Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Департамента Смоленской
области по образованию и науке
от 25 октября 2011 г. N 802
Ведомственная целевая программа
"Развитие начального и среднего профессионального образования в Смоленской области" на 2012 - 2014 годы
15 августа, 19 октября 2012 г.
Приказом Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи от 19 октября 2012 г. N 965 в паспорт внесены изменения
Паспорт
ведомственной целевой программы
Наименование субъекта бюджетного планирования |
Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи (далее - Департамент) |
Наименование ведомственной целевой программы |
ведомственная целевая программа "Развитие начального и среднего профессионального образования в Смоленской области" на 2012 - 2014 годы (далее - Программа) |
Реквизиты нормативного правового акта, которым приняты расходные обязательства субъекта бюджетного планирования |
закон Смоленской области от 9.12.2011 N 126-з "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" |
Реквизиты приказа субъекта бюджетного планирования Смоленской области об утверждении ведомственной целевой программы |
Программа утверждена приказом Департамента Смоленской области по образованию и науке от 25.10.2011 г. N 802 |
Цель ведомственной целевой программы, значение показателей цели |
обеспечение отраслей экономики Смоленской области востребованными кадрами путем повышения эффективности профессионального образования. Целевые показатели: - увеличение доли выпускников областных государственных бюджетных образовательных учреждений начального профессионального образования (далее - ОГБОУ НПО, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год, в общей численности выпускников таких учреждений, до 46,2%; - увеличение доли выпускников областных государственных бюджетных образовательных учреждений среднего профессионального образования (далее - ОГБОУ СПО), трудоустроившихся по полученной профессии в первый год, в общей численности выпускников таких учреждений, до 45,2%; |
Задачи, значения показателей задач ведомственной целевой программы |
для достижения данной цели необходимо решение следующих задач: - предоставление профессионального образования ОГБОУ НПО и ОГБОУ СПО; - приведение объемов и направлений профессиональной подготовки и переподготовки в соответствие с комплексным прогнозом потребности экономики Смоленской области в квалифицированных кадрах; - расширение партнерства ОГБОУ НПО и ОГБОУ СПО и работодателей в подготовке будущих специалистов и закреплении молодых специалистов на производстве; - повышение уровня квалификации руководящего и инженерно-педагогического состава ОГБОУ НПО и ОГБОУ СПО; - создание социально-образовательной среды, привлекательной для молодежи и совершенствование воспитательной работы в системе начального и среднего профессионального образования. Показатели задач: - уровень выполнения государственного задания (100%); - увеличение доли выпускников с повышенным уровнем квалификации от общего количества выпускников до 40%; - увеличение доли преподавателей и мастеров производственного обучения ОГБОУ НПО и ОГБОУ СПО, повысивших свою квалификационную категорию до 44%; - снижение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, обучающимися в государственных учреждениях начального и среднего профессионального образования, или при их участии до 158 человек. |
Характеристика программных мероприятий |
программные мероприятия предусматривают оказание государственных услуг областными государственными образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования Смоленской области. |
Сроки реализации ведомственной целевой программы (достижения показателей цели) |
2012 - 2014 годы |
Объем и источник финансирования ведомственной целевой программы |
общий объем финансирования ведомственной целевой программы 3 204 586,4 тыс. рублей, из них: 2012 г. - 972 930,8; 2013 г. - 1 065 212,6; 2014 г. - 1 166 443. Программа финансируется за счет средств областного бюджета |
Адрес размещения ведомственной целевой программы в сети "Интернет" |
www.edu67.ru |
1. Характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации ведомственной целевой программы
На современном этапе развития регионального общества профессиональное образование рассматривается как один из важнейших факторов формирования нового качества экономики региона. В связи с этим его роль определяется задачами динамично развивающейся рыночной экономики, что, в свою очередь, ставит на повестку дня вопрос о соответствующем кадровом обеспечении. Требования регионального рынка труда обусловливают необходимость корректировки структуры и объемов подготавливаемых кадров по профессиям и специальностям. Высокая профессиональная квалификация рабочих кадров и специалистов становится основным критерием трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений.
В 2011 году система областных государственных бюджетных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Смоленской области включает 28 подведомственных Департаменту Смоленской области по образованию и науке образовательных учреждений, в которых обучается 8 780 человек всех форм обучения (9 010 - в 2010 году).
Территориально образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования располагаются в 15 муниципальных образованиях Смоленской области, в т.ч. в 7 городах и 8 районах.
