Руководствуясь пунктом "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 статьи 34 Устава Смоленской области, в целях консолидации усилий органов государственной власти Смоленской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области в обеспечении и защите прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию защиты прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области на 2010-2012 годы (далее также - Концепция).
2. Органам государственной власти Смоленской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области:
2.1. При разработке целевых программ социальной направленности и планировании практических мероприятий по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области руководствоваться положениями Концепции.
2.2. Учитывая социальную значимость Концепции, привлечь к ее реализации общественные организации, осуществляющие деятельность в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной реабилитации людей, охраны здоровья, материнства и детства.
3. Управлению информационной политики и общественных связей Аппарата Администрации Смоленской области (Ю.А. Глебов) обеспечить освещение основных положений Концепции в средствах массовой информации.
|
С.В. Антуфьев |
Концепция
защиты прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области на 2010-2012 годы
(утв. Указом Губернатора Смоленской области от 23 марта 2010 г. N 5)
Введение
Смоленская область как субъект Российской Федерации в пределах полномочий, установленных пунктом "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, осуществляет защиту прав и свобод человека и гражданина (далее также - права человека).
Под защитой прав человека понимается установленная нормативными правовыми актами Смоленской области на основании и в пределах, предусмотренных федеральным законодательством, совокупность условий, правил и процедур, которые обеспечивают эффективную реализацию прав и восстановление их в случае нарушения.
Настоящая Концепция определяет цель, задачи, основные принципы и направления деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по защите прав человека на территории Смоленской области на 2010-2012 годы.
1. Общие положения
Настоящая Концепция разработана согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом Смоленской области, областными законами и иными нормативными правовыми актами Смоленской области в целях защиты человеческого достоинства, прав как высшей ценности в обществе и государстве.
Настоящая Концепция распространяется на правоотношения с участием постоянно или временно проживающих на территории Смоленской области граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - жители Смоленской области), за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.
Настоящая Концепция является основой для разработки в Смоленской области нормативных правовых актов, затрагивающих права человека. Реализация настоящей Концепции рассчитана на долгосрочный период. Сроки выполнения ее конкретных задач могут устанавливаться текущими планами мероприятий и нормативными правовыми актами Смоленской области.
Цель настоящей Концепции - разработка стратегии и повышение эффективности защиты прав человека на территории Смоленской области, установление роли и места в этом процессе Смоленской области как субъекта Российской Федерации (с учетом разграничения полномочий между различными уровнями власти).
Достижению указанной цели служат основные направления настоящей Концепции:
- совершенствование нормативных правовых актов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина;
- совершенствование системы государственных гарантий защиты прав и свобод человека в Смоленской области;
- поддержка системы негосударственных гарантий защиты прав и свобод человека в Смоленской области;
- формирование системы образования и просвещения в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области;
- развитие системы защиты прав человека в отношении особо нуждающихся в такой защите категорий граждан из числа жителей Смоленской области.
В настоящей Концепции содержатся основные направления деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений по защите прав человека в Смоленской области.
2. Состояние и условия защиты прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области
На эффективную реализацию и защиту прав человека в Смоленской области влияет ряд условий (политические, экономические, социальные, идеологические и правовые), которые создают предпосылки либо препятствуют оптимальному функционированию системы защиты прав. Анализ практики соблюдения прав человека в 2001-2009 годах свидетельствует как о достижениях, так и о нарушениях в этой сфере. Ситуация с соблюдением прав человека в Смоленской области в целом характеризуется как удовлетворительная. В настоящее время внедрена практика досудебного рассмотрения обращений граждан. Большинство ответов, направляемых заявителям, стало юридически обоснованным и мотивированным. В то же время сохраняется ряд проблем, препятствующих реализации в полном объеме прав человека на территории Смоленской области, которые обусловлены:
1) недостаточностью финансирования мероприятий, обеспечивающих государственные гарантии основных прав, из бюджетов различных уровней (прежде всего в таких сферах, как строительство жилья, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, социальная сфера и др.);
2) недостаточным уровнем развития механизмов и оперативности правового регулирования на федеральном, региональном и местном уровне ряда вопросов, затрагивающих права человека;
3) недостаточным уровнем профессионализма, правовой культуры и исполнительской дисциплины отдельных государственных и муниципальных служащих;
4) недостаточным уровнем государственного и общественного контроля за деятельностью органов власти, принимающих решения, затрагивающие права человека;
5) неразвитостью механизмов контроля за соблюдением прав человека со стороны правозащитных организаций;
6) недостаточным уровнем развития правозащитного движения в Смоленской области, координации деятельности общественных организаций в сфере защиты прав человека;
7) низким уровнем правовой культуры и грамотности жителей Смоленской области.
