Постановление Администрации Смоленской области
от 15 октября 2008 г. N 573
"Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Смоленской области" на 2009 - 2010 годы"
15 апреля, 5 октября 2009 г.
Администрация Смоленской области постановляет:
Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Улучшение условий и охраны труда в Смоленской области" на 2009 - 2010 годы (далее также - Программа).
Губернатор |
С.В. Антуфьев |
Долгосрочная областная целевая программа
"Улучшение условий и охраны труда в Смоленской области" на 2009 - 2010 годы
(утв. постановлением Администрации Смоленской области от 15 октября 2008 г. N 573)
15 апреля, 5 октября 2009 г.
Постановлением Администрации Смоленской области от 5 октября 2009 г. N 597 в паспорт настоящей долгосрочной областной целевой Программы внесены изменения
Паспорт программы
Наименование Программы |
долгосрочная областная целевая программа "Улучшение условий и охраны труда в Смоленской области" на 2009 - 2010 годы |
Основание для разработки Программы |
Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", распоряжение Администрации Смоленской области от 29.09.2008 N 1210-р/адм "О разработке в 2009 году проектов долгосрочных областных целевых программ" |
Заказчик Программы |
Департамент Смоленской области по социальному развитию |
Разработчик Программы |
Департамент Смоленской области по социальному развитию |
Цели и задачи Программы |
цель Программы - содействие созданию условий труда, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работающего населения Смоленской области в процессе трудовой деятельности. Задачи Программы: - повышение эффективности государственного управления охраной труда на территории Смоленской области на основе совершенствования его нормативной, правовой и методической базы, оказания информационного содействия работодателям в обеспечении безопасных условий труда; - организационное и техническое обеспечение условий и охраны труда для сокращения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на основе аттестации рабочих мест по условиям труда, изучения и распространения передового опыта по обеспечению здоровых и безопасных условий труда; - повышение уровня знаний по безопасности и охране труда на основе создания системы непрерывного обучения и повышения квалификации по безопасности и охране труда руководителей, специалистов и работников организаций Смоленской области; - повышение социальной защищенности работников от профессиональных рисков на основе социальной, медицинской и профессиональной реабилитации лиц, пострадавших на производстве |
Целевые показатели Программы |
- сокращение числа несчастных случаев на производстве в расчете на 1 000 работающих с 2,1 в 2007 году до 2 в 2010 году; - сокращение числа несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1 000 работающих с 0,104 в 2007 году до 0,085 в 2010 году; - снижение профессиональной заболеваемости работников в расчете на 10 000 работающих с 0,71 в 2007 году до 0,65 в 2010 году |
Сроки и этапы реализации Программы |
2009 - 2010 годы Программа реализуется в один этап |
Объемы и источники финансирования Программы |
общий объем финансирования Программы составит 548998,3 тыс. рублей, в том числе: - средства областного бюджета - 254 тыс. рублей; - привлекаемые (внебюджетные) средства - 548 744,3 тыс. рублей, в том числе: - средства Фонда социального страхования Российской Федерации - 548 704,3 тыс. рублей; - средства общественной организации "Смоленское областное объединение организаций профессиональных союзов" - 40 тыс. рублей |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
В Смоленской области за последние шесть лет на производстве травмировано 3 162 работника, 269 человек погибло, 179 работников получили профессиональные заболевания. За этот период для экономики Смоленской области потеряно 111 325 человеко-дней из-за нетрудоспособности пострадавших. Выплаты по временной нетрудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили более 33 миллионов рублей, а страховые выплаты - почти 85 миллионов рублей.
Хотя в 2007 году по сравнению с 2002 годом отмечается некоторое сокращение общего числа всех видов несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, однако коренных положительных сдвигов в состоянии условий и охраны труда не произошло.
На протяжении последних трех лет доля рабочих мест, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, возросла с 17,2 процента до 20,7 процента. В обследованных в 2007 году организациях Смоленской области на указанных рабочих местах было занято 23,1 тысячи человек. Фактические расходы предприятий на компенсации за работу в этих условиях в 2007 году увеличились по сравнению с 2006 годом на 19 процентов и составили 628,3 млн. рублей. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области, 18,3 тыс. работников в 2007 году использовали право на льготное пенсионное обеспечение за работу во вредных или опасных условиях.
