В целях создания эффективного аграрного сектора, адекватного по своей форме, внутренней структуре и организации рыночной экономике#, способного обеспечить потребности региона в основных видах продовольствия и сельскохозяйственного сырья, а также превратить сельскохозяйственного товаропроизводителя в кредитоспособного и инвестиционно активного субъекта рыночной экономики, Администрация Смоленской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития агропромышленного комплекса Смоленской области до 2015 года (далее также - Стратегия).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области при разработке проектов программ социально-экономического развития муниципальных образований Смоленской области учитывать основные положения Стратегии.
Губернатор |
С.В. Антуфьев |
Стратегия
развития агропромышленного комплекса Смоленской области до 2015 года
(утв. постановлением Администрации Смоленской области от 2 июля 2010 г. N 373)
1. Общие положения
Настоящая Стратегия ориентирована на принятие требований XXI века, способных радикально изменить состояние отраслей сельскохозяйственного производства. К таким требованиям относятся:
- переход аграрного производства на индустриальную основу, создание специализированных организаций, ведущих свою деятельность на основе последних достижений научно-технического прогресса;
- научно-технические и технологические достижения в области разработки и использования информационных технологий, создающие возможность формирования регионального агропродовольственного рынка;
- усиление конкуренции на внутреннем рынке;
- создание благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности по определенным товарным группам; содействие созданию структур, оказывающих услуги по формированию и сопровождению продукции агропромышленного комплекса Смоленской области (далее также - АПК) на экспорт;
- создание региональной системы сертификации и инспекции продукции;
- обеспечение нового качества кадрового потенциала и устойчивого развития сельских территорий.
Конечной целью реализации настоящей Стратегии является создание эффективного аграрного сектора, адекватного по своей форме, внутренней структуре и организации рыночной экономике#, способного обеспечить потребности региона в основных видах продовольствия и сельскохозяйственного сырья, превратить сельскохозяйственного товаропроизводителя в кредитоспособного и инвестиционно активного субъекта рыночной экономики, имеющего выход на областной, внутрироссийский и мировой рынки.
2. Оценка состояния и проблемы развития агропромышленного комплекса Смоленской области
Сельское хозяйство является важным сектором экономики Смоленской области. В валовом региональном продукте сельское хозяйство занимает 10 процентов. Сельскохозяйственное производство Смоленской области специализировано на продуктивном животноводстве, кормопроизводстве, льноводстве и картофелеводстве.
В структуре сельскохозяйственного производства на долю сельскохозяйственных предприятий приходится 41 процент от общего объема валовой сельхозпродукции, на долю хозяйств населения - 54,3 процента, крестьянских (фермерских) хозяйств - 4,7 процента.
Развитие АПК характеризуется неравномерностью производства продукции сельского хозяйства по годам. Неблагоприятные погодные условия с периодичностью раз в три - четыре года оказывают негативное воздействие на производство основных сельскохозяйственных культур, колебание индексов физического объема производства валовой продукции сельского хозяйства.
В 2009 году производство продукции сельского хозяйства составило 13,4 млрд. рублей, или 96 процентов в сопоставимой оценке к уровню прошлого года.
В 2009 году сельскохозяйственные организации реализовали продукции на 2,8 млрд. рублей, получили 240,3 млн. рублей чистой прибыли. В то же время абсолютные значения стоимостных показателей к уровню 2008 года снизились: выручка от реализации сократилась на 178,2 млн. рублей, или на 5,9 процента, чистая прибыль - на 18,9 млн. рублей, или на 7,3 процента. В значительной степени это обусловлено неблагоприятной рыночной конъюнктурой, сложившейся на региональном агропродовольственном рынке, в частности неблагоприятной ценовой ситуацией.
Достигнутые в 2009 году экономические показатели являются результатом производственной деятельности сельскохозяйственных организаций, а также во многом обусловлены мерами оказанной государственной поддержки. В 2009 году сельскохозяйственным товаропроизводителям оказана государственная бюджетная поддержка на сумму 917 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 447 млн. рублей, из областного бюджета - 470 млн. рублей.
Анализ экономической ситуации показывает, что сельское хозяйство сегодня находится в новых макроэкономических условиях по сравнению с прошлыми годами. Существенно выросли цены на основные ресурсы. Так, за период с 2003 по 2008 год цены на минеральные удобрения повысились в 4,5 раза, на дизельное топливо - в 2,9 раза. За этот период цены на молоко, доля которого в структуре товарной продукции сельского хозяйства превышает 45 процентов, увеличились в 2,1 раза.
Структурная деформация АПК, нарушение межотраслевых связей и пропорций, опережающий рост цен на промышленную продукцию по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию - все это привело к сокращению потоков продукции производственно-технического назначения в сельское хозяйство. Это вызвало снижение технической оснащенности и обострение финансового неблагополучия в отрасли, проявляющегося в том, что часть сельскохозяйственных организаций в настоящее время находится в состоянии близком к банкротству.
Неурегулированность земельных отношений ослабила инвестиционную и инновационную компоненту аграрной политики, что привело к свертыванию необходимых для сельского хозяйства разработок фундаментального и прикладного характера.
Основным сдерживающим фактором развития сельского хозяйства в Смоленской области является низкая производительность труда, обусловленная недостаточной фондовооруженностью и неудовлетворительным состоянием производственных фондов, износ которых достиг 80 процентов. Низкая производительность труда и рост производственных издержек не позволяют большинству хозяйств выплачивать работникам достойную заработную плату, производить дешевую конкурентоспособную продукцию.
