В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Администрации города Смоленска от 22.04.2014 N 730-адм "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ и ведомственных целевых программ, их формирования, реализации и проведения оценки их эффективности", распоряжением Администрации города Смоленска от 09.06.2015 N 224-р/адм "Об утверждении Перечня муниципальных программ и ведомственных целевых программ, подлежащих разработке, на 2016 год и последующие периоды", руководствуясь Уставом города Смоленска, в целях обеспечения благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства города Смоленска Администрация города Смоленска постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу "Развитие малого и среднего предпринимательства города Смоленска в 2016 - 2018 годах" (далее - программа).
2. Финансово-казначейскому управлению Администрации города Смоленска (В.Н. Абрамов) обеспечить финансирование программы в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Смоленска на ее реализацию в период с 2016 по 2018 год.
3. Управлению по инвестициям Администрации города Смоленска (Н.В. Казанцев) включить программу в Реестр программ.
4. Комитету по информационной политике Администрации города Смоленска опубликовать данное постановление в средствах массовой информации.
5. Комитету по информационным ресурсам и телекоммуникациям Администрации города Смоленска (С.В. Пивоваров) разместить настоящее постановление на официальном сайте Администрации города Смоленска.
6. Контроль за исполнением данного постановления оставляю за собой.
И.о. главы Администрации |
А.А. Борисов |
Муниципальная программа
"Развитие малого и среднего предпринимательства города Смоленска в 2016 - 2018 годах"
(утв. постановлением Администрации города Смоленска от 23 октября 2015 г. N 2377-адм)
Паспорт
муниципальной программы
Наименование муниципальной программы |
Муниципальная программа "Развитие малого и среднего предпринимательства города Смоленска в 2016 - 2018 годах" (далее - Программа) |
Основание для разработки |
- Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; - областной закон от 28.11.2008 N 153-з "О развитии малого и среднего предпринимательства в Смоленской области"; - постановление Администрации города Смоленска от 22.04.2014 N 730-адм "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ и ведомственных целевых программ, их формирования, реализации и проведения оценки их эффективности"; - распоряжение Администрации города Смоленска от 09.06.2015 N 224-р/адм "Об утверждении Перечня муниципальных программ и ведомственных целевых программ, подлежащих разработке, на 2016 год и последующие периоды" |
Координатор Программы |
Первый заместитель главы Администрации города Смоленска |
Администратор Программы |
Управление по потребительскому рынку и развитию предпринимательства Администрации города Смоленска |
Соисполнитель (соисполнители) |
Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Смоленска |
Общая характеристика сферы реализации |
Малое и среднее предпринимательство является существенной составляющей цивилизованного рыночного хозяйства. Развитие малого и среднего предпринимательства представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики |
Обоснование необходимости разработки |
Необходимость разработки Программы и решения задач по развитию предпринимательства на территории города Смоленска обусловлена масштабностью, сложностью и многообразием проблем малого и среднего предпринимательства, в том числе таких, как: недостаточное информационное обеспечение субъектов МСП; низкий уровень предпринимательской культуры и квалификации кадров, занятых на малых и средних предприятиях города Смоленска; недостаточное продвижение продукции, производимой малыми и средними предприятиями города Смоленска, на внутренний и внешний рынки |
Основные цели и задачи |
Целью Программы является формирование благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства на территории города Смоленска. Основными задачами Программы являются: 1. Оказание имущественной и финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства города Смоленска (далее - субъекты МСП). 2. Оказание консультационно-информационной поддержки субъектам МСП |
Срок реализации |
2016 - 2018 годы |
Целевые показатели (индикаторы) |
- количество субъектов МСП, получивших имущественную поддержку; - количество субъектов МСП, получивших консультационно-информационные услуги; - количество субъектов МСП (всего) |
Обоснование объемов бюджетных ассигнований на реализацию Программы (ресурсное обеспечение) |
Общий объем необходимых финансовых средств для реализации мероприятий Программы составляет 6080,0 тыс. рублей, в том числе: 2016 год - 1830,0 тыс. рублей; 2017 год - 2050,0 тыс. рублей; 2018 год - 2200,0 тыс. рублей. Источник финансирования Программы - бюджет города Смоленска |
Конечные (ожидаемые) результаты |
- количество субъектов МСП, получивших имущественную поддержку, достигнет 43 ед.; - количество субъектов МСП, получивших консультационно-информационные услуги, достигнет 588 ед.; - количество субъектов МСП (всего) достигнет 16840 ед. |