На региональном бюджете в 2011 году находится 11 образовательных учреждений начального профессионального образования и 17 образовательных учреждений среднего профессионального образования. Из них: СОГБОУ НПО "Профессиональное училище N 29 г. Починка", СОГБОУ НПО "Профессиональное училище N 32 г. Ельни", СОГБОУ СПО "Демидовский аграрно-технологический техникум" имеют свои филиалы в поселках Монастырщина и Угра, г. Велиже соответственно.
Ряд образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования имеют структурные подразделения: Региональный учебно-методический центр профессионального образования при ОГБОУ СПО "Смоленский технологический колледж", региональный ресурсный центр при ОГБОУ СПО "Смоленский индустриальный техникум", информационно-аналитический центр по развитию системы высшего и среднего профессионального образования при ОГБОУ СПО "Смоленский педагогический колледж", культурно-эстетический центр при ОГБОУ СПО "Смоленский колледж легкой промышленности и индустрии моды" и областную базу отдыха "Старт" при СОБГОУ НПО "Профессиональное училище N 34 пос. Катынь".
Современная модель развития профессионального образования региона с одной стороны, и требования регионального рынка труда, с другой обуславливают корректировку структуры и объемов подготавливаемых кадров по профессиям и специальностям.
В настоящее время структура профессиональных программ, реализуемых областными государственными бюджетными образовательными учреждениями начального профессионального образования в различных сферах экономики, изменилась и сейчас выглядит следующим образом:
общественное питание, торговля, производство пищевой продукции и потребительских товаров - 32,4% (2010 г. - 25,2%);
металлообработка, машиностроение, энергетика - 9% (2010 г. - 22,3%);
автомобильный и железнодорожный транспорт - 17% (2010 г. - 15%);
электромонтеры, радиомеханики, операторы ЭВМ - 9% (2010 г. - 6%);
сельское хозяйство - 9% (2010 г. - 11,1%);
строительные работы - 16,4% (2010 г. - 11,4%);
бухгалтерский учет - 3% (2010 г. - 5,4%).
Надо отметить, что значительно увеличилось количество профессий технического профиля. Однако, сократился набор на профессии, связанные с металлообработкой, машиностроением и сельским хозяйством.
Структура профессиональных программ, реализуемых в областных государственных бюджетных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, распределилась в 2011 году следующим образом:
специальности группы "техника и технологии", в том числе технология машиностроения, энергетика, электронная техника, приборостроение - 27,3% (2010 г. - 28%);
специальности группы "экономика и управление" - 18% (2010 г. - 25%);
специальности группы "архитектура и строительство" - 13% (2010 г. - 7%);
специальности группы "транспортные средства" - 8,6% (2010 г. - 9%);
специальности группы "образование и педагогика" - 6,2% (2010 г. - 5%);
специальности группы "сельское хозяйство" - 7,2% (2010 г. - 8%);
специальности группы "сфера обслуживания" - 3,8% (2010 г. - 2%).
Подготовка профессиональных кадров в Смоленской области ведется по 24 направлениям, из них: в учреждениях среднего профессионального образования - по 21 направлению (87 специальностей), учреждениях начального профессионального образования - по 14 направлениям (94 профессии), профессиональная подготовка в образовательных учреждениях НПО/СПО - по 32 профессиям.
По мере развития экономики Смоленской области, появления инновационных предприятий, технического переоснащения производства, внедрения новой техники, технологий и производств, выпуска новых видов продукции перед предприятиями области все более остро встает кадровая проблема. Речь идет как о нехватке рабочей силы, так и о несоответствии уровня квалификации рабочих, специалистов среднего звена современному уровню технологической оснащенности предприятий.
С целью приведения в соответствие с потребностями регионального рынка труда подготовки рабочих кадров и специалистов осуществляются мероприятия по оптимизации образовательной сети образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Смоленской области.
Основной целью проводимой работы является сближение интересов и запросов работодателей и образовательных учреждений системы профессионального образования, а также расширение доступа к качественному профессиональному образованию. В этом контексте особенностью региональной системы профессионального образования стало создание двухуровневых образовательных учреждений, дающих как начальное, так и среднее профессиональное образование. Это позволило сделать более эффективной систему непрерывного профессионального образования, укрепить взаимосвязь данных образовательных учреждений с их социальными партнерами. В настоящее время таких учреждений 14: ОГБОУ СПО "Смоленский колледж легкой промышленности и индустрии моды", ОГБОУ СПО "Смоленский индустриальный техникум", ОГБОУ СПО "Смоленский технологический колледж", СОГБОУ СПО "Козловский аграрно-технологический техникум", СОГБОУ СПО "Вяземский железнодорожный техникум", СОГБОУ СПО "Верхнеднепровский технологический техникум", СОГБОУ СПО "Ярцевский индустриальный техникум", СОГБОУ СПО "Демидовский аграрно-технологический техникум", ОГБОУ СПО "Смоленский машиностроительный колледж", ОГБОУ СПО "Смоленский монтажный техникум", СОГБОУ СПО "Десногорский энергетический колледж", СОГБОУ СПО "Сафоновский индустриально-технологический колледж", СОГБОУ СПО "Колледж профессиональных технологий и спорта", СОГБОУ СПО "Духовщинский аграрно-технический техникум".