В особой поддержке нуждаются социальные группы населения, испытывающие наибольшие трудности в реализации и самостоятельной защите своих прав: дети, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, многодетные матери, инвалиды, пенсионеры, ветераны, участники локальных войн, мигранты, лица без определенного места жительства и другие.
2.1. Экономические условия защиты прав и свобод человека и гражданина
Уровень развития экономики Смоленской области служит одним из основных условий эффективной реализации прав человека, в первую очередь в сфере социального обеспечения, медицинского обслуживания, жилищного хозяйства, культуры, науки и образования. Поэтому большинство таких прав становится реально действующим постепенно и только по мере роста финансовых ресурсов и бюджетной обеспеченности Смоленской области, повышения уровня жизни населения.
В этой связи при формировании областного бюджета на очередной финансовый год необходимо обеспечивать:
- прозрачность и адресность государственных расходов;
- оценку обоснованности действующей системы льгот и компенсаций особо нуждающимся в защите категориям граждан из числа жителей Смоленской области;
- корректировку расходов, связанных с реализацией прав человека, и формирование механизмов их защиты с учетом темпов экономического развития Смоленской области.
2.2. Социальные условия защиты прав и свобод человека и гражданина
Развитие устойчивой структуры гражданского общества в Смоленской области, отражающей соответствующие сферы его жизнедеятельности, включая социальную, экономическую, политическую, духовно-культурную и информационную системы, выступает важнейшим условием реализации основных прав человека, обеспечивает сочетание прав и свобод с ответственностью человека перед обществом, осуществление эффективного контроля общества за деятельностью государственной власти.
Взаимодействие государства и институтов гражданского общества способствует созданию эффективной системы социальной защиты, формированию системы согласования интересов общества и власти, обеспечивает общественное согласие и политическую стабильность.
Важными факторами, способными повлиять на социальные гарантии прав человека, гармонизацию трудовых отношений, сокращение разницы между уровнями доходов богатых и бедных слоев населения, являются повышение активности профессиональных союзов, развитие эффективного социального партнерства в области трудовых отношений как основного механизма согласования интересов между работодателями, работниками и органами власти.
Развитие институтов гражданского общества в регионе оказывает существенное влияние на качество гарантий прав человека. Деятельность таких институтов способствует дополнительной и эффективной защите прав человека.
Снятие социальных противоречий и конфликтов, обеспечение баланса интересов и взаимодействия между основными группами жителей Смоленской области возможны за счет развития системы защиты прав человека в отношении социально уязвимых категорий граждан путем предоставления адресной помощи.
2.3. Политические условия защиты прав и свобод человека и гражданина
Реализуя конституционные положения о демократическом правовом государстве, органы государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области должны проводить политику, ориентированную на защиту прав человека. Устойчивая политическая система региона, включающая в себя строение и функционирование всех ветвей власти, политические партии, общественные организации, особенности политической культуры и политического участия, специфику политического процесса, положительно влияет на беспрепятственную реализацию основных прав жителей Смоленской области.
На содержание политического процесса оказывают влияние такие факторы, как: степень независимости и уравновешенности ветвей власти; уровень централизации власти; взаимодействие партийных и государственных структур, прямо или косвенно влияющих на процесс принятия политических решений; способы принятия и реализации политических решений; соотношение прав и прерогатив органов власти; система отношений участников политического процесса.
