санитарно-защитной зоны и места возможного размещения территории рынка по отношению к иным предприятиям.
Постановлением Администрации Смоленской области от 26 июня 2017 г. N 397 пункт 2.5 изложен в новой редакции
2.5. Объемно-планировочная структура и организация территории рынка должны обеспечивать функциональное зонирование с разделением потоков движения покупателей и товаров, пешеходных и транспортных потоков, в том числе подвоза и разгрузки товаров, доступность зданий и сооружений рынка для инвалидов и других маломобильных групп населения, а также условия беспрепятственного и удобного их передвижения на территории рынка.
2.6. На территории рынка устанавливаются следующие виды функциональных зон:
- торговая;
- административно-складская;
- хозяйственная.
2.7. Функциональное зонирование территории рынков должно обеспечить наиболее короткие пути товародвижения (обеспечить разгрузку, приемку, хранение товаров и доставку товаров в торговые помещения). При этом вспомогательные, подсобные и служебно-бытовые помещения следует располагать в стороне от основных направлений движения товаров и покупателей.
2.8. В состав проектной документации на строительство рынков рекомендуется включить схему "Зонирование территории рынка по группам реализуемых товаров" и схему "Размещение объектов мелкорозничной сети". Указанные схемы следует выполнить с учетом требований действующих норм проектирования.
2.9. Рынок может состоять:
- из одного капитального здания, включающего в себя комплекс торговых, складских, подсобных, технических помещений, и прилегающей территории;
- нескольких капитальных зданий, строений различного назначения, объединенных в рыночный комплекс, в который входят торговые, складские, подсобные здания и сооружения, а также здания для предприятий общественного питания и сервисного обслуживания, иные здания и сооружения, обеспечивающие функционирование рынка.
Кроме того, на территории рыночного комплекса рекомендуется размещать площадку для сезонной торговли и отдельно стоящее здание туалетов для продавцов и покупателей.
Здания, строения, сооружения и находящиеся в них помещения должны быть обеспечены энерго-, тепло- и водоснабжением.
При проектировании и строительстве рынков в части благоустройства и санитарного содержания их территории необходимо соблюдать требования, указанные в СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов".
Территория рынка должна быть ограждена.
Необходимо предусмотреть не менее двух въездов на территорию рынка.
2.10. При размещении автостоянки на территории, прилегающей к рынку, или в подземных уровнях рынка необходимо учитывать требования СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", СНиП 21-02-99 "Стоянки автомобилей", СП 31-102-99 "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей".
При расчете вместимости автостоянки для продавцов и покупателей необходимо учесть, что на каждые 50 торговых мест на рынке необходимо предусмотреть автостоянку на 25 машино-мест.
Постановлением Администрации Смоленской области от 26 июня 2017 г. N 397 в пункт 2.11 внесены изменения
2.11. При размещении зданий и сооружений на территории рынка необходимо учитывать противопожарные требования, указанные в СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила противопожарного режима в Российской Федерации), НПБ 105-03 "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности", НПБ 103-95 "Торговые павильоны и киоски. Противопожарные требования".
3. Торговая зона
3.1. Организация торгового процесса на рынках должна производиться в соответствии с требованиями действующей нормативно-технической документации (ГОСТов, ТУ, ветеринарных и санитарных и других правил), в полной мере обеспечивать надлежащие условия для завоза (приемки), хранения, реализации товаров и соблюдение прав и интересов потребителей.
3.2. Размещение торговых объектов (киосков, павильонов, торговых рядов, палаток и т.п.) и оборудования должно обеспечивать свободный доступ покупателям к местам торговли, соблюдение требований пожарной безопасности и возможность экстренной эвакуации в случае аварийной или чрезвычайной ситуаций.
3.3. Ширина свободных проходов вдоль торгового оборудования должна быть не менее 2 м вдоль рядов к эвакуационным выходам.
Через каждые 30 м торгового ряда должны располагаться поперечные проходы шириной не менее 1,4 м.
Постановлением Администрации Смоленской области от 26 июня 2017 г. N 397 в пункт 3.4 внесены изменения
3.4. Хранение горючих материалов, отходов, упаковок, контейнеров разрешается только в специально отведенных для этого местах согласно требованиям Правил противопожарного режима в Российской Федерации.
3.5. Временное хранение горючих материалов, отходов, упаковок и контейнеров не допускается в торговых залах и на путях эвакуации. Они должны удаляться ежедневно по мере накопления.
3.6. Запрещается организация дополнительных торговых мест, ограничивающих свободное передвижение по рынку, в том числе в проходах между установленными в соответствии со схемой размещения торговыми рядами, а также за пределами территории рынков.
4. Административно-складская зона
4.1. В административно-складскую зону рынка входят:
- помещения для приема и хранения товаров;
- помещения для подготовки товаров к продаже;
- холодильные камеры;
- склады для товаров и инвентаря;
- помещения для поверки весоизмерительных приборов;
- помещения администрации рынка;
- санитарно-бытовые помещения;
- лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы;
- медицинский пункт;
- помещение налогового поста;
- помещение поста сотрудников управления внутренних дел;
- помещения обеспечения энерго-, водо-, теплоснабжения;
- помещения сервисного обслуживания объектов.
