31 августа, 30 ноября 2007 г., 29 августа 2008 г.
Рассмотрев проект городской целевой Программы по улучшению качества анестезиологической и реанимационной помощи населению города Смоленска на 2007 - 2009 годы, руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 25 Устава города Смоленска, Смоленский городской Совет решил:
1. Утвердить прилагаемую городскую целевую Программу по улучшению качества анестезиологической и реанимационной помощи населению города Смоленска на 2007 - 2009 годы.
2. Главе города Смоленска Халецкому В.Н.:
2.1. Обеспечить своевременное финансирование Программы, предусмотрев в бюджете города Смоленска денежные средства на соответствующий год в период с 2007 по 2009 год.
Выделение денежных средств осуществлять в I - III кварталах текущего года.
2.2. Информацию о ходе выполнения Программы представлять 2 раза в год на рассмотрение сессии Смоленского городского Совета.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию Смоленского городского Совета по вопросам здравоохранения и экологической безопасности (В.С. Зуй).
Председатель |
С.А. Лебедев |
Целевая программа
по улучшению качества анестезиологической и реанимационной помощи населению города Смоленска на 2007 - 2009 годы
(утв. решением Смоленского городского Совета от 27 октября 2006 г. N 401)
31 августа, 30 ноября 2007 г.
Стоимость программы - 16 558 200 руб.
Паспорт
целевой программы по улучшению качества анестезиологической и реанимационной помощи населению города Смоленска на 2007 - 2009 годы
Полное наименование программы |
Целевая программа по улучшению качества анестезиологической и реанимационной помощи населению города Смоленска на 2007 - 2009 годы |
Основание для разработки программы |
Приказ МЗ СССР N 841 от 11.06.1986 "О дальнейшем совершенствовании анестезиолого-реанимационной помощи населению"; Приказ Минздрава СССР N 501 от 27.07.1970 "Об улучшении анестезиолого-реанимационной службы в стране"; Приказ МЗ РФ N 25 от 25.01.1999 "О мерах по улучшению медицинской помощи больным с нарушениями мозгового кровообращения". |
Координатор программы |
Заместитель Главы города Смоленска по социальной сфере Н.Ф. Швед |
Заказчик программы |
Администрация города Смоленска, Смоленский городской Совет |
Разработчики программы |
Управление здравоохранения Администрации г. Смоленска |
Исполнители программы |
Лечебно-профилактические учреждения г. Смоленска |
Цель программы |
Сохранение и улучшение общественного здоровья жителей г. Смоленска, снижение больничной летальности, смертности и инвалидизации населения путем своевременного, качественного, эффективного оказания экстренной анестезиолого-реанимационной помощи при состояниях и болезнях, угрожающих жизни больных, с использованием современного оборудования и новейших технологий; сохранение необходимых объемов анестезиолого-реанимационной помощи в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи; развитие материально-технической базы данной службы. |
Сроки и этапы: (период реализации программы) |
2007 - 2009 годы |
Основные разделы программы |
1. Укрепление материально-технической базы службы анестезиологии и реанимации 2. Развитие и совершенствование реанимационной помощи детскому населению г. Смоленска |
Источники финансирования |
Бюджет города Смоленска |
Объемы финансирования |
2007 г. - 5021,5 тыс. руб. 2008 г. - 5700,3 тыс. руб. 2009 г. - 5836,4 тыс. руб. |
1. Введение
Реаниматология - наука о критических, терминальных и постреанимационных состояниях, включающая изучение патогенеза неспецифических общепатологических реакций организма, разработку и применение профилактических и лечебных мероприятий, обеспечивающих поддержку или замену жизненно-важных# функций (искусственная вентиляция, гемодиализ, искусственное кровообращение и т.д.) при возникновении или угрозе их критического нарушения.
Основатель отечественной реаниматологии В.А. Неговский учил: "Жизнь есть наш величайший дар. Мы должны продолжать бороться за людей, стоящих на грани жизни и смерти".
Оказание своевременной квалифицированной экстренной анестезиолого-реанимационной помощи в условиях неблагоприятной демографической ситуации в городе является важнейшим фактором, позволяющим снизить больничную летальность и общую смертность населения г. Смоленска, сократить сроки нетрудоспособности, минимизировать выход на инвалидность.