Дальнейшая работа по согласованию воли и взаимному учету интересов участников политического процесса, обеспечению равенства их прав, развитию эффективных каналов трансляции требований граждан к власти будет способствовать реализации в более полном объеме прав человека, созданию в Смоленской области качественно новой политической системы, укреплению институтов правового государства и гражданского общества в регионе.
Реализация прав человека во многом зависит от уровня правовой культуры и правового сознания населения, в частности от знания этих прав и механизмов их защиты. Распространенность правового нигилизма, недостаточный уровень гражданской активности жителей Смоленской области во многом обусловлены невысоким уровнем правовой культуры населения, незнанием законов и, как следствие, неуважением к ним, пренебрежением правами.
Для решения указанных проблем необходимо формирование системы образования и просвещения населения в сфере прав человека. Осведомленность каждого жителя Смоленской области о своих основных правах, способах их защиты, готовность к активному осуществлению и отстаиванию указанных прав также могут стимулировать выполнение представителями органов государственной власти и местного самоуправления своих обязанностей в этой сфере.
2.4. Правовые условия защиты прав и свобод человека и гражданина
Правовые условия защиты прав человека призваны закрепить систему средств, процедур и механизмов, которыми жители Смоленской области могут воспользоваться в случае нарушения их прав.
Принцип правового государства, возлагающий на Смоленскую область как субъект Российской Федерации обязанность защищать права человека, предполагает установление такого правопорядка, который должен гарантировать каждому государственную защиту этих прав.
Наиболее эффективным механизмом защиты прав человека должно являться обращение граждан в органы правосудия. Однако характерной чертой правосознания не только жителей Смоленской области, но и россиян в целом является неготовность рассматривать судебную власть как действенное средство защиты их основных прав. Жители Смоленской области в случае нарушения их прав зачастую избегают обращения в суд (хотя в последние годы число судебных исков в защиту прав возрастает). Серьезной проблемой являются также имеющие место случаи неисполнения судебных решений.
В целях повышения доступности правосудия в пределах компетенции и имеющихся бюджетных ресурсов Смоленской области осуществляется увеличение численности мировых судей, решаются вопросы их материально-технического обеспечения. Наряду с судебными обеспечены и внесудебные гарантии прав жителей Смоленской области, принимаются нормативные правовые акты в целях обеспечения этих гарантий.
Жители Смоленской области могут самостоятельно защищать свои права всеми не запрещенными законом способами, т.е. осуществлять самозащиту, что предполагает активное использование существующих механизмов и процедур. Несмотря на наличие государственных гарантий защиты прав человека, особую роль в этой сфере могут и должны играть негосударственные (общественные) институты. К негосударственным средствам защиты прав относится деятельность общественных объединений. Они также принимают участие в защите прав социально уязвимых категорий граждан, которые часто не способны самостоятельно отстаивать свои права. Однако деятельность общественных объединений на территории Смоленской области сегодня нельзя оценить как достаточно эффективную.
Таким образом, защита прав человека в Смоленской области требует организации эффективного взаимодействия и координации усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений.
3. Совершенствование нормативных правовых актов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина
3.1. Участие в совершенствовании федерального законодательства в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина
Одной из первоочередных задач в этом направлении является разработка нормативных правовых актов, которые восполняли бы пробелы, устраняли противоречия в сфере защиты прав человека, препятствующие установлению и действию единых нормативных стандартов на всей территории Российской Федерации. Восполнение пробелов и устранение противоречий в законодательстве, в том числе федеральном, в указанной сфере, приведение его в соответствие с требованиями Конституции Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права окажут позитивное воздействие на ситуацию, связанную с защитой прав человека на территории Смоленской области.
Оперативная работа органов государственной власти Смоленской области, направленная на устранение пробелов в федеральном законодательстве, организация эффективного сотрудничества с органами государственной власти Российской Федерации в вопросах законотворчества будут способствовать более полной реализации прав жителей Смоленской области, удовлетворению их насущных потребностей.
3.2. Совершенствование нормативных правовых актов Смоленской области в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина
Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации отнесено регулирование прав человека (пункт "в" статьи 71), а к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - только полномочия по защите прав человека (пункт "б" статьи 72). В связи с этим у представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации отсутствуют полномочия по регулированию прав человека. Одновременно не исключается возможность установления законами субъектов Российской Федерации дополнительных гарантий в целях защиты указанных прав. При этом такие нормативные правовые акты принимаются только на основании и в пределах, устанавливаемых федеральным законодательством.
