9 июля 2008 г.
В целях реализации прав граждан на получение высокотехнологичных видов медицинской помощи Администрация Смоленской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Оказание высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи населению Смоленской области" на 2008 год (далее также - ведомственная целевая программа).
2. Настоящее постановление применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2008 года.
Губернатор |
С.В. Антуфьев |
Ведомственная целевая программа
"Оказание высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи населению Смоленской области" на 2008 год
(утв. постановлением Администрации Смоленской области от 15 февраля 2008 г. N 118)
9 июля 2008 г.
Постановлением Администрации Смоленской области от 9 июля 2008 г. N 378 в паспорт настоящей Ведомственной целевой программы внесены изменения
Паспорт
ведомственной целевой программы "Оказание высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи населению Смоленской области"
на 2008 год
1. Характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации ведомственной целевой программы
В Смоленской области на протяжении последних нескольких лет отмечается высокий уровень заболеваемости и смертности населения. Так, показатель заболеваемости взрослого населения за последние три года вырос с 120 465, 9 до 130 332,3 на 100 тысяч населения. Общая смертность населения за этот же период времени также сохранялась на высоком уровне. Так, показатель общей смертности в 2006 году составил 20,8 на 1 000 населения.
Особую тревогу вызывает высокий уровень заболеваемости и смертности от сердечно-сосудистой патологии. Так, в 2004 году показатель заболеваемости сердечно-сосудистыми расстройствами составил 23 727,3 на 100 тысяч населения, смертности - 1 274; в 2005 году - соответственно 25 622,9 и 1 291,4; в 2006 году - соответственно 25 770,1 и 1260,8. Сердечно-сосудистые заболевания занимают первое место среди причин общей смертности населения (59 процентов).
Высокий уровень заболеваемости и смертности населения обусловлен плохим состоянием его здоровья, высоким уровнем распространения социально значимых заболеваний, недостаточной материально-технической базой учреждений здравоохранения.
Большой процент износа медицинского оборудования, недостаточное финансирование препятствуют внедрению в практику здравоохранения современных технологий диагностики и лечения больных. Это приводит к позднему выявлению заболеваний и отсутствию возможности оказания таких высокотехнологичных видов медицинской помощи, как аортокоронарное шунтирование, электрофизиологическое исследование сердца и сосудов, нейрохирургические операции III - IV категорий сложности, лечение осложненных катаракт, восстановление дефекта костной ткани и др. Вследствие этого большое количество жителей Смоленской области нуждается в высокотехнологичных (дорогостоящих) видах медицинской помощи, предоставляемой в федеральных учреждениях здравоохранения. Только в 2006 году 708 жителей Смоленской области были направлены в федеральные учреждения здравоохранения для получения высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи за счет средств федерального бюджета (в счет квот) и 124 - за счет средств областного бюджета.
В среднем около 1 000 жителей Смоленской области нуждается в высокотехнологичных (дорогостоящих) видах медицинской помощи, предоставляемой в федеральных учреждениях здравоохранения, и около 1 500 - в областных государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Патология костно-мышечного аппарата и соединительной ткани (ревматические заболевания), рассеянный склероз, заболевания крови и кроветворных органов стоят в ряду наиболее значимых медицинских проблем.
Медико-социальная значимость ревматических заболеваний до последнего времени недооценивалась. Причинами этого явились, во-первых, малочисленность данных о влиянии патологии костно-мышечного аппарата на качество жизни больного, во-вторых, отсутствие данных о реальной, а не зарегистрированной распространенности заболеваний в г.Смоленске и Смоленской области.
Так, в г. Смоленске зарегистрированы (находятся на диспансерном наблюдении):
- с системными поражениями соединительной ткани - 83 человека;
- с ревматоидный артритом - 300 человек.
Показатель заболеваемости болезнями костно-мышечной системы составляет 137,2 на 100 тыс. населения.
В городе Смоленске имеется 21 лечебно-профилактическое учреждение, только 6 - стационарные учреждения здравоохранения, при этом стационарное лечение больные, страдающие ревматическими заболеваниями, могут получить только в негосударственном учреждении здравоохранения "Отделенческая больница на станции Смоленск ОАО "Российские железные дороги" (далее - НУЗ "Отделенческая больница на станции Смоленск ОАО "РЖД"). Возможность оказания специализированной помощи данной категории больных в других стационарных учреждениях здравоохранения отсутствует.
