Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
МО "Глинковский район"
от 30 июля 2012 г. N 208
Ведомственная целевая программа
"Комплекс мер по модернизации общего образования в муниципальном образовании "Глинковский район" Смоленской области в 2012-2015 годах"
19 ноября 2012 г.
Паспорт ведомственной целевой программы
Наименование ведомственной целевой программы |
"Комплекс мер по модернизации общего образования в муниципальном образовании "Глинковский район" Смоленской области в 2012-2015 годах" |
|
Основание для разработки Программы |
Поручение Главы Администрации муниципального образования "Глинковский район" Смоленской области |
|
Заказчик Программы |
Администрация муниципального образования "Глинковский район" Смоленской области |
|
Разработчик Программы |
Отдел по образованию Администрации муниципального образования "Глинковский район" Смоленской области |
|
Цель ведомственной целевой программы |
Цель программы - повышение доступности и качества начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях муниципального образования "Глинковский район" Смоленской области |
|
Задачи, значения показателей задач ведомственной целевой программы |
Для обеспечения достижения цели необходимо решить следующие основные задачи: 1. Оптимизация сети муниципальных общеобразовательных учреждений. 2. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, установление статуса "школа - ресурсный центр", "базовая школа". 3. Концентрация образовательных ресурсов и их рациональное использование в сетевом взаимодействии общеобразовательных учреждений. 4. Организация дистанционного обучения. 5. Повышение профессиональной квалификации кадрового состава муниципальных общеобразовательных учреждений. 6. Формирование единой информационной образовательной среды. 7. Развитие инфраструктуры общеобразовательных учреждений. Значения показателей задач ведомственной целевой программы: 1. Охват детей в возрасте 7-18 лет, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, общим образованием - 100%. 2. Увеличение наполняемости классов-комплектов до 7 человек в сельских школах. 3. Увеличение доли детей, обучающихся на "4" и "5" до 40%; 4. Сохранение доли обучающихся, получивших аттестаты об основном общем и среднем (полном) общем образовании, не ниже 98% 5. Соответствие к 2015 году зданий, оснащённости общеобразовательных школ - ресурсного центра и базовых школ - требованиям федерального государственного образовательного стандарта. 6. Увеличение доли руководящих и педагогических работников, имеющих первую и высшую квалификационные категории, до 70%. |
|
Сроки реализации ведомственной целевой программы |
2012 - 2015 годы |
|
Объемы и источники финансирования ведомственной целевой программы |
Региональный бюджет - 2000,0 тыс.руб. Муниципальный бюджет - 473,7 тыс.руб. Иные источники |
|
Организационно-методическое сопровождение ведомственной целевой программы |
"Рекомендации по модернизации муниципальных образовательных сетей Смоленской области на 2012 - 2015 гг." Департамента Смоленской области по образованию и науке, ГАУ ДПОС "Смоленский областной институт развития образования" |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Модернизация общего образования - процесс совершенствования территориальной, функциональной, отраслевой структуры общего образования в муниципальном образовании "Глинковский район" Смоленской области, направленный на улучшение образовательной среды, повышение доступности качественного образования, уровня жизни педагогических работников. Главная цель модернизации - повышение качества образования.
Инициированная сверху, модернизация осуществляется снизу, поскольку на местном уровне лучше информированность о современном состоянии системы образования, проблемах развития образования в районе. Модернизация осуществляется пошагово с реализацией конечных целей в 2015 году. Результаты модернизации характеризуются системой показателей: качество знаний; укомплектованность кадрами; переподготовка кадров; обеспеченность учебной литературой, кабинетами; наличие развитой спортивной инфраструктуры (спортплощадки, спортзалы); средняя наполняемость классов в сельской и городской школе, число персональных компьютеров на 100 учащихся; доля учителей, имеющих первую и высшую категорию; обеспеченность автобусами для подвоза детей. Цифровые (количественные) показатели целей модернизации носят вторичный характер, однако укрупнение школ является одним из инструментов достижения цели повышения качества образования. С целью контроля за процессом модернизации целесообразна организация ежегодного мониторинга основных контрольных показателей.
Устойчивому развитию системы общего образования муниципального образования "Глинковский район" Смоленской области может способствовать формирование её опорного каркаса, имеющего линейно-узловую структуру. В качестве линий в этом случае будут выступать дороги, в качестве отдельных узлов - центры общего образования ("школа - ресурсный центр", "базовая школа").
Исключительную роль в модернизации системы образования играют школы - ресурсные центры. Располагая соответствующей инфраструктурой, включая особую информационную инфраструктуру, эти школы являются базами внедрения новых достижений в общее образование, но также обеспечивают дистанционное образование. В муниципальном образовании на первом этапе модернизации общеобразовательной сети целесообразно создать одну школу - ресурсный центр.
