Постановление Администрации Смоленской области
от 5 октября 2009 г. N 604
"Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Смоленской области" на 2010-2012 годы"
19 мая 2010 г., 3 февраля, 13 мая, 14 июля, 27 сентября, 16 ноября 2011 г., 9 апреля, 27 июня, 27 сентября, 23 октября, 10 декабря 2012 г.
В целях создания на территории Смоленской области высокоэффективной и конкурентоспособной туристской индустрии, способствующей развитию внутреннего и въездного туризма, Администрация Смоленской области постановляет:
Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в Смоленской области" на 2010-2012 годы (далее также - Программа).
Губернатор |
С.В. Антуфьев |
Долгосрочная областная целевая программа
"Развитие внутреннего и въездного туризма в Смоленской области" на 2010-2012 годы
(утв. постановлением Администрации Смоленской области от 5 октября 2009 г. N 604)
19 мая 2010 г., 3 февраля, 13 мая, 14 июля, 27 сентября, 16 ноября 2011 г., 9 апреля, 27 июня, 27 сентября, 23 октября, 10 декабря 2012 г.
Постановлением Администрации Смоленской области от 10 декабря 2012 г. N 942 в паспорт настоящей долгосрочной областной целевой программы внесены изменения
Паспорт программы
Наименование Программы |
долгосрочная областная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Смоленской области" на 2010-2012 годы |
Основания для разработки Программы |
Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.07.2010 N 1230-р, распоряжение Администрации Смоленской области от 01.09.2009 N 1046-р/адм "Об утверждении Концепции развития туризма в Смоленской области на 2009-2015 годы" |
Заказчик Программы |
Департамент Смоленской области по культуре и туризму |
Разработчик Программы |
Департамент спорта, туризма и молодежной политики Смоленской области |
Цель и задачи Программы |
целью Программы является повышение конкурентоспособности туристского продукта Смоленской области, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах. Задачами Программы являются: - развитие туристско-рекреационного комплекса Смоленской области; - повышение качества туристских услуг в Смоленской области; - продвижение туристского продукта Смоленской области на внутреннем и международном туристских рынках |
Целевые показатели Программы |
целевыми показателями Программы являются: - увеличение объема туристского потока в Смоленской области; - увеличение доходов коллективных средств размещения от предоставляемых услуг; - увеличение объема платных туристских услуг, оказанных населению; - увеличение объема платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения |
Срок реализации Программы |
2010-2012 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
общий объем финансирования Программы составляет 299,112616 млн. рублей, из них: - средства областного бюджета - 14,138797 млн. рублей, в том числе по годам: - в 2010 году - 0,998 млн. рублей; - в 2011 году - 7,178 млн. рублей; - в 2012 году - 5,962797 млн. рублей; - привлекаемые средства (средства бюджета города Смоленска) - 1,832019 млн. рублей, в том числе по годам: - в 2010 году - 0,7 млн. рублей; - в 2011 году - 0,6 млн. рублей; - в 2012 году - 0,532019 млн. рублей; - внебюджетные средства - 283,1418 млн. рублей, в том числе по годам: - в 2010 году - 54,944 млн. рублей; - в 2011 году - 56,097 млн. рублей; - в 2012 году - 172,1008 млн. рублей |
Постановлением Администрации Смоленской области от 3 февраля 2011 г. N 48 раздел 1 настоящей долгосрочной областной целевой программы изложен в новой редакции
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
В настоящее время туризм является одним из важных направлений оживления экономики, оказывая стимулирующее воздействие на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги коллективных средств размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, общественное питание, сельское хозяйство, строительство, а также выступает катализатором социально-экономического развития Смоленской области.
Смоленская область благодаря своему культурному, историческому наследию и географическому положению обладает значительным туристским потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма.
Смоленская область занимает выгодное географическое положение, она расположена в центре Восточно-Европейской равнины. На западе она граничит с Витебской и Могилевской областями Республики Беларусь, играющей ключевую роль в развитии внешнеэкономических связей Смоленской области. На севере Смоленская область граничит с Псковской и Тверской областями, на востоке - с Московской и Калужской, на юге - с Брянской областью.
Через территорию Смоленской области проходят кратчайшие автомобильные и железнодорожные магистрали, связывающие Западную Европу с Центральной Россией, а также важнейший для страны автотранспортный коридор "Санкт-Петербург - Юг России" . Автомагистраль Москва - Минск является важнейшей осью экономического развития Смоленской области. Магистральные линии железных дорог, расположенные на территории Смоленской области, связывают ее со всеми регионами Российской Федерации, странами Содружества Независимых Государств, Балтии и Европы.
