Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Муниципальная программа
"Охрана окружающей среды на территории муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области" на 2014-2016 годы
(утв. постановлением Администрации муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области от 30 апреля 2014 г. N 543)
16 сентября 2014 г.
Паспорт изменен с 1 августа 2014 г. - Постановление Администрации муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области от 16 сентября 2014 г. N 1318
Паспорт программы
Наименование Программы |
Муниципальная программа "Охрана окружающей среды на территории муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области" на 2014-2016 годы (далее - Программа). |
Основание для разработки Программы |
- Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в редакции от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 246-ФЗ); - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции от 02.07.2013 N 185-ФЗ); - Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции от 02.07.2013 N 185-ФЗ); - Указ Президента Российской Федерации от 04.06.2008 N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики"; - Постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде"; - Областная программа "Строительство полигонов твердых бытовых отходов и очистных сооружений на территории муниципальных образований Смоленской области" на 2012-2016 годы, утвержденная постановлением Администрации Смоленской области от 30.09.2011 N 600, - Порядок организации сбора, накопления и транспортирования отработанных ртутьсодержащих ламп на территории муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области, утвержденный постановлением Администрации муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области от 21.05.2012 N 618, - постановление Администрации муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области от 18.10.2013 N 1579 "Об утверждении Порядка формирования, разработки и утверждения муниципальных программ муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области" |
Заказчик Программы |
Администрация муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области (далее - Администрация района) |
Разработчик Программы |
Комитет территориального планирования, градостроительной деятельности, энергетики и коммуникаций Администрации района (далее - Комитет ТП и ГД) |
Цель Программы |
- улучшение экологической ситуации на территории Гагаринского района |
Задачи Программы |
- сохранение чистоты природных территорий и природного биологического разнообразия; - строительство полигона ТБО, используемого для утилизации (захоронения) твёрдых бытовых отходов. |
Целевые показатели Программы |
Целевые показатели: объекты ТБО: - проектирование и строительство 1 полигона ТБО, используемого для утилизации (захоронения) твёрдых бытовых отходов; - количество приобретенной спец. техники для перевозки ТБО - 3 ед. - количество приобретенных бункеров для сбора ТБО - 42 шт.; - количество приобретенных контейнеров для сбора ТБО - 62 шт.; - количество построенных контейнерных площадок - 76 ед.; - количество контейнерных площадок, подлежащих содержанию и ремонту - 239 ед.; - количество убранных несанкционированных свалок - 93 ед. Обращение с отходами производства и потребления: - количество приобретенных специальных контейнеров для отработанных ртутьсодержащих ламп - 6 ед.; - количество утилизированных ртутьсодержащих ламп - 3,6 тыс. шт.; - количество обезвреженных и утилизированных токсичных отходов - 42 баллона с хлором. Размещение на официальном сайте Администрации района информационных материалов о реализации программных мероприятий. |
Сроки реализации Программы |
2014-2016 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы - 15970,839 тыс.руб., в том числе: - средства бюджета муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области - 4884,939 тыс.руб.; - средства бюджетов муниципальных образований Гагаринского района Смоленской области - 4065,9 тыс.руб.; - средства организаций коммунального комплекса - 7020,0 тыс.руб. |
I раздел. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
В качестве предмета Программы выбрана конкретная приоритетная проблема в области экологического развития муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области (далее - Гагаринский район).
1. Характеристика проблем:
1) "Объекты ТБО"
1.1. Перспектива развития системы сбора и утилизации ТБО.
2) "Обращение с отходами производства и потребления"
2.1. Сбор, накопление, транспортировка и утилизация отработанных ртутьсодержащих ламп (ОРТЛ).
2.2. Проведение работ по обезвреживанию токсичных отходов - утилизация аварийных баллонов с хлором.
Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2010 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Плата за загрязнение окружающей среды относится к обязательным платежам. Плательщиками указанной платы являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации и оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. Внесение платы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно докладу "О состоянии и об охране окружающей среды Смоленской области в 2011 году", подготовленному Департаментом Смоленской области по природным ресурсам, в 2011 году в Смоленской области поступление платежей за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты всех уровней составило 131,166 млн. рублей, по Гагаринскому району всего перечислено 7623095,16 рублей, в том числе: в федеральный бюджет 1524618,24 рублей, в областной бюджет - 3049238,11 рублей, в бюджет Гагаринского района - 3049238,81 рублей.
Фактическое поступление платежей за 5 лет по Гагаринскому району составило 27970,715 тыс. рублей, в том числе:
Таблица 1.1
|
Факт поступления платежей за негативное воздействие на окружающую среду, тыс. рублей |
Рост платежей последующего года к предыдущему, % |
2007 год |
4219,0 |
|
2008 год |
4480,3 |
106,2 |
2009 год |
6398,13 |
142,8 |
2010 год |
5250,19 |
82,1 |
2011 год |
7623,095 |
145,2 |
Итого: |
27970,715 |
|
1) "Объекты ТБО"
Деятельность человека в быту и в промышленности приводит к образованию большого количества отходов разного вида, что связано с постоянным возрастанием количества используемых упаковочных материалов и ростом промышленного производства. Количество отходов постоянно растёт. Нормативное образование отходов на одного человека в год составляет в настоящее время в Гагаринском районе 1,83 куб. м., в том числе 0,27 куб. м. крупные габаритные отходы. Ежегодно на территории Гагаринского района образуется около 17 тыс. тонн ТБО.
Организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципальных образований осуществляют ОМС поселений. К полномочиям Администрации муниципального образования "Гагаринский район" относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
На территориях сельских поселений хранение и захоронение твердых бытовых отходов производится в местах (свалках), определенных органами местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченными территориальными органами федеральных органов власти, органами исполнительной власти Смоленской области. В бюджетах сельских поселений предусмотрены денежные средства на их содержание и вывоз мусора.
Отходы транспортируются на полигон ТБО специализированным транспортом МУП "Коммунальщик", имеющим лицензию на этот вид деятельности. Для сбора и вывоза твердых бытовых и промышленных отходов в организации имеется 16 единиц автотранспорта, в том числе: мусоровозов - 8; бункеровозов - 5; тракторов - 3. Дифференцированный сбор отходов не производится.
Всеми организациями независимо от формы собственности, частными предпринимателями ежегодно заключаются договоры на вывоз ТБО с МУП "Коммунальщик", имеющим лицензию на выполнение данных видов работ.
Сбор и вывоз ТБО входит в состав жилищной услуги по содержанию и ремонту общедомового имущества. Организации, управляющие многоквартирными домами (МКД), ежегодно заключают договоры с МУП "Коммунальщик" на сбор и вывоз ТБО, стоимость услуги единая для всех МКД Гагаринского района.
На территории Гагаринского района расположен единственный полигон захоронения твердых бытовых отходов. На полигоне осуществляется приёмка и захоронение ТБО со всей территории района.
Первый этап строительства полигона твёрдых бытовых отходов в районе д. Ивашково Акатовского сельского поселения, общей площадью 24,3 тыс. кв.м. - на сумму 1679,0 тыс. рублей был выполнен в 2006 году, второй этап общей площадью 24,3 тыс. кв.м. на сумму 4019,0 тыс. рублей - в 2007 году. Объект для отходов 3 и 4 класса введён в эксплуатацию 01.06.2007 года, рассчитан на 9 лет эксплуатации. Площадь полигона - 24314 кв. м.
На данный объект вывозятся отходы населения, предприятий и организаций Гагаринского района, в объеме около 85 тыс. м3 в год.
По проекту количество отходов (уплотнённых) к приему - 339000 куб. м. За 2010 год размещено на полигоне 83,0 тыс. куб. м., в том числе от населения 52,2 тыс. куб.м. За 2011 год - 85,4 тыс. куб.м., в том числе от населения 52,6 тыс. куб.м. За 2012 год - 89,2 тыс. куб.м., в том числе от населения 52,7 тыс. куб.м. За 9 месяцев 2013 года размещено 63,5 тыс. куб.м., в том числе от населения 39,0 тыс. куб.м. Работа спецавтотранспорта по вывозке ТБО осуществляется строго в соответствии с маршрутными графиками.
Полигон ТБО контролируется государством в соответствии с действующим законодательством согласно разработанным Планам ПДВ (предельно допустимым выбросам).
Тариф на сбор и вывоз ТБО нерегулируемый. Тариф на утилизацию (захоронение ТБО) регулируемый: ежегодно устанавливается МУП "Коммунальщик" регулирующим органом субъекта Российской Федерации - Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике и составлял:
- в 2011 году и до 01.07.2012 - 31,44 руб. за 1 куб. метр ТБО (или 27 коп. с 1 кв. м. общей площади),
- с 01.07.2012 года - 33,53 руб. за 1 куб. метр ТБО (или 28 коп. с 1 кв. м. общей площади),
- с 01.07.2013 года - 34,96 руб. за 1 куб. метр (или 29 коп. с 1 кв. м. общей площади),
1.1. Перспектива развития системы сбора и утилизации ТБО
Полигон твердых бытовых отходов (ТБО), расположенный в деревне Ивашково Акатовского сельского поселения Гагаринского района в 13 км от города. Площадь земельного участка, отведенного под полигон 4,65 Га, площадь земельного участка, занятого захоронениями отходов 2,344 Га. Полигон ТБО состоит из 3-х карт: 1-я рекультивирована и законсервирована, по 2-й проводятся работы по рекультивации, прием ТБО проводится на 3-й. В соответствии с санитарными нормами эксплуатации подобных полигонов, по мере необходимости осуществляется послойная отсыпка складируемых ТБО. Срок действия 3-й карты рассчитан на 9 лет со дня ввода в эксплуатацию с 1 июня 2007 года. Таким образом, в 2011 году полигон ТБО отработал 2/3 допустимого срока эксплуатации. При этом объем мусора, вывозимого на полигон, ежегодно увеличивается. На 2013 год ожидаемое количество вывозимого мусора составляет 107,2 тыс. куб.м. Рост объемов по вывозу ТБО связан с увеличением численности населения, норм накопления бытового мусора, а также увеличением количества сельских поселений, заключивших договоры на вывоз мусора.
Главы администраций сельских поселений заключили договоры на вывоз и утилизацию (захоронение) отходов с МУП "Коммунальщик" - единственной организацией на территории Гагаринского района, осуществляющей данный вид деятельности. Вывоз производится бункеровозами по мере накопления по заявкам Глав поселений, по состоянию на 01.10.2013 Администрации сельских поселений в общей сложности закупили 89 8-ми кубовых бункеров и 27 контейнеров для ТБО. На период с 2014 по 2016 годы данная работа будет продолжена. Кроме того, запланированы мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок, устройству площадок под бункеры для ТБО.
Предприятием МУП "Коммунальщик" также запланировано приобретение специальной техники, бункеров и контейнеров для ТБО, содержание и ремонт существующих и вновь построенных контейнерных площадок, ограждение полигона ТБО.
С 2011 года Администрация района приступила к разработке предпроектной документации для проектирования межпоселенческого полигона ТБО с подъездной дорогой в районе д. Костино Самуйловского сельского поселения (далее - полигон ТБО). Площадь участка - 25,49 га.