Важное место в линейно-узловой структуре принадлежит базовым школам, которые могут формировать вокруг себя школьные округа и филиальные сети. Границы школьных округов могут не совпадать с административными границами. Выделение школьных округов - один из инструментов обеспечения доступного качественного образования. В качестве базовых школ выступают лучшие по материальной базе, как правило, располагающие автотранспортом для подвоза учащихся, школы. Базовые школы могут располагать интернатом. Число базовых школ в районе определяется характером расселения, конфигурацией и плотностью дорог, уровнем материально-технической оснащённости. Базовые школы играют особую социокультурную миссию в сельской местности. Как и школы - ресурсные центры, базовые школы должны стать лидерами в образовательном пространстве района. Базовые школы должны иметь высокоскоростной доступ к сети Интернет.
Помимо школ - ресурсных центров, базовых школ, школьную сеть в сельской местности образуют основные, начальные, средние общеобразовательные школы, которые не получили соответствующего статуса. Часть из них могут являться филиалами базовых школ, часть осуществляет свою деятельность автономно. В сельских поселениях целесообразно развивать такую модель сельской школы, как школа с дошкольными группами или школа - детский сад.
Одним из направлений модернизации является курс на создание "именных" школ, то есть школ, носящих имена известных отечественных ученых и исследователей, уроженцев Смоленской области и Глинковского района. "Именные" базовые школы могут становиться центрами учебно-исследовательской, краеведческой, воспитательной работы по разным направлениям научного знания и социально значимой деятельности.
Характеристика основных услуг, оказываемых в рамках ведомственной целевой программы
Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.
Общее образование предоставляется муниципальными общеобразовательными учреждениями, имеющими лицензию на соответствующую образовательную деятельность, прошедшими государственную аккредитацию.
Предоставление общего образования осуществляется бесплатно.
Характеристика основных услуг, оказываемых в рамках ведомственной целевой программы:
1) предоставление общего образования муниципальными общеобразовательными учреждениями, реализующими основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в формах, регламентированных законодательством в сфере образования;
2) обеспечение условий реализации образовательного процесса: содержание территорий, зданий и помещений общеобразовательных учреждений; оснащение общеобразовательных учреждений мебелью, оборудованием, учебными наглядными пособиями и другими средствами обучения; обеспечение безопасности обучающихся;
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4) предоставление сопутствующих услуг: питание обучающихся; организация работы медицинских кабинетов в общеобразовательных учреждениях, групп продленного дня, содержание воспитанников в интернатах, психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение обучающихся (воспитанников), дополнительное образование;
5) предоставление услуги по перевозке обучающихся специальными автобусами;
6) повышение профессиональной квалификации кадрового состава муниципальных общеобразовательных учреждений.
Характеристика основных показателей общеобразовательной сети муниципального образования "Глинковский район" Смоленской области (на 1 квартал 2012 года)
Система общего образования муниципального образования "Глинковский район" Смоленской области включает в себя 9 школ, из них 4 средних школ, 5 основных школ.
Всего в общеобразовательных учреждениях обучается 394 обучающихся в 60 классах-комплектах.
Демографическая ситуация привела к значительному снижению численности обучающихся. Однако с учетом положительной динамики рождаемости в последние годы в общеобразовательных учреждениях наблюдается тенденция увеличения числа обучающихся на ступени начального общего образования. На 01.09.2011 года - 32, а на 01.09.2012 года - 42 первоклассника. В то же время отмечается снижение числа обучающихся на ступени 5-9 классов. (На 01.09.2011 года - 200, а на 01.09.2012 года - 186). Отмечается также ротация наполняемости общеобразовательных учреждений, когда семьи с детьми, проживающие в сельской местности, переезжают на проживание в с. Глинка по причине отсутствия на селе рабочих мест.
По результатам фактического учета детей, показатель охвата детей в возрасте 7 - 18 лет общим образованием остается стабильным и составляет 100%.
Удельный вес численности выпускников 11 (12) классов, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании, от общей численности выпускников 11 (12) классов составляет 95%. По муниципальным общеобразовательным учреждениям качество знаний составляет - 41%, успеваемость - 98,9%, меньше, чем в предыдущем году.