Таким образом, анализ вышеперечисленных фактов свидетельствует, с одной стороны, об актуальности такой проблемы, как ревматическая патология (на сегодняшний день заболевания костно-мышечной системы находятся на 4-м месте по таким показателям, как "обращаемость населения" (после заболеваний системы кровообращения, дыхания и болезней глаза) и "число дней с временной утратой нетрудоспособности"), с другой - о настоятельной необходимости создания регистра пациентов с ревматическими заболеваниями по г. Смоленску и Смоленской области (статистические данные по большинству нозологий в области ревматологии (ревматические заболевания включают в себя более 150 болезней и синдромов) в настоящее время отсутствуют).
Распространенность заболевания рассеянным склерозом (далее также - PC) - актуальная проблема современной неврологии. Она обусловлена относительно высоким уровнем заболевания лиц трудоспособного возраста и быстрой их инвалидизацией.
В России насчитывается не менее 150 тысяч больных рассеянным склерозом. В последние годы в нашей стране отмечается рост этого заболевания. Рассеянный склероз стал чаще поражать детей. В 2003 - 2004 годах кафедрой нейрохирургии государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Смоленская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" совместно с Департаментом Смоленской области по здравоохранению в целях оказания на территории Смоленской области медико-социальной помощи больным РС проведено эпидемиологическое исследование. Для получения данных среди неврологов Смоленской области была распространена анкета, содержащая ряд основных сведений о наблюдающихся у врачей пациентах.
В результате проведенного исследования выявлено 506 больных РС в возрасте от 10 до 76 лет, у большинства имело место ремитирующее течение болезней с вторичным прогрессированием, в 35 процентах случаев отмечалось более пяти обострений патологического процесса. В 10,6 процента случаев имело место первичное прогрессирующее течение РС.
По степени тяжести функциональных нарушений больные распределились следующим образом: 33,8 процента не испытывали проблем с самостоятельным передвижением; 32 процента самостоятельно передвигались с трудом; 12,8 процента могли передвигаться только с посторонней помощью, 21,4 процента не могли передвигаться ни самостоятельно, ни с посторонней помощью.
Состояние трудоспособности в изученной группе пациентов в целом было неблагоприятным: инвалидность имели 90 процентов больных, в том числе инвалиды III группы - 21,7 процента; 37,3 процента - инвалиды II группы; 31 процент - инвалиды I группы. При этом частичную или полную трудоспособность сохраняли 31,7 процента, однако трудовой деятельностью были заняты только 19,9 процента. Необходимо отметить, что основную группу (68,3 процента) лиц со стойкой утратой трудоспособности составили больные, у которых имелись выраженные функциональные дефекты, затрудняющие самообслуживание (I и II группы инвалидности).
Средний показатель по Смоленской области составил 28 человек на 100 тыс. населения. Однако необходимо учитывать полученные в ряде эпидемиологических исследований данные о том, что доля больных с тяжелыми функциональными нарушениями, эквивалентными I и II группам инвалидности по принятой в Российской Федерации градации, составляет 30 - 35 процентов от числа больных РС. Доля инвалидов I и II групп среди больных РС составляет 68,3 процента. Учитывая это, распространенность заболевания следует оценивать как 50 - 60 случаев на 100 тыс. населения, что соответствует верхней границе зоны среднего риска.
Это означает, что значительная доля больных РС (в основном с легкими и средне тяжелыми формами заболевания) по различным причинам выпадает из поля зрения учреждений здравоохранения, а регулярно наблюдаются преимущественно тяжелые больные, нуждающиеся в периодическом проведении курсов лечения и оформлении медицинской документации для освидетельствования в органах медико-социальной экспертизы. Таким образом, для установления истинного количества больных РС и создания базы данных таких больных необходимо продолжать эпидемиологические исследования с использованием различных форм получения информации.
Лечение больных, имеющих заболевания крови и кроветворных органов, относится к одному из самых дорогостоящих видов медицинской помощи.