Мировой финансовый кризис вызвал дефицит кредитных ресурсов и существенное их удорожание. Организации АПК ощущают трудности с получением краткосрочных и долгосрочных кредитов. Практически прекращена мелиорация земель, сократилось внесение органических и минеральных удобрений, что приводит к снижению почвенного плодородия и деградации земель.
Таким образом, разработка настоящей Стратегии явилась объективной необходимостью.
3. Итоговый SWOT-анализ
Для разработки настоящей Стратегии с целью выявления проблем был осуществлен стратегический анализ по методике SWOT, результаты которого приводятся ниже.
S (сильные стороны) |
W (слабые стороны) |
1. Выгодное географическое положение Смоленской области. 2. Наличие ряда предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции разных масштабов деятельности, развитых в технологическом и экономическом отношении. 3. Благоприятные природно-климатические условия для производства практически всех важнейших видов сельскохозяйственной продукции. 4. Сложившаяся система поддержки сельскохозяйственного производства, реализуемая с помощью областных целевых программ, в том числе: - долгосрочной областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области" на 2009-2012 годы; - долгосрочной областной целевой программы "Развитие рыбного хозяйства в Смоленской области" на 2009-2012 годы. 5. Наличие государственного вуза и средних образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров для агропромышленного комплекса. 6. Научный потенциал сосредоточен в государственном научном учреждении "Смоленский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" Российской академии сельскохозяйственных наук и федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Смоленская государственная сельскохозяйственная академия". 7. Сохранена система семеноводческих и племенных хозяйств. 8. Выпуск качественной продукции перерабатывающими предприятиями. |
1. Невысокая эффективность и недостаточная устойчивость производства основных видов сельскохозяйственной продукции. 2. Низкий уровень технологий и темпов обновления основных фондов сдерживает наращивание объемов производства продукции сельского хозяйства. Значительный износ сельскохозяйственной техники. 3. Неустойчивое финансовое положение многих сельскохозяйственных товаропроизводителей. 4. Недостаточный уровень федеральной государственной поддержки АПК, отсутствие системы привлечения инвестиций, ограниченные возможности привлечения кредитных ресурсов. 5. Неурегулированность земельных отношений. 6. Отсутствие стабильных и взаимовыгодных хозяйственных связей между субъектами агропродовольственного рынка. 7. Низкий уровень развития рыночной инфраструктуры. Проблемы сбыта произведенной продукции. 8. Отсутствие системы профессиональной подготовки рабочих кадров; недостаток квалифицированных кадров в сельскохозяйственном производстве. |
Т (угрозы) |
О (возможности) |
1. Усиление глобальной и межрегиональной конкуренции на агропродовольственном рынке, в том числе и в случае вступления России в ВТО. 2. Рост цен на энергоносители, усиление диспаритета цен на продукцию промышленности и сельского хозяйства. 3. Усугубление неблагоприятной рыночной ситуации для производства и реализации продукции животноводства. 4. Потеря почвенного плодородия: - отчуждение из почвы микроэлементов превысило их внесение: - по фосфору - 10,9-24,3 кг/га; - по калию - 29-57,5 кг/га; - дефицит гумуса достиг 300-500 кг/га; - 60-80 процентов урожая формируется за счет истощения почв. 5. Повышение специфических рисков аграрной сферы (влияние неблагоприятных погодных условий). 6. Отток квалифицированных кадров из аграрной сферы, старение рабочих кадров, обострение социальных проблем на селе. 7. Потеря контроля над ситуацией в животноводстве, производство 56,5 процента продукции которого сосредоточено в секторе малых форм хозяйствования. 8. Отсутствие льготных кредитов. 9. Сокращение объемов государственной поддержки за счет средств федерального и областного бюджетов. 10. Потеря контроля над сельскохозяйственными угодьями, пашней. |
1. Формирование производственной структуры АПК с учетом требований научно обоснованных систем ведения сельского хозяйства. 2. Производство основных видов сельскохозяйственной продукции для обеспечения продуктами питания высокого качества и наиболее широкого ассортимента жителей Смоленской области, а также вывоза продовольственных товаров за пределы региона. 3. Активная поддержка Администрацией Смоленской области развития перспективных отраслей сельского хозяйства. 4. Сохранение почвенного плодородия, проведение комплекса агромелиоративных мероприятий. Реконструкция и восстановление мелиоративных систем. 5. Широкое применение ресурсосберегающих технологий в растениеводстве и животноводстве, восполнение недостающих для интенсификации средств природными факторами плодородия. 6. Активная поддержка Администрацией Смоленской области технического и технологического перевооружения сельхозтоваропроизводителей. 7. Контроль за состоянием сельскохозяйственных угодий и методами ведения аграрного производства на основе мониторинга и применения штрафных санкций при обнаружении нарушений. 8. Масштабное и системное привлечение инвестиций в сельское хозяйство и создание современных производств по максимальной переработке сельскохозяйственной продукции при реализации мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности АПК. 9. Создание рыночной инфраструктуры, предназначенной для оказания помощи сельхозтоваропроизводителям в вопросах выгодной реализации произведенной продукции. 10. Развитие сети заготовительных, снабженческо-сбытовых, перерабатывающих и кредитных сельскохозяйственных потребительских кооперативов. |
Ключевыми проблемами развития сельского хозяйства Смоленской области, на решении которых необходимо сконцентрировать усилия в рамках реализации настоящей Стратегии, являются:
- недостаточная эффективность деятельности товаропроизводителей и, как следствие, недостаточная конкурентоспособность производимой продукции, товаров и оказываемых услуг;
- высокая зависимость сельскохозяйственного производства от цен и тарифов на энергоносители и материально-технические ресурсы;
- наличие ограничений роста сельскохозяйственного производства в долгосрочной перспективе, что характеризуется низким уровнем внедрения высокоэффективных технологий и обновления основных фондов;
- низкий уровень доходов сельского населения, что приводит к оттоку его трудоспособной части из села. Старение и сокращение жителей в сельской местности и, как следствие, сокращение объемов производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах.