Согласно плану мероприятий по введению федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) начального общего образования продолжается апробация основных образовательных программ начального общего образования во 2-ом классе на базе пилотной площадки в МБОУ "Глинковская СОШ" (всего пилотных 2-х классов - 1, обучающихся - 15); во всех первых классах введен ФГОС начального общего образования (всего 1-х классов - 7, обучающихся на конец 2011 года - 32); проведен мониторинг по введению ФГОС начального общего образования в 1-х классах пилотных школ; в соответствии с требованиями ФГОС организована внеурочная деятельность второклассников в пилотных классах (10 часов). Внеурочная деятельность обучающихся первых классов организована в рамках кружковой деятельности на базе школ и через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования. Прошли курсовую подготовку 39% (показатель за 2011 - 2012 гг.) педагогических и руководящих работников общеобразовательных школ; прошли курсовую подготовку по переходу на ФГОС: учителей начальных классов - 43% от количества учителей. С целью подготовки к введению ФГОС основного общего образования планируется обучение 4 тьютеров (1 учитель русского языка, 1 учитель математики-информатики, 1 - английского языка и 1 - изо).
Значительное внимание уделяется системе поддержки одаренных детей. Развитию интеллектуально-творческого потенциала ребенка способствует организация конкурсов, смотров и соревнований. В ряде школ апробируется модель учета внеучебных достижений обучающихся "портфолио". Ежегодно обеспечивается подготовка и проведение школьного и муниципального уровней олимпиад школьников по различным учебным предметам. В результате на муниципальном уровне приняли участие 112 обучающихся, стали победителями 15 обучающихся, призерами - 23 обучающихся.
Образовательную услугу в школах оказывают 94 педагога, из них имеют высшую квалификационную категорию 13,8% (13) и первую квалификационную категорию 59,6% (56) от общего числа педагогов. Возрастной состав педагогов: моложе 25 лет - 3,2% (25), пенсионеров - 17% (16), пришло молодых специалистов в 2009/2012 учебном году - 7,4% (7). С целью привлечения молодых специалистов в общеобразовательных учреждениях установлены ежемесячные доплаты в размере 2-3 тыс. рублей. Всего в районе 7 молодых специалиста. В общеобразовательных учреждениях осуществляют профессиональную деятельность 15 педагогических работников (16%), имеющих государственные и отраслевые награды "Отличник народного просвещения, 12 учителей (12,8%) награждены почетными грамотами Министерства Образования РФ и 2 педагога (2,1%) имеют Знак "Почетный работник".
В рамках обеспечения непрерывности, персонификации и актуальности повышения квалификации педагогических работников в муниципальном образовании "Глинковский район" Смоленской области ведется планомерная работа по повышению квалификации руководящих и педагогических работников образовательных учреждений. В 2011 году в соответствии с договором с ГАУ ДПОС "Смоленский областной институт развития образования" курсовой переподготовкой было охвачено 37 человек, из них на базе. С целью повышения компьютерной грамотности современного учителя на базе Глинковской средней школы прошли курсовую подготовку 87% педагогических работников.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца пропущена часть текста
Все школы района имеют свободный доступ к сети Интернет, могут общаться и обмениваться информацией. Открытые уроки, воспитательные мероприятия в районе проводятся с техническим сопровождением, что повышает их эффективность. Проведена организационная работа по реализации нового порядка аттестации руководящих кадров, разработаны необходимые нормативно-правовые акты, положение.
На выполнение первоочередных мероприятий, направленных на подготовку общеобразовательных учреждений к учебному году, созданию безаварийной, доступной среды израсходовано 194,5 тыс. рублей.
Анализ основных показателей общеобразовательной сети муниципального образования "Глинковский район" Смоленской области выявил ряд проблем, которые необходимо решить, в том числе посредством ведомственной целевой программы:
1. Переход на новые образовательные стандарты и обеспечение качественного образования:
- необходимость повышения качества общего образования;
- необходимость накопления практического опыта учителей по введению ФГОС в начальной и основной школе, своевременного повышения квалификации;
- необходимость развития альтернативных способов обучения (дистанционное обучение).
2. Развитие системы поддержки одаренных детей:
- недостаточный уровень готовности учителей к работе с одаренными детьми, в том числе с использованием современных технологий;
- низкая результативность участия в предметных олимпиадах обучающихся малокомплектных школ;
- необходимость увеличения финансовой поддержки образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми;
- необходимость совершенствования правовых механизмов поддержки одаренных детей.
3. Совершенствование учительского корпуса:
- уровень средней заработной платы педагогических работников не доведен до уровня средней заработной платы в сфере промышленности;
- старение педагогических кадров;
- недостаточно эффективное решение вопросов социальной поддержки молодых специалистов (обеспечение жильем) и их закрепления по месту работы.
4. Укрепление материальной базы и развитие инфраструктуры общеобразовательных учреждений:
- несоответствие зданий, оснащенности общеобразовательных учреждений современным требованиям в сфере образования, в том числе для обучения детей-инвалидов;
- необходимость пополнения и обновления автобусов (3 единиц).
- необходимость предоставления широкополосного высокоскоростного Интернета;
- необходимость формирования единого информационного образовательного пространства среди общеобразовательных учреждений.