При этом следует отметить, что официальным статистическим наблюдением охвачено лишь около 45 процентов трудящихся. Кроме того, статистика не учитывает растянутые во времени причинно-следственные связи вредных производственных факторов с повреждением здоровья трудоспособного населения: профессионально обусловленную заболеваемость, снижение иммунитета, ускоренное старение и нарушение репродуктивных функций трудящихся, т.е. так называемые скрытые профессиональные риски, уровень которых превышает 70 процентов всех рисков наступления случаев утраты здоровья работников под воздействием неблагоприятных производственных факторов. Данная ситуация требует принятия дополнительных мер по улучшению условий и охраны труда.
Программа, включая аттестацию рабочих мест по условиям труда, направлена на сокращение числа несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, повышение качества рабочих мест и условий труда, снижение смертности от предотвратимых причин, увеличение продолжительности жизни и улучшение здоровья работающего населения Смоленской области.
Программно-целевой метод способствует соблюдению единого подхода для решения наиболее острых проблем в трудоохранной сфере региона, позволяет обеспечить концентрацию сил и средств на наиболее важных направлениях, мобилизацию финансовых и организационных ресурсов, привлечение разнообразных источников финансирования, ведомств и структур.
Разработка и утверждение территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда в соответствии со статьей 210 Трудового кодекса Российской Федерации являются одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда и на основании статьи 216 Трудового кодекса Российской Федерации отнесены к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.
2. Цели, задачи и целевые показатели Программы
Целью Программы является содействие созданию условий труда, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работающего населения Смоленской области в процессе трудовой деятельности.
Для достижения указанной цели в рамках Программы необходимо решить следующие задачи:
- повышение эффективности государственного управления охраной труда на территории Смоленской области на основе совершенствования его нормативной, правовой и методической базы, оказания информационного содействия работодателям в обеспечении безопасных условий труда;
- организационное и техническое обеспечение условий и охраны труда для сокращения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на основе аттестации рабочих мест по условиям труда, изучения и распространения передового опыта по обеспечению здоровых и безопасных условий труда;
- повышение уровня знаний по безопасности и охране труда на основе создания системы непрерывного обучения и повышения квалификации по безопасности и охране труда руководителей, специалистов и работников организаций Смоленской области;
- повышение социальной защищенности работников от профессиональных рисков на основе социальной, медицинской и профессиональной реабилитации лиц, пострадавших на производстве.
В систему целевых показателей для количественной оценки достижения целей и выполнения задач Программы включены следующие показатели, применяемые в настоящее время в Российской Федерации для оценки состояния и динамики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости:
- сокращение числа несчастных случаев на производстве в расчете на 1 000 работающих с 2,1 в 2007 году до 2 в 2010 году. Данные предоставляются Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области;
- сокращение числа несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1 000 работающих с 0,104 в 2007 году до 0,085 в 2010 году. Данные предоставляются Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области;
- снижение профессиональной заболеваемости работников в расчете на 10 000 работающих с 0,71 в 2007 году до 0,65 в 2010 году. Данные предоставляются Управлением Роспотребнадзора по Смоленской области.
Мероприятия Программы носят в основном организационно-управленческий характер и направлены более на достижение социальной эффективности, нежели экономической.
Социальный эффект от реализации Программы будет проявляться прежде всего в сохранении жизни, здоровья, повышении работоспособности и социальной защищенности работников, сокращении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях Смоленской области, обеспечении социальной, медицинской и профессиональной реабилитации лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Экономический эффект от реализации Программы обусловливается снижением материальных затрат, связанных с производственным травматизмом и профессиональной заболеваемостью, повышением производительности труда, сокращением потерь рабочего времени, снижением затрат на компенсации за работу в тяжелых и вредных условиях труда, предотвращением материального ущерба от аварий, уменьшением страховых взносов, сокращением штрафов за нарушение требований законодательства об охране труда.