4. Миссия и стратегические цели развития агропромышленного комплекса Смоленской области
Общественной миссией, выполняемой АПК, является обеспечение населения широким ассортиментом высококачественных продуктов питания согласно научно обоснованным нормам, рациональное использование природных ресурсов.
Выполнение указанной общественной миссии требует постановки стратегических целей развития агропромышленного комплекса Смоленской области.
Стратегическими целями развития АПК первого уровня являются:
- достижение достаточного для обеспечения продовольственной безопасности региона уровня производства основных видов высококачественных продуктов питания;
- повышение эффективности функционирования агропромышленного комплекса Смоленской области.
Стратегическими целями развития АПК второго уровня являются:
- обеспечение максимального производства сельскохозяйственной продукции по инновационным и ресурсосберегающим технологиям;
- развитие рынков и рыночной инфраструктуры АПК;
- сохранение и повышение плодородия почв.
Указанные стратегические цели соответствуют:
- Федеральному закону "О развитии сельского хозяйства";
- Государственной программе "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446;
- долгосрочной областной целевой программе "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области" на 2009-2012 годы, утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 04.10.2008 N 537.
5. Принципы региональной аграрной политики
Достижение стратегических целей развития АПК возможно при соблюдении следующих принципов региональной аграрной политики:
- государственная поддержка в освоении инновационных методов ведения сельскохозяйственного производства, расширение возможности привлечения банковских кредитов, поддержка и развитие агробизнеса;
- регулирование баланса интересов производителей сельскохозяйственной продукции и организаций сфер переработки и торговли, создание новых интегрированных и кооперативных структур, развитие рыночной инфраструктуры;
- развитие эффективной инвестпроводящей системы в АПК, привлечение в сектор интенсивного высокопродуктивного специализированного аграрного производства с использованием интенсивных технологий (крупные животноводческие комплексы, узкоспециализированные овощеводческие хозяйства и т.д.) инвесторов, реализующих проекты максимальной переработки сельскохозяйственной продукции и производства средств производства для АПК, поиск и использование различных коммуникативных площадок для обмена информацией и согласования совместных программ действий власти и бизнеса;
- экологизация технологий сельскохозяйственного производства в целях производства экологически чистых продуктов питания;
- формирование новых стереотипов поведения и профессиональной деятельности в организациях аграрной экономики, в том числе путем интенсивного обучения персонала, повышения квалификации руководителей и специалистов.
6. Задачи и приоритетные направления развития агропромышленного комплекса Смоленской области
Для обеспечения выполнения заявленных миссий и целей развития АПК необходимо решить ряд конкретных задач.
1. В области достижения уровня производства основных видов высококачественных продуктов питания и повышения эффективности функционирования АПК:
1.1. Предусмотреть приоритетную поддержку животноводства.
1.2. Разработать систему государственной поддержки производства продукции животноводства, стимулирующую повышение эффективности производства.
1.3. Рассмотреть вопрос о создании областного государственного учреждения "Племенная служба Смоленской области".
1.4. Разработать меры (программу) по привлечению инвесторов в сектор высокопродуктивного специализированного аграрного производства с использованием интенсивных технологий (животноводческие комплексы с полным циклом выращивания животных и птицы, максимальной переработкой животноводческой продукции с использованием безотходных технологий).
1.5. Рассмотреть вопрос об использовании бюджетных средств для обеспечения текущей деятельности и развития производства высокотехнологичных компаний с замкнутым циклом.
1.6. Разработать систему социального партнерства, обязывающую инвесторов брать на себя определенные обязательства в социально-трудовой сфере.
1.7. Развивать страхование в сельском хозяйстве, в том числе и в животноводстве, с государственной поддержкой.
1.8. Стимулировать развитие сети заготовительных, снабженческо-сбытовых, перерабатывающих и кредитных сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
2. В области развития максимального производства сельскохозяйственной продукции по инновационным и ресурсосберегающим технологиям:
2.1. Внедрять высокотехнологические проекты производства растениеводческой и животноводческой продукции с привлечением научных достижений и пропагандировать передовой опыт.
2.2. Поддерживать научные исследования в области инновационных аграрных технологий, включая биотехнологии микроорганизмов, растений, животных, нанотехнологии, альтернативную энергетику и т.д.
2.3. Улучшить племенную работу, ориентированную на максимальное использование селекционных достижений и генетического потенциала животных.
2.4. Сформировать реестр семеноводческих хозяйств по производству оригинальных и элитных семян экологически обоснованного сортового состава сельскохозяйственных культур.
2.5. Сформировать и развивать информационно-консультационную систему.