Ориентируясь на запросы работодателей, акцент в подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена в системе профессионального образования делается на повышенные разряды и целевое трудоустройство. Анализ складывающейся практики показывает, что доля обучающихся выпускных курсов образовательных учреждений начального профессионального образования, получивших разряды выше установленных, выросла с 2004 года по настоящее время с 19,5% до 34,0%. Одновременно имеет место тенденция сокращения количества выпускников, получивших разряды ниже установленных (с 0,4% до 0,08%).
Решение проблемы подготовки квалифицированных кадров рабочих и специалистов неразрывно связано с состоянием материально-технической базы системы НПО и СПО, программно-методическим обеспечением, современными производственными технологиями, кадрами преподавателей и мастеров, тесными партнерскими связями с работодателями ведущих сфер экономики области.
Анализ учебно-материальной базы учреждений профессионального образования показал высокий процент изношенности техники и оборудования.
Структура приема обучающихся за счет средств областного бюджета в областные государственные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования в 2011 году разработана в результате мониторинга востребованности рабочих и специалистов на региональном рынке труда на основании заключенных образовательными учреждениями договоров-заявок с организациями, предприятиями, объединениями работодателей, органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области и согласованы с Департаментом государственной службы занятости населения Смоленской области, Департаментом экономического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Смоленской области и Департаментом бюджета и финансов Смоленской области.
В результате в 2011 году в целом план приема снижен на 7,4% (2010 г. - 4 209, 2011 г. - 3 896), при этом на специальности СПО набор увеличен на 6,5% (2010 г. - 1 070, 2011 г. - 1 140), на профессии НПО и профессиональную подготовку набор снижен на 12% (2010 г. - 3 139, 2011 г. - 2 756).
Снижены объемы подготовки по профессии "администратор", "продавец продовольственных товаров", "парикмахер", "секретарь" в НПО, по специальностям "экономика и бухгалтерский учет", "государственное и муниципальное управление", "дизайн" в СПО.
С 2009 года проводится мониторинг предстоящего первичного трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования. Это позволило не только выявлять группу риска выпускников быть не трудоустроенными, но и принимать меры по их временному трудоустройству по полученной профессии в рамках стажировки.
Таблица
Распределение
выпускников 2011 г. очной формы обучения профессиональных образовательных учреждений по уровням образования (октябрь)
|
Уровень НПО |
Уровень СПО |
Уровень ВПО |
Трудоустроены |
44,9% |
44,1% |
54,3% |
Продолжили обучение |
16% |
19,1% |
18,6% |
Подлежат призыву в армию |
25,8% |
22% |
15,6% |
Не определились с трудоустройством |
8,6% |
13,1% |
10% |
В 2011 году продолжена работа по реформированию системы начального и среднего профессионального образования области, а именно:
- проведен анализ материальной базы образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, выявивший наиболее проблемные ее участки;
- осуществлена реорганизация ряда образовательных учреждений НПО и СПО, позволившая освободить часть неэффективно использовавшихся площадей: СОГОУ НПО "Профессиональное училище N 9 г. Сафоново" присоединено к СОГБОУ СПО "Сафоновский индустриально-технологический колледж", СОГОУ НПО "Профессиональный лицей N 2 г. Дорогобужа" присоединено к СОБОУ СПО "Верхнеднепровский технологический техникум", СОГОУ НПО "Профессиональное училище N 22" присоединено к СОГБОУ НПО "Профессиональное училище N 2", СОГОУ НПО "Профессиональное училище N 6 г. Духовщины" преобразовано в СОГБОУ СПО "Духовщинский аграрно-технический техникум", СОГОУ СПО "Козловский сельскохозяйственный техникум" преобразован в СОГБОУ СПО "Козловский аграрно-технологический техникум".