По состоянию на 15.10.2007 на учете состоит 71 пациент с миелолейкозом и другими гемобластозами, из них 2 - дети.
Средняя стоимость лечения 1 пациента с указанными заболеваниями составляет 9 326 988 рублей в год.
Стационарное лечение такие больные могут получить только в областном гематологическом центре НУЗ "Отделенческая больница на станции Смоленск ОАО "РЖД", возможность оказания специализированной помощи данной категории больных в других стационарных учреждениях здравоохранения отсутствует.
Реализация ведомственной целевой программы "Оказание высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи населению Смоленской области" на 2008 год позволит внедрить современные методы исследования, лечения, реабилитации лиц, страдающих ревматическими заболеваниями, рассеянным склерозом, заболеваниями крови и кроветворных органов, повысить уровень доступности высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи для населения Смоленской области, улучшить качество жизни больных, снизить материальные затраты, связанные с инвалидизацией больных.
По-прежнему основными причинами первичной инвалидности остаются общие заболевания. Отмечается снижение первичной инвалидности на 0,38 процента среди инвалидов детства и на 0,04 процента среди участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф. Отмечается рост на 0,28 процента первичной инвалидности среди бывших военнослужащих и на 0,28 процента - инвалидности вследствие трудового увечья и профессиональных заболеваний.
Сравнительные показатели первичной инвалидности среди взрослого населения Смоленской области по возрастным группам представлены в таблице 1.
Таблица 1
N п/п |
Наименование показателей |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
||||||
абсолютное число |
на 10 тыс. взрослого населения |
процентов |
абсолютное число |
на 10 тыс. взрослого населения |
процентов |
абсолютное число |
на 10 тыс. взрослого населения |
процентов |
||
1. |
Число лиц, признанных инвалидами |
12 006 |
137,8 |
100 |
15 083 |
173,7 |
100 |
10 274 |
123,8 |
100 |
2. |
Число лиц, признанных инвалидами впервые (трудоспособного возраста) |
5 152 |
59,1 |
42,9 |
5 212 |
60 |
34,5 |
4 328 |
52,1 |
42,1 |
3. |
Число лиц, признанных инвалидами впервые (пенсионного возраста) |
6 854 |
78,7 |
57,1 |
9 871 |
113,7 |
65,5 |
5 946 |
71,6 |
57,9 |
В связи с вступлением в силу в 2004 году Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" пенсионеры, имеющие различные заболевания, но не являющиеся инвалидами, стали обращаться в федеральное государственное учреждение "Государственное бюро медико-социальной экспертизы по Смоленской области" с целью установления им группы инвалидности. Поэтому в 2004 - 2005 годах отмечен значительный рост первичной инвалидности за счет лиц пенсионного возраста. В 2006 году обращения указанных лиц с целью установления группы инвалидности прекратились и значение данного показателя снизилось.
Структура первичной инвалидности среди лиц взрослого населения по нозологическим формам заболеваний представлена в таблице 2.