Собраны документы, необходимые для предпроектной документации.
В перечень программных мероприятий областной программы "Строительство полигонов твердых бытовых отходов и очистных сооружений на территории муниципальных образований Смоленской области" на 2012-2016 годы, утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 30.09.2011 N 600, проектирование и строительство полигона ТБО может быть включено при условии выполнения топографических, геологических и экологических изысканий. Данные работы будут завершены в 2013 году. На эти цели из районного бюджета в 2013 году выделено 1478,0 тыс. рублей. В мероприятиях муниципальной программы проектирование объекта запланировано на 2015 год, строительство на 2015-2016 годы.
Для города и района остается актуальным вопрос строительства предприятий по сортировке и переработке мусора, так как ТБО подвергаются размещению (захоронению) на полигоне и свалках, хотя это связано с транспортными расходами, отчуждением больших территорий, необходимостью обеспечения промышленной и экологической безопасности при их эксплуатации. Дифференцированный сбор отходов не осуществляется, сортировочных станций и мусороперерабатывающего завода на территории Гагаринского района нет, работа по сортировке отходов на самом полигоне не ведется.
Кроме того, процесс размещения ТБО зачастую не соответствует санитарно-экологическим требованиям и является источником загрязнения окружающей среды.
Одним из направлений в решении поставленной задачи является внедрение современных технологий, обеспечивающих переработку ТБО и промышленных отходов. Использование перерабатывающих комплексов позволяет одновременно решать как вопросы охраны окружающей среды от загрязнения, так и сохранение земель в рациональном использовании, так как отпадает необходимость строительства полигона ТБО.
Для уменьшения техногенной нагрузки на среду обитания населения, выполнения экологических, санитарных и иных требований в соответствии с законодательством Российской Федерации и Смоленской области о деятельности в области обращения с отходами, учитывая перспективы застройки и ожидаемый значительный прирост населения, предпочтительно строительство мини-завода по переработке ТБО "по размеру", т.е. специально для поселений Гагаринского района.
2) "Обращение с отходами производства и потребления"
2.1. Сбор, накопление, транспортировка и утилизация отработанных ртутьсодержащих ламп (ОРТЛ)
В целях организации сбора, накопления и транспортирования отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Гагаринского района, руководствуясь Федеральными законами от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 681 "Об утверждении правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде", Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721, в соответствии с Уставом Администрация района приняла постановление N 618 от 21.05.2012 "Об утверждении Порядка организации сбора, накопления и транспортирования отработанных ртутьсодержащих ламп на территории муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области" (далее - Порядок).
ОРТЛ от потребителей (физических лиц) Гагаринского района принимаются в установленных местах накопления отработанных ртутьсодержащих ламп.
Согласно утвержденному Порядку юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются отработанные ртутьсодержащие лампы, управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы и прочие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами:
- организуют места накопления ОРТЛ от потребителей (физических лиц) Гагаринского района;
- информируют население о нахождении мест накопления ОРТЛ, о графике приема в данных местах;
- разрабатывают и утверждают инструкции по сбору, накоплению и учету ОРТЛ;
- назначают приказом лиц, ответственных за сбор ОРТЛ;
- организуют обучение работников по проведению демеркуризационных работ собственными силами в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с ртутным загрязнением, либо привлекают специализированную организацию за счет собственных средств;
- заключают договоры со специализированными организациями на приёмку ОРТЛ для последующей переработки (проведение демеркуризации и дальнейшей утилизации ОРТЛ);
- транспортируют ОРТЛ в специальной таре (контейнерах) из мест накопления к месту утилизации ОРТЛ.
В случае розлива ртути, боя большого количества ОРТЛ проведение демеркуризационных мероприятий в жилых помещениях, на внутридомовых территориях, на землях общего пользования осуществляется специализированной организацией по обращениям собственников помещений, управляющих организаций. На объектах социальной сферы, закрепленных территориях, а также на землях общего пользования осуществляется специализированной организацией по обращениям руководителей объектов социальной сферы.
Со вступлением в силу 04.11.2011 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (в редакции от 02.07.2013 N 185-ФЗ) "О лицензировании отдельных видов деятельности", деятельность по транспортировке отходов I - IV классов опасности не подлежит лицензированию. Поэтому транспортировка ОРТЛ вышеперечисленными лицами осуществляется самостоятельно, своими силами и за свой счёт в соответствии с требованиями Приказа Минтранса РФ от 08.08.1995 N 73 "Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом".
Для безопасного сбора, накопления, хранения и транспортирования ОРТЛ используется специальная тара (контейнеры), обеспечивающая герметичность и исключающая возможность загрязнения окружающей среды.
В программе запланировано приобретение управляющими организациями 6 специальных контейнеров марки КРЛ 1-120. По мероприятиям предыдущей программы было приобретено 33 контейнера, из них: 16 - для объектов социальной сферы района, 17 - органами местного самоуправления сельских поселений района. Параметры контейнера: длина - 1300 мм, ширина - 510 мм, высота - 410 мм, вместимость контейнера - 120 ламп. Контейнеры КРЛ обеспечивают главные требования законодательства при накоплении ламп, соответствуют требованиям ГОСТ 12.0.003-74, ГОСТ 12.0.004-90.
Учитывая параметры специализированных контейнеров, их количество, оптимальный вариант для перевозки ОРТЛ - грузовой автомобиль "Газель" с объёмом кузова не менее 9 куб. м.
За один рейс такой автомобиль отвозит 16 контейнеров или 1920 ОРТЛ, по расчётам транспортировка 1 ОРТЛ к месту утилизации составляет около 2-х рублей.