В областную систему начального профессионального образования сегодня входят 328 организаций, которые являются государственно-частными партнерами профессиональных образовательных учреждений, из них 277 предприятий организуют места для производственной практики, 188 - для производственного обучения. По заявлениям работодателей обновляется перечень профессий, по которым ведется профессиональная подготовка в образовательных учреждениях.
Система начального и среднего профессионального образования Смоленской области сохраняет в определенной степени привлекательность для выпускников общеобразовательных школ, особенно в части учреждений среднего профессионального образования.
Задача повышения привлекательности программ начального и среднего профессионального образования Смоленской области на рынках труда и образовательных услуг связана не только с решением вопросов престижности рабочих профессий (привлекательности рабочих мест, в том числе высокотехнологичных) в экономике региона, но и с повышением конкурентоспособности системы профессионального образования Смоленской области.
Реализуемые в регионе подходы направлены на создание новых, более привлекательных для граждан (в первую очередь для выпускников 9-х и 11-х классов общеобразовательной школы), работодателей и потенциальных инвесторов программ профессионального образования, а в целом - всего публичного облика ОУ НПО и СПО. Актуализация программ профессионального образования и придание качественно нового, привлекательного облика учреждениям начального и среднего профессионального образования - необходимое условие укрепления позиций всей системы профессионального образования на рынке образовательных услуг.
В то же время качество трудовых ресурсов сегодня все более определяет конкурентное преимущество региона как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Между тем в последние годы качество трудовых ресурсов в Смоленской области снижается. Прежде всего, это касается сферы материального производства, исторически составляющей основу экономики области, и, в особенности, рабочих профессий.
Проведенный анализ позволяет констатировать наличие следующего комплекса основных проблем, требующих принятия мер по решению задач повышения привлекательности программ начального и среднего профессионального образования Смоленской области на рынках труда и образовательных услуг:
1. Внедрение современных наукоемких технологий, реструктуризация и диверсификация отраслей экономики, появление новых профессий и специальностей, усиление конкуренции на рынках труда, товаров и услуг диктуют все более высокие требования к качеству подготовки квалифицированных кадров.
2. Устойчивое сокращение численности обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования на фоне роста обучающихся в учреждениях высшего профессионального образования в условиях усложнения демографической ситуации.
3. Несоответствие структуры выпуска специалистов с различным уровнем образования потребностям экономики: преобладание в общей численности выпускников доли специалистов с высшим образованием вместо требуемого количества квалифицированных рабочих.
4. Ежегодный рост потребности в квалифицированных рабочих.
5. Относительно узкий спектр, негибкость и недостаточный уровень инновационности реализуемых учреждениями профессионального образования образовательных программ.
6. Реализуемые образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования основные профессиональные образовательные программы не обеспечивают надлежащего охвата наиболее востребованных на областном рынке труда профессий (специальностей) и основных наиболее значимых для региона видов экономической деятельности.
Все вышеизложенное определило выбор направлений реализации программы и перечень программных мероприятий.
Ориентация на потребности региональной экономики обозначила несколько основных путей развития системы профессионального образования на ближайшую перспективу.
1. Расширение спектра образовательных услуг в системе профессионального образования.
2. Повышение качества и конкурентоспособности профессионального образования.
2. Цель, задачи ведомственной целевой программы, а также измеряемые количественные показатели их достижения по годам реализации программы
Целью Программы является повышение эффективности профессионального образования в обеспечении отраслей экономики востребованными кадрами и поддержка профессиональной мобильности населения Смоленской области.
Целевые показатели |
Наименование целевого показателя |
Ед.изм. |
2011 г. |
Значение целевых показателей |
||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
||||
- увеличение доли выпускников ОГБОУ НПО и трудоустроившихся по полученной профессии в первый год, в общей численности выпускников таких учреждений |
% |
45,9 |
46 |
46,1 |
46,2 |
|
- увеличение доли выпускников ОГБОУ СПО, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год, в общей численности выпускников таких учреждений |
% |
44,6 |
45 |
45,1 |
45,2 |
Источник информации: ежемесячные отчеты образовательных учреждений.