4.2. На рынках, не имеющих лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы (поста ветеринарно-санитарного контроля), запрещается реализация продукции животного и растительного происхождения.
4.3. На территории рынков, реализующих продовольственные товары, необходимо предусмотреть помещение (в том числе помещение-изолятор, оборудованное холодильной камерой) для временного хранения товаров, изъятых из оборота контролирующими службами и организациями.
4.4. Складские помещения для продовольственных и непродовольственных товаров должны быть раздельными.
4.5. Площадь помещений для администрации рынка, состав и площади санитарно-бытовых помещений определяются на основании СНиП 2.09.04-87* "Административные и бытовые здания".
4.6. Расстояние от рабочих мест до уборных, курительных, помещений для обогрева или охлаждения, душевых, устройств питьевого водоснабжения должно приниматься не более 75 м, для инвалидов с нарушением работы опорно-двигательного аппарата и слепых - не более 60 м, а от рабочих мест на площадке предприятия - не более 150 м.
5. Хозяйственная зона
5.1. Рынки должны быть обеспечены общественным стационарным туалетом, достаточным количеством контейнеров и урн для сбора мусора. Размещение площадок для сбора мусора, туалета, а также варианты отвода сточных вод и их обеззараживание осуществляются в соответствии с требованиями действующих норм.
5.2. В хозяйственной зоне устраиваются навесы для хранения тары и площадки для сбора мусора и пищевых отходов. Для сбора мусора и пищевых отходов предусматриваются раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции), установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны.
Площадки для сбора мусора и пищевых отходов располагаются на расстоянии не менее 25 м от места организации торговли. Допускается сокращать указанное расстояние исходя из местных условий размещения организаций торговли.
5.3. Места сбора сгораемых отходов должны размещаться на расстоянии не менее 15 м от киосков и павильонов.
5.4. На рынках, работающих с контейнерами, оборудуются помещения для хранения контейнеров и их санитарной обработки.
5.5. На рынках без канализации общественные туалеты с непроницаемыми выгребами должны располагаться на расстоянии не менее 50 м от места торговли. Число расчетных мест в них должно быть не менее одного на каждые 50 торговых мест.
На территории непродовольственных рынков допускается проектировать общественные туалеты из расчета один санитарный прибор на каждые 600 м2 торговой площади и на каждые 400 м2 торговой площади - на территории продовольственных рынков, но не менее двух санитарных приборов.
Вход в помещения общественных туалетов следует предусматривать через шлюз и отделить его от прилавков для отпуска продовольственных товаров.
Площадь помещений общественных туалетов для посетителей учитывается в площади помещений дополнительного обслуживания.
Туалеты следует проектировать раздельными.
5.6. В общественных туалетах следует предусматривать не менее одной кабины шириной не менее 1,65 м и глубиной не менее 1,8 м для инвалидов-колясочников.
Постановлением Администрации Смоленской области от 26 июня 2017 г. N 397 в раздел 6 внесены изменения
6. Требования к объемно-планировочным решениям
6.1. При проектировании на территории рынков зданий и сооружений различного назначения необходимо руководствоваться требованиями СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения", СНиП 2.09.04-87* "Административные и бытовые здания", СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", СП 31-110-2003 "Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий", Правил противопожарного режима в Российской Федерации, НПБ 104-03 "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях", НПБ 105-03 "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности", НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", НПБ 103-95 "Торговые павильоны и киоски. Противопожарные требования", ПУЭ "Правила устройства электроустановок".
6.2. Место размещения, состав и площади помещений лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы рынка следует принимать в соответствии с Типовым положением о лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на колхозных рынках, утвержденным Министерством сельского хозяйства СССР 13 июня 1985 года.
6.3. Допустимые уровни шума и вибрации на рабочих местах в помещениях рынка должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к уровням шума на рабочих местах и на территории окружающей жилой застройки, а также производственной вибрации, вибрации в помещениях рынка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определена предельная минимальная площадь розничных рынков, расположенных на территории Смоленской области, она составляет для муниципальных районов - 200 м2, а для городских округов - 500 м2. Места размещения на них зданий, строений, сооружений и минимальных расстояний между ними: ширина свободных проходов вдоль торгового оборудования должна быть не менее 2 м вдоль рядов к эвакуационным выходам, а через каждые 30 м торгового ряда должны располагаться поперечные проходы шириной не менее 1,4 м.
Предназначено для разработки и экспертизы проектной документации по планировке, перепланировке территорий рынков и застройке рынков.
Обязательно для применения всеми юридическими и физическими лицами, осуществляющими проектирование рынков и их дальнейшую эксплуатацию.
Постановление Администрации Смоленской области от 8 августа 2007 г. N 287 "Об утверждении Положения об определении предельной (минимальной и (или) максимальной) площади розничных рынков, расположенных на территории Смоленской области, места размещения на них зданий, строений, сооружений и минимальных расстояний между ними"
Текст постановления опубликован в газете "Смоленская газета" от 21 августа 2007 г. N 65
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Смоленской области от 25 июня 2024 г. N 453
Изменения вступают в силу с 25 июня 2024 г.
Постановление Администрации Смоленской области от 26 июня 2017 г. N 397