5. Развитие самостоятельности общеобразовательных учреждений:
- недостаточная квалификация руководителей в вопросах управления современным общеобразовательным учреждением (вопросы права, экономики в сфере образования);
- формальное, в ряде случаев, создание органов государственно-общественного управления;
- недостаточная готовность образовательных учреждений к привлечению внебюджетных источников финансирования, переходу в статус автономных образовательных учреждений.
Количественные показатели наполняемости муниципальных общеобразовательных учреждении (на 1 квартал 2012 года) (названия общеобразовательных учреждений приведены в сокращенном виде)
N п/п |
Наименование общеобразовательного учреждения |
Количество |
Интернат |
|
классов-комплек. |
обучающихся |
|||
1 |
МБОУ "Болтутинская СОШ" |
10 |
61 |
+ |
2 |
МБОУ "Глинковская СОШ" |
16 |
25 |
+ |
3 |
МБОУ "Доброминская СОШ" |
7 |
22 |
|
4 |
МБОУ "Ромодановская СОШ" |
7 |
12 |
|
5 |
МБОУ "Белохолмская ООШ" |
4 |
12 |
|
6 |
МБОУ "Березкинская ООШ" |
2 |
4 |
|
7 |
МБОУ "Дубосищенская ООШ" |
4 |
13 |
|
8 |
МБОУ "Ивонинская ООШ" |
5 |
11 |
|
9 |
МБОУ "Новоханинская ООШ" |
5 |
9 |
|
Итого по школам района |
60 |
399 |
2 |
Средняя наполняемость классов |
6,1 |
2. Цель, задачи ведомственной целевой программы, измеряемые количественные показатели их достижения
Цель программы - повышение доступности и качества начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях муниципального образования "Глинковский район" Смоленской области.
Для обеспечения достижения цели необходимо решить следующие основные задачи:
1. Оптимизация сети муниципальных общеобразовательных учреждений.
2. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, установление статуса "школа - ресурсный центр", "базовая школа"
3. Концентрация образовательных ресурсов и их рациональное использование в сетевом взаимодействии общеобразовательных учреждений.
4. Организация дистанционного обучения.
5. Повышение профессиональной квалификации кадрового состава муниципальных общеобразовательных учреждений.
6. Формирование единой информационной образовательной среды.
7. Развитие инфраструктуры общеобразовательных учреждений.
Значения показателей задач ведомственной целевой программы:
1. Охват детей в возрасте 7-18 лет, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, общим образованием - 100%.
2. Увеличение наполняемости классов-комплектов до 7 человек
3. Увеличение доли детей, обучающихся на "4" и "5" до 40%;
4. Сохранение доли обучающихся, получивших аттестаты об основном общем и среднем (полном) общем образовании, не ниже 98%
5. Соответствие к 2015 году зданий, оснащенности общеобразовательных школ - ресурсного центра и базовых школ - требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
6. Увеличение доли руководящих и педагогических работников, имеющих первую и высшую квалификационные категории, до 70%.
Постановлением Администрации муниципального образования "Глинковский район" Смоленской области от 19 ноября 2012 г. N 322 в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Перечень мероприятий ведомственной целевой программы
Нумерация пунктов таблицы приводится в соответствии с источником
4. Механизм реализации ведомственной целевой программы
Заказчик и разработчик ведомственной целевой программы "Модернизация общего образования в муниципальном образовании "Глинковский район" Смоленской области в 2012-2015 годах" (далее - программа) осуществляют мониторинг реализации мероприятий программы.
Отдел по образованию Администрации муниципального образования "Глинковский район" Смоленской области (далее - Отдел) предоставляет отчеты о реализации мероприятий в Администрацию муниципального образования "Глинковский район" Смоленской области, вносит предложения по перераспределению неиспользованных средств без увеличения общей суммы расходов на реализацию программы.
Отдел взаимодействует с органами местного самоуправления муниципального образования "Глинковский район" Смоленской области в целях формирования и реализации единой политики в сфере общего образования и обеспечения выполнения мероприятий программы в полном объеме.
Реализация мероприятий программы осуществляется в сроки, указанные в программе.
5. Нормативное правовое регулирование и организационно-методическое сопровождение реализации ведомственной целевой программы
Организационно-методическое сопровождение ведомственной целевой программы: "Рекомендации по модернизации муниципальных образовательных сетей Смоленской области на 2012-2015 гг." Департамента Смоленской области по образованию и науке, ГАУ ДПОС "Смоленский областной институт развития образования".
Нормативные документы федерального, регионального, муниципального уровней, регламентирующие и организационно обеспечивающие введение новых ФГОС.
Нормативные документы, регулирующие экономические вопросы в сфере образования.
Иные документы.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации муниципального образования "Глинковский район" Смоленской области от 30 июля 2012 г. N 208 "Об... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.