Законотворческая деятельность органов государственной власти Смоленской области должна быть направлена не только на своевременную разработку новых нормативных правовых актов, но и на оперативное внесение изменений в действующие акты, приведение их в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, общепризнанными нормами международного права, а также предусматривать действенный механизм контроля за их исполнением и ответственность за неисполнение нормативных правовых актов в сфере защиты прав человека.
Нормативные правовые акты, разрабатываемые в Смоленской области, должны в пределах компетенции Смоленской области как субъекта Российской Федерации в полном объеме предусматривать государственные гарантии прав человека. Данная задача предполагает укрепление правового статуса институтов гражданского общества в Смоленской области. В связи с этим при подготовке проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права человека, необходимо обеспечить:
- привлечение Уполномоченного по правам человека в Смоленской области и представителей его аппарата, членов Общественной палаты Смоленской области к экспертной оценке указанных проектов нормативных правовых актов;
- взаимодействие органов государственной власти и общественных объединений при разработке указанных проектов нормативных правовых актов.
3.3. Доступность нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина
Доступность гражданам и их объединениям информации о правотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления является важным условием поддержания правопорядка, предотвращения закрытости публичной власти и коррупции в ее органах. Решение данной задачи зависит от строгого соблюдения требования по своевременному официальному опубликованию принимаемых и действующих нормативных правовых актов, затрагивающих права человека, в средствах массовой информации, учредителями которых являются органы государственной власти Смоленской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, а также в сети "Интернет".
4. Совершенствование системы государственных гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области
Главной целью совершенствования государственных гарантий защиты прав человека является обеспечение органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области реального приоритета прав человека. Достижение указанной цели гарантируется деятельностью органов судебной власти, включая мировых судей, институтов внесудебной защиты прав, в том числе Смоленской областной Думы, Администрации Смоленской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области.
Достижение поставленной цели во многом определяется постоянным контролем за исполнением государственными гражданскими и муниципальными служащими обязанности по защите прав человека со стороны общества и государства.
В системе государственных гарантий защиты прав человека важное место занимает институт Уполномоченного по правам человека в Смоленской области (далее - Уполномоченный), который призван дополнять существующую систему защиты основных прав, выступая связующим звеном между обществом и государственной властью. К основным функциям Уполномоченного в данной сфере можно отнести рассмотрение жалоб о нарушении прав, составление ежегодных докладов о своей деятельности и о ситуации с соблюдением основных прав человека на территории Смоленской области, подготовка специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав, содействие реализации и совершенствованию нормативных правовых актов в сфере защиты прав человека, включая их приведение в соответствие с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, содействие правовому просвещению граждан.
Необходимы постоянное развитие и совершенствование данного института защиты прав, особое внимание к заключениям Уполномоченного со стороны властных органов и органов местного самоуправления, выполнение рекомендаций Уполномоченного по соблюдению и восстановлению прав человека.
Своевременное и действенное реагирование должностных лиц на факты нарушения прав является важным условием реализации государственных гарантий в сфере защиты прав человека. В этой связи необходимо принятие мер, направленных на усиление контроля за деятельностью государственных и муниципальных органов по соблюдению прав человека, на повышение ответственности должностных лиц за нарушение прав человека. Важно изменить отношение государственных и муниципальных служащих к проблеме прав человека, искоренить формальный подход, невнимательность, неисполнительность, неуважение к правам и свободам человека и гражданина.
Выполнение данных задач предполагает:
- развитие механизма ответственности должностных лиц за нарушение прав человека на областном и муниципальном уровнях;
- развитие системы мер, направленных на повышение уровня культуры общения с гражданами и правовой компетентности должностных лиц;
- организацию непрерывного повышения квалификации и уровня профессионализма должностных лиц.