Таблица 2
N п/п |
Наименование заболеваний |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
|||
абсолютное число |
структура (%) |
абсолютное число |
структура (%) |
абсолютное число |
структура (%) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Туберкулёз |
531 |
4,42 |
540 |
3,58 |
382 |
3,73 |
2. |
Злокачественные новообразования |
1 588 |
13,23 |
1 828 |
12,11 |
1 694 |
16,50 |
3. |
Психические расстройства |
485 |
4,04 |
537 |
3,56 |
487 |
4,75 |
4. |
Болезни нервной системы |
529 |
4,4 |
633 |
4,19 |
503 |
4,89 |
5. |
Болезни органов зрения |
305 |
2,54 |
432 |
2,86 |
278 |
2,71 |
6. |
Болезни органов кровообращения |
5 517 |
45,97 |
7 438 |
49,31 |
4 525 |
44,04 |
из них: ишемическая болезнь сердца |
2 231 |
18,59 |
3 087 |
20,46 |
1 815 |
17,67 |
|
цереброваскулярные болезни сердца |
1 958 |
16,36 |
2 571 |
17,04 |
1 580 |
15,37 |
|
гипертоническая болезнь |
594 |
4,95 |
846 |
5,60 |
394 |
3,83 |
|
7. |
Болезни органов дыхания |
425 |
3,54 |
520 |
3,44 |
260 |
2,54 |
8. |
Болезни органов пищеварения |
215 |
1,79 |
229 |
1,51 |
180 |
1,76 |
9. |
Болезни костно - мышечной системы |
992 |
8,26 |
1 507 |
9,98 |
966 |
9,40 |
10. |
Болезни эндокринной системы |
317 |
2,64 |
349 |
2,31 |
161 |
1,57 |
в том числе сахарный диабет |
283 |
2,35 |
303 |
2 |
132 |
1,28 |
|
11. |
Травмы всех локализаций |
724 |
6,03 |
717 |
4,75 |
595 |
5,80 |
в том числе производственные травмы |
79 |
0,65 |
55 |
0,36 |
53 |
0,51 |
|
12. |
Профессиональные заболевания |
16 |
0,13 |
28 |
0,18 |
15 |
0,15 |
13. |
Прочие заболевания |
239 |
1,99 |
203 |
1,35 |
228 |
2,16 |
Как свидетельствуют данные таблицы 2, в 2006 году по сравнению с 2005 годом отмечается снижение уровня заболеваемости органов кровообращения (с 49,3 процента до 44,04 процента) и костно-мышечной системы (с 9,98 процента до 9,4 процента). Вместе с тем увеличилось количество злокачественных новообразований (с 12,11 процента до 16,5 процента), травм всех локализаций (с 4,75 процента до 5,8 процента) и болезней нервной системы (с 4,19 процента до 4,89 процента). Заболевания органов кровообращения и заболевания злокачественными новообразованиями стабильно занимают в структуре первичной инвалидности 1-е и 2-е места.
2. Основные цели и задачи ведомственной целевой программы
Основными целями ведомственной целевой программы являются:
- обеспечение жителей Смоленской области высокотехнологичными (дорогостоящими) видами медицинской помощи в федеральных, областных государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;
- организация медицинской помощи больным рассеянным склерозом;
- организация специализированной высокотехнологичной медицинской помощи жителям Смоленской области, имеющим ревматические заболевания;
- лечение больных, имеющих заболевания крови и кроветворных органов.
Для достижения указанных целей планируется решение следующих задач:
- обеспечение жителей Смоленской области, нуждающихся в получении высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи, консультациями, обследованием и лечением в федеральных, областных государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;
- внедрение в практику областных государственных учреждений здравоохранения современных медицинских технологий профилактики, диагностики и лечения больных;
- обеспечение преемственности в лечении и реабилитации больных, получивших высокотехнологичные (дорогостоящие) виды медицинской помощи в федеральных и областных государственных учреждениях здравоохранения;
- совершенствование современных технологий обследования и оперативного лечения больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
3. Целевые показатели
Целевыми показателями ведомственной целевой программы являются:
1) уровень обеспеченности жителей Смоленской области высокотехнологичными (дорогостоящими) видами медицинской помощи. Показатель рассчитывается по следующей формуле:
, где
- - показатель обеспеченности (в процентах);
- - количество жителей, получивших высокотехнологичные (дорогостоящие) виды медицинской помощи;
- - количество жителей, нуждающихся в получении высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи в течение года. Плановое значение показателя - 97 процентов;
2) количество жителей Смоленской области, получивших консультативную помощь и лечение в федеральных учреждениях здравоохранения (абсолютное число). Плановое значение показателя - 100 человек;
3) количество жителей Смоленской области, получивших консультативную помощь в областных государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (абсолютное число). Плановое значение показателя - 1 500 человек;
4) количество жителей Смоленской области, получивших высокотехнологичные (дорогостоящие) виды медицинской помощи в областных государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (абсолютное число). Плановое значение показателя - 306 человек;
5) количество используемых в областных государственных учреждениях здравоохранения современных высокотехнологичных методов диагностики и лечения (абсолютное число). Плановое значение показателя - 4 современных технологии оперативного лечения больных с заболеваниями позвоночника, черепа, головного мозга;
6) снижение показателя смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Показатель рассчитывается по следующей формуле:
, где
- - показатель смертности (в процентах);
- - число умерших от сердечно-сосудистых заболеваний в течение года;
- - общее число умерших в течение года от всех причин.