2.6. Провести научное обоснование технологий ведения ресурсосберегающего растениеводства и животноводства.
2.7. Сформировать систему стимулирования перехода на принципы ресурсосбережения, оказывать государственную поддержку в приобретении техники, необходимой для энергосберегающего производства.
2.8. Организовать подготовку кадров сельскохозяйственного производства, а также повышение их квалификации в области ресурсосберегающих методов.
3. В области развития рынков и рыночной инфраструктуры:
3.1. Содействовать организации регионального оптово-продовольственного рынка, формированию региональной системы объектов складского хозяйства.
3.2. Способствовать обеспечению доступа местных производителей в торговые сети.
3.3. Способствовать заключению договоров с государственными и муниципальными заказчиками на поставку им продуктов питания.
4. В области сохранения и повышения плодородия почв:
4.1. Организовать мониторинг состояния сельскохозяйственных угодий и методов ведения аграрного производства.
4.2. Организовать переподготовку кадров для АПК по вопросам сохранения плодородия почв.
4.3. Провести комплекс мероприятий агротехнической мелиорации.
Важнейшими условиями решения поставленных задач являются обеспечение нового качества кадрового потенциала АПК, а также высокая динамика и результативность инженерного и социального обустройства сельских территорий, достижение высокого качества жизни на селе. Стратегической целью реализации мероприятий по социальному развитию села является формирование качественно нового социокультурного пространства в сельской местности. Реализация мероприятий будет способствовать обеспечению для сельского населения доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг. К 2015 году будут созданы предпосылки для стабильного наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры с целью обеспечения в дальнейшем полноценной среды жизнедеятельности для всех групп сельского населения независимо от места проживания и формы занятости, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.
6.1. Интенсивное развитие животноводства
Основной специализацией сельского хозяйства Смоленской области является животноводство, где производится более 80 процентов товарной продукции. Особенно широкое развитие получило молочное скотоводство. В 2009 году доля продукции животноводства в общем объеме сельскохозяйственной продукции составила в Смоленской области в денежном выражении более 56 процентов.
Главными проблемами животноводства являются:
- низкая рентабельность по следующим причинам:
- высокий износ основных фондов и низкие темпы его обновления;
- низкий удельный вес ферм и комплексов с современными технологиями и оборудованием;
- низкий уровень применения высокобелковых кормовых культур в рационах кормления животных;
- недостаточный уровень роста продуктивности животных;
- недостаточный уровень эффективности механизма государственной поддержки по следующим причинам:
- несовершенство системы государственной политики защиты внутреннего рынка и стимулирования отечественного производителя;
- несовершенство механизма предоставления организациям агропромышленного комплекса кредитных ресурсов.
Стратегическими задачами, направленными на решение указанных проблем, являются:
- повышение уровня рентабельности и обеспечение роста численности и продуктивности животных. Решение данной задачи возможно путем:
- стимулирования модернизации производства: освоение более экономичных технологий содержания скота (реконструкция помещений для беспривязного содержания, приобретение доильного оборудования, кормораздатчиков, внедрение в производство современных методов выращивания молодняка и т.д.), повышение уровня механизации и автоматизации, в том числе строительство, реконструкция и модернизация животноводческих объектов;
- привлечения научно-исследовательских учреждений для разработки и внедрения в производство новых технологий разведения, содержания и кормления сельскохозяйственных животных;
- укрепления кормовой базы за счет насыщения севооборота высокоэнергетичными многолетними травами до научно обоснованных норм;
- оптимизации структуры рационов на основании проведения биохимических исследований качества кормов по энергетической, протеиновой и минеральной питательности и анализа исследования сыворотки крови животных;
- обеспечения контроля за соблюдением в хозяйствах технологии кормления в зависимости от физиологического состояния животных;
- улучшения генетического потенциала: увеличение доли чистопородного скота и совершенствование селекционно-племенной работы (создание информационно-селекционных центров, расширение сети племенных организаций, закупка племенного молодняка лучшей мировой и отечественной селекции, спермопродукции, современного лабораторного оборудования);
- повышения сохранности молодняка, борьбы с инфекционными заболеваниями животных;
- увеличения выхода телят на 100 коров до экономически обоснованной нормы за счет повышения эффективности профилактики и лечения послеродовых и гинекологических заболеваний животных, совершенствования технологии искусственного осеменения;
- увеличения поголовья сельскохозяйственных животных за счет собственного воспроизводства и покупки в других регионах, а также доли скота новых молочных типов "Смоленский", "Вазузский";
- развития специализированной отрасли мясного скотоводства с использованием ресурсосберегающей технологии производства говядины;
- обеспечения интенсивного использования свиноматок с 1,6 до 2,2 опороса в год для получения большего количества поросят;
- развития товарного рыбоводства за счет рационального использования естественных водоемов и интенсивных технологий выращивания прудовой рыбы;
- создание эффективной инфраструктуры рынка молочной и мясной продукции. Решение данной задачи возможно путем:
- содействия созданию единой заготовительно-сбытовой сети, включающей в себя заготовку, переработку, хранение и реализацию конечного продукта, в целях объединения различных форм хозяйствования;
- проведения анализа емкости рынка и маркетинговых исследований, продвижения продуктов собственного производства на областном, российском и международном рынках;
- обеспечения потребительского спроса за счет увеличения доли молочной продукции собственного производства до 90-95 процентов в объеме потребления;
- усиление государственной поддержки. Решение данной задачи возможно путем предоставления субсидий на:
- внедрение современных технологий;
- повышение квалификации и обучение кадров;
- содержание племенного маточного поголовья, племенных быков-производителей, покупку семя# племенных быков и племенного молодняка;
- стимулирование производства молока и мяса;
- строительство современных животноводческих комплексов, реконструкцию и модернизацию действующих животноводческих комплексов;
- приобретение племенного яйца и племенного поголовья птицы;
- поддержка собственного производителя. Решение данной задачи возможно путем регулирования экономических отношений в цепочке сельскохозяйственный товаропроизводитель - потребитель товарной продукции.