Оценка эффективности реализации по годам или этапам в течение всего срока реализации Программы и после ее реализации |
- рост количества субъектов МСП, получивших имущественную поддержку, на 22,8%; - рост количества субъектов МСП, получивших консультационно-информационные услуги, на 21,2%; - рост количества субъектов МСП (всего) на 15% |
Раздел 1. Общая характеристика сферы реализации Программы, обоснования необходимости разработки, основные цели и задачи, срок реализации Программы
1.1. Общая характеристика сферы реализации
Деятельность малого и среднего предпринимательства является важным индикатором делового и экономического климата в городе Смоленске. В сфере малого и среднего бизнеса заложен потенциал для развития конкуренции, увеличения дополнительных рабочих мест, расширения налоговой базы. Малое и среднее предпринимательство в связи с отсутствием серьезных финансовых резервов является наиболее незащищенным от внешних воздействий сектором экономики. В то же время этот фактор экономики должен быть доступен для всех социальных слоев населения, безопасен и относительно прост при осуществлении хозяйственной деятельности.
Муниципальная политика в области развития малого и среднего предпринимательства города Смоленска является частью социально-экономической политики Смоленской области и представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию целей, установленных Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Условия и порядок предоставления поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, которым в соответствии с Программой оказывается поддержка, определяются нормативными правовыми актами Администрации города Смоленска.
Реализация мероприятий Программы осуществляется в том числе и на основании договоров, заключаемых согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области, по состоянию на 01.07.2015 на территории города Смоленска осуществляют свою деятельность 15844 субъекта МСП, из них 9507 - индивидуальные предприниматели, 6278 - малые предприятия, 59 - средние предприятия.
По сравнению с аналогичным периодом 2014 года количество субъектов предпринимательства на территории города Смоленска выросло на 10,8%, количество малых предприятий увеличилось на 28,4%, средних - на 3,5%, число индивидуальных предпринимателей возросло на 1,6%.
Необходимо отметить, что отсутствие полной статистической информации о деятельности всех субъектов МСП, отсутствие статистического наблюдения за индивидуальными предпринимателями не позволяют составить представление о реальном состоянии малого и среднего предпринимательства на территории города Смоленска и осложняют принятие эффективных решений.
Распределение количества субъектов МСП по видам экономической деятельности остается практически неизменным.
Наибольшая доля малых и средних предприятий на территории города Смоленска осуществляет деятельность в сферах оптовой и розничной торговли (54,9%), услуг автотранспорта (10%), обрабатывающих производств (8%), строительства (5%), бытовых и коммунальных услуг (4%).
Необходимо отметить, что распределение по видам экономической деятельности заметно отличается для разных категорий субъектов МСП. Так, по данным 2014 года, средние предприятия - юридические лица в основном представлены в секторе промышленного производства (42,6%), а также в торговом секторе (34,0%) и строительстве (12,8%). Основная часть малых предприятий (включая микропредприятия) осуществляет деятельность в торговом секторе (49,3%) и в секторе операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (15,5%), доля промышленного сектора чуть меньше, чем строительного (8,8% и 9,0% соответственно). Индивидуальные предприниматели также осуществляют деятельность преимущественно в торговле (54,5%), в меньшей степени в сфере транспорта и связи (11%) и сфере операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (14,7%).
Среди налоговых источников, формирующих доходы бюджета города Смоленска, 18,4% составляют поступления только по налогам на совокупный доход, плательщиками которых в основном являются субъекты МСП. За первое полугодие 2015 года в бюджет города по налогам на совокупный доход поступило 160,5 млн. рублей, что на 2,1% больше прошлогоднего показателя (157,2 млн. рублей) за аналогичный период.
Несмотря на положительные изменения в сфере развития малого и среднего предпринимательства на территории города Смоленска, остаются проблемы, препятствующие развитию данного сектора экономики, такие, как:
- недостаток собственных финансовых средств на открытие дела и ограниченный доступ к кредитным ресурсам из-за высокой процентной ставки кредита;
- недостаточное нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов МСП;
- недостаточное информационное обеспечение субъектов МСП;
- низкий уровень предпринимательской культуры и квалификации кадров, занятых на малых и средних предприятиях города Смоленска;
- недостаточное продвижение продукции, производимой малыми и средними предприятиями города Смоленска, на внутренний и внешний рынки.