Поскольку на территории Смоленской области лицензию на выполнение работ по обезвреживанию (демеркуризации), переработке и утилизации ОРТЛ имеет единственное предприятие ОАО "ОСРАМ" г. Смоленск, калькуляция утилизации рассчитана на основании цены за утилизацию 1 ОРТЛ данного предприятия. На предприятии работает автоматическая установка по утилизации люминесцентных ламп. Установка предназначена для разделения на части и утилизации трубчатых люминесцентных ламп длиной до 1,8 м. Предприятие перерабатывает не только собственный брак, но и принимает на утилизацию лампы от организаций Смоленской области. Утилизация 1 ОРТЛ составляет около 9 рублей. Таким образом, утилизация 1 ОРТЛ с доставкой - около 11 рублей.
За 9 месяцев 2013 года вывезено из учреждений образования 11752 ОРТЛ на сумму 122,812 тыс. рублей, из учреждений культуры 635 ОРТЛ на сумму 10,085 тыс. рублей.
2.2. Проведение работ по обезвреживанию токсичных отходов - утилизация аварийных баллонов с хлором
В настоящее время имеются аварийные баллоны с хлором с неисправными (заломанными) вентилями и просроченным сроком поверки: 38 шт. в МУП "Горводоканал" г. Гагарин, учредителем которого является Администрация района, и 4 шт. МБУДО "Детско-юношеская спортивная школа по плаванию". В кратчайшие сроки необходима их нейтрализация и утилизация.
Из-за ограниченного количества организаций, занимающихся данным видом деятельности, МУП "Горводоканал" и Администрация МБУДО "Детско-юношеская спортивная школа по плаванию" рассмотрели предложение ООО "Промышленные инновации" на проведение работ по обезвреживанию токсичных отходов (утилизация 2520 кг жидкого хлора, дегазация опорожненных от хлора 42-х баллонов).
Для предотвращения чрезвычайной ситуации работы по обезвреживанию токсичных отходов запланированы на 2014 год, стоимость работ - 573,8 тыс. рублей, в том числе: внебюджетные источники - за счёт собственных средств предприятия в сумме 523802 рублей.
Учитывая сложность проблем и необходимость выработки комплексного и системного решения, представляется наиболее эффективным решать существующие проблемы в рамках Программы с использованием программно-целевого метода.
II раздел. Цели, задачи и целевые показатели программы
Целью программы является улучшение экологической ситуации на территории Гагаринского района.
Задачами программы являются:
- сохранение чистоты природных территорий и природного биологического разнообразия;
- строительство полигона ТБО, используемого для утилизации (захоронения) твёрдых бытовых отходов.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
- оздоровление экологической обстановки на территории Гагаринского района;
- повышение экологической безопасности в Гагаринском районе;
- улучшение экологического состояния окружающей среды;
- снижение рисков загрязнения окружающей среды;
- улучшение санитарного состояния территорий;
- обеспечение надлежащего сбора и утилизации твердых бытовых отходов.
Целевые показатели программы
Таблица 2.1
N п/п |
Целевой показатель |
|
Значение показателей цели |
|||
2014 - 2016 |
2014 |
2015 |
2016 |
|||
Задача 1. Сохранение чистоты природных территорий и природного биологического разнообразия. Мероприятие 1 "Объекты ТБО" | ||||||
1 |
количество приобретенной спец. техники для перевозки ТБО |
единиц |
3 |
1 |
1 |
1 |
2 |
количество приобретенных бункеров для сбора ТБО |
единиц |
42 |
14 |
14 |
14 |
3 |
количество приобретенных контейнеров для сбора ТБО |
шт. |
62 |
30 |
16 |
16 |
4 |
количество построенных контейнерных площадок |
шт. |
76 |
20 |
28 |
28 |
5 |
количество контейнерных площадок, подлежащих содержанию и ремонту |
шт. |
239 |
191 |
211 |
239 |
6 |
количество убранных несанкционированных свалок |
объект |
93 |
42 |
35 |
16 |
Мероприятие 2 "Обращение с отходами производства и потребления" | ||||||
7 |
количество приобретенных специальных контейнеров для отработанных ртутьсодержащих ламп |
единиц |
6 |
3 |
3 |
0 |
8 |
количество утилизированных ртутьсодержащих ламп |
тыс. шт. |
3,6 |
0 |
1,8 |
1,8 |
9 |
количество обезвреженных и утилизированных токсичных отходов - баллонов с хлором |
баллон |
42 (2520 кг жидкого хлора) |
42 |
0 |
0 |
Задача 2. Строительство полигона ТБО, используемого для утилизации (захоронения) твёрдых бытовых отходов. | ||||||
10 |
Проектирование межпоселенческого полигона ТБО с подъездной дорогой в районе д. Костино |
объект |
1 |
0 |
1 |
0 |
11 |
Строительство межпоселенческого полигона ТБО с подъездной дорогой в районе д. Костино |
объект |
1 |
0 |
1 |
III раздел. Перечень программных мероприятий
