Приложение
к приказу Департамента Смоленской
области по образованию и науке
от 16 декабря 2011 г. N 1068
Ведомственная целевая программа
"Социальная адаптация и сопровождение выпускников интернатных учреждений, расположенных на территории Смоленской области" на 2012-2014 годы
Паспорт программы
Наименование субъекта бюджетного планирования |
Департамент Смоленской области по образованию и науке |
Наименование ведомственной целевой программы |
"Социальная адаптация и сопровождение выпускников интернатных учреждений, расположенных на территории Смоленской области" на 2012-2014 годы |
Реквизиты нормативного правового акта, которым приняты расходные обязательства для субъекта бюджетного планирования |
закон Смоленской области от 09.12.2011 N 126-з "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" |
Реквизиты приказа субъекта бюджетного планирования Смоленской области об утверждении ведомственной целевой программы |
Программа утверждена приказом Департамента Смоленской области по образованию и науке от 16 декабря 2011 N 1068 |
Цель ведомственной целевой программы, значения показателей цели |
Обеспечение успешной социализации и интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после выпуска из интернатных учреждений (далее - выпускников) Целевой показатель: Доля выпускников, продолживших обучение в системе начального, среднего и высшего профессионального образования, от общего числа выпускников. |
Задачи, значения показателей задач ведомственной целевой программы |
Задача 1. Совершенствование региональной системы социальной адаптации и сопровождения выпускников. Показатели задачи 1: 1. Доля выпускников, прошедших подготовку в смоленском областном государственном автономном учреждении "Центр поддержки выпускников интернатных учреждений "Расправь крылья!" (далее - Центр), от общего числа выпускников. 2. Доля привлеченных специалистов (далее - кураторы), охваченных всеми формами повышения квалификации. 3. Количество обоснованных жалоб со стороны потребителей (законных представителей и иных заинтересованных лиц) услуги по социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после выпуска из интернатных учреждений. Задача 2. Обеспечение процесса социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, интернатных учреждений и их подготовки к самостоятельной жизни. Показатель задачи 2: Доля выпускников, прошедших подготовку к самостоятельной жизни в интернатных учреждениях, от общего числа выпускников. |
Характеристика программных мероприятий |
Организация и проведение комплекса мероприятий по созданию благоприятных условий для успешной социализации и интеграции в общество выпускников |
Сроки реализации ведомственной целевой программы (достижения показателей цели) |
2012-2014 гг. |
Объемы и источники финансирования ведомственной целевой программы |
общий объем финансирования ведомственной целевой программы 12 395,4 тыс. рублей, из них: 2012 г. - 3 787,1; 2013 г. - 4 195,0; 2014 г. - 4 413,3. Программа финансируется за счет средств областного бюджета |
Адрес размещения ведомственной целевой программы в сети "Интернет" |
сайт Департамента Смоленской области по образованию и науке: www.edu67.ru раздел "Целевые программы" |
1. Характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации ведомственной целевой программы
Ежегодно областные государственные образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заканчивают более 200 человек, которые пополняют число обучающихся образовательных учреждений начального, среднего, (реже высшего) профессионального образования, подведомственных Департаменту.
В СОГБОУ "Детский дом "Гнездышко", СОГБОУ "Шаталовский детский дом" и в 9 общеобразовательных школах-интернатах (из них в 7 специальных (коррекционных)) региона воспитывается около 800 человек - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
Таблица 1
Образовательное учреждение/годы |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения (численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) |
635 человек |
468 человек |
414 человек |
372 человека |
Общеобразовательные учреждения (численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) |
398 человек |
354 человека |
353 человека |
360 человек |
Итого: |
1033 человека |
822 человека |
767 человек |
732 человека |
Жизнь детей в условиях интернатного учреждения приводит к нарушению взаимодействия ребенка с социальной средой, что проявляется в трудностях адаптации выпускников детских домов к современным социальным условиям. Большинство выпускников оказываются не достаточно подготовленными к самостоятельной жизни. Сталкиваясь со значительными трудностями и, не имея при этом поддержки семьи, они адаптируются к самостоятельной жизни крайне тяжело.
В настоящее время растет понимание необходимости оказания в регионе помощи по социальной адаптации и сопровождению выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и иных организаций.
Отдельные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и иные организации начинают готовить воспитанников к самостоятельной жизни и сопровождать их после выпуска.
С целью повышения эффективности работы при поддержке Администрации Смоленской области и Учреждения Российской академии образования "Институт семьи и воспитания" с августа 2008 года начал реализовываться проект "Мост в будущее".