Общеэкономический эффект от улучшения условий и охраны труда проявляется в увеличении доходов организаций, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в результате сокращения выплат и пособий по временной нетрудоспособности, единовременных и ежемесячных выплат пострадавшим на производстве или их родственникам в связи с потерей кормильца, уменьшения расходов на медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию, специальный медицинский уход, санаторно-курортное лечение и обеспечение инвалидов труда приспособлениями для трудовой деятельности и транспортными средствами.
3. Перечень программных мероприятий
Перечень программных мероприятий приведен в приложении к Программе.
Система программных мероприятий определена на основе всестороннего анализа состояния условий и охраны труда в Смоленской области, проводимого Департаментом Смоленской области по социальному развитию на основе статистической и аналитической информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области, Государственной инспекции труда в Смоленской области, Управления Роспотребнадзора по Смоленской области, Смоленского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.
Программа содержит мероприятия, являющиеся логическим продолжением разработок по улучшению условий и охраны труда, выполненных в ходе реализации Программы улучшения условий и охраны труда в Смоленской области на 2002 - 2005 годы и областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Смоленской области" на 2006 - 2009 годы.
В Программу входит блок взаимосвязанных мероприятий, направленных на реализацию следующих задач:
- повышение эффективности государственного управления охраной труда на территории Смоленской области на основе совершенствования его нормативной, правовой и методической базы, оказания информационного содействия работодателям в обеспечении безопасных условий труда. Необходимость разработки мероприятий по нормативно-правовому обеспечению улучшения условий и охраны труда вызвана совершенствованием законодательства в свете современных требований в области охраны труда, а также тем, что действующая нормативная правовая база Российской Федерации по охране труда в некоторых случаях требует учета региональной специфики, отражающей особенности социально-экономических условий в Смоленской области. Для решения данной задачи предполагается подготовка ежегодного доклада о состоянии условий и охраны труда в Смоленской области, разработка ряда методических рекомендаций по использованию и реализации нормативных правовых актов Российской Федерации. Актуальность их разработки будет определяться по мере совершенствования нормативной правовой базы по охране труда в Российской Федерации и в Смоленской области. Программные мероприятия по нормативно-правовому обеспечению условий и охраны труда потребуют привлечения финансовых средств из областного бюджета;
- организационное и техническое обеспечение условий и охраны труда для сокращения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на основе аттестации рабочих мест по условиям труда, изучения и распространения передового опыта по обеспечению здоровых и безопасных условий труда. Для решения данной задачи необходимо привлечь внимание работодателей к вопросам охраны труда. Планируется реализовать мероприятия по организации областных смотров-конкурсов на лучшее состояние условий и охраны труда в организациях, расположенных на территории Смоленской области, и на звание "Лучший уполномоченный по охране труда"; по организации семинаров-совещаний по охране труда для руководителей и специалистов организаций; по пропаганде передового опыта по вопросам охраны труда. Также планируется организация проведения аттестации рабочих мест с вредными, опасными и тяжелыми условиями труда в областных государственных общеобразовательных учреждениях, областных государственных учреждениях культуры и социального обслуживания населения. Программные мероприятия по организационному и техническому обеспечению условий и охраны труда будут финансироваться за счет средств областного бюджета и внебюджетных средств. Наличие собственной региональной программы является необходимым условием привлечения в 2009 - 2010 годах средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по проведению аттестации рабочих мест с вредными, опасными и тяжелыми условиями труда в областных государственных учреждениях;
- повышение уровня знаний по безопасности и охране труда на основе создания системы непрерывного обучения и повышения квалификации по безопасности и охране труда руководителей, специалистов и работников организаций Смоленской области. Мероприятия по созданию системы непрерывного обучения направлены на повышение уровня знаний по охране труда всех участников трудовых отношений, их мотивации на соблюдение норм и требований охраны труда. Они включают в себя мероприятия, касающиеся совершенствования методов обучения, разработки и внедрения учебных пособий, технических средств обучения в области охраны труда; мероприятия по организации и проведению обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных работников с использованием современных информационных технологий. Программные мероприятия по организации обучения и повышения квалификации по охране труда руководителей и специалистов организаций, в том числе бюджетных, будут обеспечиваться за счет средств организаций, областного бюджета и внебюджетных средств;
- повышение социальной защищенности работников от профессиональных рисков на основе социальной, медицинской и профессиональной реабилитации лиц, пострадавших на производстве. Сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, а также санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические мероприятия. В рамках решения данной задачи будет уделено внимание совершенствованию социальной и профессиональной реабилитации лиц, пострадавших на производстве. Программные мероприятия по профилактике заболеваемости, оздоровлению работающих и реабилитации лиц, пострадавших на производстве, будут обеспечиваться за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Постановлением Администрации Смоленской области от 5 октября 2009 г. N 597 в раздел 4 настоящей долгосрочной областной целевой Программы внесены изменения
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств областного бюджета и привлекаемых (внебюджетных) средств.