Основные реки, протекающие по территории Смоленской области: Днепр, Западная Двина, Сож, Десна, Вазуза, Угра. На территории Смоленской области находятся около 150 ледниковых озер площадью более 1 га и 15 озер площадью 100 га и более.
На территории Смоленской области находятся более 50 музеев и 3977 объектов, являющихся памятниками истории и культуры.
В то же время в Смоленской области недостаточно развита туристская деятельность.
Основными проблемами, решение которых необходимо осуществить с использованием программно-целевого метода, являются:
- низкий уровень развития туристской инфраструктуры;
- недостаточный объем инвестиций в развитие туристской индустрии в Смоленской области;
- неиспользование в качестве объектов туристского показа большого количества объектов природного и культурного наследия, расположенных на территории Смоленской области;
- недостаточное продвижение Смоленской области как привлекательного направления для туристов.
Максимальная эффективность мероприятий Программы может быть обеспечена за счет использования кластерного подхода в сочетании с проектами, направленными на ускоренное развитие межрегиональных туристских возможностей (маршрутов) и повышение качества услуг.
Кластерный подход предполагает создание локальных туристских кластеров на территории муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области, муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области, муниципального образования "Демидовский район" Смоленской области, муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области, муниципального образования "Ельнинский район" Смоленской области и в городе Смоленске путем сосредоточения в указанных муниципальных образованиях Смоленской области предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами.
Успешные технологии развития, отработанные в нескольких локальных туристских кластерах, расположенных на территории Смоленской области, предполагается распространить на все перспективные с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма муниципальные образования Смоленской области, тем самым обеспечивая оптимизацию возврата как государственных, так и частных инвестиций.
Программой предусмотрено проведение работ по созданию зоны туристско-рекреационного типа регионального уровня на территории муниципального образования "Демидовский район" Смоленской области и отдельных, наиболее важных и значимых объектов современных туристских комплексов на территории нескольких отдельно взятых муниципальных образований Смоленской области за счет реализации адресных проектов.
Одним из важных направлений развития инфраструктуры туризма является создание цивилизованных условий для путешественников на автомобилях. Автопарк России последние годы растет на 2,2-2,8 млн. автомобилей в год, при этом придорожная инфраструктура развивается со значительным отставанием. Развитие придорожной инфраструктуры туристской направленности в Смоленской области (гостиницы, кемпинги, стоянки) позволит привлечь дополнительно туристов, в том числе из-за рубежа.
Новым перспективным направлением является сельский туризм, позволяющий горожанам приобщиться к традиционному укладу жизни сельских жителей. Очевидным преимуществом такого вида туризма является то, что он может стать источником дополнительного, а иногда и основного дохода для сельского населения, особенно в депрессивных регионах.
Формирование и обустройство новых привлекательных маршрутов соответствующей инфраструктурой может обеспечить к 2012 году дополнительный туристский поток в Смоленскую область.
В связи с предстоящим празднованием значимых юбилейных дат в истории России и Смоленской области проведение активной рекламно-информационной кампании туристских возможностей Смоленской области, предусмотренной мероприятиями Программы, будет способствовать росту количества посещений Смоленской области иностранными и отечественными туристами, следовательно, и росту поступлений в экономику.
В рамках Программы будут реализовываться мероприятия, направленные на внедрение современных технологий реализации туристского продукта, создание имиджевой привлекательности территорий и туристского продукта.
В ходе реализации Программы предполагается участие Смоленской области в ежегодных туристских выставках и ярмарках, проводимых на территории Российской Федерации и за рубежом, приведенных в таблице.
Таблица
Мероприятие |
Место и срок проведения |
Международная туристско-историческая выставка "ЗАМКИ, КРЕМЛИ И ДВОРЦЫ" |
г. Красногорск, Московская область (февраль) |
Берлинская международная туристская биржа "ITB Berlin" |
г. Берлин, Федеративная Республика Германия (март) |
Международная туристская выставка "Интурмаркет (ITM)" |
г. Москва (март) |
Московская международная выставка "Путешествия и туризм (MITT)" |
г. Москва (март) |
Выставка-ярмарка народных художественных промыслов России "Ладья" |
г. Москва (март) |
Ежегодная туристическая выставка "Отдых" |
г. Минск, Республика Беларусь (апрель) |
Московская международная туристская ярмарка "Туризм и отдых (MITF)" |
г. Москва (май) |
Международная специализированная выставка "Отдых/Leisure" |
г. Москва (сентябрь) |
Туристическая выставка "Подмосковье" |
г. Москва (сентябрь) |
Международная туристская выставка "ТУРБИЗНЕС" |
г. Минск, Республика Беларусь (октябрь) |
Международная туристическая выставка "TOUR SALON" |
г. Познань, Республика Польша (октябрь) |
Международная туристская выставка "INWETEX - CIS travel market" |
г. Санкт-Петербург (октябрь) |
Общественно-церковная выставка "Православная Русь - к Дню народного единства" |
г. Москва (ноябрь) |
Для удовлетворения информационных потребностей российских и зарубежных туристов, осуществления стратегического маркетинга и продвижения Смоленской области на внутренний и мировой рынки туристских услуг, развития туристской инфраструктуры и появления единого источника информации о туристском потенциале региона создано смоленское областное автономное учреждение "Смоленский областной туристско-информационный центр".