Индикаторы развития животноводства представлены в приложении N 1 к настоящей Стратегии.
6.2. Интенсивное развитие растениеводства
Растениеводство в Смоленской области специализируется на выращивании кормовых и зерновых культур, льна, картофеля и овощей.
Развитие растениеводства на долгосрочную перспективу предполагает, что основными факторами положительной динамики роста производства сельскохозяйственной продукции станут расширение посевных площадей под сельскохозяйственными культурами и более динамичный рост урожайности сельскохозяйственных культур, обусловленный высоким уровнем агротехники (активное обновление парка сельскохозяйственных машин, новые технологии, развитие семеноводства).
Смоленская область располагает достаточным биоклиматическим потенциалом для обеспечения урожайности зерновых культур на уровне 35-40 центнеров с гектара, картофеля - 350-400 центнеров с гектара, овощей открытого грунта - 380-420 центнеров с гектара, кормовых культур - 35 центнеров кормовых единиц с гектара.
Дальнейший рост объемов производства в растениеводстве возможен за счет:
- восстановления и повышения плодородия почв;
- развития мелиорации сельскохозяйственных угодий;
- обновления машинно-тракторного парка;
- развития новых ресурсосберегающих технологий возделывания сельскохозяйственных культур;
- внедрения перспективных высокоурожайных культур, сортов и гибридов сельскохозяйственных культур.
Главными проблемами растениеводства являются:
- отсутствие цивилизованного рынка земли;
- низкий уровень естественного плодородия земель;
- отсутствие налаженной системы сбыта сельхозпродукции;
- недостаточный уровень технологии возделывания культур;
- износ основных фондов и низкие темпы их обновления;
- недостаточное количество специалистов профильных направлений;
- недостаточный уровень эффективности механизма государственной поддержки из федерального бюджета.
Стратегическими задачами, направленными на решение указанных проблем, являются:
- стимулирование соблюдения сельскохозяйственными предприятиями научно обоснованной системы земледелия, рационального использования земель и недопущения снижения плодородия почв;
- повышение культуры земледелия на основе биологизации земель, применения ресурсосберегающих технологий;
- стимулирование внедрения структуры посевных площадей путем выплаты субсидий предприятиям, соблюдающим технологический цикл возделывания сельскохозяйственных культур;
- развитие рынка земли и стимулирование эффективного использования земли собственниками и пользователями;
- стимулирование внедрения новых ресурсосберегающих адаптивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур, внесение удобрений до научно обоснованных норм;
- осуществление мониторинга за фитосанитарным состоянием посевов, проведение защитных мероприятий от вредителей и болезней;
- внедрение перспективных высокоурожайных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур; развитие семеноводства с учетом собственного потребления и возможной реализации семян за пределы Смоленской области.
Решению указанных стратегических задач будут способствовать:
- государственная поддержка развития растениеводства путем:
- субсидирования элитного семеноводства (компенсация части затрат на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур);
- компенсации части затрат на приобретение агрохимических средств (средств химизации, минеральных и органических удобрений и т.д.);
- компенсации части затрат на страхование посевов сельскохозяйственных культур;
- ежегодное проведение областных и зональных семинаров, селекторных совещаний, Дней поля для демонстрации элементов новых передовых технологий, подготовка рекомендаций по возделыванию сельскохозяйственных культур, привлечение научно-исследовательских учреждений в целях разработки и внедрения в производство энергосберегающих прогрессивных технологий производства сельскохозяйственных культур, организация учебы специалистов на базе передовых предприятий, обмен опытом, издание специализированной методической литературы;
- реализация мероприятий по развитию системы сбыта, включающих в себя:
- создание единой заготовительно-сбытовой сети в целях объединения различных форм хозяйствования;
- проведение анализа емкости рынка с разработкой регионального баланса по каждому виду продукции в целях выявления дефицита и излишков;
- оценку доли рынка, которую способна занять Смоленская область при условии полного насыщения краевого рынка собственной продукцией и при соблюдении севооборота;
- проведение маркетинговых исследований в целях выявления свободных ниш на российском и внутреннем рынках, изучения спроса (с учетом возможности введения новых видов продукции и расширения существующих, например реализация семян и т.д.), а также в целях продвижения продуктов собственного производства на российском и международном рынках.
Реализация мероприятий по развитию растениеводства на основе интенсификации и ведения отрасли на строго научной основе позволит существенно увеличить производство основных видов продукции, стабилизировать их сборы по годам, обеспечить воспроизводство почвенного плодородия.
Индикаторы развития растениеводства представлены в приложении N 2 к настоящей Стратегии.
