Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению Администрации
Смоленской области
от 22 июня 2009 г. N 344
Методика
проведения экспертизы проектов областных нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции
1. Общие положения
1.1. Настоящая Методика разработана для использования ее органами исполнительной власти Смоленской области и независимыми экспертами соответственно при организации работы по разработке проектов областных нормативных правовых актов, иных документов и проведении их экспертизы в целях выявления положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных положений.
1.2. Коррупционными факторами признаются положения проектов областных законов, вносимых в Смоленскую областную Думу в порядке законодательной инициативы Губернатором Смоленской области, указов и распоряжений Губернатора Смоленской области, постановлений и распоряжений Администрации Смоленской области (далее - проекты документов), которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.
1.3. Коррупциогенными нормами признаются положения проектов документов, содержащие коррупционные факторы.
2. Основные правила проведения экспертизы на коррупциогенность
2.1. Эффективность проведения экспертизы на коррупциогенность определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.
2.2. Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов экспертизы на коррупциогенность необходимо проводить экспертизу каждой нормы проекта документа на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.
2.3. По результатам экспертизы на коррупциогенность составляется экспертное заключение, в котором отражаются все выявленные положения проекта документа, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.
В экспертном заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупционных факторов.
2.4. Выявленные при проведении экспертизы на коррупциогенность положения, не относящиеся в соответствии с настоящей Методикой к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в экспертном заключении.
3. Коррупционные факторы
3.1. Коррупционными факторами являются:
- факторы, связанные с реализацией полномочий органа исполнительной власти Смоленской области и его должностных лиц, органа местного самоуправления муниципального образования Смоленской области и его должностных лиц, областных государственных предприятий (учреждений) и их должностных лиц;
- факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
- факторы системного характера.
3.2. Факторы, связанные с реализацией полномочий органа исполнительной власти Смоленской области и его должностных лиц, органа местного самоуправления муниципального образования Смоленской области и его должностных лиц, областных государственных предприятий (учреждений) и их должностных лиц, выражаются в:
- широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов исполнительной власти Смоленской области и их должностных лиц, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области и их должностных лиц, областных государственных предприятий (учреждений) и их должностных лиц;
- определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами исполнительной власти Смоленской области и их должностными лицами, органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области и их должностными лицами, областными государственными предприятиями (учреждениями) и их должностными лицами действий в отношении граждан и организаций;
- наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
- злоупотреблении правом заявителя органами исполнительной власти Смоленской области и их должностными лицами, органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области и их должностными лицами, областными государственными предприятиями (учреждениями) и их должностными лицами - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
- выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов исполнительной власти Смоленской области и их должностных лиц, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области и их должностных лиц, областных государственных предприятий (учреждений) и их должностных лиц;
- чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа исполнительной власти Смоленской области и его должностных лиц, органа местного самоуправления муниципального образования Смоленской области и его должностных лиц, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
- принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов исполнительной власти Смоленской области и их должностных лиц, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области и их должностных лиц при принятии нормативных правовых актов;
- заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
- юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
3.3. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте документа и выражаются в:
- существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
- отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами исполнительной власти Смоленской области и их должностными лицами, органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области и их должностными лицами, областными государственными предприятиями (учреждениями) и их должностными лицами определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
- отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
- отсутствии запретов и ограничений для органов исполнительной власти Смоленской области и их должностных лиц, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области и их должностных лиц, областных государственных предприятий (учреждений) и их должностных лиц - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус государственных (муниципальных) служащих в коррупциогенных отраслях;
- отсутствии мер ответственности органов исполнительной власти Смоленской области и их должностных лиц, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области и их должностных лиц, областных государственных предприятий (учреждений) и их должностных лиц - отсутствии норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений, а также норм о юридической ответственности служащих;
- отсутствии указания на формы, виды контроля за органами исполнительной власти Смоленской области и их должностными лицами, органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области и их должностными лицами, областными государственными предприятиями (учреждениями) и их должностными лицами - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов исполнительной власти Смоленской области и их должностных лиц, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области и их должностных лиц, областных государственных предприятий (учреждений) и их должностных лиц;
- нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов исполнительной власти Смоленской области и их должностных лиц, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области и их должностных лиц, областных государственных предприятий (учреждений) и их должностных лиц, и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
3.4. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа, - нормативные коллизии.
Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов исполнительной власти Смоленской области и их должностных лиц, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области и их должностных лиц, областных государственных предприятий (учреждений) и их должностных лиц возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов исполнительной власти Смоленской области и их должностных лиц, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области и их должностных лиц, областных государственных предприятий (учреждений) и их должностных лиц.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.