Подготовка, повышение квалификации и переподготовка должностных лиц, их компетентность в сфере прав и свобод человека и гражданина должны стать неотъемлемой частью требований к уровню профессиональных знаний и навыков, необходимых для исполнения должностных обязанностей государственных гражданских служащих. Повышение уровня компетентности должностных лиц в вопросах прав человека предполагает получение ими правовых знаний, формирование уважительного отношения к правам человека и ориентирование на активное содействие гражданам в реализации и защите их прав и свобод.
С целью широкого информирования жителей Смоленской области о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления целесообразна подготовка органами исполнительной власти Смоленской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области ежегодных докладов (отчетов) о рассмотренных обращениях, в которых должны быть отражены количество, предмет, сроки, результаты рассмотрения обращений граждан. Указанные доклады подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в сети "Интернет" на официальных сайтах органов государственной власти Смоленской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области.
Имеющие общественное значение обращения, рассмотрение которых относится к компетенции органов государственной власти Смоленской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, должны учитываться при подготовке и принятии нормативных правовых актов по вопросам защиты соответствующих основных прав человека. Также на основании анализа содержащихся в докладах обращений должны определяться отдельные категории граждан из числа жителей Смоленской области, особо нуждающиеся в защите своих прав.
5. Развитие и поддержка системы негосударственных гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области
В Смоленской области функционируют общественные организации, которые содействуют реализации прав, способствуют правотворческой деятельности, осуществляют мониторинг соблюдения прав, оказывают жителям Смоленской области конкретную помощь в защите их прав, ведут работу по образованию и просвещению в сфере защиты прав человека, проводят тематические мероприятия, издают соответствующую литературу и т.п.
Немаловажное значение имеет и деятельность общественных организаций, которые специализируются на защите прав отдельных социально уязвимых категорий граждан.
Повышение роли институтов гражданского общества в соблюдении и защите прав человека направлено на:
- укрепление системы государственных гарантий защиты прав человека;
- повышение эффективности участия общественных организаций в деятельности по защите прав человека;
- всесторонний предварительный анализ последствий принятия решений, затрагивающих права человека, повышение качества таких решений;
- оперативное и грамотное реагирование на нарушения прав человека;
- формирование нормативной правовой базы поддержки деятельности общественных организаций по их конструктивному взаимодействию с органами государственной власти и органами местного самоуправления;
- формирование благоприятных условий, способствующих развитию общественных организаций в Смоленской области, включая правозащитные.
Поддержка деятельности общественных организаций во многом связана с оказанием им финансовой помощи посредством организации и проведения конкурсов социальных проектов, предоставления социальных грантов и др.
В системе негосударственных гарантий защиты прав человека особое значение имеет деятельность средств массовой информации, которые призваны освещать характерные для жителей Смоленской области проблемы в сфере защиты прав человека, случаи их массового и грубого нарушения, противодействовать произволу в данной сфере.
Повышение роли общественных организаций, средств массовой информации в сфере защиты прав человека требует их государственной поддержки. Это обязательное условие совместной деятельности общественных структур, средств массовой информации и органов государственной власти по защите прав человека на территории Смоленской области.
Одной из форм такой государственной поддержки является деятельность Общественной палаты Смоленской области, независимого органа, призванного обеспечивать взаимодействие граждан Российской Федерации, проживающих на территории Смоленской области, с органами государственной власти Смоленской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав, организовать учет мнений и предложений жителей Смоленской области, общественных организаций при разработке областных нормативных правовых актов, осуществлять общественный контроль за деятельностью органов государственной власти Смоленской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области.