3.1. Общие мероприятия Программы
Задача 1. Сохранение чистоты природных территорий и природного биологического разнообразия
Таблица 3.1
N п/п |
Наименование мероприятия |
Источник финансирования |
Сроки исполнения |
Исполнитель |
1. Обращение с отходами производства и потребления: Обращение с отработанными ртутьсодержащими лампами (ОРТЛ) | ||||
1. |
Информирование населения о нахождении мест накопления ОРТЛ, о графике приёма ОРТЛ |
- |
постоянно |
руководители УО, ТСЖ, ЖСК, ОМС поселений |
2. |
Заключение муниципальных контрактов (договоров) со специализированными организациями на приёмку ОРТЛ для последующей переработки (утилизации). |
Бюджет района, собственные средства УО, ТСЖ, ЖСК, юр. лиц |
2014-2016 |
руководители бюджетных учреждений, УО, ТСЖ, ЖСК, юр. лица |
3. |
Приобретение специальной тары (контейнеров) для сбора, накопления и транспортировки ОРТЛ от собственников помещений МКД |
средства собственников помещений МКД, собственные средства УО, ТСЖ, ЖСК. |
2014-2015 |
УО, ТСЖ, ЖСК |
4. |
Организация перевозки ОРТЛ в спец. таре из мест накопления к месту утилизации ОРТЛ. |
Бюджет района, средства собственников помещений МКД, собственные средства УО, ТСЖ, ЖСК. |
2014-2016 по мере накопления ОРТЛ в контейнерах |
руководители бюджетных учреждений, УО, ТСЖ, ЖСК |
5. |
Проведение демеркуризационных мероприятий в случае розлива ртути |
бюджет района, собственные средства УО, ТСЖ, ЖСК, юр. лиц |
По мере необходимости |
руководители бюджетных учреждений, УО, ТСЖ, ЖСК, юр. лица |
2. Информационное обеспечение мероприятий Программы | ||||
1. |
Публикация на официальных сайтах и в средствах массовой информации материалов о реализации Программы |
- |
постоянно по мере выполнения мероприятий |
ОМС, руководители бюджетных учреждений, УО, ТСЖ, ЖСК |
2. |
Организация распространения в СМИ тематических теле- и радиопередач, информационно-просветительских материалов о мероприятиях Программы |
- |
постоянно по мере выполнения мероприятий |
ОМС, руководители бюджетных учреждений, УО, ТСЖ, ЖСК |
3. Улучшение экологической обстановки, создание благоприятных условий проживания населения | ||||
1. |
Участие в Днях защиты от экологической опасности |
|||
1.1 |
День экологических знаний |
|
ежегодно в апреле |
руководители образовательных учреждений |
1.2 |
День Земли |
|||
1.3 |
День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах |
|
ежегодно 26 апреля |
ОМС, руководители бюджетных учреждений |
1.4 |
Марш парков |
|
ежегодно в апреле |
ОМС, руководители бюджетных учреждений |
1.5 |
Международный день биоразнообразия |
|
ежегодно 22 мая |
руководители образовательных учреждений |
1.6 |
Всемирный день защиты детей |
|
ежегодно 1 июня |
ОМС, руководители бюджетных учреждений |
1.7 |
Всемирный день окружающей среды |
|
ежегодно 5 июня |
ОМС, руководители бюджетных учреждений |
1.8 |
Национальный День посадки леса |
|
12 мая 2012, ежегодно апрель - май |
ОМС, руководители бюджетных учреждений |
1.9 |
Акция "Чистый город начинается с тебя" |
|
ежегодно в июне |
учащиеся учебных заведений города, Совет молодёжи, депутаты городского Совета депутатов, районной Думы, жители города |
Дни защиты - ежегодная акция. Девиз Дней защиты: "Экология - Безопасность - Жизнь". Проведение данной акции на территории Гагаринского района будет способствовать формированию экологической культуры населения, воспитанию бережного отношения к природе, охране окружающей среды и рациональному природопользованию.
Национальный День посадки леса впервые проводился в нашей стране в 2011 году. Он показал, что дело это нужное, важное и в нём готово участвовать множество людей. Это приобщение населения, особенно молодёжи и школьников, к бережному, заботливому отношению к природе, растительному миру. Деревья хвойных и лиственных пород улучшат среду обитания людей, насыщая воздух кислородом.
Акция "Чистый город начинается с тебя" проводится в городском парке им. Ф. Солнцева ежегодно. Акция проводится по инициативе Гагаринского районного Совета молодёжи при поддержке районной и городской администраций, Смоленского регионального отделения Всероссийской общественной организации "Молодая гвардия". В акции принимают участие учащиеся учебных заведений города, члены районного Совета молодёжи, депутаты городского Совета депутатов, районной Думы, жители города.
3.2. Прочие мероприятия по благоустройству поселений, расположенных на территории Гагаринского района
(Задача 1. Сохранение чистоты природных территорий и природного биологического разнообразия)
Таблица 3.2.