В целом выбранный вариант решения проблемы развития внутреннего и въездного туризма в рамках Программы за счет смешанных источников финансирования с использованием кластерного подхода является оптимальным.
Такой подход к реализации Программы обеспечит создание действенного механизма государственной поддержки приоритетных направлений туризма на основе государственно-частного партнерства, рациональное использование бюджетных средств и максимальную координацию действий участников Программы.
Постановлением Администрации Смоленской области от 16 ноября 2011 г. N 740 в раздел 2 настоящей долгосрочной областной целевой программы внесены изменения
2. Цель, задачи и целевые показатели Программы
Целью Программы является повышение конкурентоспособности туристского продукта Смоленской области, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- развитие туристско-рекреационного комплекса Смоленской области;
- повышение качества туристских услуг в Смоленской области;
- продвижение туристского продукта Смоленской области на внутреннем и международном туристских рынках.
Перечень указанных задач определен в соответствии с Концепцией федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2010 N 1230-р.
Система показателей для количественной оценки достижения цели и выполнения задач Программы с указанием их значений за предшествующий период и целевых значений на срок действия Программы с разбивкой по годам ее реализации приведена в таблице 1.
Таблица 1
N п/п |
Наименование показателя |
Базовый показатель 2009 года |
Плановые показатели по годам |
||
2010 |
2011 |
2012 |
|||
1. |
Объем туристского потока в Смоленской области, тыс. человек* |
161,9 |
164,8 |
173 |
192 |
2. |
Доходы коллективных средств размещения от предоставляемых услуг, млн. рублей |
631,9 |
638,2 |
657,3 |
690,2 |
3. |
Объем платных туристских услуг, оказанных населению, млн. рублей |
49,7 |
60 |
64,8 |
71,3 |
4. |
Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, млн. рублей |
219,6 |
228 |
244 |
275,7 |
______________________________
* Расчет объема туристского потока в Смоленской области определяется в соответствии с приказом Федерального агентства по туризму от 18.07.2007 N 69 "Об утверждении Порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов Российской Федерации".
Реализация намеченных программных мероприятий позволит к 2012 году достигнуть следующих целевых показателей, приведенных в таблице 2.
Таблица 2
N п/п |
Целевые показатели |
Показатель результативности к уровню (базового) 2009 года |
||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
||
1. |
Увеличение объема туристского потока в Смоленской области, % |
102 |
107 |
119 |
2. |
Увеличение доходов коллективных средств размещения от предоставляемых услуг, млн. рублей |
6,3 |
25,5 |
58,3 |
3. |
Увеличение объема платных туристских услуг, оказанных населению, % |
121 |
130 |
143 |
4. |
Увеличение объема платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, % |
104 |
111 |
126 |
Целевые показатели Программы характеризуют годовую динамику развития внутреннего и въездного туризма в Смоленской области и используются в качестве критериев оценки эффективности реализации мероприятий Программы.
Оценка результативности реализации Программы осуществляется путем установления степени достижения ожидаемых результатов.
Уровень достижения целевого показателя Программы "Увеличение объема туристского потока в Смоленской области" () рассчитывается по следующей формуле:
, где (1)
- фактическое значение показателя за оцениваемый период;
- значение показателя базового периода.
Уровень достижения целевых показателей Программы: "Увеличение объема платных туристских услуг, оказанных населению" (), "Увеличение объема платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения" () - рассчитывается аналогично по формуле (1).
Целевой показатель Программы "Увеличение доходов коллективных средств размещения от предоставляемых услуг" (F) рассчитывается по формуле:
, где (2)
- доходы коллективных средств размещения от предоставляемых услуг в стоимостном выражении за оцениваемый (отчетный) период (млн. рублей);
- доходы коллективных средств размещения от предоставляемых услуг в стоимостном выражении за предшествующий отчетному (базовый) период (млн. рублей).
Ежеквартальную динамику развития внутреннего и въездного туризма в Смоленской области характеризуют следующие целевые показатели Программы:
- увеличение объема туристского потока в Смоленской области (к аналогичному уровню 2009 года) (в %);
- увеличение доходов коллективных средств размещения от предоставляемых услуг (к аналогичному уровню 2009 года) (млн. рублей).
Абзацы двадцать третий - тридцатый утратили силу.