Анестезиолого-реанимационная служба - одна из самых оборудованиеемких служб в здравоохранении. В течение 20 последних лет эпизодически закупалось оборудование для реанимационных отделений стационаров города, которое на сегодня имеет почти 100 % износ. Это в значительной степени ухудшает качество реанимационных мероприятий.
Данная программа соответствует концепции Правительства РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, направленной на развитие и сохранение интенсивной медицинской помощи и сокращение плановых стационарных коек.
В г. Смоленске стационары разделены по интенсивности оказания медицинской помощи, так статус одной из крупных больниц города "КБСМП" почти полностью соответствует скоропомощному. Наиважнейшей задачей является правильная организация и хорошее материально-техническое обеспечение реанимационной и анестезиологической службы этого ЛПУ.
2. Цели программы
2.1. Сохранение и улучшение общественного здоровья жителей г. Смоленска путем снижения больничной летальности, общей смертности и, как следствие - снижение инвалидизации населения.
2.2. Улучшение качества оказания реанимационной помощи больным в критических состояниях, угрожающих жизни.
2.3. Обеспечение оперативной деятельности стационаров квалифицированными качественными анестезиологическими пособиями.
2.4. Выполнение стандарта оснащения наркозно-дыхательной аппаратурой, оборудованием для мониторинга жизненно-важных# функций организма пациента.
2.5. Повышение эффективности реанимационных мероприятий за счет применения современного оборудования и новейших технологий.
2.6. Привлечение к работе в данной специальности молодых специалистов.
2.7. Организация отделений реанимации в родильных домах.
3. Структура службы анестезиологии и реанимации ЛПУ города Смоленска. Кадровый потенциал, материально-техническое обеспечение по состоянию на 01.07.2006 г.
3.1. Структура.
Для обеспечения анестезиологической и реанимационной помощи в г.Смоленске в общем коечном фонде больниц развернуто 39 реанимационных коек. Работают 5 реанимационных отделений, из них 4 специализированных.
Перечень отделений следующий:
- в КБСМП открыто многопрофильное реанимационное отделение на 15 коек; кроме того развернуто 9 коек интенсивной терапии в отделении неотложной кардиологии;
- в "Клинической больнице N 1" работают 4 отделения на 6 коек каждое: реанимационное отделение хирургического, терапевтического, акушерского и инфекционного профиля.
Общая и полезная площадь всех перечисленных отделений реанимации ниже допустимых величин. Так в "Клинической больнице N 1" полезная площадь на 1-го больного составляет 5 - 6 м2, вместо допустимых 12 м2.
3.2. Кадры:
МЛПУ "КБСМП"
Отделение общего профиля
|
Ставки |
Физические лица |
Врачи |
27 |
18 |
Медсестры |
48,25 |
47 |
Санитарки |
15 |
15 |
МЛПУ "Клиническая больница N 1"
Отделение хирургического профиля
|
Ставки |
Физические лица |
Врачи |
12 |
11 |
Медсестры |
19 |
16,5 |
Санитарки |
6 |
1 |
Отделение терапевтического профиля
|
Ставки |
Физические лица |
Врачи |
5 |
3 |
Медсестры |
10 |
7 |
Санитарки |
6 |
3 |
Отделение акушерского профиля
|
Ставки |
Физические лица |
Врачи |
7 |
5 |
Медсестры |
16 |
16 |
Санитарки |
5,5 |
2,0 |
Отделение инфекционного профиля
|
Ставки |
Физические лица |
Врачи |
5 |
4 |
Медсестры |
12 |
9 |
Санитарки |
5 |
0 |
Все врачи своевременного# повышают квалификацию и проходят аттестацию. Врачей высшей категории - 22, первой - 13, второй - 14.
Как видно из таблиц, обеспеченность кадрами недостаточная, 50 % врачей пенсионного возраста. Молодые специалисты в реанимационную службу не приходят.