N п/п |
Наименование поселения |
Работы, услуги по содержанию имущества (ликвидация несанкционированных свалок) |
Приобретение бункеров для ТБО |
Устройство площадок под бункеры для ТБО |
|||||||||
|
|
2014 |
2015 |
2016 |
Всего |
2014 |
2015 |
2016 |
Всего |
2014 |
2015 |
2016 |
Всего |
1. |
Акатовское |
7 |
5 |
1 |
13 |
1 |
1 |
0 |
2 |
2 |
2 |
1 |
5 |
2. |
Ашковское |
2 |
2 |
1 |
5 |
1 |
0 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3. |
Баскаковское |
2 |
2 |
1 |
5 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
1 |
4 |
4. |
Гагаринское |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
3 |
0 |
0 |
1 |
1 |
5. |
Ельнинское |
3 |
2 |
1 |
6 |
1 |
1 |
1 |
3 |
0 |
2 |
1 |
3 |
6. |
Кармановское |
2 |
2 |
1 |
5 |
1 |
1 |
1 |
3 |
2 |
2 |
4 |
8 |
7. |
Мальцевское |
3 |
3 |
1 |
7 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
0 |
2 |
8. |
Никольское |
2 |
2 |
1 |
5 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
9 |
9. |
Покровское |
3 |
2 |
1 |
6 |
1 |
1 |
1 |
3 |
0 |
2 |
1 |
3 |
10. |
Потаповское |
2 |
2 |
1 |
5 |
1 |
1 |
1 |
3 |
0 |
2 |
1 |
3 |
11. |
Пречистенское |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
4 |
12. |
Родомановское |
3 |
2 |
1 |
6 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
4 |
13. |
Самуйловское |
2 |
2 |
1 |
5 |
0 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
5 |
14. |
Серго-Ивановское |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
3 |
15. |
Токаревское |
2 |
2 |
1 |
5 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
4 |
16. |
Город Гагарин |
6 |
4 |
1 |
11 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Итого |
42 |
35 |
16 |
93 |
14 |
14 |
14 |
42 |
15 |
23 |
23 |
61 |
17. |
МУП "Коммунальщик" |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
5 |
5 |
15 |
|
приобретение контейнеров |
|
|
|
|
30 |
16 |
16 |
62 |
|
|
|
|
|
содержание и ремонт контейнерных площадок |
|
|
|
|
|
|
|
|
191 |
211 |
239 |
239 |
|
Всего |
42 |
35 |
16 |
93 |
14 |
14 |
14 |
42 |
20 |
28 |
28 |
76 |
Мероприятия программы представляются в приложении к программе. Программные мероприятия распределены по задачам программы. Указанный раздел содержит перечень программных мероприятий, которые предлагаются к реализации для решения задач и достижения целей программы. Мероприятия программы сгруппированы по задачам, которые прописаны в паспорте программы.
Мероприятия направлены на решение задач, а задачи на достижение цели.
Достижение цели и решение задач программы осуществляются путем скоординированного выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам программных мероприятий.
Программные мероприятия, требующие денежных средств, изложены в приложении к программе (Таблица 3.3).
Раздел IV изменен с 1 августа 2014 г. - Постановление Администрации муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области от 16 сентября 2014 г. N 1318
IV раздел. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Общий объем финансирования программы составляет 15970,839 тыс.руб., в том числе:
- бюджет муниципального образования "Гагаринский район" - 4884,939 тыс.руб.;
- бюджеты поселений - 4065,9 тыс.руб.;
- внебюджетные источники - 7020,0 тыс.руб.
Объем финансирования программы
Таблица 4.1
Год |
Общий объем финансирования программы, тыс.руб. |
В том числе, тыс. рублей: |
|||
Средства бюджета Смоленской области |
Средства бюджета Гагаринского района |
Средства бюджетов поселений |
Собственные средства предприятий |
||
2014 |
4694,039 |
0 |
1144,939 |
1289,1 |
2260,0 |
2015 |
7105,3 |
0 |
3020,0 |
1705,3 |
2380,0 |
2016 |
4171,5 |
0 |
720,0 |
1071,5 |
2380,0 |
Всего: |
15970,839 |
0 |
4884,939 |
4065,9 |
7020,0 |
Финансовые потребности для реализации мероприятий программы
Таблица 4.2
N п/п |
Наименование мероприятия |
Кол-во объектов, мощность |
Всего, тыс.руб. |
в том числе по годам, тыс.руб.: |
||
2014 |
2015 |
2016 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1) "Объекты ТБО" | ||||||
1 |
Разработка предпроектной и проектно-сметной документации на строительство межпоселенческого полигона ТБО с подъездной дорогой в районе д. Костино, в том числе: 50% оплата муниципального контракта от 25.11.2013 N 0163300036613000007 |
1 |
3739,324 |
739,324 |
3000,0 |
0 |
2 |
Государственная экспертиза результатов инженерных изысканий по объекту: "Полигон твердых бытовых отходов с подъездной дорогой в районе д. Костино Самуйловского сельского поселения Гагаринского района Смоленской области" |
1 |
405,615 |
405,615 |
0 |
0 |
3 |
Строительство межпоселенческого полигона ТБО с подъездной дорогой в районе д. Костино |
1 |
700,0 |
0 |
0 |
700,0 |
4 |
Приобретение спец. техники |
3 ед. |
4800,0 |
1600,0 |
1600,0 |
1600,0 |
5 |
Приобретение бункеров для ТБО |
42 ед. емк. 8 куб.м |
990,9 |
464,1 |
330,300 |
196,5 |
6 |
Приобретение контейнеров для ТБО |
62 шт. емк. 0,9 куб.м |
450,0 |
150,000 |
150,000 |
150,000 |
7 |
Устройство площадок для сбора ТБО |
76 ед. |
1025,0 |
175,0 |
375,0 |
475,0 |
8 |
Содержание и ремонт контейнерных площадок для сбора ТБО |
239 ед. |
1300,0 |
300,0 |
500,0 |
500,0 |
9 |
Ликвидация несанкционированных свалок |
93 ед. |
2300,0 |
700,0 |
1100,0 |
500,0 |
|
Итого объекты ТБО: |
|
15710,839 |
4534,039 |
7055,3 |
4121,5 |
2) "Обращение с отходами производства и потребления" | ||||||
9 |
Приобретение специальной тары (контейнеров) для накопления и транспортировки на утилизацию отработанных ртутьсодержащих ламп |
6 ед. |
60,0 |
0 |
30,0 |
30,0 |
10 |
Сбор, транспортировка и утилизация отработанных ртутьсодержащих ламп |
3,6 тыс.шт. |
40,0 |
0,0 |
20,0 |
20,0 |
11 |
Проведение работ по обезвреживанию токсичных отходов - утилизация аварийных баллонов с хлором |
44 баллона (4400 кг жидкого хлора) |
160,0 |
160,0 |
0 |
0 |
|
Итого отходы: |
|
260,0 |
160,0 |
50,0 |
50,0 |
|
Всего по программе: |
|
15970,839 |
4694,039 |
7105,3 |
4171,5 |
Объем бюджетных ассигнований на реализацию программы утверждается решением Гагаринской районной Думы о бюджете муниципального района на очередной финансовый год и плановый период в составе ведомственной структуры расходов по соответствующей целевой статье расходов бюджета, а также учитывается в среднесрочном финансовом плане Гагаринского района.