Для того, чтобы сохранить существующие и создать новые малые и средние предприятия, увеличить количество рабочих мест, занятых в сфере производства, оказывать предусмотренные законодательством формы поддержки субъектов МСП, разработана Программа, призванная сконцентрировать усилия Администрации города Смоленска, общественных объединений предпринимателей на решении указанных проблем.
На сегодняшний день в городе Смоленске создан и успешно функционирует механизм взаимодействия органов местного самоуправления с организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов МСП:
- Совет по малому и среднему предпринимательству при Администрации города Смоленска, на заседаниях которого рассматриваются актуальные вопросы, связанные с деятельностью субъектов МСП;
- региональное отделение общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса "Опора России";
- Смоленское региональное отделение Межрегиональной общественной организации "Ассоциация Молодых Предпринимателей";
- автономная некоммерческая организация "Центр правовой защиты граждан и малого предпринимательства "Содействие";
- некоммерческое партнерство "Смоленский бизнес-клуб" и другие.
Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, устанавливаются постановлением Администрации города Смоленска от 18.04.2012 N 580-адм "Об утверждении Положения о порядке формирования инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства города Смоленска".
1.2. Обоснование необходимости разработки Программы
Необходимость разработки Программы обусловлена рядом объективных факторов:
- сложностью и многообразием проблем субъектов МСП и необходимостью их интеграции с целью разработки и осуществления программных мероприятий, взаимоувязанных по конкретным целям, срокам реализации и исполнителям;
- потребностью в координации усилий органов власти различных уровней и негосударственных организаций, в том числе общественных объединений предпринимателей, для решения проблем предпринимателей.
Очень важно содействовать внедрению эффективных инструментов поддержки конкурентоспособности малых и средних предприятий на территории города Смоленска в условиях процесса импортозамещения.
Необходимость разработки Программы обусловлена также возрастающей ролью субъектов МСП в насыщении потребительского рынка товарами и услугами, пополнении бюджета налоговыми доходами, снижении уровня безработицы и социальной напряженности в обществе.
Имеется положительный опыт реализации программ: "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Смоленске на 2004 - 2006 годы", "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Смоленске на 2007 - 2009 годы", "Развитие малого и среднего предпринимательства города Смоленска в 2010 - 2012 годах", "Развитие малого и среднего предпринимательства города Смоленска в 2013 - 2015 годах".
Программа является логическим продолжением муниципальной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства города Смоленска в 2013 - 2015 годах" и представляет собой комплексную систему мероприятий по созданию благоприятной среды для субъектов МСП.
1.3. Цели и задачи Программы
Цель и задачи Программы изложены в приложении N 1 к Программе.
Целью Программы является формирование благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства на территории города Смоленска.
Основными задачами Программы являются:
1. Оказание имущественной и финансовой поддержки субъектам МСП.
2. Оказание консультационно-информационной поддержки субъектам МСП.
Программой для оказания поддержки субъектам МСП определены приоритетные виды экономической деятельности, осуществляемые субъектами МСП:
- обрабатывающее производство;
- предоставление бытовых услуг;
- инновационная деятельность;
- региональный туризм.
Приоритетным направлением оказания муниципальной поддержки является ее предоставление начинающим и молодым предпринимателям. Под начинающими следует понимать субъекты МСП, осуществляющие хозяйственную деятельность не более двух лет, молодыми индивидуальными предпринимателями считаются лица, чей возраст не превышает 30 лет. Юридические лица - субъекты МСП отвечают следующим требованиям:
- средний возраст штатных сотрудников - до 27 лет;
- возраст руководителя - до 35 лет;
- в уставном (складочном) капитале, если он предусмотрен организационно-правовой формой юридического лица, доля лиц не старше 30 лет превышает 50%.
Меры поддержки, предусмотренные Программой, распространяются на субъекты МСП, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории города Смоленска.
1.4. Срок реализации Программы
Срок реализации Программы - с 2016 по 2018 год.