Плановое значение показателя - 0,3 процента к уровню 2007 года.
Источниками расчета являются данные оперативной отчетности по указанным целевым показателям, представляемые в Департамент Смоленской области по здравоохранению областными государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения, оказывающими высокотехнологичные (дорогостоящие) виды медицинской помощи в рамках ведомственной целевой программы.
4. Оценка эффективности социально-экономических последствий реализации ведомственной целевой программы
В результате реализации ведомственной целевой программы ожидается:
- повышение уровня обеспеченности высокотехнологичными (дорогостоящими) видами медицинской помощи жителей Смоленской области, нуждающихся в получении высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи, до 97 процентов;
- обеспечение 100 жителей Смоленской области высокотехнологичными (дорогостоящими) видами медицинской помощи, предоставляемой в федеральных учреждениях здравоохранения;
- обеспечение 1 500 жителей Смоленской области высокотехнологичными (дорогостоящими) видами медицинской помощи, предоставляемой областными государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения;
- проведение оперативного лечения 50 жителей Смоленской области с заболеваниями позвоночника, черепа, головного мозга;
- дальнейшее развитие и совершенствование современных технологий обследования и оперативного лечения больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы;
- проведение высокотехнологичной диагностики и оперативного лечения 50 жителей Смоленской области с патологией сердечно-сосудистой системы;
- снижение показателя смертности от сердечно-сосудистых заболеваний на 0,3 процента к уровню 2007 года;
- обеспечение 600 жителей Смоленской области, имеющих ревматические заболевания, необходимой медицинской помощью;
- создание регистра жителей Смоленской области, имеющих ревматические заболевания;
- повышение уровня обеспеченности комплексным лечением жителей Смоленской области, имеющих ревматические заболевания, на 45 процентов;
- повышение уровня ранней диагностики заболевания до 5 процентов от общего числа впервые диагностированных случаев рассеянного склероза;
- 100-процентный охват комплексной лекарственной терапией госпитализированных пациентов с тяжелыми формами обострения рассеянного склероза.
5. Перечень программных мероприятий
Мероприятия ведомственной целевой программы направлены на обеспечение жителей Смоленской области высокотехнологичными (дорогостоящими) видами медицинской помощи в федеральных, областных государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, развитие новых методик и технологий лечения в сфере кардиохирургической, нейрохирургической и травматологической помощи для применения в областных государственных учреждениях здравоохранения, а также на лечение стационарных больных рассеянным склерозом, стационарных больных, имеющих заболевания крови и кроветворных органов, стационарных больных, имеющих ревматические заболевания.
Перечень программных мероприятий представлен в приложении к ведомственной целевой программе.
6. Система управления реализацией ведомственной целевой программы
Ответственным за реализацию ведомственной целевой программы является отдел организации и развития медицинской помощи населению Департамента Смоленской области по здравоохранению.
Ответственным за формирование отчетности о ходе реализации ведомственной целевой программы является отдел стратегического планирования и экономики Департамента Смоленской области по здравоохранению.
Контроль за ходом реализации ведомственной целевой программы осуществляют Департамент финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области и Департамент экономического развития и торговли Смоленской области.
Постановлением Администрации Смоленской области от 9 июля 2008 г. N 378 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к ведомственной целевой программе
"Оказание высокотехнологичных
(дорогостоящих) видов медицинской помощи
населению Смоленской области" на 2008 год
Перечень
программных мероприятий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Смоленской области от 15 февраля 2008 г. N 118 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Оказание высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи населению Смоленской области" на 2008 год"
Настоящее постановление применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2008 г.
Текст постановления опубликован в Вестнике Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области от 4 марта 2008 г. N 3 (Часть II)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Смоленской области от 19 декабря 2008 г. N 726
Постановление Администрации Смоленской области от 22 августа 2008 г. N 453
Постановление Администрации Смоленской области от 9 июля 2008 г. N 378