7. Индикаторы обеспеченности населения Смоленской области продуктами питания
|
Рациональная норма (кг/чел.) |
2008 год |
Производство в расчете на душу населения в 2015 году (кг) |
Уровень обеспеченности за счет собственного производства в 2015 году (%) |
||
потребление (кг/чел.) |
производство в расчете на душу населения (кг) |
обеспеченность собственным производством уровня потребления (%) |
||||
Мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо) |
75 |
54 |
33,5 |
44,7 |
50,2 |
66,9 |
Молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко) |
305 |
236 |
341,5 |
112 |
404 |
132,5 |
Яйца и яйцепродукты |
250 |
228 |
255 |
102 |
305 |
122 |
Картофель |
100 |
87 |
215,4 |
215,4 |
245,2 |
245,2 |
Овощи |
150 |
73 |
67,6 |
45,1 |
83,6 |
55,7 |
В 2008 году объем потребления мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) в расчете на душу населения по Смоленской области составил 54 килограмма, или 72 процента рациональной нормы питания. Объем производства мяса в 2008 году в расчете на душу населения составил 33,5 килограмма, или 44,7 процента рациональной нормы питания.
В 2008 году объем потребления молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко) в расчете на душу населения по Смоленской области составил 236 килограммов, или 69 процентов рациональной нормы питания. Объем производства молока в 2008 году в расчете на душу населения составил 341,5 килограмма, или 112 процентов рациональной нормы питания.
В 2008 году объем потребления яиц и яйцепродуктов в расчете на душу населения по Смоленской области составил 228 штук, или 91,2 процента рациональной нормы питания. Объем производства яиц в 2008 году в расчете на душу населения составил 255 штук, или 102 процента рациональной нормы питания.
В 2008 году уровень потребления картофеля и овощей в Смоленской области составил соответственно 87 процентов и 49 процентов рациональной нормы питания.
В 2010-2015 годах объем производства продукции животноводства будет увеличен за счет повышения эффективности ведения отрасли, а также за счет реализации инвестиционных проектов и дополнительного ввода производственных мощностей (приложение N 3 к настоящей Стратегии).
В 2015 году во всех категориях хозяйств Смоленской области прогнозируется произвести 75,8 тыс. тонн скота и птицы на убой в живом весе (49,1 тыс. тонн в убойном весе), что в расчете на душу населения составит 50,2 килограмма мяса, или 66,9 процента рациональной нормы питания.
В последующих годах для обеспечения населения Смоленской области мясом и мясопродуктами за счет собственного производства необходимо довести уровень производства до 113,2 тыс. тонн скота и птицы на убой в живом весе (73,3 тыс. тонн в убойном весе).
В 2015 году прогнозируемый объем производства молока в Смоленской области составит 395 тыс. тонн, или 404 килограмма молока в расчете на душу населения (132,5 процента рациональной нормы питания).
В 2015 году прогнозируемый объем производства яиц в Смоленской области составит 298,25 млн. штук, или 305 штук в расчете на душу населения (122 процента рациональной нормы питания).
В 2015 году прогнозируемый объем производства в Смоленской области в расчете на душу населения составит: картофеля - 245 килограммов (в 2,4 раза больше рациональной нормы потребления), овощей - 81,8 килограмма (55,7 процента рациональной нормы потребления).
Приложение N 1
к Стратегии развития
агропромышленного комплекса
Смоленской области до 2015 года
Индикаторы развития животноводства
Производство молока в разрезе категорий хозяйств
(тыс.т)
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Все категории хозяйств |
334,2 |
313,1 |
315 |
330 |
350 |
359 |
370 |
395 |
в том числе: сельскохозяйственные организации |
148,1 |
150 |
155,8 |
179,4 |
216,3 |
236,7 |
261,3 |
297 |
население |
166,5 |
145,3 |
141,2 |
131,2 |
113,9 |
102,1 |
88,1 |
76,5 |
крестьянские (фермерские) хозяйства |
19,6 |
17,8 |
18 |
19,4 |
19,8 |
20,2 |
20,6 |
21,5 |
Производство скота и птицы на убой в живом весе в разрезе категорий хозяйств
(тыс. т)
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Все категории хозяйств |
50,8 |
48,97 |
52 |
57 |
64,9 |
67,9 |
71,4 |
75,8 |
в том числе: сельскохозяйственные организации |
18,1 |
18,43 |
21 |
26,6 |
34,5 |
37,9 |
41,6 |
46,3 |
население |
29,2 |
28 |
28 |
27,4 |
27,4 |
27 |
26,8 |
26,5 |
крестьянские (фермерские) хозяйства |
3,5 |
2,54 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Производство яиц в разрезе категорий хозяйств
(млн.шт.)