3.3. Материально-техническое обеспечение:
N |
Тип аппаратуры |
Количество |
||
КБСМП |
Клиническая больница N 1 |
|||
АРО |
ПИН кардиологии |
|
||
1 |
Наркозно-дыхательная аппаратура |
47 |
- |
16 |
|
Полинаркон (1984 - 1990 гг.) |
12 |
- |
8 |
|
Фаза (2004 г.) |
1 |
- |
1 |
2 |
Дыхательная аппаратура |
- |
- |
- |
|
Р0-6 (1981 - 1990 гг.) |
6 |
- |
5 |
|
РО-9 (2002 г.) |
14 |
|
5 |
|
Ньюпорт Бриз (2004 г.) |
4 |
- |
- |
3 |
Мониторы прикроватные (1990 - 2006) |
8 (работающий - 1) |
7 (6 - выпуска 1995 г.) |
1 |
4 |
Шприцевые дозаторы (2001) |
9 |
4 |
4 |
5 |
Отсосы |
6 |
1 |
14 |
6 |
Функциональные кровати 3-х секционные# |
15 |
9 |
24 |
7 |
Дефибрилляторы |
4 |
4 |
4 |
4. Объемы оказания анестезиологической и реанимационной помощи в ЛПУ города Смоленска
4.1. Работа коек реанимации (2005 год):
N |
Показатель |
КБСМП |
Клиническая больница N 1 |
|
АРО |
ПИН |
|
||
1 |
Количество больных |
1204 |
498 |
2217 |
2 |
Проведено койко-дней |
4472 |
3700 |
1450 |
3 |
Работа койки |
299,9 |
411,1 |
|
4 |
Летальность |
10,2 |
59,2 |
11,9 |
5 |
Средний койко-день |
3,4 |
11,5 |
2,97 |
6 |
Оборот койки |
87,1 |
35,8 |
15,6 |
7 |
% выполнения плана |
88,8 |
120,9 |
|
Летальность в отделениях реанимации по годам:
N |
Год |
Летальность |
|
КБСМП |
Клиническая больница N 1 |
||
1 |
2001 |
228 |
|
2 |
2002 |
265 |
|
3 |
2003 |
262 |
233 |
4 |
2004 |
236 |
256 |
5 |
2005 |
276 |
309 |
Длительность ИВЛ (2005 год):
N |
Временной показатель |
КБСМП (чел.) |
Клиническая больница N 1 (чел.) |
1 |
До 12 часов |
326 |
155 |
2 |
До 5 суток |
112 |
80 |
3 |
Свыше 5 суток |
52 |
41 |
|
Всего |
490 |
276 |
Анестезиологическая работа (2005 год):
Виды анестезий
N |
Виды анестезий |
КБСМП |
Клиническая больница N 1 |
||
плановая |
экстренная |
плановая |
экстренная |
||
1 |
Эндотрахеальные |
1208 |
1692 |
873 |
471 |
2 |
Масочные |
0 |
0 |
1 |
42 |
3 |
Внутривенные |
3942 |
1358 |
150 |
581 |
4 |
Перидуральные/спинальные |
260 |
46 |
401 |
455 |
5 |
Проводниковые |
159 |
109 |
|
|
Показатели интенсивности анестезиологической работы (2005 год):
N |
Показатель |
КБСМП |
Клиническая больница N 1 |
1 |
Занятость в % |
|
|
|
Расчетная |
69 |
|
|
фактическая(в основное время/по дежурству) |
77/64 |
|
2 |
Оперативность в % |
|
|
|
Эндотрахеальные |
77 |
|
|
Внутривенные |
84 |
|
|
Региональные |
82,3 |
|
|
Общие |
80 |
|
4# |
Активность в % |
|
|
|
Плановая |
58 |
|
|
Срочная |
62 |
|
|
Общая |
60,5 |
|
5 |
Всего проведено анестезий |
8774 |
|
5. Основные проблемы в организации анестезиолого-реанимационной помощи пациентам в ЛПУ города Смоленска
В современных условиях для обеспечения безопасности пациента во время операции и повышения качества проведения реанимации необходим непрерывный мониторинг состояния больного. Это обеспечивается наличием соответствующего оборудования, включающего наркозно-дыхательную аппаратуру, мониторное и лабораторное оборудование. Отсутствие на рабочем месте врача анестезиолога-реаниматолога необходимой аппаратуры увеличивает риск операции и делает неэффективной, а иногда и невозможной реанимацию и интенсивную терапию больных в критических состояниях.
Для снижения риска анестезии и операции, а также для повышения эффективности реанимации рабочее место анестезиолога-реаниматолога в операционной и реанимационной палате должно обеспечиваться минимальным стандартом оснащения наркозно-дыхательной аппаратурой и стандартом мониторинга. В г. Смоленске минимальный стандарт обеспечения рабочего места врача анестезиолога-реаниматолога необходимым оборудованием отсутствует даже в крупных клинических многопрофильных больницах. Используемые в этих больницах наркозно-дыхательные аппараты при больших по объему оперативных вмешательствах и длительной респираторной терапии не отвечают современным требованиям, предъявляемым к наркозно-дыхательным аппаратам. Отсутствует также минимальный стандарт оснащения рабочего места анестезиолога при проведении анестезии в женских консультациях.