24 ноября 2011 года было открыто смоленское областное государственное автономное учреждение Центр поддержки выпускников образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Расправь крылья!".
Апробированная модель региональной системы социальной адаптации и сопровождения выпускников - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, положена в основу данной Программы.
Особенности региональной системы сопровождении
- инновационность - совершенствование системы работы с воспитанниками и выпускниками - детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, через внедрение инновационных технологий;
- региональность - проявляется в системности и комплексности работы с воспитанниками и выпускниками - детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, Смоленской области;
- централизация, проявляется в координации деятельности различных ведомств и служб по социальной адаптации и сопровождению выпускников.
Региональная система сопровождения выпускников включает в себя следующие основные элементы:
1. Центр сопровождения и социальной адаптации выпускников - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- как ресурсное учреждение Смоленской области, владеющее передовыми технологиями и методиками работы;
- как орган централизованной поддержки и межведомственной координации деятельности по сопровождению выпускников, обеспечивающий устойчивое функционирование региональной системы сопровождения и социальной адаптации;
- как орган учебно-методической, консультативной и научно- исследовательской деятельности по разработке инновационных технологий и методической работы с детьми-сиротами, в том числе технологий социального патроната выпускников (кураторство) и специальных программ, проектов для сирот из "группы риска" ("Маленькая мама" и т.п.), а также осуществлению мониторинговых функций.
2. Социальные квартиры в интернатных учреждениях как база, на которой осуществляется подготовка воспитанников к самостоятельной жизни.
3. Новые социальные программы, внедряемые в образовательных учреждениях начального и среднего и высшего профессионального образования, направленные на профилактику социальной дезадаптации выпускников.
4. Нормативные правовые акты Смоленской области, регулирующие вопросы социальной защиты и закрепляющие формы поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Учитывая сложности, которые испытывают выпускники интернатных учреждений, необходимо осуществлять Программу сопровождения на территории региона.
Реализация Программы сопровождения позволит снизить численность выпускников, неустроенных в жизни, и уменьшить количество правонарушений и преступлений в молодежной среде.
2. Цель, задачи ведомственной целевой Программы, а также измеряемые количественные показатели, их достижения по годам реализации программы
Цель: обеспечение успешной социализации и интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после выпуска из интернатных учреждений.
Целевой показатель: Доля выпускников, продолживших обучение в системе начального, среднего и высшего профессионального образования, от общего числа выпускников.
Целевой показатель |
Наименование целевого показателя |
Ед.изм. |
2011 г. |
Значение целевых показателей |
||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
||||
Доля выпускников, продолживших обучение в системе начального, среднего и высшего профессионального образования, от общего числа выпускников |
% |
96,61 |
97,0 |
97,5 |
98,0 |
Рассчитывается в процентах по формуле: , где
В - число выпускников интернатных учреждений, продолживших обучение (данного года выпуска);
А - общее число выпускников - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (данного года выпуска);
С - доля выпускников интернатных учреждений, продолживших обучение (данного года выпуска), от общего числа выпускников - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Год |
Общее число выпускников - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Общее число выпускников (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) интернатных учреждений, продолживших обучение |
Доля выпускников, продолживших обучение к общему числу выпускников - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
2008 |
139 |
132 |
94,96% |
2009 |
151 |
147 |
97,35% |
2010 |
130 |
125 |
96,2% |
2011 |
118 |
114 |
96,61% |
Общее число выпускников имеет тенденцию к снижению в связи с общим снижением численности детей на территории Смоленской области, а также семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Источниками информации представленных показателей являются: отчеты школ-интернатов ОШ-1, Д-9, и др. и фактическое количество выпускников школ-интернатов на конец текущего учебного года, определяемое по официальным запросам в образовательные учреждения.
Задача 1. Совершенствование региональной системы социальной адаптации и сопровождения выпускников.
Показатели задачи 1:
1. Доля выпускников, прошедших подготовку в Центре, от общего числа выпускников.
Показатели задач |
Наименование показателей задач |
Ед.изм. |
2011 г. |
Значение показателей задач |
||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
||||
- доля выпускников, прошедших подготовку в Центре, от общего числа выпускников |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
Рассчитывается в процентах по формуле: Cd = Ck : Со х 100%, где
Сk - число выпускников интернатных учреждений, прошедших подготовку в Центре (данного года выпуска);
Со - общее число выпускников - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (данного года выпуска);
Cd - доля выпускников интернатных учреждений, (данного года выпуска), прошедших подготовку в Центре, от общего числа выпускников.