Объемы финансирования мероприятий программы подлежат уточнению с учетом норм бюджетов всех уровней федерального, областного и муниципального на соответствующий финансовый год, предусматривающих средства на реализацию программы, и результатов проведения торгов и аукционов на разработку проектно-сметной документации и строительство объектов.
Предоставление средств федерального бюджета, областного бюджета на реализацию мероприятий программы осуществляется на основании соглашений, заключаемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации с органом местного самоуправления.
Орган местного самоуправления ежегодно в сроки, установленные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, представляет, по рекомендуемой субъектом Российской Федерации форме, заявку на реализацию мероприятий программы для включения их в программу, осуществляемую органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
V раздел. Механизм реализации программы
Основным механизмом реализации программы является оказание государственной поддержки путем предоставления субсидий Гагаринскому району на основании заключенных с Администрацией района Соглашений, что приведет к устойчивому финансовому обеспечению реализации мероприятий.
Организация управления программой осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 N 94-ФЗ, постановлением Администрации муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области от 18.10.2013 N 1579 "Об утверждении Порядка формирования, разработки и утверждения муниципальных программ муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области".
Для производства работ привлекаются на конкурсной основе организации, имеющие право на выполнение данных видов работ.
Осуществляют реализацию мероприятий программы Исполнители: Комитет ТП и ГД, комитет ИЗО, органы местного самоуправления муниципальных образований Гагаринского района, управляющие организации, организации коммунального комплекса, проектные, подрядные и иные организации.
Комитет ТП и ГД:
- является ответственным за реализацию программы, а также за эффективное использование бюджетных средств, выделяемых на ее реализацию;
- координирует работу исполнителей, несет ответственность за достижение целей программы, в установленном порядке обеспечивает предоставление информации о ходе реализации программы.
Для осуществления финансового, статистического, информационного анализа Комитет ТП и ГД имеет право запрашивать любую информацию в рамках осуществления своих полномочий у всех участников программы.
Реализация программы освещается в средствах массовой информации.
Для проведения текущего мониторинга реализации программы Комитет ТП и ГД ежеквартально осуществляет сбор и систематизацию информации по реализации программных мероприятий, представляет в финансовое управление и отдел экономического развития и потребительского рынка Администрации района отчеты о реализации программы в соответствии с Порядком формирования, разработки и утверждения муниципальных программ муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области, утвержденным постановлением Администрации муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области от 18.10.2013 N 1579.
Комитет ТП и ГД - разработчик и координатор программы анализирует ход выполнения программы и, при необходимости, вносит предложения по корректировке программных мероприятий и их ресурсного обеспечения в ходе реализации программы.
Программа подлежит ежегодной корректировке в части объемов финансирования и значений целевых показателей на очередной финансовый год и плановый период.
Управление и контроль реализации программы осуществляется путем формирования плана-графика реализации программы на очередной финансовый год (далее - план-график), годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности муниципальной программы (далее - годовой отчет).
Координатор (разработчик) программы разрабатывает план-график по утвержденной форме.
Показатели плана-графика формируются на основе целевых показателей программы.
5. Сроки реализации Программы
Таблица 5.1
N п/п |
Период реализации, годы |
Ожидаемые результаты |
1 |
2015 |
Разработанный проект на строительство межпоселенческого полигона ТБО с подъездной дорогой в районе д. Костино |
2 |
2016 |
Построенный межпоселенческий полигон ТБО с подъездной дорогой в районе д. Костино |
3 |
2014 - 2016 |
Приобретение 3 единиц спец. техники для перевозки ТБО |
4 |
2014 - 2016 |
Приобретение 42 бункеров для сбора ТБО |
5 |
2014 - 2016 |
Приобретение 62 контейнеров для сбора ТБО |
6 |
2014 - 2016 |
Строительство 76 контейнерных площадок |
7 |
2014 - 2016 |
Содержание и ремонт 239 контейнерных площадок |
8 |
2014 - 2016 |
Уборка 93 несанкционированных свалок |
9 |
2014 - 2015 |
Приобретение 6 специальных контейнеров для отработанных ртутьсодержащих ламп |
10 |
2015 - 2016 |
Сбор, транспортировка и утилизация отработанных ртутьсодержащих ламп - 3,6 тыс. шт. |
11 |
2014 |
Обезвреживание и утилизация токсичных отходов - 42 баллонов с хлором |
Приложение 1 изменено с 1 августа 2014 г. - Постановление Администрации муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области от 16 сентября 2014 г. N 1318
Приложение N 1
к муниципальной программе
"Охрана окружающей среды
в муниципальном образовании
"Гагаринский район"
Смоленской области"
на 2014-2016 годы
Система
программных мероприятий (ресурсное обеспечение реализации программы)
16 сентября 2014 г.