На реализацию Программы необходимо 548998,3 тыс. рублей, из них:
- средства областного бюджета - 254 тыс. рублей;
- привлекаемые (внебюджетные) средства - 548 744,3 тыс. рублей, в том числе по годам:
- 2009 год - 264 643,2 тыс. рублей;
- 2010 год - 284 101,1 тыс. рублей.
Объем финансирования мероприятий Программы из областного бюджета подлежит уточнению при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год.
5. Механизм реализации Программы
Управление Программой осуществляет заказчик Программы. Механизм ее реализации представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей Программы с учетом меняющихся социально-экономических условий. В зависимости от изменения задач на разной стадии исполнения отдельные мероприятия Программы могут быть заменены на другие, более полно отвечающие задачам конкретного периода.
Заказчик Программы ежегодно в установленном порядке направляет в Департамент бюджета и финансов Смоленской области бюджетную заявку на выделение ассигнований из областного бюджета для финансирования мероприятий Программы в очередном финансовом году.
Мероприятия Программы реализуются путем размещения государственных заказов в порядке, установленном федеральным законодательством.
Заказчик Программы ежегодно в установленном порядке вносит предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы.
Заказчик Программы обеспечивает своевременное использование выделенных денежных средств и исполнение мероприятий Программы. Заказчик Программы в установленные сроки направляет в Департамент экономического развития и торговли Смоленской области отчетную информацию о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств.
Для выполнения мероприятий Программы предусматривается использование федеральных внебюджетных средств Фонда социального страхования Российской Федерации, а также средств общественной организации "Смоленское областное объединение организаций профессиональных союзов".
Постановлением Администрации Смоленской области от 5 октября 2009 г. N 597 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к долгосрочной областной целевой программе
"Улучшение условий и охраны труда в Смоленской
области" на 2009 - 2010 годы
Перечень
программных мероприятий
15 апреля, 5 октября 2009 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях содействия создания условий труда, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работающего населения Смоленской области в процессе трудовой деятельности принята долгосрочная областная целевая программа "Улучшение условий и охраны труда в Смоленской области".
Для этого необходимо организационное и техническое обеспечение условий и охраны труда для сокращения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на основе аттестации рабочих мест по условиям труда, изучения и распространения передового опыта по обеспечению здоровых и безопасных условий труда; повышение уровня знаний по безопасности и охране труда на основе создания системы непрерывного обучения и повышения квалификации по безопасности и охране труда руководителей, специалистов и работников организаций Смоленской области; повышение социальной защищенности работников от профессиональных рисков на основе социальной, медицинской и профессиональной реабилитации лиц, пострадавших на производстве.
Финансирование программы осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств.
Постановление Администрации Смоленской области от 15 октября 2008 г. N 573 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Смоленской области" на 2009 - 2010 годы"
Текст постановления опубликован в Вестнике Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области от 6 ноября 2008 г. N 11 (часть III)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Смоленской области от 5 октября 2009 г. N 597
Постановление Администрации Смоленской области от 15 апреля 2009 г. N 197