Для дальнейшей поддержки системы негосударственных гарантий защиты прав человека в Смоленской области необходимо:
- развивать практику проведения общественных слушаний по социально значимым проблемам;
- активно привлекать общественные организации, Общественную палату Смоленской области к проведению независимой публичной экспертизы проектов областных законов и иных нормативных правовых актов Смоленской области, участию в формировании областных и муниципальных программ развития, развивать постоянно действующие механизмы сотрудничества в виде общественных советов, консультативно-совещательных органов, комиссий, рабочих групп по законотворческой работе,
- апробировать и внедрять в практику механизмы гражданского контроля за деятельностью органов государственной власти и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением прав и интересов граждан, открытостью и прозрачностью бюджетного процесса, создать соответствующую методическую базу в рамках этого направления работы;
- содействовать формированию и развитию мониторинга соблюдения прав человека, разработке и реализации программ развития институтов гражданского общества;
- вырабатывать рекомендации для органов государственной власти Смоленской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области по формированию эффективных механизмов их взаимодействия с институтами гражданского общества;
- развивать эффективное социальное партнерство в области трудовых отношений, являющееся основным механизмом согласования интересов между работодателями, работниками и органами власти;
- формировать государственный социальный заказ с участием общественных организаций на основе изучения общественных потребностей и оценки результатов проектов при помощи соответствующих индикаторов полезности для целевых групп и получателей услуг;
- внедрять в практику современные инструменты взаимодействия гражданских институтов и государственных органов, обеспечивающие прозрачность процесса формирования и размещения государственного социального заказа;
- создавать и реализовывать новые формы и методы работы, нацеленные на повышение социальной активности граждан;
- ежегодно проводить конкурс среди областных, городских, районных газет, теле- и радиокомпаний, журналистов на лучшее освещение проблем защиты основных прав в Смоленской области;
- ежегодно проводить конкурс среди правозащитных общественных организаций на создание лучшего проекта по проведению мониторинга соблюдения основных прав в Смоленской области с последующим опубликованием результатов мониторинга в средствах массовой информации и в сети "Интернет" на официальном сайте органов власти Смоленской области.
6. Формирование системы образования и просвещения в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области
Обязанность распространять знания о правах, проводить обучение различных групп населения обусловлена членством Российской Федерации в Организации Объединенных Наций, Совете Европы и в других международных организациях.
Эти международные обязательства распространяются и на Смоленскую область как субъект Российской Федерации. Главной целью образования в данной сфере является поддержание такого уровня правовых знаний жителей Смоленской области, который создавал бы благоприятные условия для реализации и защиты ими своих прав, исключал возможность их нарушения.
Следствием правовой неграмотности и нигилизма граждан в сфере защиты собственных прав, быстро изменяющегося законодательства является низкий уровень правовой культуры и правового сознания жителей Смоленской области. Для изменения сложившейся ситуации необходимо:
- сформировать систему оказания отдельным категориям граждан из числа жителей Смоленской области бесплатной и доступной юридической помощи;
- обеспечить издание и широкое распространение среди жителей Смоленской области учебных, практических материалов по вопросам защиты прав человека, а также наиболее важных международных, федеральных и областных правовых актов в этой сфере;
- предусмотреть включение вопросов защиты прав человека в образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования;
- включить вопросы защиты прав человека в программы профессиональной подготовки кадров для органов государственной власти Смоленской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных гражданских и муниципальных служащих;
- организовывать совместные информационные и просветительские кампании соответствующих государственных структур и институтов гражданского общества в целях достижения высокого уровня информированности населения об общепризнанных стандартах в сфере защиты прав человека и их ценности для каждого человека и общества в целом;
- разработать программу повышения квалификации в сфере защиты прав человека для педагогических работников образовательных учреждений Смоленской области;
- ежегодно проводить конкурс среди педагогических работников образовательных учреждений Смоленской области в целях развития образования в сфере защиты прав человека;
- ежегодно проводить для молодежи областной конкурс на лучшую научную работу по проблемам защиты прав человека;
- сформировать областную систему оказания бесплатной и доступной юридической помощи отдельным категориям граждан из числа жителей Смоленской области;
- осуществлять стимулирование образовательных учреждений различных типов и видов, общественных организаций, а также учителей, преподавателей, представителей общественных организаций, обеспечивающих эффективную реализацию учебных курсов, образовательных программ, направленных на формирование правовой культуры жителей Смоленской области.
7. Развитие системы защиты прав человека в отношении особо нуждающихся в такой защите категорий граждан из числа жителей Смоленской области
Отдельные категории граждан из числа жителей Смоленской области, как и в Российской Федерации в целом, нуждаются в особой защите. Реализация ими своих прав в полном объеме в силу объективных причин затруднена. Защита прав этих категорий граждан заключается в неукоснительном соблюдении установленных федеральным законодательством стандартов, а также в принятии дополнительных мер по их социальной реабилитации и поддержке с учетом особенностей Смоленской области, возможностей областного и муниципальных бюджетов.