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Все категории хозяйств |
250,396 |
232,763 |
225,365 |
272,75 |
281,25 |
285,25 |
289,25 |
298,25 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
сельскохозяйственные организации |
150,525 |
137,332 |
130,5 |
180,5 |
190 |
195 |
200 |
210 |
население |
99,592 |
95,163 |
94,6 |
92 |
91 |
90 |
89 |
88 |
крестьянские (фермерские) хозяйства |
0,279 |
0,268 |
0,265 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
Численность поголовья крупного рогатого скота на конец года в разрезе категорий хозяйств
(тыс. голов)
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Все категории хозяйств |
142,9 |
137,4 |
139,5 |
151,5 |
166,5 |
180,2 |
194,1 |
208,8 |
в том числе: сельскохозяйственные организации |
104,9 |
102,8 |
106 |
117,3 |
132,5 |
145,8 |
159,5 |
173,6 |
население |
30,1 |
27,2 |
25,9 |
25,6 |
24,8 |
24,6 |
24 |
23,6 |
крестьянские (фермерские) хозяйства |
7,9 |
7,4 |
7,6 |
8,6 |
9,2 |
9,8 |
10,6 |
11,5 |
Численность поголовья коров на конец года в разрезе категорий хозяйств
(тыс. голов)
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Все категории хозяйств |
82,9 |
77,8 |
77,1 |
77,6 |
79 |
79,7 |
80,3 |
81 |
в том числе: сельскохозяйственные организации |
51,8 |
50 |
50,5 |
51 |
53 |
54 |
55 |
56 |
население |
26,9 |
23,7 |
22,5 |
22,1 |
21,4 |
21 |
20,5 |
20 |
крестьянские (фермерские) хозяйства |
4,2 |
4,1 |
4,1 |
4,5 |
4,6 |
4,7 |
4,8 |
5 |
Численность поголовья свиней на конец года в разрезе категорий хозяйств
(тыс. голов)
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Все категории хозяйств |
94,9 |
84,3 |
85,5 |
98,2 |
99,5 |
102 |
105 |
106 |
в том числе: сельскохозяйственные организации |
57,1 |
48,7 |
50 |
62,3 |
64 |
67 |
70 |
71 |
население |
21,3 |
19,9 |
19,5 |
19,4 |
19 |
18,5 |
18,5 |
18,5 |
крестьянские (фермерские) хозяйства |
16,5 |
15,7 |
16 |
16,5 |
16,5 |
16,5 |
16,5 |
16,5 |
Численность поголовья птицы на конец года во всех категориях хозяйств
(тыс. голов)
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Все категории хозяйств |
1632,8 |
1413 |
1496,1 |
1631,3 |
1771 |
1840 |
1870 |
1985 |
Приложение N 2
к Стратегии развития
агропромышленного комплекса
Смоленской области до 2015 года
Индикаторы развития растениеводства
Посевные площади основных сельскохозяйственных культур в разрезе категорий хозяйств
Зерновые и зернобобовые
(тыс.га)
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Все категории хозяйств |
97,04 |
101,01 |
109,29 |
115,92 |
120,53 |
127,23 |
135,65 |
143,15 |
в том числе: сельскохозяйственные организации |
81,52 |
86,82 |
94,80 |
100,10 |
104,2 |
110 |
118 |
125 |
население |
2,59 |
2,62 |
2,60 |
2,60 |
2,65 |
2,65 |
2,65 |
2,65 |
крестьянские (фермерские) хозяйства |
12,93 |
11,57 |
11,89 |
13,22 |
13,68 |
14,58 |
15 |
15,50 |
Картофель
(тыс.га)
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Все категории хозяйств |
19,28 |
18,18 |
17,61 |
17,25 |
17,11 |
17,48 |
17,64 |
17,95 |
в том числе: сельскохозяйственные организации |
0,56 |
1,02 |
1,32 |
1,65 |
2 |
2,35 |
2,70 |
3 |
население |
18,43 |
16,77 |
15,90 |
15,20 |
14,70 |
14,70 |
14,50 |
14,50 |
крестьянские (фермерские) хозяйства |
0,29 |
0,39 |
0,39 |
0,40 |
0,41 |
0,43 |
0,44 |
0,45 |
Овощи
(тыс.га)
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Все категории хозяйств |
3,25 |
3,23 |
3,10 |
3,30 |
3,55 |
3,80 |
4,10 |
4,34 |
в том числе: сельскохозяйственные организации |
0,39 |
0,40 |
0,31 |
0,55 |
0,79 |
1,03 |
1,27 |
1,50 |
население |
2,81 |
2,74 |
2,7 |
2,65 |
2,65 |
2,65 |
2,70 |
2,70 |
крестьянские (фермерские) хозяйства |
0,05 |
0,09 |
0,09 |
0,10 |
0,11 |
0,12 |
0,13 |
0,14 |
Лен
(тыс.га)
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства |
7,63 |
5,94 |
2,02 |
2,20 |
2,50 |
2,75 |
3,10 |
3,30 |
Рапс
(тыс.га)
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства |
6,37 |
5,84 |
8,37 |
9 |
9,50 |
10,50 |
11 |
12 |
Валовой сбор основных сельскохозяйственных культур в разрезе категорий хозяйств
Зерновые и зернобобовые
(тыс.т)
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Все категории хозяйств |
158,3 |
166,3 |
220 |
240 |
261 |
287 |
320 |
353 |
в том числе: сельскохозяйственные организации |
130,5 |
139,7 |
192,6 |
210,2 |
229,5 |
253,1 |
283,5 |
312,4 |
население |
5,8 |
6 |
6 |
6 |
6,2 |
6,2 |
6,5 |
6,5 |
крестьянские (фермерские) хозяйства |
22 |
20,6 |
21,4 |
23,8 |
25,3 |
27,7 |
30 |
34,1 |
Картофель
(тыс.т)
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Все категории хозяйств |
210,9 |
170,2 |
189,4 |
203 |
223 |
265 |
301,5 |
326 |
в том числе: сельскохозяйственные организации |
6,5 |
13,8 |
19,8 |
28 |
38 |
49,5 |
59,4 |
69 |