Год |
Общее число выпускников - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Число выпускников, прошедших подготовку в Центре |
Доля выпускников интернатных учреждений, прошедших подготовку в Центре, к общему числу выпускников - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
2008 |
139 |
139 |
100% |
2009 |
151 |
151 |
100% |
2010 |
130 |
130 |
100% |
2011 |
118 |
118 |
100% |
2. Доля кураторов, охваченных всеми формами повышения квалификации.
Показатели задач |
Наименование показателей задач |
Ед.изм. |
2011 г. |
Значение показателей задач |
||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
||||
- доля кураторов, охваченных всеми формами повышения квалификации |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
Рассчитывается в процентах по формуле: , где
Кk - число кураторов, охваченных всеми формами повышения квалификации;
Ко - общее число кураторов областных государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и учреждений профобразования;
Kd - доля кураторов, охваченных всеми формами повышения квалификации.
3. Количество обоснованных жалоб со стороны потребителей (законных представителей и иных заинтересованных лиц) услуги по социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после выпуска из интернатных учреждений.
Показатели задач |
Наименование целевого показателя |
Ед.изм. |
2011 г. |
Значение целевых показателей |
||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
||||
- Количество обоснованных жалоб со стороны потребителей (законных представителей и иных заинтересованных лиц) услуги по социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после выпуска из интернатных учреждений. |
Количество жалоб |
0 |
0 |
0 |
0 |
Задача 2. Обеспечение процесса социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, интернатных учреждений и их подготовки к самостоятельной жизни.
Показатель задачи 2:
Доля выпускников, прошедших подготовку к самостоятельной жизни в интернатных учреждениях, от общего числа выпускников.
Показатели задач |
Наименование показателей задач |
Ед.изм. |
2011 г. |
Значение показателей задач |
||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
||||
- доля выпускников, прошедших подготовку к самостоятельной жизни в интернатных учреждениях, от общего числа выпускников |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
Рассчитывается в процентах по формуле: , где
Vk - число выпускников интернатных учреждений, прошедших подготовку в интернатных учреждениях (данного года выпуска);
Vo - общее число выпускников - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (данного года выпуска);
Vd - доля выпускников интернатных учреждений, (данного года выпуска), прошедших подготовку к самостоятельной жизни в интернатных учреждениях, от общего числа выпускников.
Год |
Общее число выпускников интернатных учреждений, прошедших подготовку к самостоятельной жизни в интернатных учреждениях |
Общее число выпускников - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Доля выпускников интернатных учреждений, прошедших подготовку к самостоятельной жизни в интернатных учреждениях к общему числу выпускников - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
2009 |
0 |
151 |
0% |
2010 |
130 |
130 |
100% |
2011 |
118 |
118 |
100% |
В результате реализации программы на территории Смоленской области ожидается:
- увеличение числа выпускников, успешно адаптированных и социализированных в обществе;
- повышение учебной и профессиональной мотивации выпускников учреждений;
- снижение уровня социальных девиаций среди выпускников учреждений.
3. Перечень программных мероприятий
Перечень программных мероприятий представлен в приложении к ведомственной целевой программе "Социальная адаптация и сопровождение выпускников интернатных учреждений, расположенных на территории Смоленской области" на 2012-2014 годы.
В целом, расходы на осуществление мероприятий Программы сформированы как расходы: на оказание государственной услуги по социальной адаптации учащихся выпускных классов и выпускников областных государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по организации обучения и повышения квалификации для специалистов органов и учреждений, занимающихся решением вопросов социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; финансовое обеспечение и составят 12 395,4 тыс. рублей.
4. Система управления реализацией Программы
Управление процессом реализации ведомственной программы осуществляет отдел опеки, попечительства и интернатных учреждений и отдел экономического планирования и исполнения государственного заказа Департамента Смоленской области по образованию и науке.
Отчет о выполнении мероприятий ведомственной целевой программы представляется Смоленским областным государственным автономным учреждением "Центр поддержки выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Расправь крылья!" в Департамент Смоленской области по образованию и науке в сроки, установленные для сдачи бухгалтерской отчетности.
Отдел экономического планирования и исполнения государственного заказа Департамента Смоленской области по образованию и науке ежеквартально формирует отчет о ходе реализации ведомственной целевой программы и передает его в Департамент экономического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Смоленской области и в Департамент бюджета и финансов Смоленской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ведомственная целевая программа "Социальная адаптация и сопровождение выпускников интернатных учреждений, расположенных на территории Смоленской области" на 2012-2014 гг. (утв. приказом Департамента Смоленской области по образованию и науке от 16 декабря 2011 г. N 1068)
Текст Программы официально опубликован не был