Таблица 3.3
Нумерация граф таблицы приводится в соответствии с источником
N п/п |
Наименование подпрограммы и мероприятий |
Источник финансирования |
Годы |
Объем финансирования 2014 - 2016 годы всего, тыс. рублей |
Исполнители программных мероприятий |
||
2014 |
2015 |
2016 |
|||||
1 |
2 |
3 |
7 |
8 |
|
9 |
10 |
Мероприятия Программы | |||||||
|
Всего по Программе |
всего |
4694,039 |
7105,3 |
4171,5 |
15970,839 |
|
из них всего бюджетные |
2434,039 |
4725,3 |
1791,5 |
8950,839 |
|||
районный бюджет |
1144,939 |
3020,0 |
720,0 |
4884,939 |
|||
местные бюджеты |
1289,1 |
1705,3 |
1071,5 |
4065,9 |
|||
внебюджетные источники |
2260,0 |
2380,0 |
2380,0 |
7020,0 |
|||
Задача 1 Сохранение чистоты природных территорий и природного биологического разнообразия. Основное мероприятие 1. | |||||||
1.1 |
Приобретение спец. техники |
всего |
1600,0 |
1600,0 |
1600,0 |
4800,0 |
МУП "Коммунальщик" |
внебюджетные источники - собственные средства предприятия |
1600,0 |
1600,0 |
1600,0 |
4800,0 |
|||
1.2 |
Приобретение бункеров емкостью 8 куб. м. для ТБО |
всего |
464,1 |
330,3 |
196,5 |
990,9 |
Главы Администраций сельских поселений |
из них всего бюджетные: |
464,1 |
330,3 |
196,5 |
990,9 |
|||
местные бюджеты |
464,1 |
330,3 |
196,5 |
990,9 |
|||
1.3 |
Приобретение контейнеров для ТБО |
всего |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
450,0 |
МУП "Коммунальщик" |
внебюджетные источники - собственные средства предприятия |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
450,0 |
|||
1.4 |
Устройство контейнерных площадок для сбора ТБО |
всего |
175,0 |
375,0 |
475,0 |
1025,0 |
МУП "Коммунальщик" Главы Администраций поселений |
из них всего бюджетные: |
125,0 |
275,0 |
375,0 |
775,0 |
|||
местные бюджеты |
125,0 |
275,0 |
375,0 |
775,0 |
|||
внебюджетные источники - собственные средства предприятия |
50,0 |
100,0 |
100,0 |
250,0 |
|||
1.5 |
Содержание и ремонт контейнерных площадок для сбора ТБО |
всего |
300,0 |
500,0 |
500,0 |
1300,0 |
МУП "Коммунальщик" |
внебюджетные источники - собственные средства предприятия |
300,0 |
500,0 |
500,000 |
1300,0 |
|||
1.6 |
Ликвидация несанкционированных свалок |
всего |
700,0 |
1100,0 |
500,000 |
2300,0 |
Главы Администраций поселений |
из них всего бюджетные: |
700,0 |
1100,0 |
500,000 |
2300,0 |
|||
местные бюджеты |
700,0 |
1100,0 |
500,000 |
2300,0 |
|||
Основное мероприятие 2. "Обращение с отходами производства и потребления" | |||||||
2.1 |
Приобретение спец. тары (контейнеров) для накопления и транспортировки на утилизацию отработанных ртутьсодержащих ламп |
всего |
0 |
30,0 |
30,0 |
60,0 |
Руководители бюджетных учреждений, управляющие организации, ТСЖ и ЖСК |
внебюджетные источники - средства собственников помещений в МКД, УО |
0 |
30,0 |
30,0 |
60,0 |
|||
2.2 |
Сбор, транспортировка и утилизация отработанных ртутьсодержащих ламп |
всего |
0,0 |
20,0 |
20,0 |
40,0 |
Руководители бюджетных учреждений, управляющие организации, ТСЖ и ЖСК |
из них всего бюджетные: |
0,0 |
20,0 |
20,0 |
40,0 |
|||
районный бюджет |
0,0 |
20,0 |
20,0 |
40,0 |
|||
внебюджетные источники - средства собственников помещений в МКД, УО |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|||
2.3 |
Проведение работ по обезвреживанию токсичных отходов - утилизация аварийных баллонов с хлором |
всего |
160,0 |
0,0 |
0,0 |
160,0 |
МУП "Горводоканал" |
внебюджетные источники - собственные средства предприятия |
160,0 |
0,0 |
0,0 |
160,0 |
|||
Задача 2 Строительство полигона ТБО, используемого для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. | |||||||
2.1 |
Разработка предпроектной и проектно-сметной документации на строительство межпоселенческого полигона ТБО с подъездной дорогой в районе д. Костино, в том числе: 50% оплата муниципального контракта от 25.11.2013 N 0163300036613000007 |
всего |
739,324 |
3000,0 |
0,0 |
3739,324 |
комитет ТП и ГД |
из них всего бюджетные: |
739,324 |
3000,0 |
0,0 |
3739,324 |
|||
районный бюджет |
739,324 |
3000,0 |
0,0 |
3739,324 |
|||
2.2 |
Государственная экспертиза результатов инженерных изысканий по объекту: "Полигон твердых бытовых отходов с подъездной дорогой в районе д. Костино" |
всего |
405,615 |
0 |
0 |
405,615 |
комитет ТП и ГД |
из них всего бюджетные: |
405,615 |
0 |
0 |
405,615 |
|||
районный бюджет |
405,615 |
0 |
0 |
405,615 |
|||
2.3 |
Строительство межпоселенческого полигона ТБО с подъездной дорогой в районе д. Костино (софинансирование) |
всего |
0,0 |
0 |
700,0 |
700,0 |
комитет ТП и ГД |
из них всего бюджетные: |
0,0 |
0 |
700,0 |
700,0 |
|||
районный бюджет 10% |
0,0 |
0 |
700,0 |
700,0 |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области от 30 апреля 2014 г. N 543 "О... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.