население |
199,4 |
149,5 |
162,2 |
167 |
176,4 |
206 |
232 |
246,2 |
крестьянские (фермерские) хозяйства |
5 |
6,9 |
7,4 |
8 |
8,6 |
9,5 |
10,1 |
10,8 |
Овощи
(тыс.т)
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Все категории хозяйств |
66,2 |
67,2 |
65,3 |
69,5 |
76 |
82 |
91 |
99 |
в том числе: сельскохозяйственные организации |
9,3 |
6,6 |
5,4 |
10,4 |
16,6 |
22,4 |
30 |
37,7 |
население |
56,9 |
58,9 |
58,1 |
57 |
57 |
57 |
58,1 |
58,1 |
крестьянские (фермерские) хозяйства |
1,2 |
1,7 |
1,8 |
2,1 |
2,4 |
2,6 |
2,9 |
3,2 |
Лен
(тыс.т)
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства |
2,7 |
1,8 |
0,7 |
0,9 |
1,1 |
1,4 |
1,9 |
2,3 |
Рапс
(тыс.т)
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства |
5,6 |
4,1 |
6,7 |
8,1 |
9,5 |
11,6 |
14,3 |
18 |
Урожайность основных сельскохозяйственных культур в разрезе категорий хозяйств
Зерновые и зернобобовые
(ц/га)
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Все категории хозяйств |
16,3 |
16,5 |
20,1 |
20,7 |
21,6 |
22,5 |
23,5 |
24,7 |
в том числе: сельскохозяйственные организации |
16 |
16,1 |
20,3 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
население |
22,4 |
22,5 |
23 |
23 |
23,4 |
23,4 |
24,5 |
24,5 |
крестьянские (фермерские) хозяйства |
17 |
17,8 |
18 |
18 |
18,5 |
19 |
20 |
22 |
Картофель
(ц/га)
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Все категории хозяйств |
109,4 |
93,6 |
107,5 |
117,8 |
130,3 |
151,4 |
171 |
181,8 |
в том числе: сельскохозяйственные организации |
116,7 |
135 |
150 |
170 |
190 |
210 |
220 |
230 |
население |
108,2 |
89,2 |
102 |
110 |
120 |
140 |
160 |
170 |
крестьянские (фермерские) хозяйства |
172,4 |
187,2 |
190 |
200 |
210 |
220 |
230 |
240 |
Овощи
(ц/га)
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Все категории хозяйств |
203,3 |
208 |
210,6 |
210,6 |
214,1 |
216,6 |
221,5 |
227,6 |
в том числе: сельскохозяйственные организации |
240,3 |
165,4 |
175 |
190 |
210 |
220 |
235 |
250 |
население |
202,7 |
214,6 |
215 |
215 |
215 |
215 |
215 |
215 |
крестьянские (фермерские) хозяйства |
230,8 |
197,7 |
200 |
210 |
215 |
220 |
220 |
230 |
Лен
(ц/га)
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства |
3,6 |
3 |
3,5 |
3,9 |
4,5 |
5 |
6 |
7 |
Рапс
(ц/га)
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства |
8,7 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
13 |
15 |
Приложение N 3
к Стратегии развития
агропромышленного комплекса
Смоленской области до 2015 года
Характеристика животноводческих объектов, вводимых в эксплуатацию на территории Смоленской области в 2010-2015 годах
N п/п |
Наименование исполнителя проекта, место строительства |
Плановая мощность (тыс.т) |
Срок реализации проекта |
Выход на проектную мощность |
|
1. |
Закрытое акционерное общество "Руднянский животноводческий комплекс", Руднянский район |
молоко - 10, мясо крупного рогатого скота - 0,8 |
I квартал 2010 г. |
IV квартал 2010 г. |
IV квартал 2013 г. |
2. |
Общество с ограниченной ответственностью "Молпром", Хиславичский район |
молоко - 10, мясо крупного рогатого скота - 0,8 |
I квартал 2010 г. |
II квартал 2011 г. |
II квартал 2013 г. |
3. |
Закрытое акционерное общество "Золотая нива", Сафоновский район |
молоко - 10 |
III квартал 2009 г. |
IV квартал 2010 г. |
III квартал 2012 г. |
4. |
Общество с ограниченной ответственностью "АПК Гагаринский", Гагаринский район |
молоко - 10,9, мясо крупного рогатого скота - 0,4 |
III квартал 2010 г. |
IV квартал 2011 г. |
III квартал 2014 г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях создания эффективного аграрного сектора, адекватного по своей форме, внутренней структуре и организации рыночной экономике, способного обеспечить потребности региона в основных видах продовольствия и сельскохозяйственного сырья, а также превратить сельскохозяйственного товаропроизводителя в кредитоспособного и инвестиционно активного субъекта рыночной экономики принятая Стратегия развития агропромышленного комплекса Смоленской области до 2015 года ориентирована на принятие требований ХХI века, способных радикально изменить состояние отраслей сельскохозяйственного производства.
Разработка Стратегии явилась объективной необходимостью, так как сельское хозяйство является важным сектором экономики Смоленской области.
Определены стратегические цели, принципы и задачи развития агропромышленного комплекса Смоленской области.
Постановление Администрации Смоленской области от 2 июля 2010 г. N 373 "Об утверждении Стратегии развития агропромышленного комплекса Смоленской области до 2015 года"
Текст постановления опубликован в Вестнике Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области от 15 июля 2010 г. N 6 часть III