Оснащенность отделений аппаратурой в количественном отношении следует признать неудовлетворительной. При этом качество аппаратов, особенно вентиляторов не отвечает всем требованиям при условии использования их у больных в критических состояниях. Респираторы типа РО, которым оснащены реанимационные отделения, непригодны для длительной респираторной терапии. При длительной вентиляции они не могут обеспечить оптимальный газообмен в легких и в этой связи снижают эффективность интенсивной терапии и увеличивают летальность больных. Следует отметить, что вся имеющаяся наркозно-дыхательная аппаратура устарела и 80 % ее подлежит либо ремонту, либо списанию.
Что касается мониторного оборудования, то обеспечение мониторами палат реанимации и операционных следует признать крайне недостаточным. В 15-ти коечном# отделении реанимации КБСМП работающие мониторы вообще отсутствуют. Отсутствуют они в операционных обеих больниц.
В связи с крайней недостаточностью необходимого современного оборудования отсутствует возможность применения новых методик и технологии в реанимации больных.
Также отделения не обеспечены лабораторным оборудованием для экспресс-диагностики, функциональными кроватями.
Большой проблемой является отсутствие отделения реанимации в городском клиническом родильном доме и отсутствие кардиореанимационного отделения в КБСМП.
Решением Смоленского городского Совета от 30 ноября 2007 г. N 703 в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения
6. План реализации целевой программы:
N п/п |
Мероприятия |
Источник финансирования |
Сроки исполнения |
Исполнитель |
1. |
Приобретение современного оборудования для проведения анестезиологических и реанимационных мероприятий (приложение 1) |
Городской бюджет |
2007 - 2009 г.г.# |
Управление здравоохранения, главные врачи МЛПУ |
2. |
Организация полноценных отделений реанимации, палат интенсивной реанимации в родильных стационарах |
Городской бюджет |
2008 - 2009 г.г.# |
-//- |
Финансирование:
2007 год - 5021,5 тыс. руб. - городской бюджет
2008 год - 5700,3 тыс. руб. - городской бюджет
2009 год - 5836,4 тыс. руб. - городской бюджет
7. Эффективность реализации данной программы:
Реализация данной программы позволит, в первую очередь, улучшить качество медицинской помощи больным при состояниях, угрожающих жизни пациентов, увеличить эффективность реанимационных мероприятий и анестезиологических пособий при проведении операционных вмешательств, в том числе с использованием современной эндоскопической техники. В связи с этим ожидается снижение больничной летальности, смертности населения, его заболеваемости и инвалидизации, что приведет к улучшению демографических показателей и общественного здоровья населения г. Смоленска.
Кроме того, реализация программы позволит обеспечить с помощью новейшего оборудования качественный мониторинг жизненно-важных# функций пациента в критических состояниях.
Будет возможно выполнение существующего стандарта оборудования рабочего места врача-реаниматолога, врача-анестезиолога. Приобретение современных аппаратов ИВЛ сделает возможным проведение длительной вентиляции легких, обеспечение оптимального газообмена в легких, и, как следствие, увеличение эффективности интенсивной терапии.
Заместитель Главы города Смоленска |
Н.Ф. Швед |
Решением Смоленского городского Совета от 29 августа 2008 г. N 942 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 1
к целевой программе
по улучшению качества анестезиологической
и реанимационной помощи населению г. Смоленска
(в ред. Решения Смоленского городского Совета
от 31 августа 2007 г. N 625)
Смета на приобретение современного оборудования
31 августа 2007 г., 29 августа 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Смоленского городского Совета от 27 октября 2006 г. N 401 "Об утверждении городской целевой Программы по улучшению качества анестезиологической и реанимационной помощи населению города Смоленска на 2007 - 2009 годы"
Текст решения опубликован в газете "Смоленские городские известия" от 9 ноября 2006 г. N 8, от 12 декабря 2007 г. N 10
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Смоленского городского Совета от 30 сентября 2008 г. N 961
Решение Смоленского городского Совета от 29 августа 2008 г. N 942
Решение Смоленского городского Совета от 30 ноября 2007 г. N 703
Решение Смоленского городского Совета от 31 августа 2007 г. N 625