Эффективное решение указанных задач предполагает разработку и реализацию нормативных правовых актов в этой сфере, повышение координирующей роли Администрации Смоленской области в консолидации усилий иных органов исполнительной власти Смоленской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, обязанных заниматься защитой прав и свобод человека и гражданина.
7.1. Женщины и дети
Государственная поддержка семьи, материнства, детства согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации является одной из важнейших задач российского государства, отражающей его социальную направленность. В Смоленской области, как и в России в целом, остро стоит проблема преодоления демографического кризиса. Отсюда возникает насущная потребность в повышении престижа материнства и отцовства, в улучшении положения детей и охраны их прав, снижении масштабов таких явлений, как социальное сиротство, вовлечение детей в антиобщественные действия, наркомания среди детей и молодежи, ухудшение состояния их здоровья. Решение этих проблем невозможно без укрепления института семьи, защиты прав женщин и детей. В Смоленской области принимаются меры, направленные на обеспечение прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прежде всего в части реализации их права на семью. Однако, несмотря на принимаемые меры, в Смоленской области сохраняется ряд проблем, требующих оперативного решения.
Важнейшими задачами в этом направлении являются:
- дальнейшее развитие и совершенствование семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- разработка дополнительных мер, направленных на решение жилищного вопроса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа;
- дальнейшее развитие мер государственной поддержки семей с детьми;
- совершенствование нормативных правовых актов в сфере профилактики безнадзорности, беспризорности, предупреждения правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;
- разработка и принятие нормативных правовых актов, направленных на защиту материнства, детства и семьи, устанавливающих различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи.
Кроме того, возрастает актуальность решения вопросов:
- усиления контроля со стороны органов опеки и попечительства за воспитанием детей в приемных семьях;
- создания единого банка данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях;
- оформления в собственность жилых помещений, предоставления жилья либо субсидии на его приобретение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа;
- усиления контроля за сохранностью жилых помещений, закрепленных за воспитанниками интернатных учреждений;
- увеличения размера ежемесячного пособия на ребенка и его индексации;
- развития сети учреждений дошкольного образования.
Дискриминация женщин при трудоустройстве на работу со стороны работодателей требует усиления внимания властей всех уровней, правоохранительных органов, общественности, профсоюзов, средств массовой информации к данной проблеме.
Насилие в семье, порочное явление, скрытое от глаз общества, не должно оставаться вне зоны пристального внимания правоохранительных органов, органов государственной власти Смоленской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, общественных правозащитных объединений.
Решению этой проблемы будут способствовать:
- развитие системы учреждений и различных мер психологической помощи женщинам, подвергающимся насилию в семье;
- создание условий для организации временного размещения женщин и детей, подвергающихся насилию в семье.
7.2. Инвалиды
В целях защиты прав инвалидов на первый план выдвигаются такие задачи, как:
- совершенствование в Смоленской области системы реабилитационных и адаптационных мероприятий, эффективный контроль за соблюдением требований законодательства в сфере трудоустройства инвалидов;
- создание достаточного количества специальных рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов;
- развитие правового и финансового обеспечения мер, направленных на социальную поддержку инвалидов;
- создание условий, содействующих формированию и развитию у инвалидов стремления и способностей к самообеспечению;
- реализация мер по обеспечению инвалидам свободы и доступности передвижения в черте населенных пунктов Смоленской области и за их пределами.
7.3. Ветераны, пенсионеры, участники локальных войн
Для обеспечения прав ветеранов, пенсионеров, участников локальных войн первоочередными являются следующие задачи:
- обеспечение функционирования и развитие локальных систем социальной защиты ветеранов и пенсионеров с учетом темпов роста экономики Смоленской области;
- совершенствование механизма контроля за соблюдением законодательства в сфере предоставления льгот и компенсаций указанным категориям граждан;
- развитие правового и финансового обеспечения мер, направленных на социальную поддержку указанных категорий граждан;
- содействие вовлечению ветеранов, пенсионеров в активную жизнь общества.