Оценка социально-экономической эффективности реализации мероприятий Программы определяется социально-экономическим эффектом, достигаемым в результате развития внутреннего и въездного туризма, а именно:
- создаются рабочие места в секторе туризма и в смежных с ним отраслях;
- стимулируется развитие гостинично-туристского и санаторно-курортного комплекса, транспортного и ресторанного бизнеса, экскурсионно-информационных служб и изготовление сувенирной продукции;
- осуществляется приток в Смоленскую область иностранной валюты;
- стимулируются инвестиции в местную туристскую индустрию, что способствует увеличению налогооблагаемой базы и доходов в бюджеты;
- стимулируется модернизация местных инфраструктур транспорта, связи и других базовых систем;
- осуществляется сохранение и восстановление историко-культурного и природного наследия Смоленской области;
- стимулируется возрождение и развитие традиционных народных промыслов и ремесел;
- формируется образ Смоленской области как региона благоприятного и привлекательного для посещения туристами.
3. Перечень программных мероприятий
Перечень программных мероприятий приведен в приложении к Программе.
Постановлением Администрации Смоленской области от 10 декабря 2012 г. N 942 в раздел 4 настоящей долгосрочной областной целевой программы внесены изменения
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование мероприятий Программы обеспечивается за счет средств областного бюджета и привлекаемых средств (средств бюджета города Смоленска), внебюджетных средств (частные инвестиции).
Общий объем финансирования Программы составляет 299,112616 млн. рублей, из них:
- средства областного бюджета - 14,138797 млн. рублей, в том числе по годам:
- в 2010 году - 0,998 млн. рублей;
- в 2011 году - 7,178 млн. рублей;
- в 2012 году - 5,962797 млн. рублей;
- привлекаемые средства (средства бюджета города Смоленска) - 1,832019 млн. рублей, в том числе по годам:
- в 2010 году - 0,7 млн. рублей;
- в 2011 году - 0,6 млн. рублей;
- в 2012 году - 0,532019 млн. рублей;
- внебюджетные средства - 283,1418 млн. рублей, в том числе по годам:
- в 2010 году - 54,944 млн. рублей;
- в 2011 году - 56,097 млн. рублей;
- в 2012 году - 172,1008 млн. рублей.
Замещение средств внебюджетных источников средствами областного бюджета не допускается.
Постановлением Администрации Смоленской области от 27 сентября 2012 г. N 702 в раздел 5 настоящей долгосрочной областной целевой программы внесены изменения
5. Механизм реализации Программы
Ответственным за реализацию Программы является Департамент Смоленской области по культуре и туризму.
Заказчик Программы обеспечивает ее реализацию посредством применения оптимальных методов управления процессом реализации Программы исходя из ее содержания.
Заказчик Программы взаимодействует с органами исполнительной власти Смоленской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, заинтересованными организациями и ведомствами.
Перечень программных мероприятий не является исчерпывающим и может изменяться, уточняться и дополняться. Изменения, вносимые в перечень программных мероприятий, оформляются нормативным правовым актом Администрации Смоленской области.
Главным распорядителем финансовых средств, предусмотренных на реализацию Программы, является Департамент Смоленской области по культуре и туризму.
Постановлением Администрации Смоленской области от 10 декабря 2012 г. N 942 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к долгосрочной областной целевой
программе "Развитие внутреннего
и въездного туризма
в Смоленской области"
на 2010-2012 годы
(в редакции постановления
Администрации Смоленской области
от 10 декабря 2012 г. N 942)
Перечень программных мероприятий
19 мая 2010 г., 13 мая, 14 июля, 27 сентября, 16 ноября 2011 г., 9 апреля, 27 июня, 27 сентября, 23 октября, 10 декабря 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Смоленской области от 5 октября 2009 г. N 604 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Смоленской области" на 2010-2012 годы"
Текст постановления опубликован в Вестнике Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области от 5 ноября 2009 г. N 11 (часть I)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Смоленской области от 10 декабря 2012 г. N 942
Постановление Администрации Смоленской области от 23 октября 2012 г. N 798
Постановление Администрации Смоленской области от 27 сентября 2012 г. N 702
Постановление Администрации Смоленской области от 27 июня 2012 г. N 390
Постановление Администрации Смоленской области от 9 апреля 2012 г. N 256
Постановление Администрации Смоленской области от 16 ноября 2011 г. N 740
Постановление Администрации Смоленской области от 27 сентября 2011 г. N 577
Постановление Администрации Смоленской области от 14 июля 2011 г. N 403
Постановление Администрации Смоленской области от 13 мая 2011 г. N 265
Постановление Администрации Смоленской области от 3 февраля 2011 г. N 48
Постановление Администрации Смоленской области от 19 мая 2010 г. N 288