В целях дальнейшей эффективной работы по подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена требуется решение следующих задач:
- предоставление профессионального образования ОГБОУ НПО и ОГБОУ СПО;
Показатели задачи |
Наименование показателей задач |
Ед.изм. |
2011 г. |
Значение показателей задач |
||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
||||
- уровень выполнения государственного задания; |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
- приведение объемов и направлений профессиональной подготовки и переподготовки в соответствие с комплексным прогнозом потребности экономики Смоленской области в квалифицированных кадрах;
- расширение партнерства ОГБОУ НПО и ОГБОУ СПО и работодателей в подготовке будущих специалистов и закреплении молодых специалистов на производстве;
Показатели задач |
Наименование показателей задач |
Ед.изм. |
2011 г. |
Значение показателей задач |
||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
||||
- доля выпускников с повышенным уровнем квалификации от общего количества выпускников |
% |
38 |
39 |
39,5 |
40 |
- повышение уровня квалификации руководящего и инженерно-педагогического состава ОГБОУ НПО и ОГБОУ СПО;
Показатели задач |
Наименование показателей задач |
Ед.изм. |
2011 г. |
Значение показателей задач |
||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
||||
|
- доля преподавателей и мастеров производственного обучения ОГБОУ НПО и ОГБОУ СПО, повысивших свою квалификационную категорию |
% |
41 |
42 |
43 |
44 |
- создание социально-образовательной среды, привлекательной для молодежи и совершенствование воспитательной работы в системе начального и среднего профессионального образования.
Показатели задач |
Наименование показателей задач |
Ед.изм. |
2011 г. |
Значение показателей задач |
||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
||||
- количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, обучающимися в ОГБОУ НПО и ОГБОУ СПО, или при их участии |
чел. |
161 |
160 |
159 |
158 |
Выполнение указанных задач позволит обеспечить сбалансированность между структурой и объемами подготовки специалистов в учреждениях начального и среднего профессионального образования и потребностями регионального рынка труда, соответствие уровня квалификации инженерно-педагогического состава учреждений начального и среднего профессионального образования техническому и технологическому уровню современного производства, привлечь работодателей к активному сотрудничеству с образовательными учреждениями в области подготовки кадров.
К моменту завершения реализации мероприятий Программа позволит:
- обеспечить достижение сбалансированности между структурой и объемами подготовки специалистов в учреждениях начального и среднего профессионального образования области и потребностями регионального рынка труда;
- создать механизм взаимодействия с работодателями, обеспечивающий качественное обучение практическим навыкам, адаптацию и закрепление на производстве выпускников. Доля учреждений НПО и СПО в подготовке и оценке профессиональных компетенций которых принимают участие представители работодателей составит 100%.
Срок реализации Программы: 2012 - 2014 годы.
Методика расчета:
Доля выпускников ОГБОУ НПО, ОГБОУ СПО трудоустроившихся по полученной профессии в первый год, в общей численности выпускников таких учреждений.
Единица измерения - %.
Источник информации: статистическая отчетность
,
где:
- процент трудоустроившихся по полученной профессии выпускников ОГБОУ НПО;
- число трудоустроившихся по полученной профессии выпускников ОГБОУ НПО;
- общее число выпускников ОГБОУ НПО.
,
где:
- процент трудоустроившихся по полученной профессии выпускников ОГБОУ СПО;
- число трудоустроившихся по полученной профессии выпускников ОГБОУ СПО;
- общее число выпускников ОГБОУ СПО.
В целом, расходы на осуществление мероприятий Программы сформированы как расходы: на оказание государственной услуги по оказанию начального профессионального образования, среднего профессионального образования и профессиональной подготовки, стипендиальное обеспечение и дополнительные выплаты обучающимся и студентам, финансовое обеспечение приобретения коммунальных услуг и составят 3 089 418,1 тыс. рублей.
3. Перечень программных мероприятий
Программные мероприятия приведены в приложении к настоящей программе.
Приказом Департамента Смоленской области по образованию и науке от 15 августа 2012 г. N 762 в раздел 4 внесены изменения
4. Система управления реализацией Программы
Управление реализацией ведомственной целевой программы "Развитие начального и среднего профессионального образования в Смоленской области" на 2012-2014 годы осуществляет отдел профессионального образования и науки и отдел экономического планирования и исполнения государственного заказа Департамента Смоленской области по образованию и науке.
Отчет о выполнении мероприятий ведомственной целевой программы представляется областными государственными образовательными учреждениями в Департамент Смоленской области по образованию и науке, по установленными для сдачи формам бухгалтерской отчетности. Отдел экономического планирования и исполнения государственного заказа Департамента Смоленской области по образованию и науке формирует отчетность о ходе реализации ведомственной целевой программы и предоставляет ее в Департамента экономического развития, инвестиций, внешнеэкономической деятельности и предпринимательства Смоленской области и Департамент бюджета и финансов Смоленской области.
<< Назад |
Приложение. >> Перечень программных мероприятий |
|
Содержание Приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке от 25 октября 2011 г. N 802 "Об утверждении ведомственных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.