7.4. Лица без определенного места жительства и рода занятий
В целях обеспечения прав лиц без определенного места жительства и рода занятий, исполнения обязанности по защите государством их прав и свобод целесообразно:
- ввести систему учета лиц этой категории;
- развивать систему медико-социальных реабилитационных центров по оказанию необходимой помощи лицам этой категории;
- вовлекать негосударственные структуры в работу по оказанию помощи данной категории граждан.
7.5. Лица, находящиеся под стражей и в местах лишения свободы
В целях защиты прав лиц, находящихся под стражей и в местах лишения свободы, необходимо:
- развивать систему мер, направленных на улучшение материально-технического, медицинского, санитарно-гигиенического и бытового содержания данной категории лиц;
- усилить контроль за соблюдением сотрудниками исправительных учреждений прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных;
- обеспечить трудовую занятость осужденных;
- разработать комплекс мероприятий медико-социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы;
- оказывать содействие осужденным в трудовом и бытовом устройстве, в их скорейшей адаптации в обществе после отбывания наказания в исправительных учреждениях.
7.6. Иностранные граждане, трудящиеся-мигранты
Защита прав иностранных граждан тесно связана с вопросами миграции. В частности, федеральными органами государственной власти предложено решение демографической проблемы в Российской Федерации за счет совершенствования миграционной политики, стимулирования притока в страну квалифицированных трудящихся-мигрантов и соотечественников.
Несмотря на принимаемые меры, достаточно часто у мигрантов возникают проблемы, связанные с оформлением разрешений на временное проживание и регистрации по месту жительства.
Значительное количество лиц, прибывающих на постоянное место жительства в Смоленскую область, тенденции социально-экономического развития Смоленской области, развитие связей с иностранными государствами обусловливают необходимость принятия дополнительных мер (включая принятие нормативных правовых актов), направленных на решение ряда вопросов в сфере миграции, а именно:
- оказание содействия повышению уровня правовой грамотности иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих на постоянное место жительства в Смоленскую область;
- усиление контроля за соблюдением законодательства сотрудниками миграционных служб;
- систематическое повышение квалификации сотрудников миграционных служб, формирование у них добросовестного и ответственного отношения к исполнению своих обязанностей;
- активизация работы по разъяснению миграционного законодательства в средствах массовой информации.
8. Реализация настоящей Концепции
Настоящая Концепция акцентирует внимание на наиболее характерных проблемах обеспечения прав человека на территории Смоленской области, содержит рекомендации по их устранению и по улучшению ситуации с правами человека в целом.
В рамках настоящей Концепции органы государственной власти Смоленской области разрабатывают меры по повышению эффективности защиты прав человека на территории Смоленской области. Финансовое обеспечение реализации положений настоящей Концепции осуществляется за счет средств областного бюджета, местных бюджетов, а также внебюджетных источников, использование которых определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Настоящая Концепция может дополняться и совершенствоваться по мере изменения социально-политического и экономического положения в Смоленской области. Для решения поставленных в ней задач принимаются текущие планы мероприятий по защите прав человека в Смоленской области. В них должны быть отражены сведения о конкретных формах, методах, сроках реализации, принимаемых областных нормативных правовых актах и ответственных лицах.
Достижение поставленной в настоящей Концепции цели обеспечивается посредством контроля со стороны органов государственной власти Смоленской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области за исполнением собственных обязанностей по защите прав человека.
Постоянное внимание к вопросам защиты прав человека в Смоленской области будет способствовать повышению стабильности в регионе, его инвестиционной привлекательности, что в целом благоприятно скажется на социально-экономическом развитии Смоленской области, морально-психологическом климате в обществе и повышении качества жизни населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Губернатора Смоленской области от 23 марта 2010 г. N 5 "О Концепции защиты прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области на 2010-2012 годы"
Текст Указа опубликован в Вестнике Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области от 5 апреля 2010 г. N 2 часть V стр. 216