1.5. Целевые показатели (индикаторы)
Целевыми показателями (индикаторами) Программы являются:
- количество субъектов МСП, получивших имущественную поддержку;
- количество субъектов МСП, получивших консультационно-информационные услуги;
- количество субъектов МСП (всего).
Раздел 2. План программных мероприятий
План программных мероприятий изложен в приложении N 2 к Программе.
Раздел 3. Обоснование объемов бюджетных ассигнований на реализацию Программы (ресурсное обеспечение)
Расчет потребности в финансовых средствах произведен из смет предполагаемых затрат с учетом тенденций, негативно повлиявших на развитие смоленского предпринимательства, таких, как: увеличение налоговых обязательств, рост отчислений во внебюджетные фонды, рост арендной платы, и тарифов на коммунальные услуги, "дорогие" кредиты, приход крупных сетевых компаний, вытесняющих малый бизнес, падение спроса на товары (услуги).
Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы (ресурсное обеспечение) изложен в приложении N 3 к Программе.
Раздел 4. Конечные (ожидаемые) результаты по итогам реализации Программы
Конечными (ожидаемыми) результатами по итогам реализации Программы являются:
- количество субъектов МСП, получивших имущественную поддержку, достигнет 43 ед.;
- количество субъектов МСП, получивших консультационно-информационные услуги, достигнет 588 ед.;
- количество субъектов МСП (всего) достигнет 16840 ед.
Раздел 5. Оценка эффективности Программы по годам или этапам в течение всего срока реализации Программы и после ее реализации
Оценка эффективности Программы по годам или этапам в течение всего срока реализации Программы и после ее реализации:
- рост количества субъектов МСП, получивших имущественную поддержку, на 22,8%;
- рост количества субъектов МСП, получивших консультационно-информационные услуги, на 21,2%;
- рост количества субъектов МСП (всего) на 15%.
Приложение N 1
к Программе
Основные цели и задачи Программы
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Базовое значение показателя 2014 год |
Планируемое значение показателей |
Ожидаемые конечные результаты по итогам выполнения Программы |
||
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||||
Цель Программы: формирование благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства на территории города Смоленска | |||||||
Задача 1: оказание имущественной и финансовой поддержки субъектам МСП | |||||||
|
Количество субъектов МСП, получивших имущественную поддержку |
ед. |
35 |
39 |
41 |
43 |
43 |
Задача 2: оказание консультационно-информационной поддержки субъектам МСП | |||||||
1. |
Количество субъектов МСП. получивших консультационно-информационные услуги |
ед. |
485 |
535 |
560 |
588 |
588 |
2. |
Количество субъектов МСП, всего, в том числе: |
ед. |
14634 |
16160 |
16510 |
16840 |
16840 |
- малые предприятия; |
5169 |
6403 |
6531 |
6561 |
6561 |
||
- средние предприятия; |
57 |
59 |
62 |
64 |
64 |
||
- индивидуальные предприниматели |
9408 |
9698 |
9917 |
10215 |
10215 |
Приложение N 2
к Программе
План
программных мероприятий
Приложение N 3
к Программе
Обоснование
объемов бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства города Смоленска в 2016 - 2018 годах" (ресурсное обеспечение)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации г. Смоленска от 23 октября 2015 г. N 2377-адм "Об утверждении муниципальной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства города Смоленска в 2016 - 2018 годах"
Текст постановления опубликован в газете "Смоленские городские известия" от 11 ноября 2015 г. N 23 (143)
Постановлением Администрации г. Смоленска от 19 октября 2017 г. N 2863-адм настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2018 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации г. Смоленска от 29 декабря 2017 г. N 4164-адм
Постановление Администрации г. Смоленска от 30 ноября 2017 г. N 3686-адм
Постановление Администрации г. Смоленска от 25 октября 2017 г. N 3000-адм
Постановление Администрации г. Смоленска от 31 июля 2017 г. N 2059-адм
Постановление Администрации г. Смоленска от 30 июня 2017 г. N 1824-адм
Постановление Администрации г. Смоленска от 23 марта 2017 г. N 755-адм
Постановление Администрации г. Смоленска от 26 октября 2016 г. N 2500-адм
Постановление Администрации г. Смоленска от 19 февраля 2016 г. N 401-адм